Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

О постхристианском модернизме. Этюд «в голубых тонах»

Андрей ТРЕТЬЯКОВ


В настоящее время Западная Европа и Северная Америка переживают так называемый период постхристианского существования. Хотя следует признать, что в европейских и (в меньшей степени) североамериканских странах остаются христиане, живущие в соответствии с традиционными устоями своих церквей (имеются в виду только традиционные конфессии — католичество и протестантские деноминации, возникшие в XVI веке). Однако следует отметить и массовый отток верующих из храмов и прекращение ими церковной жизни. Обычно эти люди отказываются не только от участия в церковных таинствах и обрядах, но и от всякого духовного делания. Это подразумевает прекращение чтения Священного Писания и ежедневных молитв, отказ от всякой религиозной символики (ношение нательных крестиков и т.п.), отказ от признания христианского вклада в национальные культуры, пренебрежение духовным образованием в общественных школах и вузах и т.д. Эта часть западного общества (причем большая его часть) уже на протяжении последних тридцати-сорока лет рассматривает христианство как нечто устаревшее, реликтовое и уже не имеющее права на существование в современном мире. Некоторые из этих людей активно борются с христианством, другие просто игнорируют его существование.

Но не эта группа представляет наиболее страшную угрозу для западного христианства, так как ее цель, в худшем случае,— уничтожение последнего, что просто невозможно в эсхатологическом плане.

Гораздо опаснее для западного христианства другие представители постхристианского общества, не утерявшие внешней связи с традиционными христианскими конфессиями своих стран. Они ходят в храмы, участвуют в церковной жизни, ведут благотворительную и образовательную деятельность, то есть внешне соблюдают определенный набор традиционных постановлений. Однако христианство для них превратилось не в духовное делание, не в общение твари со своим Творцом, а в соблюдение традиций предков, не более того. Не понимая, что такое христианство по своей сути, по содержанию, они начинают требовать от своих церквей изменения традиции в угоду своим сиюминутным желаниям, которые, как подчеркивали святые Отцы, всегда являются следствием неестественных страстей. Именно в этом прежде всего заключается опасность этой второй группы представителей постхристианского мира.

Эти люди сегодня в очередной раз пытаются реформировать церковь. Но эта новая «реформация» кардинальным образом отличается от средневековой. В XVI веке имела место попытка очищения духовной жизни западного христианства от тех ее искажений, которые возникли в католицизме. Это в итоге привело к появлению протестантизма. Но все же цель, которая ставилась реформаторами в тот исторический период, состояла в стремлении возвратиться к евангельским идеалам в духовной жизни. Протестанты того времени отвергли почти все традиционные для католического сознания предписания и постановления, касающиеся церковной практики, но не коснулись содержания Священного Писания.

То, что происходит сейчас в западном постхристианском обществе, уже не может быть даже названо христианским деланием, ибо мотивация новых реформаторов основана отнюдь не на стремлении избежать каких-либо заблуждений последнего времени. Они хотят полностью перекроить нормы христианской жизни, которые содержатся в первую очередь в Священном Писании. Они хотят «переписать» Евангелие, чтобы оно соответствовало уровню их собственной нравственной деградации. И одно из подтверждений этому — недавние заявления отдельных кругов либеральных христиан, которые все увереннее начинают утверждать, что гомосексуальные отношения и однополые браки допустимы в христианстве.

* * *
Недавно практически все новостные ленты самых крупных СМИ пестрили сообщениями: «Архиепископ Кентерберийский выступил в защиту епископа-гея»1, «Заявивший о своем гомосексуализме англиканский епископ отправлен... в отпуск»2, «В Канаде окончательно легализуют однополые браки»3, «Лидером Пресвитерианской Церкви США впервые избрана женщина, поддерживающая однополые браки»4, «Канадский суд признал, что понятие “брак” — не гетеросексуальное и разрешил геям жениться»5 и т.п.

Поскольку в основном речь идет о представителях протестантских деноминаций, то излагать нашу православную позицию в полемике с ними следует, опираясь в первую очередь на Священное Писание, которое является для них единственным авторитетным источником вероучения. Итак, рассмотрим те места Священного Писания, где поднимается этот вопрос, и постараемся проанализировать сложившуюся ситуацию.

Впервые в Священном Писании о гомосексуализме говорится в 19-й главе книги Бытия. Повествование 19-й главы книги Бытия чаще всего используется в полемике против утверждений о допустимости гомосексуализма в христианстве. Термин «содомиты», которым назывались жители города Содом, теперь употребляется как синоним для обозначения гомосексуалистов. В книге Бытия говорится о том, что Бог уничтожил только один город Содом, однако во Второзаконии (29, 22–29) список уничтоженных городов перечисляется полностью: «...по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

Первоначальные названия городов Содома и Гоморры до нас не дошли. Имя города Содом от еврейского «сдом», что означает «сожженный», а Гоморра — от еврейского слова «аморах», что означает «разрушенная куча». Эти имена, скорее всего, — лишь топонимы, которыми на территории Палестины обозначались места былого нахождения уничтоженных городов.

В упомянутой главе книги Бытия говорится о том, как жители города Содом хотели надругаться над двумя Ангелами, принявшими вид странников, которых приютил Лот, родственник Авраама. Господь уничтожил город Содом за то, что жители этого города предавались содомскому греху.

Традиционное понимание этой главы книги Бытия очевидно и не требует никакого детального анализа. Требование содомлян «выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 5) означает, что намерение толпы состояло в том, чтобы надругаться над гостями Лота. Слово «познаем» в этом стихе имеет в Библии весьма определенный, специфический смысл, обозначающий половой акт6. В контексте этой главы очевидно, что речь идет о гомосексуальном посягательстве. Именно поэтому Бог решил уничтожить и город, и его жителей, чтобы навсегда показать недопустимость гомосексуализма. О том, что подобная развращенность была широко распространена среди хананеян, свидетельствуют и другие места Священного Писания7. Поэтому не удивительно, что Господь уничтожает не только Содом, но и другие близлежащие города, погрязшие в разных грехах, и в том числе — в гомосексуализме.

Казалось бы, причина гибели этих городов не требует объяснения, но «либеральные» христиане пытаются оспорить приведенное толкование этого места Священного Писания. Вот, к примеру, некоторые комментарии этого места Писания, сделанные представителями либерального направления христианства.

Krister Stendahl, ex-dean of Harvard Divinity School: «Это — сказка, с элементами черного юмора. На самом деле, он (Лот) так стремится защитить своих гостей, что готов пожертвовать родными дочерями. Все это показывает этическую сторону библейского повествования, лишенного мудрости»8.

David Bartlett, professor at Yale Divinity School: «Многие из историй, описанных в Библии, не означают, что это все было на самом деле. Большинство исследователей книги Бытия подчеркивают, что здесь речь идет только о том, как следует проявлять обычай гостеприимства. То есть если речь заходит о проявлении гомосексуального поведения и, особенно, о гомосексуальном насилии, то здесь мы видим, что содомляне не хотят вступить с ними в добровольные отношения; они хотят изнасиловать ангелов»9.

Интересно, что либералы, стремясь выдать это историческое повествование за аллегорию или поучение, хотят подменить также и причину уничтожения этих городов. Они говорят, что люди, которые пришли к дому Лота, были и мужчинами, и женщинами, и детьми. Они ссылаются на то, что в еврейском тексте книги Бытия (19, 4) стоят слова «anshei hair, anshei Sdom», которые могут быть поняты двояким образом. В одном случае можно говорить, что к дому Лота пришли «мужчины», в другом — что вообще «люди». Из чего делается вывод: «Это говорит нам о том, что традиционалисты неправильно объясняли намерения этой толпы (содомлян): если вы планируете гомосексуальную оргию, вы не пригласите женщин и детей!»10

Либералы стремятся оспорить и другие места этого повествования, в которых бытописатель пишет о стремлении жителей города «познать» странников. Защитники гомосексуализма утверждают, что жители Содома стремились «познать» их в значении «допросить». Якобы они подозревали, что незнакомцы были шпионами, которые посланы в город, чтобы разузнать, насколько хорошо он укреплен. Интересно, что либералы, рассматривая эту историю, пытаются разбирать стихи 19-й главы книги Бытия отдельно друг от друга. Если в связи с 4-м стихом они говорят, что к дому Лота пришли все жители Содома, то в отношении 5-го пытаются объяснить посягательство толпы как желание допросить гостей Лота, устраняя всякую сексуальную окраску повествования. Переходя к следующим стихам 19-й главы, они как будто забывают, о чем говорили до этого. Причиной этого служит повествование 8-го стиха, где подчеркивается, что Лот, желая защитить своих гостей, готов отдать своих дочерей толпе на поругание. Причем Лот подчеркивает: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа... делайте с ними, что вам угодно». Слова Лота прямо свидетельствуют, что цель толпы была вызвана низменными желаниями сексуального характера, иначе не было бы нужды подчеркивать девственность своих дочерей.

Защитники гомосексуализма, разбирая этот стих, тоже говорят о похотливых намерениях толпы. Однако они забывают о своих утверждениях, сделанных ранее, и рассматривают 8-й стих как подтверждение того, что содомляне не были гомосексуалистами, иначе Лот, который жил в Содоме и знал нравы его жителей, вряд ли стал бы им предлагать дочерей. Но при этом апологеты однополых отношений забывают обратить свое внимание на следующий, 9-й стих 19-й главы книги Бытия. Следуя логике либералов, можно заключить, что те, кто пришел к дому Лота, в большинстве своем были мужчины, так как Лот предложил им своих дочерей. А в 9-м стихе говорится о том, что содомляне не приняли предложение Лота, а сказали: «Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними... и подошли, чтобы выломать двери». Мы видим, что намерения содомлян касались именно сексуального надругательства над мужчинами: над двумя странниками и также над Лотом.

Однако большинство апологетов гомосексуализма называет причиной уничтожения содомлян «жестокое и оскорбительное отношение к незнакомцам, бедным, больным, а также нанесение вреда, в том обществе, где человек был обязан защитить любых гостей в своем доме»11. Поразительно: из рассмотрения 19-й главы полностью изымается 9-й стих, в котором говорится о намерении содомлян надругаться и над Лотом. Нам же следует обратить внимание на слова св. апостола Петра: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил [Господь]» (cм.: 2 Петр. 2, 7). Апостол прямо говорит, что не отсутствие милосердия явилось причиной гибели Содома, а царивший там разврат, который, как видно, в случае с Лотом имел явно выраженный гомосексуальный характер.

Другим местом Ветхого Завета, где говорится о запрете гомосексуальных отношений, является книга Левит. В 18-й главе (22-й стих) говорится следующее: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной: это мерзость». Казалось бы, что этот стих Писания не требует дополнительного объяснения, однако и здесь апологеты гомосексуализма пытаются изменить смысл сказанного Богом. Они трактуют это место несколькими способами.

Во-первых, по мнению либералов, эти слова Господа относятся к запрету на так называемую храмовую, языческую, мужскую проституцию. Цель этого запрета — оградить еврейский народ от общения с язычниками, которые их окружали. Во-вторых, либералы усматривают в этом нарушение иерархии. В то время положение женщины в еврейском народе было социально низким, что выражалось в ее пассивном подчинении мужчине, в том числе в вопросах исполнения супружеского долга. Поэтому, когда один мужчина вступает в половую связь с другим, один из них занимает положение женщины, и якобы именно это — мерзость пред Господом. В третьих, они говорят о неправильном переводе этого стиха. Слово «мерзость», по их мнению, является неудачным переводом еврейского слова «toebah», означающего «ритуальную нечистоту». В греческом переводе «семидесяти» слово «toebah» было переведено как «bdelygma», что означает «ритуальное осквернение». Поэтому, если бы Моисей хотел обратить внимание на нравственную составляющую этого поступка, он бы использовал слово «zimah», означающее «грех». И наконец, последняя трактовка либералов состоит в том, что это место Писания не может быть отнесено к нашему времени, так как здесь говорится о храмовой проституции12.

На деле же представители постхристианского христианства выдергивают фразу из контекста 18-й главы книги Левит. Вся эта глава посвящена запретам: на браки с близкими родственниками, прелюбодеяние и блуд, а также на различные виды половых преступлений (содомия и скотоложство). В стихах 1–5 этой главы Господь говорит Моисею, что народ Божий должен исполнять постановления Его и не подражать «делам земли Египетской... и делам земли Ханаанской». После этих слов Господь запрещает Израилю все вышеперечисленные грехи. В 30-м стихе Господь предупреждает, что если они не станут соблюдать этих запретов, то «души делающих это истреблены будут». То есть здесь нет какого-либо иносказательного смысла или неправильного перевода, как этого хотелось бы защитникам гомосексуализма, в этой главе говорится, что нельзя делать верующему человеку, дабы не разгневать Бога. Нечистота ритуального характера никогда не каралась смертью. 29-й стих этой главы книги Левит прямо говорит, что «если кто будет делать все эти мерзости», тот подлежит смерти, а какой смысл несет в себе это слово в еврейском тексте, становится неважным, ибо наказание за это преступление — смерть. Что касается вопроса о мужской проституции, то здесь нет даже намека на таковую. Речь идет о недопустимости подобных сексуальных извращений в любых ситуациях.

В 20-й главе книги Левит, в 13-м стихе, повторяется запрет на однополые отношения: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». Казалось бы, что либералами это место должно быть рассмотрено в том же ключе, как и отрывок из главы 18-й, однако это не так. Конечно, и здесь ими повторяется тезис о храмовой проституции язычников, но как 18-я глава, так и это место трактуются в контексте запретов на поступки, связанные с преступлениями внутри израильского общества.

Например, D.Bartlett пишет: «Я думаю, что никто из консерваторов не станет утверждать, что гомосексуалисты должны быть казнены. Мне кажется, что те, кто читает Библию, не станут понимать это место буквально. Трудно представить, чтобы за подобное можно было предать человека смерти»13.

Подобное утверждение выглядит довольно наивно — ведь речь идет не об общественном договоре между людьми, а о заповедях, которые Господь сообщает Своему народу. Цель этих заповедей раскрывается в 26-м стихе 20-й главы книги Левит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». Господь запрещает то, что мешает достигнуть святости, что мешает общению с Ним.

Однако больше всего поражает очередная попытка так называемого дословного перевода Библии. По мысли либералов, получается, что грех, который совершают мужчины, вступившие в гомосексуальные отношения, состоит в том, что «они вступили в сексуальную связь на постели, принадлежащей женщине» и за это «они должны быть наказаны»14. Трудно комментировать такие попытки переиначить библейский текст, но если грех состоит не в поступке, а в совершении этого поступка на женской кровати, и наказание за это — смерть, то получается, что если бы они это сделали в другом месте, то греха бы не было. Следовательно, грех состоит не в поступке, а в месте его совершения, то есть виновата кровать, а не человек, делающий грех. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем в таком случае сказать, что в первородном грехе был виноват не Адам, а древо познания. Очевидно, сколь неправомочен подход так называемого дословного перевода еврейского текста Библии.

* * *

Рассмотрим теперь новозаветные тексты Священного Писания. Послание св. апостола Павла к Римлянам (1-я глава, 26–27 стихи) содержит следующие слова: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчин, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Jill Nelson, pastor of the Sunshine Cathedral Metropolitan Community Church, по этому поводу утверждает: «Павел пишет это не в качестве осуждения гомосексуализма, но приводит как критику греческой традиции поведения во время богослужений. Греческое богослужение часто включало в себя сексуальные элементы»15. D.Bartlett пишет следующее: «...совершенно точно, что Павел считает определенные виды гомосексуального поведения результатом идолослужения в языческом мире»16.

Здесь следует отметить, что ап. Павел прямо говорит о проявлении «страстей постыдных». Апостол пишет, что появление подобных страстей явилось следствием отпадения от Бога (ст. 25). Это не форма идоло­служения, а нравственная деградация личности, что и выражается в словах ап. Павла: «постыдные страсти... разжигались похотью... делая срам». Все это он говорит не о богослужебной традиции языческого мира, а о проявлении неестественной, греховной страстности, которая чаще носила не религиозный, а социальный характер. Например, мужеложество в греческом мире поощрялось только среди свободных граждан как свидетельство наличия большей свободы, чем у рабов. Языческий мир, отпавший от истинного боговедения, полностью извращает данный от Бога образ бытия полов. Вместо целомудренного единения супругов торжествует разврат, вместо любви — похоть, вместо брака — срам. Поэтому апостол демонстрирует крайнюю степень отпадения языческого мира от Бога, которая проявляется в таких ужасных формах, как гомосексуализм.

В то же время есть у либералов по этому вопросу и такая странная позиция: ап. Павел осуждает не гомосексуальные отношения как таковые, а неестественные проявления сексуальной направленности. То есть если человек по природе является гетеросексуалом, то гомосексуальные отношения для него не естественны. И наоборот, являясь гомосексуалом, человек не приемлет гетеросексуальных отношений17. Следовательно, ап. Павел якобы осуждает не содомитов-гомосексуалистов, а тех людей, которые участвуют в гомосексуальных и гетеросексуальных связях, противореча своей сексуальной ориентации, которая, по словам автора этой теории, изначально заложена в человеке.

Столь изощренная попытка истолкования этого места Священного Писания в защиту гомосексуалистов полностью не соответствует духу Библии. Если продолжить ход мысли либералов, то получается, что содомитами не становятся, а рождаются. То есть такими их сотворил Бог. Продолжая цепочку размышлений, мы приходим к дикому в своей нелепости утверждению, что гомосексуализм не может быть грехом, так как это дело рук Самого Бога, а Бог Свят, Он не может творить греха. Но это логика полностью противоречит всему Священному Писанию. Если ее принять, то становится непонятно: за что же тогда Господь уничтожил Содом и Гоморру? Почему в других местах Библии прямо говорится о запрете этого греха и нет каких-либо указаний, подтверждающих эту теорию? Зачем же тогда человек вообще был сотворен двуполым?

Однако все эти противоречия снимаются, если мы рассмотрим этот отрывок из Послания к Римлянам в его исконном христианском смысле. Апостол Павел говорит о власти греха над ветхозаветным человечеством. В языческом мире грех восторжествовал настолько, что люди достигли максимальной степени греховности, которая и проявилась в содомском грехе. Св. Иоанн Златоуст говорит о содомии: «Пойми же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно». То есть степень этого греха такова, что он уже здесь, на земле, ввергает человека в гееннское состояние мучения. Таким образом, недопустимо помыслить, что для человека гомосексуальная склонность является естественной. Поэтому апостол и пишет, что она противоестественна, то есть противна его природе.

В 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

Либералы объясняют эти слова следующим кощунственным образом: Павел якобы написал это исходя из собственного знания и опыта. По их мнению, в первом столетии даже такой образованный человек, как Павел, не мог знать все о человеческой сексуальности. Ему были недоступны современные исследования, поэтому он писал именно так18.

Однако если рассмотреть контекст, в котором апостол выступает против мужеложников, то становится ясно, что медицинское образование здесь ни при чем. Апостол говорит о недопустимости грехов в жизни христианина. Телесные грехи (блуд, мужеложство и т.п.) недопустимы, ибо «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18–20). Апостол говорит о том, что человек, став христианином, не может делать грехов, ведь за него была пролита кровь Христова. Став членом Тела Христова и храмом Святого Духа, христианин не должен осквернять этот храм, то есть свое тело. В противном случае он перестает быть христианином. Если ты не христианин, то и Святой Дух в тебе не обитает, если ты не член Тела Христова, ты и не сонаследник Христов, а если ты не сонаследник, то и Царство Божие не твое.

В 1-м Послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников... и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1, 9–10).

Но либералы отказываются признавать не только этот отрывок из Послания к Тимофею, но все Послание апостола Павла целиком. Первое Послание к Тимофею, по мнению нынешних ревизионистов Священного Писания, написано неизвестным автором, возможно, в первой половине II века. Оно якобы было написано через сто лет после смерти Павла, поэтому значение этого текста для полемики по вопросу о допустимости гомосексуализма в жизни христианина невелико19.

В наши цели не входит доказывать подлинность «пасторских посланий» апостола Павла. Мы можем только сослаться на авторитет VI Вселенского Собора, который подтвердил богодухновенность двадцати семи книг Нового Завета, в число которых вошло и Первое послание апостола Павла к Тимофею.

Мы намеренно не использовали в полемике святоотеческие труды, рассматривающие этот вопрос, по той причине, что для протестантов доводы Святых Отцов никогда не были авторитетными. Однако в заключение все же хотелось бы привести мнение самого известного православного экзегета — святителя Иоанна Златоустого, в котором он рассматривает 26–27 стихи 1-й главы Послания апостола Павла к Римлянам:

«Итак, все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях... И у женщин, и у мужчин он (ап. Павел. — А.Т.) равно отнимает возможность извинения, обвиняя их не только в том, что они имели наслаждение и, оставив то, что имели, обратились к иному, но в том, что предались, презрев способ естественный, прибегли к противоестественному... Заметь же, какие сильные выражения употребляет апостол. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение, но — разжегошася похотью своею друг на друга... И если ты спросишь: откуда такая напряженность страсти? — отвечаю: оттого, что они были оставлены Богом. А отчего произошло это Божие оставление? От беззакония оставивших Бога. Мужи на мужех студ содевающе (ст. 27)...

Так как дьявол видел, что самое вожделение больше всего соединяет полы, то и постарался разорвать этот союз (мужа и жены. — А.Т.), чтобы уничтожить человеческий род не только противозаконным расточением семени, но и взаимною борьбою и восстаниями. И возмездие, еже подобоше прелести их, в себе восприемлюще (ст. 27). Смотри, как апостол опять переходит к источнику зла — нечестивому учению — и говорит, что студ был воздаянием за это беззаконие. И так как, говоря о геенне и наказании, апостол для людей нечестивых, избравших такую жизнь, показался бы не заслуживающим доверия и даже смешным, то он разъясняет, что в самом этом удовольствии заключается наказание. И не удивляйся тому, что они не чувствуют этого, но испытывают наслаждение: ведь и безумные и одержимые болезнью умопомешательства, много мучая самих себя и находясь в жалком положении, однако смеются и радуются своим делам, по поводу которых другие о них плачут. Но мы не говорим, что вследствие этого они освобождены от наказания, напротив, по тому самому они и находятся в ужаснейшем мучении, что сами не сознают своего положения. Не больным нужно судить о положении дел, а здоровым... Смешение с блудницами хотя и беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно... Я утверждаю, что эти (мужеложники) хуже убийц, так как лучше умереть, чем жить после такого поругания. Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху...

Чтобы тебе понять, насколько велик этот грех, <представь следующее>: если бы кто-нибудь, пришедши к тебе, объявил, что он сделает тебя из человека собакою, то ты не убежал ли бы от него, как от человека самого вредного? Но вот ты сделал самого себя из человека не собакою, а животным более презренным, чем собака: она еще годна к чему-нибудь, а предавшийся <такому> распутству ни к чему негоден...

Какие же геенны достаточны для таких! А если ты, слыша о геенне, смеешься и не веришь, то вспомни об огне содомском... Помни же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно. С другой стороны, так как многие презирали речи <о геенне>, то Бог на деле показал им подобие ее в некотором новом виде. Дождь тот был необыкновенным, как и смешение содомлян было противоестественно; он затопил землю, как и похоть наводнила их души. Этот дождь по своему действию был противоположен дождю обыкновенному: он не только не возбудил утробу земли к произрастанию плодов, но и сделал ее неспособною к принятию семян. Таково было и смешение мужчин земли содомской, которое делало их тела более бесплодными. Что грязнее, что отвратительнее того мужчины, который стал блудницею?.. От роскошной жизни, от незнания Бога: всякий раз, как люди отвергают страх Божий, тогда оставляет их и всякое добро»20.

Читая столь грозные слова великого Златоуста, нам остается только сказать в ответ: аминь!


Примечания

1. «Благовест-инфо» со ссылкой на CWN от 23.06.2003.

2. РИА Новости, 22.06. 2003.

3. NEWSru.com, 18.06.2003.

4. NEWSru.com, 29.05.2003.

5. NEWSru.com, 11.06.2003.

6. См. также: Быт. 4, 1, 17–25; 24, 16; 38, 26; 1 Цар. 1, 19 и др.

7. См.: Быт. 13, 13; Лев. 18, 22–30; 20, 23–24; Втор. 32, 32–33; Ис. 3, 9; Иер. 4, 15; 2 Петр. 2, 6–8 и др.

8. Цит по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

9. Ibid.

10. См.: The sin of Sodom wasn’t what you think // National Gay Pentecostal Alliance (NGPA); at: http://groups.yahoo.com/group/

11. Ibid.

12. См.: Free to be gay: A brief look at the Bible and homosexuality // Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches; at: http://www.ualberta.ca/~cbidwell/UFMCC/

13. Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

14. См.: Anon. What does Leviticus 18:22 really say? // Pamphlet, National Gay; at: http://groups.yahoo.com/group/

15. Цит. по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

16. Ibid.

17. См.: How to be true to the Bible and say «Yes» to same-sex unions. at: http://members.aol.com/DrSwiney/bennett.html. См. также: Ann Shepherd C. The Bible & Homosexuality // at: http://hcqsa.virtualave.net/

18. См.: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

19. См.: Paul Thomas Cahill. An investigation into the Bible and homosexuality // at: http://www.yougogirl.com/

20. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. 1994. С. 516–523.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

15.04.2021
Священник Алексий Кнутов

Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

8.04.2021
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.03.2021
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

16.03.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

21.03.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Пост и его значение

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

4.03.2009
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

4.03.2021
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

11.03.2021
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

 

НОВОСТИ

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

30.03.2021
Просим Священный Синод в самое ближайшее время дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

21.03.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви