Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Предисловие


Памяти архиепископа Серафима (Соболева) посвящается

 

Знай, что мы должны служить не времени, а Богу.

Св. Афанасий Великий

 

В начале XX века в среде духовно ищущей российской интеллигенции зародилось новое религиозно-философское учение, которое вскоре получило название «неохристианства», или церковного модернизма. Его основателями стали писатели, религиозные публицисты и философы Д.Мережковский, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов и другие участники знаменитых религиозно-философский собраний, проходивших тогда в России. Будучи последователями Вл.Соловьева, учившего о наступлении «новой религии св. духа», они полностью отвергали «историческое христианство» и всю святоотеческую традицию Церкви. В своих многочисленных статьях, книгах, выступлениях Д.Мережковский, Н.Бердяев, Вяч.Иванов и другие проповедники «нового религиозного сознания» предвещали наступление некой новой духовной эпохи, от которой они ждали новых «откровений духа». Традиционное христианство и Церковь, по их мнению, не выполнили своей миссии в истории, и теперь им на смену должно прийти «харизматическое христианство», обновленное через «новое излияние духа в мире».

Христианский модернизм прежде всего выступал против самых главных основ христианской веры — учения о спасении и Церкви.

Выступая против Православной традиции, проповедники и адепты модернизма в России выдвинули целую программу религиозной реформации. Вслед за Вл.Соловьевым создатели «нового религиозного сознания» пытались превратить христианство из религии спасения в некую новую «харизматическую религию» философского, социального и культурного творчества XX века. В христианстве они прежде всего искали, как писал Н.Бердяев, «...раскрытие религиозного смысла человеческого творчества». Это, по его словам, был «выход за рамки традиционного официального Православия».

Основатели модернизма пытались соединить религиозно-мистическое учение католического монаха Иоахима Флорского, жившего в XIII веке в Италии, с современным тогда ницшеанством для построения учения о так называемом «третьем завете». Отвергая Православие, Церковь и благодать Святого Духа, живущего в ней, неохристиане третьего завета ожидали нового излияния Святого Духа вне ее, в мире, культуре, творчестве и общественной жизни.

Согласно учению одного из зачинателей религиозного модернизма в России Д.Мережковского, «...Первый завет — религия Бога в мире. Второй завет — Сына — религия Бога в человеке — Богочеловека. Третий завет — религия Бога в человечестве — Богочеловечество. Отец воплощается в Космосе. Сын — в Логосе. Дух — в последнем соединении Логоса с Космосом, в едином соборном вселенском существе — Богочеловечестве... Для того, чтобы вступить в третий момент, мир должен окончательно выйти из второго момента; для того, чтобы вступить в религию Духа, мир должен окончательно выйти из религии Сына — из христианства». Учение Д.Мережковского о третьем завете фактически стало религиозно-философским оправданием анархизма и приближавшейся тогда революции в России. «Только будущий антихрист,– писал он,— человек последнего бунта, последнего отчаяния есть первый из людей, который услышит благовестие новой религиозной надежды».

Написанные позднее книги Н.Бердяева «Смысл творчества», «Опыт оправдания человека» и В.Розанова «Темный лик христианства», «Люди лунного света» и другие стали манифестом русского христианского модернизма, они призывали к реформации христианства и всей религиозно-духовной жизни России. «Ныне омертвела святоотеческая аскетика, — писал в своей книге «Смысл творчества» Н.Бердяев, — она стала трупным ядом для нового человека, для новых времен».

 * * *

В начале века в нашей стране возникает еще одно направление модернизма. Оно появляется в богословских трудах знаменитого о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины», о.Сергия Булгакова «Свет Невечерний», «Агнец Божий» и в других, написанных позже, уже в эмиграции, в стенах Свято-Сергиевского института в Париже.

Богословский модернизм выразился прежде всего в создании нового учения о Софии — Премудрости Божией, так называемой «софиологии», или «софианстве».

Православная традиция и отцы Церкви относят имя Премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы — Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, как исполнителю совета Святой Троицы.

В своих богословских сочинениях о.Сергий Булгаков, вопреки святоотеческой традиции православного богословия, стал продолжателем модернистских взглядов и идей Вл.Соловьева о Софии и всеединстве. Учение о Софии занимало главное место во всей религиозной философии Вл.Соловьева. Создавая свое учение, он пытался синтезировать христианство с гностицизмом, каббалой и другими мистическими и масонскими учениями.

Софию Вл.Соловьев понимал то как «ангела-хранителя мира», то как «вечную женственность», то как «душу мира».

Софианское учение было связано с духовной прелестью «мистических встреч» Вл.Соловьева с «Софией» в течение всей его жизни. Несомненно, именно Вл.Соловьев положил начало увлечению софианством в русской религиозной философии ХХ века. Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков пытались в своих работах модернизировать святоотеческую традицию Православного богословия, ввести в нее софиологическое учение гностического характера.

Развивая «новое учение о Софии как о душе мира и вечной женственности», о.Сергий Булгаков писал: «Тайна мира в женственности, зарождение мира есть действие всей Святой Троицы, в каждой из Ее Ипостасей, простирающейся на восприемлющее Существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира».

В своих работах о.Сергий Булгаков называл Софию «четвертой ипостасью» и «материнским лоном бытия».

Богословский модернизм учения о Софии о.Сергия Булгакова вызвал резкую критику со стороны православных богословов. Архиепископ Серафим Соболев посвятил этой теме ряд книг: «Новое учение о Софии», «Защита Софианской ереси прот. С.Булгаковым» и др. Против софиологии в защиту Православного учения писали о.Г.Флоровский, Вл.Лосский, митрополит Сергий Страгородский и другие. Учение о.Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией было осуждено православными богословами и признано еретическим, «чуждым Святой Православной Христовой Церкви» и «прямо повторяющим лжеучения, уже соборно осужденные Церковью» ранее, как было сказано в Определении Московской Патриархии от 11/24 августа 1935 г. и в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г.

 * * *

Еще в 1905 году в Петербурге появляется «Союз церковного возрождения» — группа либерально настроенного духовенства; некоторые из них принимали активное участие в «религиозно-философских собраниях» (епископ Антонин (Грановский), архимандрит Михаил (Семенов) и др.). Церковный модернизм этой группы петербургского духовенства тесно сочетался с идеями «христианского социализма», проповедниками которого были архимандрит Серапион (Машкин), священник Г.Петров и др. Так в начале века рождалось церковно-реформаторское движение, выступавшее за пересмотр вероучительных, канонических и богослужебных основ Православной Церкви. Таким образом, посеянные модернизмом в начале века семена вскоре дали свои злые плоды.

После революции 1917 года призывы и учения неохристианства нашли свой отклик в возникновении обновленчества, которое уже на практике пыталось провести реформацию Православия и разрушить каноническую жизнь Церкви. Православной Церкви пришлось вести долгую и тяжелую борьбу с обновленчеством в 20-е и 30-е годы, которая сопровождалась жесточайшими гонениями на Православие со стороны богоборческой власти и физическим уничтожением духовенства и верующих. Обновленческий раскол был окончательно изжит лишь после Великой Отечественной войны. После десятилетия спокойствия, хотя и весьма относительного, началось новое наступление на Церковь.

И опять на фоне жестоких внешних хрущевских гонений развернулась усиленная деятельность по разложению и уничтожению Церкви уже изнутри. Одним из главных проводников этой политики стал печальной памяти митрополит Никодим (Ротов) и его ставленники. Сам Никодим был крайне поспешно проведен по всем иерархическим ступеням и введен в высшее церковное руководство. С его помощью Русскую Церковь в спешном порядке принудили вступить в близкие и антиканонические отношения с еретическими сообществами – католиками и протестантами, войти в экуменические организации, в первую очередь во Всемирный Совет Церквей. Под руководством митрополита Никодима было выработано новое либерально-экуменическое модернистское богословие. Готовилось его постановление в Патриархи. Но наступление беззаконного вероотступничества остановил Сам Господь: Хрущев и его богоборческое окружение были в 1964 году отстранены от власти, а митрополит Никодим умер на приеме у римского папы в 1978 году.

 * * *

Сегодня хорошо видно, кто в руководстве Русской Православной Церкви поддерживает модернизм и обновленчество: это – ближайшие помощники и ставленники покойного митрополита Никодима.

В наши дни модернизм вновь возрождается в Русской Церкви под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых в Риме на II Ватиканском соборе в 1962–1965 гг., как стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному миру.

Сегодня модернизм выступает прежде всего против Священного Предания, против канонической жизни Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. Это проявляется в желании «осовременить» учение Церкви и ее богослужение. Модернисты предлагают перевести Литургию и другие богослужения на современный русский язык. Современный литургический модернизм, несомненно, выступает против святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь принесенного святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка богослужений и молитв, на котором русский народ на протяжении тысячи лет обращался к Богу и который является неотъемлемой частью церковного Предания. Модернисты-реформаторы утверждают, что необходимо сокращение постов и богослужений, отказ от таинства Покаяния перед Евхаристией, а также переход от Православного юлианского календаря на «новый», латинский, григорианский календарь, что является отступлением от Православного Предания и нарушением канонов Церкви. Стремясь ради так называемого христианского единства с еретиками ввести новый григорианский календарь, модернизм разрушает тысячелетнюю икону времени Церкви — юлианский календарь.

Сегодня появился и экклезиологический модернизм, который отвергает святоотеческое богословие и прежде всего Православное учение о Церкви. Он пытается заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и идеями «парижской школы» либерального богословия.

Модернизм отвергает авторитет святоотеческой традиции как «средневековой и устарелой в наши дни». Экклезиологический модернизм фактически выступает против Православного догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденного на Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модернистскому учению, существует не одна-единственная Церковь Божия, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба».

Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они часто пишут об «исторических грехах Церкви», утверждая, что истинная задача Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а прежде всего в социальном служении.

Святоотеческая традиция всегда была основана на той истине Православия, что христианства нет вне Церкви, как вне ее нет спасения и нет благодати. «Как может быть со Христом тот, — писал св. Киприан Карфагенский, — кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится в Церкви Его».

Совершая ревизию всего Православного учения о Церкви, модернизм говорит о некоем внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возможно спасение, ибо «Дух дышит, где хочет», и люди «доброй воли» — «анонимные христиане» — за творение добрых дел на пользу общества и прогресса тоже, по их мнению, обретают спасение.

Модернизм часто выступает и против Православного учения о воинствующей Церкви, исповедует непротивленчество и терпимость ко всем «христианским учениям», в том числе и еретическим.

Церковь, по словам Святого Апостола Павла, есть «столп и утверждение Истины», поэтому на протяжении всей своей истории она всегда тщательно охраняла истину Православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая всякую ересь. Борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, духовную брань с князем мира сего Святая Церковь ведет, начиная с апостольских времен, и будет вести до кончины мира.

Святые Отцы в 842 году установили особый праздник воинствующей Церкви — день Торжества Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда праздновали в первое воскресенье Великого поста. В этот день торжества воинствующей Церкви провозглашались анафематствования различным еретическим лжеучениям и прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, хранимое Православной Церковью: «Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Божественному откровению согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимыя, — анафема».

В богословии модернизм возрождается сегодня в популяризации и апологии идей Вл.Соловьева о «догматическом развитии». В среде богословствующей интеллигенции в наши дни весьма популярным стало учение о так называемом апокатастасисе, согласно которому ад — состояние временное, неизбежно должно закончиться всеобщим восстановлением и спасением всей твари, всех существ, наделенных свободной волей. Эта идущая еще от Оригена ересь осуждена Церковью. Напомним, что Ориген учил о том, что все небесные, земные и преисподние придут ко Христу и поклонятся Ему, включая и инфернальные силы зла. Несмотря на то, что это учение было осуждено и является еретическим, о.Сергий Булгаков пытался в своей работе «Невеста Агнца» ввести его вновь в православное богословие вместе с учением о Софии — Премудрости Божией.

Учение об апокатастасисе, возрожденное о.Сергием Булгаковым, поднятое на щит Н.Бердяевым и другими философами «серебряного века», прямо направлено против православного святоотеческого учения о спасении и Церкви, оно ставит человеческую любовь и сострадание выше Премудрости и Любви Божией.

Еще одним из современных модернистских учений является иудеохристианство, которое в последнее время так широко распространилось среди интеллигенции, недавно пришедшей к вере и недостаточно воцерковленной. Об иудеохристианстве стал впервые говорить и писать тот же Вл.Соловьев, затем это учение развивал в своих парижских статьях о.Сергий Булгаков, позднее о.Александр Мень и другие адепты современного неохристианства. Это лукавое течение пытается соединить иудаизм и христианство, ибо, по мнению приверженцев этого учения, христиане и иудеи имеют одну и ту же библейскую веру в Отца Небесного. Однако святые Отцы Церкви — от св. Игнатия Богоносца и до св. Иоанна Златоуста всячески предостерегали от подобных лжеучений, стремящихся сблизить иудейство и христианство, указывая на то, что иудаизм не только не исповедует Господа Иисуса Христа как Спасителя и Сына Божия, но крайне враждебен из-за этого самому христианству и Церкви. Святой Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам писал: «Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного — иудейство...»

В истории Церкви попытки сближения иудаизма с христианством всегда кончались появлением новых иудеохристианских ересей, которые стремились к иудеоизации самого христианства. Это приводило не раз к появлению иудействующих христиан (евиониты и др.) и созданию ими сект и расколов, направленных против Православия и Церкви.

В наше время возрождающийся модернизм идет в наступление против Православия и Церкви, апеллируя к созданию «современного» христианства, которое поможет сегодня, по мнению его эпигонов, «прийти человеку ко Христу». На самом деле модернизм представляет большую опасность, так как фактически ведет вновь к обновленчеству и ревизии всего Православного вероучения.

 
* * *

На почве современных модернистских идей, проникших в русское религиозное сознание и богословие в результате экуменических контактов с различными западными вероисповеданиями, появилось современное неообновленчество, которое нашло благожелательный отклик в среде интеллигенции, недавно пришедшей к вере. Подверженная зуду реформаторства, часть интеллигенции стала на путь проведения «реформ» и во внутрицерковной жизни, стремясь приспособить Церковь к служению духу мира сего ценой разрушения канонического строя и отказа от Священного и церковного Предания, перевода богослужения на современный русский язык и проповеди некоего «просто христианства» «вне конфессиональных перегородок». Происходит замена святоотеческого богословия работами модернистски ориентированных апологетов обновленчества, таких, как прот. А.Мень, прот. Н.Афанасьев, прот. А.Шмеман, Н.А.Бердяев и др., а также инославных богословов.

Отрицание и разрушение укоренившихся традиций Русской Православной Церкви, отказ от церковнославянского языка в богослужении, стремление противопоставить жизнь своей общины жизни всей Русской Церкви — все это активно пропагандирует «Сретенское братство» во главе с современным обновленцем о.Г.Кочетковым. Изолировав себя от жизни всей Церкви, кочетковская община фактически стала на путь сектантства: в братстве царит дух высокомерной исключительности и ложной харизматичности, духовной прелести и экзальтированности, всегда характерных для сект. «Сретенское братство» активно занимается прозелитизмом среди православных христиан, создавая свои катехизаторские и «высшие христианские» школы в Москве и других городах, стремятся стать широким движением внутри Церкви, фактически вызвать в ней раскол и произвести ревизию Православия, превращая его в модернистское неохристианство, или протестантизм «восточного обряда».

Подобные тенденции вызвали большую тревогу среди православных клириков и мирян, которые обратились в 1994 году с открытым письмом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Это письмо стало выражением соборного сознания Церкви (см.: «Сети “обновленного православия”». М. 1995. С.243.).

Другим центром «неообновленчества» является московский приход священника А.Борисова в Столешниковом переулке.

Рупором идей неообновленчества и реформации Православной Церкви является «Христианский церковно-общественный канал» (радио «София»), возглавляемый протоиереем Иоанном Свиридовым.

 * * *

Один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря, архимандрит Иоанн Крестьянкин, обращаясь к пастве, говорит о четырех главных опасностях, которые сегодня стоят перед Православной Церковью. Одна из них — это стремление перейти на так называемый «новый церковный календарь», то есть отказаться от церковного юлианского календаря в пользу григорианского, папского. Другой опасностью для Церкви является замена или «перевод» богослужебного церковно-славянского языка на современный русский язык. Третьей опасностью стало сближение с римо-католичеством. Еще одной угрозой для Церкви является подготовка созыва т.н. «восьмого вселенского собора» с целью реформирования Православия.

Отступления от истинного Православия свидетельствуют о том, что наше время является временем борьбы Церкви Христовой за чистоту своего вероучения и спасение душ многих людей от соблазнов и искушений, за возвращение русского народа в лоно Святого Православия.

 * * *

В статьях, содержащихся в данном сборнике, раскрываются и другие стороны современного модернизма и неообновленчества, проникающие в ограду Православной Церкви, в том числе и под влиянием «аджорнаменто» современного католицизма.

 
 
 
Никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов.
Святитель Марк Ефесский


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.04.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Русское имя и русская вера Украины

24.04.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Церковная проблема Украины: тупик или выход?

22.04.2018
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

19.04.2018
Игумен Сергий (Троицкий)

О ектении «Об оглашенных»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

12.04.2018
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

11.04.2018
Сергей Черняховский

Российские либералы начали имитировать патриотизм

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

3.04.2018
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

20.03.2018
Диакон Илья Маслов

Поздравление Верховному Главнокомандующему

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.07.2017
Документальный фильм «Эти».
Комментарий священника Алексия Чаплина

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.12.2017
Тимур Давлетшин

Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

1.03.2018
Елизавета Пашкова

А.Солженицын и ИМКА

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

28.12.2017
Алла Тучкова

О лжеучениях протоиерея Алексия Уминского

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

 

НОВОСТИ

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)