Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Николай КАВЕРИН
Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...



«Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения.
А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... Ну такая вот НОРМАльная выходка».


Протодиакон Андрей Кураев о «панк-молебне» группы «Pussy Riot» в ХХС




Скажем несколько слов об одном из главных постмиссионеров-декатентов нашего постмодернистского времени – протодьяконе Андрее Кураеве, который олицетворят ныне «православие с человеческим лицом» – православие-light, или «европравославие».

«Европравославие» не нуждается ни в высоких делателях молитвы, ни в монахах, как хранителях православной духовности и света мiру, ни в традиционной монастырской жизни (пусть садятся за богословские парты в семинариях, или полностью секуляризируются, совмещая свое монашество со светской деятельностью как одной из новых форм «миссии»: например, с работой в Счетной Палате или участием в миссионерских шоу). Это – новая генномодифицированная разновидность православной веры, псевдодуховная «синтетика» без какого-либо внутреннего аскетического подвига: православие без Креста. Но мы знаем, что без Креста – так и без Христа.

Из лекций и высказываний о.Протодьякона, в которых о. Андрей часто обрушивается на монашество и монастыри, многим становится очевидным, что он совершенно чужд того молитвенного пути, по которому идут все монахи, независимо от их образования. Поэтому не случайно, что для о. Андрея православные монастыри – «оплот мракобесия», старух в юбках да послушниц в «черных тряпках», которые читают «технаря в Богословии, учившегося через очки ученика артиллерийского училища» Игнатия Брянчанинова, не желают садиться за семинарскую парту учиться современным теологическим и светским наукам и неизлечимо заражены гносеомахией: «где просто, там ересей со сто» (© Протодьякон Андрей Кураев).

Когда все гордятся своими познаниями, то Бог являет Свою святость в людях, совсем необразованных (см.: 1Кор 1, 28-29), не имеющих даже среднего образования: блаж. Матронушка (Кураев её сильно не любит, ибо это его антипод), Силуан Афонский, Паисий Святогорец и др.

Однако следует учитывать, что о. Протодьякон работает отнюдь не только на внешнюю, невоцерковлённую публику: он – профессор Московской Духовной академии, а академия эта – кузница кадров духовенства для Русской Церкви. Там должен закладываться фундамент для правильного образа мышления. А то, что заложено в священника – будет заложено и в его паству. Поэтому наивно полагать, что деятельность Кураева направлена только на невоцерковлённых людей.

* * *

Все постмиссионеры (оо. Охлобыстин, Кураев…) действуют в «пограничной зоне» между церковной и нецерковной средой. И в нецерковной зоне они набирают количественный электорат своих поклонников и завоёвывают среди них популярность, что «доказывает», якобы, эффективность их деятельности. Но этот их электорат духовно наивен: он никогда не задержится в Церкви, его отпадение заранее очевидно, ибо этим людям совершенно чужды многовековые традиции Церкви, в оторванности от которых они воспитаны. И «доказав» свою эффективность и миссионерскую активность среди внешних, выросших вне традиции, постмиссионеры претендуют и на учительство внутри Церкви, что является хорошо продуманной стратегией (наряду с уже указанными) по развалу церковной жизни.

Свидетельством этому является «зодческая» работа по перестройке и трансмутации церковного сознания среди православных. Постмиссионер – это в наше время погромщик Церкви.

Сам Кураев этого и не скрывает: даже его книга носит знаковое название «Перестройка в Церковь», а перестройка всегда начинается с разрушения старого. Обратите внимание на кощунственный «митьковый» стиль обложки этой книги протодьякона Кураева с изображением каких-то «дебилов»: породия на Спасителя и Богородицу («Спаситель» изображен на обложке кураевской книги спиной, в профиль и руки держит крестом).

В эзотерике используется такой приём: все архетипы восходят к первообразу (первоисточнику). Например, изображение черепа на весёлом Роджере пиратов, на фуражке SS-овцев, на тарелке ложи «Череп и кости», на бандане и майке рокера, на иконописном изображении Голгофы – всё это прочитывается любым мистиком как голова Адама. Тоже самое с изображением, например, яблока: на пластинке The Вeatles, на компьютерах «Эппл» – это прочитывается как яблоко, архетип запретного плода с древа познания Добра и Зла, который сорвала Ева. Протодьякон А.Кураев, который позиционирует себя как один из лучших знатоков оккультизма в нашей Церкви, не знать этого не может. Поэтому изображение на обложке его книги «матери и ребёнка» относится к архетипу Богородицы и Спасителя.

В названии последней книги Кураева «Перестройка в Церковь» использован архитектурный (вольных каменщиков) термин, напоминающий о всем известной Перестройке в нашем обществе. В связи с этим архетип Перестройки восходит к Перестройке горбачёвской. И не стоит лишний раз повторять, что имя Горбачёва стало синонимом предателя, а Перестройка ассоциируется с развалом и концом российско-советской Империи.

И тот месседж, который названием своей книги «Перестройка в Церковь» был послан Кураевым, был соответствующими людьми и структурами прекрасно понят и воспринят (вне зависимости от тонкостей грамматики русского языка). Это был знак к началу, и кто был посвящён – тот понял, что время настало. При покойном Патриархе Алексии II эта книга долго лежала в ящике стола о. Андрея, дожидаясь своего «часа Х».

«Я уже сказал выше, что кончину патр. Алексия я рассматриваю как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории» (http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?replyto=2693649) – заявляет сам протодьякон А.Кураев. «Забота о своей Церкви» – это значит: вовремя Патриарх умер, иначе Перестройка в Церкви могла бы затянуться на неопределённое время. Но куда приведёт нас этот «новый этап»?

* * *

Привлекать неверующих в Церковь обязательно надо, но не такими методами, которые используют апологеты постмиссионерства и политправославные граждане, ибо методы эти скорее способны навсегда оттолкнуть от Церкви наших сограждан.

Кураев один из самых издаваемых авторов в нашей Церкви: со всех полок православных книжных лавок на нас сморит лицо Протодьякона. Он очень органично вписывается в идеологическую концепцию телевидения и либеральных радиостанций, например, русофобской радиостанции «Эхо Москвы», где часто у него берут интервью по вопросам церковной жизни. Создается впечатление, что на «Эхе» о. Протодьякон обрел для себя более близких по духу соратников, нежели его православные единоверцы. Причем в этих передачах о. Андрей православных священников почему-то очень часто именует не иначе как попами, – чтобы потрафить любой ценой мнению о Церкви и ее служителях в стане либеральных слушателей.

Напомним по памяти только некоторые примеры оскорбления о. Андреем Кураевым веры и религиозных чувств православных верующих:

а) высказывания о естественном происхождении чуда схождения Благодатного огня (чуть ли не с помощью зажигалки в кармане Иерусалимского патриарха);

б) высказывания о мытарствах блаженной Феодоры («это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма»);

в) высказывания о св. Иоанне Предтече («Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с той поры все конфликты православных патриархов с царями — исключительно “постельные”»);

г) высказывания о покойном Патриархе Алексие II (проповеди его были недостойные преемника апостолов; «А я, знаете ли, в обстоятельствах кончины патриарха Алексия вижу ясное предостережение против его канонизации»; «Ошибок и грехов у его было немало» и т.п.);

д) высказывания о свт. Игнатии Брянчанинове («Очень советую Вам отложить в сторону творения св. Игнатия Брянчанинова. Православие радостнее, человечнее, умнее и богаче»; «его популярность у неофитов связана именно с тем, что св. Игнатий строит черно-белый мир, в котором кругом враги. Оттого он так любим именно “сталинистами-опричниками”»);

е) высказывания о блаженной Матроне;
ж) высказывания о Царственных мучениках;
з) высказывания о допустимости священников-гомосексуалистов;
и) высказывания о допустимости супружеского секса Великим постом;
к) высказывание на смерть Сербского Патриарха Павла («Радостный день в жизни Сербской Церкви»);

л) рассказ про 16-летнего святого Стефана Патриарха Константинопольского, который скончался от поедания брома или мышьяка для убиения в себе восстания похоти (это, видимо, призыв к критическому пересмотру агиографического наследия Церкви?);

м) высказывание о Петровом посте: «многодневный Петров пост — это некий модернизм»;

н) предложение перенести Рождество Христово на 1 января;
о) одобрение феминистской панк-группы, устроившей богохульный концерт прямо перед алтарем в Храме Христа Спасителя («Я накормил бы этих девушек блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на чин прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... сейчас все-таки Масленица... Храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской Церкви. Отсюда возникает вопрос, какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан»).

Последнее высказывание о. Протодиакона – просто выражения его скрытой ненависти к вере, святыне и снобизма, проявляющихся в осмеянии святых и дорогих верующим людям святынь, церковных традиций и личностей, в защите откровенного богохульства, это грех Хама! Если при мне ударят мою мать, я дам сильно сдачи по заповеди «Чти отца и мать». Если Церковь нам Мать, как можно терпеть, когда над ней так издеваются?

Если мы «покроем любовью» этот случай, то богохульные акции в православных храмах будут продолжаться с нарастающей частотой, а добрый протодьякон-миссионер будет святотатцев кормить блинами и поить медовухой. И на прощанье щипать их от удовольствия за заднее место.

Можно привести и другие провокационные высказывания о. Андрея в его «живом журнале». Создаётся впечатление, что какую-то свою игру проводит о. Протодьякон. Может это заболевание или переутомление от бесчисленных миссионерских гастролей, может просто эпатаж, а может и спецзаказ.

* * *

Так какова же роль протодьякона Кураева в нынешнем процессе обмiрщения церковной жизни? Версия такая (только версия!): это фигура сейчас не самостоятельная. Вероятно, в своё время на него соответствующими органами был собран компромат, весьма неблагоприятный для о. Андрея Кураева. И он вынужден говорить и писать то, что ему рекомендовано.

Ведь по большому счету – он просто подставляет Патриарха Кирилла: о. Протодьякон раскрутил за последнее время в своем жж несколько тем, которые было бы лучше вообще покрыть молчанием, дабы не соблазнять никого и избежать ненужных кривотолков и компрометации Святейшего Патриарха и русского монашества:

1. Про патриаршие часы «Брегет» за 33 тыс. €.
2. Про иконописное изображение Патриарха Кирилла с нимбом в г. Городце.
3. Про «яхту Патриарха Кирилла».

4. Про описание подробностей обстоятельств смерти Патриарха Алексия II (например, такое странное высказывание: «А я, знаете ли, в обстоятельствах кончины патриарха Алексия вижу ясное предостережение против его канонизации» http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?thread=2595345#t2595345).

5. Про женатых архимандритов и епископов в нашей Церкви:

«А я в ноги кланяюсь монахам, которые смогли полюбить, смогли СМИРИТЬ себя до поношений, оставить высокие посты и не оставить Церкви. Таков б. наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Феоктист, б. иеродиакон Прохор Лисицын из Нило-Столобенской пустыни... Это все очень светлые люди. Господь благословил их сыновьями. Улюлюкать им вслед подло. Не нам они давали свои обеты» (http://diak-kuraev.livejournal.com/50996.html?thread=7871284#t7871284).

Смысл последнего поста Протодьякона вообще просто замечательный: отцы архимандриты и всечестные иноки, оказывается вам можно спокойно блудить и заводить семьи! А за это вам сам отец Протодьякон даже готов в ножки поклониться!

Возникает вопрос: зачем он это всё пишет? Это глупость Протодьякона, или сознательная дискредитация Святейшего и монашества? Первое – исключается, ибо протодьякон Андрей Кураев не дурак, а известный не только в церковных кругах интеллектуал. Похоже, что о. Андрей проводит какую-то свою игру, к Церкви никакого отношения не имеющей. Через эту призму и следует избирать фильтры, через которые нужно рассматривать его выступления в ЖЖ, и всю информацию, которую он вбрасывает в СМИ.

* * *

Известно, что масоны в своих целях, чтобы управлять обществом как системой, используют людей, близких себе по духу, во всех сферах, в том числе и церковной, щедро расплачиваясь с ними карьерой, $$. А такой авторитетный интеллектуал, либерал по духу и знаток церковной жизни, да ещё находящийся внутри церковной системы, для них просто находка. Формально человек может не принадлежать ни к какому тайному обществу или секретной организации и даже ничего не знать о них, чувствуя себя вполне независимой личностью. Однако кому надо, о нём знают всё и тонко используют, направляя в нужное русло его энергию, талант и интеллектуальные способности, для достижения своих корпоративных или зодческих задач. Протодиакон А.Кураев несомненно является интеллектуалом, причем таким, которых немного в нашей Церкви, и это очень многих подкупает. В случае с о. Протодьяконом речь как раз идёт о поиске продвинутых лидеров (в любых сферах: политике, религии, технологиях и т.д.). Все сообщества, как тайные, так и открытые, как было сказано выше, заинтересованы в них: тайные общества всегда ищут таких людей для продвижения своих целей. Качества этих людей тщательно предварительно анализируются.

Всё зависит от того – как человек мыслит. Если в данный момент образ мышления человека подходит для концепции их архитектуры, то человек активно поддерживается и финансируется. Его карьера идёт вверх (карьера протодьякона Андрея Кураева за последнее время пошла круто вверх!).

Существуют технологии расширения памяти, запоминания огромного количества информации и языков, быстрого чтения. Кураев именно такими качествами и обладает: он может как ходячий компьютер, сразу сказать, например, в каком томе какой книги что написано. Такие паранормальные способности достигаются чисто техническим путём и рядом с таким интеллектуалом любой человек (даже профессорского звания) будет выглядеть очень серо. Но это не духовный дар, которого у протодьякона Кураева никогда и не было, а чисто техническое развитие своих способностей. Что-то вроде интеллектуального каратэ: в словесных поединках такой человек всегда окажется победителем.

Именно энциклопедизм и подкупает многих людей в о. Андрее, которые просто очарованы таким стилем передачи информации. Но это духовно неопытные люди, не понимающие, что духовный путь – это не путь запоминания огромного количества информации, а крестный путь смирения и обязательной борьбы с самим собою. Лектор – это не проповедник, и преподаватель Духовной академии – не пастырь.

Духовная жизнь – «наука из наук» – это совсем другое «делание», к которому о. Протодиакон отношения никогда не имел, никогда по-настоящему на путь смирения не становился. У него была другая дорога под названием «карьера». Вот тут-то и вспоминается его патологическая ненависть к монастырям – это тот евангельский «свет», который разоблачает бездуховность Кураева.

Понятно, что увлекаться книгами и лекциями Кураева может только человек, ничего не понимающий в духовной жизни, но прельщающийся магией энциклопедического интеллектуализма. Собственно из таких людей и состоит аудитория его поклонников.

* * *

Высказывается и такое объяснение нездорового эпатажного и все чаще антицерковного поведения о.Протодиакона. «У меня есть неопровержимые свидетельства того, что А.Кураев, еще учась в Московской семинарии, был завербован в КГБ (и вероятно – в масонство), который и организовал ему в последующие годы мощную пиар-кампанию, сваяв из него “выдающегося современного богослова”. Дядя Андрей и сам в своих ранних выступлениях откровенно заявлял, что такая вербовка среди его сокурсников была явлением обычным и что ничего плохого в подобном сотрудничестве он не видел. В настоящее время, стяжав среди неутвержденной в вере молодежи имидж этакого духовного “тяжеловеса”, он (по-видимому по указке своего тайного начальства) начал выступать уже как откровенный провокатор, модернист и разрушитель древних церковных традиций. Подобный прецедент в новейшей истории РПЦ мы уже имели около полувека тому назад. Тогда все тем же КГБ в Церковь был внедрен некто Александр Осипов, выбившийся в ректоры Ленинградской Духовной Семинарии и Академии и, подобно Кураеву, ставший известным богословом, проповедником и кумиром любителей “мудрого” словца.

Заручившись в церковной среде колоссальным авторитетом, Осипов “во время оно” по команде свыше вдруг неожиданно отрекся от Бога, Церкви и, сделавшись ненавистником Православия и пламенным апологетом атеизма, стал ревностно выступать по всей стране в роли лектора-богоборца. Вслед за ним по той же команде как из рога изобилия посыпались отречения и других вдруг “неожиданно” прозревших отцев-священников, получавших свои сребренники в кэгэбешной кассе. Удар по Церкви и ее авторитету в обществе был нанесен просто сокрушительный. Верующие и симпатизирующие Православию люди были в шоке и мало кто тогда догадывался, что это была спланированная акция, а все “прозревшие” батьки были не более, чем засланными казачками Пятого отдела КГБ.

Нечто подобное мы нынче наблюдаем с Кураевым и отцами иже с ним. Разница лишь в том, что в 60-е годы ставка антихристианских сил делалась на уничтожение Церкви через богоборчество, а в нынешнее – на разложение ее внутренних устоев и дальнейший ее самораспад. Все современные выступления Кураева лично я (да и многие весьма авторитетные в Церкви люди) воспринимаю не более чем провокацию, призванную взорвать церковный мир и посеять в неутвержденной пастве нигилизм, цинизм, духовную беспринципность и недоверие к устоям Церкви, а в дальнейшем – набрать из них рекрутов набирающего силу обновленческого движения.

О личностях типа А.К. апостол Иоанн еще в I веке писал: “Они вышли от нас, но не были нашими; ибо, если бы они были нашими, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши” (1 Ин. 2;19)» (http://vbenedict.livejournal.com/502391.html).

* * *

Вот что свидетельствует об о. Андрее протоиерей Георгий Городенцев: «Поясню свою позицию в отношении творчества диакона Андрея Кураева следующим примером из жизни и богословия. Лет 10 тому назад я дал студентам Одесской духовной семинарии в рамках преподаваемого мною предмета Основное богословие сочинение на тему “Нравственное содержание Талмуда”. И вот один, надо заметить, неплохой студент подал мне очень оригинальное сочинение. Критикуя Талмуд, он очень подробно остановился на том, как последний учит о Божией Матери. Причем он подробно, страницах этак на 5-7 привел все хулы Талмуда в отношении Нее. Все эти страницы я перечеркнул, снабдив их красноречивыми надписями типа – “это хула!”, “ты что, дурак!”, “надо быть идиотом, чтобы так подробно перечислять все эти хулы!” и т.д. Когда впоследствии, при разборе сочинений я попытался выяснить, откуда же черпал этот студент свое так сказать “творческое вдохновение”, он, не обинуясь, тут же признался, что этим источником послужили “творения” диакона Андрея Кураева. Исходя из этого, можно оценить степень благочестия и глубину ума о. диакона следующим сравнением: все это похоже на то, как если бы кто-то издал объемную книгу против порнографии, обильно снабдив ее выполненными на высоком типографском уровне порнографическими фотографиями, с такими, например, обличительными надписями: “Посмотрите-ка, что они делают!”; “Как им не стыдно!”; “Ай-яй-яй, как это нехорошо!” и т.д. Конечно, мы, православные христиане, имели бы весьма негативное суждение о такой книге, но вынуждены были бы признать, что она пользовалась бы большим успехом и шла бы нарасхват. Так и деятельность о.А.Кураева».

* * *
Приведем фрагмент из «миссионерских поучений» о. Андрея семинаристам – будущим православным пастырям нашей Церкви:
– Отец Андрей, как найти матушку?

– Регентши – студентки регентского отделения, – отвечает миссионер о.Андрей, – это девушки православные, в основном из поповских семей. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать: «а у меня папа так не делал, а мама так не советовала; это можно есть, а это нельзя есть; сюда целуй, а сюда не целуй и т.д.». Поэтому лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте её, катехизните её по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!

* * *

Рассказывает православная женщина из провинции, которую удостоил своим посещением миссионер Андрей Кураев: «он тут приехал и мало того, что горбачевскую муть нес (в церковном варианте), но и в аудитории с 17-летними девушками употреблял слова вроде “анальное отверстие” (пардон, но это было публично сказано). Девушки только в стулья вжимались, все присутствующие батюшки угодливо смеялись. Мерзость».

И это – не единственный случай. Помимо уже известного скандального высказывания о.Андрея о допустимости гомосексуалистам быть православными священниками, в своих лекциях о.Андрей часто церковные и даже богословские вопросы сводит к проблемам, расположенным ниже пояса. Такая «озабоченность» Протодьякона-целибата у многих вызывает недоумение и смущение. Именно в этой оригинальной сексуальной парадигме понятий целибатный протодьякон объяснял и взаимодействие (прости, Господи!) Лиц Святой Троицы, и причины употребления Великим постом монахами постной пищи. Да и похоже, что это уже становится «народной приметой»: если Кураев заводит речь «про это» – значит пост начался.

* * *

Вот что пишет одна очевидица выступления о. Андрея в Перми: «Бросалось в глаза, что с особенным удовольствием о. Андрей куражился над женской половиной православных за излишне показную ревность в соблюдении поста:

– Идет такая раба Божия и плакат несет перед собой: “Я сегодня особо духовитая, ко мне не приближайтесь”.

Бедным женщинам вообще достается, не жалует Кураев сестер во Христе. Что ни отрицательный пример, то обязательно героиня женского пола: в церквах сотрудницы – ханжи, студентки Богословского Свято-Тихоновского института – хуже Эллочки-Людоедки, потому что та хотя бы 12 слов знала, а студентки обходятся четырьмя – “смирение”, “искушение”, “послушание”, “благословение” – в общем, еще большие ханжи и лицемерки.

Особенно он возмущен тем, как одеваются православные христианки.
Так и сказал:
– Бабоньки, у меня к вам серьезные претензии – ну, как вы одеты?

Оказалось, что диакону Кураеву не нравятся ни длинные юбки до полу, ни блеклые цвета наших одежд, ни темные платки на головах. Игриво-пренебрежительное обращение “бабоньки” само по себе шокирует, ведь не зовем же мы его “папашей”. Но это еще что! Дальше был сформулирован тезис, валящий с ног:

– Это катастрофа! Перемена в национальном церковном костюме – катастрофа более суровая, нежели проигранная военная кампания.

Вот так, ни больше ни меньше. Я и не догадалась бы никогда, что мое скромное партикулярное платье (я сидела в черной юбке, темно-зеленой водолазке и джинсовом батнике) – это национальный церковный костюм XXI века. Свой деловой гардероб я характеризую просто – “и в пир, и в мир”, а в нем, оказывается, мощная мина заложена, страшнее постной у отдельных гражданок.

У Кураева свои доводы: наши женщины своими нарядами подчеркивают, что в своей вере они видят повод только к скорби, а не к радости или к творчеству.

– Такое ощущение, что мы – Церковь не правомыслящих, а правоскулящих, – резюмировал диакон под ликующий хохот слушателей.
Мои ощущения были не менее выразительны, они подсказали, что о. Андрей Кураев – скорее, современный мозгослов, чем богослов…

О. Андрей, подогревая аудиторию, ставил новые вопросы: как нам быть с неверующими? И предложил такой способ их обращения: “А пущай они нам завидуют!” Вот, к примеру, в воскресенье бабушка после литургии пришла домой вся такая белая и пушистая, а её внук-подросток после тяжёлой дискотечной ночи, якобы потрясённый её сияющим видом, должен воскликнуть: “Бабка, блин, колись, чем колешься?!” (Смех до потолка).

– Вот если у нас будет такое радостное переживание веры, так и люди к нам потянутся, – простодушно заключает наивный диакон.

Перепады блатного сленга и высокопарных тирад – один из любимейших приемов оратора. Впрочем, вся его лекция – это цепочка примеров из жития бесподобного диакона Андрея. То и дело произносится зачин типа: “Вот, помнится, в Ноябрьске был случай…”, или “Как-то на Сахалине подходит ко мне монах…” и т.п. Примеры из жизни, в основном о неправильных православных, склеены слюной сентенций, заправлены анекдотами в тему, поперчены жаргонными словечками, сдобрены елеем пастырских пожеланий, украшены веточками поэтических цитат – винегрет от Кураева готов. Но вкушать его в пост не рекомендовала бы – сальностей много.

В большей степени ораторский запал обращен к молодежи. О. Андрей и сам не скрывает интереса к молодым:

– Ежели однажды я все-таки соглашусь стать священником, то это, понятно, будет студенческо-молодежный приход. И я скажу: “Тусняк, слушай сюда! Хеар красить только по уставу: на Пасху в красный цвет, на Троицу – в зеленый, на Успенье – в голубой”.

Попсовый бы, одним словом, получился попик, просто отец родной, вот только скоро ли наступит светлый миг рукоположения о. Андрея? Как говорил Малыш в сказке про Карлсона, “так можно всю жизнь прожить без собаки!”

Сам Кураев грустно признавался, что не принимает священный сан, потому что у него нет ответа на вопрос, как поступать с теми гомосексуалистами, которые знают, что они грешники, но не могут победить свою неправильную натуру. Он привел в пример католиков, которые хотя бы работают над этой проблемой, а мы, стало быть, снова в хвосте плетемся» (http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=34255).

* * *

Или вот такое лукавое «пастырское Слово» диакона А. Кураева перед концертом ДДТ в Киеве на праздновании 1020-летия Крещения Руси: «Дети, любите друг друга! Если вы будете любить друг друга (а не вожделеть), то однажды, лет через 100, вы сможете лично поговорить с Виктором Цоем и вдоволь наговоритесь и с Юрием Шевчуком, и с Константином Кинчевым, и с кн. Владимиром, потому что все живы, никто не исчез. Потому что Христос Воскрес, а мы – Христовы!»

А вот свидетельство о гастролях о. Протодьякона в Минске весной 2009 года. «Одна из слушательниц Кураева задалась после его лекции таким вопросом: “Интересно, вот то, что он постоянно чертыхается, это просто дурная привычка или это осознанная тактика?” Но вопрос подобный возникает далеко не только по поводу чертыхания. Ощущение такое, что тебя как-то исподволь, но явно дурачат. Вот только неясно, от чистого сердца или специально. Казалось бы, по всем правилам языка и логики тебя ведут к одному выводу, но вдруг незаметно, как на представлении у фокусника, ты оказываешься в итоге с выводом другим, порой противоположным…

На одном из своих выступлений в Минске протодиакон Андрей Кураев посетовал, что все перевернулось, и сейчас “сексуальная сфера стала темой публичной, а религиозная – интимной”. Но протодиакон сам же показал себя в качестве яркого примера такого, по его же словам, “извращения” – о сексе им было сказано более, чем предостаточно, и почти ничего о вере и о Христе, “в роли” Предтечи Которого лектор сам себя выставил. Зато надо еще недюжинный талант иметь, чтобы в сорокаминутном выступлении перед педагогами дошкольной (!) сферы образования священнослужитель сумел ввернуть такие словечки, как “сексуальная маньячка”, “фаллоимитатор”, “затраханный” и т.п. По ходу еще рассказав несколько разной степени солености анекдотов, в том числе, например, про Вовочку и про совокупляющихся собачек. А про Христа… Что ж там было про Христа? Ах да, на Христа похож Гарри Поттер.

Кураев, между прочим, не считает нецензурную лексику неким табу – не так давно он долго разъяснял несколько смущенной украинской церковной аудитории великий смысл “церковнославянского слова «б….»”. Один из слушателей Кураева в Минске с искреннем недоумением отмечает повышенный интерес “лектора” к сексуально-эротической проблематике (официально Кураев – целибат): “Диакон все больше попсеет, все больше склонен к дешёвым внешним эффектам и в целом почти приблизился к Задорнову. Его выступление – это не тематическая лекция, а сборник плохо связанных околоцерковных анекдотов, в основном уже приевшихся, особенно тем, кто слышал его лекции в mp3, ряд просто пошловаты. Начал с любимой его темы, когда он выступает перед молодежью, о сексе”.

Рассматривая “сугубо богословские” проблемы, протодиакон тоже нередко опускался “ниже пояса”. Вот пример: “Начал с шокирующей фразы – «а вы знаете, что протестантизм основан на параше?» – и затем поведал, что Лютер страдал хроническим запором и много времени проводил в туалете. К чему было так грубо шутить, я не понял, возможно, он тем самым хотел упредить и смягчить сортирную тему, связанную с обстоятельствами смерти п. Алексия II, которую последнее время протодиакон активно поднимает”.

Неспроста “камнем преткновения” церковности новой волны стал такой, казалось бы, мелочный вопрос, как воздержание от супружеских отношений во время поста. Протодиакона Кураева, как магнитом, даже вне связи с темой разговора, потянуло туда же. В помощники было призвано Священное Писание, вообще говоря, далеко не столь жалуемое “лектором”, как скабрезные анекдоты. Но, однако, чудная двойственность проявилась и здесь. Слова апостола Павла, призванные вроде бы в качестве непреложного авторитета, тут же препарированы и поданы под нужным соусом.

“Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор. 7:5). С нескрываемой иронией протодиакон поведал публике, что эти слова используются для оправдания супружеского воздержания “разными духовниками из монастырей”. Но тут же поспешно как бы с ними соглашается: “Вообще-то это правильно”. Как бы соглашается, потому что дальше не оставляет камня на камне от этой общепринятой концепции. Все мол, правильно, но слова апостола Павла совсем не о том.

Добавка о посте вообще появилась не раньше IX века – “явно постарались монахи”. А “не уклоняйтесь” – это чрезмерно деликатный синодальный перевод, на самом деле в буквальном переводе должно быть “исполняйте супружеский долг” (что, кстати, совершенно не соответствует истине, поскольку в греческом тексте “μη αποστερειτε αλληλουσ” – “не лишайтесь друг друга”). Слова же “для упражнения”, растолковал далее Кураев, означают “для отдыха”. Исполнили супружеский долг, а потом от этого отдохнули в молитве, вспомнив, что “мы люди, а не только обезьянки, чтобы кувыркаться”» (см. об этом подробнее: «Благодатный Огонь», № 19).

* * *

Приведём слова архимандрита Рафаила (Карелина) о диаконе Андрее Кураеве:
«У таких, как Кураев, размыт православный менталитет, они сами не понимают, во что верят, и поэтому свои сомнения приписывают не собственной отчужденности от духа и буквы Православия, а философии, так, чтобы их мировоззренческий сумбур и нравственный нигилизм выглядел бы элитарным. По моему мнению, группа таких теологов-скептиков хочет создать рационалистическое и гуманистическое христианство.

Мне кажется, что Кураев популярен именно потому, что выражает либеральный дух современности, т.е. удовлетворяет интеллектуальной страсти аудитории, кроме того, оригинальничает и пересыпает свою речь парадоксами. У неглубоких людей это вызывает интерес и воспринимается как глубокомыслие, как новые интеллектуальные открытия и озарения. Такие доказательства, что “Бог – это не дедушка с белой бородой” напоминают Ярославского-Губельмана.

Не знаю, чем кончится пляска модернистов на корабле во время бури. Думаю, что и хороших философов из них не выйдет: будут говорить, как семинарист, чтобы показать знание латинского языка: “лопатеус копатеус”.

Вы спрашиваете меня о плеяде современных богословов. Это талантливые жизнелюбцы, в самом прямом значении этого слова. Они будут есть в пост жареную курицу, утверждая, что они настолько духовны, что жареная курица для них все равно, что трава, но они поставили её на стол из-за любви к ближнему».

Творчеству протодиакона Андрея Кураева очень верную оценку недавно дал протоиерей Владимир Переслегин: «это не "выкрутасы", а духовный терроризм. Причем террорист в форме подразделения по борьбе с терроризмом, в рясе».

С сожалением приходится констатировать, что Кураев образца 90-х, это не Кураев модели 2009–2012. Кураев сегодня – это типичный последователь тех фарисеев, которые всегда гордились своими знаниями. Их распирает от чувства собственной начитанности, значимости и «совершенства». Путь Кураева – это путь убийства Бога сначала в самом себе, а затем и в его слушателях.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

13.05.2017
Праздничный обед митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого): захотелось отдохнуть от православия (ВИДЕО)

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору