Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мария НИКИФОРОВА
О католическом присутствии в России


 Рим сфокусирован на Москве. Это больше половины православного мира.
Они думают, что если у них не будет Москвы, то у них останутся только куски и осколки.
Среди остального православного мира есть великие люди,
такие как Вселенский Патриарх Варфоломей, и живые Церкви, как в Румынии.
Но никто из них не имеет такого количества ресурсов, как Московский патриархат.

Антуан Нивер, издатель «Service orthodoxe de presse».



Говоря о присутствии в России Католической церкви, нужно сразу отметить, что оно началось не в прошлом, и даже не в позапрошлом веке, а со времён Киевской Руси, которая, как отмечает А.В. Карташев, отличалась «сравнительной веротерпимостью» [1]. Это отношение распространялось не только на католицизм, но и на другие религии: на Русь приходило много «заморский гостей», и с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. И хотя на Руси были и католические храмы и даже несколько монастырей, русское население контактировало и с католиками-мирянами, и с духовенством, это общение не привело к каким-то прокатолическим настроениям. «В конце домонголского времени, – пишет А.В. Карташев, – под влиянием религиозного разделения с Западной Европой, все подобные следы прошлой близости к ней русских людей почти совершенно исчезают и, после катастрофы монгольского нашествия, становятся невозможными» [2].

Ради исторической справедливости нужно отметить, что, начиная с Андрусовского перемирия 1667 г., в состав Российской Империи начинают входить территории с католическим населением. Поэтому в 1773 г. Екатерина II основала Белорусское римско-католическое епископство, а в 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой к России перешла Беларусь со старейшей в Европе Минско-Могилевской архиепископской кафедрой. И хотя на землях Польши, Прибалтики, Финляндии, Западных Украине и Беларуси католичество было укоренено исторически, в центральной части Российской империи оно стало популярным только в XVIII–XIX вв. среди русской аристократии и интеллигенции. Народ же, в своей массе, католичеством не интересовался и оставался православным. Территории, где католичество исторически сосуществовало с православием, присоединялись к России на протяжении нескольких веков. Но сегодня все они находятся в составе других государств.

После распада СССР Российская Федерация стала полем битвы представителей различный религиозный деноминаций. Они должны были выдержать конкурентную борьбу не только с Русской Православной Церковью, но и друг с другом. И Рим, чей взгляд был обращён в сторону России много веков подряд, конечно, не мог оставаться в стороне от «духовной колонизации» России Америкой и Европой в «лихие девяностые». Поэтому 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II издаёт указ о создании апостольских администратур европейской и азиатской частей России и Казахстана. Апостольская администратура – административная единица Католической церкви в странах, где есть католики, но при этом нет возможности открыть епархии. Главой российских католиков был назначен белорусский епископ Тадеуш Кондрусевич. Он же в 2002 г. после реорганизации администратур в нормальные епархии возглавил поместную Католическую церковь в России с титулом архиепископа-митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве. В сентябре 2007 г. архиепископ Кондрусевич был переведён на Минско-Могилевскую кафедру. А ему на смену пришёл достаточно молодой епископ Паоло Пецци. В феврале 2010 г. он написал заметку «Католическая Церковь в России: смысл присутствия». В ней подробно говорилось о двух концепциях присутствия в России РКЦ, и о том, какую цель ставят перед собой российские католики. Наиболее любознательным читателям я настоятельно рекомендую прочесть самим эту интересную статью. Мы же коснемся нескольких её утверждений.

Говоря о присутствии в нашей стране католиков, архиепископ развивает две его концепции. «Если, в силу исключительных обстоятельств, Церковь в определённом месте или в определённый период должна ограничить свои заботы отдельными «этническими» группами (как было в России до 1905 г.), она при этом должна испытывать горячее желание “открыть” свои двери всем остальным, как только появится возможность; иначе она в конце концов задохнётся (выделено мной. – М.Н.)… Для католиков в России это означает, что нельзя отрицать или забывать собственную историю, которая гласит, что католическое присутствие в России действительно возникло именно как этническое: поляки, немцы, литовцы, украинцы, французы приезжали в Россию и в ней оставались, – но также и как русское: уже в прошлом, в ходе совершенно особой истории “русских католиков”. С другой стороны, если католическое присутствие укоренено и должно быть укоренено в своеобразии различных культур, которые доставили его в Россию, оно также должно “вливаться в универсальность, которая представляет собой обмен ради общего обогащения”. Отсюда следует, например, что типично “латинскую” традицию большинства русских католиков (она соответствует их происхождению: немецкому, литовскому и т.д.), разумеется, нельзя отвергать, нельзя ею пренебрегать. В то же время, однако, не следует смешивать своё “латинство” (равно как и свою этническую принадлежность: немецкую, литовскую, польскую и т.д.) с “католической” идентичностью. Быть католиком – значит просто следовать за Христом, жить по вере в общении с епископом, который, в свою очередь, находится в общении с епископом Рима. Но католики в России, как и в любом другом месте, строят жизнь по вере в определённой среде, а именно в России начала XXI века. А христианская вера умирает, если не воплощается в конкретных обстоятельствах времени и места, в культуре, в которой она призвана созревать. Жан Даниелу пишет: “Христос – это действие Бога, Который приходит за человеком, где бы тот ни находился, чтобы взять его и возвысить до Себя. [...] Каждый принимает Слово Божие согласно собственной форме религиозности, и ценности различных религий в христианстве сохраняются. Индиец, принимая христианство, в полной мере остаётся индийцем. [...] Часто нам кажется, что наш образ жизни – единственно возможный для христиан. Отсюда рождается желание навязать его другим. Именно в этом заключается ошибка христианского колониализма [...]”» [3].

Комментируя этот отрывок, хотелось бы остановить внимание на том, что в России среди различных христианских конфессий есть одна основная – Православие, и оно тоже учит жизни со Христом, имея в своём арсенале все необходимые для спасения души средства. Если принимающему католичество индейцу Жаном Даниелу даётся право «оставаться индейцем», то было бы прекрасно, если живущему в России русскому также будет даваться право оставаться русским, – тем, кто впитал православную традицию с молоком матери и вырос в ней даже в том случае, если он узнавал о ней не из прямых, а косвенных источников – русской литературы, музыки, живописи.

Продолжим цитату из заметки католического архиепископа. «…Второй вызов, стоящий сегодня перед Католической церковью в России; в нём неразрывно соединились миссионерская и экуменическая идеи. Вышеназванный принцип помогает нам понять, что миссия и экуменизм отнюдь не противостоят друг другу – наоборот, один является аспектом другого. Цель Церкви – возвещать Христа человеку и соединять человека с таинственным телом Христовым, не стирая личных особенностей каждого, неповторимых и отличительных, но, напротив, раскрывая их и приумножая их плодотворность; поэтому очевидно, что невозможно быть католиками в России без глубочайшего уважения к Русской Православной Церкви, без самого искреннего и горячего желания объединиться с нею: ведь она хранит бóльшую часть богатейшей духовной традиции этого народа. Несмотря на культурные различия, эта традиция укоренена в вере, которая в своих основаниях практически совпадает с католической верой. Русский православный богослов Сергей Булгаков в своей работе “У стен Херсонеса” признавал, что разделение Церкви не достигает глубин, в своей таинственной жизни Церковь остаётся единой; это можно утверждать, по крайней мере, об отношениях между православием и католичеством. Автор отнюдь не закрывает глаза на трагическое положение вещей: разделение Церкви – рана для обеих сторон. В этой перспективе важно воспринимать нашу миссию не как параллельную или конкурирующую с миссией Православной Церкви – как если бы мы старались как можно скорее обратить побольше русских в католичество, – а как подлинно “экуменическую”, то есть проникнутую желанием осуществлять и демонстрировать уже сейчас (в тех формах, какие Бог даёт) единство, которое нам ещё предстоит развернуть во всей полноте» (выделено мной. – М.Н.) [4].

Думаю, комментарии к этому утверждению архиепископа Пецци излишни: всё говорит само за себя. Так какие же цели пребывания в России ставит перед собой Католическая церковь и с помощью каких организаций она собирается впоследствии развернуть во всей полноте единство христиан?

В отличие от Православной, Католическая церковь предлагает человеку большой выбор институтов посвящённой жизни – различных орденов и конгрегаций, в которых каждый желающий может найти для себя наиболее близкий ему путь духовного развития. У каждого ордена, конгрегации и других организаций есть свой устав, традиция религиозной жизни, руководство. Как правило, ордена состоят из трёх ветвей: мужского и женского орденов, а также «третьего ордена» для мирян. Вступающие в третьи ордена люди не становятся монахами, но при этом они занимаются различным служением Католической церкви и связаны с орденами. Мы расскажем только о некоторых работающих в России орденах и организациях.



«Христианская Россия» (“Russia Cristiana”)


Это общественное движение было создано чуть более пятидесяти лет назад священником Романо Скальфи. В течение долгого времени он изучал русский язык и ежедневно просматривал советскую прессу. В годы застоя «Христианская Россия» занималась тем, что переправляла в СССР христианскую литературу на русском языке, в основном, брюссельского издательства «Жизнь с Богом» и самой «Христианской России». Вокруг него собралась группа энтузиастов, и духовных, и светских лиц, интересующихся русским религиозно-философским наследием, православием и советской действительностью. Позднее к о. Романо, как к знатоку России и православия, приезжали на стажировку и подготовку священники, направленные на служение в РФ. В их числе был и новый архиепископ Паоло Пецци. Сейчас «Христианская Россия» активно присутствует в России благодаря фонду «Покровские ворота» (второе название – «Духовная Библиотека»). У центра три направления работы – издание, распространение книг и культурная деятельность. Цель издательской работы многогранна – это служение Католической церкви и её официальным структурам; поиск и развитие экуменического диалога; изучение и распространение духовной, исторической и богословской традиции католической и православной Церквей. Книги, издаваемые Центром, относятся к богословскому и культурному наследию обеих конфессий. Сотрудники ищут «внутри русского христианского мира… авторов и тематику согласно цели и духу Центра» для того, чтобы опубликовывать их работы [5]. Особое внимание центр «Покровские ворота» уделяет «экуменической дружбе между католиками и православными» [6]. Сегодня «Покровские Ворота» проводят множество различных мероприятий – от концертов русской и западной классической музыки, детских спектаклей и выставок до циклов лекций на богословские, исторические и литературоведческие темы. Среди постоянных гостей центра много не только иностранных священников и богословов, но и российских православных деятелей.

У истоков «Христианской России» вместе с о. Романо стоял ещё один священник, отец Нило Кадонна. В советские времена он занимался тем, что переправлял в СССР духовную литературу, а в девяностые приехал в Россию и преподавал итальянский язык в Российском православном университете. После слияния «Христианской России» с «Общением и освобождением» он вместе с другим священником, Серджо Мерканцини, владельцем знаменитой лавки литературы о православии на Борго Пио в Риме, в знак протеста вышел из организации и создал свою альтернативу – Центр «Экуменическая Россия» (Centre Russia Ecumenica). О. Серджо мотивировал этот шаг достаточно примитивно: «Скальфи говорит: какая Россия христианская страна? Там верующих малое меньшинство, поэтому у нас есть полное право там обращать людей в христианство» [7]. Отметим, что ни в одном интервью о. Романо в России не говорится о полном праве обращения в христианство россиян, однако не доверять бывшему соратнику Скальфи, проработавшему с ним долгие годы, нет никаких оснований. К нам отец Романо приезжает нередко. В один из своих приездов он дал интервью Агентству религиозной информации «Благовест-инфо» и сказал следующее: «Современный кризис веры – это крик, взывающий к нашему единству. Миссия – неотъемлемое качество христианства. А современные условия заставляют экуменизм быть миссионерским экуменизмом, иначе мы строим на песке» [8].

По мнению Скальфи, экуменизм не может быть прозелитизмом, потому что он исходит из личного опыта. Его целью должно быть стремление к единству, согласие во имя Христа, пребывающее в человеческом сердце. Главная преграда экуменизма – несогласия внутри обеих Церквей, преодолев которые верующие смогут придти к единству. Цель «Христианской России» её основатель видит в том, чтобы «в России люди стали настоящими православными, потому что как может настоящий православный не любить Христа больше всего?» [9], а её главная задача – работа по «возрождению христианства в странах бывшего СССР» [10], передача в Россию её духовного и культурного наследия. Как видим, отец Романо говорит не о православии, а именно о христианстве.


«Общение и освобождение» (“Communione e Liberatione”) (CL)


Друг отца Романо, священник Луиджи Джуссани, стал основателем другого знаменитого движения, «Communione e liberatione» («Общение и освобождение»). Недавно «Христианская Россия» и «Общение и освобождение» соединились вместе. «Comunione e Liberazione» (CL) – мощная организация: в ней священники и миряне объединены в одно целое. Члены движения ведут большую работу с молодёжью. «Общение и освобождение» как организация получила благословение Иоанна Павла II в 1982 году. Сегодня более 100 000 членов Братства работают в 67 странах. Их девиз прост: «Церковь должна быть в движении, потому что она должна мобилизовать сердце (людей) к Евангелию».

Её основатель дон Луиджи Джусссани с юности интересовался православием и Россией, изучал восточное богословие со специализацией на славянофильстве, а ещё он исследовал американское протестантское богословие и рациональную мотивацию веры и присоединения к Церкви. Так что он прекрасно знал учения и философские школы многих оппонентов католичества. В России его больше всего привлекало понятие русской соборности. Перед конклавом 2005 г. «Comunione e Liberazione» вступило в альянс с другой мощной католической организацией, «Opus Dei» и обеспечило своей поддержкой победу кардинала Ратцингера . К CL принадлежит глава российских католиков архиепископ Пецци.


«Дело Божие» (“Opus Dei”)


Это одна из самых таинственных католических организаций, окутанная покровом из тайны и вымыслов. Не все страны разрешают в своих пределах деятельность этого светского католического ордена. Официально «Опус Деи» появился в России в декабре 2007 года, однако один из его представителей А. Хавард сказал, что до перехода на легальное положение организация находилась здесь уже 15 лет [11]. Как сообщает официальный сайт организации, «с 1990 г. члены «Opus Dei» регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов «Opus Dei» с целью открыть в России первые центры этой организации» [12].

Примерно в начале прошлого века испанский священник Хосе Мария Эскрива увидел во сне структуру своего ордена, целью которого должна была стать населённая святыми людьми земля. Однако при всём взыскании святости орден не забывал и о политике: возникнув накануне Гражданской войны в Испании, его члены, а это, прежде всего, деятельные миряне, заняли чёткую антикоммунистическую позицию, благодаря чему после победы режима Франко смогли занять немало руководящих постов. Расцвет «Опус Деи» пришёлся на понтификат Иоанна Павла II. Некоторые историки не исключают, что именно эта организация помогла Папе занять трон святого Петра, в благодарность за это он в 1982 г. утвердил «Опус Деи» в качестве своей личной (персональной) прелатуры. Теперь орден подчинялся лично Папе, а не местным епископам. Таким образом, Войтыла получил в свои руки мощное оружие – глаза и уши на местах, а орден – власть, выраженную, прежде всего, в свободе непослушания главам национальных Католических церквей.

Об этой организации можно писать много. Её существование окружает такой поток информации, в котором бывает очень трудно отделить правду от вымысла. Отметим только одно – «Опус Деи», или, в переводе с латыни, «Дело Божие», не миссионерская или благотворительная организация, ограниченная проведением катехизации или социальной работой, и не монашеский орден. Это – разветвлённая, мощная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – проведение воли Папы именно в тех областях, в которых они работают, в том числе, и в политике. Именно «Опус Деи» со времён понтификата Папы из Польши стал одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителями его не столько духовных, сколько политических, интересов. И их приход в Россию, несомненно – знаковое явление и оно не случайно: ещё в далёкие тридцатые годы основатель ордена Хосе Мария Эскрива писал о том, что Россия – это страна, «которая со временем принесёт обильные плоды» [13].


«Фоколяры» (“Focolare”)


Движение «фоколяры» (от итал. слова il focolare – очаг) родилось в Италии во время II Мировой Войны и начиналось с группы девушек, решивших жить, подобно первым христианам. Сегодня это движение распространено по всему миру. Исповедуя, что Бог есть Любовь, фоколяры развивают идею сопричастности людей во всех сферах жизни: религиозной, социальной, экономической и политической. Одна из черт движения – «народный экуменизм»: в него могут вступать представители разных христианских конфессий. Вот что об этом пишет официальный сайт «Фоколяр»: "Хотя духовность Кьяры Любич (основательницы движения. – М.Н.) и возникла в католической Церкви, ей следуют христиане различных конфессий, так как отличительная черта общины Движения – полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого своей Церкви и одновременно уважение, почтение и любовь к другим Церквам. В частности, принятие духа Движения православными христианами поощрялось тем, что, начиная с 1967 года, Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой духовной дружбы с Кьярой Любич. Многие люди, познакомившись с образом жизни участников Движения в разных православных странах, стали лучше осознавать своё место в православной Церкви, к которой они принадлежат; другие вошли в неё, приняв крещение. Оставаясь верными чадами своих Церквей, христиане, которые следуют духовности Движения, стремятся жить в братстве с представителями других конфессий, уважительно и с открытым сердцем вести диалог с верующими других религий и людьми самых разных убеждений. Кьяра Любич играла первостепенную роль в диалоге между христианами, содействуя осуществлению инициатив различных Церквей, направленных на то, чтобы сделать всё более видимым единство последователей Христа. Она участвовала в диалоге с представителями великих мировых религиозных традиций, знала многих наиболее авторитетных лидеров этих религий и являлась одним из почётных президентов Всемирной Конференции Религий за Мир (WCRP)» [14].

Ещё в шестидесятые годы ХХ века фоколяры начали появляться в странах Восточной Европы. Сегодня они есть и в России. Не смотря на их заявления о том, что каждый должен оставаться в своей конфессии, и, несомненно, положительную общественную деятельность, не надо забывать о том, что по своим сути, Фоколяры – католическое движение. Оно ставит перед собой в том числе и чисто экуменические цели по объединению христиан на основе разнообразного служения на католическом фундаменте.

С движением Фоколяриев переплетается деятельность другой организации – «Каритас».


«Каритас»


Каритас в переводе с латинского означает деятельную любовь. После выхода в 1891 г энциклики Льва XIII «Rerum novarum» («Дух перемен») среди католиков началось активное движение социальной помощи. В 1897 г. немецкий священник Лоренц Ветрманн создал первый центр для координации социальной работы среди мирян и дал ему имя «Каритас» (Любовь). Сегодня международная благотворительная организация «Каритас» – это объединение 164 гуманитарных католических организаций, работающих в 198 странах мира. В 1950 г Ватикан создал международную конфедерацию «Caritas Internationalis». «Каритас» получил статус консультанта в ООН, ЮНЕСКО, Организации африканского единства и Совете Европы. Его сотрудники, многие из которых добровольцы, работают не только в странах Европы, Африки и Америки, но и в «горячих точках». Главной задачей организации была и остаётся социальная и благотворительная помощь самым разным слоям населения.

В России эта организация появилась в самом начале девяностых годов [15]. Начав с раздачи гуманитарной помощи, «Каритас» перешёл к развитию социальной работы в католических общинах. Сегодня его отделения есть во всех российских епархиях. Общество организовывает детские дома, центры развития детей, работает с инвалидами и пожилыми людьми. На территории Российской Федерации сегодня действует более 100 организаций «Каритаса».


«
Церковь
в беде» (“Kirche in Not”)


Многие католические проекты в России осуществляются при поддержке двух немецких организаций – «Реновабис» и «Церковь в беде». Как сообщает официальный сайт «Реновабиса», его цель – укрепление Церкви и общества в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и поддержка различных просветительских, религиозных и социальных проектов на постсоветской территории этих регионов [16]. «Церковь в беде» («Kirche in Not») тоже активно участвует в различных проектах. Так, именно этот фонд дал деньги печально известной в православной среде своим экуменизмом и филокатоличеством радиостанции «София» [17] и помог открытию интернет-проекта Агентства религиозной информации «Благовест-инфо» [18]. Агенство было создано белорусским католиком И. Тарасевичем (погиб в 2002 г.). Необходимо отдать должное этому порталу – освящая события из жизни Католической церкви, «Благовест» сообщает о новостях всех основных конфессий, часто предоставляет пространство для дискуссий оппонентам. Иногда «Благовест-инфо» допускает диаметрально противоположную интерпретацию тех или иных новостей. Его отличает толерантное отношение ко всем религиями и религиозным течениям.

Помимо движений в России работают и многие монашеские ордена. Из них хотелось бы выделить несколько.


Салезианцы (Салезианцы дона Боско) (SDB)


Это – один из самых «мирских» католических орденов. Мирских, потому что его единственная цель и задача – работа с миром, а точнее, с детьми. Орден основан итальянским священником св. Джованни Боско специально для работы с уличной молодёжью. Главное направление его деятельности – социальное служение и воспитание подрастающего поколения. В России салезианцы представлены в сравнительно большом количестве, по национальному составу почти все они – поляки. Именно этот орден окормляет кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве. Монахини-салезианки и миряне-терциарии (третий орден) проводят занятия с молодёжью в оратории (молодёжный клуб, в котором духовные упражнения сочетаются с играми и разными занятиями). Салезианцы активно сотрудничают с благотворительной организацией «Каритас» и содержат детские приюты. Начиная с 2002 г. в связи с этим несколько раз поднимался шум в прессе по поводу обращения детей в католичество. Правда, после того, как в 2005 г. члены рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквями договорились о том, что к православным детям должно получать доступ православное духовенство, даже если они находятся в католическом приюте. С тех пор детей иногда приводят для крещения в православную церковь. (Например, в 2006 году в Москве в салезианском приюте о. Игорь Выжанов (ОВЦС) совершил крещение одного из подопечных московского приюта ордена.). Устраивают салезианцы и летние лагеря для молодёжи, куда приглашаются представители разных конфессий.


Доминиканцы (ОР)


В 2000 г. на постсоветском пространстве доминиканцы имели всего один монастырь (дом). К 2007 г. к нему прибавилось ещё четыре украинских – в Ялте, Черткове, Фастове и Киеве. Исторически сложилось, что доминиканцы, или «псы Господни» (Domini canis), как их часто называли в средневековье, занимаются наукой и образованием. В 2005 г. настоятелем Санкт-Петербургского дома стал о. Геацинт Дестивелль. Во Франции он руководит исследовательским богословским центром «ISTINA», занимающимся экуменической деятельностью. Центром издаётся одноимённый журнал. Его тематика посвящена, прежде всего, межконфессиональному диалогу. В октябре 2007 г. о. Геацинт защитил в СПбГУ диссертацию на тему «Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-18 годов и принцип соборности». В 2006 г. «ISTINA» учредила в Санкт-Петербурге Коллегию св. Василия. Её цель – предоставить православным семинаристам возможность стажировки во Франции с тем, чтобы они лучше могли понять западное христианство.


Францисканцы (OFMconv)
(Братья меньшие конвентуальные)


Это – один из самых «старых» католических орденов, основанный в 1208 г. католическим святым Франциском Ассизским. Первые монахи приехали в постсоветскую Россию в 1993 г., а в 2001 году была создана Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского, в которую вошли три монастыря – в Москве, Калуге и Санкт-Петербурге. В 2002 г. к ним присоединились общины из Черняховска, Астрахани и Элисты. Всего орден насчитывает около 40 братьев, приехавших из стран СНГ, Прибалтики, Румынии и США. Орден занимается широкой научной, издательской и просветительской деятельностью. Имеет свои издательство с магазином, журнал «Брат Солнце» и культурный центр в Москве. Именно францисканцами подготавливается к печати многотомная Католическая Энциклопедия (гл. ред. А. Юдин). В интернете пользуется немалой популярностью основанная молодыми монахами монастыря в Санкт-Петербурге группа «Братья Франциска».


Паулинки (дочери святого Павла)


Женский миссионерский орден. Занимаются распространением католической литературы. В Москве, помимо штаб-квартиры, содержат собственное издательство и магазин «Паолине» на Б. Никитской улице. В этом магазине предлагаются книги не только католических, но и православных авторов. Издательство «Паолине» выпустило на русском языке основополагающие документы Католической церкви – документы Второго Ватиканского Собора, Катехизис Католической церкви и Компендиум Социального учения Церкви.


Редемптористы


Миссионерский орден, появившийся в Сибири лет сто назад и вынужденно прекративший свою работу после революции. Главным занятием монахов была подготовка и проведение духовных упражнений (реколекций) для народа. Сейчас монахи ордена, в основном поляки, вновь покоряют сибирские просторы. Представительства находятся в Кемерово и Оренбурге, Орске, Прокопьевске и Петропавловске. В 2008 г. орден отметил столетие своей миссии в Омске. Сейчас в стране находятся пять общин с 17 редемптористами. В РФ с 1993 г., женская ветвь ордена – с 2001 г. В 1995 г. в Оренбурге орденом был открыт Колледж католической теологии. Есть общины и в Казахстане.


Иезуиты (SI) (Общество Иисуса)


В современной России орден был зарегистрирован 21 июня 1992 г. как Независимый Российский Регион Общества Иисуса. После высылки из страны генерала Станислава Опели в 2000 г. как персоны нон грата, орден возглавил мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный своим руководством на учёбу в 2007 г. Его преемник, священник Отто Месмер, был убит вместе со своим собратом по ордену Виктором Бетанкуром. Иезуитам передали руководство Колледжем католической теологии св. Фомы Аквинского. В нём собрана библиотека, состоящая из книг не только по католической, но и православной тематике. К ордену принадлежит один из самых перспективных российских католических иерархов – епископ Иосиф Верт (Новосибирск). Его брат возглавляет телестудию «Кана». Там же работает центр духовного развития «Иниго», который занимается активнейшей просветительской деятельностью – открытый заочный «Библейский курс» для всех желающих, одна из лучших в России библиотек по философии, в которой могут работать абсолютно все. Орденом издаются периодические журналы «Точки» и «Символ». Как заявляет официальный сайт Ордена, цель его присутствия в России – «пастырская помощь Католической Церкви в РФ и странах СНГ и интеллектуальное апостольство» [19].

Говоря о деятельности католических орденов в России нужно помнить, что они создавались в католических странах людьми, избравшими путь служения Богу и ближним. Многие из них внесли огромный вклад и в духовную, и в научно-педагогическую жизнь Запада. Основатели некоторых из них, как, например, мать Тереза Калькуттская, совершили переворот в отношении к бедным и обездоленным людям, или как дон Боско, дали детям улицы возможность получить образование и профессию. Но при этом нельзя забывать, что в Россию эти ордена приехали затем, чтобы миссионерствовать и заниматься прозелитической деятельностью. Поэтому отказываться от своей основной задачи – проповеди католицизма, они вряд ли собираются.

Так в чём же для Католической церкви заключается смысл её присутствия в России? Вот что об этом говорит уже в цитируемой мною статье архиепископ Паоло Пецци: «Мне кажется, теперь мы можем отчётливо увидеть провиденциальный смысл католического присутствия в России: в традиционно православной стране можно вблизи рассмотреть опыт Римско-католической Церкви, а это – необходимый подготовительный этап, предшествующий большему желанию и более настойчивой просьбе к Богу о единстве Церквей (выделено мной. – М.Н.). Это присутствие помогает понять, что в действительности доктринальное единство между Православной и Римско-Католической Церквями уже существует: то, что нас объединяет, бесконечно больше того, что разделяет. Это верно для индивидуального христианина и для целых Церквей, поскольку единство христиан есть величайшее свидетельство об истине Христовой (ср. Ин 17,21)» [20].

Думаю, после всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что католическая миссия в России – попытка провести подготовительный этап к столь желанному для Рима объединения с Православием, а в итоге – его поглощению и конечной ассимиляции с Католичеством.

 
Примечания


1. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». т. I. С. 264.
2. Там же. С. 266.
3. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
4. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
5. http://www.dbiblio.org/index.php?option=com_content&view=article&id=74&Itemid=86
6. Там же.
7. Баунов Александр. Установление отцовства. Русский Newsweek, №16, 01.05.2005, с. 40-46
8. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=16796
9. Там же.
10. Там же.
11. Четверикова Ольга. «Опус Деи» в Росиии: политическая миссия? // Фонд стратегической культуры. 2008
12. http://www.opusdei.ru/art.php?p=24329
13. http://www.opusdei.ru/sec.php?s=935
14. http://www.focolare.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1227&Itemid=29
15. Подробную историю Каритаса см. http://caritas.irk.ru/hist.htm
16. http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1174394
17. http://religion.ng.ru/facts/2001-02-14/3_way.html
18. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=34319
19. http://www.jesuit.ru/index.html
20. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html






АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны