Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Поместный Cобор 1917–1918 гг. и его предыстория

Диакон Михаил НЕМНОНОВ


Церковные Соборы не собирались в России со времени упразднения Патриаршества в Русской Церкви в начале XVIII века. Первые серьезные публикации и разговоры о подготовке большого церковного Собора начались в декабре 1904 года, когда Государем было объявлено о подготовке закона о веротерпимости. Вскоре после этого митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) направил Царю докладную записку, в которой указывалось, что дарование полной свободы вероисповедания инославным, старообрядцам и различным сектантам поставит государственную Православную Церковь в неравное положение по отношению к другим конфессиям. Митрополит указывал на необходимость созыва всеправославного совещания духовенства и мирян для решения ряда насущных проблем, касающихся положения Церкви в государстве.
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении Церкви в России ко времени интересующих нас событий. Оно отличалось некоторой двойственностью, нашедшей яркое отражение в Основных Законах Российской империи. Согласно параграфу 42, «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» — формула, вполне достойная св. Константина Великого, провозгласившего себя «епископом внешних дел Церкви».
С другой стороны, Император именовался «главой Церкви», а параграф 45 гласил, что «в управлении церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного». Отсюда если симфония священства и царства в том виде, в каком этот принцип был провозглашен императором Юстинианом, несомненно, присутствовала, то о симфонии Царя и Патриарха (или, за его отсутствием, Царя и Синода) не могло быть и речи.
Л. Тихомиров писал по этому поводу, что «если наши государственно-церковные отношения, при таких законодательных определениях, нельзя назвать полным "цезарепапизмом", то исключительно потому, что имеются в основных законах статьи, постановляющие исповедание православной веры условием для обладания престолом Российским, а так как Православие признает самостоятельность церковной власти, то отсюда можно, логическим умозаключением, вывести, что, стало быть, эта самостоятельность признается и русским государством... Но это есть положение теоретическое. Практически же церковное управление поставлено с Петра I так, как если бы Церковь никакой самостоятельной власти не имела».
Несмотря на то что официально Синод в 1721 году был провозглашен как «коллективный патриарх» и одновременно «постоянно действующий собор», очевидно, он не был ни тем ни другим. Во главе стола, за которым проходили заседания Синода, стояло кресло Императора; Император же, согласно «Духовному регламенту», должен был признаваться «крайним судией» всей деятельности Святейшего Синода.
Со временем необычайно усилилось влияние обер-прокуратуры и подведомственных ей учреждений — канцелярий и консисторий; отсюда высшее церковное управление получило официальное наименование «ведомства православного исповедания». Тихомиров отмечает, что при таком положении вещей «власть над Церковью совершенно неизбежно сосредоточивается в руках чиновников. Архиереи Синода постоянно сменяются. Если один состав наметит какую-либо меру, то у него нет времени довести ее до конца. Другой же состав имеет уже иные идеи. Да и положение дел сменяющемуся составу Синода не может быть известно так хорошо, как чиновникам канцелярии обер-прокурора. Они ведут дела церковные постоянно и специально, так что знают их лучше, чем архиереи; чиновники обдумывают меры, подготовляют дела и решают их. А архиереи в лучшем случае превращаются в простых "консультантов", в худшем же просто "рукоприкладствуют" к мерам, выработанным чиновниками».
В последних словах, несомненно, есть некоторое преувеличение. Мы намеренно привели их для иллюстрации настроения правых кругов, к которым принадлежал Лев Тихомиров к 1905 году, когда была закончена работа над «Монархической государственностью» и когда описываемые нами события были в полном разгаре.
Но если так обстояли дело «справа», то «слева» было много хуже. Уже в 60–70-е годы XIX века обнаружилось, что настроения семинаристов едва ли не более «радикальны», чем у мирских студентов. Это те самые годы, в которые обучалось в семинариях старшее поколение отцов Поместного Собора 1917–1918 гг. Дальше радикальные настроения среди семинаристов только усиливались...

* * *
Итак, в записке митрополита Антония предлагался ряд мер, призванных придать Церкви большую свободу: освободить церковную организацию от всеобъемлющего контроля со стороны государства, разрешить приходу пользоваться статусом юридического лица, священникам — участвовать в работе земств, епископам — в работе Государственного Совета и т. п.
Все эти проблемы рассматривались в декабре 1904 — феврале 1905 годов в комитете министров под председательством С.Ю. Витте. К работе были привлечены церковные иерархи, в том числе митрополит Антоний (Вадковский) и епископ Сергий (Страгородский), профессора духовных академий. В конце февраля 1905 года, когда созванное им совещание по церковным вопросам завершило свою работу, Витте вручил царю «Записку о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви» — так называемую «первую записку Витте», в которой содержалось требование немедленного созыва Поместного Собора.
Обратим внимание, что С.Ю. Витте, кем-то метко охарактеризованный как «человек без убеждений», точнее — чьи убеждения изменялись по мере того, как изменялось направление ветра (в частности, о духовном рассуждении С.Ю. Витте может свидетельствовать следующая фраза из его «Воспоминаний»: «История француза Филиппа, Саровского, Распутина-Новых — все это фрукты одного и того же дерева»), выступает здесь как поборник «освобождения» Церкви. Это довольно характерный, но далеко не единственный пример того, что идея восстановления искаженного петровскими реформами церковного устройства, вполне оправданная сама по себе, в данной ситуации приобретала несколько болезненное развитие.
Дальнейшее рассмотрение дела было передано в Синод. Тем временем в Печати развернулась широкая кампания в поддержку идеи созыва Собора. Наибольшую известность получила опубликованная 17 марта 1905 года в «Церковном вестнике» записка «группы 32 священников», известной также под именем «Союза церковного обновления» — в будущем ее члены составили ядро обновленческого движения. Они рассчитывали, что на будущем Соборе удастся провести некоторые радикально-реформаторские идеи как в области канонического устроения Церкви, так и богослужения. «Только свободно самоуправляющаяся Церковь, — говорилось в записке, — может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни будут пользоваться все виды религиозного заблуждения — и только Православная Церковь, хранительница подлинной Христовой Истины, одна будет оставаться лишенной равной с ними свободы?» Для придания Церкви свободы, от которой «горели бы сердца человеческие», предлагались следующие меры: введение женатого епископата и отстранение от епископского служения монашествующих, отделение Церкви от государства, широкие «демократические» реформы внутри Церкви, в том числе и богослужебные: русский язык вместо церковнославянского и т. л.
Одновременно раздавались и голоса иного рода. «Требуется возродить Церковь. Но это возрождение надо провести правильными путями, не повторяя самовластных способов действия 1721 года»; «поспешность поистине поразительная, вызывающая представление скорее о так называемой Виттовой пляске, чем о серьезном обсуждении святого и великого дела» — такие настроения были характерны для многих видных богословов того времени и также высказывались в печати.
22 марта Синод после трех дней работы единогласно принял обращение к Царю с просьбой рассмотреть вопрос о немедленном созыве Собора и избрании Патриарха. 31 марта на докладе Синода была наложена Высочайшая резолюция следующего содержания: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Представляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».

* * *
Здесь будет уместно упомянуть рассказ С. А. Нилуса о событии, имеющем прямое отношение к нашей теме. Рассказ этот, к сожалению, не подтвержден никакими другими свидетельствами, и потому описанное в нем не может считаться твердо установленным историческим фактом.
Дело происходило во время русско-японской войны, уже после рождения Наследника (то есть не ранее августа 1904 г.), но когда «Цусима была еще впереди» (то есть не позднее мая 1905 г.). «В те дни, — пишет Нилус, — и на верхах государственного управления, и в печати, и в обществе заговорили о необходимости возглавления вдовствующей Церкви общим для всей России главою-патриархом. Кто следил в то время за внутренней жизнью России, тому, вероятно, еще памятна та агитация, которую вели тогда в пользу восстановления патриаршества во всех слоях интеллигентного общества». (Отметим, что активная заинтересованность в этом деле интеллигенции, чрезвычайно далекой в то время от Церкви и ее интересов и в то же время в основной своей массе настроенной против самодержавия, лишний раз подтверждает, что не здоровое церковное сознание, но несколько иная стихия давала о себе знать в рассматриваемых событиях.)
Далее Нилус пересказывает слова своего знакомого иеродиакона, приближенного «одного весьма тогда популярного архиерея одной из епархий юга России» (некоторые черты вызывают в памяти образ тогда еще архиепископа Волынского Антония (Храповицкого); впрочем, это частное предположение пишущего эти строки): «В эти дни кончалась зимняя сессия Св. Синода, в числе членов которой состоял и наш владыка (то есть это было зимой 1904/05 года, в тот самый период времени, когда митрополит Антоний подал Царю упомянутую выше записку. — М. Н.). Владыка вернулся в свой град... Вот что поведал он тогда:
"Когда кончилась наша зимняя сессия, мы, синодалы, во главе с первенствующим Петербургским митрополитом Антонием (Вадковским)... отправились прощаться с Государем и преподать ему на дальнейшие труды благословение... По общему совету, решили намекнуть ему в беседе о том, что не худо было бы в церковном управлении поставить на очередь вопрос о восстановлении патриаршества в России. Каково же было удивление наше, когда, встретив нас чрезвычайно радушно и ласково, Государь с места сам поставил нам этот вопрос в такой форме.
— Мне, — сказал он, — стало известно, что теперь и между вами в Синоде, и в обществе много толкуют о восстановлении патриаршества в России. Вопрос этот нашел отклик и в моем сердце и крайне заинтересовал и меня. Я много о нем думал, ознакомился с текущей литературой этого вопроса, с историей патриаршества на Руси и его значения во дни великой смуты междуцарствия и пришел к заключению, что время назрело и что для России, переживающей новые смутные дни, патриарх и для Церкви, и для государства необходим. Думается мне, что и вы в Синоде не менее моего были заинтересованы этим вопросом. Если так, то каково ваше об этом мнение?
Мы, конечно, поспешили ответить Государю, что наше мнение вполне совпадает со всем тем, что он только что перед нами высказал.
— А если так, — продолжал Государь, — то вы, вероятно, уже между собой и кандидата в патриархи наметили?
Мы замялись и на вопрос Государя ответили молчанием.
— А что, если я (как вижу, вы кандидата еще не успели себе наметить или затрудняетесь в выборе), что, если я сам его вам предложу? Что вы на это скажете?
— Кто же он? — спросили мы Государя.
— Кандидат этот, — ответил он, — я! По соглашению с Императрицей я оставляю престол моему сыну и учреждаю при нем регентство из Государыни Императрицы и брата моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагая себя вам в патриархи. Угоден ли я вам и что вы на это скажете?
Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений (курсив мой. — М. Н.), что мы не нашлись, что ответить, и... промолчали. Тогда, подождав несколько мгновений нашего ответа, Государь окинул нас пристальным и негодующим взглядом: встал молча, поклонился нам и вышел...
С той поры, — заканчивает свое повествование Нилус, — никому из членов тогдашнего высшего церковного управления доступа к сердцу Цареву уже не было. Он, по обязанности их служения, продолжал по мере надобности принимать их у себя, давал им награды, знаки отличия, но между ними и его сердцем утвердилась непроходимая стена...»
Последнее свидетельство интересно тем, что Нилус имел широкий круг знакомств среди архипастырей и был неплохо информирован о событиях в высших сферах церковной жизни; кроме того, оно косвенно подтверждается последующими трагическими событиями, о которых речь ниже. Мы, со своей стороны, можем лишь предположить, что стена между Царем и Синодом существовала и раньше, и описанный Нилусом инцидент лишь еще раз обнаружил ее. По-видимому, Царь не находил в высшем церковном управлении человека, на которого вполне мог бы положиться в то время, когда в государстве нарастала смута и в самой Церкви, в том числе в епископате, все более проявлялись оппозиционные настроения.[1]
Тем не менее после того как вопрос о созыве Поместного Собора обсуждался в Синоде и Государь принял решение отложить его до лучших времен, епархиальным архиереям были разосланы анкеты по всем вопросам, обсуждавшимся Синодом. К осени 1905 года ответы были получены; немного позднее они были опубликованы в нескольких увесистых томах. Подавляющее большинство архипастырей требовало восстановления патриаршества, регулярного проведения Соборов, упразднения обер-прокуратуры и т. п. О том, что Николай II в принципе сочувствовал этим идеям, свидетельствует тот факт, что 27 декабря того же года он обратился к Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию с рескриптом, в котором говорилось: «Ныне я признаю благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной Церкви... Предлагаю вам определить время созвания этого Собора».

* * *
Для обсуждения программы предстоящих преобразований 6 марта 1906 года по указанию Николая II было созвано Предсоборное присутствие, действовавшее до 15 декабря того же года. За это время был выработан ряд рекомендаций, основанных главным образом на «отзывах епархиальных архиереев» 1905 года; их выполнение фактически означало бы введение автономии Церкви по отношению к государству. Несколько иначе, чем в Основных Законах, были сформулированы и функции Императора по отношению к Церкви: «Император, как православный Государь, является верховным покровителем Православной Церкви и охранителем ее благопорядка». Однако по окончании работы Предсоборного присутствия, 25 апреля 1907 года, Царь снова принял решение отложить созыв Собора на неопределенный срок. Подобным же образом в конце 1911 года было организовано Предсоборное совещание, по окончании которого Синод обратился к Царю с просьбой созвать Собор в 1913 году, к 300-летней годовщине воцарения династии Романовых, к торжественному празднованию которой готовилась вся страна. Но и на этот раз Государь предпочел созыв Собора отложить.
С. С. Ольденбург утверждает, что «одной из главных причин задержки созыва Собора было, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, существование законодательных учреждений (то есть, прежде всего, Государственной думы. — М. Н.). Основные законы не предусматривали особого порядка законодательства по церковным делам; руководящие церковные круги в то же время испытывали колебание при мысли, что внутренние вопросы церковного устройства будут решаться голосами атеистов и иноверцев. Эти сомнения разделял и Государь. Государственная дума, со своей стороны, относилась ревниво к возможности изъятия из ее ведения целой области народной жизни, и вопрос о порядке прохождения церковной реформы так и остался открытым».
Однако, по-видимому, главной причиной все же было не это. Архиепископ Антоний (Храповицкий) на Соборе 1917 года свидетельствовал о переписке Победоносцева с Государем, имевшей место в 1906 году, в которой Победоносцев указывал «на опасность патриаршества для царской самодержавной власти».
И здесь перед Царем стояла сложная дилемма. С одной стороны, было очевидно, что церковная реформа Петра Великого, следствием которой было превращение церковной организации в «ведомство православного исповедания", была не только противоестественна для Церкви, но и, по справедливому замечанию Л. Тихомирова, лишила верховную власть могущественного средства единения с нацией, «какое составляло в московский период церковное устройство». С другой — поспешное восстановление последнего в условиях, когда государство уже в течение нескольких десятилетий колебалось во всех основаниях, могло привести к еще большему разладу между верховной властью и нацией, опасному для всех, в том числе для самой Церкви, «верховным защитником» которой был он сам. Отсутствие автономии в жизни Церкви, мелочный и всеобъемлющий государственный контроль над всеми сторонами ее жизни приводили к тому, что, по словам того же Тихомирова, «в этом церковном управлении все источники духа» были «возможно более отстранены», но отмена этого контроля в условиях, когда уже давало о себе знать зарождающееся обновленчество, а значительная часть клира и епископата была готова ради «свободы» Церкви пожертвовать государственным строем, ее защищавшим, могла привести к тому, что, подобно Государственной думе, и новые церковные Соборы стали бы трибуной левых сил, еще более расшатывая и без того хрупкое status quo.
Государь не вполне разделял образ мыслей Победоносцева. В 1905 году, когда между Победоносцевым и Витте разгорелась полемика по поводу церковных реформ посредством попеременно подаваемых на Высочайшее имя записок, первый из них отстаивал преимущества синодальной системы при помощи традиционных аргументов послепетровской эпохи. Невзирая на это, Николай II дал принципиальное согласие на созыв собора и предлагавшиеся преобразования. Но он не мог не видеть, что опасения Победоносцева, о которых в 1917 году поведал Поместному Собору архиепископ Антоний, были небезосновательны, как не мог не осознавать, что не забота о подлинных интересах Церкви и церковного народа побуждала в тот момент Витте защищать соборность и патриаршество...

* * *
Дальнейшие события в истории России так и не предоставили благоприятного времени для проведения Собора. Временное и весьма относительное затишье, наблюдавшееся после 1905 года, миновало. Над Россией продолжали сгущаться тучи, внутренние противоречия продолжали обостряться. В последний раз требование о созыве Собора прозвучало в Российской империи в 1916 году, в прошении, поданном Царю думским духовенством. Здесь уместно отметить, что оно почти в полном составе входило в так называемый «прогрессивный блок», сыгравший одну из ключевых ролей в падении в России самодержавия. Аргументация: восстановление соборного управления Церковью необходимо для того, чтобы царское правительство перестало использовать Церковь как инструмент своей внутренней политики... «Внутренней политикой» в то время была забота о сохранении от окончательного распада последней в истории христианской империи, и не удивительно, что и это обращение к Царю осталось безответным.
Вызывает удивление другое. Когда обер-прокурор Раев накануне отречения Государя предложил членам Синода выступить в защиту самодержавия, ответом было молчание. Однако несколько дней спустя, когда назначенный Временным правительством новый обер-прокурор В. Н. Львов обратился к Синоду с просьбой поддержать новую власть, на свет явилось обращение нового состава Синода от 9 марта 1917 года, где говорилось следующее: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути... Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту... В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы... доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы... облегчить ему трудное великое дело внедрения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы...»
Сказать, что этот документ производит ужасающее впечатление, — значит почти ничего не сказать. Среди подписей под ним видим следующие: Владимир, митрополит Киевский — будущий первомученик, которому принадлежат известные слова о том, что «священник-немонархист недостоин стоять у святого престола»; Макарий, митрополит Московский, видевший вскоре после этого известный сон о Государе, где он из двух чаш выбирает горькую и пьет за грехи народа; Сергий, архиепископ Финляндский, будущий Патриарх, в полной мере испытавший на себе последствия своего выбора и имевший возможность в большей мере, чем другие, видеть его последствия для Церкви; Тихон, архиепископ Литовский, будущий Патриарх и исповедник...
«Чего же удивляться, — резонно замечает протоиерей Валентин Асмус, — если на Соборе 1917 года в знаменитой, цитируемой чаще всего другого, сказанного на Соборе, речи архимандрита (впоследствии архиепископа) Иллариона (Троицкого) прозвучали слова о "погубленной Петром церковной свободе и былой церковной славе", об "орле петровского, на западный образец устроенного, самодержавия", который "выклевал русское православное сердце" патриаршества, о "святотатственной руке нечестивого Петра". Лейтмотив этой яркой речи — горделивое утверждение, что мы устроим церковную жизнь, как захотим. История, а точнее, стоящий за нею Промысл, ответили на эту гордыню Октябрьской революцией, которая произошла через день после произнесения исторической речи. Вот и сбылось предостережение митрополита Филарета (Дроздова): "Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?" И все это делалось и говорилось тогда, когда истинное православное сердце России томилось в плену у нечестивых, ожидая, когда пронзит его оружие злодеев. Наверное, многие из участников великих свершений 1917 года впоследствии догадались о доле своей вины...»
«Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?..» Что касается Поместного Собора 1917–1918 гг., то история дала на этот вопрос в основном положительный ответ. Несмотря на то, что в Предсоборном совете, созванном после Февральской революции и последовавшего за ней разгона Синода, чувствовалось сильное влияние обновленческих сил, нашедшее отражение в повестке дня, предложенной Собору, несмотря на то что после падения самодержавия многие из прежних поборников патриаршества перестали о нем думать и в программе Собора этот вопрос поначалу вообще не стоял — Собор, несомненно, явился важнейшим событием в жизни Церкви и имел огромное положительное значение.
Сами события тех дней, явившиеся закономерным следствием вынужденного отречения Государя, заставили вспомнить о том, в противодействии чему его обвиняли: «Церковь становится воинствующей и должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратий. А если так, то Церкви нужен и вождь»; «Никакую войну нельзя вести без вождя, а ведь для Церкви наступает именно такое время, когда ей придется вести войну» — вот аргументы, сыгравшие, по-видимому, решающую роль в восстановлении патриаршества. Остается лишь удивляться цинизму, которым наполнено многократно муссировавшееся в годы советской власти утверждение, выраженное недавно Поспеловским в следующих словах: «Осуществление задуманного оказалось возможным только после отречения и благодаря отречению».

* * *
В заключение отметим и еще одну интересную особенность событий 1917— 1918 годов. В работе Собора были использованы материалы, накопленные в ходе его подготовки начиная с 1905 года; кроме того, как богословский, так и интеллектуальный уровень большинства его участников был исключительно высок. Эти материалы нашли отражение в целом ряде соборных постановлений, которые составляют для нас ценное богословское наследие той эпохи. Однако, помимо восстановления патриаршества, решения Собора или вовсе не были воплощены в жизнь, или спустя несколько лет в силу трагических обстоятельств того времени потеряли всякое практическое значение.
Так, были сформированы органы церковного управления — Синод и Высший Церковный Совет, но они вынуждены были прекратить свою работу уже в начале 20-х годов. Организация Синода, созванного в 1927 году митрополитом Сергием, не имела ничего общего с тем, что было решено на этот счет на Соборе. Не вдаваясь в подробности, отметим, что и сегодня она более основывается на дореволюционном опыте, чем на постановлениях 1917 года. Что касается Высшего Церковного Совета, то он (хорошо ли, плохо ли это) так и не возродился.
Собор принял интересные постановления относительно приходской жизни, но первые же постановления советской власти сделали невозможным их осуществление. Но и для нынешнего Устава РПЦ они служат скорее ориентиром, чем каноническим обоснованием. Было решено проводить Поместные Соборы каждые три года; советская власть сделала это абсолютно невозможным, но и ныне Поместные Соборы собираются значительно реже, причем порядок их созыва имеет мало общего с намеченным тогда. Предполагалось создать митрополичьи округа и архиепископии, в состав которых в свою очередь входили бы епископии, — идея так и не была воплощена в жизнь. Декларация об отношении Церкви к государству требует, чтобы глава государства был православным, — это также осталось благим пожеланием на бумаге. Предусматривалась выборность епископата — в первые же годы после Собора от этого пришлось отказаться, как не имеет это места и до сих пор. Монахам было запрещено жить в миру, а ученые монахи должны были образовывать монастырские общины; духовные школы также предполагалось устраивать исключительно в монастырях. Излишне говорить о том, что выполнить эти постановления не было никакой возможности в те годы, да и едва ли возможно сейчас. Это перечисление можно было бы значительно продолжить...
Что касается «обновленческой» программы — календарного вопроса, введения современного русского языка за богослужением и т. п., то эти проблемы так и не обсуждались; последовавшая «в результате отречения» конфискация помещения Московской семинарии и шквал антицерковных репрессий привели к закрытию Собора прежде намеченного срока. Поспеловский сетует, что, «продлись Собор в 1919 году, Церковь вступила бы в наш бурный XX век не "пережитком царизма", как представляла богоборческая пропаганда, а живым динамичным организмом, непоколебимым в своих вероучительных основах, но откликающимся на требования века, отвечающим духовным запросам и понятиям современного человека». В переводе на язык нормального церковного сознания это означает, что, если бы Промысл Божий не судил иначе, в 1919 году вполне могли быть проведены реформы, аналогичные реформам II Ватиканского Собора, с аналогичными же последствиями, столь желательными для поспеловских и Ко.
Этого не произошло. Господь Своими неисповедимыми путями сохранил Свою Церковь «невредиму и непреоборимую, проведя ее через огненные испытания. И сегодня, когда антихристианство в мире имеет значительно большую силу, чем в первые десятилетия XX века, когда Церкви не меньше, чем тогда, приходится вести войну и защищаться не только от врагов, но и от лжебратий, мы должны помнить уроки событий тех лет, всячески отметая их ложные интерпретации. В частности, те из них, в которых предстает в ложном свете участие в этих событиях последнего Царя...



Примечание

[1] Ольденбург пишет, что патриархом предполагалось избрать Санкт-Петербургского митрополита Антония (Вадковского). Если описываемые события действительно имели место, можно предположить, что Царь, зная об этом, не считал его подходящим кандидатом, о чем в свою очередь могли догадываться и «наметившие его» архиереи — члены Синода.

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

 

НОВОСТИ

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке