Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Телеканал «Царьград»

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ
    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Предисловие


Памяти архиепископа Серафима (Соболева) посвящается

 

Знай, что мы должны служить не времени, а Богу.

Св. Афанасий Великий

 

В начале XX века в среде духовно ищущей российской интеллигенции зародилось новое религиозно-философское учение, которое вскоре получило название «неохристианства», или церковного модернизма. Его основателями стали писатели, религиозные публицисты и философы Д.Мережковский, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов и другие участники знаменитых религиозно-философский собраний, проходивших тогда в России. Будучи последователями Вл.Соловьева, учившего о наступлении «новой религии св. духа», они полностью отвергали «историческое христианство» и всю святоотеческую традицию Церкви. В своих многочисленных статьях, книгах, выступлениях Д.Мережковский, Н.Бердяев, Вяч.Иванов и другие проповедники «нового религиозного сознания» предвещали наступление некой новой духовной эпохи, от которой они ждали новых «откровений духа». Традиционное христианство и Церковь, по их мнению, не выполнили своей миссии в истории, и теперь им на смену должно прийти «харизматическое христианство», обновленное через «новое излияние духа в мире».

Христианский модернизм прежде всего выступал против самых главных основ христианской веры — учения о спасении и Церкви.

Выступая против Православной традиции, проповедники и адепты модернизма в России выдвинули целую программу религиозной реформации. Вслед за Вл.Соловьевым создатели «нового религиозного сознания» пытались превратить христианство из религии спасения в некую новую «харизматическую религию» философского, социального и культурного творчества XX века. В христианстве они прежде всего искали, как писал Н.Бердяев, «...раскрытие религиозного смысла человеческого творчества». Это, по его словам, был «выход за рамки традиционного официального Православия».

Основатели модернизма пытались соединить религиозно-мистическое учение католического монаха Иоахима Флорского, жившего в XIII веке в Италии, с современным тогда ницшеанством для построения учения о так называемом «третьем завете». Отвергая Православие, Церковь и благодать Святого Духа, живущего в ней, неохристиане третьего завета ожидали нового излияния Святого Духа вне ее, в мире, культуре, творчестве и общественной жизни.

Согласно учению одного из зачинателей религиозного модернизма в России Д.Мережковского, «...Первый завет — религия Бога в мире. Второй завет — Сына — религия Бога в человеке — Богочеловека. Третий завет — религия Бога в человечестве — Богочеловечество. Отец воплощается в Космосе. Сын — в Логосе. Дух — в последнем соединении Логоса с Космосом, в едином соборном вселенском существе — Богочеловечестве... Для того, чтобы вступить в третий момент, мир должен окончательно выйти из второго момента; для того, чтобы вступить в религию Духа, мир должен окончательно выйти из религии Сына — из христианства». Учение Д.Мережковского о третьем завете фактически стало религиозно-философским оправданием анархизма и приближавшейся тогда революции в России. «Только будущий антихрист,– писал он,— человек последнего бунта, последнего отчаяния есть первый из людей, который услышит благовестие новой религиозной надежды».

Написанные позднее книги Н.Бердяева «Смысл творчества», «Опыт оправдания человека» и В.Розанова «Темный лик христианства», «Люди лунного света» и другие стали манифестом русского христианского модернизма, они призывали к реформации христианства и всей религиозно-духовной жизни России. «Ныне омертвела святоотеческая аскетика, — писал в своей книге «Смысл творчества» Н.Бердяев, — она стала трупным ядом для нового человека, для новых времен».

 * * *

В начале века в нашей стране возникает еще одно направление модернизма. Оно появляется в богословских трудах знаменитого о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины», о.Сергия Булгакова «Свет Невечерний», «Агнец Божий» и в других, написанных позже, уже в эмиграции, в стенах Свято-Сергиевского института в Париже.

Богословский модернизм выразился прежде всего в создании нового учения о Софии — Премудрости Божией, так называемой «софиологии», или «софианстве».

Православная традиция и отцы Церкви относят имя Премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы — Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, как исполнителю совета Святой Троицы.

В своих богословских сочинениях о.Сергий Булгаков, вопреки святоотеческой традиции православного богословия, стал продолжателем модернистских взглядов и идей Вл.Соловьева о Софии и всеединстве. Учение о Софии занимало главное место во всей религиозной философии Вл.Соловьева. Создавая свое учение, он пытался синтезировать христианство с гностицизмом, каббалой и другими мистическими и масонскими учениями.

Софию Вл.Соловьев понимал то как «ангела-хранителя мира», то как «вечную женственность», то как «душу мира».

Софианское учение было связано с духовной прелестью «мистических встреч» Вл.Соловьева с «Софией» в течение всей его жизни. Несомненно, именно Вл.Соловьев положил начало увлечению софианством в русской религиозной философии ХХ века. Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков пытались в своих работах модернизировать святоотеческую традицию Православного богословия, ввести в нее софиологическое учение гностического характера.

Развивая «новое учение о Софии как о душе мира и вечной женственности», о.Сергий Булгаков писал: «Тайна мира в женственности, зарождение мира есть действие всей Святой Троицы, в каждой из Ее Ипостасей, простирающейся на восприемлющее Существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира».

В своих работах о.Сергий Булгаков называл Софию «четвертой ипостасью» и «материнским лоном бытия».

Богословский модернизм учения о Софии о.Сергия Булгакова вызвал резкую критику со стороны православных богословов. Архиепископ Серафим Соболев посвятил этой теме ряд книг: «Новое учение о Софии», «Защита Софианской ереси прот. С.Булгаковым» и др. Против софиологии в защиту Православного учения писали о.Г.Флоровский, Вл.Лосский, митрополит Сергий Страгородский и другие. Учение о.Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией было осуждено православными богословами и признано еретическим, «чуждым Святой Православной Христовой Церкви» и «прямо повторяющим лжеучения, уже соборно осужденные Церковью» ранее, как было сказано в Определении Московской Патриархии от 11/24 августа 1935 г. и в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г.

 * * *

Еще в 1905 году в Петербурге появляется «Союз церковного возрождения» — группа либерально настроенного духовенства; некоторые из них принимали активное участие в «религиозно-философских собраниях» (епископ Антонин (Грановский), архимандрит Михаил (Семенов) и др.). Церковный модернизм этой группы петербургского духовенства тесно сочетался с идеями «христианского социализма», проповедниками которого были архимандрит Серапион (Машкин), священник Г.Петров и др. Так в начале века рождалось церковно-реформаторское движение, выступавшее за пересмотр вероучительных, канонических и богослужебных основ Православной Церкви. Таким образом, посеянные модернизмом в начале века семена вскоре дали свои злые плоды.

После революции 1917 года призывы и учения неохристианства нашли свой отклик в возникновении обновленчества, которое уже на практике пыталось провести реформацию Православия и разрушить каноническую жизнь Церкви. Православной Церкви пришлось вести долгую и тяжелую борьбу с обновленчеством в 20-е и 30-е годы, которая сопровождалась жесточайшими гонениями на Православие со стороны богоборческой власти и физическим уничтожением духовенства и верующих. Обновленческий раскол был окончательно изжит лишь после Великой Отечественной войны. После десятилетия спокойствия, хотя и весьма относительного, началось новое наступление на Церковь.

И опять на фоне жестоких внешних хрущевских гонений развернулась усиленная деятельность по разложению и уничтожению Церкви уже изнутри. Одним из главных проводников этой политики стал печальной памяти митрополит Никодим (Ротов) и его ставленники. Сам Никодим был крайне поспешно проведен по всем иерархическим ступеням и введен в высшее церковное руководство. С его помощью Русскую Церковь в спешном порядке принудили вступить в близкие и антиканонические отношения с еретическими сообществами – католиками и протестантами, войти в экуменические организации, в первую очередь во Всемирный Совет Церквей. Под руководством митрополита Никодима было выработано новое либерально-экуменическое модернистское богословие. Готовилось его постановление в Патриархи. Но наступление беззаконного вероотступничества остановил Сам Господь: Хрущев и его богоборческое окружение были в 1964 году отстранены от власти, а митрополит Никодим умер на приеме у римского папы в 1978 году.

 * * *

Сегодня хорошо видно, кто в руководстве Русской Православной Церкви поддерживает модернизм и обновленчество: это – ближайшие помощники и ставленники покойного митрополита Никодима.

В наши дни модернизм вновь возрождается в Русской Церкви под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых в Риме на II Ватиканском соборе в 1962–1965 гг., как стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному миру.

Сегодня модернизм выступает прежде всего против Священного Предания, против канонической жизни Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. Это проявляется в желании «осовременить» учение Церкви и ее богослужение. Модернисты предлагают перевести Литургию и другие богослужения на современный русский язык. Современный литургический модернизм, несомненно, выступает против святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь принесенного святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка богослужений и молитв, на котором русский народ на протяжении тысячи лет обращался к Богу и который является неотъемлемой частью церковного Предания. Модернисты-реформаторы утверждают, что необходимо сокращение постов и богослужений, отказ от таинства Покаяния перед Евхаристией, а также переход от Православного юлианского календаря на «новый», латинский, григорианский календарь, что является отступлением от Православного Предания и нарушением канонов Церкви. Стремясь ради так называемого христианского единства с еретиками ввести новый григорианский календарь, модернизм разрушает тысячелетнюю икону времени Церкви — юлианский календарь.

Сегодня появился и экклезиологический модернизм, который отвергает святоотеческое богословие и прежде всего Православное учение о Церкви. Он пытается заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и идеями «парижской школы» либерального богословия.

Модернизм отвергает авторитет святоотеческой традиции как «средневековой и устарелой в наши дни». Экклезиологический модернизм фактически выступает против Православного догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденного на Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модернистскому учению, существует не одна-единственная Церковь Божия, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба».

Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они часто пишут об «исторических грехах Церкви», утверждая, что истинная задача Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а прежде всего в социальном служении.

Святоотеческая традиция всегда была основана на той истине Православия, что христианства нет вне Церкви, как вне ее нет спасения и нет благодати. «Как может быть со Христом тот, — писал св. Киприан Карфагенский, — кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится в Церкви Его».

Совершая ревизию всего Православного учения о Церкви, модернизм говорит о некоем внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возможно спасение, ибо «Дух дышит, где хочет», и люди «доброй воли» — «анонимные христиане» — за творение добрых дел на пользу общества и прогресса тоже, по их мнению, обретают спасение.

Модернизм часто выступает и против Православного учения о воинствующей Церкви, исповедует непротивленчество и терпимость ко всем «христианским учениям», в том числе и еретическим.

Церковь, по словам Святого Апостола Павла, есть «столп и утверждение Истины», поэтому на протяжении всей своей истории она всегда тщательно охраняла истину Православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая всякую ересь. Борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, духовную брань с князем мира сего Святая Церковь ведет, начиная с апостольских времен, и будет вести до кончины мира.

Святые Отцы в 842 году установили особый праздник воинствующей Церкви — день Торжества Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда праздновали в первое воскресенье Великого поста. В этот день торжества воинствующей Церкви провозглашались анафематствования различным еретическим лжеучениям и прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, хранимое Православной Церковью: «Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Божественному откровению согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимыя, — анафема».

В богословии модернизм возрождается сегодня в популяризации и апологии идей Вл.Соловьева о «догматическом развитии». В среде богословствующей интеллигенции в наши дни весьма популярным стало учение о так называемом апокатастасисе, согласно которому ад — состояние временное, неизбежно должно закончиться всеобщим восстановлением и спасением всей твари, всех существ, наделенных свободной волей. Эта идущая еще от Оригена ересь осуждена Церковью. Напомним, что Ориген учил о том, что все небесные, земные и преисподние придут ко Христу и поклонятся Ему, включая и инфернальные силы зла. Несмотря на то, что это учение было осуждено и является еретическим, о.Сергий Булгаков пытался в своей работе «Невеста Агнца» ввести его вновь в православное богословие вместе с учением о Софии — Премудрости Божией.

Учение об апокатастасисе, возрожденное о.Сергием Булгаковым, поднятое на щит Н.Бердяевым и другими философами «серебряного века», прямо направлено против православного святоотеческого учения о спасении и Церкви, оно ставит человеческую любовь и сострадание выше Премудрости и Любви Божией.

Еще одним из современных модернистских учений является иудеохристианство, которое в последнее время так широко распространилось среди интеллигенции, недавно пришедшей к вере и недостаточно воцерковленной. Об иудеохристианстве стал впервые говорить и писать тот же Вл.Соловьев, затем это учение развивал в своих парижских статьях о.Сергий Булгаков, позднее о.Александр Мень и другие адепты современного неохристианства. Это лукавое течение пытается соединить иудаизм и христианство, ибо, по мнению приверженцев этого учения, христиане и иудеи имеют одну и ту же библейскую веру в Отца Небесного. Однако святые Отцы Церкви — от св. Игнатия Богоносца и до св. Иоанна Златоуста всячески предостерегали от подобных лжеучений, стремящихся сблизить иудейство и христианство, указывая на то, что иудаизм не только не исповедует Господа Иисуса Христа как Спасителя и Сына Божия, но крайне враждебен из-за этого самому христианству и Церкви. Святой Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам писал: «Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного — иудейство...»

В истории Церкви попытки сближения иудаизма с христианством всегда кончались появлением новых иудеохристианских ересей, которые стремились к иудеоизации самого христианства. Это приводило не раз к появлению иудействующих христиан (евиониты и др.) и созданию ими сект и расколов, направленных против Православия и Церкви.

В наше время возрождающийся модернизм идет в наступление против Православия и Церкви, апеллируя к созданию «современного» христианства, которое поможет сегодня, по мнению его эпигонов, «прийти человеку ко Христу». На самом деле модернизм представляет большую опасность, так как фактически ведет вновь к обновленчеству и ревизии всего Православного вероучения.

 
* * *

На почве современных модернистских идей, проникших в русское религиозное сознание и богословие в результате экуменических контактов с различными западными вероисповеданиями, появилось современное неообновленчество, которое нашло благожелательный отклик в среде интеллигенции, недавно пришедшей к вере. Подверженная зуду реформаторства, часть интеллигенции стала на путь проведения «реформ» и во внутрицерковной жизни, стремясь приспособить Церковь к служению духу мира сего ценой разрушения канонического строя и отказа от Священного и церковного Предания, перевода богослужения на современный русский язык и проповеди некоего «просто христианства» «вне конфессиональных перегородок». Происходит замена святоотеческого богословия работами модернистски ориентированных апологетов обновленчества, таких, как прот. А.Мень, прот. Н.Афанасьев, прот. А.Шмеман, Н.А.Бердяев и др., а также инославных богословов.

Отрицание и разрушение укоренившихся традиций Русской Православной Церкви, отказ от церковнославянского языка в богослужении, стремление противопоставить жизнь своей общины жизни всей Русской Церкви — все это активно пропагандирует «Сретенское братство» во главе с современным обновленцем о.Г.Кочетковым. Изолировав себя от жизни всей Церкви, кочетковская община фактически стала на путь сектантства: в братстве царит дух высокомерной исключительности и ложной харизматичности, духовной прелести и экзальтированности, всегда характерных для сект. «Сретенское братство» активно занимается прозелитизмом среди православных христиан, создавая свои катехизаторские и «высшие христианские» школы в Москве и других городах, стремятся стать широким движением внутри Церкви, фактически вызвать в ней раскол и произвести ревизию Православия, превращая его в модернистское неохристианство, или протестантизм «восточного обряда».

Подобные тенденции вызвали большую тревогу среди православных клириков и мирян, которые обратились в 1994 году с открытым письмом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Это письмо стало выражением соборного сознания Церкви (см.: «Сети “обновленного православия”». М. 1995. С.243.).

Другим центром «неообновленчества» является московский приход священника А.Борисова в Столешниковом переулке.

Рупором идей неообновленчества и реформации Православной Церкви является «Христианский церковно-общественный канал» (радио «София»), возглавляемый протоиереем Иоанном Свиридовым.

 * * *

Один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря, архимандрит Иоанн Крестьянкин, обращаясь к пастве, говорит о четырех главных опасностях, которые сегодня стоят перед Православной Церковью. Одна из них — это стремление перейти на так называемый «новый церковный календарь», то есть отказаться от церковного юлианского календаря в пользу григорианского, папского. Другой опасностью для Церкви является замена или «перевод» богослужебного церковно-славянского языка на современный русский язык. Третьей опасностью стало сближение с римо-католичеством. Еще одной угрозой для Церкви является подготовка созыва т.н. «восьмого вселенского собора» с целью реформирования Православия.

Отступления от истинного Православия свидетельствуют о том, что наше время является временем борьбы Церкви Христовой за чистоту своего вероучения и спасение душ многих людей от соблазнов и искушений, за возвращение русского народа в лоно Святого Православия.

 * * *

В статьях, содержащихся в данном сборнике, раскрываются и другие стороны современного модернизма и неообновленчества, проникающие в ограду Православной Церкви, в том числе и под влиянием «аджорнаменто» современного католицизма.

 
 
 
Никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов.
Святитель Марк Ефесский


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

19.01.2017
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

9.12.2016
Сергей Комаров

Огонь, вода и медные трубы

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

10.10.2016
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

27.06.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

27.05.2016
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

10.03.2016
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
К канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

5.11.2014
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

1.04.2013
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. Письмо третье. О практике «общей исповеди»

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора

30.12.2015
Рейтинг самых читаемых публикаций сайта «Благодатный Огонь» в 2015 году

28.12.2015
Проповедь или соблазн? Об участии иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос»

24.12.2015
Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом

18.12.2015
Увольнение Сергея Чапнина – начало зачистки пятой колонны в Церкви?

15.12.2015
Диакон Павел Шульженок: Обгаженный финал «кураевщины»

06.12.2015
К 50-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

27.11.2015
Канонизация монахини Марии Скобцовой – канонизация «бердяевско-эсеровской» идеологии, ведущей к разрушению Церкви

25.11.2015
Какой должна быть позиция Русской Православной Церкви в связи с ударом Турции по самолету Российской Федерации

20.11.2015
Общецерковная аспирантура инициирует внедрение протестантизма в сферу образования православных студентов?