Богородица

Архив номеров Номер 20

Светлой памяти священника-миссионера Даниила Сысоева



Я был знаком с отцом Даниилом около двадцати лет, с тех пор, как он, будучи еще школьником, приходил к нам в храм петь на клиросе. Именно с отцом Даниилом мы в 1998 году задумали выпуск журнала «Благодатный Огонь», выработали его концепцию. Отец Даниил был постоянным автором журнала, писал замечательные бескомпромиссные статьи в защиту православного учения от всевозможных модернистских искажений. Можно вспомнить его первую статью в нашем журнале – «Парижское богословие и неообновленчество», которая и до сих пор не потеряла своей актуальности, его блестящие публикации в «Благодатном Огне» против антихристианского эволюционистского понимания зарождения жизни, статьи против католического прозелитизма в России, в защиту православного учения о пресуществлении Святых Христовых Таин…

Отец Даниил был очень начитанным человеком, обладал поистине энциклопедическими познаниями в богословии, что могло бы подвигнуть иного на определенную кичливость и высокомерие, однако он оставался очень простым, сердечным и, главное, очень радостным человеком, всегда доступным для любого разговора. Я очень часто обращался к нему за разъяснением сложных вопросов и благодарен ему за многое. Меня всегда поражали в нем истинное христианское смирение и добродушность в отношении своих критиков. Ведь даже и после того, как около двух лет назад у нас с о. Даниилом выявились серьезные разногласия и он вышел из редколлегии, – он продолжил сотрудничать с нашим журналом и публиковаться в нем (см., например, его статью «Чудо и честность», Благодатный Огонь, № 18).

А разногласия с батюшкой были, конечно же, не вероучительного характера: отец Даниил строго обличал любые отклонения от чистоты догматического учения Православной Церкви и в этом он был непримирим ни с какими либеральными модернистскими увлечениями иных современных богословов.

Прежде всего невозможно было согласиться с учением о.Даниила Сысоева об уранополитизме, которое объясняется очень просто: о.Даниилу за его миссионерскую деятельность много раз угрожали расправой – он мне несколько лет назад сам показывал распечатки угроз и приговоров к смертной казни. Поэтому душа его чувствовала, что рано или поздно угрозы осуществятся – отсюда его пренебрежение заботами о земном отечестве-гостинице и мысли о Небесном гражданстве, постепенно развитые в гипертрофированное целостное уранополитическое учение. В его положении это было естественно. Другое дело, что учение сие – не православное и смутило многих читателей его «Живого журнала».

Как вер­но отметил один священник, «будучи сам по себе лишенным (или почти лишенным) нормальных патриотических чувств, о. Даниил пошел дальше – на отрицание духовной ценности любви к земному Отечеству, и это было ошибкой. Человек, который не любит свою Родину – сирота. Это все равно, что не любить мать или отца. Любовь к Богу не отрицает любви к Земле, иначе бы мы не знали бы заповеди любви к ближнему. Можно и нужно любить и Бога, и Родину. Это и есть Правда Божия. Только монах разрывает свою связь с миром... И то молится о спасении мира, и яже в нем. Ну и придание своим антинациональным суждениям вид некоторого спасительного “небесного гражданства” – тоже перегиб. Небесное Отечество – это не политическая платформа (а именно о партийных спорах говорил отец Даниил в последней проповеди). Это состояние духа в человеке. Его нельзя приобрести умственно, как некоторое учение, а только аскезой, и при чем строгой».

В чем на мой взгляд неправда в построениях глубокочтимого и талантливого миссионера о.Даниила. Тут такая же аналогия, как между девством и браком. И Евангелие, и Отцы учат, что девство выше брака. Но не все могут сие вместить. Также и с уранополитизмом – учением о том, что христиане являются жителями Небесного Града и поэтому не должны заботиться об Отечестве земном. Вот что писал святитель Филарет (Дроздов) о земном отечестве и Небесном: «Библия не дала ли доброго воспитания народу Божию ветхозаветному? Не дала ли еще более совершенного воспитания народу Божию новозаветному? Премудро устрояя воспитание будущих граждан Царствия Небесного, не имела она недостатка в мудрости, чтобы преподать верные правила для образования доброго гражданина царства земного, и имела нужду преподать оные, потому что худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». (Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича, 1858 г. // Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 516–520).

Постоянно заявлять об уранополитизме имеет право только тот, кто на деле отрекся от земной суеты и всяческих земных утешений мiра сего: от семейного образа жизни, кто не пользуется никакими земными достижениями технического прогресса, иномарки, дачи и т.п., кто ушел в полный затвор. А если не можешь от всего этого отречься, – то не надо обличать патриотизм: он помогает в прохождении христанского поприща на земле. Иначе – это уже какое-то сотериологическое монофизитство: отрицание земной составляющей в деле нашего спасения. Ибо спасение наше – в наших ближних, как сказано у Отцов. А пренебрегая интересами нашего земного Отечества, мы невольно бросаем наших ближних на растерзание иноплеменников и врагов нашей Поместной Церкви. Господь и Бог наш Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую, а не одну – божественную. Бог наш «воплотися и с человеки поживе». Так и служить Одному Богу, как призывал приснопамятный о.Даниил (как будто кто-то в этом сомневался!) – означает служить и нашим ближним и нашему земному Отечеству, в котором эти ближние наши проживают и проходят свой путь спасения. А служить – означает и любить, ибо служение без любви есть наемничество. Поэтому то любовь к Отечеству никак не может быть препятствием для любви к Богу и нарушением первой заповеди, как утверждал о.Даниил. Без патриотизма и любви к Отечеству сейчас уже не было бы ни одного кипрского православного: турки киприотов-уранополитов повырезали бы за одну ночь. Но слава Богу, православные киприоты – не уранополиты, а ярые патриоты, и только поэтому на Кипре существует Кипрская Православная Церковь! Не будет так нелюбимых приснопамятным отцом Даниилом патриотов – не будет и Церкви в России, да и самой России не будет, ибо тогда русские люди будут кормить чужую армию в оккупированном государстве, а в каждой деревне будет своя Поместная Секта. И никакой миссии, делу которой отец Даниил мученически отдал свою жизнь.

Отец Даниил, например, утверждал, что в Писании нет доказательства того, что патриотизм есть какая-то добродетель. Но когда его неоднократно просили привести доказательства, хотя бы на основе Св. Писания, что патриотизм есть грех (да еще из-за которого по его мнению произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС с человеческими жертвами и погибли летчики из эскадрильи «Русские Витязи») – отец Даниил доказать этого не мог.

Мученичество – это не красивые слова, а Поступок: когда человек своим примером демонстрирует и доказывает свою веру во Христа. Если миссионер в своей деятельности будет распускать экуменические сопли толерантности, то он никого к Церкви не приведет и только утвердит инославных и иноверцев в их ереси и зловерии. Отец Даниил так не поступал. Миссионером он был настоящим. А словам, какими бы сладкозвучными и правильными они не были, сейчас никто уже не верит. Только своим примером можно подтвердить свою веру. И отец Даниил ее подтвердил: он после 14-ти полученных им угроз расправиться с ним не испугался и продолжал проповедь иноверцам о Христе.

Если миссионер ради ложной политкорректности будет говорить, что истина как у нас, так и у вас, или подстраиваться под взгляды и образ поведения неправославного социума, ссылаясь при этом на слова апостола Павла: «всем бых вся, да всяко некия спасу», перетолковывая их в экуменическо-постмиссионерском смысле, тогда нецерковные люди сочтут такого «миссионера» за обычного светского чудака, только в рясе, а обращаемые еретики и иноверцы еще больше будут коснеть в своем лжеверии. Так что в этом вопросе о.Даниил никогда не использовал такие лукавые методы проповеди, а обличал как пастырь, верующий как и учит Церковь, что путь ко спасению для иноверцев – только в их присоединении к Православной Церкви. И не прибегал никогда к дешевым миссионерским приемам, подстраиваясь и угождая вкусам и нравам нецерковных людей.

Уже одно то, что о.Даниил Сысоев вступил в полемику с открытым заб­ралом, смело, как и подобает воинам Христовым, против такой силы как радикальный ислам и обличал его бесстрашно с позиции христианского вероучения – покрывает все его ошибки и заблуждения вроде вышеупомянутого учения об уранополитизме. В наше время это настоящий священнический подвиг. А его надуманная идеология уранополитизма умрет вместе со смертью батюшки Даниила.

Без всякого сомнения просветительская деятельность отца Даниила среди иноверцев станет золотой страницей в истории русского православного миссионерства. Отец Даниил был настоящим Миссионером, не боявшимся никаких угроз, и добрым пастырем Христовой Церкви. Вечная память замечательному батюшке отцу Даниилу Сысоеву – новому мученику за Христа.


Сергей Носенко, главный редактор журнала «Благодатный Огонь».