Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Хула на Церковь

Наталия МИХАЙЛОВА


Речь пойдет о книге по Истории Церкви, поэтому предварю разговор о ней, на мой взгляд, интересным суждением об этом предмете, принадлежащим священнику Сергию Мансурову и высказанным им во Введении к его «Очеркам из истории Церкви». Он писал: «Не принадлежит ли к истории Церкви прежде всего и по преимуществу то, что отвечает ее прямому назначению, а не то, что только украшается ее святым именем? ... Внимание историка должно быть по преимуществу там, где видно достижение христианского духа. Что считать существенным для истории Церкви?»
 Этот вопрос обязан задать себе любой человек, взявший на себя ответственность писать историю не общегражданскую, которая пишется и переписывается под влиянием меняющихся то и дело мнений, но историю Церкви, которая должна быть столь же правдива, сколь и душеполезна. «Не слабость ли понимания христианского духа сказалась в Евсевии Кесарийском (не только в его полуарианстве) — в его попытке превратить Историю Церкви в историю столичных кафедр, столкновений с властями и еретиками?» — пишет священник Сергий Мансуров об историке IV века и вместо истории Церкви как благодатного целого оставил последующим поколениям дурной пример, которому до сих пор предпочитают следовать и новейшие историки.
 «Поведение императоров, столкновение епископов, богословские трактаты, ереси и расколы и т.п. — то, о чем принято обычно по преимуществу писать в истории Церкви, — все это не основное в христианской жизни... Итак, история Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась эта новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа». Слов нет, написать так историю Церкви чрезвычайно трудно и поэтому она до сих пор не написана. Но при всей недостижимости идеала нет никаких уважительных причин отказываться от приближения к нему. И уж во всяком случае недопустимо под видом истории Русской Православной Церкви подсовывать доверчивому читателю свои собственные домыслы, создавая у него заведомо ложное и, главное, враждебное по отношению к Церкви отношение.
 Говоря это, я имею в виду вполне конкретное сочинение по истории Русской Православной Церкви Новейшего периода, которое издано в 1997 году издательством «Воскресение» под редакцией никому неведомого М. Б. Данилушкина [1]. Авторский коллектив состоит из самого Данилушкина М. Б., двух научных консультантов: священника Владимира Дмитриева и доктора исторических наук М. В. Шкаровского. Кроме них, авторами книги являются Т.К. Никольская и Б.П. Кутузов. Книга издана тиражом 3000 экземпляров и, как следует из аннотации, написана специально для студентов Духовных Академий и Семинарий. В качестве таковой она одобрена к напечатанию Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви, что, несомненно, обеспечивает полное доверие читателей ко всему написанному. Тем более, что одобрительную рецензию (№ 1784 от 12 декабря 1996 года) написал исполняющий обязанности ответственного секретаря Учебного комитета протоиерей Владислав Цыпин. То есть книга, можно сказать, прошла духовную цензуру. В аннотации мы читаем:
1) что история Церкви изложена в книге с «православных историко-богословских позиций», но в «контексте общегражданской истории»;
2) что в книге дана «целостная концепция духовного пути Православного Русского народа»;
3) что целью книги является «попытка проанализировать духовные причины той катастрофы, которая произошла с нашей страной после 1917 года»;
4) и направить усилия будущих пастырей и богословов «на преодоление ошибок прошлого и достижение единства Русского Православия».
Когда читаешь подобные аннотации с их многозначительным наукообразием и обязательной претензией решать «духовные» вопросы, полезно вспоминать предостережение, которое дал своей пастве Святитель Феофан Затворник полтораста лет тому назад:
 «Пустые, противные вере идеи расходятся посредством печати, большею частию прикровенно, и посредством взаимообщения и бесед. Остерегайтесь сего яда все читающие и не без разбора читайте. Равно не без разбора принимайте слышанное и не увлекайтесь видом многоучености, часто мишурной. Но как вкус различает пищу, так да различает ухо ваше истинное от ложного» (2, с. 136).
 Однако в данном случае каждый обладатель этой книги может с полным на то основанием возразить: «Там же в аннотации сказано, что "книга написана для студентов Духовных Академий и семинарий" и "одобрена к напечатанию Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви", то есть фактически является учебным пособием. Мало этого, рецензентом был всеми уважаемый специалист по каноническому праву и церковный историк протоиерей Владислав Цыпин. Чего же я должен остерегаться? И о каком яде вы говорите? Я решительно ничего плохого в этой книге не заметил». На это трудно что-либо возразить, кроме прямого цитирования, к которому мы и приступим после нескольких вводных замечаний.
 Несколько слов скажу о структуре книги. Общий объем ее 1020 с., из них 1/4 часть занимают Приложения (с. 726–996), а собственно текст состоит из обширного Введения (50 с.) и 20 глав, три из которых посвящены не Русской Православной Церкви, а истории внецерковных образований, почитаемых авторами «ветвями» (Катакомбной, Зарубежной и Старообрядческой, которые все названы Русскими Православными).
 Авторов пять человек, и возможно, разные главы написаны разными людьми. Ясно, что каждый из них имеет свои претензии к Церкви, поэтому целостной концепции у них не вышло, но зато в книге представлен богатейший ассортимент антицерковных взглядов: от неоязычества и апологии старообрядчества до скрытой симпатии к Ватикану и униатам и сочувствия «чистой идее обновления Церкви». Однако при групповом авторстве все они несут одинаковую ответственность за все сказанное в книге, тем более что их авторство в оглавлении не обозначено, как это бывает в сборниках. Не берусь судить, насколько правдиво и, главное, насколько «с православных позиций» написаны 19 глав этой книги. Но насчет главы 20 (о старообрядчестве) могу сказать со всей ответственностью, что она написана Б.П.Кутузовым и при этом с антицерковных позиций.
 В целом книга представляет своеобразный «экуменический» проект — «воссоединить», вопреки церковным канонам, несоединимое: Церковь и раскольников, ее проклинающих, и создать некую единую «национальную церковь», наподобие той «вселенской», которую создают западные экуменисты. Начнем с самого главного: что авторы книги понимают под Православной Церковью?
 
ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
 
1) Авторы не верят во Вселенское Православие, а говорят об особом виде Православия — «Русском Православии», от которого последовательно отпали «никониане» и «сергиане».
ЦИТАТА: «толстовское непротивленчество было чуждо духу старого Русского Православия, наследниками которого являются староверы» (с.692).
ЦИТАТА: «будущие пастыри должны устремить свои усилия на преодоление прошлых ошибок и достижение единства Русского Православия» (см. аннотацию).
Понятие о единстве Церкви они подменяют понятием о «единстве Русского Православия». Авторы считают Московский Патриархат виновником всех разделений и настаивают на том, что Церковь должна принести покаяние перед раскольниками.
ЦИТАТА: «Новый Собор от лица официальной церковной иерархии должен принести покаяние перед старообрядчеством — и это представляется важным условием для будущего единения Русской Церкви» (гл. 20, с. 680).
 2) Авторы считают, что в XVII веке из-за реформ патриарха Никона образовались две Православные Церкви.
ЦИТАТА: «Ненормальное сосуществование в стране двух Православных церквей — старой и «новой» веры»... (с. 42).
 3) Авторы не признают каноничности Русской Православной Церкви с 1927 года и называют ее «официальным церковным управлением» и «сергианской Церковью», то есть раскольнической.
ЦИТАТЫ: «Таким образом, вопрос о каноничности получившей преобладание сергианской Церкви оставался весьма и весьма открытым» (гл. 298).
«Многие из известных архиереев ради единства Церковного, несмотря на очевидный подрыв Церкви изнутри, призывали к посещению храмов, находящихся в ведении официального церковного управления — так называемых «сергианцев» (гл. 11, с.297).
 4) Авторы заявляют, что в 1927 г. Церковь разделилась на три ветви, что перекликается с экуменической «теорией ветвей».
ЦИТАТА: «В 1927 г. Русская Православная Церковь разделилась на три ветви: Церковь Московского Патриархата, Зарубежную и Катакомбную» (гл. 11, с. 296).
 5) Авторы обвиняют Русскую Церковь в попытках узурпировать власть Вселенского Патриарха в Константинополе, что она то и дело строит «планы создания «Вселенского первенства Русской Православной Церкви» (с. 420). Первый раз создание Великой Греко-Российской империи планировалось царем Алексеем Михайловичем, который хотел занять престол Византийских императоров, и Патриархом Никоном, который, соответственно, хотел свергнуть Константинопольского патриарха и объявить себя Вселенским Патриархом (см. гл. 20). Второй раз в XX веке в роли царя Алексея выступил Сталин, а в роли Патриарха Никона Святейший Патриарх Алексий (Симанский), который в 1945 году под руководством КГБ «пытался собрать Восьмой Вселенский Собор. Но из этого ничего не вышло» (с. 420).
 
ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ
 
Этот раздел предварю словами архиепископа Никона (Рождественского), сказанными в начале века в связи с законом «О свободе совести»: «Инакомыслящий может касаться и заветных святынь человеческого сердца, может оскорблять их, может похищать эти святыни из сердца не насилием только, но и пропагандою лжеучений». В конце XX века оскорблением заветных для православного человека святынь, и в первую очередь Матери-Церкви, занимаются не только богоненавистники-атеисты и разного рода раскольники, но и, как мы успели убедиться, некоторые члены Русской Православной Церкви. Нападки на Церковь со стороны внешних при всей их кощунственности в какой-то степени остаются понятными. Именно о них Господь наш молился на Кресте как о не ведующих, что творят. Но когда Церковь осуждают ее чада (обычно под предлогом критики ее учения, ее священноначалия, ее богослужебных книг и обрядов), то они знают, что делают и чего касаются.
 Существует правило: имена святых, канонизированных Церковью (о каком бы периоде жизни, до или после прославления, ни рассказывалось), писать всегда со словами или «святой», или по тому чину, в коем они прославлены (благоверный, святитель, преподобный, праведный). Так как авторы книги святых, прославленных Русской Православной Церковью, не признают, то и правила этого демонстративно не придерживаются, ограничиваясь при случае указанием в примечании о самом факте канонизации. Во Введении, где дан краткий обзор истории нашей Церкви от Крещения Руси в 988 г. до начала XX века, упомянут два раза ( с. 7, 17) один преподобный Иосиф Волоцкий, и то только для того, чтобы его именем оправдать правомерность неподчинения монарху в том случае, когда подчиненные считают его антихристом. И старые раскольники, которые всех Православных Царей называли антихристами, и новые, объявившие антихристами большевиков, — все оправдывают свое отступничество от Церкви благочестивым предлогом — нежеланием подчиниться антихристу, который, по их понятиям, уже пришел в мир.
 Но, кроме преподобного Иосифа Волоцкого, ни один из наших подвижников, ни одна обитель, где созидалась жизнь Христова на земле, не упомянуты. Будто и не было в истории Церкви ничего, кроме «кровавых» катастроф и расколов, ни Киево-Печерской лавры и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, ни Троицкого монастыря и преподобного Сергия Радонежского с сонмом его учеников, ни преподобных Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких.
 Из чудотворных икон Божией Матери авторы упомянули только одну — Тихвинскую. И то опять же для своих целей, а именно для обоснования навязчивой идеи, что Православная вера с момента Флорентийской унии (1439) сохранилась только на Руси. А потому и святыни с «безблагодатного» Востока стали перемещаться в Третий Рим из «падшего Второго». Но чудотворная икона Тихвинская явилась на Руси в 1383 году, то есть за несколько десятилетий до унии и падения Константинополя.
 Ясно, почему в этой книге ничего не сказано о святителе Димитрии Ростовском. Он написал «Розыск о брынской раскольнической вере», где уличил раскольников в ереси и хуле на святыни, за что они его люто ненавидят. Также как и святителя Филарета Московского, который в 1846 году велел запечатать «алтари», самочинно устроенные «староверами».
 Но чем провинился перед ними преподобный Серафим Саровский? Чем объяснить умолчание столь важного события, как прославление Саровского Чудотворца (см. гл.1)? Вероятно, тем, что его слова обличают раскольников, и древних, и новых: «Желание создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится во век».
 В той же главе, где описываются события начала XX столетия, о таком светильнике, как святой Иоанн Кронштадтский, упомянуто только в связи с «иоаннитами» (с. 54-55), при этом авторы, не признавая его святым, пишут «о. Иоанн Кронштадтский».
 В учебном пособии студентам Духовных школ о Патриархе-исповеднике, Святителе Тихоне говорится, что он не был ученым богословом, не был и патриотом, а известен более своей «политической непоследовательностью», что служение его наполнено ошибками, которые он со смирением исправлял. Но, как снисходительно замечают авторы, несмотря на указанные недостатки, «Патриарх Тихон был фигура в целом положительная» (с. 134). Трудно объяснить ненавистникам Церкви, что даже в такой, казалось бы незначительной, фразе сердце православного человека невольно сжимается.
 Но о чем не прочтут будущие пастыри и богословы, так это о чудесном явлении иконы Божией Матери Державной. Зато в Приложениях М.Б. Данилушкин с сотрудниками не поленились перепечатать уйму разного рода документов, отчасти не имеющих никакого отношения к истории Церкви (например, по делу Бейлиса или письмо 40-летней давности отлученного от Церкви Глеба Якунина на 40 страницах), отчасти направленные против ее святынь, как, например, материалы сборища обновленцев 1923 года, где они смакуют тему святых мощей и пытаются доказать, что они подложные.
 
ОТНОШЕНИЕ К УНИИ И ВАТИКАНУ
 
1) В главе 15 «Ликвидация унии на Западной Украине» авторы изображают борьбу Православия с латинством как инспирированную властями «антикатолическую кампанию» и в другом месте прямо говорят о нежелательности ее. Они обвиняют Русскую Православную Церковь в насильственной ликвидации унии и соучастии в репрессиях, которым советская власть подвергла бендеровцев и гитлеровских приспешников. Они оправдывают униатов, радуются тому, что они сохранились до перестройки, и дело описывают следующим образом: «Советское руководство приняло решение перейти к деятельной борьбе с Римским престолом и использовало Церковь в своих политических целях. Власти заставили Православную Церковь «выступить против униатства насильственными — скорее большевистскими, нежели церковными — методами». Да, «многие клирики и миряне униатской церкви поддерживали гитлеровский режим, логично считая (!) его единственным щитом против большевизма... Поскольку многие бендеровцы были униатами, то аресты униатского духовенства стали ударами по противникам большевистской власти. По сути, репрессии и решили вопрос о дальнейшей ликвидации унии».
2) «Однако полностью ликвидировать униатскую церковь властям не удалось... Стойкие сторонники унии из числа клириков и мирян ушли в подполье, где организовали тайные общины, существовавшие вплоть до перестройки».
3) «Клирики и миряне униатской церкви десятилетиями накапливали затаенную предубежденность, что Православная Церковь является главной виновницей их трагедии». Так как авторы накопили ее вместе с униатами, то и не стесняются униатские бесчинства в начале 1990-х годов изображать следующим образом: «Обострение тогда же религиозно-национальных отношений, вылившихся в открытые столкновения между православными и униатами, стало горькой расплатой за совершенный некогда нравственный компромисс».
 Что это значит: «накапливали затаенную предубежденность»? Какой иезуит научил вас так писать, господа данилушкины? Ведь первая половина фразы написана только для того, чтобы в сознании читателя осталась вторая — вот цель всей главы. Положим, униаты имели хоть какой-то повод для накопления злобы, но вы-то за что так ненавидите Русскую Православную Церковь?
 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
 
Вся история русского народа и, естественно, Русской Православной Церкви на страницах этой книги представлена как череда леденящих душу катастроф. Зачем им понадобилось реанимировать давно забытую «теорию катастроф Кювье» и уподоблять жизнь народа, руководимую Божественным Промыслом, косным геологическим процессам, они не объясняют. Катастрофа — слово модное, почему бы им не воспользоваться для анализа «духовных причин». В чем же авторы видят «духовные причины катастрофы 1917 года»? Об этом сказано в обширном Введении. Из него мы узнаем, что катастрофа 1917 года была не первой.
 Первая случилась в 988 году и была вызвана — «насильственным, огнем и мечом, введением Христианства». «Князь Владимир, — поясняют авторы, — отказался от мирного, естественного распространения света Божественной истины и предпочел действовать жестокими варварскими методами — беспрецедентными для истории Христианства». Напомню, это говорится не о меченосцах или иезуитах, а о русском святом равноапостольном князе, и не в журнале «Воинствующий безбожник», а в учебном пособии для учащихся духовных школ. В результате этой первой катастрофы «произошел раскол в национальном самосознании Русского народа и разделение нашей страны на два враждебных лагеря» (подразумевается, видимо, разделение на православных и язычников).
 Вынуждена призвать читателя к вниманию: «Да различает ухо ваше истинное отложного!» Слово «раскол» намеренно использовано в таком «контексте» (как любит выражаться псевдоученая публика), чтобы читатель не различал раскол от разделения, а это чрезвычайно важно для авторов книги, которые на всем ее протяжении все расколы трактуют как разделения, случившиеся по вине Церкви и спровоцированные ее служителями, будь то князь, патриарх или царь. Раскол сугубо церковное понятие и означает не разделение церковного общества на две части, а отступничество от Церкви. Отступившие от Церкви из-за искажения веры называются еретиками, а учение их ересью. Отступившие от Церкви по другим причинам — раскольниками, а их пребывание вне Церкви — расколом. Человек, обвиняющий Церковь в расколе и оправдывающий раскольников, достоин сожаления, а в случае пропаганды подобных взглядов считается пропагандистом раскола и подпадает под прещения, предусмотренные церковными правилами. Подобная подмена понятий практикуется издавна, и наиболее известным примером может служить часто встречающееся в атеистической литературе выражение: «произошло разделение Церквей на католическую и Православную». На самом деле Римская церковь откололась от Вселенской Церкви, католики стали раскольниками, а с течением времени — еретиками. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которую мы исповедуем в Символе веры, осталась неизменной, и Поместная Русская Церковь — ее неотъемлемая часть.
 Сразу же полезно сказать и о том, что расколов было много и для их различения раскольников обычно называли по имени тех, кто был инициатором раскола (например, по именам Доната и Новациана названы донатисты, новациане). Это замечание, как мы убедимся очень скоро, нам пригодится для лучшего понимания антицерковной сути изложенной на страницах разбираемой книги «концепции».
 Итак, «первая катастрофа» случилась в 988 году, когда и началась история Русской Церкви, а ее виновником объявлен святой равноапостольный князь Владимир. Не стоит думать, что это невинный бред или случайное заблуждение авторов книги. Надо иметь в виду, что такая трактовка взята на вооружение неоязычниками, которые изображают Крещение Руси как основную катастрофу, потому что оно нарушило ход самобытного развития русского народа, лишило его радостей языческого восприятия мира и обрекло на заимствованную у греков религию Христа.
Однако М. Б. Данилушкин с группой авторов к неоязычникам себя, видимо, не относят. Об этой первой мнимой катастрофе упомянуто только ради того, чтобы лишний раз обличить Церковь. Их цель—доказать правоту раскольников, которые присвоили себе название «старообрядцев». Поэтому во Введении к книге самое большое внимание уделено именно «второй катастрофе», которая произошла по вине «ярого поклонника (?) Греческой церкви» Святейшего Патриарха Никона. Греческой церковью (он же «падший Рим») авторы называют Вселенское Православие, одной из Поместных Церквей которого является и Русская Православная Церковь. Вместо единства Вселенского Православия они, как это и заявлено в аннотации, нацеливают будущих пастырей на достижение «единства Русского Православия», судя по всему, чем-то отличающегося от Вселенского, и не только по национальному признаку.
 Эта «вторая катастрофа» была еще более жестокой и кровопролитной. Как сообщают авторы на с. 13, погибли «свыше 11 000 человек в результате самосожжений, огромное число людей было репрессировано, произошло массовое варварское уничтожение старинных икон с двоеперстием, книг и других памятников церковной культуры». Такую ложь редко увидишь даже на страницах раскольнической литературы, но ее примет (и принимает) за истину «современный политически освобожденный человек», которому, как совершенно правильно подметили авторы, «должна быть понятна психология человека XVII столетия, у которого в одночасье, единовластным волевым решением было отнято право на религиозную свободу».
 Особенно нагло преподнесена версия насчет уничтожения икон. На с. 15 излагается широко известный эпизод, о котором можно прочитать и в изложении очевидца (Павла Алеппского), и во всех курсах по истории Церкви. Патриарх Никон, зная о том, что в домах многих бояр появились псевдоиконы латинского письма, на которых вместо ликов Богоматери и святых изображены лица заказчиков, распорядился эти картины собрать, а затем в Успенском Соборе сказал проповедь о поклонении иконам, о смысле иконопочитания и кощунственности подмены Образа человеческими лицами. Он запретил писать такие «новые иконы» и держать их у себя дома, а собранные разбил о железный пол и велел сжечь, но по просьбе царя их закопали в землю. Повторяю, эта история хорошо известна, и потому то, что читаешь в книге Данилушкина, выглядит особенно возмутительно. Здесь изложено все то же самое, но при этом особо подчеркнуто, что Патриарх Никон уничтожал «иконы, написанные по древним канонам уже в никоновское время», и что москвичи «собирались даже убить иконоборца». Замечу, что «современный политически освобожденный человек» и эту ложь сглотнет и не поморщится.
 Что же касается числа репрессированных, то оно уточняется с помощью известного специалиста по репрессиям — писателя А.И.Солженицына. В главе 20, которая полностью посвящена истории старообрядчества, на с. 679 приведена обширная цитата из обращения Солженицына к Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви 1974 г., где он «полнозвучно» обвиняет Русскую Церковь в трехсотлетнем грехе (то есть богохульствует) и говорит о «русской инквизиции и расправе над 12-ю миллионами (!) наших братьев, единоверцев и соотечественников». Если мы вспомним, что в начале XVIII века население России составляло всего 14 миллионов человек, а в XVII веке и того меньше, то мы вряд ли поверим в чудовищность преступления, и, наоборот, поймем, насколько чудовищную ложь готовы говорить, писать и печатать те, кто ненавидит Церковь. Остается непонятным лишь одно обстоятельство: каким образом эта ложь не замечается Учебным комитетом при Священном Синоде.
 Здесь указаны случаи лжи элементарной, которая легко проверяется фактами. Однако вред подобных сочинений, тот яд, о котором говорил святитель Феофан, заключены не в прямой лжи, а в незаметных для неискушенного читателя подменах, на одну из которых мы уже обратили внимание читателя, говоря о расколах и разделениях.
 Выше уже было достаточно подробно сказано об отношении авторов к Церкви, историю которой они вызвались писать будто бы с «православных позиций». Антицерковные взгляды не высказываются открыто, они внедряются в подсознание читателя путем разбросанных в тексте будто бы невинных оговорок (типа «сергианская церковь» или «Русское Православие», в котором многие не усмотрят ничего противного учению Церкви). Но автор главы о старообрядчестве, регент Б.П. Кутузов пишет обо всем откровенно. На с. 676 читаем: «старообрядческое движение (не раскол, а именно движение! — Н.М.) возникло как протест против никоновских реформ, которые надо называть никоно-алексеевской реформой» и которые у кого-то вызывают «сомнения в ее богословской и канонической необоснованности» (так в тексте, хотя автор, видимо, хотел сказать «обоснованности», но оговорился. — Н.М.). Зато в своей книге «Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели», изданной в 1992 г. в Риге раскольниками-беспоповцами, Б.П. Кутузов без тени сомнения утверждает, что «Никонова реформа богословски необоснованна и вредна». Так что упоминание о сомнении в книге под редакцией М.Б. Данилушкина сделано лишь для прикрытия. Упомяну и о том, что этот плодовитый автор, которого с удовольствием печатают раскольники всех толков (и поповцы, и беспоповцы), вот уже почти 10 лет распространяет в печати нечестивый поклеп на Церковь и ее богослужебные книги под названием «Трагическая ошибка или диверсия?». Он опубликован уже три раза: у раскольников в журнале «Церковь» и в Риге в 1992 г., а чуть позже перепечатан в «Русском Вестнике (1993 г., № 15), редакция которого сочла нужным ознакомить с ним православных читателей (без каких-либо опровержений).
 Нельзя сказать, чтобы кощунственные мнения о Православной Церкви изобретены самим Кутузовым, он просто повторяет раскольнические измышления. Вот уже три с половиной столетия они хулят Церковь, называя ее еретическою («никонианскою», по аналогии с «арианской») и порождением антихриста. С раскольников спрос невелик, но когда подобные хуления встречаешь в книге по истории самой Церкви, то остаешься в полном недоумении.
 
Замечательно и то, как та же раскольническая тема звучит при описании дальнейшей судьбы «двух церквей». Одна из них — старая, состоит из благочестивых и непоколебимых в вере праведников. Вторая — новая, с «новым духовенством», новыми обрядами и злонамеренно испорченными богослужебными книгами.
 Что касается «новой» (то есть Православной), то судьба ее описывается следующим образом. После третьей катастрофы, постигшей русский народ при Петре I, она «ослабела, ее низвели до уровня безынициативной иерархической структуры — бесправной, затравленной и привыкшей подчиняться светской власти». Не повезло ей и при большевиках: «Советская власть пыталась уничтожить Православие расколами, насаждением ересей (?), подкупала и подчиняла служителей, искала открытых и тайных изменников среди мирян... соблазн губил сильных и малодушных, толкал на предательства и бесполезные компромиссы».
 Хотя в Предисловии к изданию сказано: «Мы бы ошиблись, если бы ограничили церковную историю лишь темными страницами отступничества и компромиссов», однако авторы предпочли все же ими ограничиться.
 Совсем другую судьбу имела «старая церковь» (и как нам дают понять авторы, тоже Православная). Они пишут о вечно гонимых раскольниках: «К началу XX века... старообрядцы путем упорной борьбы и стойкости сумели не только доказать свое право на существование, но и стать заметной влиятельной силой в Русском государстве, вынудив Правительство отказаться от прежних гонений и пойти на серьезные политические и правовые уступки... В настоящее время все больше клириков и мирян оценивают старообрядцев не как упорствующих фанатиков, а как старших братьев по вере, ревнителей древлего благочестия. Однако окончательная ликвидация (?) Раскола еще впереди, для чего необходимы совместные церковные соборы и другие активные действия, направленные на воссоединение (?) Русской Церкви».
 Кто знает, что могут предпринять упорные и стойкие «старообрядцы», которые в условиях рынка к началу теперь уже XXI столетия, пожалуй, опять «станут заметной влиятельной силой» и вынудят не только Правительство, но и наше Священноначалие пойти на уступки. Палец в рот мы уже им положили, отменивши «клятвы» Собора 1667 года, теперь они могут и руку отхватить.
 
Под вынужденными у Правительства уступками подразумевается, главным образом, пресловутый закон «О свободе совести». Вот что говорит о нем православный архиепископ Никон (Рождественский) в своих «Троицких листках»: «Если я верую, что моя вера одна только и есть святая и спасающая, то, конечно, я должен ее распространять всеми мерами, какие моя совесть мне предписывает. Но в том-то и дело: какая совесть? ...Совесть каждого раскольника требует, чтобы он хулил святую нашу матерь Церковь Православную: ведь вся проповедь раскольничьих лжеучителей в том и состоит, чтобы всячески поносить Церковь и ее таинства, ее служителей... Они хотели бы всех православных сделать такими же раскольниками, как и они сами: так ужели же давать им свободу привлекать к себе в раскол всю Русь православную?... Не думайте, что раскольники такие кроткие агнцы: они способны не только издеваться над Церковью и ее служителями, но и над каждым православным, лишь бы почувствовали свою свободу... Помнить надо, что всякое лжеучение, в том числе и раскол, заражены страшною гордынею: просим мы, служители Церкви, поверить нам в этом на слово, — вся их религиозная жизнь в ее проявлении, в делах зиждется на бессознательном лицемерии; "несмы якоже прочии человецы"».
 Архиепископ Никон говорил и о том, что принятый закон к православным и раскольникам применяет двойные мерки: «Нас хотят заставить величать даже по закону их лжеиерархов и попов священнослужителями, а вот нам хотят запретить называть их так, как велит нам наша православная совесть. Позвольте нам именовать их так, как велит нам Церковь своими канонами, а не мирская власть ее законами... Закон усвоил им вовсе на деле им не принадлежащее наименование якобы "старообрядцев": ведь если уж прилагать сей термин, то позволительно было бы не к раскольникам, а только к единоверцам». Свою статью под названием «Свобода совести имеет границы» архиепископ Никон заканчивает словами: «Во имя терпимости к расколу не оскорбляйте православных. Не забывайте, что и правительство наше должно быть по духу только православное...» (2, с.38-48).
 Времена, когда правительство должно было быть православным, а раскольников еще не запрещали называть так, как велит нам Церковь своими канонами, давно прошли. И теперь в отношении раскольников существует точно такой же запрет на любое сказанное о них слово, как и на еврейскую тему, которая угрожает получением обвинения в антисемитизме. Такого же рода террор устраивают раскольники в случае публикации не устраивающих их статей. Они одолевают редакцию письмами, телефонными звонками и визитами и добиваются того, что журналы отказываются помещать что-либо о старообрядцах, написанное не с либерально-культурологических позиций, а в соответствии с церковными канонами и святоотеческим учением о Церкви.
 
Вернемся к задаче, поставленной авторами книги перед будущими пастырями, к «окончательной ликвидации раскола путем «воссоединения» некой обобщенной «старообрядческой церкви» с находящейся с нею в расколе «никоно-алексеевской церковью». Хотя под «воссоединением» М.Б. Данилушкин и его сотрудники подразумевают собственно «присоединение» Русской Православной Церкви к какой-то одной из многочисленных «Древлеправославных церквей», но «единство Русского Православия» требует от нее «воссоединиться» и с другими внецерковными образованиями, которые называют православных людей уже не «никоно-алексеевцами», а «сергианами». Неизвестно, собираются ли и как знатоки «духовных причин русских катастроф» вовлечь в этот процесс пострадавших от «насильственного введения Христианства» при святом князе Владимире, но всем другим пострадавшим от Московской Патриархии посвящены особые главы и в них выражены посильные соболезнования жертвам.
 Напомню о проповедях святителя Феофана (1), в которых он постоянно предупреждал об опасности совращения в раскол и при этом еще не стеснялся называть их своим именем. Святитель предупреждал свою паству и нас с вами, уважаемый читатель, от тех же самых погрешений и соблазнов, которые угрожают Православию в конце XX столетия: от обновленчества («новизн»), от сектантства и от расколоучителей, глаголемых старообрядцами. Семь из тридцати трех проповедей Святителя посвящены разоблачению именно раскольнической лжи и той хулы, которую они начиная с середины XVII века и до настоящего времени возводят на Церковь Христову.
 Раньше православные люди твердо верили, что на Земле существует одна Церковь Христова, и пастыри учили этому мирян. Так учил преподобный Серафим Саровский: «Наша Церковь не имеет никакого порока». Создание своей особой церкви по измышлению разума человеческого он расценивал как «отступление от постановления Духа Святого», как «хулу на Духа Святого, которая не простится вовек». О том же говорил и Святитель Феофан: «Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Так — сами ли они дойдут до вас, или вы стороною услышите речи их, не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас» (1, с.109).
«Пусть смотрят на вашу верность святой Церкви и вразумляются. Вам не только поддаться кривотолкованиям и басням раскольническим не свойственно; напротив, вы их самих должны обличать и обращать... Раскольники подняли голову... неопытные могут быть увлечены и погибнут в отчуждении от Церкви. Вот и надо остерегаться. Сами остерегайтесь и других остерегайте, и когда заметите колеблющуюся душу, вразумите ее и удержите в недре святой Церкви. Это будет то же, что вырвать овцу из челюстей волка».
 За сто лет отношение Церкви к раскольникам изменилось на прямо противоположное: в 1971 г. она отменила «клятвы» Собора 1667 года и, хотя по-прежнему не признает раскольничьих лжеиерархов и мирян-наставников священнослужителями, тем не менее относится ко всем «древлеправославным церквам» с уважением. Истории отмены «клятв» была посвящена довольно подробная статья под названием «Современное старообрядчество», опубликованная на страницах «Радонежа» (1998, № 8). Побудительной причиной к ее написанию и публикации послужило то же самое явление, о котором 150 лет тому назад говорил Святитель Феофан Затворник: «Раскольники подняли голову, неопытные могут быть увлечены и погибнут в отчуждении от Церкви».
 В этой статье была сделана попытка выяснить, привела ли отмена «клятв» и признание их обрядов спасительными и благодатными к ожидаемым всеми благим результатам, а если нет, то почему. Был поднят также вопрос о том, что принятые на Поместном Соборе 1971 г. и подтвержденные Собором 1988 г. Постановления требуют разъяснения: понимать ли их так, что все называющие себя старообрядцами перестали быть раскольниками и считаются православными, или сказанное в Постановлении относится только к тем, кто, как старообрядцы-единоверцы, вернулись в Церковь Христову? Должны ли мы считать православными людей, которые по-прежнему хулят Церковь и нагло требуют, чтобы она присоединилась к их «несогласным согласиям и бестолковым толкам» (это слова Святителя Феофана)?
 
Любые, прикрывающиеся ссылками на объективность и научно установленные факты, сочинения, в которых разоблачаются «прошлые или настоящие ошибки и недостатки» Церкви, являются повторением того непотребства, о котором сказано в Ветхом Завете: «Увидел Хам наготу отца своего и вышел рассказать двум братьям своим» (Быт. 9, 22). Хам рассказал братьям своим, а сыны Церкви, ее хулящие, с злострастием кричат о них на площадях и стогнах града. В наше время внутренние противники Церкви не стесняются публиковать свои измышления не только в светских СМИ, но и в печатных органах других конфессий, где им с удовольствием предоставляют место. Современные обновленцы, состоящие в клире нашей Церкви (игумен Иннокентий Павлов, священники Георгий Чистяков, Георгий Кочетков), печатают свои статьи в католических журналах «Символ», «Истина и Жизнь», «Новая Европа» и др., а православный регент Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря Б.П. Кутузов публикует свои статьи в журнале «Церковь», издаваемом общиной поповцев с Рогожского кладбища, или в Риге у беспоповцев.
 Итак, по мнению раскольников и тех из православных, кто считает их невинными жертвами патриарха Никона и царя Алексея, Русская Православная Церковь — не Церковь, а нечестивое сборище еретиков; Поместный Собор 1667 г. — разбойничий, богослужебные книги — испорчены, имя Иисусъ (вместо Исусъ) введено «в угоду символике оккультизма, чтобы написание имени Мессии из 6 букв приблизить к числу антихриста» (см.: Б. Кутузов. Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели. Ч.II. 1992. С.39-42). Интересно то, что, придерживаясь столь враждебных Церкви взглядов, и не только придерживаясь, но и распространяя их через печать, подобные люди убеждены, что «пропагандой раскола» не занимаются. И им трудно возразить. Действительно, они призывают к «единству Русского Православия», путь к которому видят в том, чтобы «никониане-алексеевцы» покаялись в своем расколе и примкнули к своим «старшим братьям по вере».
 
В заключение послушаем поучение Святителя Феофана о Церкви и возможности спасения: «Раскольники сами видят, что у них многого недостает такого, что составляет существенное условие спасения, — недостает священства и таинств, без которых невозможно быть Церкви и совершиться спасению.
 Говорят они, что Церковь там, где правые догматы хранятся. Это и вообще неверно, и в отношении к ним еще более. Вообще неверно, — потому что в Церкви не одни догматы содержатся, но есть еще и другие предметы, без которых она быть не может. Именно: Господь, устроив чрез святых Апостолов Церковь, заповедал, чтобы все члены ее, во-первых, содержали догматы, или здравое о всем учение; во-вторых, исполняли заповеди; в-третьих принимали Таинства, и, в-четвертых, подчинялись законному священству. Так — не один, а четыре пункта составляют существо Церкви и дело спасения. Что нужно содержать здравое учение и исполнять заповеди, это всякому само собою понятно. Где ложь да грех, какое там спасение. Но чтобы исполнять заповеди и жить богоугодно, для сего необходима небесная благодать; благодать же даром не дается. Ее получить иначе нельзя, как чрез святые Таинства: так уже определил Господь. А для совершения Таинств необходимо священство. Так, все 4 пункта необходимы. Так что все дело спасения можно так выразить: содержи здравое, апостольское и святоотеческое учение и, принимая благодать чрез св. Таинства, живи по заповедям Господним, под руководством законных пастырей Церкви, — и спасешься. А где нет хоть одного чего из тех четырех, там нет спасения, нет Церкви» (с. 139).
 Завершим сказанное Святителем Феофаном о расколе его словами из проповеди 1859 года:
 «Положим себе законом, — не поддаваясь тем, кои имели несчастие отпасть от Церкви, заблудиться и закоснеть в сем заблуждении, ...которые, не приемля истинного священства, сами себя лишают святых таинств, и, следовательно, благодати Божией, каковы раскольники... Но оставим их благости Божией... моляся о них, да просветятся умы их, омраченные ложью, и умягчаться сердца их, ожесточенные упорством в заблуждении...Сами о себе паче и паче попечемся, чтобы и содержа истинный образ спасения, не оказаться нам неспасенными...» (1, с.23,24).
 И через пять лет повторяет Святитель с любовию: «Пожалейте об них и помолитесь, да вразумятся слепотствующие умом, и умягчатся упорные сердцем» (с.139).
Наталья Михайлова


Примечание

[1] История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период. Т. 1.1917-1970. СПб., 1997.
 
Список литературы

1. Святитель Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. Свято-Троицкая Лавра, 1995.
2. Свящ.Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994.
3. Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995. с.38.
 
Послесловие автора
Как выяснилось из опубликованного в газете «Радонеж» (1998, № 15) письма Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения, никакой «одобрительной рецензии» на эту книгу Учебный Комитет не давал. За таковую издатели книги выдали отзыв Учебного Комитета под исх. № 1784, при этом отзыв явно отрицательный. Автор настоящей статьи об этом обмане издателей книги ничего не знал и пользуется случаем, чтобы принести глубочайшие извинения членам Учебного Комитета за невольно допущенные нарекания.


 

Статьи автора

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

Когда начались гонения на Церковь в России?

Исторические очерки о старообрядчестве

Божией милостью патриарх

Языческие корни европейского сектантства

Церковь и раскол XVII века

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

3.09.2014
Нина Павлова

Забытая веревка

 

НОВОСТИ

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора