Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Андрей ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР
Об истории и современном состоянии беседнического движения


Так называемые мирские старческие учения постоянно и стихийно возникают внутри народной среды в Русской Православной Церкви. В Российской империи эти стихийные мистические движения чаще всего не одобрялись. По каноническому учению, для них был выделен особый чин ереси: их именовали подцерковниками, а организованные ими христианские общины – самочинными сборищами. В 1880-90-х годах на территории Самарской губернии сторонников мирских старцев, которых по местному называли «беседниками» или «беседчиками», отождествляли с хлыстами. За минувшее столетие отношение Русской Православной Церкви и ее иерархов к «беседничеству» стало более терпимым. Сегодня «беседники», как и в прежние времена, основным путем к спасению души считают неуклонное и беспрекословное следование наставлениям своего старца. Отсюда один шаг до обожествления особо авторитетных подвижников.

Беседничество – локальная традиция келейничества в Среднем Поволжье. Свое название это движение получило оттого, что его последователи собирались на внебогослужебные собрания, которые, по аналогии с крестьянскими посиделками, назывались «беседками». Беседники признавали, что «Дух Божий вселяется в человека в той или другой степени полноты, сообразно степени его совершенства и воспреемлимости: то в степени “апостола”, то “пророка”, то “архангела”, то “богородицы” (причем, по их выражению, и мужик может быть “богородицей”), то “Христа”, то, наконец, “бога-саваофа”». Часто духовная эволюция беседника проходила следующим образом: «Сын Божий рождается от Отца, рождается всегда в душе верующего. Рождение это совершается непременно при участии святого человека: это видно из Евангелия, которое нужно понимать духовно. Там сказано: Авраам родил Исаака, т.е. научил его “доброй жизни”, показал ему, как нужно жить, чтобы быть “истинным христианином”, – и был ему как отец, ибо родил его для “новой” духовной жизни. А что тут речь идет не о плотском, а о духовном рождении – это видно из Писания: “рожденное от плоти – плоть есть”, а плоть – диавол, следовательно, о ней нам говорить не приходится. Только “рожденное от духа – дух есть”; следовательно, тут говорится о духовном рождении. Родить же "духом" может только человек “духовный” – святой. Такой духовный (святой) человек, (каковым может быть только беседник) рождает другого, когда сообщает ему истинное (беседническое) учение и руководит его в “новой” жизни своими советами и указаниями, помогая ему оставить прежние худые привычки и укрепить волю в добре. Во имя Троицы человек должен родиться три раза. Первый раз плотию от отца, другой раз водою от попа, третий – духом от апостола; два последних рождения для спасения существенно необходимы, ибо сказано: “аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие”. Рождаемый духом должен следовать за Христом, ибо только этот единственный и тяжелый путь ведет к достижению “меры возраста совершенна”. Путь этот указан в Евангелии и имеет четыре стадии развития, а именно: преображение, страдание, воскресение и вознесение. Жизнь духовная начинается с “преображения”, потому что, прежде всего, нужно “преобразить”, изменить прежнюю худую жизнь, оставить дурные привычки, перестать пить вино, курить табак, есть мясо и пр., главное, необходимо вступить в общество беседников. За таким “преображением” всегда следует “страдание” и “кресты”, т.е. напасти, беды».

По мнению сторонников данного движения, беседник – это тот, кто добровольно, повинуясь голосу своей совести, принимает на себя послушание старцу и выполняет в своей частной жизни посильные для всех аскетические правила домашней (келейной) жизни. Он может жить в непосредственной близости от старца, или же далеко от него. Он может быть человеком одиноким или семейным, без различия пола и возраста. Вблизи старца находятся его последователи, образуются кельи, которые сливаются в общину, живущую единым духом, единым укладом и единым хозяйством. В других селах и городах, если этого требует количество духовных чад и келий, назначается старший. Не существует никакого «чина» принятия в беседники.

По словам сторонников движения, организованностью общины не вытесняется церковность, каждый верующий регулярно посещает богослужения на своем приходе, где живет, и участвует в Таинствах Церкви, с желанием участвует в приходской жизни. Многие отмечают глубокую порядочность верующих-беседников, их прилежность в труде и аккуратность. Беседничество началось в среде верующих, жаждущих спасения, с желания оградить себя от соблазнов мирской жизни, а также при формальном отношении церковных пастырей к пасомым. Церковные власти по отношению к беседникам не всегда действовали умело. Предпринималось несколько попыток обвинить беседничество в сектантстве. Подобные дела рассматривались гражданскими судами и церковными инстанциями. Проблема беседников не раз обсуждалась на миссионерских съездах, как в Самарской, так и в Симбирской губерниях.

В 1902 году Преосвященный Гурий, предписал обследовать дело о беседчиках специальной епархиальной комиссии по беседничеству под председательством ректора Семинарии архимандрита Вениамина (будущего митрополита Петроградского, священномученика). Результаты работы комиссии были обсуждены на Епархиальном Съезде духовенства, который констатировал разногласие во взглядах членов Комиссии на беседничество: «Одни из членов Комиссии видят в беседчиках сильное желание утолить душевный голод через чтение и пение священных песней, для чего беседчики и устраивают собрания: другие находят в беседчиках стремление к аскетическим подвигам, но не под руководством пастырей церкви, а своих избранных и излюбленных наставников, так как пастыри церкви якобы не прилагают о них должного радения; некоторые же прямо видят в беседчиках людей, уклонившихся от православной церкви в сектантство». Съезд, сославшись на отсутствие единого мнения членов комиссии, отклонил от себя изыскание мер воздействия, предоставив этот вопрос совместному обсуждению отцов миссионеров и тех священников, приходы которых «заражены» беседничеством.

Выводы комиссии:

«1. Беседничество возникло на почве недовольства православного народа укладом религиозно-нравственной жизни его и является попыткой улучшить эту жизнь и устроить её на новых началах;

2. в основу такой жизни беседчики полагают начало аскетизма, обращая внимание на внешнюю сторону её – Слово Божие и народное богословие, то есть народное осмысливание и понимание истин веры, как оно выразилось в апокрифической литературе;

3. по началам аскетизма, для успеха в духовной жизни должны быть руководителем, наставники, которым руководимые должны открывать свою душу (мысли, желания) и отдавать в полное повиновение свою волю;
4. таких руководителей беседчики не нашли в православном духовенстве, которое не заметило в начале это новое направление в народной жизни;

5. поэтому беседчики обратились за руководством в духовной жизни к другим лицам, которые считались ими за людей, осведомлённых в духовной жизни; такими прежде всего оказались келейники и келейницы, уже по самому образу жизни выделившиеся из среды православных и представлявшие из себя уже нечто организованное, и побывавшие в монастырях и начитанные в аскетической литературе;

6. эти лица удовлетворили народившиеся духовные потребности, читая имевшиеся у них книги (большею частью издания монастырей, жития Святых и Священное Писание), поясняя и прилагая прочитанное к жизни;

7. это толкование и жизненное приложение вполне удовлетворят духовную потребность беседчиков: толкование для них было понятно, так как учителя их стояли на одном с ними уровне умственного развитая; жизненное приложение – пригодным, так как условия народной жизни были для них известны, потому что они сами принадлежат к народной среде;

8. толкование с жизненным его приложением, для поддержания внимания и для воодушевления, сопровождалось пением церковных песней и кантов, бывших в распоряжении келейников;

9. таким путем образовались беседки, которые имеют существенное значение в беседничестве и без которых оно не мыслимо;

10. посетители таких собраний по наставлению и под руководством найденных ими наставников и руководителей, начинают вести жить, отличную от жизни православных: перестают есть мясо, ограничивают приемы постной пищи, перестают пить вино, оставляют народные удовольствия и развлечения и в некоторых случаях начинают воздерживаться от супружеской жизни;

11. в конце концов вся их жизнь, даже до мелочей, определяется указаниями их руководителей; такая их жизнь не могла не обратить внимания православного духовенства, которое увидало в их обособлении отделение от Церкви, а по некоторым сходным чертам отождествило их с хлыстами;

12. в виду такого взгляда духовенства на беседчиков, Епархиальное Начальство вынуждено было применить к ним некоторые меры воздействия, выражавшиеся в отлучении их от общения с Церковью в таинствах исповеди и Святого Причастия и в предъявлении к ним требования, чтобы они оставили найденных ими руководителей и начатый ими образ духовной жизни и воссоединились с церковью путем произнесения особенного “клятвенного отречения”;

13. исполняя распоряжение Епархиальной власти, беседчики должны были признать злом и ложью то, что, по их понятие, явилось для них благом и давало им возможность вести истинно-нравственную жизнь;

14. такое отношение Епархиальной власти к беседчикам вызывало со стороны некоторых из них резкие суждения о представителях и самых действиях ее и способствовало некоторому отчуждению беседчиков;

15. таким настроением отлученных начинают пользоваться некоторые личности, которые в своих личных выгодах, выдвигают свой собственный авторитет руководителей, а часть их смело начинает высказывать взгляды на Церковь, представителей ее и на средства спасения чисто сектантские, хотя усвоение таких взглядов заурядными беседчиками бывает часто некрепким» (См. например: http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm).

Сегодня под тем или иным влиянием общин беседников находится достаточно большое количество (несколько тысяч) активных православных верующих, проживающих в разных населенных пунктах России и за ее пределами. С ними поддерживают тесные отношения многие православные общины, стремясь к взаимному обмену духовно-мистическими знаниями и опытом. Положительно то, что в отличие от хлыстов, беседники не практикуют радения для достижения религиозного экстаза, хотя экстатические состояния характерны и для них. Евхаристия для них не центр жизни. Причащаются сравнительно редко. «Духа Святого» стяжают через послушание, труд и «хранение жизни» – что значит: «не пить вино, служить каждую ночь полунощницу, класть ежедневно поклоны и держать двухразовое питание». Они называют себя «монастырь в миру», а место жительство братчиков, например квартиру в городе, – «кельями». Некоторые общины беседников создают и официально регистрируют общественные объединения благотворительного, реабилитационного и просветительского характера.

Особого внимания заслуживает то, что в настоящее время на роль духовного наставника духовно-мистических движений подобного типа претендует священник Георгий Кочетков, организуя в этом направлении много мероприятий. Например, в основном по его инициативе, 2–4 октября 2002 года в Москве состоялась Международная научно-богословская конференция «Духовные движения в Народе Божьем. История и современность», проведенная Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школой, журналом «Вестник РХД» (Париж) и Институтом человека Российской академии наук (Лариса Мусина. Слышать зов Божий и отвечать на вызовы времени. http://www.21v.ru/avarya/konff/konff.htm).

На конференции был представлен опыт различных церковных движений. Прозвучали доклады о таких движениях в Православии, как русское старчество (С.С. Хоружий, Москва), Всемирное содружество православной молодежи СИНДЕСМОС (свящ. Хейкки Хуттунен, Хельсинки), движение беседников (свящ. Георгий Кочетков), сербское движение мирян «Богомолячки покрет» (свящ. Рудольф Прокши, Вена), киевские общины о. Анатолия Жураковского и о. Алексея Глаголева (С.Н. Кокурин, Киев), старообрядческий «Союз истиннолюбцев» (М.А. Дзюбенко, Москва), молодежное движение. Были представлены движения в Западной церкви: литургическое движение Римской католической церкви ХХ в. (иером. Антоний Ламбрехтс, Шеветонь), движение фоколяров (свящ. Альберт Раух, Регенсбург), община «Beatitude» (В.А. Никитин, Москва), «секулярные институты» Католической церкви (Эмилио Трезальти, Рим), община св. Эгидия, и многие другие. Знаменательно, что о движении беседников докладывал сам священник Георгий Кочетков.

На конференции присутствовали представители четырех Поместных Православных Церквей, а также Римско-Католической, Лютеранской, Англиканской церкви и других. По мнению организаторов конференции: «расцвет духовных движений в XX в. не случаен, нельзя не видеть в этом требование времени и зов Божий, обращенный к Его детям. Духовные движения были настоящим даром Божиим ХХ веку, и мы должны творчески принять этот дар, черпая в нем вдохновение для решения задач наступившего XXI века».

Следует отметить, что практически все неправославные христианские организации проявляют собственный интерес к христианским духовно-мистическим движениям в России, стремясь взять их под свой контроль. Одновременно в Русской Православной Церкви и рядом с ней пытаются создать параллельную структуру, основанную на отрицании канонического Православия.

В связи с нарастающим влиянием общины священника Георгия Кочеткова на движение беседчиков важно учитывать то, что по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году работала Богословская комиссия по исследованию богословских трудов священника Георгия Кочеткова. Председатель комиссии – протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные богословские изыскания священника Георгия Кочеткова, комиссия пришла к следующим выводам:

«1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Священник Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у священника Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, “Единосущным Отцу”, а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение священника Георгия Кочеткова неправославным.

2. Святоотеческое наследие в книгах священника Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.

3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды священнику Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой – ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма» (http://www.blagogon.ru/biblio/150/).

Актуальность обращения к теме «беседнические движения» видна и с другой, социальной стороны. Духовно-мистические движения такого типа обладают социальной устойчивостью и самоорганизацией. В газете «КИФА», выпускаемой общиной священника Георгия Кочеткова, 18 сентября 2007 года было опубликовано интервью с В.Л. Глазычевым, председателем Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Приводим из него фрагмент:

«Вопрос: Есть в Вашей книге упоминание районного центра Самарской области Похвистнево. Вы его выделяете особо, как уникальное место, где начала местного самоуправления успешно реализуются. Оценка достаточно высокая по Вашей шкале. А известно ли Вам, что Похвистневский район является центром общинного церковного движения “беседников”? Есть здесь какая-то связь?

Ответ: Она может и быть, я это не исследовал, поэтому сказать ничего не могу. Но как раз мною упомянутая работа Всемирного банка среди прочего дала побочный, в общем, верифицированный научный результат. Оказалось, что подвижки к формированию подлинного местного самоуправления на порядок выше в местах, где были государственные крестьяне и резко ниже там, где было активное крепостное право. Как это произошло – через столько поколений, войн, революций, миграций, переселений – честно говоря, понять трудно, но прослеживается очень четко. Если уж можно за полтора века каким-то образом сохранить традиции, то вполне можно ожидать, что связь между тем, о чем вы говорите, и некоторой динамикой, которая в Похвистневе наблюдалась, есть, но я ее не знаю».

Ценностью общин типа «беседническое движение» является способность к внутреннему самоуправлению и выживанию в сложных неблагоприятных условиях.

В нынешней ситуации острой нехватки православных священников и храмов во многих регионах России может возникать иллюзия, что это может способствовать православной миссии. Кроме того, данные общины выдают себя за потенциальные центры исцеления от алкогольной, табачной и иной негативной зависимости. Поэтому появляется соблазн использования заведомо сектантского опыта беседнических и аналогичных общин. Однако, как показывает многовековая история христианства, надежды на появление у них православной основы и окормления Русской Православной Церковью лишены какого бы то ни было основания.

Поэтому полностью подчинить рассматриваемое движение православным каноническим установлениям затруднительно в силу наличия в нем отдельных вышеуказанных околосектантских признаков (характерных для народного мистицизма в целом), балансирования между старчеством и сектантством, а также максималистских требований к духовно-нравственным качествам священства.

 
 

—————————————————


При написании статьи были использованы материалы:

Андрей Дударев. В поисках духовных корней: беседническое движение в Русской православной церкви (историософский анализ) // Журнал «Сибирские огни». 2008, №12. (http://magazines.russ.ru/sib/2008/12/du11.html).

Протоиерей Борис Якубовский. «История беседничества в Самарской епархии», 2003. (http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm).



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

13.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви