Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мария НИКИФОРОВА
Париж таки стоит мессы


Казалось, вызванный открытым письмом семинариста Андрея Серебрича экуменический скандал с Русской семинарией в Париже давно сошёл на нет. Однако французский православный портал «Moinillon au quotidian» («Будни монашка») опубликовал фотографию статьи в католическом издании «La Croix» («Крест»). В ней приводились рассказы двух студентов теологического факультета Католического университета в Тулузе – кармелита Брюно и будущего ректора Русской семинарии во Франции иеромонаха Александра, тогда – семнадцатилетнего Дмитрия Синякова, названного автором интервью «православным послушником». В этой заметке интересно всё – от названия и до её конца. Вот что в ней говорилось:

«Студенты, подкупленные («séduits» переводится и как «обольщённые», «сооблазнённые») открытием разума их преподавателей».

Дмитрий Синяков, 17 лет, православный послушник.

«Я приехал во Францию, чтобы узнать католичество и быть способным для экуменического диалога. Перед отъездом я немного опасался католиков, которые представляются у нас в России папистами-идолопоклонниками, представителями декадентского Запада. Следовательно, я решил не общаться с ними в таинствах. Но, после общения с профессорами факультета теологии я полностью изменил свое мнение о них. Они открыты намного больше, чем преподаватели православных семинарий, которые строго придерживаются традиций (являются большими традиционалистами). Например, я знаю, что молодые французские католики, которые хотят делать тоже, что и я, (как и я), в России не были приняты в семинарии: чтобы поступить, они должны были объявить себя православными. В конечном счете, я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения».

Дмитрий признался, что однажды хотел бы быть призванным к священству. Но, улыбаясь, он сознается в том, что всё изученное им в Тулузе, несколько подрывает его призвание к священству (le rend un peu subversif)»[1].

Удивляет само название статьи. Понятно, что автор хотел внести в него позитивный смысл: покорённые интеллектом и эрудицией преподавателей студенты дают высокие оценки католичеству и экуменизму. Однако вместо того, чтобы использовать глагол «soumettre» (покорять) он употребил причастие от глагола «séduire», имеющее во французском языке негативное значение: «соблазнять», «пленять», «совращать», «прельщать», «подкупать».

Второй вопрос возник у меня при упоминании Синяковым «молодых французских католиков», которые, дабы попасть в российские семинарии, вынуждены скрывать своё католичество. Понятно, что, если такие случаи действительно имели место, католическое руководство вряд ли стало бы распространяться об этом. Однако молодому человеку позволили высказать это и, более того, растиражировали данную информацию.
Ну, и третий вопрос хотелось бы поставить к финалу заметки – что именно подорвало желание юноши стать священником? И священником какой именно Церкви – Православной или Католической? Из статьи это остаётся неясным.

Мы ещё вернёмся к отцу Александру, а сейчас давайте посмотрим, что же представляет собой издание «La Croix», и почему выход подобной заметки именно в нём вряд ли можно назвать случайным. Но для этого нам придётся перенестись в первую половину XIX века, а ещё точнее, в 1845 год. Именно тогда французский священник Эммануэль Д’Аланзон реорганизовал один из старейших католических монашеских орденов – августинцев. Так появился орден Ассумпционистов – августинцев Успения Божией Матери. Главной целью ордена стало противостояние секулярным тенденциям в Европе, отсюда приоритетом их деятельности оказались наука, образование, книгоиздание и организация паломничеств. С 1862 года началось продвижение ордена в православные страны. Папа Пий IX благословил работу ассумпционистов «на Западе и на Востоке», и их дома возникли в Стамбуле, Адрианополе, Варне, Рушуке и во многих других странах. Монахи этого ордена содержали униатские семинарии для болгар в Стамбуле и Филипполе. В 1866 году в Кадикее орден организовал «Школу византийских исследований», издававшую ежемесячный журнал «Эхо Востока»[2]. Естественно, что, работая в православных странах, ассумпционисты не могли обойти вниманием Россию. Вот что сказал своим монахам на одном из собраний основатель этого ордена в 1873 году: «Братья мои, не желаете ли вы покорить Россию и собрать таким образом обильный урожай в житницы Отца? Трепещу, говоря вам такие слова, но что-то убеждает меня, что если Орден Успения захочет совершить это дело, то, с Божией помощью, жатва будет успешной»[3].

Работа в Болгарии начинает восприниматься Д’ Аланзоном как плацдарм для проникновения в Россию[4]. В 1878 году он передал в Конгрегацию пропаганды веры «Памятную записку об опыте евангелизации в России». Однако попасть в нашу страну ассумпционисты смогли только в 1903 году, через 13 лет после смерти своего основателя. С этого времени здесь побывали 22 монаха этого ордена. После Революции 1917 г. те из них, кто не смог или не захотел уехать, остались здесь. Они продолжали передавать на Запад информацию о репрессиях в России против верующих, пока сами не стали лагерными заключенными. Нужно отдать должное отцам-ассумпционастам: во время голода они помогали не только католикам, но и верующим других конфессий. Вот что сегодня говорит о присутствии в России ассумпционистов Наталья Баранова в своей статье «Восток-Запад»: «В минувшем столетии в нашей стране жили 22 ассумпциониста, а сейчас здесь находятся лишь два представителя этого ордена. Тем не менее, католики считают их присутствие в России важным фактом истории и высоко оценивают роль служивших прежде и служащих ныне в России ассумпционистов в развитии братских отношений, налаживании взаимодействия и взаимопонимания между христианами Востока и Запада, между Католической и Русской Православной Церквами»[5].

Думаю, что интерес, проявленный к молодому православному студенту-экуменисту издания именно ордена ассумпционистов, вряд ли случаен.

Рассказывая краткую биографию иеромонаха Александра Синякова, католический журнал архидиоцеза Бордо «Аквитания» назвал его «интеллектуальным франкофилом», который сам себя считает «полуправославным, полудоминиканцем»[6].

Его церковная карьера началась в знаменитом костромском Ипатьевском монастыре тринадцать лет назад. Именно там молодой послушник познакомился с деятельностью Культурного центра аббатства Сильванес (Sylvanes). В результате в 1998 году он – студент доминиканского Тулузского института (Institut Catholique de Toulouse), в котором он проучился с 1998 по 2001 гг., и, возможно, в это же время Дмитрий был послушником доминиканского ордена. В 2001 году будущий ректор учился сразу в четырёх учебных заведениях: Парижском богословском институте, на филологическом факультете Сорбонны, в Кембридже и в Лувене. Уже через год в Парижском богословском институте состоится защита его магистерской диссертации на тему «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». Ещё через год, в 2003-м, отец Александр защищает магистерскую диссертацию в Сорбонне (кафедра истории древних и средневековых обществ). Её тема: «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского соборов». Помимо этого он учился в аспирантуре Практической школы высших исследований (Ecole pratique des Hautes Études). Этот институт занимается исследованиями в области общественных наук и повышением квалификации специалистов. В 2002 году Синяков становится сотрудником представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. В 2003 году Синяков пострижен в монашество, рукоположен в диаконы епископом Иларионом (Алфеевым). 14 сентября 2003 года рукоположен в диаконы, а 14 ноября 2004 года епископ Иларион рукополагает о.Александра (Синякова) в сан иеромонаха. Уже в сане отец Александр два года (2004-2006) преподает в Сорбонне курс «русская цивилизация и история Церкви». С 2006 года – иеромонах Александр секретарь Корсунской епархии по экуменическим связям и по работе со средствами массовой информации, секретарь епархиального совета и главный редактор франкоязычного издания – епархиального «Вестника Русской Православной Церкви». В январе 2009 г. о.Александр (Синяков) был участником Поместного собора Русской Православной Церкви от Корсунской епархии.

Сегодня иеромонах Александр Синяков – ректор первой в истории РПЦ Русской духовной семинарии за пределами РФ и постсоветского пространства. Главная цель семинарии – подготовка элиты православного духовенства. Части её выпускников предстоит окормлять русскую диаспору за рубежом, другие будут служить в России. В своем приветствии студентам и преподавателям семинарии Святейший Патриарх Кирилл сказал следующее: «Считаю важным отметить, что Парижская духовная семинария призвана стать не только образовательным и богословским центром, но также местом православного свидетельства. Сам факт ее создания является выражением нашей готовности к взаимодействию с европейской христианской цивилизацией, реализовавшимся желанием изучать ее достижения и духовный потенциал. Наряду с этим, убежден, что открытие Парижской семинарии станет значимым шагом на пути выстраивания взаимоотношений с европейскими Церквами. Такое сотрудничество, надеюсь, будет плодотворным и полезным»[7].

А вот как охарактеризовал в октябре 2009 года цель и задачи семинарии глава ОВЦС архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев): «Главной задачей Парижской семинарии, – сказал он, – будет предоставление качественного богословского образования. Семинария также должна стать связующим звеном между Русской Православной Церковью и христианами Франции»[8].

Помимо учебы в стенах семинарии, студенты в обязательном порядке посещают лекции в Сорбонне и в Католическом университете. Естественно, в последнем с ними работают католические преподаватели и, смею предположить, обучение там ведется с католических же позиций.

Появлению семинарии сопутствовали положительные отзывы о ней в зарубежных и российских СМИ. Однако спустя три месяца после её открытия разгорелся скандал: один из студентов, Андрей Серебрич, отказался продолжать своё обучение в Париже, мотивируя это решение тем, что руководство семинарии открыто симпатизирует католикам и отступает от норм православного вероучения и благочестия. В письме содержится шесть пунктов, каждый из которых подтвержден фактами[9].

В частности, А.Серебрич пишет: «при том, что жизнь семинаристов проходит в постоянном соприкосновении и диалоге с католиками (они есть среди преподавателей, некоторые лекции для семинаристов проходят в католическом университете), возбраняется свидетельствовать католикам о Православии, под тем предлогом, что у них, якобы “все в порядке с вероучением”», а также, что о. ректор учит: «у православных нет никакой позиции (относительно filioque. – М.Н.), и вообще нет разницы, как читать Символ веры – с filioque или без».

Кончается это письмо так: «Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества. К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско-бытовых вопросах местом православного свидетельства.

В виду всего вышесказанного, считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым. Претензий личного характера к руководству семинарии не имею»[10].

Вскоре после публикации письма семинариста иеромонах Александр Синяков дал интервью порталу «Благовест-инфо», – одному из старейших российских религиозных новостных порталов, у истоков которого стояли, прежде всего, католики. В этом интервью он сказал следующее: «Не обошлось и без некоторых испытаний. В последнее время в некоторых СМИ распространялось «открытое письмо» одного бывшего студента нашей семинарии. Нас оно очень удивило. Студент уехал на рождественские каникулы, расстались мы с ним в теплых отношениях. Никакого недовольства за два месяца пребывания в семинарии он не высказывал, хотя общались мы с ним каждый день. Активно участвовал во всех мероприятиях. После каникул он не вернулся в сроки, о которых сообщал, написав мне, что столкнулся с частными проблемами. Более недели мы не получали от него никакой информации, все мои электронные сообщения оставались без ответа, а потом вдруг было опубликовано открытое письмо на недоброжелательных сайтах. В нем выдвигаются очень серьезные и несправедливые обвинения. С полной ответственностью могу сказать, что те неправославные богословские взгляды, которые мне приписываются в этом письме, я никогда не разделял и не разделяю. Я считаю особой благодатью быть православным и надеюсь таковым умереть. Всегда считал для себя огромной честью быть сыном и служителем Русской Православной Церкви, учение которой разделяю всем сердцем. Последние годы старался посвятить именно тому, чтобы донести голос русского Православия до западного общества»[11].

Однако если А. Серебрич оперировал конкретными фактами, то о. ректор ограничился всего лишь общими словами, прямо не опровергающими обвинения против семинарии, и выставляет свою деятельность чуть ли не как выдающийся миссионерский проект.

Размывчатый, но более-менее подробный ответ дал в своем блоге один из студентов семинарии Дмитрий (http://dmitr-guro.livejournal.com/profile). Вот что он пишет: «Потихоньку разворачивается скандал по поводу нашей семинарии. Могу сказать одно: Андрей Серебрич – гордец, националист-традиционалист, борющийся за чистоту православия, забывая о христианской любви... Все, что он описал в своем письме, – клевета на отца ректора и семинарию! Благословения у католиков никто не берет, Филиокве в Верую… мы не читаем, придерживаемся православных догм! С Католической Церковью Франции у нас теплые дружеские отношения. Никто католиком становиться не собирается – и если бы кто и хотел, то давным-давно бы им стал!»[12].

Однако заметим, что такой эмоциональный ответ рядового учащегося в личном блоге никак нельзя считать официальным опровержением изложенной в письме А.Серебрича информации. Интересно, что в другой записи своего дневника, рассказывающей об обеде семинаристов в гостях у католического епископа, на вопрос одного из читателей журнала молились ли наши ребята перед едой вместе с католиками, автор строк в защиту Русской семинарии сказал диаметрально противоположное и в результате опроверг своё прежнее утверждение об отсутствии совместных молитв с католиками: «Ну, а то, что мы живем на территории католиков? – может, нам уехать? Если рядом стоят католический епископ и православный иеромонах – кому благословлять стол?»[13]. Подобная позиция понятна и объяснима, но хотелось бы отметить, что по замыслу русские студенты должны свидетельствовать о Православии Западу, что проще сделать, не изменяя своим традициям, не мимикрируя под принимающую сторону.

Несмотря на поднявшуюся в блогах и различных сайтах волну недоумения, требования разъяснений происходящего в Парижской семинарии от священноначалия Корсунской епархии РПЦ МП и даже протеста, высказанного верующими МП в открытом письме на имя Корсунского епископа Иннокентия, иеромонах Александр Синяков остался на своем ректорском посту. А в этом письме сказано следующее:

«...Нас весьма беспокоят растущие униатские тенденции в епархии, которые прежде всего находят свое отражение на официальном сайте епархии. Сайт переполнен материалами (рекордные 13 страниц названий статей!), посвященными разнообразным контактам и взаимодействию с инославием, что вероятно, отнюдь не является главной темой епархиального сайта.

Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 года было благословлено создание Православной духовной семинарии в Париже (журнал № 15). К великой скорби верующих Вашей епархии и других братских Православных церквей во Франции великое благое дело по созданию и развитию православной семинарии извращается. Руководство семинарии демонстрирует чрезвычайное расположение к римо-католицизму, и граничащие с вероотступничеством суждения и действия, производящие немалое смущение и разделение среди православных…Например, к великому сожалению, ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков) на страницах римо-католической прессы странно шутит, называя себя полудоминиканцем, полуправославным” (Журнал архиепископии Бордо и Базас, № 8 за 17 апреля 2009 года, стр.13), считает, что различия между православием и католицизмом ничтожны (передача на римо-католическом телеканале KTO за 30 мая 2006), семинаристы принуждались учиться в праздник Рождества Христова, несмотря на предусмотренный французским законодательством выходной день 7 января для православных христиан, а также множество других подобных фактов и свидетельств, перечислить которые нет возможности в прошении к Вашему Высокопреосвященству. Зная о нынешних нравственных и зачастую физических страданиях наших православных братий на Западной Украине от униатства, подобные суждения и заигрывания с римо-католицизмом не могут не вызывать наше отвержение.

Ваше Высокопреосвященство, эти факты и свидетельства производят оправданное беспокойство среди Вашей паствы за судьбу Православия в Корсунской епархии, и мы нижайше просим защитить нас. Мы не желаем размывания святой православной веры и постепенного окатоличевания “экуменическим диалогом”, за который так ратует руководство семинарии (“La Croix” за 18 января 2010 года), и настоятельно просим Ваше Высокопреосвященство обратить внимание на озабоченность Вашей паствы и принять соотвествуюшие меры. Мы смеем надеяться, что семинария, и в целом наша епархия, не станут местом сближения Православия и Католицизма путем вероучительных уступок, но будут тем мостом, который поможет перебраться через поток заблуждений любому ищущему Истину человеку»[14].

Более того, на официальных сайтах самой семинарии, Корсунской епархии и в живом журнале Дмитрия периодически появляется информация о богослужениях православных семинаристов в католических храмах в присутствии католического духовенства и встречах с представителями католического духовенства[15]. В марте 2010 года в сопровождение отца Дестивелля семинарию посетили три бенедиктинца – аббат Филипп Пирон (Франция), аббат Бернард Савицкий (Польша) и ксендз Ришард Корзеньский (Венгрия), которые, помимо всего, молились за богослужением в семинарском храме[16].

В уже цитируемом здесь интервью отец Александр заявляет следующее: «Хочу подчеркнуть, что семинария наша существует в особом контексте. Живем мы в стране с долгой и непростой историей и с высоко развитой культурой. Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия»[17].

И до, и после публикации письма А. Серебрича русская семинария продолжает на разных уровнях свое общение с католиками. Как мы видим из приведенной выше цитаты, участие католической стороны в создании семинарии даже не скрывается её ректором. Портал «Антимодернизм.ру» сообщает, что новому проекту Корсунской епархии оказывает поддержку издательство доминиканского ордена Éditions du Cerf [18]. Не последнюю роль играет и экуменический центр «Istina» вместе с его директором доминиканцем Иоакинфом Дестивеллем (католическим специалистом по истории РПЦ).

Эти события в русской парижской семинарии привели к тому, что список поступающих в Русскую семинарию будет утверждаться лично Святейшим Патриархом Кириллом[19]. Но боюсь, что в её стенах будут находиться и те, для кого Париж стоит мессы, а игра – свеч.

 
Примечания:


1. Французский текст статьи: http://www.moinillon.net/post/2010/06/25/je-communie-avec-les-catholiques. Перевод М.Е. Никифоровой.
2. Впоследствии «Журнал византийских исследований».
3. Венгер Антуан. Рим и Москва. 1900 – 1950. http://www.krotov.info/history/20/tsypin/page02.htm#2
4. Там же.
5. http://istina.religare.ru/article166.html/kosic.org/igor/new-ranetki.narod.ru/material290.html
6. bordeaux.catholique.fr/aquitaine/2009/AQ200908-bd.pdf
7. http://www.mospat.ru/ru/2009/11/14/news8376/
8. http://www.ruskline.ru/analitika/2010/01/15/schitayu_prodolzhenie_svoego_obucheniya_v_seminarii_nedushepoleznym
9. http://www.ruskline.ru/analitika/2010/01/15/schitayu_prodolzhenie_svoego_obucheniya_v_seminarii_nedushepoleznym
10.
Там же.
11. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
12. http://dmitr-guro.livejournal.com/3222.html
13. http://dmitr-guro.livejournal.com/5567.html
14. http://www.ruskline.ru/analitika/2010/01/15/schitayu_prodolzhenie_svoego_obucheniya_v_seminarii_nedushepoleznym?p=11#comments
15. http://antimodern.wordpress.com/2010/07/05/siniakov/#comments
16. http://www.seminaria.fr/Visite-au-seminaires-de-trois-abbes-benedictins_a155.html
17. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
18. http://antimodern.wordpress.com/2010/07/05/siniakov/#comments
19. http://dmitr-guro.livejournal.com/13332.html?style=mine

От редакции: см. также исповедание против экуменизма.

Филокатолические тенденции среди духовенства Русской Православной Церкви среди прочего могут иметь и внешнюю геополитическую составляющую. Так «по мнению американцев, Россия представляет собой одну из величайших угроз для безопасности США, поэтому главная задача заключается в снижении этой угрозы. Американская внешняя политика может достигнуть своей цели, способствуя переменам в России: окончательному отказу от единого мировоззрения и движению к плюралистическому обществу. У русских сильно чувство национального самосознания, и русская политика всегда определялась некоторой единой идеологией. Русские религиозные традиции также ведут к укреплению национального чувства. По мнению американцев, все эти особенности способствуют сплочению русских против Америки, которое можно предотвратить, поощряя плюрализм во всех областях человеческой жизни, прежде всего в идеологической и религиозной. Таким образом, Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой» (Федор Штаркман. Католическая Церковь на русской канонической территории // Церковно-общественный вестник. Приложение к газете «Русская мысль». 1996. № 2).



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

18.08.2017
Николай Стариков

Болеть за своих

16.08.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

14.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

8.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.08.2017
Рассказы матушки Силуаны

31.07.2017
Священномученик протоиерей Михаил Чельцов (†1931)

Протоиерей Михаил Чельцов: «Не переменять, а растолковывать...»

4.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Старая звезда

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

 

НОВОСТИ

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви