Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Библия

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ
    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Вновь о реформаторах богослужения

Протоиерей Владимир ПРАВДОЛЮБОВ


Редакция журнала «Благодатный Огонь» прислала мне на отзыв некоторые материалы. Среди них – два текста, принадлежащие ещё одному реформатору богослужения – клирику Украинской Православной Церкви кандидату богословия игумену Феогносту (Пушкову), ранее служившему в Ивановской епархии.

Это, во-первых, несколько предложений об изменении богослужения, а во-вторых, – русский текст чина обручения с некоторыми уставными особенностями.

После первого их прочтения я хотел отказаться их комментировать. Мне показалось, что сам о. Феогност не верит в осуществимость своих предложений, а выдвигает их лишь для того, чтобы подобно Герострату оставить своё имя в истории. А потом я подумал: а вдруг удастся по их поводу сказать что-то полезное!

 * * *

Что же критикует и предлагает изменить в православном богослужении о. Феогност?

1) Он возмущается тем, что вечерня иногда совершается утром, а утреня почти всегда вечером – и тем, что «скомканы часы».

Конечно, скомкать можно что угодно, даже литургию, что иногда кое-где и происходит. Но у нас часы не комкают, а читают с предельным усердием и вниманием. С умилением вспоминаю нашу многолетнюю уставщицу и псаломщицу – Наталью Юльевну Адамсон. В конце жизни она несколько лет была слепой и наизусть читала часы и ежедневные тексты вечерни и утрени, что было бы невозможно, если бы прежде она их комкала. Не проявляют небрежности и другие наши чтецы. Уверен, что мы в этом далеко не одиноки.

Теперь о времени совершения служб. Игумен Феогност хвалит греков, которые совершают утреню всегда утром. Но и греки не всё в своё время совершают. Временной режим богослужения составляли для себя пустынножители: они вставали в полночь и совершали полунощницу. Остаток ночи занимала утреня. Один из её конечных возгласов: «Слава Тебе, показавшему нам свет» должен был совпадать с восходом солнца. Затем – первый час. Поскольку их потребности были сведены к минимуму, они трудились для того, чтобы не быть праздными (праздность – мать всех пороков) и избирали для себя рукоделие самое простое, не занимающее мысли. Таким рукоделием отшельник и занимался до десяти часов утра, сопровождая рукоделие непрерывной молитвой, чаще всего Иисусовой. В 10 часов – третий час. Потом рукоделие с молитвой до полудня. В час дня – шестой час. Если отшельник в этот день разрешал себе есть два раза, то после шестого часа он читал изобразительны – и вкушал пищу. Если же он в этот день должен был есть только один раз, то после шестого часа он занимался рукоделием с молитвой до 4-х часов вечера. В 4 часа – девятый час, затем – или изобразительны с вечерней (при одноразовом питании), или только вечерня и после неё — вкушение пищи. Затем повечерие и краткий сон. В полночь сон прекращается и начинается молитва и рукоделие в том же порядке. Такой подвиг поста, труда и непрестанной молитвы и привлекал к подвижнику благодать Святого Духа. Именно поэтому «отцы пустынники... сложили множество божественных молитв» (А.С. Пушкин) и постепенно выработали чёткий устав их совершения.

Созданное ими богослужебное богатство усваивали и большие монастыри с достаточно сложной хозяйственной деятельностью. В них, конечно, было невозможно сохранить время совершения всех суточных служб. А не исполнить их жалко! Поэтому в монастырях эти службы составили два блока: ночь и утро – полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и Литургия или изобразительны. Второй блок вечером – 9-й час, вечерня и повечерие. Время служб не соблюдено, но содержание сохранено полностью.

В мiрских приходских храмах пришлось сокращать и содержание. Причём, условия жизни в мiру оставляют очень мало времени для богослужения утром и гораздо больше – вечером. Поэтому, как правило, утром служится 3-й и 6-й часы – и литургия. А вечерня и утреня – вечером[1]. И в этом нет ничего крамольного, никого из верующих это не пугает. Ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.

Она в богослужении часто употребляет слово «днесь», то есть, «сегодня». Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мы не знаем даты этого события, но нас это не волнует. Мы поем: «Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится…». Так мы празднуем и другие события, ощущая их совершающимися при нас, с нашим соучастием и сопереживанием. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…». «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…». «Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя».

Также и с часами. Когда бы, в какое время суток они ни совершались, мы во время третьего часа вспоминаем сошествие Святаго Духа на апостолов и молим: «…Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене…» В шестой час состраждем Христу, страдающему на кресте. В девятый – слышим «Совершишася»… и, итожа всё это, молимся: «Иже нас ради Рождейся от Девы и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею…» То есть, для нас важнее содержание, а не время совершения. А названия, указывающие на время: полунощница, 6-й час, повечерие и особенно всенощная – мы сохраняем для памяти о подвиге святых, которым мы не имеем силы и возможности подражать, и для того, чтобы смиренно умолять их о прощении и помощи в нашем маленьком молитвенном подвиге.

Итак, у нас нет ни малейшей нужды ломать утреню и уродовать вечерню, вставляя в неё полиелей и канон, изъятые из утрени, как это предлагает о. Феогност.

2) Следующий «очень актуальный» вопрос о. Феогност формулирует так: «служение Божественной литургии в соответствии с её богословием». Если читатель ждёт рассуждения о великом Таинстве Евхаристии – он ошибается. Оказывается, этот вопрос «касается двух вещей – гласного чтения молитв и открытых царских врат алтаря». О. Феогност считает, что несоблюдение этих требований «в корне меняет структуру литургии». Ему не нравится, что есть молитвы, которые мирянин не должен читать или слышать, и есть священные места и предметы, которых мирянин не должен касаться. То есть, по существу речь идет не о богословии, а о благоговении или его отсутствии.

В конце этого пункта о. Феогност произносит совсем уж еретическую фразу: «Как у Бога нет закрытых стен от ангелов, так и у Церкви не может быть секретов от верных». Неужели о. Феогност всерьёз считает, что ангелам всё открыто в Боге? Ведь ангелы – даже самые близкие Богу серафимы – служат Ему со страхом и трепетом: «Предходят же Сему лицы ангельстии… многоочитиии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе…» (песнопение Вел. Субботы «Да молчит всяка плоть человеча»..., см. также: Ис. 6,2). С другой стороны, тайные молитвы – не секрет для верующих. Учёные миряне-богословы сверяют между собой тексты разных веков с целью проследить их развитие – и никто им этого не запрещает. Речь только о том, что мирянину нельзя молиться этими текстами. Тех молитв, которые вслух произносит диакон или поёт хор, для молящихся вполне достаточно. Дал бы Бог хоть частично освоить то богатство благодати, которое преподает мирянам Церковь своим богослужением.

Также верующего человека в храме окружает множество святынь, к которым он в определённое время прикладывается с благоговением и молитвою. Но есть некоторые священные предметы, которых он не имеет права касаться. Эти запреты существуют только для верующих людей и охраняются их совестью. Мне приходилось принимать слезные исповеди алтарников, которые при уборке алтаря нечаянно касались подножия престола. А безбожники в революцию с целью поругания святыни бросали главную святыню престола – антиминс на проезжую часть улицы под копыта лошадей и колёса повозок. Во время массового закрытия церквей усердные верующие очень следили за тем, что им можно, а что нельзя читать и петь из службы в домашних условиях. А кочетковцы без зазрения совести во время литургии читают тайные священнические молитвы, да ещё и в русском переводе. О. Феогност и подобные ему реформаторы-русификаторы (а через них сатана, внушающий им такое «богословие») желают всех верующих лишить благоговения к святыне, чтобы мы не отличались ни от безбожников, ни от кочетковцев.

3) Следующий вопрос, которого мимоходом касается о. Феогност, относится к ектении об оглашенных. То, что на неё ответ дают уже крещёные люди (поющий хор), кажется о. Феогносту «театрализмом и профанацией». В этой связи мне вспоминается, как во дни моей юности наш настоятель – почтенный протоиерей с высшим образованием – наклонял голову при словах: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». Я спросил его – почему он так делает. Он ответил примерно так. В вопросах вероучения я (т.е. он!) ощущаю себя только в начале процесса оглашения, а в жизни по вере – ещё и не начинавшим этого процесса. Поэтому при возгласе: «Оглашеннии, изыдите!» – я чувствую раздвоение. Совесть подсказывает мне, что я должен удалиться, а обязанность уже крещёного человека, не говоря уже о священном сане, недостойно воспринятом мною, удерживает меня в храме.

Вот бы нам с о. Феогностом дорасти до такого восприятия ектении об оглашенных!

4) Перехожу к «третьей проблеме», волнующей о. Феогноста, – вопросу о причащении и подготовке к нему. На эту тему я написал статью: «Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения». Чуть сократив, её опубликовали в журнале «Благодатный Огонь», № 16.

То, что мной изложено в начале статьи, передаёт практику моих отца и дедов с их сослуживцами. И их подход к решению этого вопроса прямо противоположен тому, что говорит о. Феогност. Правда, он совершенно справедливо говорит, что практика подготовки к причастию «до сих пор отдана на произвол священнослужителей». На этот же произвол отдан и вопрос о том, как часто следует причащаться. Но ведь в этот вопиющий произвол, расцветший в наши дни, вкладывает свою лепту и о. Феогност! Он говорит: «Норма – это минимум ежевоскресное причастие». Где он взял эту норму? Естественным следствием этой «нормы» становится и норма подготовки к причастию. «Если мирянин – пишет о. Феогност – соблюдает все церковные посты (или, как минимум, пост среды и пятницы в течение года и Великий пост, а остальные – по мере физических сил), то его можно смело допускать к причастию безо всяких неудобоносимых бремен». Причем, эти «бремена», согласно о. Феогносту, – не только усиление поста, но даже и «вычитывание» правила («весь молитвослов… от корки до корки»).

Если усиленные пост и молитва перед причастием являются для человека «неудобоносимыми бременами», то ему причащаться каждое воскресение никак нельзя. Воцерковлённый человек с любовью и радостью относится и к причащению Св. Христовых Таин, и к предваряющей его подготовке постом и молитвой. В любое время года этой подготовкой он погружается в святые переживания, присущие Страстной Седмице, а само Причащение – это его личная Пасха. Эту пасхальную радость он старается сохранить как можно дольше. Именно так учили нас наши отцы относиться к говению и причащению. О таком легкомысленном подходе к этому святому делу, которое считает нормой о. Феогност, в дни моей молодости никто и помыслить не смел. Теперь же не только мыслят, но и кричат на всех углах о «неудобоносимых бременах».

А вот к «человеку с улицы», к которому о. Феогност относится так пренебрежительно, наши отцы относились бережно, понимая, что для такого человека, непривычного к посту и молитве, говение по полной программе действительно является неудобоносимым бременем. Он может из-за этого бремени отложить причастие. А ведь, может быть, его перед смертью Бог призвал к покаянию и соединению с Собою.

Поблизости от нас живёт семья, далёкая от Церкви, но всё же считающая себя православной. Юноша из этой семьи был избит и тут же на улице умер. Горе матери усугубилось тем, что его и отпеть-то нельзя – он некрещёный. Каково же было удивление и облегчение для души матери, когда она узнала от его друзей, что он тайком от семьи несколько дней тому назад крестился!

«Человеку с улицы» внушалось, что нужно причащаться хоть один раз в год, разъяснялось, как готовятся к причастию усердные прихожане – чтобы и он по мере силы и возрастания в ежедневной молитве и уставных постах и постных днях – старался им подражать. И если он искренне желал не повторять тяжких грехов, его без сомнения допускали к причащению Св. Христовых Таин.

О епитимиях. Если нет у священника возможности наблюдать за исполнением епитимии, её назначать ни в коем случае нельзя. Архимандрит Серафим (Романцов) – духовник Глинской пустыни в 50-х годах прошлого века – рекомендовал разовую епитимию – три земных поклона, исполняемые здесь, в храме, на глазах духовника. Молю Бога, чтобы прекратилось бесчиние священников в этом важнейшем деле.

5) Игумен Феогност пишет: «Еще одна проблема – богослужебный язык». «Почему на корякском, чукотском, китайском языке можно служить, а на современном русском богослужебном языке якобы нельзя?» – вопрошает он.

Отвечу! Во-первых, современным русским богослужебным языком является именно церковнославянский язык. Точно так же современной богослужебной живописью является иконопись, а современной богослужебной музыкой являются гласы, распевы и некоторые партесы.

Великий Ломоносов считал церковно-славянский язык «высоким штилем» русского языка и убежденно говорил, что русский язык так долго не будет подвержен упадку, «коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшатися будет».

Во-вторых, если бы существовали церковно-чукотский или церковно-китайский языки – на бытовом чукотском или бытовом китайском служить было бы нельзя. Но боюсь, что для создания церковно-китайского нужны века интенсивной богослужебной жизни просто китайского языка. Впрочем, апостол Японии святитель Николай (Касаткин), кажется, предпринял (подобно свв. Кириллу и Мефодию) попытку создать церковно-японский язык. Имея на руках два перевода Библии на японский язык – один осуществили протестанты, другой католики – он предпринял третий, православный. Где-то я читал, как старательно он искал в японском языке слово, которое было бы достаточно свято для перевода слова «логос». Такой отбор слов, наиболее пригодных для богословия и богослужения уже совершился в русском языке. Церковно-славянский язык в основном содержит слова, употребляющиеся только в богослужении. Эти слова связаны в молитвенных текстах с другими подобными им словами – и каждое из них помимо своего прямого значения окутано облаком священных ассоциаций.

В другом положении находятся слова бытового русского языка – они также помимо своего прямого смысла вызывают ассоциации, но бытовые, неуместные во время молитвы. Так что перевод богослужения на русский язык неприемлем, он нарушает ненужными ассоциациями молитву.

6) Эту мысль блестяще подтверждает – сам того не замечая – о. Феогност своим переводом на русский язык чина обручения жениха и невесты[2]. Но прежде, чем говорить о языке перевода, нужно отметить два других дефекта исследуемого чина обручения.

Во-первых, о. Феогност совместил его с литургией. Это, видимо, потому, что у учёных есть мнение о соединении в древности венчания с литургией. Но если даже это мнение справедливо, такое соединение могло быть приемлемым только тогда, когда приход, а может быть даже и целая епархия состояла из группы семей, близко знакомых друг другу. В наших многотысячных приходах такое соединение неуместно.

Во-вторых, о. Феогност заимствовал из требника Петра Могилы клятвы обручающихся в верности до смерти. Эта клятва порождена католическим «сверхблагочестивым» учением о нерасторжимости брака. А что делать молодой жене, которую муж бросил через месяц брачной жизни и ушёл к другой? Ведь по о. Феогносту и Петру Могиле она обещала ему верность до смерти. А вдруг ей найдётся хороший человек? Если она за него выйдет замуж, то нарушит клятву, данную другому перед лицом Божиим. И ответственность за это вместе с ней разделит о. Феогност, если – не дай Бог! – его проект когда-нибудь осуществится.

Теперь о переводе и его языке. Пересчитать его нелепости невозможно (например «приличное» время вместо «благопотребного»). Начну с текста, который мне особенно нравится и который безнадёжно испорчен русским переводом. Вот он: «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открывый: сам благослови обручение рабов Твоих, сего (имя) и сея (имя) и утверди еже у них глаголанное слово, утверди я еже от Тебе святым соединением…»

Заинтересуемся в этом лаконичном, поэтичном и глубоком по содержанию тексте самым незначительным словом «средоречие». У большинства участников это слово проскользнёт незамеченным (может быть, на нём остановит внимание как ему неизвестном гордый умник, который считает, что он может и должен всё знать и понимать – и это слово тогда перекроет ему всё остальное в этом тексте). У жениха и невесты, незнакомых с ветхозаветной историей, от этого текста останется смутное ощущение того, что здесь говорится о каких-то святых женихе и невесте, а главное для них – это молитва о том, чтобы Бог утвердил «еже у них глаголанное слово» – утвердил их признание в любви и обещание верности друг другу – и молитва о том, чтобы Он соединил их святым союзом. Если они знакомы с ветхозаветной историей, то упоминание Исаака и Ревекки, а главное – история «уневещения» Ревекки усилит их молитву о святости их собственного союза. Особенно если они понимают слова «ходатайством водоношения». Эти слова должны напомнить им о мудрой молитве слуги (отрока) патриарха Авраама: «Господи… пошли ее навстречу мне… и девица, которой я скажу, наклони кувшин твой, я напьюсь… скажет мне… пей, я и верблюдам твоим дам пить, пока не напьются – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт. 24, 10–23). И то, что Бог тут же послал добрую и трудолюбивую Ревекку в ответ на эту молитву, должно наполнить их сердца умилением и надеждой на то, что и их обручение Богу угодно. Ясно, что слово «средоречие» в этих мыслях и переживаниях не участвует. На него может обратить внимание человек, который кроме ветхозаветной истории знает и библейскую географию – в частности, священник, знающий этот текст наизусть. В его сознании это слово укажет на местоположение Харрана, с которым прямо связана история Авраама и Иакова – и косвенно, через Ревекку – Исаака. Эти воспоминания не заслонят основную мысль текста, а усилят её. Особенно впечатляет то, что через слугу Авраама действует Сам Бог: Он его посылает, Он Сам ему «сшествует», Он же «ходатайством водоношения» открывает ту, которую следует «уневестити» Исааку. Поистине «от Тебе сочетавается мужу жена в помощь и восприятие рода человеча» (Златоуст говорит: «От Бога даётся мужу жена: хорошая – в награду за добродетель, плохая – в наказание за грехи»).

Но вот о. Феогност заменяет слово «средоречие» всем известным по школе словом «Месопотамия» – и воспоминание о раскопках и глиняных табличках, о развалинах дворцов, о законах Хаммурапи и легендах о Гильгамеше – может совершенно убить молитву в этот судьбоносный для обручающихся момент. Правда, слово «Месопотамия» встречается и в славянских текстах, в частности, несколько раз в Библии. Но, во-первых, это не молитвенные тексты. Автор молитвы, о которой мы говорим, несомненно знал это слово, но решил его зашифровать словом «средоречие». Он, видимо, почувствовал, что это слово «Месопотамия» может помешать молитве. О. Феогност – не будучи автором молитвы – не имеет никакого права это слово расшифровывать.

Во-вторых, всюду в книге Бытия (в том числе и в истории обручения Ревекки – см. Быт. 24,10) этим словом обозначатся не вся обширная страна от Армении до Персидского залива, а определенная точка в ней – дом родственников Авраама. В Деяниях же (2,9) наоборот: Месопотамия только часть огромного мiра, пред которым прозвучала первая проповедь апостолов после сошествия на них Святого Духа.

В-третьих, слово Месопотамия обросло отвлекающими от молитвы ассоциациями уже в наши, а не в библейские времена, что показывает в современном переводчике, которому эти ассоциации известны, отсутствие чутья к аромату слова.

Вспомним ещё один географический термин – в тексте: «Сама десница Твоя, Господи, Моисея вооружи в Чермнем мори». Чермное море в нашем сознании тесно связано с чудесами Моисея и исходом евреев из Египта. Есть и новозаветный образ, связанный с этим словом: «В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда…» (Догматик 5-го гласа).

А что вызывает в нашем сознании словосочетание Красное море? Суэцкий канал, сомалийских пиратов, курорты и пляжи Египта. Смешно то, что о. Феогност, заменив Чермное море на Красное, оставил в этом же тексте без перевода слово «десница». Но если о. Феогност не дерзнул перевести слово «десница» словосочетанием «правая рука» из-за благоговения, то это не смешно, а достойно уважения. Нам же этот случай даёт повод поговорить о неприемлемости перевода не только географических терминов, но и всего славянского текста. Вникнем в значение слова «правая» и связанные с ним ассоциации. В русском языке есть две группы смыслов этого слова: более высокая, связанная со словом «правильная», и бытовая – «то что справа». В славянском языке слово «правая» имеет только первый смысл, а второй передаётся словом «десная». Но и это слово употребляется только в священных текстах. Нельзя сказать: десной ряд, десной поворот, десная резьба, десная партия. Для всех таких понятий необходимо русское слово: правый ряд, правый поворот, правая резьба, правая партия. Думаю, всем ясно, что партия не может называть себя «правой» в первом смысле – это тут же будет оспорено её политическими противниками. Нам должно быть совершенно ясно, что русский перевод богослужебных текстов вводит в них множество посторонних понятий, мешающих молитве, если не уничтожающих её.

Скажу ещё и о том, что это свойство не только перевода, осуществлённого о. Феогностом – это органическое свойство любого русского перевода.

Вспоминается при этом уж совсем анекдотический случай. Кто-то где-то перевёл слова из великой ектении «о благорастворении воздухов» словами «о хорошей погоде». Понятие: «хорошая погода» тесно связано в нашем сознании с отдыхом: рыбалкой, катанием на велосипеде и на лыжах, купанием и пляжем, а то и с выпивкой, если не с чем-то похуже. Для делового отношения к погоде есть другое определение: «благоприятная». Но это более высокое определение, к сожалению, адресно. Погода благоприятная для земледелия может оказаться неблагоприятной для строительства. Так что и это слово для перевода употребить нельзя. А «благорастворение воздухов» кроме практического значения для «изобилия плодов земных» напоминает нам и о красоте создания Божия – о свежем воздухе после грозы, о благоухании луговых цветов или скошенного сена и т.д.

В заключение отмечу, что старание перевести богослужение на русский язык становится всё более настойчивым и даже агрессивным. Какие цели при этой агрессии преследуются, неясно. Ясно только, что далеко не благочестивые.





[1]Основное возражение как о. Феогноста, так и всех обновленцев против служения утрени с вечера сводится к тому, что, произнося вечером на утрени прошение ектении «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», мы, якобы, утрачиваем реальный смысл времени. Однако в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»). Прим. ред.

[2]В «живом журнале» игумена Феогноста (Пушкова) приводятся и другие чинопоследования и богослужебные тексты Православной Церкви, переведённые о. Феогностом на русский язык.Прим. ред.

 

 


 

Статьи автора

Юбилей непослушания

О миссионерстве и некоторых миссионерах

О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

9.12.2016
Сергей Комаров

Огонь, вода и медные трубы

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

9.12.2013
Екатерина Домбровская

3 декабря — три года со дня кончины архиепископа Алексия (Фролова).
Он не вносил в святилище Божие чуждого огня.
Светлой памяти архиепископа Алексия (Фролова)

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

10.10.2016
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

7.09.2016
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

14.07.2016
Павел Кузенков, диакон Павел Ермилов

О соборности подлинной и мнимой, Или куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?

5.08.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

Русское имя и русская вера Украины

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

27.06.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

27.05.2016
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

10.03.2016
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
К канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

4.01.2016
Краткая история возникновения Календарного вопроса

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

20.12.2010
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

5.11.2014
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

1.04.2013
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. Письмо третье. О практике «общей исповеди»

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

15.09.2010
Протоиерей Вадим Леонов

Исповедь и Причастие – вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

18.12.2014
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

 

НОВОСТИ

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

22.11.2016
В Москве пройдет круглый стол по проблемам современного православного образования

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора

30.12.2015
Рейтинг самых читаемых публикаций сайта «Благодатный Огонь» в 2015 году

28.12.2015
Проповедь или соблазн? Об участии иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос»

24.12.2015
Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом

18.12.2015
Увольнение Сергея Чапнина – начало зачистки пятой колонны в Церкви?

15.12.2015
Диакон Павел Шульженок: Обгаженный финал «кураевщины»

06.12.2015
К 50-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

27.11.2015
Канонизация монахини Марии Скобцовой – канонизация «бердяевско-эсеровской» идеологии, ведущей к разрушению Церкви

25.11.2015
Какой должна быть позиция Русской Православной Церкви в связи с ударом Турции по самолету Российской Федерации

20.11.2015
Общецерковная аспирантура инициирует внедрение протестантизма в сферу образования православных студентов?

04.11.2015
Патриарх Кирилл призывает помнить о положительных достижениях советского периода

26.10.2015
Отошла ко Господу православная писательница Нина Павлова

22.10.2015
Архимандрит Тихон (Шевкунов) избран викарным епископом Московской епархии. Аксиос!

19.10.2015
В домовом храме Минской Духовной академии впервые была совершена Литургия на белорусском языке

14.10.2015
На сайте «Благодатный Огонь» выставлено пособие по апологии христианского патриотизма в полемике с представителями уранополитизма

01.10.2015
Молитва по соглашению за Отечество наше, Верховного Главнокомандующего и воинство российское