Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Русскость» Русской Зарубежной Церкви в аспекте церковной икономии (1920–1945 гг.)

Инокиня Васса (ЛАРИНА)


Выехавшее в Константинополь в ноябре 1920 года Высшее Церковное Управление не сразу стало называться «Русским». На первых порах заграничное ВЦУ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) продолжало именовать себя «Высшее Церковное Управление на Юге России». С середины декабря 1920 года в протоколах ВЦУ опускаются слова «на Юге России» и некоторое время пишется просто «Высшее Церковное Управление». Так именуется ВЦУ — без прибавления слов «Русское» и «заграницей» — до конца января 1921 года. Новое же название — «Высшее Русское Церковное Управление заграницей» находим впервые в Протоколе от 21 января (3 февраля) 1921 года.

С этого времени для Зарубежной Церкви характерна некая подчеркнутая «русскость», вернее — подчеркнутая принадлежность к Церкви Русской. Настаивая на своей принадлежности именно Русской Церкви, РПЦЗ не вошла ни в одну из заграничных Поместных Церквей, не пошла и на создание собственной автокефалии. Таким образом, «русскость» Русской Зарубежной Церкви — каноническое самоопределение заграничной Церкви, а вместе с тем — феномен, определивший ее исторический путь.

Чем было обусловлено такое самоопределение Русской Зарубежной Церкви при митрополитах Антонии и Анастасии? Почему церковный организм, ими возглавляемый, не отказался от связи с Русской Церковью и не пошел, можно сказать, более естественным путем растворения в других Поместных Церквах? 

Эти вопросы уже привлекали внимание многих исследователей как в России, так и за рубежом. При этом нередко определенная «патриотическая» позиция РПЦЗ рассматривалась в чисто политической плоскости, так что до недавнего времени Русская Зарубежная Церковь в 20-е и 30-е годы рассматривалась как некая монархическая организация, в военные же годы — как профашистская. При такой постановке вопроса различные проявления «патриотизма» Русской Церковью в России и Русской Церковью за рубежом в названные периоды естественно вызывало взаимное непонимание в двух частях единой Русской Церкви. 

Однако документы из Синодального Архива в Нью-Йорке и из Государственного архива Российской Федерации в Москве, доселе не изданные, позволяют поставить проблемный вопрос о «русскости» заграничной Русской Церкви в ином аспекте. А именно Протоколы заседаний заграничного ВЦУ 1920–1921 годов, затем отдельные Постановления заграничного Собора, личная переписка митрополитов Антония и Анастасия и секретарей Архиерей­ского Синода проливают новый свет на пастырские, церковно-созидательные предпосылки, из которых исходила мысль иерархов Зарубежной Церкви касательно России и Русской Церкви. Документы из названных архивов позволяют раскрыть то пастырское строительство Русской Церкви, то есть то действие церковной икономии, которое являлось вместе и основной задачей и исходным пунктом канонической позиции заграничных иерархов Русской Церкви.


Задачи «русскости» Зарубежной Церкви в годы ее основания

С Россией заграничную Церковь связывало прежде всего чувство всесторонней ответственности перед Матерью — Русской Церковью. Это чувство ответственности было обусловлено рядом предпосылок, из которых исходили иерархи-эмигранты:

1. Вера в скорое освобождение России от большевицкой власти.

2. Обязанность окормлять заграничную русскую паству в рассеянии.

3. Обязанность соблюсти достояние Русской Церкви за пределами России.

4. Обязанность помогать из-за границы гонимой на Родине Церкви.

В протоколах заграничного ВРЦУ за 1921–1922 годы постоянно высказывается уверенность в том, что в России вот-вот будет восстановлен «порядок» и «власть, всеми признанная», что заграничное ВЦУ вернется в лоно Матери-Церкви, в Россию. исходя из этого, например, ВРЦУ заботится о правильной метрической записи венчаний и крещений русских беженцев, имея в виду будущую необходимость в этих документах по возвращении в Россию. «Метрикация этих актов по Российским законам имеет юридически-правовое значение...» — отмечается в Протоколе ВРЦУ от 3/16 августа 1921 года, «между тем в будущем, по восстановлении в России порядка и возвращении беженцев в Россию, получение документов об этих актах... будет крайне затруднительным...»1. Иными словами, заграничное ВРЦУ отмечает важность ведения метрических записей именно русским церковным управлением, поскольку получение метрических записей от иностранных церквей может в будущем, по возвращении в Россию, оказаться затруднительным.

Конечно, пастырская ответственность ощущалась заграничным ВЦУ не только в области метрических записей. Беженские условия жизни заграничной паствы поставили перед российскими архипастырями и пастырями, оказавшимися за границей, исключительные задачи. Проблемы нищенского существования беженцев, последствия трагедий разбитых гражданской войной семейств, опасность отпадения от Православия русских детей в ино­славной среде — со всем этим столкнулось заграничное ВЦУ в первые же месяцы своего пребывания в Константинополе. О трудностях православного воспитания детей за рубежом ВРЦУ имело суждение в апреле 1921 года, причем был поднят вопрос «о наблюдавшихся попытках к совращению в католичество русских детей, обучающихся в французских учебных заведениях». Против этих попыток ВРЦУ выступает, обращаясь к апостолическому делегату2, а в мае 1922 года составляет «Обращение к Папе Римскому по поводу использования им тяжелого положения русских в целях совращения их из Православия», а также «Обращение к родителям русских детей с предостережением от католической пропаганды»3.Заметим, что восьмидесятилетний опыт Зарубежной Церкви в данном вопросе может быть небезынтересным для современной Православной Церкви в России, испытывающей в настоящее время католическую экспансию. Вскоре помимо инославной агрессии зарубежному ВЦУ пришлось иметь дело и с обновленцами, которые действовали в зарубежье при поддержке совет­ской власти4.

В это время заграничные иерархи имеют попечение и о подготовке образованных пастырей для Русской Церкви. Разумеется, что при крайней скудости средств Высшего Церковного Управления образование духовных учебных заведений было более чем затруднительным. Тем не менее уже в апреле 1921 года в Константинополе организованы Высшие богословские курсы, которые вел архиепископ Анастасий (Грибановский), а в январе 1922 года ВРЦУ утверждает проект создания пастырского училища в Болгарии под управлением епископа Дамиана. Характерно, что при этом имелась в виду нужда в пастырях не только за границей, но и в будущей, освобожденной России: «ВЦУ имеет в виду учреждение курсов четырехгодичных, дабы воспитанники их могли явиться правоспособными кандидатами священства и по возвращении в Россию»5. Примерно в это же время постановлено издавать официальный церковный журнал при заграничном ВЦУ, «Церковные ведомости», с целью оповещения заграничной паствы о постановлениях ВРЦУ, а также с целью постепенной публикации всех постановлений Всероссийского Собора 1917–1918 годов.

Наряду с заботой о русской пастве на заграничное ВЦУ легла и забота о заграничном имуществе Русской Церкви. Важно отметить, что ВЦУ не само на себя взяло эту заботу, а отвечало на просьбы о защите церковного имущества со всех концов зарубежья. Начиная с ноября 1920 года, то есть в первую неделю своего пребывания за границей, ВЦУ получает прошения о принятии под покровительство от заграничных русских храмов и целых миссий, прежде всего Иерусалимской, на имущество которой притязал Иерусалимский Патриархат6. Первое такое обращение, от 23 ноября (6 декабря) 1920 года, касается храма в Буэнос-Айресе, на который притязал российский посланник Е.Ф. Штейн7. Месяц спустя в ВЦУ поступает письмо из Бари с просьбой от имени Палестинского общества «принять в ведение Высшего Русского Церковного Управления имущество (храм и дом) Общества в Бари для ограждения его от возможных покушений большевиков»8. На все подобные обращения заграничное ВЦУ отвечало ходатайствами перед иностранными государствами, выдачей документов о своей ответственности за имущество Русской Церкви. 

Мы уже упоминали, что забота ВРЦУ о заграничной Русской Церкви сопровождалась постоянной заботой о Церкви в самой России. Примером такой заботы были попытки помочь голодающим, а также многократные обращения к правительствам иностранных государств по поводу гонений на верующих в России. 

Так, например, в августе 1921 года ВРЦУ постановило: «установить во всех русских православных заграничных церквах тарелочный сбор за каждым богослужением в пользу голодающего и страждущего населения России...»9, несколько же дней спустя при ВРЦУ был образован «Церковный Комитет помощи голодающей России», причем ВРЦУ обращается с особым воззванием «о голодающих в России, ко всем верующим в Бога правительствам и народам всего мира»10. Далее читаем в том же протоколе: «пожертвования денежные предложено направлять в Белград, в ВЦУ, а снаряженные вагоны и пароходы на имя Всероссийского Патриарха Тихона в пограничные города или в Константинополь...»

В мае 1922 года ВРЦУ выступает в защиту арестованного Святейшего Патриарха Тихона. При этом по всем приходам Зарубежной Церкви рассылается указ: служить молебны о Святейшем Патриархе. А на ектеньях впредь постановлено на всех богослужениях, кроме обычного возношения имени Святейшего Патриарха Тихона, особые прошения «о в узах пребывающем Патриархе». Митрополит Антоний также обращается с протестами по поводу ареста Святейшего Патриарха «ко всем главам Православных и ино­славных церквей и ко всем светским главам государств мира».

С заботой о гонимой Церкви в России и с борьбой за достояние Русской Церкви за рубежом тесно связано стремление ВРЦУ соблюсти единство заграничной Церкви. Единство мыслилось как необходимое условие для успешной борьбы с врагами Русской Церкви как в России, так и за рубежом. В соблюдении единства русского заграничного церковного управления Архиерейский Собор РПЦЗ видел и непременный пастырский долг — соборно осуществлять жизнь Русской Церкви. 

По мысли протоиерея Николая Артемова в его капитальном исследовании об Указе Святейшего Патриарха Тихона № 362, этот принцип — пастырский долг соборности — был зафиксирован в это время названным указом Святейшего Патриарха11. Из приведенных же документов видно, что и другие аспекты церковно-созидательной деятельности, иначе говоря — деятельности по принципу церковной икономии — восприняты Зарубежной Русской Церковью как осознанная пастырская обязанность еще до получения письменной канонической фиксации этой деятельности в виде Указа Всероссийского ВЦУ от 7/20 ноября 1920 года за № 362. Как известно, этот указ был получен в Сремских-Карловцах лишь в январе 1922 года и явился необходимой, дополнительной опорой заграничного ВРЦУ в его борьбе за соблюдение достояния и единства Русской Церкви за пределами России. Таким образом, Указ № 362 зафиксировал в письменной форме уже действующий неписаный закон Церкви — закон о церковной икономии. Вместе с тем этот Указ зафиксировал принадлежность Зарубежной Церкви Матери— Русской Церкви, служа в течение долголетнего советского периода напоминанием не только о русскости Зарубежной Церкви, но и о временности ее автономной деятельности. 


Отношение РПЦЗ к монархизму

Приступая к «политической» части нашей статьи, мы считаем излишним делать экскурс по теме «Церковь и политика», поскольку этот вопрос достаточно освещен в «Основах социальной концепции РПЦ»12.

Мы также оставляем в стороне вопрос о «реальности» или «нереальности» политических взглядов иерархов рассматриваемого периода13, считая такой вопрос неправомерным с точки зрения методологии истории. Необходимо всегда учитывать уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях.Иными словами, нам представляется необходимым исследовать данный период Зарубежной Церкви в ее собственных, тогдашних условиях, учитывая ее собственный опыт, без навязывания ей иного опыта, ей неизвестного, или же установок нашего времени. Такой подход поможет способствовать и чаемому взаимопониманию двух частей Русской Церкви. 

Итак, политическую сторону жизни РПЦЗ мы будем рассматривать так, как мыслили ее иерархи РПЦЗ в 1920–1930-х годах, а именно — в контексте тех пастырских задач и того церковного строительства, которые легли в основу канонического бытия Зарубежной Церкви. Зарубежных иерархов, чувствовавших пастырскую ответственность за судьбу Русской Церкви, занимала мысль о положении Русской Церкви в будущей, освобожденной России. Наряду с этим пережитая революция и радикальная перемена прежних форм церковной жизни вызывали во всех кругах эмиграции — как церковных, так и нецерковных — попытки осмысления прошлого и чаяние лучшего будущего. Под «лучшим будущим» церковное сознание понимало нечто не совсем определенное: Россию, освобожденную от богоборческой власти и основанную на христианских началах. Для этой мысли имела значение и идея о восстановлении православной монархии. Однако эта идея, как нам пришлось убедиться из приведенных ниже документов, имела для иерархов РПЦЗ лишь привходящее значение. Монархическая умеренность иерархов РПЦЗ, как мы увидим, даже вызывала раздражение у деятелей заграничных монархических организаций.

Не останавливаясь на общеизвестных сведениях о монархизме Зарубежной Церкви, как-то: на послании Карловацкого Собора, на отдельных посланиях митрополита Антония, на монархизме митрополита Евлогия и так далее, мы обратимся к доселе не исследованным документам. Новый свет на данную тему проливает хранящаяся в Российском государственном военном архиве (РГВА) переписка молодого графа Ю.П. Граббе с Ве­ликим князем Андреем Владимировичем 1925–1926 годов. Из переписки мы узнаем о попытках этих двух деятелей так называемого «верноподданнического» движения14 привлечь на свою сторону Архиерейский Собор РПЦЗ. Поскольку это не удается, Андрей Владимирович пишет к Граббе в письме от 3 марта 1925 года: «Я не оспариваю ваше положение, что большинство иерархов по духу монархисты, но должен сознаться, что это свое чувство они проявляют крайне разнообразно и своеобразно... Ежели Карловацкий Собор и выразил мысль о монархе из Дома Романовых... но я все же далеко не убежден, что все они одинаково с нами мыслят о монархии»15. В письме от 1 января 1925 года Великий князь сетует на митрополита Антония. По мнениюВеликого князя, на митрополита оказала отрицательное влияние книга профессора Зызыкина: «яд, брошеный Зызыкиным, засел глубоко, видно из писем митрополита Антония ко мне. Его доводы в греховности... Императоров... до того чудовищны, что из простого уважения к его сану должен воздержаться их приводить в этом письме целиком... Но в этих странных по меньшей мере мыслях митр. Антония сквозит старый дух критики светской власти, тот же дух, который способствовал и революции». Напомним, что митрополит Антоний, последовательный борец за восстановление патриаршества в России и ревностный критик синодального строя, был далек от идеализации дореволюционной России. Немалый интерес представляет письмо графа Граббе от 19 апреля 1926 года. Он пишет Великому князю, что на заседании Синода одним архиереем была высказана неблагоприятная для легитимистов «оговорка» о том, что Собор РПЦЗ не имеет права принимать к исполнению государственные акты всероссийского значения. Граф упрекает тогдашнего секретаря Синода Е.И. Махароблидзе за то, что он эту оговорку поместил в протоколе (журнале) Синода так, как она была высказана, а не «средактировал» ее в более приятном для «легитимистов» виде. «Эта мысль, — пишет Граббе, — была весьма неудачно сформулирована, за что я упрекнул Махароблидзе, ибо если уже формально для обсуждения проекта требовалась такая оговорка, ее можно было бы средактировать несколько деликатнее, так, чтобы она не унижала легитимного принципа»16. А ранее, в письме от 19 апреля 1925 года, граф излагает Великому князю свои соображения о возможности примирения различных враждующих между собой монархических группировок. Отметим, что речь идет о восстановлении единства среди паствы митрополита Антония.

Из переписки выявляются не только расхождения во взглядах между иерархами РПЦЗ и светскими представителями монархических организаций. Здесь обнаруживается и некоторый прагматизм графа Ю.П. Граббе — как по отношению к архиереям, так и по отношению к протоколам Синода РПЦЗ, которые он находит возможным «средактировать» согласно своим соображениям. При огромном нашем уважении к Ю.П. Граббе, ставшему впоследствии многолетним секретарем Архиерейского Синода и виднейшим канонистом Зарубежной Церкви, мы не можем не отметить его весьма целенаправленное — и доселе не исследованное — влияние на Архиерейский Синод РПЦЗ начиная с конца 20-х годов и заканчивая 80-ми годами. С источниковеднической точки зрения роль этого редактора большинства протоколов и посланий РПЦЗ на протяжении почти всей ее истории должна учитываться исследователями.

В высказываниях иерархов РПЦЗ в 1930-е годы можно отметить те же надежды на освобождение России и воссоздание ее на «христианских началах», но без догматизации монархизма. Именно в таком смысле говорит архиепископ Дамиан в своем докладе Архиерейскому Синоду в 1933 году по поводу известного послания того же года митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Сербскому Варнаве: «Митрополит Сергий говорит, что возврата к старому строю государственному быть не может и мы должны отказаться от политики. Эти два положения правильны, но обоснование неверно. Очень возможно, что монархии мы восстановить не сможем, но и сделать поворот к большевицкому строю также не сможем. Наша задача — созидание жизни на христианских началах...»17 Мы бы хотели выделить последние слова архиепископа Дамиана: наша задача — созидание. Эти слова, по нашему убеждению, подводят итог всему вышесказанному о деятельности и о «политике» РПЦЗ в годы ее основания. 

Переходя к периоду первоиераршества митрополита Анастасия, надо сказать, что он сам, несомненно, сочувствовал идее восстановления в России монархии и многократно говорил об этом в предвоенные годы. Однако умеренность взглядов митрополита Анастасия в этом вопросе обнаружилась на Соборе 1938 года в следующем: архиепископ Серафим Богучарский выступил с докладом об одной эмигрантской политической организации, которая просила Церковь о благословении ее деятельности. Архиепископ Серафим считал, что Церковь не может благословить организацию немонархическую. В ответ на это, говорится в протоколе, «М. Анастасий указывает, что нельзя отвергать людей, идущих к Церкви и ищущих руководства ея, и полагает, что самодержавие входит в православное миросозерцание, но не является предметом веры нашей, как это выходит из доклада архиепископа Серафима»18. 


Отношение РПЦЗ к фашизму и к РОА

С конца 1920-х годов молодое поколение русских эмигрантов стало образовывать политические объединения фашистского типа. Входить в подробности различных оттенков этих организаций мы в настоящей статье не имеем возможности, но должны хотя бы несколько слов сказать об этом малоисследованном явлении.

Самая большая эмигрантская организация этого типа, Российская фашистская партия, была образована в 1931 году на Дальнем Востоке, в Харбине, Константином Владимировичем Родзаевским. В 1933 году эта организация состояла из 5000 членов, а к 1938 году открыла филиалы в Европе и насчитывала в своих рядах уже 20 000 человек. От немецких нацистов так называемые «русские фашисты» отличались, естественно, отсутствием антиславянских мотивов, но им импонировали не только восстановление национального величия государства, к которому стремился фашизм всех видов, но и подчеркнутый антикоммунизм и антикапитализм фашистской идеологии. таким образом, фашизм представлялся неким «третьим путем» молодому поколению эмигрантов, которое в коммунизме видело поработителя своей Родины, а в западном капитализме — чуждый России дух. На волне советского патриотизма, прокатившейся по Дальнему Востоку во время Второй мировой войны, большинство «русских фашистов» с восторгом приветствовало Советскую армию при вступлении ее в Маньчжурию. Сам Родзаевский после войны написал покаянное письмо Сталину, в котором, между прочим, писал, что «сталинизм— это как раз то самое, что он (Родзаевский) ошибочно называл российским фашизмом: это — наш “российский фашизм”, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений»19. Родзаевский вернулся в Советский Союз и был в 1946 году расстрелян. В его судьбе своеобразно отобразилась трагедия русского патриотизма в период Второй мировой войны.

Возвратимся к документам Русской Зарубежной Церкви. в Протоколах Всезарубежного Собора 1938 года уделяется внимание новому явлению — «русскому фашизму». Констатируя, что программа фашистов противоречит русскому православному народному идеалу, Собор постановил, что Церковь должна проявить заботу о вразумлении неправомыслящих и о направлении деятельности русских общественных организаций согласно православным началам. «Собор признает настоятельной необходимостью, — гласит резолюция, — чтобы наша Святая Русская Православная зарубежная Церковь в лице Священного Синода, епархиальных Преосвященных и настоятелей приходов обратила свое попечительное внимание на русские зарубежные национальные организации и помогла им выйти на путь подлинно православных и подлинно русских миропонимания и общественно-государственного идеала»20.  

15/28 июля 1936 года митрополит Анастасий ясно высказался против фашизма на свято-Владимировском Торжестве в Белграде: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы — нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства»21. В своем Рождественском послании 1939 года митрополит Анастасий излагает, в противовес фашистской расовой теории, церковное понимание любви к своему народу и к своей Родине: «Самое понятие Родины в нашем сознании никогда не было грубо материалистическим, и наш национальный образ никогда не определялся чисто внешними, зоологическими, расовыми признаками. То, что мы называем нашим Отечеством, это не физический воздух, которым мы дышим, не широкие просторы полей и лесов, рек и морей, какими в изобилии обладала Россия... а прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, — нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей...»22Надо считать это высказывание митрополита Анастасия ключевым для правильного понимания его дальнейшей позиции в годы Второй мировой войны. Глубоко характерна для владыки выраженная здесь чисто духовная постановка вопросов, даже таких вопросов, которые обычно считаются политическими. Так и коммунизм вовсе не воспринимался им в политическом ключе. Борьба с коммунизмом — врагом Церкви — была для митрополита Анастасия не борьбой с плотью и кровью, и вести эту борьбу он считал прежде всего своим естественным, христианским долгом. В таком именно ключе воспринимали этот вопрос и митрополит Антоний,  и большинство иерархов РПЦЗ.

Переходя к военному периоду, мы не находим новых мотивов в «русскости» Русской Зарубежной Церкви: по-прежнему главными оставались пастырские задачи, проявившиеся в заботе о русских военнопленных,и чаяние освобождения Церкви от безбожной власти. Опять-таки о политической стороне этих чаяний можно говорить только весьма условно, с той оговоркой, что политической программы — кроме общего понятия о «России, построенной на христианских началах», и борьбы с безбожной властью — Архиерейский Собор РПЦЗ не имел. Известно, что Синод РПЦЗ вообще избегал проявлять одобрение политике «третьего рейха» и вместе с тем пытался использовать сложившуюся ситуацию для желаемого участия в церковном и национальном возрождении России.Известно и то, что митрополит Анастасий никакого послания в связи с началом войны на территории СССР летом 1941 года не написал, несмотря на возможное давление со стороны нацистов23.  

Однако мы не увидим ясности в политических позициях митрополита Анастасия: перед войной, на Архиерейском Соборе 1939 года, он выражает надежду на то, что Великий князь Владимир Кириллович «в подобающее время выступит на великое дело освобождения порабощенной безбожной властью Русской земли, объединив вокруг себя весь русский народ...»24. К концу же войны митрополит Анастасий такие же надежды связывает с Русской освободительной армией, политическая программа которой значительно отличалась от программы Владимира Кирилловича.

Во время войны духовенство РПЦЗ, помимо военнопленных, окормляло и Русскую освободительную армию, насчитывавшую к марту 1945 года (после присоединения казачьего корпуса) 80 000 человек. Российские и зарубежные исследователи замечают, что «русское зарубежное духовенство выполняло в армии генерала Власова чисто церковную миссию, не занимаясь какой-либо политической деятельностью»25. Несомненно, впрочем, что, не занимаясь политической деятельностью, руководство РПЦЗ разделяло чаяния Русской освободительной армии о падении безбожной власти. О взгляде на этот вопрос самого митрополита Анастасия свидетельствует его письмо от 1/14 декабря 1944 года некоему Б.Н. Сергеевскому. Сергеевский написал митрополиту Анастасию, что советский генерал Власов, как человек советский, «подвиг освобождения» правильно понять не может, да и власовский манифест не упоминает о Боге... Из этого Сергеевский делает вывод, что от советского генерала доброго ожидать нельзя. В ответ на такое эмигрантское превозношение над генералом митрополит Анастасий пишет со свойственной ему умеренностью: «На дело это Вы смотрите слишком мрачно. Конечно, в идеологическом отношении многое, и в том числе отмеченное Вами, нехорошо, но это не столько по сознательно отрицательному отношению ко всему доброму, а по идеологической недозрелости. Наравне с тем, что в манифесте ничего не говорится о Боге — может быть, по непривычке бывших подсоветских упоминать Его в официальных актах,— Комитет пожелал начать свою работу с молебна. Сам Власов, с которым я виделся, много говорил о значении церковной миссии и в разговоре неоднократно цитировал Св. Писание. Другие сотрудники его тоже с почтением и вниманием относятся к Церкви. Поэтому есть надежда, что в новом движении Церковь сможет выполнять свою миссию. В политическом же отношении надо всем объединяться вокруг Власова, ибо никого другого, кто имел бы возможность собрать русские силы для борьбы с коммунизмом, сейчас налицо нет»26. Заметим, что здесь ни слова нет о Гитлере, о фашизме. Впрочем, нацистская идеология была чужда и идеологам власовского движения, на котором мы, к сожалению, в настоящей статье остановиться подробно не можем. Для митрополита Анастасия «политическая» сторона вопроса сводится к борьбе с поработившей Церковь советской властью, а главная надежда — что Церковь сможет выполнять свою миссию

После войны митрополит Анастасий и Архиерейский Собор РПЦЗ не без патриотического воодушевления отмечали подвиг русского народа во второй мировой войне, не отождествляя, однако, этот народ с советским правительством. «[Наша Родина], осиянная славою своих побед, — пишет митрополит Анастасий в октябре 1945 года, — в которых так ярко проявили себя русский военный гений и исконная доблесть нашего солдата, собравши снова в своих руках свое достояние, отторженное от нее судьбами истории, и распространивши свои границы до их естественных пределов... могла бы быть подлинно благословенной и счастливейшей страной в мире, если бы в ней водворился новый порядок жизни, основанный на камне нашей отеческой православной веры и на началах полной свободы, братства и правды... Об этом мы не перестаем молить Всевышнего теперь, когда Россия находится на новом переломе своей истории. Наша молитва столь же искренна, как и наша любовь к своей родине»27.Архиерейский Собор РПЦЗ, состоявшийся в мае 1946 года, в своей «Резолюции об отношении к Московской Патриархии» с ясностью высказался о жертвах как нацистского, так и советского режима:

«Мы не хотим закрывать глаза перед тем фактом, что советская власть со времени войны должна была возвратить Церкви некоторые из отнятых у нее законных прав. Однако свобода, данная Русской Церкви, носит очень ограниченный и притом [скорее] внешний и кажущийся, чем подлинный и существенный, характер. <...>

Склоняясь с благоговением перед образом наших великих страстотерп­цев, пострадавших за веру и Божию правду, мы усердно молимся об упокоении их, как и о других многочисленных русских людях, особенно о тысячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и других была не напрасна, что на их мученических костях воздвигается новая, свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которою она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны ее без всякого насилия и принуждения28, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия ее. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелою для него, хотя и победоносною войной, и благословил его миром и полным благоволением»29.

Таким образом, подводя итоги второй мировой войны, Архиерейский Собор РПЦЗ подтверждает ту патриотическую позицию, которая сложилась уже в начале 20-х годов: неразрывное духовное единство с Русской Церковью на Родине и чаяние освобождения ее от безбожной власти.

В заключение повторим слова митрополита Анастасия: «наша молитва [о своей Родине] столь же искренна, как и наша любовь к своей Родине». Митрополит Анастасий, как мы видели, верил в искренность любви к своей Родине русского солдата, воевавшего во второй мировой войне и в Красной Армии, и в РОА. Русская Зарубежная Церковь, сама находясь по ту сторону фронта, также в искренней любви к России не прекращала свою молитву об этой — общей всей Русской Церкви — Родине. Должны ли мы заподозрить неискренность этой молитвы и этой любви Русской Зарубежной Церкви к своей Родине? Если вера в искренность единой молитвы и любви к своей Родине разделенных частей Русской Церкви возможна, то не она ли то общее наше основание, на котором созидалась и продолжает созидаться единая Русская Церковь, где бы она ни находилась? 


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Синодальный Архив в Нью-Йорке (далее — СА), Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

2. СА, Протокол ВРЦУ от 6/19 — 8/21 апр. 1921 г.

3. СА, Протокол ВРЦУ от 7/20 мая 1922 г.

4. Прот. Николай Артемов. Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. с. 141.

5. СА, Протокол ВРЦУ от 25 янв./7 фев. 1922 г.

6. Письмо митр. Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону от 11/24 августа 1923 г. // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. С. 560.

7. СА, Протокол ВЦУ на Юге России от 23 ноября (6 дек.) 1920 г.

8. СА, Протокол ВЦУ от 12/25 янв. 1921 г.

9. СА, Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

10. СА, Протокол ВРЦУ от 18/31 авг. 1921 г.

11. Прот. Николай Артемов. Указ. соч. c. 96.

12. Церковь «допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания <...> Неучастие церковной Полноты в политической борьбе... не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. <...>   Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества...» (Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ: Сборник докладов и документов. Спб., 2000. с. 167, 169, 170).

13. Наше мнение расходится с утверждением священника Георгия Митрофанова, что ВРЦУ было «далеким от реального понимания российских событий». См.: Свящ. Г. Митрофанов. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. с. 22.

14. Имеются в виду «легитимисты», отстаивавшие права на престол брата Андрея Владимировича, Великого князя Кирилла Владимировича.

15. РГВА, ф. 500, оп. 3, д. 450, л. 184.

16. Там же. Л. 133.

17. СА. Письмо Св. Патриарха Сербского Варнавы митрополиту Антонию от 5/18 июля 1933 г. Приложение 3: Доклад по содержанию послания Митрополита Сергия к Патриарху Сербскому. с. 8.

18. ГАРФ, ф. 6343, оп.1, д.18. Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г., Протокол № 6 от 13/26 авг., л. 13 на обор.

19. Письмо К.В. Родзаевского И.В. Сталину // Отечественная история. 1992. № 3. с. 98.

20. Доклад Б.Р. Гершельмана «Современные общественные течения и их нравственное значение» // Деяния Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград, 1939. с. 252.

21. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. с. 34.

22. Церковная жизнь. 1939. № 12, дек. с. 180.

23. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 194.

24. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 22, л. 2 на обор.

25. Шкаровский М.В. Указ. соч. c. 35. 

26. СА. Дело об эвакуации Архиерейского Синода в Германию. Письмо митр. Анастасия Б.Н. Сергеевскому от 1/14 дек. 1944 г.

27. Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Джорданвилл, 1948. с. 228.

28. Необходимо заметить, что в 1945–1947 гг. западными союзниками производилась насильственная репатриация советских военнопленных, по соглашению со Сталиным на Ялтинской конференции. Зарубежная Церковь была свидетельницей ужасов репатриации, живая память о которой сохраняется Русским Зарубежьем и по сей день.

29. Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ от 26 апреля (9 мая) 1946 г. Цит. по: Н.А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) // Вестник Герман­ской епархии. 2001. № 5. С. 18.

РПЦЗ, Мюнхен



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

 

НОВОСТИ

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины