Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

«Чтобы правильно жить, необходимо правильно веровать»

Иеромонах Сергий (РЫБКО)


Беседа с иеромонахом Сергием (Рыбко)

— Батюшка, я хотела бы начать нашу беседу с вопроса о книге Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии». Мне она очень понравилась, но я знаю, что была ее критика богословами и при жизни Гоголя, а также и современными. Например, митрополит Антоний (Блум) тоже высказывался о ней не очень положительно. В чем смысл этой критики? Как относиться к этой книге?

— Существует письмо старца Макария Оптинского святителю Игнатию (Брянчанинову). Старец говорит в этой переписке, что книга о Божественной Литургии Гоголя написана как бы от человеческого ума, что там очень много душевности. Но это не значит, что ее не надо читать. Для человека духовного, открывшего для себя богатство святоотеческих писаний, думаю, гораздо интереснее прочитать написанное о Божественной Литургии святыми отцами, например, святым праведным о. Иоанном Кронштадтским. Он сам служил Божественную Литургию ежедневно, и его понимание более глубокое, его переживания есть переживания святого человека, служащего. А переживания Гоголя — умозрительные, больше поэтические. Хотя такие книги полезны определенного рода людям, особенно людям светским, мирским, околоцерковным, ищущим дорогу в Церковь, для кого Гоголь является авторитетом. Его вера, его восприятие, его опыт духовной жизни тоже может быть полезным. Так что, думаю, не надо запрещать его читать людям, которые хотят. А тем, кто желает более глубоко узнать учение Церкви о Божественной Литургии, лучше почитать святых отцов или, например, митрополита Вениамина (Федченкова).

Это относится не только к книге Гоголя. Например, у митрополита Антония Сурожского (Блума) есть книга «Школа молитвы» (правда, написанная еще очень давно). Его рассуждения о молитве, на мой взгляд, далеко не безупречны. Кого там только он не приводит! И медитацию Будды, и всяких католических святых. Книга эта написана не в традиции Православной Церкви. Живет сам владыка на Западе, и целью книги было заинтересовать молитвенным деланием современного человека, западного человека, но все-таки он переходит определенные рамки, и некоторые его советы становятся очень сомнительными. Поэтому при всем моем к нему уважении то, что митрополит Антоний Сурожский пишет о молитве, я читать не советую. У него, мне кажется, как раз больше душевности, чем у Гоголя. Лучше всего читать святых отцов. Других, лучших учителей в наше время нет. Святые отцы — лучшие учители молитвы: они жили молитвой, они дышали Богом...

— Любой ли священник в храме может стать духовником? Допустим, я исповедуюсь то у одного священника, то у другого и чувствую, что по отношению к какому-то из них я больше расположена. Могу ли я испросить у него разрешения, чтобы он стал моим духовником?

— Любой священник имеет право совершать таинства. Прежде всего Таинство Евхаристии и Таинство исповеди, ибо уже в Таинстве рукоположения священник получает право совершать исповедь. Но быть духовником — это нечто большее. Сам святитель Феофан разделяет понятия духовного отца и духовника. Он говорит, что духовник — это тот священник, у которого вы исповедуетесь, а духовный отец — это священник, у которого вы назидаетесь, советуетесь и руководитесь в вашей жизни. Вполне естественно, что нужно спрашивать у того священника, к которому имеем веру. Есть такой совет преподобного Антония Великого, что нужно исповедовать помыслы не просто всякому подряд, а тому, к кому имеешь веру. А вера бывает не просто так, а за какие-то добродетели, добрые дела человека, к которому располагается ваше сердце. Конечно, духовный отец должен обладать духовными качествами.

Во-первых, он должен быть человеком смиренным. На это качество указывает преподобный Иоанн Лествичник. Он говорит, что если ты ищешь себе старца-руководителя, то не ищи себе прозорливца, не ищи чудотворца, а ищи человека смиренного. Там, где смирение, там все: там сокровище добродетели, там прежде всего рассуждение. А это самое первое качество, необходимое для того, чтобы человек мог быть руководителем, поскольку рассуждение, согласно Иоанну Лествичнику, это способность знать волю Божию на всякое время, при всяком деле, во всяком месте. А это ведь нам и нужно прежде всего!

Во-вторых, конечно, духовный отец должен быть молитвенником. Священник благочестивый узнается из любви к молитве, как и любой христианин! Преподобный Иоанн Лествичник также говорит, что продолжительность молитвы указывает на любовь человека к Богу. Благоговейное, со страхом Божиим, совершение Литургии и любого другого богослужения указывает, действительно, настоящего доброго пастыря, который любит свое дело.

А если пастырь — наемник, то он служит поскорее: быстрее бы убежать со службы, у него масса всяческих дел, большей частью каких-то чисто житейских…

Потом, конечно, духовный отец в наше время обязательно должен обладать знанием святоотеческих творений. Мало кончить семинарию, мало быть магистром богословия — нужно знать опытом отеческие и аскетические творения: и святителя Игнатия (Брянчанинова), и святителя Феофана, и оптинских старцев, и древних отцов: Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Варсануфия Великого и других духовных авторов. Священник и советы должен давать не от себя, от своего разума, а предлагать учение и предание Церкви, записанное как раз св. отцами. И дело духовника — просто предложить своему духовному чаду те места из творений св. отцов, которые подходят к данной ситуации, и вместе с ним уже выбрать, что именно подходит к такой ситуации. Кстати, св. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда пастырь не от себя дает ответы, а из св. отцов, из отеческих творений, то ему гораздо больше веры бывает.

Этого вполне достаточно для современного духовника. Он и сам должен руководствоваться творениями св. отцов, и других назидать именно отеческими писаниями, а не просто «от ветра главы своея» что-то говорить.

Еще Варсануфий Великий как на самое главное качество духовного руководителя указывает, что отцы положили для старца, для духовного руководителя, только одно условие: чтобы он был православным в своем исповедании, то есть что он должен православно веровать в догматы Церкви. Он должен знать все современные ереси и уклоняться от них: обновленчество, экуменизм, модернизм, католицизм, протестантство, сектантство. Вероисповедание пастыря должно быть апостольским, отеческим, православным, только тогда ему можно доверять. Вот это, наверное, основные качества пастыря.

Как ищут духовного отца? Вымаливают, у Божией Матери вымаливают! Потом, конечно, нужно походить, поездить: к одному батюшке сходить, советов спросить. Получил ответы, понравился батюшка, опять вернуться к нему! А нужно ли проситься в духовные чада? Думаю, это совсем необязательно. Я знаю массу случаев, когда люди просились в духовные чада, а потом их больше и не видишь никогда. А бывает и так: человек просто ходит к тебе на исповедь, задает вопросы, и это постепенно переходит в тесные, крепкие отношения, которые длятся годами и десятилетиями.

Если есть воля Божия найти нам человека, чтобы он разрешил наши духовные вопросы, будем искать его. Но сразу хочу предупредить, что достаточно часто вместо настоящих старцев, настоящих духовных людей диавол может нам подослать какого-то актера. Актеров я видел много, к сожалению, игра в старцев в настоящее время широко распространена. Некоторые это делают, искренне заблуждаясь, некоторые — из меркантильных интересов. Они наносят вред, как никто другой, особенно неутвержденным в вере. Не спешите верить всем подряд. С другой стороны, может так случиться, что обычный человек, который рядом с нами, может дать ответы на все наши вопросы. Не надо ехать куда-то к чудотворцу — в какой-то отдаленный монастырь или в Иерусалим; пойдите к своему приходскому батюшке, вдруг он, по Божией благодати, ответит вам так, как никакой старец, не знающий вас, не ответит.

— А есть ли в наше время настоящие старцы и кого можно считать старцем?

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще 150 лет назад сказал, что старцев благодатных нет. Хотя сам был настоящим духоносным старцем, и при нем были старцы такие же. Но это он сказал в том смысле, что нет старцев, обладающих такими же благодатными дарованиями, какими обладали старцы древности. И нет такого большого числа старцев и отцов, какие были в древности. Потому нам нужно учиться спасаться по книгам, спасаться по совету тех духовников, которых, может быть, старцами не надо называть, но которых, тем не менее, Господь нам посылает. Я сейчас выскажу несколько крамольную, может быть, для многих мысль, но я не верю в прозорливых старцев. Я больше доверяю святоотеческим писаниям и тем людям, которые стараются жить по святоотеческим писаниям. Некоторые из них — да, возможно, и являются в какой-то степени прозорливыми, я встречал таких людей. Но я не знаю, насколько человек прозорлив, потому что прозорливость — это дар Божий, дар благодати. И насколько Господь открывает этому человеку какие-то вещи, я знать не могу. Если проявляется прозорливость, если Господь помогает через этого человека узнать истину, получить ответ на вопрос — это очень хорошо. Но таких людей очень мало, и я не считаю, что надо ставить целью своей жизни найти прозорливого старца. Необходимо помнить, что Господь открывает Свою волю всякому ищущему. Очень помогает этому чтение творений святых отцов Православной Церкви. Очень помогает этому нормальный православный духовник. Смирение, кроткое поведение, забота о людях (искренняя забота!) — это действительно признак настоящего духовного пастыря. А лжестарец все время себя выпячивает, все время доказывает свое старчество, свою прозорливость, свою духовность, все время навязывает свои взгляды. Говорит, что только он один прав («не послушаешься меня — тебя Бог страшно накажет!»). И, к сожалению, сейчас мы это видим буквально на каждом шагу. И очень часто такие «старцы» занимаются отчитками.

— А что такое отчитка? Для кого она предназначена?

— Насчет отчитки... Недавно вышла в Псково-Печерском монастыре книга писем архим. Иоанна (Крестьянкина), где он говорит, что отчитка — это просто чин, это молитвословие. Но это молитвословие никак не может сравниться с таинствами, такими как соборование, исповедь и причастие. Чтобы отчитывать действительно плодотворно, я считаю, человек должен иметь благодатный дар изгнания демонов. Для этого человек должен победить демонов прежде всего в самом себе, то есть стать бесстрастным, стать святым человеком. Но и святые не все имели дар изгнания демонов. Например, св. прав. Иоанн Кронштадтский бесов изгонял. Но он не совершал чина отчитки, а просто говорил: «Изыди!», и бес выходил. Однако далеко не все святые брались за изгнание бесов. А сейчас на каждом шагу такое встречаешь — это просто смешно! Если человек выдумывает себе какие-то дары, начинает бесов изгонять, я такому не доверяю. Я знаю, что Святейший Патриарх Алексий очень не одобряет отчитки, прямо не благословляет их и людей, которые этим занимаются. Это в лучшем случае — люди немножко заблудшие, может быть, немножко нездоровые, а в худшем — это просто шарлатаны, которые зарабатывают на этом деньги.

— Но ведь на Западе существовали раньше так называемые «экзорцисты», которые изгоняли нечистую силу?

— На латинском Западе средневековая инквизиция, чтобы определить, вселился ли диавол в человека, подозреваемого в колдовстве, или нет, производила такой опыт: подозреваемому привязывали кисти рук к ступням ног и в таком положении бросали в воду. Если человек не тонул и оставался на поверхности воды — значит, это ведьма или колдун, и такого человека сжигали, а если тонул — ну, в Царство Небесное пошел и к нечистой силе не имел никакого отношения... Православные никогда таким не занимались. Они знали, что Господь может Сам наказать, кого нужно, не дело человека кого-либо наказывать. Государственная власть — другое дело, она может наказать за какие-то преступления. Но это не дело Церкви.

Сам чин отчитки — «экзорцизм» — пришел к нам с Запада, его нет в православных требниках, тем более в требниках православного Востока. Впервые в России он встречается в требниках Петра Могилы, который, в общем-то, очень многое заимствовал у католиков. Преподавание в первой устроенной им Киевско-Могилянской академии Петр Могила ввел почему-то на латинском языке, с изучением латинских отцов (причем еретических отцов, уже после разделения Церквей!). Не знаю, зачем это было нужно...

— А можно ли иногда читать религиозные книги неправославных авторов?

— Чтение еретических книг весьма опасно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что никак православному христианину не должно читать сочинений еретических, «так как одна ложная мысль, усвоенная душой, может погубить душу». Святитель Игнатий, например, считал, что толковать Священное Писание может только ум богопросвещенный, ум святого, облагодатствованного человека. Поэтому он признавал только толкования святых Отцов Православной Церкви. Он напрочь отвергал еретические толкования, толкования человеческие. На Западе совершенно извращено Священное Писание. А настоящее, православное богословие — есть дар Благодати Духа Святаго. Святитель Игнатий вообще очень однозначно относился к католикам, святых католических называл «западными сумасшедшими» и говорил, что никак не может назвать католиков христианами, потому что святые Отцы Церкви никогда еретиков христианами не называли, поэтому он может католиков называть только еретиками-латинянами. Еретики спастись не могут никак — они должны покаяться и принять Православие, только тогда Крестная Жертва Спасителя ими будет усвоена.

— Но при этом христианин может с любовью относиться к еретикам, быть благожелательными с ними в общении?..

— Да, как заповедано святыми отцами: «Грешника нужно любить, а грех ненавидеть». Ересь — это грех ума человека. А сам человек заслуживает сострадания человеческого. Есть завещание преподобного Феодосия Печерского князю Киевскому. Там Преподобный говорит, что если придет к тебе католик, или турок, или еврей, и если он голоден, накорми его, если жаждет, напой его, если наг — одень его, страдает — помоги ему. Но если ты будешь хвалить его веру, что-то говорить о ней доброе — то это все равно, если ты будешь хулить и ругать свою собственную. Так относился к еретикам преподобный Феодосий. И так все в общем-то древние святые относились к ним.

Еретики находятся вне ограды церковной, поэтому они осуждены уже по факту отпадения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви через ересь. Поэтому они не могут быть причастны благодати, не могут быть причастны таинствам. Они не могут быть причастны спасению, пока не освободятся от своей ереси через покаяние и не воссоединятся с Христом и Православной Церковью.

Одна женщина мне как-то говорит на исповеди: «Батюшка, вы говорите, что католики не спасутся, а мне пять батюшек сказали, что своего сына-католика я могу писать в записках и поминать на проскомидии!» Не знаю, почему эти пять батюшек дерзают нарушать учение Церкви? Ведь в записках, подаваемых в церкви, можно поминать только православных. Только православные являются членами основанной Господом Церкви, и проскомидия, и Божественная Литургия совершается только за православных.

— А почему нельзя поминать католиков в церкви, ведь крещение у них одинаково с православными? То есть они уже крещены?

— Вселенские Соборы определили, крещение каких еретиков признается. Но для этого нужно, чтобы была соблюдена преемственность от апостолов и правильно совершено крещение. Католики вроде под это подходят, потому что и преемственность рукоположений у них есть от апостольских времен, и формула крещения правильно произносится — то есть таинство совершается так же, как в Православной Церкви. Но, несмотря на то, что Церковь Православная признает их крещение, однако она считает их еретиками, ибо католики исказили Символ Веры и внесли в свое вероучение много своих лжедогматов, которые противоречат апостольскому учению. По учению Церкви, бывают еретики, бывают раскольники, а бывает самочинное сборище. Раскольники — это те, кто отделяется от Церкви самочинно, не подчиняясь иерархии, а догматы у них остаются те же, что и у православных. А еретики извращают и догматы, а потом, как правило, они отделяются от Церкви. Католики полностью соответствуют отеческому понятию ереси. И на проскомидии еретики никогда в древней Церкви не поминались. Странно, что в наше время нашлись люди, которые начали поминать еретиков на проскомидии! Ведь к ересям совершенно однозначное отношение в Церкви.

Кстати, греки, на Афоне например, не признают католического крещения и католиков перекрещивают. Просто греки больше страдали от католиков, чем мы. Но и у нас много мучеников, пострадавших от католиков. Когда теперь говорят, что католики спасутся, нужно вспомнить священномученика патриарха Ермогена, преподобномученика Афанасия Брестского и других святых, которые от рук католиков пострадали.

Мы принимаем католиков через таинство миропомазания, поскольку ни их миропомазание, ни их причастие не признаются. Но признается именно только крещение как форма без содержания.

— Батюшка, но ведь существует и такой курьез, как супернационалистическая газета «Русская фаланга» («Святорусский вестник»), которую издают радикальные русские националисты, исповедующие... католицизм! Русская национальная идея у них сочетается с верностью папскому престолу. Почему такой экуменизм терпим в православно-патриотической среде? Или же это просто хитрая уловка Ватикана — окатоличить «патриотический электорат»?

— Я не думаю, что такой экуменизм терпим в православно-патриотической среде. Просто сейчас издаются и печатаются кто угодно. По моим наблюдениям, так называемые патриотические круги, даже православные, — это часто не очень церковные люди, имеющие отношение к Православию несколько поверхностное. Но тем не менее факт остается фактом: эти люди в храм ходят нерегулярно, по крайней мере, не каждое воскресенье, как это положено православному человеку, не каждый праздник. Причащаются редко, посты не всегда соблюдают. У меня такое впечатление, что и утренние и вечерние молитвы для них далеко не обязательны. И поэтому церковной жизни-то практически нет. Да, есть вера во Христа, есть такое культурно-народное православие, но не больше. Жизни в Боге нет, как таковой жизни в Духе Святом нет. Отсюда — когда человек не борется с врагами невидимыми, то есть со страстями, с демонами, он начинает выдумывать врагов видимых.

Вспомните, когда Господь говорит притчу о званых на пир, то там были люди, которые отвечали так: «Я купил землю и должен пойти ее посмотреть…» Так вот, люди, которые предпочли землю Царству Небесному, — они и заняты борьбой за эту землю, именно в земном отношении. Вот на этой почве православные патриоты с любыми другими патриотами входят в альянс как бы не глядя. Для них Христос, вера, православная догматика занимают уже второстепенное положение. Поэтому и возможны такие немыслимые конкордаты: раскольников, русских националистов, русских католиков, православных монархистов.

На самом деле любой действительно православный человек, живущий в Церкви, — патриот. Он любит свое Отечество, потому что земное Отечество есть образ Небесного Отечества. И защищать свое земное Отечество, если понадобится — с оружием в руках, необходимо. Тем более словом надо защищать Церковь и Отечество против врагов, которых сейчас немало. Православный патриот обязан это делать! Я не думаю, что патриотическая деятельность сама по себе греховна. Но когда она переходит какие-то границы...… «Все неумеренное — от беса», — сказал преподобный Пимен Великий.

Настоящее, истинное патриотическое движение может и должно существовать, но люди, пребывающие там, должны все-таки стоять на позициях церковности. Свои обязанности перед Богом они должны исполнять неукоснительно: это регулярное посещение храма каждое воскресенье и праздник, регулярное причащение и посты, молитвенная жизнь.… Вообще— жизнь по Евангелию, изучение православного вероучения, творений святых отцов Православной Церкви, изучение русской истории — все это, конечно, необходимо знать патриоту, а не только какие-то политические манифесты. Вот это и будет истинный патриотизм!

Поэтому явление русских патриотов-католиков, да еще монархистов— это какая-то странная эклектика и суррогат. Ведь католицизм — это западная религия и идеология, на протяжении многих веков боровшаяся с устоями русской православной жизни, которая сделала немало, чтобы подчинить себе Церковь Русскую. Католицизм внес свою лепту в расшатывание Российской Империи как государства. Когда большевики уничтожали Православную Церковь в России, католические деятели говорили о «религиозной миссии большевизма», расчищающего путь для перехода русского народа под омофор римского папы. Как они теперь могут радеть за русскую идею? Это то же самое, что и уния: имеет только вид Православия, а на самом деле — католицизм. Так и здесь — только имеет вид заботы об Отечестве. Это скорее всего некий очередной троянский конь. Может быть, люди, состоящие в этом движении, искренне заблуждаются, не понимают этого. Хотя, я думаю, что создатели этого движения, организаторы его понимают, что делают.

— Получается, что эти русские националисты-католики просто западники?

— Никогда Запад и католицизм ничего хорошего России не желали, история это показывает: Запад, в том числе в лице папства, всегда боролся с православным нашим Отечеством — Россией, а затем с Империей Российской, и вооруженным путем, и политическим, путем спецслужб.

И сейчас Запад тоже не желает возрождения Православной Церкви и Империи Российской, а желает видеть некую «прозападную Россию», члена Совета Европы и члена НАТО, полностью зависящую от США.

Если же мы как государство воспримем неправильный взгляд на вещи — в политике, в экономике, в культуре, а главное, в религии, в нравственности — то Россия не сможет быть православной. Она будет католической, мусульманской, западной, какой угодно, но не будет иметь никакого отношения к Святой Руси, потому что уже будет потеряна преемственность.

Господь сохранил нас (хотя кто только не пытался нас уничтожить!) именно благодаря тому, что, несмотря на господствующую идеологию безбожия, несмотря на то, что большинство храмов было разрушено, все-таки русский народ в своей глубине сохранил христианскую православную нравственность. Мы именно сохранили Православие как нравственную основу жизни народа, и благодаря этому Господь нас помиловал; мы не потеряли Православия как религию, как это сделали западные народы, которые в разных жизненных перипетиях и само христианство уже потеряли. Сами же западные страны и народы называют себя «постхристианским обществом».

— А можно ли православному общаться с сектантами? И вообще — как относиться к другим христианским конфессиям? Как к братьям во Христе? Может быть, они заблудшие, в чем-то ошибаются и им нужна помощь?

— Знаете, святые отцы говорят так: «Многие, покусившись спасать других, погибли и сами». Поэтому св. Варсануфий Великий говорит, что если ты хочешь спасти тонущего человека — не протягивай ему руку, а протяни палку. Потому что если ты не сможешь его вытащить из воды — палку отпустишь и останешься, по крайней мере, сам жив. А когда руку протянешь, то он и тебя потянет за собой и утопит. Я знаю такие случаи, когда люди начинали спасать других людей, а потом действительно те их убеждали, и им начинало нравиться само то заблуждение, от которого они пытались других отвратить... Даже далеко не всякий священник может взяться за такую проповедь среди еретиков, среди так называемых инославных. Я бы не стал называть их братьями во Христе, потому что их веру никак не могу назвать христианской. Да, там есть Евангелие, они признают Христа (кстати, чего уж они там думают о Христе, трудно сказать: одни Его признают Богом воплотившимся, другие признают только человеком, третьи — вообще говорят, что Его как бы не было...). У них там очень большое брожение мыслей. Поэтому, конечно, общаться вы можете, но это очень опасно на самом деле. Церковь не напрасно ограждает своих чад от общения с еретиками, потому что в таких «посиделках» начинается беседа, и где гарантия, что не вы спасете, а вас могут за такой беседой «спасти»? И еще как могут! Ведь они собираются, как правило, не поодиночке, а приходят в большом количестве. И цель у них такая — «миссионерская». Тут нужно быть очень осторожным! Мне кажется, если вы будете молиться за этих людей и будете сами благочестиво проводить свою жизнь — будет гораздо полезнее.

А думать что о них? Согласно учению Церкви, еретики спастись не могут, спастись могут только православные христиане. И только православные христиане могут быть членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а «вне Церкви нет спасения». Еретики отошли от учения православного, они извратили христианскую веру и, строго говоря, даже христианами называться не могут. Для них свои заблуждения гораздо дороже, тем более что ереси оправдывают любые их грехи. Поэтому если Православие требует от членов Православной Церкви достаточно серьезной аскезы, требует покаяния в грехах, то в других так называемых «конфессиях» — большей частью разговоры, а никакой борьбы с грехом там нет! Поэтому общение с ними очень опасно. Конечно, если вы считаете, что вы — очень духовный человек, тогда, пожалуйста, идите их спасайте! А человек, сознающий свою немощь, все-таки вряд ли будет это делать, если лишь только особым Божиим Промыслом не будет призван на это служение.

— А как отражается неправая вера на жизни человека?

— Любая ересь искажает в человеке правильное восприятие Бога и правильное восприятие жизни по Богу, потому что это взаимосвязано: если мы правильно веруем, то и правильно живем. Если мы искаженно воспринимаем Бога, то и жизнь наша искажена.

Чтобы любить людей, чтобы служить Богу в Духе Святом, нужно правильно верить, православно верить, потому что только правильное восприятие веры, правильное восприятие догматов научает человека правильной жизни. А правильная жизнь приближает к Богу. Если мы это поймем — значит, мы идем к Богу, если нет — то очень легко можем сойти в сторону, погибнуть.

В истории Церкви проливали кровь за догматы, проливали кровь за Истину, за то, чтобы исповедовать и проповедовать правильную веру. Испытывали гонения от еретиков, от неверных, от иноверцев за свою правильную, православную веру. Потому что только православная вера приводит к Богу. Неправославие, любая ложь, любое искажение вероучения ведет человека к погибели.

— Сейчас многие считают православными и раскольников-старообрядцев. В книге о преподобном Серафиме Саровском описан такой случай: к преподобному Серафиму пришли ревнители старообрядчества и спросили его о двуперстном сложении и о том, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая? И он ответил им: «Слагайте персты во имя Святой Троицы и оставьте свои бредни!» Известно, что через преподобного Серафима говорил Святой Дух! А как же совместить это с решениями Собора, который снял все анафемы со старообрядцев?

— Я не знаю, как это совместить с решениями Собора. Святые Отцы и угодники Божии всегда считали старообрядцев раскольниками. Причем Собор XVII века, наложивший анафему на старообрядцев, наложил ее до их покаяния. Покаяние со стороны раскольников не было принесено. Поместный Собор 1971 года так поступил, чтобы дать им возможность раскаяться и «оставить свои бредни». Но они не захотели и в очередной раз оттолкнули протянутую им руку. Я более придерживаюсь мнения преподобного Серафима Саровского относительно старообрядцев, а также всех согласных с ним угодников Божиих, коих было очень много: это и святители Димитрий Ростовский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Филарет (Дроздов) и преподобный Паисий (Величковский). Как говорят богословы, в этом вопросе мы имеем consensus patrum. Старообрядцы — есть несомненно раскольники, никакого литургического общения с ними быть не может. И все каноны, установленные Церковью по отношению к раскольникам, полностью относятся и к старообрядцам, поскольку это совершенно не Православная Церковь. Надо сказать, что старообрядчество, которое кичится именно своей истинной «древлеправославной верой», на самом деле есть новшество XVII века — ни много, ни мало. Об этом подробно писалось и в журнале «Благодатный Огонь» (№ 2, 4. — Ред.). Именно наша Церковь держит веру такой, какова она завещана нам апостолами, — православную веру, а так называемые «глаголемые старообрядцы», будь то поповцы или беспоповцы, ее видоизменили.

— Еще один вопрос: как следует относиться к газете «Жизнь Вечная», которую выпускает братство св. Царя-искупителя Николая II, и к пророчествам «преподобной» Пелагеи Рязанской, которые публиковались в этой газете?

— Газета эта издается людьми, видимо, малоцерковными, околоцерковными. Я не думаю, что они враги Православия и Церкви, просто люди искренне заблуждаются.

«Есть пути, мнящие быть благи, но конец их смотрит во дно адово», — говорит Священное Писание. Попытка у издателей «Жизни Вечной» получилась весьма неуклюжей. Какие-то выдуманные и непроверенные истории они публикуют, «пророчества» Пелагеи Рязанской, какие-то произведения Распутина…. Кстати, прочитав в «Жизни Вечной» произведения Распутина, я окончательно убедился, что этот человек находился в глубочайшей прелести и, в общем-то, во вражде с Церковью Православной... «Пророчества» же Пелагеи Рязанской, если они подлинные, это откровенное богохульство. Она (я сужу только по публикациям в газете «Жизнь Вечная») просто хулит Священноначалие, духовенство, Церковь площадно ругает. И верить таким «пророчествам» — все равно что верить хуле на Духа Святаго, хуле на Церковь. Это богохульные «пророчества», это явное лжестарчество, только если все эти «пророчества» не выдумали сами авторы газеты «Жизнь Вечная». Дело в том, что богохульные «пророчества» Пелагеи, которые напечатаны в «Жизни Вечной», — под большим сомнением у ее почитателей, особенно у жителей Рязанской земли. Так что неясно вообще, чьи «пророчества» ей приписывают.

Поэтому я считаю, что читать такие сомнительные издания, как «Жизнь Вечная», православному человеку не стоит. Это издание прямо подходит под слово Евангельское: «Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму».

Кстати, извращение пророчеств — не редкость. Пример тому — книга о преподобном Ниле Мироточивом. В Голутвином монастыре она была издана небольшой книжкой. Как оказалось, это был сокращенный вариант более полной версии, изданной потом издательством «Ковчег». После беседы с афонскими иноками выяснилось, что они считают преподобного Нила святым, но на Афоне его книгу не признают и не благословляют читать, поскольку там описаны вещи, о которых «не леть человеку и глаголати», то есть такие грехи, о которых если человек не знал, то лучше ему их и не знать. И поэтому на Афоне такое мнение: были настоящие пророчества и вещания Нила Мироточивого, но кем-то они были извращены по наитию врага рода человеческого.

— Вероятно, то же самое можно сказать и о жизнеописании схимонахини Макарии (называется эта книжка «Избранница Царицы Небесной»). Там вызывает некоторое смущение описание того, как Макария стала «собеседницей Царицы Небесной», причем беседовала чуть ли не уста к устам, и Пресвятая Богородица являлась ей через какую-то «голубую дверь».… И самое интересное, что это все было как бы написано с ее слов. Вроде Святые старались скрывать свои дарования, чудеса, а тут — все наоборот.

— О схимонахине Макарии я слышал, о ней рассказывали люди, которые у нее бывали. Они описывали восторги от своего посещения, но у меня это не вызвало подобных чувств, наоборот, вызывало очень сильные сомнения, которые, к сожалению, в дальнейшем никак ничем рассеяны не были. Когда к тому же вышла книга, которая раньше имела название «Богом данная», с описаниями чудес, то сомнения в ее духовности укрепились еще больше именно по причине обилия чудес в ней. Я не имею права выносить суждение о человеке, которого я не знал, но могу сказать только свои впечатления от прочитанного: у меня не вызывает доверия схимонахиня Макария.

— В чем же состоит критерий отличия истинных чудес от ложных? Как не впасть в хулу на Духа Святаго и не погрешить неверием?

— Это непростой вопрос, это дело совести и веры каждого человека. Поэтому, когда я говорю, что не верю в святость какого-то человека, в какие-то чудеса, то, наверное, я могу говорить только от себя, но я не имею права говорить от лица Церкви. Скажем, до революции при Синоде существовала специальная комиссия, которая удостоверяла подлинность чудес, чудотворных мироточащих икон, чудес от мощей, исцелений и т.д. Все эти чудеса записывались, сообщались епархиальным архиереям, они посылали их в епархиальную комиссию. Если она удостоверяла подлинность чудес от какой-то иконы чудотворной, то икону эту запечатывали, убирали, потом сообщали в Святейший Синод, который высылал комиссию. Комиссия приезжала, опрашивала людей, удостоверялась в том, что действительно произошли исцеления, собирала медицинские справки по возможности, показания свидетелей. Эти факты доставлялись в Синод, только тогда он принимал решение о прославлении иконы, о том, чтобы считать подлинным какое-либо чудо…. Так и сейчас нужно поступать. А то все, кому не лень, и по радио, и в печати пишут о чудесах, сновидениях — тут уж никак не отличишь истину от лжи.

На самом деле, необходима осторожность к мистическим явлениям, заповеданная нам в отеческих писаниях.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что нельзя верить снам. Даже если сон будет от Бога, а мы ему не поверим, то Господь за наше смирение не осудит нас, но даст нам награду. Другое дело, когда, например, пророку Захарии Ангел Божий явился явно в святилище у жертвенника, и Захария не поверил, и был тогда наказан! Тут уже совсем другое дело — подлинное явление Ангела, которого мы, наверное, вряд ли увидим. А сны бывают у каждого из нас. Не надо спешить им верить. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится, что сны многих прельстили, и правды в них нет. Верящий снам подобен пасущим ветры. Так учит Священное Писание.

К чудесам нужно относиться с большой осторожностью. Но и не всякий должен брать на себя дерзновение говорить, что какие-то чудеса — не подлинные. Заявлять о том, что какой-то известный человек — не совсем духовен, да еще по радио, в газетах, — на это все-таки нужно иметь некоторое дерзновение. Всегда берешь некоторую ответственность: а вдруг ты похулишь Божиего угодника, а вдруг ты чего-то не понимаешь? Также заявлять, что такое-то чудо не настоящее — а вдруг оно подлинно, вдруг это проявление благодати? Тогда это будет хула на Духа Святаго! Но священнику нельзя и не давать своей оценки, иначе мы погибнем от лжечудес!

В отношении чудес существует замечательное святоотеческое правило: не принимать, но и не отвергать. Чтобы под видом чуда не принять бесовские наваждения, и, с другой стороны, чтобы не похулить Святаго Духа.

Сейчас появилось много книг о настоящих угодниках Божиих, которые просто нельзя читать из-за обилия там «чудес в решете». В результате люди разумные просто отворачиваются от таких книг! Священное Писание говорит нам: «Испытывайте духов, не всякому духу верьте!»

Святые отцы говорили, что диавол — это обезьяна Бога, так вот, чтобы этой обезьяне не поверить и не погибнуть, нужно уметь отличать истинное от ложного.

— Часто спрашивают: какой молитвой можно молиться дома за некрещеного умершего родственника? Можно ли читать канон мученику Уару?

— За некрещеного умершего родственника молиться можно, потому что никто не имеет права лишать человека некоего утешения, чтобы тот в молитве находил утешение о некрещеных родственниках. Согласно учению Церкви, без крещения невозможно спастись, поскольку Евангелие говорит, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное». Все святые однозначно принимают эту цитату Евангелия как указание на таинство крещения. Вероятно, молиться можно своими словами и просить только облегчения загробной участи такого человека.

Насчет мученика Уара... То, что он там отмаливает некрещеных, — это есть ересь самая настоящая! Ввел в обиход эту ересь митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), который сам был человеком сомнительных взглядов, скажем так. Он был сторонник обновленчества, католичества и экуменизма; не случайно, что и умер он позорно — на приеме у римского папы. В православных кругах этот человек пользуется сомнительной репутацией. В Минее за октябрь месяц (19 число) есть служба мученику Уару, которой пользуется за богослужением вся Православная Вселенская Церковь. Там нет ни слова о молитве за некрещеных: что мученик Уар якобы вымаливал каких-то некрещеных. Однако после этой службы помещена иная, которую составил митрополит Никодим (Ротов), в которой и появляется это новшество. Она называется «Служба св. мученику Уару, иже о некрещеных родителях Клеопатры умоли». Но на самом деле, если прочитать житие мученика в Четьих Минеях, там есть такой момент: мощи мученика раба Божия Клеопатра привезла к себе, потому что хотела иметь их в своем доме. Вскоре у нее умер сын, она стала роптать, но мученик явился ей в видении, держа сына на руках и говоря: «Если хочешь, я тебе его отдам!» Но сын сказал ей, что ему тут очень хорошо, поэтому он не захотел возвращаться. И мученик сказал ей, что уже отмолил сына, а теперь молится за ее родителей. Так вот, из этого жития никак не следует, что родители Клеопатры были некрещеными! Она жила в христианской стране — там, где не было гонений, почему же они должны были быть некрещеными? Нигде, ни в каких преданиях этого нет. Конечно, есть сказки и слухи. Какими только слухами и сказками не обрастает религия! Но это есть ересь: не может спастись некрещеный человек — так всегда учила Церковь! К сожалению, сейчас даже некоторые профессора богословия распространяют это неправославное мнение. Но это — ересь Оригена, осужденная еще V Вселенским Собором. Церковь так никогда не считала.

Поэтому молиться за некрещеных дома можно, а в храме нельзя.

Конечно, можно понять людей, родственники или дети которых умерли некрещеными. Им хочется как-то верить, надеяться, что их дети спасутся. Но дело в том, что, во-первых, нужно было позаботиться об их крещении, когда они были живы. Поэтому есть вина на этих родителях, в которой нужно каяться, иначе она не будет прощена. Во-вторых, нужно все-таки смотреть правде в лицо: ну не может человек некрещеный спастись! Тогда и христианство становится ненужным, потому что все христианство-то зиждется на Крестной Жертве Спасителя, принесенной на Кресте за спасение людей. А усваивается крестная жертва Спасителя в таинстве крещения. Если крещение необязательно хотя для кого-то љ— значит, оно может быть необязательно для целой группы лиц! А значит — и необязателен Крест Христов! Зачем же Богу-Отцу было посылать Сына Своего Единородного на Крест, когда можно было спасти людей по-другому? Да нельзя было спасти по-другому, в том-то и дело! Для того Господь и послал Сына Своего Единородного на Крест, чтобы Он искупил грехи мира и пострадал вместо нас, а мы потом, в силу нашей веры и крещения, участия в Таинствах, усвоили себе эту Жертву, Которая только Одна могла нас очистить и спасти.

Потому что как бы нас ни наказывали за наши грехи, мы никогда не смогли бы сами наши грехи искупить! Одна капля крови Спасителя ценнее и дороже, чем весь мир! «Аще беззакония назриши, Господи, кто постоит?» То есть: если бы нас наказывать так, как мы заслужили, то жизнь на земле не могла бы продолжаться. Только в силу Крестной Жертвы Спасителя мир еще стоит, потому что Господь за нас распялся.

И когда человек покается, когда человек стяжает смирение, он видит себя грешным и начинает понимать значение Крестной Жертвы Спасителя. И она начинает ему усваиваться, потому что он начинает исполнять евангельские заповеди. Человек же гордый этого не понимает. Он считает себя праведником. Но пока человек себе приписывает какую-то правду, эта правда закрывает Крестную Жертву Спасителя. Человек надеется спастись своими делами, своей некоей человеческой правдой, которая вся пред Богом ничто!

Однако некоторые «гуманисты» этого не понимают, поэтому и допускают, ради мнимого человеколюбия, спасение вне Креста Христова. Что то же самое — вне крещения. Поэтому никак они и не могут вместить, что вне крещения, то есть вне Церкви, нет спасения.

— Батюшка, а как часто нужно причащаться?

— Святитель Феофан Затворник пишет, что от частого причащения следует неблагоговейное отношение к Причастию. Хотя о. Иоанн Кронштадтский и благословлял причащаться как можно чаще и даже каждый день, как он пишет в своей книге «Мысли христианина». Святитель же Феофан пишет, что причащаться нужно раз в пост. В большие посты — два раза. Можно и почаще. В одном из писем он пишет, что часто причащаться есть особая христианская добродетель. Но причащаться советует раз в месяц, считая это достаточно частым, и советует приурочить это к двунадесятым праздникам. А когда праздники идут подряд, он пишет, что можно праздник пропустить и причаститься в будний день. В одном из писем он пишет, что в крайнем случае, в очень крайнем случае допустимо причаститься раз в две недели. Это мнение святителя Феофана Затворника не лишено оснований, есть мнения и других отцов.

У о. Кирилла (Павлова) я в свое время спрашивал, как часто причащаться, и он мне ответил так: как только есть у вас такое внутреннее стремление, желание причаститься, — тогда готовьтесь и причащайтесь. Самое главное — чтобы это было не формально, исходило от сердца... Поэтому это такой вопрос, который должен решаться индивидуально, посоветуйтесь со своим духовным отцом.

Беседовала Галина Нестерова



Статьи автора

Соответствует ли облик монахини Марии (Скобцовой) идеалам православного монашества?

О чудесах Божиих

Полуправда хуже лжи

Пророчествия не уничижайте

Осторожно – ересь!

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

12.10.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

Выгорание

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

27.09.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

 

НОВОСТИ

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

17.10.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол