Богородица

Архив номеров Номер 11

Беседа с Любовью Петровной МИЛЛЕР о Распутине


Любовь Петровна Миллер (урожд. Бабушкина) родилась в одной из областей Китая— Маньчжурии. Родители ее были русскими эмигрантами, так как страшные события, происходившие в России на рубеже ХIХ–ХХ вв., вынудили их покинуть родину. Мать Любови Петровны, родившуюся в Курске, еще девочкой родители привезли в Маньчжурию во время Первой мировой войны, а отец ее, уроженец Санкт-Петербурга, приехал сюда с волной беженцев после гражданской войны 1918–1922 годов.

Маньчжурия стала в Китае центром русского зарубежья. В одном только городе Харбине, где родилась Л.П. Миллер, было двадцать пять православных церквей. Русские, проживавшие в нем, хранили чистоту родного языка, быт, старые традиции и, самое главное, православную веру.

Любовь Петровна окончила среднюю школу, а затем — Харбинский политехнический институт, получив образование инженера-экономиста.

Когда к власти пришли коммунисты, жизнь в Китае резко изменилась к худшему, и русские эмигранты вынуждены были покинуть ставшую им родной Маньчжурию. Одни поехали в Советский Союз, на целину, другие— в Канаду, Бразилию или Австралию. Л.П. Миллер в 1957 году уехала в Австралию. Нелегка была жизнь в эмиграции, вдали от родной России, охваченной волнами безбожия и коммунизма.

В 1974 году Любовь Петровна совершила паломничество в Святую Землю, к святыням Иерусалима. Там, в Гефсиманской обители, из уст игумении Варвары она впервые услышала рассказ об удивительной жизни и мученической кончине Великой княгини Елизаветы Феодоровны...

Летом 2001 года Л.П. Миллер вновь посетила Россию, в ходе своей поездки она побывала и на Урале, где Царственные Страстотерпцы и св. преподобномученица Елизавета Феодоровна совершили свой мученический подвиг. 17 июля, в день убиения Царской Семьи, в небольшой домовой церкви Свято-Игнатьевского скита Екатеринбург­ского Ново-Тихвинского женского монастыря собрался тесный круг верующих, чтобы побеседовать с Любовью Петровной. За окном шел проливной дождь, но среди собравшихся атмосфера была очень теплой: всех объединяла светлая память о Царской Семье и Великой княгине Елизавете Феодоровне...

Предлагаем читателю ответы Л.П. Миллер на вопросы собеседников, связанные с личностью Г.Е. Распутина.

 
* * *

Вопрос. Как Вам пришла мысль написать о Царской Семье?

Любовь Петровна. Написать о Царской Семье я решила потому, что я узнала, что в России начинают возвеличивать Распутина. Это меня напугало. Мы, в зарубежье, знаем о нем очень хорошо, поскольку нам была доступна всякая литература и мы читали и о Царской Семье, и о Распутине и т.д. А в России все это было запрещено, и кто-то, вероятно, стал возвеличивать Распутина, что и было подхвачено народом. Потому я и решила написать эту книгу, чтобы показать, кем он был и кто он такой. Я пользовалась главным образом первоисточниками, то есть теми книгами, которые были написаны свидетелями, жившими в то время (в двадцатые годы). Те же, кто восхваляет Распутина, пользуются книгами последнего времени, а там уже есть вымысел. Вот почему я взялась за эту тему.

Моя первая книга была о Елизавете Феодоровне. Я писала о ней потому, что прониклась очень большой любовью к подвигу Великой княгини, к ней самой. Я знала, что о ней фактически ничего не было написано на русском языке. О ней была написана книга на английском языке, на французском, а на русском, кроме небольшой брошюры архиепископа Анастасия и главы в книге «Новые мученики Российские» протопресвитера М.Польского, — фактически ничего. И мне стало как-то больно, что о такой подвижнице, такой замечательной женщине никто ничего не написал. Тогда я и стала работать над первой книгой. А вот за тему о Царской Семье я взялась только для того, чтобы изложить правду о Распутине. Эта книга, в сущности, история, энциклопедия последнего царствования. И кто читал ее, тот видел, что у меня очень много сносок на разные источники и везде стоит издательство, год издания и номер страницы, откуда я беру какие-либо сведения. Для чего я это делала? Чтобы читатель мог проверить, правду ли я пишу или нет, чтобы он достал ту книгу, тот источник, посмотрел ту самую страницу и увидел, что я написала правду. Я везде ставила страницы и издательство, а не то что: такой-то, такой-то написал то-то, то-то. Так, шаг за шагом, я описала характер Государя, Государыни, показала, что они из себя представляли; рассказала о девочках, о Цесаревиче, а также о том, как появился при царском дворе Распутин, кем он был, когда он родился. Я ссылалась на многие источники, в том числе на две книги его дочери. Одна из них называется «Мой отец», а другая, на английском языке, которую она написала уже, вероятно, в последние свои годы, — «Человек вне мифа» (если так перевести название на русский язык). И если в первой книге дочь Распутина отрицала принадлежность отца к секте хлыстов, хотя признавала, что он любил танцевать, упивался танцем и даже обращал внимание на женщин и т.д., ходил в разные рестораны и кабаре нехорошего уровня, то во второй своей книге она прямо описывает радения хлыстов и участие там своего отца. Почему она это сделала, я не знаю. Также я рассказала о встрече Распутина со Столыпиным, о том, какое впечатление он на него произвел. Распутин ведь обладал страшной гипнотической силой (ее еще называют магнетизмом). И даже Столыпин— человек железной воли — в его присутствии почувствовал, что не может совладать с собой, но в конце концов он взял себя в руки и сказал: «Уходи вон отсюда». Другие государственные деятели тоже не терпели Распутина. Но были при дворе и его сторонники, конечно, преследовавшие корыстные цели.

Почему Государыня относилась к нему хорошо? Потому что она была уверена в том, что он исцеляет ее ребенка. Какая мать от этого откажется? Ведь у них было четыре девочки, и когда родился долгожданный Цесаревич, сразу же выяснилось, что он болен неизлечимой болезнью. Каждая мать хватается, как утопающий, за соломинку. Императрице представили Распутина как целителя, как Божьего человека, поэтому она его около себя и держала. В моей книге обо всем этом подробно написано, и кто из вас ее не читал, я советую прочитать, и тогда вам все будет очень ясно — с самого начала до самого конца, то есть ужасной смерти бедной Царской Семьи.

Вот почему, господа, я написала эту книгу.

Вопрос. Может быть, вопрос очень простой, но мне непонятно, как в России могла образоваться такая волна почитания Распутина? Откуда? По Вашему мнению, где скрываются корни этого явления?

Л.П. Мое мнение таково, что здесь, в России, действует какая-то сила, которая хочет подорвать Православие. Возьмем пример: писатель Олег Платонов. Он ездил в Соединенные Штаты, в Европу, и везде у него одна и та же тема — о Распутине. На какие деньги он ездит, почему он за эту тему схватился? Я читала его книги и видела, что там сплошная ложь. Почему? Кто-то хочет, чтобы Распутина прославили, дабы этим высмеять Православие, подорвать его авторитет. Я считаю (и так оно и есть), что Распутин был просто воплощением самого сатаны. Как Иуда был послан для того, чтобы предать Спасителя, так и Распутину — это мое мнение — было позволено жить на земле, чтобы подорвать авторитет нашего трона.

Вопрос. В Русской Зарубежной Церкви, в среде эмиграции, нет таких мнений, какое распространяется сейчас здесь: якобы Распутин — святой старец?

Л.П. Нет, нет, никто так не считает. Мы все знаем, кто он такой.

Вопрос. У нас возвеличение Распутина как-то связывается с Царской Семьей. Царскую Семью прославили, поэтому некоторые считают, что она как бы абсолютно во всем свята, никаких погрешностей быть не может, и Распутин якобы тоже святой старец, который руководил ею в духовном отношении. Русская Зарубежная Церковь прославила Царскую Семью гораздо раньше, чем Московский Патриархат (по-моему, в начале восьмидесятых годов), и тем не менее там вот такого заблуждения по поводу личности Распутина не существовало. Как это объяснить?

Л.П. Я думаю, это очень просто. Потому что мы видели, что из себя представляет Распутин, и считать его святым, конечно, нельзя. Это заблуждение. Говоря же о Царской Семье, надо сказать, что не было рождено ни одного человека, который бы не совершил греха, не правда ли? Государыня также сначала приблизила к себе месье Филиппа из Франции, значит что же, и в нем видеть святого? У нас никогда не поднимался никакой вопрос в отношении Распутина. Никогда. Все его считали темной силой и считают.

Вопрос. Как относились к Распутину люди духовные, истинные подвижники, старцы предреволюционного времени, его современники? Есть ли такие сведения?

Л.П. Современники Распутина его ненавидели. И когда Юсупов и Пуришкевич его убили, было всенародное ликование, особенно в Петербурге. Когда князь Дмитрий появился в театре, ему устроили буквально овацию, потому что он тоже был участником этого заговора. Одна фрейлина, согласно книге Н.Соколова, сказала, что если бы не было Распутина, не было бы революции в России. Конечно, к нему все относились очень отрицательно. Окружали же его такие поклонники, главным образом поклонницы, которые искали вообще каких-то сильных ощущений. Он проводил время в пьянстве, танцевал. Разве, например, Серафим Саровский стал бы плясать русскую? С цыганками развлекался бы? Никогда в жизни. Или святой Иоанн Кронштадтский? А Распутин это делал постоянно: напивался пьяным, проводил время в ресторанах и имел, извините, много женщин всяких сословий. Это факт неоспоримый. Так вот, кто же он? Он называл себя старцем, но он не был старцем, было ему сорок с чем-то лет, он еще был молодым мужчиной. Распутин носил священнический крест, а крест ему никто не давал, он не имел священного сана. Значит, он сам надевал на себя крест. Когда Распутин появлялся в царском дворце, он принимал личину святого, произносил изречения из Священного Писания. Хотя он был малограмотным, но он что-то говорил, внушал. А когда Распутина никто не видел, то его окружали женщины, да и всякие просители, искавшие какого-нибудь повышения по должности или чего-то подобного, либо хотели получить денег, которые он как принимал, так и раздавал. Но кроме того, он был хитрым человеком. И вполне вероятно, что во время Первой мировой войны Распутина также окружали немецкие шпионы, поскольку они имели намерение выведывать у него военные тайны, что и получалось. Конечно, я не говорю, что он выдавал тайны нарочно. Нет. Он просто выбалтывал, как любой пьяный человек что-то выбалтывает. Об этом рассказывает в своей книге князь Юсупов, да и другие пишут то же самое, например Соколов. Поэтому вполне вероятно, что так оно и было. И чтобы Распутин исцелял Цесаревича, тоже большой вопрос. Соколов пишет, что обыкновенно получалось так: Цесаревич заболевал, вызывали докторов — Федорова, других, применяли всевозможные лекарства и лечения. И когда, говорит Соколов, кризис уже проходил, Цесаревич как будто начинал поправляться, тогда моментально кто-то (вероятно, госпожа Вырубова) звонил Распутину в его квартиру, он приезжал и заявлял, что Цесаревич «поправляется благодаря моим молитвам». И он говорил Государю: «Пока я жив, ты будешь жить». Но на самом деле Распутин был просто хитрым человеком, который хотел удержаться на своем месте.

Вопрос. Можно ли считать, что Государь понимал, кто такой Распутин на самом деле, ведь он практически не наказал его убийц? Почему царь Николай не отстранил его, хотя ему очень много о нем рассказывали?

Л.П. Почему Государь не наказал убийц Распутина? Я думаю, что он, судя по его письмам, Распутину не доверял. Царь Николай ведь много писем посылал Государыне, и я все их письма очень хорошо изучила. Он о Распутине в своих письмах почти нигде не упоминает, но в одном пишет: «Нашему другу <так они называли Распутина> об этом не говори», значит, «ты ему не сообщай этого». Таким образом, Государь ему не доверял. Также я читала не то у Родзянки, не то у другого — сейчас не помню, — что, когда Государь узнал об убийстве Распутина, он весь день находился в хорошем настроении. Почему он не наказал убийц? Он просто, вероятно, не хотел этого делать. Юсупова он послал в его имение Ракитное в Курской губернии, Дмитрия — в Персию и тем самым спас его, потому что большевики его бы убили. Потом Дмитрий оказался в Соединенных Штатах, женился и умер своей смертью. Пуришкевич заболел тифом, и я в своей книге пишу (это согласно книжке Симановича, который был секретарем Распутина), что ему медицинский персонал дал выпить холодного шампанского, зная, что оно его убьет. Но персонал состоял главным образом из приверженцев Распутина. Они хотели отомстить Пуришкевичу, и он скончался в Новороссийске.

Вопрос. Сейчас в связи с тем, что у нас в России тоже прославили Царскую Семью, распространяется очень много разных рассказов, восхваляющих духовную жизнь Императора и Императрицы. А вот читая Вашу книгу, видишь, что в действительности не совсем уж так все было ярко и духовная жизнь не была такой великой. Не могли бы Вы немножко более реалистично раскрыть духовную жизнь Царской Семьи?

Л.П. Они были очень-очень религиозными. В моей книге написано, что Государь во время пения «Слава в вышних Богу» и «Тебе поем, Тебе благословим...» стоял на коленях, и он много времени проводил в храме. Почти все члены Дома Романовых были очень религиозными, в том числе, конечно, и Великий князь Николай Николаевич, и Царица Александра. В одном из своих писем она пишет: «Была у “Знамения”». Она ходила в церковь иконы Божией Матери «Знамение», ставила свечи, молилась. Все были чрезвычайно религиозными, и девочки также. Это была исключительная семья, религиозная, очень дружная. Этим тогда вообще отличалось большинство русского народа, а члены Дома Романовых особенно. Ведь ничего у них не начиналось без молитвы. Самым главным в России являлось Православие, и так было всегда.

Вопрос. Но в то же самое время Императрица прельстилась ложным старчеством, ложной духовностью Распутина; значит, она была недостаточно опытна?

Л.П. Вы знаете, я сама об этом думала. Например, в ее письмах есть высказывание, что месье Филипп подарил ей какие-то колокольчики и что они извещали о том-то и том-то. Здесь уже было заблуждение. Но когда я об этом читала, то находила, что тут была вина духовника, а духовником ее являлся, по-моему, отец Александр Васильев. Это ему необходимо было сказать Государыне, что так быть не должно. С ним беседовали и просили его повлиять на Государыню, однако он, как пишет протопресвитер Георгий Шавельский, не понес этого креста. Значит, он не сделал того, что он обязан был сделать, не выполнил своего долга духовника. Или он боялся потерять место, или другая имелась причина, я не знаю.

Вопрос. Когда обсуждался вопрос о канонизации Царской Семьи, то высказывалось против этого такое возражение (сам-то я и до канонизации являлся ее сторонником, просто пересказываю то мнение, поскольку в нем имеется известный смысл). Почему Семья Государя общалась с Распутиным, когда в то время так много было духовных старцев, допустим, в Оптиной пустыни? И у них не было тесного общения с отцом Иоанном Кронштадтским.

Л.П. У меня все время возникал этот вопрос, когда я писала книгу: почему Царская Семья не обращалась к отцу Иоанну Кронштадтскому? И ответа на свой вопрос я нигде не нашла. Они никогда не призывали его во дворец, не беседовали с ним. Но опять-таки, у меня в книге написано, что, когда Распутин подошел к отцу Иоанну Кронштадтскому под благословение, тот креста ему не дал, сказав: «Уходи вон! Потому что твоя жизнь— по твоей фамилии». Значит, жизнь распутная.

Вопрос. А Вы не читали воспоминания Льва Тихомирова? Был такой террорист, революционер, ставший потом монархистом. В частности, он пишет, хотя очень кратко, о Царской Семье и о Распутине. Он, собственно, лишь передает воспоминания, и причем не рассуждает, а просто рассказывает то, что он знал от одного своего хорошего знакомого, бывшего в каком-то придворном чине. Так вот, он говорит, что месье Филипп был удален от Царского двора после письма на этот счет отца Иоанна Кронштадтского.

Л.П. Такого я не читала. Я только читала, что этот месье Филипп стал интересоваться государственными делами, и Государь узнал о том. Значит, месье Филипп хотел иметь какое-то влияние, и поэтому его отстранили. Но Государыня все равно всегда его вспоминала, что видно по ее письмам. Это тоже как-то непонятно и странно.

Вопрос. Почему многим казалось, будто Распутин творил чудеса, будто слова его часто сбывались и он, таким образом, произносил пророчества?

Л.П. То, что Распутин совершал чудеса и пророчествовал, — неправда. Потому что его слова: «Пока я жив, в России все будет благополучно, Царская Семья будет жива» — нельзя считать пророчеством. И ваши священники говорят (да и это очень понятно), что в старые времена у царей, высокопоставленных особ были свои звездочеты, колдуны и другие лица, у которых царь спрашивал совета, которые хотели находиться около него. Такое лицо, чтобы удержаться ближе к трону, всегда говорило: «Пока я жив, с тобой ничего не случится». И конечно, царь, или король, или герцог, или еще кто-то старался оберегать того человека. То же самое сделал и Распутин. «Пока я жив, все будет хорошо», — говорил он. Он знал, что его положение шаткое, что у него много врагов, и хотел удержать свое место. Это очень легко понять. А чудес Распутин никаких не творил. Он обладал чудовищной гипнотической силой, вот и все, и очень влиял на человека, если даже Родзянко и Столыпин не могли перед ним устоять. Когда он на них устремлял свой гипнотизирующий взгляд, то они чувствовали себя просто скованными.

Вопрос. Что Вы скажете о пристрастии к Распутину Анны Вырубовой, его поклонницы?

Л.П. Она испытывала к нему пристрастие потому, что была женщиной очень ограниченного ума. Вырубова не была умной женщиной. И к Царице она привязалась именно лестью: бросалась ей на шею, плакала, говорила о своей верности и т.д. Государыня ей поверила, потому что была очень чувствительной. Когда Вырубова выходила замуж за офицера, она спросила Распутина, будет ли она счастлива. Он ей так загадочно ответил, что ну уж, семейная жизнь — в ней, знаете, бывает и горе, и радость, и плохое, и хорошее и т.д. И она решила, что Распутин открыл ей, что жизнь ее будет очень несчастливой. Кроме того, Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и была тяжело ранена, лежала в беспамятстве. Позвали Распутина. Он на нее посмотрел и сказал: «Анна, открой глаза»— и она их открыла. Но это можно, конечно, отнести и к гипнотической силе Распутина.

Вопрос. Вырубова знала о развратной жизни Распутина. Пусть его беззакония были прикрыты, он как бы находился в темной комнате, но все-таки многое было и видно. Как Вы считаете, она искренно верила, что Распутин был святым человеком, или она заблуждалась?

Л.П. Я думаю, что она заблуждалась. Потому что Распутин внушал тем женщинам, которые его окружали, что можно и танцевать, и пить, и гулять, и прочее, что это не грех, все это хорошо, во славу Божию. И я лично думаю, что Вырубова просто по скудости своего ума заблуждалась. Причем уже после того, как Распутин был убит и когда Царская Семья находилась в Тобольске, она устраивала спиритические сеансы. Кроме нее там участвовал Соловьев — зять Распутина, который был женат на его дочери. И они фактически обманули Царскую Семью: Вырубова собирала деньги, они обнадежили Государыню тем, что идет спасение. И она во время пребывания в Тобольске до последнего момента верила, что триста хороших русских солдат приедут и их освободят, спасут. Она смотрела в окно, и когда примчались красноармейцы, по-моему, это был Яковлев, Царица говорила: «Вот, вот, это хорошие русские солдаты приехали нас спасти». Во всем этом, конечно, косвенно была замешана Вырубова, а Соловьев оказался провокатором. После него и бриллианты, и другие царские ценности исчезли. А как и где кончила свою жизнь Вырубова? Конечно, она была за границей, но где она скончалась, при каких обстоятельствах, я не знаю.

Вопрос. Вы сказали, что у Распутина, когда он был выпивши, шпионы выведывали какую-то информацию, касающуюся государства. В Вашей книжке, если я правильно понял, говорится, что он уже целенаправленно встречался с агентами каких-то западных структур. В частности, князь Юсупов видел, как он встречался с некими агентами, которых Вы назвали в своей книжке «зелеными». С Вашей точки зрения, какую цель они преследовали? Либо они хотели через деятельность Распутина как-то морально подорвать мощь России, либо это больше было связано с войной?

Л.П. Какую цель они преследовали — это, конечно, ясно. Соколов пишет, что немецкие агенты не могли не воспользоваться шансом окружить Распутина своими представителями и что-то от него получить, ведь тогда же было военное время. Это, конечно, факт. Но сообщал ли Распутин что-либо нарочно, или в пьяном виде, или еще как — неизвестно. Видите ли, я думаю, что если он какие-то тайны и выдавал, то не осо­знавая, что он делает. Он же был простым мужичком, малограмотным.

Вопрос. То есть целенаправленно он ничего не рассказывал?

Л.П. Я уверена, что нет, проговаривался он не нарочно. Распутин не был достаточно умен, он всего лишь выбалтывал в пьяном виде какие-нибудь известные ему сведения.

Вопрос. Скажите (это по поводу гибели Столыпина), Распутину просто было известно, что Столыпин погибнет, или все-таки он сам свел с ним счеты за то, что тот выставил его из Петербурга?

Л.П. В своей книге Симанович пишет, что и он, и Распутин знали о предстоящем покушении. Распутин сказал что-то вроде: «Старик засиделся уж довольно, значит, пора его убирать» (он называл «стариком» Столыпина). Отсюда можно делать вывод, что Распутину было известно о том, что готовится покушение на Столыпина. Эти сведения — из книжки Симановича, секретаря Распутина. А кроме Симановича в его окружении были Рубинштейн, банкир, Манус, и все эти люди — нерусского происхождения.

Вопрос. Есть ли какие-нибудь источники, говорящие о происхождении Распутина, и правда ли, что в юности он был конокрадом? И как он появился при дворе?

Л.П. Как он появился при дворе, в моей книге подробно написано. То, что его отец торговал крадеными лошадьми, подтверждает, по-моему, Палеолог; другие говорят, что сам Распутин тоже был конокрадом. Он очень любил лошадей. У него была чрезвычайно беспокойная натура. Когда он был еще мальчиком (я пишу об этом в своей книге), они с братом тонули в реке, и брат утонул, а Григория спасли. Но после этого он начал страдать бессонницей и, вероятно, общим нервным расстройством, стал очень неспокойным, у него появилось какое-то чувство ясновидения. Женившись, Распутин все равно не остепенился: он куда-то рвался, поехал на Афон, там нашел какой-то «грех», отправился на Святую Землю, вернулся домой, потом стал ездить по всей России, выдавать себя за старца, когда был совсем молодым человеком. Потом он познакомился с двумя сестрами— Анастасией и Милицей, черногорками, дочерьми короля Черногории, которые интересовались теософией, оккультизмом и т.д. Они-то его и обнаружили. Причем одна из них была замужем за Николаем Николаевичем, так что потом Великий князь всю жизнь сокрушался: «Подумайте, ведь Распутин прошел в царский двор через мой дом, через мой дом». Анастасия и Милица представили Распутина Вырубовой, а она представила его Государыне. Вот как это получилось.

Вопрос. Существует мнение, что Распутин через Императрицу влиял на Николая II и оказывал воздействие на ход дел в государстве, то есть заправлял при дворе.

Л.П. То, что Распутин влиял на государственные дела, ставил своих людей на большие посты, это, конечно, факт неоспоримый. Можно убедиться в том, если перечитать письма Императрицы; например, она пишет, что «наш друг хочет поставить такого-то, такого-то, такого-то». Этот факт нельзя отрицать, это на самом деле было.

Вопрос. Мне запомнился следующий момент, кажется, из Вашей книги. В одном из писем Императрица пишет, что их друг советует приостановить успешное наступление или на Кавказе, или на Карпатах, потому что в противном случае будут немалые жертвы. Его не послушали (там, по-моему, был Николай Николаевич — я точно не помню), вследствие чего наступление захлебнулось и были большие потери. Что Вы окажете об этом?

Л.П. Я помню как раз обратное: поступили по желанию Распутина и действительно были большие жертвы. Об этом случае говорится, по-моему, в сноске писем Императрицы. Я о нем не упомянула, поскольку не хотела уж слишком много писать, но помню, что такое письмо было, которое я просто решила не включать, равно как и некоторые фрагменты, где Государыня не совсем хорошо отзывалась о Великой княгине Елизавете. Я поставила там многоточие. Ведь Великая княгиня Елизавета была против Распутина, которого она называла темной силой, и на ее стороне был Самарин (обер-прокурор Синода. — Ред.), честный человек. Как вы знаете, уже в последнее время, или незадолго до революции, произошло следующее. Великая княгиня вообще никогда не вмешивалась в политические, государственные дела, а тут она решилась поехать и поговорить с Государем, чтобы убрали Распутина. Но Императрица ее не допустила. Она сказала: «Государя нельзя тревожить, завтра он уезжает на фронт, в ставку. Я сама с тобой поговорю». Речь зашла о Распутине, и тогда все кончилось очень печально, они расстались нехорошо. И Елизавета Феодоровна уже после революции, будучи еще в своей обители, всегда вспоминала этот случай с большой горечью. Это был первый раз, когда Великая княгиня решила сама вмешаться, чтобы удалить Распутина, а раньше она вообще ничего подобного не делала, в государственные дела она никогда не вторгалась.

Вопрос. Лев Тихомиров передает такие якобы слова Государя. Когда ему кто-то из близких людей говорил о необходимости убрать Распутина из двора, то он сказал: «Оставьте, господа, мне лучше терпеть десять Распутиных, чем ее нервные припадки», имея в виду Императрицу.

Л.П. Да. Государь, когда Столыпин открыл ему глаза на Распутина, сказал: «Лучше мне терпеть его, чем истерики моей супруги». Это написано, кажется (я точно не помню), в книге одного из потомков Столыпина.

Вопрос. А можно ли тогда сделать вывод, что сам Государь знал правду о Распутине, но не говорил супруге, так как понимал, что это бесполезно?

Л.П. Да, да. Я уверена, что он видел, кто такой Распутин. Ведь в своих письмах Государь о нем умалчивает, за исключением одного письма, когда Николай II пишет: «Ты нашему другу об этом не говори». Кроме того, он радовался в день, когда убили Распутина, как бы так думая: «Наконец пришло освобождение». Но, видите ли, он не хотел конфликта дома, и поэтому просто его терпел и считал, что это личное дело их семьи, что это не должно никого касаться.

Вопрос. Читала, что княгиня Елизавета прислала Феликсу Юсупову телеграмму с благословением на убийство Распутина, когда узнала о заговоре. Действительно ли сохранилась ее телеграмма и насколько все это достоверно?

Л.П. Сохранилась ли она или нет, но она, конечно, была, потому что во многих книгах эта телеграмма есть. Елизавета Феодоровна не осудила Дмитрия, она смотрела на готовившееся убийство как на решение Провидения, то есть считала, что Бог выбрал ее приемного сына Дмитрия, Пуришкевича, Юсупова как бы орудием для того, чтобы убрать Распутина. Она их не осуждала. Но я читала, что Дмитрий долгое время не приобщался Святых Тайн, хотя он и не принимал прямого участия в убийстве. Ведь он был очень чистый, честный, хороший человек, и он понимал, что быть причастным к чьему-то убийству — это уже грех. Поэтому, как думают, Дмитрий долгое время не приступал к Чаше. Не потому, что он имел отношение к убийству именно Распутина, а вообще человека.

Вопрос. Существует мнение, что мать Императора Николая недолюбливала Александру Феодоровну. Что вы об этом скажете?

Л.П. Это правда, в самом деле Мария Феодоровна недолюбливала царицу Александру, но причиной тому был опять же Распутин. Вдовствующая Императрица была умной женщиной, и она видела, какой вред причиняет Распутин и всей России, и Царской Семье.

Вопрос. А распутинцы как-то реагировали на вторую Вашу книгу?

Л.П. Распутинцы молчат, потому что сказать они ничего не могут, ведь везде документы.

Вопрос. Олег Платонов тоже никак не реагировал?

Л.П. Никогда никакого письма я от него не получала, а произведения я его не читаю.

Одна из собеседниц. У нас недавно даже составили акафист Распутину. И икона написана, распутинцы ее везде раздают. На ней Распутин держит в руках Цесаревича, Цесаревич — со свечой. Так что люди молятся Распутину.

Л.П. Я вчера вечером, когда была на месте убиения Царской Семьи, увидев у одного молодого человека икону Распутина, просто закричала: «Это сатана, это сатана, уберите, уберите». Я не могла выдержать.

Да, конечно, церковная власть должна высказываться определенно и точно, чтобы все знали. Действительно, людям не известны факты и они не понимают, кем был Распутин. Необходимо, бесспорно, обратиться к Святейшему.

Одна из собеседниц. Еще, видимо, происходит какая-то спекуляция отношением народа к Царской Семье. Ведь их считают святыми и очень почитают люди, возвеличивающие Распутина. То есть они как бы убеждают: «У Царской Семьи не могло быть заблуждений».

Л.П. Вы же знаете, что апостол Петр отрекся от Спасителя и потом каялся всю ночь. Даже апостол Петр согрешил, правда ведь? Стало быть, Царская Семья тоже могла согрешить. Вот об этом также нужно подумать. Императорская Семья была очень хорошей, благочестивой, значит, и месье Филиппа, и Вырубову, и всю эту компанию тоже надо считать такими? Конечно, нет.