Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мария НИКИФОРОВА
О католическом присутствии в России


 Рим сфокусирован на Москве. Это больше половины православного мира.
Они думают, что если у них не будет Москвы, то у них останутся только куски и осколки.
Среди остального православного мира есть великие люди,
такие как Вселенский Патриарх Варфоломей, и живые Церкви, как в Румынии.
Но никто из них не имеет такого количества ресурсов, как Московский патриархат.

Антуан Нивер, издатель «Service orthodoxe de presse».



Говоря о присутствии в России Католической церкви, нужно сразу отметить, что оно началось не в прошлом, и даже не в позапрошлом веке, а со времён Киевской Руси, которая, как отмечает А.В. Карташев, отличалась «сравнительной веротерпимостью» [1]. Это отношение распространялось не только на католицизм, но и на другие религии: на Русь приходило много «заморский гостей», и с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. И хотя на Руси были и католические храмы и даже несколько монастырей, русское население контактировало и с католиками-мирянами, и с духовенством, это общение не привело к каким-то прокатолическим настроениям. «В конце домонголского времени, – пишет А.В. Карташев, – под влиянием религиозного разделения с Западной Европой, все подобные следы прошлой близости к ней русских людей почти совершенно исчезают и, после катастрофы монгольского нашествия, становятся невозможными» [2].

Ради исторической справедливости нужно отметить, что, начиная с Андрусовского перемирия 1667 г., в состав Российской Империи начинают входить территории с католическим населением. Поэтому в 1773 г. Екатерина II основала Белорусское римско-католическое епископство, а в 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой к России перешла Беларусь со старейшей в Европе Минско-Могилевской архиепископской кафедрой. И хотя на землях Польши, Прибалтики, Финляндии, Западных Украине и Беларуси католичество было укоренено исторически, в центральной части Российской империи оно стало популярным только в XVIII–XIX вв. среди русской аристократии и интеллигенции. Народ же, в своей массе, католичеством не интересовался и оставался православным. Территории, где католичество исторически сосуществовало с православием, присоединялись к России на протяжении нескольких веков. Но сегодня все они находятся в составе других государств.

После распада СССР Российская Федерация стала полем битвы представителей различный религиозный деноминаций. Они должны были выдержать конкурентную борьбу не только с Русской Православной Церковью, но и друг с другом. И Рим, чей взгляд был обращён в сторону России много веков подряд, конечно, не мог оставаться в стороне от «духовной колонизации» России Америкой и Европой в «лихие девяностые». Поэтому 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II издаёт указ о создании апостольских администратур европейской и азиатской частей России и Казахстана. Апостольская администратура – административная единица Католической церкви в странах, где есть католики, но при этом нет возможности открыть епархии. Главой российских католиков был назначен белорусский епископ Тадеуш Кондрусевич. Он же в 2002 г. после реорганизации администратур в нормальные епархии возглавил поместную Католическую церковь в России с титулом архиепископа-митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве. В сентябре 2007 г. архиепископ Кондрусевич был переведён на Минско-Могилевскую кафедру. А ему на смену пришёл достаточно молодой епископ Паоло Пецци. В феврале 2010 г. он написал заметку «Католическая Церковь в России: смысл присутствия». В ней подробно говорилось о двух концепциях присутствия в России РКЦ, и о том, какую цель ставят перед собой российские католики. Наиболее любознательным читателям я настоятельно рекомендую прочесть самим эту интересную статью. Мы же коснемся нескольких её утверждений.

Говоря о присутствии в нашей стране католиков, архиепископ развивает две его концепции. «Если, в силу исключительных обстоятельств, Церковь в определённом месте или в определённый период должна ограничить свои заботы отдельными «этническими» группами (как было в России до 1905 г.), она при этом должна испытывать горячее желание “открыть” свои двери всем остальным, как только появится возможность; иначе она в конце концов задохнётся (выделено мной. – М.Н.)… Для католиков в России это означает, что нельзя отрицать или забывать собственную историю, которая гласит, что католическое присутствие в России действительно возникло именно как этническое: поляки, немцы, литовцы, украинцы, французы приезжали в Россию и в ней оставались, – но также и как русское: уже в прошлом, в ходе совершенно особой истории “русских католиков”. С другой стороны, если католическое присутствие укоренено и должно быть укоренено в своеобразии различных культур, которые доставили его в Россию, оно также должно “вливаться в универсальность, которая представляет собой обмен ради общего обогащения”. Отсюда следует, например, что типично “латинскую” традицию большинства русских католиков (она соответствует их происхождению: немецкому, литовскому и т.д.), разумеется, нельзя отвергать, нельзя ею пренебрегать. В то же время, однако, не следует смешивать своё “латинство” (равно как и свою этническую принадлежность: немецкую, литовскую, польскую и т.д.) с “католической” идентичностью. Быть католиком – значит просто следовать за Христом, жить по вере в общении с епископом, который, в свою очередь, находится в общении с епископом Рима. Но католики в России, как и в любом другом месте, строят жизнь по вере в определённой среде, а именно в России начала XXI века. А христианская вера умирает, если не воплощается в конкретных обстоятельствах времени и места, в культуре, в которой она призвана созревать. Жан Даниелу пишет: “Христос – это действие Бога, Который приходит за человеком, где бы тот ни находился, чтобы взять его и возвысить до Себя. [...] Каждый принимает Слово Божие согласно собственной форме религиозности, и ценности различных религий в христианстве сохраняются. Индиец, принимая христианство, в полной мере остаётся индийцем. [...] Часто нам кажется, что наш образ жизни – единственно возможный для христиан. Отсюда рождается желание навязать его другим. Именно в этом заключается ошибка христианского колониализма [...]”» [3].

Комментируя этот отрывок, хотелось бы остановить внимание на том, что в России среди различных христианских конфессий есть одна основная – Православие, и оно тоже учит жизни со Христом, имея в своём арсенале все необходимые для спасения души средства. Если принимающему католичество индейцу Жаном Даниелу даётся право «оставаться индейцем», то было бы прекрасно, если живущему в России русскому также будет даваться право оставаться русским, – тем, кто впитал православную традицию с молоком матери и вырос в ней даже в том случае, если он узнавал о ней не из прямых, а косвенных источников – русской литературы, музыки, живописи.

Продолжим цитату из заметки католического архиепископа. «…Второй вызов, стоящий сегодня перед Католической церковью в России; в нём неразрывно соединились миссионерская и экуменическая идеи. Вышеназванный принцип помогает нам понять, что миссия и экуменизм отнюдь не противостоят друг другу – наоборот, один является аспектом другого. Цель Церкви – возвещать Христа человеку и соединять человека с таинственным телом Христовым, не стирая личных особенностей каждого, неповторимых и отличительных, но, напротив, раскрывая их и приумножая их плодотворность; поэтому очевидно, что невозможно быть католиками в России без глубочайшего уважения к Русской Православной Церкви, без самого искреннего и горячего желания объединиться с нею: ведь она хранит бóльшую часть богатейшей духовной традиции этого народа. Несмотря на культурные различия, эта традиция укоренена в вере, которая в своих основаниях практически совпадает с католической верой. Русский православный богослов Сергей Булгаков в своей работе “У стен Херсонеса” признавал, что разделение Церкви не достигает глубин, в своей таинственной жизни Церковь остаётся единой; это можно утверждать, по крайней мере, об отношениях между православием и католичеством. Автор отнюдь не закрывает глаза на трагическое положение вещей: разделение Церкви – рана для обеих сторон. В этой перспективе важно воспринимать нашу миссию не как параллельную или конкурирующую с миссией Православной Церкви – как если бы мы старались как можно скорее обратить побольше русских в католичество, – а как подлинно “экуменическую”, то есть проникнутую желанием осуществлять и демонстрировать уже сейчас (в тех формах, какие Бог даёт) единство, которое нам ещё предстоит развернуть во всей полноте» (выделено мной. – М.Н.) [4].

Думаю, комментарии к этому утверждению архиепископа Пецци излишни: всё говорит само за себя. Так какие же цели пребывания в России ставит перед собой Католическая церковь и с помощью каких организаций она собирается впоследствии развернуть во всей полноте единство христиан?

В отличие от Православной, Католическая церковь предлагает человеку большой выбор институтов посвящённой жизни – различных орденов и конгрегаций, в которых каждый желающий может найти для себя наиболее близкий ему путь духовного развития. У каждого ордена, конгрегации и других организаций есть свой устав, традиция религиозной жизни, руководство. Как правило, ордена состоят из трёх ветвей: мужского и женского орденов, а также «третьего ордена» для мирян. Вступающие в третьи ордена люди не становятся монахами, но при этом они занимаются различным служением Католической церкви и связаны с орденами. Мы расскажем только о некоторых работающих в России орденах и организациях.



«Христианская Россия» (“Russia Cristiana”)


Это общественное движение было создано чуть более пятидесяти лет назад священником Романо Скальфи. В течение долгого времени он изучал русский язык и ежедневно просматривал советскую прессу. В годы застоя «Христианская Россия» занималась тем, что переправляла в СССР христианскую литературу на русском языке, в основном, брюссельского издательства «Жизнь с Богом» и самой «Христианской России». Вокруг него собралась группа энтузиастов, и духовных, и светских лиц, интересующихся русским религиозно-философским наследием, православием и советской действительностью. Позднее к о. Романо, как к знатоку России и православия, приезжали на стажировку и подготовку священники, направленные на служение в РФ. В их числе был и новый архиепископ Паоло Пецци. Сейчас «Христианская Россия» активно присутствует в России благодаря фонду «Покровские ворота» (второе название – «Духовная Библиотека»). У центра три направления работы – издание, распространение книг и культурная деятельность. Цель издательской работы многогранна – это служение Католической церкви и её официальным структурам; поиск и развитие экуменического диалога; изучение и распространение духовной, исторической и богословской традиции католической и православной Церквей. Книги, издаваемые Центром, относятся к богословскому и культурному наследию обеих конфессий. Сотрудники ищут «внутри русского христианского мира… авторов и тематику согласно цели и духу Центра» для того, чтобы опубликовывать их работы [5]. Особое внимание центр «Покровские ворота» уделяет «экуменической дружбе между католиками и православными» [6]. Сегодня «Покровские Ворота» проводят множество различных мероприятий – от концертов русской и западной классической музыки, детских спектаклей и выставок до циклов лекций на богословские, исторические и литературоведческие темы. Среди постоянных гостей центра много не только иностранных священников и богословов, но и российских православных деятелей.

У истоков «Христианской России» вместе с о. Романо стоял ещё один священник, отец Нило Кадонна. В советские времена он занимался тем, что переправлял в СССР духовную литературу, а в девяностые приехал в Россию и преподавал итальянский язык в Российском православном университете. После слияния «Христианской России» с «Общением и освобождением» он вместе с другим священником, Серджо Мерканцини, владельцем знаменитой лавки литературы о православии на Борго Пио в Риме, в знак протеста вышел из организации и создал свою альтернативу – Центр «Экуменическая Россия» (Centre Russia Ecumenica). О. Серджо мотивировал этот шаг достаточно примитивно: «Скальфи говорит: какая Россия христианская страна? Там верующих малое меньшинство, поэтому у нас есть полное право там обращать людей в христианство» [7]. Отметим, что ни в одном интервью о. Романо в России не говорится о полном праве обращения в христианство россиян, однако не доверять бывшему соратнику Скальфи, проработавшему с ним долгие годы, нет никаких оснований. К нам отец Романо приезжает нередко. В один из своих приездов он дал интервью Агентству религиозной информации «Благовест-инфо» и сказал следующее: «Современный кризис веры – это крик, взывающий к нашему единству. Миссия – неотъемлемое качество христианства. А современные условия заставляют экуменизм быть миссионерским экуменизмом, иначе мы строим на песке» [8].

По мнению Скальфи, экуменизм не может быть прозелитизмом, потому что он исходит из личного опыта. Его целью должно быть стремление к единству, согласие во имя Христа, пребывающее в человеческом сердце. Главная преграда экуменизма – несогласия внутри обеих Церквей, преодолев которые верующие смогут придти к единству. Цель «Христианской России» её основатель видит в том, чтобы «в России люди стали настоящими православными, потому что как может настоящий православный не любить Христа больше всего?» [9], а её главная задача – работа по «возрождению христианства в странах бывшего СССР» [10], передача в Россию её духовного и культурного наследия. Как видим, отец Романо говорит не о православии, а именно о христианстве.


«Общение и освобождение» (“Communione e Liberatione”) (CL)


Друг отца Романо, священник Луиджи Джуссани, стал основателем другого знаменитого движения, «Communione e liberatione» («Общение и освобождение»). Недавно «Христианская Россия» и «Общение и освобождение» соединились вместе. «Comunione e Liberazione» (CL) – мощная организация: в ней священники и миряне объединены в одно целое. Члены движения ведут большую работу с молодёжью. «Общение и освобождение» как организация получила благословение Иоанна Павла II в 1982 году. Сегодня более 100 000 членов Братства работают в 67 странах. Их девиз прост: «Церковь должна быть в движении, потому что она должна мобилизовать сердце (людей) к Евангелию».

Её основатель дон Луиджи Джусссани с юности интересовался православием и Россией, изучал восточное богословие со специализацией на славянофильстве, а ещё он исследовал американское протестантское богословие и рациональную мотивацию веры и присоединения к Церкви. Так что он прекрасно знал учения и философские школы многих оппонентов католичества. В России его больше всего привлекало понятие русской соборности. Перед конклавом 2005 г. «Comunione e Liberazione» вступило в альянс с другой мощной католической организацией, «Opus Dei» и обеспечило своей поддержкой победу кардинала Ратцингера . К CL принадлежит глава российских католиков архиепископ Пецци.


«Дело Божие» (“Opus Dei”)


Это одна из самых таинственных католических организаций, окутанная покровом из тайны и вымыслов. Не все страны разрешают в своих пределах деятельность этого светского католического ордена. Официально «Опус Деи» появился в России в декабре 2007 года, однако один из его представителей А. Хавард сказал, что до перехода на легальное положение организация находилась здесь уже 15 лет [11]. Как сообщает официальный сайт организации, «с 1990 г. члены «Opus Dei» регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов «Opus Dei» с целью открыть в России первые центры этой организации» [12].

Примерно в начале прошлого века испанский священник Хосе Мария Эскрива увидел во сне структуру своего ордена, целью которого должна была стать населённая святыми людьми земля. Однако при всём взыскании святости орден не забывал и о политике: возникнув накануне Гражданской войны в Испании, его члены, а это, прежде всего, деятельные миряне, заняли чёткую антикоммунистическую позицию, благодаря чему после победы режима Франко смогли занять немало руководящих постов. Расцвет «Опус Деи» пришёлся на понтификат Иоанна Павла II. Некоторые историки не исключают, что именно эта организация помогла Папе занять трон святого Петра, в благодарность за это он в 1982 г. утвердил «Опус Деи» в качестве своей личной (персональной) прелатуры. Теперь орден подчинялся лично Папе, а не местным епископам. Таким образом, Войтыла получил в свои руки мощное оружие – глаза и уши на местах, а орден – власть, выраженную, прежде всего, в свободе непослушания главам национальных Католических церквей.

Об этой организации можно писать много. Её существование окружает такой поток информации, в котором бывает очень трудно отделить правду от вымысла. Отметим только одно – «Опус Деи», или, в переводе с латыни, «Дело Божие», не миссионерская или благотворительная организация, ограниченная проведением катехизации или социальной работой, и не монашеский орден. Это – разветвлённая, мощная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – проведение воли Папы именно в тех областях, в которых они работают, в том числе, и в политике. Именно «Опус Деи» со времён понтификата Папы из Польши стал одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителями его не столько духовных, сколько политических, интересов. И их приход в Россию, несомненно – знаковое явление и оно не случайно: ещё в далёкие тридцатые годы основатель ордена Хосе Мария Эскрива писал о том, что Россия – это страна, «которая со временем принесёт обильные плоды» [13].


«Фоколяры» (“Focolare”)


Движение «фоколяры» (от итал. слова il focolare – очаг) родилось в Италии во время II Мировой Войны и начиналось с группы девушек, решивших жить, подобно первым христианам. Сегодня это движение распространено по всему миру. Исповедуя, что Бог есть Любовь, фоколяры развивают идею сопричастности людей во всех сферах жизни: религиозной, социальной, экономической и политической. Одна из черт движения – «народный экуменизм»: в него могут вступать представители разных христианских конфессий. Вот что об этом пишет официальный сайт «Фоколяр»: "Хотя духовность Кьяры Любич (основательницы движения. – М.Н.) и возникла в католической Церкви, ей следуют христиане различных конфессий, так как отличительная черта общины Движения – полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого своей Церкви и одновременно уважение, почтение и любовь к другим Церквам. В частности, принятие духа Движения православными христианами поощрялось тем, что, начиная с 1967 года, Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой духовной дружбы с Кьярой Любич. Многие люди, познакомившись с образом жизни участников Движения в разных православных странах, стали лучше осознавать своё место в православной Церкви, к которой они принадлежат; другие вошли в неё, приняв крещение. Оставаясь верными чадами своих Церквей, христиане, которые следуют духовности Движения, стремятся жить в братстве с представителями других конфессий, уважительно и с открытым сердцем вести диалог с верующими других религий и людьми самых разных убеждений. Кьяра Любич играла первостепенную роль в диалоге между христианами, содействуя осуществлению инициатив различных Церквей, направленных на то, чтобы сделать всё более видимым единство последователей Христа. Она участвовала в диалоге с представителями великих мировых религиозных традиций, знала многих наиболее авторитетных лидеров этих религий и являлась одним из почётных президентов Всемирной Конференции Религий за Мир (WCRP)» [14].

Ещё в шестидесятые годы ХХ века фоколяры начали появляться в странах Восточной Европы. Сегодня они есть и в России. Не смотря на их заявления о том, что каждый должен оставаться в своей конфессии, и, несомненно, положительную общественную деятельность, не надо забывать о том, что по своим сути, Фоколяры – католическое движение. Оно ставит перед собой в том числе и чисто экуменические цели по объединению христиан на основе разнообразного служения на католическом фундаменте.

С движением Фоколяриев переплетается деятельность другой организации – «Каритас».


«Каритас»


Каритас в переводе с латинского означает деятельную любовь. После выхода в 1891 г энциклики Льва XIII «Rerum novarum» («Дух перемен») среди католиков началось активное движение социальной помощи. В 1897 г. немецкий священник Лоренц Ветрманн создал первый центр для координации социальной работы среди мирян и дал ему имя «Каритас» (Любовь). Сегодня международная благотворительная организация «Каритас» – это объединение 164 гуманитарных католических организаций, работающих в 198 странах мира. В 1950 г Ватикан создал международную конфедерацию «Caritas Internationalis». «Каритас» получил статус консультанта в ООН, ЮНЕСКО, Организации африканского единства и Совете Европы. Его сотрудники, многие из которых добровольцы, работают не только в странах Европы, Африки и Америки, но и в «горячих точках». Главной задачей организации была и остаётся социальная и благотворительная помощь самым разным слоям населения.

В России эта организация появилась в самом начале девяностых годов [15]. Начав с раздачи гуманитарной помощи, «Каритас» перешёл к развитию социальной работы в католических общинах. Сегодня его отделения есть во всех российских епархиях. Общество организовывает детские дома, центры развития детей, работает с инвалидами и пожилыми людьми. На территории Российской Федерации сегодня действует более 100 организаций «Каритаса».


«
Церковь
в беде» (“Kirche in Not”)


Многие католические проекты в России осуществляются при поддержке двух немецких организаций – «Реновабис» и «Церковь в беде». Как сообщает официальный сайт «Реновабиса», его цель – укрепление Церкви и общества в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и поддержка различных просветительских, религиозных и социальных проектов на постсоветской территории этих регионов [16]. «Церковь в беде» («Kirche in Not») тоже активно участвует в различных проектах. Так, именно этот фонд дал деньги печально известной в православной среде своим экуменизмом и филокатоличеством радиостанции «София» [17] и помог открытию интернет-проекта Агентства религиозной информации «Благовест-инфо» [18]. Агенство было создано белорусским католиком И. Тарасевичем (погиб в 2002 г.). Необходимо отдать должное этому порталу – освящая события из жизни Католической церкви, «Благовест» сообщает о новостях всех основных конфессий, часто предоставляет пространство для дискуссий оппонентам. Иногда «Благовест-инфо» допускает диаметрально противоположную интерпретацию тех или иных новостей. Его отличает толерантное отношение ко всем религиями и религиозным течениям.

Помимо движений в России работают и многие монашеские ордена. Из них хотелось бы выделить несколько.


Салезианцы (Салезианцы дона Боско) (SDB)


Это – один из самых «мирских» католических орденов. Мирских, потому что его единственная цель и задача – работа с миром, а точнее, с детьми. Орден основан итальянским священником св. Джованни Боско специально для работы с уличной молодёжью. Главное направление его деятельности – социальное служение и воспитание подрастающего поколения. В России салезианцы представлены в сравнительно большом количестве, по национальному составу почти все они – поляки. Именно этот орден окормляет кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве. Монахини-салезианки и миряне-терциарии (третий орден) проводят занятия с молодёжью в оратории (молодёжный клуб, в котором духовные упражнения сочетаются с играми и разными занятиями). Салезианцы активно сотрудничают с благотворительной организацией «Каритас» и содержат детские приюты. Начиная с 2002 г. в связи с этим несколько раз поднимался шум в прессе по поводу обращения детей в католичество. Правда, после того, как в 2005 г. члены рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквями договорились о том, что к православным детям должно получать доступ православное духовенство, даже если они находятся в католическом приюте. С тех пор детей иногда приводят для крещения в православную церковь. (Например, в 2006 году в Москве в салезианском приюте о. Игорь Выжанов (ОВЦС) совершил крещение одного из подопечных московского приюта ордена.). Устраивают салезианцы и летние лагеря для молодёжи, куда приглашаются представители разных конфессий.


Доминиканцы (ОР)


В 2000 г. на постсоветском пространстве доминиканцы имели всего один монастырь (дом). К 2007 г. к нему прибавилось ещё четыре украинских – в Ялте, Черткове, Фастове и Киеве. Исторически сложилось, что доминиканцы, или «псы Господни» (Domini canis), как их часто называли в средневековье, занимаются наукой и образованием. В 2005 г. настоятелем Санкт-Петербургского дома стал о. Геацинт Дестивелль. Во Франции он руководит исследовательским богословским центром «ISTINA», занимающимся экуменической деятельностью. Центром издаётся одноимённый журнал. Его тематика посвящена, прежде всего, межконфессиональному диалогу. В октябре 2007 г. о. Геацинт защитил в СПбГУ диссертацию на тему «Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-18 годов и принцип соборности». В 2006 г. «ISTINA» учредила в Санкт-Петербурге Коллегию св. Василия. Её цель – предоставить православным семинаристам возможность стажировки во Франции с тем, чтобы они лучше могли понять западное христианство.


Францисканцы (OFMconv)
(Братья меньшие конвентуальные)


Это – один из самых «старых» католических орденов, основанный в 1208 г. католическим святым Франциском Ассизским. Первые монахи приехали в постсоветскую Россию в 1993 г., а в 2001 году была создана Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского, в которую вошли три монастыря – в Москве, Калуге и Санкт-Петербурге. В 2002 г. к ним присоединились общины из Черняховска, Астрахани и Элисты. Всего орден насчитывает около 40 братьев, приехавших из стран СНГ, Прибалтики, Румынии и США. Орден занимается широкой научной, издательской и просветительской деятельностью. Имеет свои издательство с магазином, журнал «Брат Солнце» и культурный центр в Москве. Именно францисканцами подготавливается к печати многотомная Католическая Энциклопедия (гл. ред. А. Юдин). В интернете пользуется немалой популярностью основанная молодыми монахами монастыря в Санкт-Петербурге группа «Братья Франциска».


Паулинки (дочери святого Павла)


Женский миссионерский орден. Занимаются распространением католической литературы. В Москве, помимо штаб-квартиры, содержат собственное издательство и магазин «Паолине» на Б. Никитской улице. В этом магазине предлагаются книги не только католических, но и православных авторов. Издательство «Паолине» выпустило на русском языке основополагающие документы Католической церкви – документы Второго Ватиканского Собора, Катехизис Католической церкви и Компендиум Социального учения Церкви.


Редемптористы


Миссионерский орден, появившийся в Сибири лет сто назад и вынужденно прекративший свою работу после революции. Главным занятием монахов была подготовка и проведение духовных упражнений (реколекций) для народа. Сейчас монахи ордена, в основном поляки, вновь покоряют сибирские просторы. Представительства находятся в Кемерово и Оренбурге, Орске, Прокопьевске и Петропавловске. В 2008 г. орден отметил столетие своей миссии в Омске. Сейчас в стране находятся пять общин с 17 редемптористами. В РФ с 1993 г., женская ветвь ордена – с 2001 г. В 1995 г. в Оренбурге орденом был открыт Колледж католической теологии. Есть общины и в Казахстане.


Иезуиты (SI) (Общество Иисуса)


В современной России орден был зарегистрирован 21 июня 1992 г. как Независимый Российский Регион Общества Иисуса. После высылки из страны генерала Станислава Опели в 2000 г. как персоны нон грата, орден возглавил мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный своим руководством на учёбу в 2007 г. Его преемник, священник Отто Месмер, был убит вместе со своим собратом по ордену Виктором Бетанкуром. Иезуитам передали руководство Колледжем католической теологии св. Фомы Аквинского. В нём собрана библиотека, состоящая из книг не только по католической, но и православной тематике. К ордену принадлежит один из самых перспективных российских католических иерархов – епископ Иосиф Верт (Новосибирск). Его брат возглавляет телестудию «Кана». Там же работает центр духовного развития «Иниго», который занимается активнейшей просветительской деятельностью – открытый заочный «Библейский курс» для всех желающих, одна из лучших в России библиотек по философии, в которой могут работать абсолютно все. Орденом издаются периодические журналы «Точки» и «Символ». Как заявляет официальный сайт Ордена, цель его присутствия в России – «пастырская помощь Католической Церкви в РФ и странах СНГ и интеллектуальное апостольство» [19].

Говоря о деятельности католических орденов в России нужно помнить, что они создавались в католических странах людьми, избравшими путь служения Богу и ближним. Многие из них внесли огромный вклад и в духовную, и в научно-педагогическую жизнь Запада. Основатели некоторых из них, как, например, мать Тереза Калькуттская, совершили переворот в отношении к бедным и обездоленным людям, или как дон Боско, дали детям улицы возможность получить образование и профессию. Но при этом нельзя забывать, что в Россию эти ордена приехали затем, чтобы миссионерствовать и заниматься прозелитической деятельностью. Поэтому отказываться от своей основной задачи – проповеди католицизма, они вряд ли собираются.

Так в чём же для Католической церкви заключается смысл её присутствия в России? Вот что об этом говорит уже в цитируемой мною статье архиепископ Паоло Пецци: «Мне кажется, теперь мы можем отчётливо увидеть провиденциальный смысл католического присутствия в России: в традиционно православной стране можно вблизи рассмотреть опыт Римско-католической Церкви, а это – необходимый подготовительный этап, предшествующий большему желанию и более настойчивой просьбе к Богу о единстве Церквей (выделено мной. – М.Н.). Это присутствие помогает понять, что в действительности доктринальное единство между Православной и Римско-Католической Церквями уже существует: то, что нас объединяет, бесконечно больше того, что разделяет. Это верно для индивидуального христианина и для целых Церквей, поскольку единство христиан есть величайшее свидетельство об истине Христовой (ср. Ин 17,21)» [20].

Думаю, после всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что католическая миссия в России – попытка провести подготовительный этап к столь желанному для Рима объединения с Православием, а в итоге – его поглощению и конечной ассимиляции с Католичеством.

 
Примечания


1. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». т. I. С. 264.
2. Там же. С. 266.
3. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
4. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
5. http://www.dbiblio.org/index.php?option=com_content&view=article&id=74&Itemid=86
6. Там же.
7. Баунов Александр. Установление отцовства. Русский Newsweek, №16, 01.05.2005, с. 40-46
8. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=16796
9. Там же.
10. Там же.
11. Четверикова Ольга. «Опус Деи» в Росиии: политическая миссия? // Фонд стратегической культуры. 2008
12. http://www.opusdei.ru/art.php?p=24329
13. http://www.opusdei.ru/sec.php?s=935
14. http://www.focolare.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1227&Itemid=29
15. Подробную историю Каритаса см. http://caritas.irk.ru/hist.htm
16. http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1174394
17. http://religion.ng.ru/facts/2001-02-14/3_way.html
18. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=34319
19. http://www.jesuit.ru/index.html
20. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.12.2018
Елизавета Пашкова

К 100-летию со дня рождения А. Солженицына.
А.Солженицын и ИМКА

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

4.12.2018
К 10-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

30.11.2018
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

20.11.2018
Священник Александр Шумский

«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

13.12.2018
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

 

НОВОСТИ

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия