Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

Наталья МИХАЙЛОВА


28 октября 1709 года почил о Господе митрополит Ростовский Димитрий (Туптало) и по его завещанию был погребен в Ростовском Яковлевском монастыре. Господу угодно было прославить Своего подвижника, ревнителя и учителя Православия вышеземною славою. Спустя сорок три года, при митрополите Ростовском Арсении (Мацеевиче), 21 сентября 1752 года, при переделке церковного пола на месте погребения Святителя были обретены нетленными его честные мощи. По освидетельствовании и точном удостоверении как в нетленности мощей, так и в чудесах, от них происходивших, Православная Российская Церковь 22 апреля 1757 года причислила митрополита Димитрия к лику святых и празднует память этого чудотворца два раза в год: 28 октября (10 ноября), в день кончины, и 21 сентября (4 октября), в день обретения его мощей. Ныне Спасо-Яковлевский монастырь восстановлен, и богомольцы вновь могут поклониться святым мощам угодника Божия, митрополита и чудотворца Ростовского.

Из трудов святителя Димитрия наиболее замечательны, во-первых, Четии-Минеи, над составлением которых он работал более двадцати лет. Вторым капитальным трудом является «Летопись келейная, или Синопсис», в которой изложены события библейской истории с нравственно-поучительной целью. Святитель Димитрий известен также как борец со старообрядческим расколом. В те времена старообрядцы уже раскололись на множество толков. Много их скитов находилось в Заволжье, по реке Керженец и в Брынских лесах, откуда старообрядческие агитаторы почти беспрепятственно расходились по всей Русской земле и совращали в раскол простых и доверчивых людей, распространяли свое лжеучение, отторгая людей от лона Православной Церкви точно так же, как это делают современные сектанты. В бытность свою митрополитом в Ростове (с 1702 по 1709 год) святитель Димитрий часто объезжал свою епархию, встречался здесь с раскольниками и видел страшные последствия их деятельности для своей паствы.

Предостерегая свою паству от раскольников, святитель Димитрий в одной из своих проповедей в 1706 году говорил: «Птицы бесовские — раскольники, излетевшие от гнезда своего Брынскаго, научили многих бегати Святой Церкви... лжуще и прельщающе простых мужиков и баб и глаголюще: уже ныне церковь не церковь, попы не попы».

Полагая, что «не подобает пастырю сном одержиму быти, когда волки расхищают стадо», он, как пастырь добрый и ревнитель Православия, для укрепления колеблющихся и возвращения на путь истинный заблудших приступил к написанию своего третьего основательного труда под названием «Розыск о раскольниче­ской брынской вере» («розыск»— значит дознание, выяснение обстоятельств; «брынской» — по названию места, откуда приходили раскольники, Брынские леса). Сразу после написания книги сам Святитель разослал ее при окружном послании ко всем духовным властям и к своей пастве. Явив себя в этом своем великом труде глубоким и всесторонним исследователем заблуждений, Святитель раскрыл самый дух раскола, чуждый евангельской истины и любви. Резкий подчас тон обличений вызывался резкостью раскольнических писаний. Но и в этом труде слышится вся глубина и жизненность любви к спасению заблуждающихся. В заключении «Розыска» Святитель молит Господа об обращении отпавших от Церкви на путь истины.

В 1745 году «Розыск» был впервые напечатан и затем многократно переиздавался. Последние издания этой книги вышли в XIX веке в Москве (1855) и в Киеве (1877).

В наше время большая часть трудов святителя Димитрия (Жития святых, «Келейная летопись, или Синопсис») уже переиздана. Что же касается «Розыска о раскольнической брынской вере», то он не только не переиздан, но, судя по всему, эту книгу решено предать полному забвению, чтобы не обижать наших обидчивых старообрядцев. Зато иные церковные и околоцерковные издательства с завидным постоянством издают книги, авторы которых, по выражению раскольников, «подорвали научные основы никонианства», а потому с превеликим удовольствием ими цитируются. В их среде наиболее почитаемый профессор и член Госдумы от партии прогрессистов Н.Ф. Каптерев. Издаются псевдоисторические сочинения современных апологетов старообрядческого раскола М.Данилушкина и Б.Кутузова, поливающих грязью Русскую Православную Церковь. Сами раскольники в издательстве «Церковь» позаботились переиздать сочинение эмигранта С.Зеньковского о расколе, впервые вышедшее в Германии.

Не забывают они и о «Розыске»: в их периодике этот труд святителя Димитрия подвергается постоянному поношению, из него приводятся вырванные из контекста цитаты, чтобы доказать самую распространенную раскольническую ложь — будто бы Святитель непочтительно отзывался о старых обрядах.

Ненависть раскольников к святителю Димитрию вызвана как необоримостью его доводов, так в особенности тем, что он разоблачает еретические воззрения Аввакума. Ненависть доходит до того, что они требуют «деканонизировать» святителя Димитрия, обличавшего раскольников и защищавшего православную веру. Так, в словаре «Старообрядчество» (он вышел в 1996 году в том же издательстве «Церковь», принадлежащем одному из поповских согласий) об этой книге святителя Димитрия написано следующее: «“Розыск” насыщен бранью, клеветой и довольно наивными подлогами». Что имеют в виду авторы словаря под «бранью, клеветой и подлогами», мы поймем чуть позже, а начнем наш обзор с первой главы «Розыска».


Что есть вера?

Святитель Димитрий начинает свой «Розыск», ставя следующие вопросы: «Вера раскольническая есть ли правая вера и есть ли она старая вера?» На оба эти вопроса он отвечает отрицательно. Святитель Димитрий считал раскол плодом того же невежества, что было свойственно и его пастве, но невежества, соединенного у раскольников с упрямством и невиданными хулами на Церковь..

На протяжении всей книги Святитель не устает повторять, что православные люди чают получить спасение и благодать не в вещах зримых и осязаемых, не в древности или новости их, но только в вере непорочной в невидимое плотскими нашими очами. Поскольку раскольники свое расхождение с Церковью обосновывали ревностной приверженностью к видимым и осязаемым вещам — к древним иконам, восьмиконечным крестам, седми просфорам, к старым книгам, к двоеперстию, — Святитель по каждому предмету дал свое изъяснение.

Об иконах: «Мы не разбираем между старыми и новыми иконами, но равно почитаем новые, якоже и старые. И когда кланяемся иконе святой, кланяемся... ни ветхости, ни новости... но на святыню взираем, святыню почитаем и изображению начертанного поклоняемся».

О кресте: «Почитаем же крест не ради количества концов его, но ради воспоминания страдания Господня. Не крест бо, но Христос, на кресте распятый, спасе нас, и не по кресту нарицаемся христиане, но по самому Христу; и не крест нам Бог, но Христос Бог наш. Крест же святый, аще четвероконечный, аще восьмиконечный, аще и множайше концы имеющий равно почитаем».

О просфорах: «А о просфорах глаголем, яко ни в пяти просфорах, ни в седми просфорах совершается Таинство, но в единой, из нея же вземлется Агнец. Дивно убо, почто спор деется в раскольниках о числе просфор. И в первенствующей Церкви, во дни Апостольские, на единой токмо просфоре Литургия совершашася, яко же от Самого Христа Господа на Тайной вечери предадеся. Впоследствии же приложишася к единой и другие, ради воспоминания имен, о них же приносится бескровная жертва».

О книгах: «О книгах же старых и о книгах новых извествуем, яко едино суть, якоже и иконы старые и новые едино суть. Перемена же некиих речей в книгах несть перемена веры: в того же бо Бога и новые книги верить учат, в коего и старые; те же догматы веры и новые книги в себе содержат, кои и старые; и несть никоего противного учения в книгах новых, яко же и в старых. А что некая речения переменили, то не исказили, но исправили. А что раскольщики глаголют, будто святые отцы по старым книгам спаслися, то они от неразумия своего лгут, ибо святые отцы не по книжным наречиям и речам спаслися, но по своему добродетельному житию... Ни по старым бо речениям книжным, ни по новым кто спасается, но по своим добрым делам и вере непорочной».

Ясно, что сказанное Святителем относится и к весьма употребительному странному выражению «о спасительных и благодатных старых обрядах».


Аввакумовщина — еретическое учение о Святой Троице

Теперь скажем о том, что имеют в виду авторы словаря «Старообрядчество», когда обвиняют святителя Димитрия в «довольно наивных подлогах». Поскольку подложными в их словаре названы (без каких-либо обоснований) послания Аввакума к Игнатию (диакону Соловецкого монастыря), а именно в этих посланиях Аввакум изложил свое еретическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа и о Сошествии Господа во ад, то, надо думать, разбор именно этого документа в первой части «Розыска» и называется ими «наивным подлогом».

Эти послания Аввакума породили особый раскольнический толк «аввакумовщину», или «онуфриевщину» (по имени основателя секты некоего Онуфрия из беглопоповцев). В конце XVII — в XVIII веке в керженских скитах неподалеку от Брынских лесов велись ожесточенные споры между теми раскольниками, которые в этих посланиях видели ересь, и верными учениками Аввакума. Умерший в 1687 году Игнатий подложность этих посланий не объявил, так же, как и соузник Аввакума, бывший диакон Федор, к коему были написаны письма на эти же темы. Споры велись и в Москве в 1706 году. Но споры шли не о подложности посланий, а об изложенном в них учении. Потому они назывались спорными, а уж по произволу нынешних авторов словаря «Старообрядчество» названы подложными. Теперь, чтобы опровергнуть обличение в ереси объявленного «святым» Аввакума, современные раскольники говорят, что эти послания «подложные», а в «наивных подлогах» обвиняют святителя Димитрия, который раскольнические списки получал из их же рук.

О Святой Троице. В своих посланиях к Игнатию Аввакум писал: «Веруй трисущную Троицу... Несекомую секи по равенству, не бойся, едино существо на три существа тожде и естества... Комуждо особное седение, Отцу и Сыну, и Духу Святому, не спрятався седят три Царя небесные. Христос сидит на особном престоле, равно соцарствуя Святей Троице».

О воплощении Христовом. Чтобы объяснить «особное сидение» Сына Божиего и Христа, Аввакум выдумал и новое учение о воплощении Христовом: «Аз Аввакум, так исповедую и верую, свойство недвижимо, но излияв себе Бог Слово во утробу Девыя, силу существа естественную, сиречь благодать совершенную, припряжена бо к Божию хотению сила, восхотев бо и излияв себе неизреченно, а самое существо отнюдь неотступно. Исповедую во утробе Девыя силу Божества, а не самое Божественное существо поступи от превыспренных, но промысл неизглаголанный. Соступив с небеси силою благодати Своея к нам весь в Пречистую Деву. Тверди: “Весь благостию, а существом весь горе со Отцем бе несекомо”».

Святитель Димитрий, обличая новую ересь, пишет: «Се уже стала у раскольников не Троица, но четверица: Отец и Сын и Святый Дух, а четвертое лице Христос. Глаголет Аввакум, яко Бог Слово излия себе во утробу Девыя, не Себя самого, но силу существа своего естественную... Се злочестивый той учитель исповеданием вредоносной веры своей учит по подобию Нестория, будто бы не сам Сын Божий во утробе девической воплотился, но токмо силу и благодать свою в Ню излия... а Сам Сын Божий будто бы не поступил с небеси на землю. И так по его умствованию стало два Сына: един со Отцем на небеси, а другой во утробе девической воплотился, послан от того Сына, иже со Отцем на небеси. Где слышана таковая вера? Когда была в России таковая вера? Это ли старая вера? Несть ли то ересь пагубная, старой святой вере противная, Богу мерзкая, диаволу же радостна?»

Эти еретические взгляды Аввакума были отвергнуты большей частью старообрядческих толков и согласий, и, если верить словарю, в конце концов их отвергли сам Онуфрий и его ученик Ерофей Андреев. Принято считать, что аввакумовщина в виде особого толка до наших дней не дошла. Однако же следы ее, видимо, сохранились в некоторых беспоповских толках. Так, например, писатель и раскольник неизвестного толка В.Личутин на «круглом столе» в редакции газеты «Завтра» (1998, № 12) выступил в защиту ереси Аввакума и говорил, будто цитируя то спорное послание: «Русь верила сердечно. И Троицу понимали как троих сидящих — Исус Христос, Бог (так в тексте) и Дух Святый — они сидят за бранным столом и вкушают яства... Все трое живых» (так в тексте). «Никонианская же церковь», по словам Личутина, «отказалась объяснить народу каверзный вопрос с Троицей» и заявила, что «надо просто понимать Троицу как живую, единосущую и несекомую» и таким образом «отобрали у народа самую сердцевину радостной веры». Так что мудрования Аввакумовы не забыты, а потому и нам небесполезно с ними ознакомиться по приведенным в «Розыске» документам, тем более что все их списки, наверное, уже давно уничтожены.


Хулы раскольников на святые вещи

Что же авторы словаря имеют в виду под «клеветами» в «Розыске» святителя Димитрия? Вероятнее всего, часть третью, где он рассказывает о «делах раскольнических»: о многотысячных самосожжениях, об уморении голодом, о причащении изюмом и о прочих извращениях, которые и поповцы признают за «тьму заблуждений». Но здесь нет места говорить о них, поэтому скажем о том, за что святитель Димитрий «бранил» выходцев из Брынских лесов.

Тот, кто сам читал сочинение Святителя, понимают, что «бранью» раскольники называют обличения пастыря — обличения, подобные тем, коим и Господь наш Иисус Христос предавал книжников и фарисеев, когда называл их лицемерами, порождениями ехидны и сынами диавола. Святитель Димитрий называет раскольщиков лжеучителями, кривотолками, безумными, буесловами и блядословами (то есть пустословами, см. словарь церковно-славянского языка Г.Дьяченко). Были ли у святителя Димитрия основания употреблять такие резкие слова в отношении (как говорят они про себя сами и как о них пишут журналисты в газетах) «благочестивых и невинногонимых старообрядцев»? Оснований было предостаточно, о чем подробный розыск cвятитель Димитрий делает во второй части своей книги. Он спрашивает: «Несть ли во учении их хулы на святыя вещи?» И далее приводит эти хулы, ссылаясь на подлинные раскольнические сочинения. Вот несколько примеров.

О хуле на честный крест четвероконечный святитель Димитрий пишет так: «Хулят честный крест четвероконечный, нарицающе того крыжем Римским, пустым крестом, сению в Ветхом Завете бывшею креста осмоконечнаго, мерзостию запустения, антихристовым идолом и печатью антихристовою. Каковы их хулы и от писем их здесь да воспомянутся. Аввакум роспопа пишет: “Как так обманул диавол русских людей бедных: явно идут в пагубу; римскую блядь возлюбили — крест четвероконечный, паче истиннаго креста, от трех древ сотвореннаго, от кипариса, и певка, и кедра, да на нем же на четвероконечном пишут распятие Христово. Так и стал крыж польской, выблядок римскаго костела...” Дошел в руки мои некий древний раскольнический свиток, преисполнен лжи, ереси и злочестиваго на Церковь Божию хуления; в том свитке написана хула на четвероконечный крест Христов, нарицающая того кумиром или идолом антихристовым, и мерзостию запустения, стоящею на месте святе, и проклятым древом.

Еще же и в сем посмеяния суть достойны: четвероконечный крест Христов хулят, нарицающе того антихристовою печатию, а четвероконечным крестом знаменаются; убо антихристовою (по их блядословию) печатию знаменуются, и не суть Христиане, но антихристиане. Подобает вам, о раскольщики! четвероконечнаго креста гнушающиися, осмоконечный же любящии, не четвероконечным крестом, но осмоконечным знаменатися, изображающе первее титлу на челе, и протяжение до пупа сотворити, таже на раменах крестную широту, посем подножие навскось на чреве начертати: и тако будете по своей вере истиннии христиане» (с. 465).

О хулении еретическом на треперстное сложение: «Треперстное к знамению крестному сложение [они] нарицают печатию антихристовою. Сице в еретическом злохульном их свитке пишется: “Аще кто знаменает лице свое щепотью, сиречь, тремя персты, той отвержеся Христа, и предается сатане; занеже есть то антихристова печать”. До зде свиток. Итако у них стало две печати антихристовы: одна печать антихристова — крест четвероконечный, другая печать антихристова — треперстное сложение» (с. 485).

«Видех же в списках от писем Аввакумовых написано, яко той лжеучитель двоеперстнаго сложения учай, треперстное же ометаяй, блядословит сице: “Тогда возрыдает Никонианский род не исповедавше чисте Единороднаго, стекшимся дву естествам божества и человечества, нашего ради спасения, но знаменующеся трема персты в три духи нечистыя, суть бо дуси демонстии, яко жабы, исходят на всю вселенную: блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг обрящется. Ей, отцы и братия моя, треперстная ересь есть нагота душевная и телесная, сохранимся от нея всяким образом”. До зде Аввакумово блядословие» (с. 486).

«Кривотолк, купно и богохульник великий показася быти Аввакум, неправо толкуя словеса, яже во Апокалипсисе, в главе 16, пишутся сице: “Видех из уст змиевых, и из уст звериных, и из уст лживаго пророка, духи три нечистыя яка жабы исходящия” и проч. Он же та словеса кривым своим толком наводит на наше треперстное сложение, акибы мы трема персты знаменаемся в три духи нечистыя, и в три жабы, на вселенную исходящия. Наводя же то, хулит самую Пресвятую Троицу, в Ея же имя мы тремя персты знаменаемся, глаголюще: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. А он Отца, и Сына, и Святаго Духа, нами призываемаго Бога, нарицает тремя духами нечистыми и тремя жабами. О хулы тяжкия! о хулы богомерзкия! о нечестия богопротивнаго! Кто когда от века слышал таковую хулу на Пресвятую Троицу? никая же ересь, ниже кое нечестие похули тако Пресвятую Троицу, якоже Аввакум богохульник похулил есть. Таковаго учителя имеют себе раскольщики, таковому последствуют, таково их правоверие.

Паки, Свиток раскольнический, треперстное к знамению крестному сложение хуля, начерта руку, три перста сложены имущую; на едином убо персте написа са, на другом та, на третием на, си есть сатана; и подписа, яко то имя есть сквернаго богоборца антихриста, еде он даст на десней руце верующим в онь. И хулит нас правоверных, акибы мы во антихриста, а не в Христа веруем, и акибы антихристово имя на триех перстах носим, и антихристовым акибы именем знаменаемся.

Приличнее им раскольщикам на своем Арменском двоеперстном сложении написати имя демонское: на едином персте де, на другом мон, и тако будет на двух их перстах сидети демон, его же они давно в сердцах своих носят, и того слушают, и егоже духом учими, мудрствуют хульная и ложная на Христову Церковь. Но Бог отмщений, Господь, Бог отмщений, воздаст им по делам их, и по лукавствию их погубит их».

В том же раскольническом Свитке святитель Димитрий прочитал, что будто в большом печатном Требнике на листе 659 написано: «Аще же кто не крестится двома персты, якоже и Христос, да будет проклят». Когда же он взял Требник, чтобы проверить ссылку, то обнаружилась «ложь раскольническая; в печати бо написано: аще кто не крестит; они же приложиша сие, “-ся”, аще кто не крестится. Так они людей простых обманывают лжами своими, прилагающе к писанным не писанная, якоже и то “-ся” приложиша: ино бо есть крестити кого, а ино крестити себе. Помыслити же буди здравым разсуждением сие: крестился ли Христос Господь крестным знамением живущ на земли с человеки? слагал ли как персты Своя ко изображению на Себе крестнаго знамения? было ли прежде страдания Христова творимо знамение крестное в святых, последовавших Христу Апостолах, или в преждебывших Пророках и праотцах?»

О хуле на имя Господне «Иисус». Обращается святитель Димитрий к раскольникам, «хулящим и порочащим Церковь святую за то, что будто бы пременили мы имя Спасителево, вместо Исусъ пишуще Иисусъ, и гнушаются того пресвятого имени Иисусъ». Объясняет, что по-гречески имя Спасителя пишется с двумя гласными, по-разному на разных языках произносимыми: по-латыни — Iесус; по-гречески — Iисус. «От них же Греков и мы Россияне то пресвятое имя писати и глаголати прияхом, купно с верою Греческою православною». По несвойственности русскому языку двоегласия имя это русскими стало произноситься кратко: Исус (ср. Iаков — Яков; Iоаким — Яким и т.п.).

 * * *

Не приверженность к «старым обрядам и книгам», но такие невиданные хулы раскольников на Церковь и святые вещи были причиной их отлучения от Церкви на Большом Московском Соборе в 1667 году. Они же были причиной резких слов святителя Димитрия, закончившего розыск о хулениях такими словами: «И кто не поболит сердцем о досадных хулах на Церковь Божию, от гнилого их ума и уст, аки от адския бездны, исходящих? паче же кто не поболит о самих их заблуждении и погибели, прельщающих и прельщаемых? Церковь бо аки камень высок, посреде моря стояй, и от волн морских выну во дни и в нощи биемый, не повреждается: хульники же, аки волны о камень разбивающиися, без вести бывают» (с. 531).

Не мог такой пастырь, как святитель Димитрий, не поболеть сердцем о прельщающих и прельщаемых, а потому терпеливо разъяснял смысл всех заблуждений, найденных им в тогдашних сочинениях раскольников. Вряд ли современные «брыняне» захотят прочесть изъяснения святителя Димитрия в его «Розыске». Но они могли бы почитать хотя бы доводы старообрядца И.Г.Кабанова-Ксеноса (1819–1882). Этот человек выучил греческий язык и постарался выяснить, в чем правы и в чем неправы старообрядцы. После многолетних изысканий в составленном им «Окружном послании» (1862 год) Ксенос разоблачил многие «невежественные кривотолки и неправославные мудрования беспоповцев, зародившиеся в среде беспоповцев и распространившиеся среди поповцев». Так написано в словаре «Старообрядчество», и можно подумать, что эту фразу они списали у святителя Димитрия. Так получилось, что в середине XIX века старообрядец Ксенос обличал те же самые мудрования раскольников, над обличением коих бился в начале XVIII века святитель Димитрий, а именно:

1) будто спастись можно и без священства;

2) будто «господствующая», то есть Православная Церковь «содержит дух антихристов»;

3) что «новообрядческое написание Иисусъ есть имя нового бога (читай — антихриста), в которого веруют никониане»; 

4) против хулы на четвероконечный крест, будто это печать антихристова;

5) против утверждений, что антихрист пришел, если не чувственно, то духовно, и воцарился.

И что же? Поверили ли Ксеносу раскольники? Нимало. Из-за этого «Окружного послания» поповцы раскололись на «окружников» и «неокружников», а потом, ради достижения единства, было решено и вовсе считать это послание «яко не бывшее». Ксенос же последние 12 лет жизни провел в совершенном уединении. Несмотря на явную для многих старообрядцев правоту сказанного в «Окружном послании», большая часть из них продолжает с гордостью говорить о том, что православных людей они считают еретиками, что новопечатные книги «испорчены» (при этом нарочно, по наущению латинян), многие не прочь и о «духовном антихристе» поговорить, а иные и о «чувственном».

 * * *

Прошло триста лет, но по-прежнему в некоторых раскольнических толках и поныне хулят и порочат Церковь за имя «Иисус», за то, что она «содержит дух антихристов», что почитает четвероконечный крест. Так, например, современный ревностный пропагандист старообрядческого раскола и борец с «никонианством» Б.Кутузов в своих крайне безграмотных сочинениях объясняет, что поменять пятибуквенное имя «Исусъ» на шестибуквенное «Иисусъ» посоветовали царю Алексею Михайловичу заезжие оккультисты. «Не исключена вероятность, да и многое это подтверждает, — пишет Б.Кутузов — что именно в угоду символике оккультизма понадобилось изменить написание имени Мессии, добавив одну букву для достижения искомой шестерки», а от нее уже недалеко и до числа антихриста. Интересно, кто посоветовал безбожным большевикам исправить ошибку царя, отменить «ъ» и тем самым вернуть (по крайней мере, в русских текстах) «спасительную пятибуквенность», а заодно обречь старообрядцев на «четверобуквенность»?

В заключение этого очерка хотелось бы еще раз сказать о том, что «Розыск» святителя Димитрия Ростовского замечателен не только как полемическое сочинение против раскола, но, главное, как источник положительного учения о православной вере, о честном Кресте, о последних временах, — учении, изложенном со свойственной Святителю простотой, ясностью и назидательностью. Тот, кто имел возможность с этой книгой ознакомиться, понимает, что она до сих пор не утратила своей актуальности как по причине ширящейся в наше время пропаганды раскольников, так и ввиду отсутствия противораскольнических сочинений, написанных не светскими историками, но таким умным и добрым пастырем, каковым для всех нас остается приснопамятный чудотворец Ростовский.



Статьи автора

Когда начались гонения на Церковь в России?

Исторические очерки о старообрядчестве

Божией милостью патриарх

Языческие корни европейского сектантства

Церковь и раскол XVII века

Хула на Церковь

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

4.04.2020
Священник Георгий Максимов

Священник Георгий Максимов об иудейском ягненке, жидком чипе как печати антихриста и нужно ли его бояться (ВИДЕО)

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

 

НОВОСТИ

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви