Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Священник Георгий ОРЕХАНОВ
Церковно-реформаторское движение начала ХХ века


1. Группа 32-х священников

В исторической дискуссия о судьбах Русской Церкви, имевшей место в начале ХХ века и связанной с вопросом о Поместном Соборе и его составе, особый резонанс имели записки группы петербургских священников, первая из которых была опубликована в «Церковном вестнике» от 17 марта 1905 года, а вторая – в том же органе печати 26 мая. В дальнейшем эта группа получила название группы 32-х священников, хотя количество подписей, стоявшее под первой запиской, до сих пор не известно. Позднее группа «32-х» была преобразована в Союз (Братство) ревнителей церковного обновления (СРЦО), в программных документах которого в течение 1905 – начала 1907 года были сформулированы основные положения церковного реформаторского движения.

Все в истории группы «32-х» являет какую-то загадку, на всем лежит завеса тайны. Почему в публикации первой записки «Церковным вестником» отсутствовали подписи авторов[1]? Почему эта «Записка» оказалась в редакции за пять дней до того, как было дано формальное разрешение к ее напечатанию? Что означает оговорка А.В. Карташева о том, что при составлении «Записки» ее авторы пользовались помощью некоего мирянина с хорошей богословской подготовкой? Наконец, какова судьба группы «32-х» (СРЦО) после 1906 года?

Историю организации группы 32-х священников можно отчасти реконструировать по различным источникам. В 1923 году А. И. Введенский[2] вспоминал, что эта группа образовалась по инициативе священника П. Кремлевского, в нее с самого начала входили священники И. Егоров, Г. Петров, П. Раевский. Член группы, профессор-протоиерей М.И. Горчаков указывал на страницах газеты «Новости», что формальным поводом к созданию группы послужили события 9 января 1905 года и последовавшее за ними послание Святейшего Синода. М.И. Горчаков писал, что в Петербургском пастырском собрании все громче стали раздаваться голоса о несвободе Церкви.

9 февраля 1905 года члены группы обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о встрече, которая состоялась 14 февраля. На ней «Высокопреосвященный митрополит дал благословение кружку собираться и обсуждать настоятельные нужды и больные вопросы церковной жизни»[3]. 15 марта митрополиту Антонию была подана записка, которая и стала в дальнейшем называться «Первой запиской группы 32-х священников».

Интересно, что в программном сборнике «К Церковному Собору» авторы записки делают странное заявление: «Оказалось, что вечером 15 марта в покоях митрополита Антония должны были собраться члены Святейшего Синода», причем именно после этого собрания митрополит дал разрешение на печатание этой записки в «Церковном вестнике»[4]. Конечно, очень сомнительно, что петербургские священники ничего не знали о готовящемся собрании Синода.

Первая записка группы 32-х вышла в свет в тот момент, когда борьба за инициативу в вопросе о реформе Церкви достигла своего апогея. Напомним, что около 10 марта появилась первая записка С.Ю. Витте, 12 марта – «ответ» К.П. Победоносцева, 13 марта Победоносцев добился Указа Императора о передаче вопроса в Синод, а 17 марта (за день до второго заседания Синода, на котором решался вопрос о реформах и Соборе, то есть в очень важный и тактически очень точно рассчитанный момент), появилась «Записка 32-х».

В сущности, по сравнению с другими документами того времени «Записка» не содержала ничего нового: в ней шла речь о необходимости в ближайшее время организовать Церковный Собор и рассмотреть на нем вопрос о восстановлении патриаршества. Авторы записки, по-видимому, были крайне обеспокоены тем обстоятельством, что Православная Церковь окажется еще более несвободной в ситуации, когда представители других конфессий эту свободу получат. Указывалось на то, что Православная Церковь практически никак не участвует в общественной жизни и не оказывает на нее никакого влияния.

Записка содержала предложения учредить епископские кафедры во всех более или менее крупных населенных пунктах, ввести выборный епископат, возродить митрополичьи округа и повременные областные Соборы. Принципиальное значение имело другое обстоятельство: «Первая записка 32-х священников» была и первым официальным и коллективным выступлением группы пастырей Церкви по вопросам церковной реформы – до этого по данному поводу высказывались только государственные деятели, церковные иерархи и профессора Духовных академий. Факт «демократического» происхождения записки и определил повышенный интерес и к самой группе, и к ее публикациям. С этой точки зрения для нас важно проследить дальнейшую динамику взглядов членов группы.

В мае 1905 года те же, по всей видимости, авторы выпустили в свет вторую записку, в которой обосновывалась необходимость участия в предстоящем Церковном Соборе мирян. Этот тезис как раз был той «временной платформой», которая могла объединить представителей диаметрально противоположных лагерей. В целом для церковной ситуации 1905–1906 годов характерно, что люди совершенно противоположных мировоззрений становились на время союзниками по тем или иным вопросам, пытаясь часто просто спекулировать на реальных проблемах жизни Церкви.

Против участия мирян в Соборе возражали в то время только «радикалы», такие, как епископ Волынский Антоний (Храповицкий). Своеобразие второй записки «32-х» составляет предполагаемый состав Собора. Согласно ее тексту, каждая епархия должна представляться на Поместном Соборе равным количеством клириков и мирян; при этом совершенно неясно, сколько же на Соборе будет епископов (которые, конечно, должны также избираться клириками и прихожанами своей епархии); открытым остался вопрос о присутствии на Соборе представителей монашества.

Цензор «Церковного вестника» епископ Сергий (Страгородский) заметил в примечании к публикации, что подобный проект очень сильно отдает сословностью: «Боясь влияния епископов, автор (естественно, коллективный. – Г. О.) хочет большую часть голосов отдать белому духовенству, позабывая, что и оно не избрано народом... Та же тенденция сказывается... и в сословной постановке выборов... Из того же источника, наконец, и это желание избрать председателем кого-нибудь из “своих”. Едва ли много доверия вызовет к себе такой “собор” и едва ли он может быть признан выразителем церковного сознания»[5].

Петербургский историк С.Л. Фирсов в своей кандидатской диссертации впервые обратил внимание на ряд важных обстоятельств, сопровождавших появление в печати первой записки «32-х». Самым интересным является тот факт, что редакцией «Церковного вестника», в котором записка впервые была опубликована, получена она была за пять дней до обсуждения ее у митрополита Антония (Вадковского). С.Л. Фирсов высказал предположение о том, что статья, выполненная в форме письма священников, была косвенно поддержана церковным руководством, старавшимся через государственные институты и Синод влиять на Императора и через «общественное мнение» – на церковную общественность и светские круги, заинтересованные в реформировании Православной Церкви.

Список лиц, причастных к созданию первой записки «32-х», до сего дня представляет собой историческую загадку. Есть косвенные данные, что к составлению записки имели отношение священники Г. Петров, М. Горчаков, архимандрит Михаил (Семенов), П. Раевский, К. Аггеев.

Кто был составителем первой записки «32-х», под чьим руководством проходила эта работа? В связи с деятельностью группы «32-х» А.В. Карташев пишет в своем обзоре «Русская Церковь в 1905 году»: «Живо закипела интимная работа, энергично поддерживаемая вдохновением и богословской эрудицией одного преданного Церкви мирянина»[6].

Заметим при этом, что в сборнике «К Церковному Собору», вышедшем в 1906 году и содержащем в себе ряд статей группы «32-х», имеются две статьи Н.П. Аксакова, получившего очень хорошее богословское образование и регулярно выступавшего на страницах «Церковного вестника» со статьями, очень близкими по содержанию к запискам 32-х священников. Остается только догадываться, кто был этот мирянин, но вполне вероятно, что им мог быть Н.П. Аксаков.

Очевидно, деятельность 32-х священников могла рассчитывать на сочувствие Священноначалия только до тех пор, пока эта группа оставалась в рамках общих требований созыва Поместного Собора. Как только столичные священники выступили с заявлениями о предоставлении каких-либо дополнительных прав на Соборе членам клира и мирянам, они лишились соответствующей поддержки.

 

2. Союз ревнителей церковного обновления

По всей видимости, именно на основе «группы 32-х» был образован Союз ревнителей церковного обновления, в программных документах которого в течение 1905–1906 годов были сформулированы основные положения реформаторской церковной программы, в значительной степени взятые на вооружение обновленцами в 1920-х годах. Укажем те пункты программы, которые имеют непосредственное отношение к теме статьи.

19 октября 1905 года на общем собрании СРЦО был одобрен «Проект церковных реформ»[7], содержащий ряд примечательных предложений.

П. 2. «Каждый собор составляется не из одних епископов, но и из выборных представителей клира и мирян, не менее двух от каждой епархии».

Комментарий: таким образом, на Церковных Соборах архиереев всегда будет менее трети.

П. 8. «Каждый приход во главе с предстоятелем составляет свободное братство (свободное от кого? – Г. О.), юридически самостоятельную общину, которая сообща управляет своим церковным имуществом и занимается делом приходской благотворительности».

Комментарий: трудно судить, о какой «свободе» идет речь, но можно предполагать, что реально авторы программы планировали так организовать церковную жизнь, чтобы приходы были абсолютно бесконтрольны по отношению к правящему епископу. Так понимали соборность Церкви члены СРЦО. Заметим, что подобная ситуация выгодна тем, что позволяет провести на Соборе любое предложение, направленное на дискредитацию епископской власти (ведь совершенно ясно, кто будет играть первую скрипку в «свободных братствах», это 20-е годы показали очень наглядно, – деятели a la Георгий Гапон и В. Красницкий).

П. 12. «Каждая церковная или церковно-общественная должность считается выборной: членов приходского клира избирает приход, епископа – местный собор».

Комментарий: дальнейшее развитие «соборности» по обновленческому образцу. Здесь интересно не то, что речь идет о выборных клириках и епископате, об этом говорилось в многочисленных публикациях того времени, но то, что выборность становится одним из основополагающих принципов жизни Церкви.

П. 14. «Монастыри, освободившись от бесконтрольного господства настоятелей (??? – Г. О.), организуются в свободные общины или братства, главным образом для благотворительных целей».

Комментарий: весьма примечательна ремарка к этому пункту: «Каким образом возможно наилучше поставить дело монастырской благотворительности? Желательно ли реорганизовать современные монастыри в самой идее и целях (курсив мой. – Г. О.) или только устранить ненормальности монастырской жизни?» (в связи с этим пунктом следует заметить, что члены СРЦО вообще очень недолюбливали монашество – можно отметить, что монахам не нашлось места в проекте Церковного Собора во второй записке группы «32-х»).

Таким образом, мы можем утверждать, что уже к концу 1905 года в недрах СРЦО сложилась четкая программа «обновления» церковной жизни, весьма близкая к тем образчикам, которые имели хождение в 20-е годы. Мы можем себе хорошо представить, какой виделась «обновленная» жизнь ее «ревнителям»: страсти, бушующие во всяком приходе и епархии, интриги, связанные с выборными должностями клириков и епископа, «свободные братства» – обновленно-монастырские или приходские – которые, конечно, не удовлетворятся столь скромными требованиями проекта и пойдут гораздо дальше по пути обновления – литургического, экуменического и т. д. – все это нам хорошо знакомо.

Дальнейшее развитие идеи проекта нашли в Программе СРЦО, опубликованной в февральском номере «Церковного вестника» за 1906 год. Как далеко простирались намерения членов Союза, видно из третьего пункта программы: «Союз полагает, что догмат о единстве Церкви возлагает на него, как и на всех христиан, долг стремления к действительному объединению между собой членов Церкви, начиная от приходской общины, продолжая объединением между собой больших и великих церковных обществ вплоть до установления полного и живого единения между всеми христианскими церквями» (курсив мой. – Г. О.).

Обратим особое внимание на пункты 11 и 12 программы – в них содержится призыв к обновлению всех сторон жизни посредством достижений науки и искусства (конечно, свободных!), вообще культуры. Демагогически спекулируя на богословском тезисе о церковной задаче преображения окружающего мира, составители программы фактически очень близко подходят к уничтожению грани между Царством Божиим и миром греха[8]. Именно на эту сторону анализируемых документов следует обратить особое внимание – сформулированные в абстрактном виде, они могли подтолкнуть читателя к любым выводам – в этом проявилась непоследовательность позиции СРЦО, оставлявшего себе принципиальную лазейку для отступления в случае нареканий со стороны церковной власти.

В марте 1906 года СРЦО выступает с развернутой политической программой, опубликованной в 11-м номере «Церковного вестника». Опираясь на доводы своего единомышленника, профессора протоиерея П.Я. Светлова[9], авторы статьи, вполне в хилиастическом духе, призывают своих сторонников созидать на земле Царство Божие. При этом даются конкретные рекомендации и мирянам, и пастырям. Первым необходимо постоянно заниматься поиском лучших форм общественной жизни. Пастырь же «должен занимать положение внимательного наблюдателя, зорко следящего за развитием каждой партийной программы, усердно изучающего все перипетии социального движения, насколько оно отражается в борьбе и жизни политических партий».

Что стояло за политическими и культурологическими интенциями СРЦО? Проблема взаимоотношений Церкви и культуры, действительно одна из серьезнейших проблем, решалась «ревнителями» и их сторонниками следующим образом. Речь шла не о воцерковлении культуры, а о своеобразном вокультуривании Церкви. С удивительно наивной прозорливостью «Церковный вестник» констатировал в одной из редакционных статей, что «вся культура, вся жизнь в ее разветвлениях расходятся с христианской религией и отрицают ее (курсив мой. – Г. О.), что христианство в настоящее время есть только настроение отдельных лиц»[10].

 

3. Идеологическая платформа русского
церковного реформаторства начала века

Говоря о деятельности группы 32-х священников, мы должны поставить перед собой вопрос: отвечала ли эта деятельность реальным потребностям церковной жизни?

Связь между церковными и государственными преобразованиями в России начала ХХ века очевидна. Коренная перестройка системы управления государством, те трагические политические катаклизмы, которые сотрясали Россию в то время, не могли оставить Церковь в стороне. Именно в изучаемый период времени С.Н. Булгаковым, А.В. Карташевым и некоторыми их единомышленниками (в первую очередь В. Свенцицким, В. Эрном, священником К. Аггеевым) выдвигается тезис о том, что общественный и политический индифферентизм является мировоззрением безнравственным, утопическим и антихристианским[11]. Следует отметить, что данный тезис только на первый взгляд кажется нетрадиционным. Дело в том, что Церковь, будучи по природе апостольской, призвана на все времена нести в мире апостольскую миссию, призвана «воцерковлять» социум. Поэтому любые изменения в социальной сфере всегда приводят в той или иной степени к «ответу Церкви», который в идеале является реализацией Церковью своего апостольского призвания в новых исторических условиях. Собственно об обновленчестве (в данной статье, во избежание некоторых недоразумений и нареканий, мы все-таки стараемся использовать термин «реформаторство») нужно говорить тогда, когда ситуативные потребности социума навязывают свою логику тем или иным церковным или околоцерковным группам и толкают их к действиям, которые не соответствуют церковному Преданию. Другими словами, обновленчество – это попытка решить реально существующие или мнимые проблемы церковной жизни неадекватными с точки зрения Предания способами.

Какие выводы применительно к ситуации в Церкви делают единомышленники С.Н. Булгакова и А.В. Карташева в 1906 году? Здесь мы можем выстроить следующую логическую цепочку, в основании которой лежит знаменитый тезис В.С. Соловьева о «христианской политике».

Христианин должен активно откликнуться на те события, которые определяют дальнейшую судьбу России. В этой ситуации необходимо ставить вопрос о христианской политике как способе реализации заложенного в христианском вероучении потенциала преображения мира и человеческой истории. Но что для христианина является главным в его отношениях с окружающими людьми? Очевидно, заповедь любви, поэтому христианин должен искать такой идеал, который наиболее соответствует практическому воплощению этой заповеди. Для сторонников идеи «христианской общественности» и «христианской политики» было очевидно, что в политической сфере наиболее близки этому идеалу демократические принципы политической и юридической свободы личности. В соответствии с этим вся церковная политика должна соответствовать практической реализации принципа широчайшей политической и экономической свободы, а также эмансипации личности.

А.В. Карташев в своих воспоминаниях о С.Н. Булгакове рассказывает о том, каким образом возник кратковременный союз С.Н. Булгакова и представителей группы 32-х священников. С.Н. Булгаков явился на одно из очередных заседаний группы, имевших место на квартире священника К. Аггеева, прямо с организационного заседания новообразовавшейся (конституционно-демократической) партии и пригласил духовенство вступить в эту партию.

Знакомство петербургских священников с С.Н. Булгаковым и членами «Христианского братства борьбы» привело к организации еженедельного журнала «Век», издававшегося в период с ноября 1906 по июль 1907 года. Именно на страницах «Века», вокруг которого объединились, с одной стороны, философы, историки и богословы (С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, В.Ф. Эрн, В. Свенцицкий, С. Аскольдов), а с другой – члены СРЦО, мысль о глубокой связи и зависимости политических и церковных преобразований в России получила свое логическое оформление и завершение.

При этом для адептов рассматриваемой идеи было ясно, что вопрос социальной активности христианина по сути есть вопрос культурной активности. Последовательную позицию в этом вопросе занимает А.В. Карташев, который указывает, что для жизни Церкви интеллектуальный багаж интеллигенции представляет огромную творческую ценность. Однако его прогноз по поводу возможности вместить новое вино в старые мехи пессимистичен: «Наиболее глубоко и опытно связанные с жизнью носители религиозных задач наших дней расширяют самую сущность христианства привнесением в него новой задачи религиозной культуры или общественности... и... доходят иногда до сознания необходимости нового религиозного откровения, обновленного христианства, как бы новой религии»[12]. Что это за «новая религия», разъяснил через две недели в своей статье С. Аскольдов. Для новых искателей Истины, по его мнению, стали тесными «вековые традиции христианского вероучения и морального настроения... для них характерно стояние вполоборота к евангельскому образу Христа (курсив мой. – Г. О.), от образа Которого мы отделены стеной старых и новых толкований, ликами христианских святых и угодников... В приобщении к духу истинного евангельского Христа и должна заключаться сущность христианского возрождения. И это приобщение уже не будет делом внешней реформы, но составит коренное изменение всего духовного содержания современной Церкви»[13].

Именно это стояние вполоборота к образу Христа (и к Церкви, добавим от себя) и составляет главное содержание того, что мы называем церковным реформаторством (позднее – обновленчеством).

Таким образом, подчеркнем еще раз, проповедуя воцерковление культуры, сотрудники «Века» в 1906–1907 годах на самом деле вели своих читателей к модернистскому «вокультуриванию Церкви».

Что стояло за идеями «Века», призывавшего своих читателей к «христианизации» всех сторон жизни общества – государства, экономики, культуры, науки? Сейчас мы можем ответить на этот вопрос вполне определенно – это четко выраженный хилиастический мотив: «Христианская общественность, Царство Божие и на земле – вот что написано на стяге, под которым стоит церковное обновление»[14].

Под этими словами, нам представляется, могли бы подписаться многие из тех, кто в той или иной степени разделял идеи «Века» и СРЦО.

Очень глубокой критике подверг в одной из своих статей эту хилиастическую тенденцию протоиерей Георгий Флоровский, указывая, что религиозная заданность русских «богоискателей» превращалась в попытку совмещения язычества с историческим, церковным христианством, поиском рая на земле, который может быть обретен последним «усилием добра». Религиозное осмысление жизни в этой ситуации превращается в один из вариантов теории прогресса[15].

Однако «союз» С.Н. Булгакова и А.В. Карташева и их единомышленников с петербургскими священниками не мог быть долговременным – С.Н. Булгаков не мог не видеть, что деятельность церковных обновленцев по своему содержанию является вульгаризацией его идей и программы[16].

Именно члены СРЦО из числа петербургских священников и близкие к Союзу церковные реформаторы делают лишний, но гибельный шаг, который сам С.Н. Булгаков делать был не склонен: в определенный момент они переносят на церковную сферу чисто политические категории, такие, как «право личности», «представительство», «право голоса», «парламент» и т. д., в результате чего «Собор» превращается в «парламент», «рецепция» – в «референдум», «церковная иерархия» – в «представительство». Суть этой подмены заключается в том, что задача церковного самоопределения в новых социально-политических условиях заменяется скатыванием к политизации богословской программы и в конечном итоге, как видно по документам СРЦО 1906 года, ее редукцией.

В своих воспоминаниях С.Н. Булгаков с горечью писал о своих политических и религиозных исканиях начала века: «Сейчас мне самому является чем-то для себя уничижительным, а вместе и непонятным, как мог я так долго духовно спать или находиться в духовно обморочном состоянии. Этот период религиозной пустоты представляется мне сейчас самым тяжелым временем моей жизни именно по своей религиозной бессознательности... Очевидно, мне предстояло изжить до дна всю пустоту интеллигентщины и нигилизма, со всей силой ударить об эту каменную стену...»[17]. Примечательно, что когда С.Н. Булгаков, будучи депутатом II Государственной Думы, позволил себе критиковать поведение левых священников, они заявляли ему, что они его «духовные чада», что они действовали по программе его брошюры «Неотложная задача».

Для нас важное значение будет иметь то обстоятельство, что движение за церковные реформы начала века было очень неоднородным по своему составу – оно включало в себя и представителей петербургской и московской интеллектуальной элиты, и простых сельских священников. В этой социальной пестроте была потенциально заложена опасность «двойного редукционизма»: с одной стороны, опасность сведения сугубо церковных вопросов к политической проблематике; с другой – опасность актуализации противостояния епископата и клира и выдвижения со стороны наиболее радикальной части последнего требований, явно идущих вразрез с православными канонами, – эта тенденция наиболее ярко была выражена в программных документах СРЦО, о которых речь шла выше, и статьях в либеральных органах периодической церковной печати.

Как известно, этот аспект обновленческого движения проявился наиболее последовательно в 20-е годы. В связи с этим мы должны отметить, что в СРЦО входили не только те, кто чаял «движения воды» в русском политическом море, но многие честные и искренние люди. К числу последних можно отнести и автора цитировавшейся выше брошюры «Сущность церковного обновления», будущего священномученика протоиерея Михаила Чельцова, который пытался показать, что обновление церковной жизни – не отказ от прошлого, не творение нового, не насилие, а раскрытие и выявление сущности церковной жизни, ее созидание.

Н.А. Бердяев выступил на страницах «Века» с очень убедительной критикой программ церковных обновленцев, указывая на то, что, нападая на Православие, те или иные группы отнимают от исторического тела Церкви те или иные признаки или свойства по своему произволу. Таким образом и появляются в обновленческих программах критика Святейшего Синода, государства, призывы к «христианской политике», воцерковлению культуры, ненависть к монашеству и так далее. «Современные реформаторы и обновленцы находят возможным отнимать от Православия все неприятные им свойства и оставлять лишь то, что им нравится, равно как и прибавлять, обогащать Православие отрадными завоеваниями прогресса»[18]. Н.А. Бердяев справедливо указывал, что подобная позиция (которую он назвал самообоготворением) фактически представляет собой попытку сделать мерилом духовной жизни не Церковь и Предание, а субъективные переживания и случайные идеи тех или иных «новаторов».

Подводя итог, мы должны указать на главную особенность рассматриваемого движения, которое постоянно «возрождается» на протяжении всего ХХ века в Русской Церкви в новых исторических обстоятельствах, будь то революция 1917 года или современные нам события: это отказ от подвига, без которого бессмысленно говорить о тех или иных церковных задачах; это стремление опустить «церковную планку» до своего наличного духовного уровня, или, как считают «реформаторы», до которого необходимо «подтянуть историческую Церковь».


Священник Георгий ОРЕХАНОВ,
заместитель декана
богословско-пастырского факультета ПСТБИ

Публикуется по: Журнал Московской Патриархии. 2000, №12


———————————————————————————————

[1] Конечно, можно предполагать, что члены группы опасались санкций со стороны Священноначалия, однако полная анонимность всех без исключения публикаций «32-х» вызывала недоумение уже у современников.

[2] Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений. 1918–1922. М., 1923. С. 23–24.

[3] К Церковному Собору (сборник статей группы 32-х священников). СПб., 1906. С. 11.

[4] К Церковному Собору (сборник статей группы 32-х священников). СПб., 1906. С. 111.

[5] Церковный вестник. 1905. № 21.

[6] Церковный вестник. 1906. № 2.

[7] Полностью текст проекта см.: Церковный вестник. 1906. № 3.

[8] П. 11. «Союз признает, что Церкви принадлежит обетование обновить весь мир и что свободная наука, искусство, вообще культура представляют не только могучие средства этого обновления, но, христиански преображенные, они входят как элементы в Царство Божие».

П. 12. «Союз полагает, что принцип, лежащий в основе христианских отношений ко всем внецерковным союзам и организациям, должен определяться:

а) законом любви христианской наподобие всеобъемлющей любви Отца Небесного;

б) взглядом на весь мир как на область, подлежащую претворению христианами в Царство Небесное».

[9] В одной из своих книг профессор протоиерей П.Я. Светлов указывал: «Христианству предстоит великая задача довершить свою миссию в истории: вместе с преобразованием обществ, народов, человечества создать истинно-христианскую цивилизацию, перевести перенесенное им Царство Божие из внутреннего мира лиц во внешний мир и преобразованием общества и цивилизации в духе евангельских начал создать Царство Божие на земле» (цит. по: Церковный вестник. 1906. № 11. Стр. 324).

[10] Церковный вестник. 1906. № 19. Стр. 611. Журнал «Век» подчеркивал в своей первой редакционной статье: «...русская религиозно-общественная жизнь сама собою выдвинула на первое место задачу примирения христианских воззрений с современной культурой...» [курсив – редакции журнала «Век» (1906. № 1. С. 2)]. В другой публикации тот же орган призывает Церковь воспитывать в своих недрах такое же интимное отношение к внецерковному творчеству, как и к религиозному (Церковный вестник. 1906. № 49. Стр. 1608). В чем истинная причина того, что пути Церкви и культуры видимым образом разошлись, указал в своей статье А. Чирецкий: «Общество стало удовлетворять свои потребности самостоятельно, помимо церковного руководства. Рядом с Православием возникла “новая вера” и устрояла свой храм, на фронтоне которого была надпись: “христианство и культура”» (Богословский вестник. 1906. Июль. С. 475–476).

[11] См. подробнее: Булгаков С.Н. Неотложная задача. М., 1906. С. 11. В одной из своих статей в «Веке» С.Н. Булгаков, в частности, указывает: «...общее политическое освобождение есть тоже одно из условий, хотя и отрицательных, грядущего церковного возрождения, и отсюда следует признание и чисто политических обязанностей его перед современным освободительным движением» (Век. 1906. № 7. С. 78). Священник К. Аггеев пояснял, что задача религии заключается не только в воздействии на личность, но и в формировании соответствующего религиозным началам социального строя (см.: Век. 1907. № 10. С. 121).

[12] Век. 1906. № 1. С. 4.

[13] Век. 1906, № 3. С. 30–31.

[14] Чельцов М., свящ. Сущность церковного обновления. СПб., 1907. С. 9.

[15] Флоровский Г., прот. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 78–79 (статья «Человеческая премудрость и мудрость Божия»).

[16] Очень полно и интересно история взаимоотношений С.Н. Булгакова и членов СРЦО рассмотрена в монографии М. Колерова «Не щит, но меч» (СПб., 1996).

[17] Булгаков С. Н., прот. Автобиографические заметки. Париж, 1947. С. 31.

[18] Век. 1907. № 24. С. 371.

 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви