Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

И.И. СОКОЛОВЪ
Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря



Докладъ профессора И. И. Соколова «Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря»,
читанный 15 марта 1918 года, на 30-мъ (совмѣстномъ) засѣданіи Отдѣла о богослуженіи и Отдѣла о правовомъ положеніи Церкви въ государствѣ на Всероссійскомъ Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг.


Въ сложномъ вопросѣ о реформѣ календаря существенное значеніе принадлежитъ церковной сторонѣ. Тогда какъ научно-астрономическая сторона вопроса не заключаетъ въ себѣ безспорныхъ данныхъ ни въ пользу юліанскаго, ни григоріанскаго календаря, <ни> [1] нейтральнаго между ними, а житейско-практическая сторона не вызываетъ существенныхъ неудобствъ, съ безусловной принудительностью побуждающихъ реформировать господствующій въ Россіи календарь, — церковное значеніе предполагаемой реформы является въ высшей степени важнымъ и по существу, и по результатамъ. Реформа неизбѣжно должна коснуться вѣковыхъ традицій Православной Церкви относительно времени празднованія Пасхи Христовой и соединенныхъ съ нею другихъ праздниковъ и церковныхъ временъ. Реформа повлечетъ за собой отмѣну «зрячей пасхаліи», церковныхъ книгъ, употребляющихся въ Россіи и имѣющихъ въ представленіи народа непререкаемый священный авторитетъ. А такая отмѣна, въ свою очередь, можетъ вызвать въ народѣ тревожную смуту съ оттѣнкомъ церковно-религіознаго разномыслія и поводъ къ неблагопріятному для Православной Церкви схизматическому движенію.

Но церковное значеніе календарной реформы не ограничивается предѣлами нашего Отечества, а простирается на весь православный Востокъ — греческій и славянскій. Православныя Церкви Ближняго Востока (Константинопольская, Іерусалимская, Антіохійская, Александрійская, Элладская, Кипрская, Синайская, Болгарская, Сербская, Черногорская, Румынская — въ Румыніи и въ Австро-Угріи) имѣютъ одну и ту же съ Церковью Русской пасхалію и руководятся одинаковыми съ ней принципами въ опредѣленіи праздничныхъ дней и временъ, примѣнительно къ господствующему на всемъ православномъ Востокѣ юліанскому календарю. Ввиду общаго для всѣхъ Православныхъ Церквей этого календаря ни одна изъ нихъ въ отдѣльности не вправѣ замѣнить его другимъ безъ предварительнаго сношенія съ остальными своими Духовными Сестрами. Общее для всѣхъ Автокефальныхъ Церквей дѣло, существеннымъ образомъ переплетающееся съ духовно-религіозными интересами всего православнаго міра, и должно подлежать обсужденію и рѣшенію представителей всѣхъ Православныхъ Церквей — греческихъ и славянскихъ. Вѣдь всѣ Православныя Помѣстныя Церкви составляютъ отдѣльныя части единой организаціи — Церкви Вселенской, всѣ онѣ суть равныя между собой духовныя сестры, или дочери одной для всѣхъ нихъ матери — Православной Каѳолической Церкви. А по слову апостола, если славится одинъ членъ единаго тѣла, съ нимъ радуются всѣ члены, если страдаетъ одинъ членъ, съ нимъ страдаютъ всѣ члены (1 Кор. 12, 26). Для православнаго Востока, особенно греческаго, календарный вопросъ является однимъ изъ импульсовъ, способныхъ вызвать чувство страданія въ области церковно-религіозныхъ отношеній. А нынѣ и для Русской Церкви настало время оцѣнивать календарный вопросъ съ точки зрѣнія жизненныхъ ея интересовъ. Вотъ почему поставленный вопросъ необходимо разсматривать при свѣтѣ отношеній къ нему всего православнаго Востока, гдѣ онъ имѣетъ свою исторію, изъ которой мы и представимъ нѣкоторыя иллюстраціи.

Въ 1582 году Римскій папа Григорій XIII произвелъ реформу календаря, положившую новую грань между православнымъ Востокомъ и латинскимъ Западомъ: тогда какъ Востокъ остался вѣренъ традиціямъ прошлаго, Римъ допустилъ не оправдываемое точной наукой нововведеніе въ празднованіе Пасхи и соединенныхъ съ ней праздниковъ и церковныхъ временъ. Не подлежитъ сомнѣнію, что это нововведеніе въ церковно-религіозной области стояло въ тѣсной, неразрывной связи съ идеей папства и было однимъ изъ проявленій господствующаго на Западѣ церковнаго абсолютизма, стремившагося распространить свое вліяніе и на православномъ Востокѣ. Примѣчательно, что введеніе на Западѣ новаго, григоріанскаго календаря было понято представителями Православной Церкви именно какъ новый походъ папства противъ Православія на Востокѣ. Современный этому событію Константинопольскій патріархъ Іеремія II (Траносъ) немедленно осудилъ (1582 годъ) вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ папское новшество какъ несогласное съ преданіями Церкви, унаслѣдованными отъ святыхъ отцовъ. А въ 1583 году, 20 ноября, патріархъ Іеремія вмѣстѣ съ находившимся въ Константинополѣ Александрійскимъ патріархомъ Сильвестромъ издалъ соборный томосъ противъ григоріанскаго календаря, гдѣ рѣзко порицалъ григоріанскій календарь какъ произведеніе папства, — силы, враждебной православному Востоку, смотрѣлъ на этотъ календарь какъ на характерное новшество въ цѣлой системѣ папскихъ нововведеній сравнительно съ традиціями православнаго Востока, считалъ его орудіемъ папистской завоевательной политики въ отношеніи къ автокефальнымъ греческимъ Церквамъ.

И въ послѣдующее время первоіерархи Православныхъ Церквей Востока высказывались противъ григоріанскаго календаря и увѣщевали православныхъ своихъ чадъ избѣгать этого орудія латинской пропаганды. Знаменитый Константинопольскій патріархъ Кириллъ I Лукарисъ, занимавшій Вселенскій престолъ шесть разъ и въ теченіе всего своего патріаршества энергично боровшійся съ іезуитами, по интригамъ которыхъ онъ и преждевременно и погибъ, неоднократно осуждалъ григоріанскій календарь, оцѣнивая его въ духѣ сѵнодальныхъ опредѣленій Іериміи II. Въ такомъ же родѣ высказывались противъ римскаго календаря и Вселенскіе патріархи — Парѳеній I (1639-1644), Паисій II (1726-1733), Кириллъ V (1748-1751), Григорій VI (1835-1840), Анѳимъ VI (1845-1848).

Предстоятели другихъ греческихъ Церквей также живо интересовались вопросомъ о календарѣ, получившимъ особое значеніе въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и на Кипрѣ въ силу широкаго распространенія здѣсь съ XVII вѣка католической пропаганды, которая привлекала въ лоно Римской церкви, засталяла новыхъ прозелитовъ отказываться отъ юліанскаго имерологія и побуждала праздновать Пасху и другіе торжественные дни по новому стилю. Патріархи Палестины, Сиріи и Египта и архіепископы Кипра, охраняя паствы отъ козней латинскихъ миссіонеровъ, путемъ посланій и грамотъ разъясняли имъ значеніе григоріанскаго календаря, оттѣняя преимущественно его связь съ цѣлымъ рядомъ новаторскихъ измышленій папства и миссіонерское примѣненіе его въ практикѣ римско-католическихъ орденовъ. Аналогичное отношеніе Александрійскаго патріарха Сильвестра къ григоріанскому календарю уже извѣстно. Можно для примѣра отмѣтить и борьбу Антіохійскаго патріарха Аѳанасія съ католической пропагандой въ Сиріи (1700), о которой говоритъ посланіе къ мѣстному православному населенію отъ имени Константинопольскаго патріарха Каллиника II: Аѳанасій, какъ и Каллиникъ, разъяснялъ склоннымъ къ уніи съ Римомъ христіанамъ Антіохійской Церкви, что празднованіе Пасхи одновременно съ латинянами, отреченіе отъ установленій Православной Церкви о постахъ и примѣненіе уставовъ Римской церкви есть измѣна Православію и отступленіе отъ святоотеческихъ завѣтовъ, гибельное для членовъ Православной Церкви. Поэтому всякій истинный христіанинъ долженъ быть твердъ въ установленіяхъ Православной Церкви и обязанъ праздновать Пасху и соединенные съ ней праздничные дни и церковныя времена примѣнительно къ практикѣ православнаго Востока, а не инославнаго Запада.

И въ наше время православный Востокъ, греческій и славянскій, въ лицѣ своихъ представителей: патріарховъ и сѵнодовъ, имѣлъ поводъ оффиціальнымъ образомъ высказаться по поводу реформы календаря. Церковная жизнь и международныя сношенія выдвинули на Ближнемъ Востокѣ этотъ вопросъ на первую, можно сказать, очередь и требовали того или иного его рѣшенія примѣнительно къ мѣстнымъ нуждамъ и потребностямъ.

Починъ въ новѣйшемъ пересмотрѣ стараго вопроса о календарѣ принадлежитъ Константинопольскому патріарху Іоакиму III (1834-1912), одному изъ самыхъ выдающихся іерарховъ православнаго Востока новаго времени, опытному и умному администратору, ревностному попечителю о благосостояніи всей Вселенской Церкви, чутко отзывающемуся на запросы времени и своей паствы. 12 іюля 1902 года патріархъ Іоакимъ III, вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ изъ 12 митрополитовъ Константинопольской Церкви, обратился съ патріаршимъ и сѵнодальнымъ посланіемъ къ патріархамъ Александріи и Іерусалима и къ предстоятелямъ Автокефальныхъ Церквей на Кипрѣ, въ Россіи, Греціи, Румыніи, Сербіи, Черногоріи и просилъ ихъ оффиціально отвѣтить на четыре «важныхъ и достойныхъ тщательнаго разслѣдованія и изученія» вопроса:
1) Какими средствами слѣдуетъ укрѣпить единомысліе, взимообщеніе и любовь между Святыми Православными Церквами Божіими?
2) Какъ урегулировать ихъ отношенія къ католичеству и протестанству — этимъ двумъ великимъ отраслямъ христіанства — съ цѣлью сблизить ихъ съ Православіемъ въ духѣ христіанской любви?
3) Какъ Православныя Церкви должны относиться къ старокатоличеству, стремящемуся къ соединенію съ ними?
4) О возможности или невозможности измѣненія и болѣе точнаго опредѣленія господствующаго въ Православныхъ Церквахъ календаря.

На это посланіе Константинопольскій патріархъ получилъ оффиціальные отвѣты отъ Церквей Іерусалимской, Русской, Элладской, Румынской, Сербской и Черногорской. Нѣтъ лишь отвѣтовъ Александрійскаго патріарха, который держится вообще изолированно отъ представителей прочихъ Православныхъ Церквей; и отъ Кипрской Церкви, гдѣ еще не избранъ предстоятель-епископъ. Антіохійскому патріарху Мелетію посланіе и совсѣмъ не было отправлено, такъ какъ онъ со времени своего избранія (1899) пребывалъ внѣ каноническаго общенія съ Константинопольскимъ патріархомъ. 12 мая 1904 года Патріархъ Іоакимъ III обратился къ упомянутымъ Церквамъ съ новымъ посланіемъ, въ котромъ выяснилъ отношеніе великой Христовой Церкви къ четыремъ основнымъ вопросамъ, въ частности къ вопросу о календарѣ.

Уже одно то, что вопросъ о календарѣ поставленъ въ Патріашемъ посланіи 1902 года наряду съ крупными и существенными вопросами о взаимоотношеніяхъ Православныхъ Церквей, о католичествѣ, показываетъ всю важность принципіальной его оцѣнки со стороны Константинопольской Церкви. А въ самомъ посланіи этотъ вопросъ сформулированъ такимъ образомъ: «Мы признаемъ достойнымъ большого вниманія то, что въ теченіе уже достаточно большого времени говорятъ и пишутъ относительно общаго календаря, причемъ, въ частности, предполагаются системы преобразованія издавна господствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, а также введеніе григоріанскаго, ввиду того, будто первый въ научномъ отношеніи менѣе совершенный, а второй отличается большей точностью; въ связи съ этимъ необходимымъ признается и измѣненіе нашей церковной пасхаліи. И въ изслѣдованіяхъ этого предмета мы видимъ два господствующихъ мнѣнія, принадлежащимъ и нашимъ православнымъ спеціалистамъ. Одни изъ нихъ полагаютъ, что издревле переданный календарь есть единственный удобный и подходящій для Церкви, такъ какъ установленъ Отцами и издавна утвержденъ церковной практикой, — поэтому <они> не только не признаютъ реформу необходимой, но и по основаніямъ, ими раскрываемымъ, рекомендуютъ совершенно избѣгать ее. Нѣкоторые же, указывая на возможно полную точность въ счисленіи времени или же на новое удобство и пользу въ примѣненіи однообразнаго стиля, являются защитниками западнаго календаря и стоятъ за введеніе его и у насъ, причемъ ихъ сотрудниками въ этомъ дѣлѣ выступаютъ, какъ и естественно, члены Западной церкви, въ надеждѣ на церковно-религіозныя отъ этого выгоды, опять, конечно, съ точки зрѣнія этихъ постороннихъ сотрудниковъ. Ввиду существующаго въ наше время спора, въ которомъ та и другая сторона настойчиво предлагаетъ различные и достойные вниманія доводы, относящіеся или къ области науки, или къ предметамъ вѣры, имѣя въ виду и то, что въ нѣкоторыхъ православныхъ странахъ обнаруживалась склонность къ уступкамъ въ пользу мнѣнія о перемѣнѣ юліанскаго календаря или нѣкоторомъ его преобразованіи, намъ представляется цѣлесообразнымъ обмѣняться съ другими Православными Церквами мнѣніями, относящимися къ этому вопросу научнаго и явно безспорнаго церковнаго значенія, дабы у нихъ образовалось общее по этому вопросу сужденіе, одно мнѣніе и рѣшеніе Вселенской Православной Церкви, которой одной только и принадлежитъ оцѣнка его и изысканіе въ случаѣ необходимости способа, по возможности примиряющаго искомую относительную научную точность съ желательнымъ сохраненіемъ освященныхъ церковныхъ опредѣленій».

Въ отвѣтъ на этотъ запросъ Іерусалимскій патріархъ Даміанъ и его Священный Сѵнодъ въ посланіи <Іоакиму III> отъ 5 іюня 1903 года писали слѣдующее: «Переходя къ вопросу Вашего Святѣйшества о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, прежде всего мы должны сказать, что при тѣхъ условіяхъ, въ которыхъ нынѣ находится Православная Церковь на Востокѣ, непрерывно подвергающаяся миссіонерскимъ дѣйствіямъ со стороны приверженцевъ и слугъ Католической церкви и Протестантской, — всякое постановленіе о реформѣ господствующаго календаря, и особенно въ сторону предпочтенія григоріанскаго, послужитъ ко вреду Православія. Но если христіанскіе народы Запада когда-нибудь придутъ къ сознанію относительно противоевангельскаго и, въ интересахъ всемірнаго христіанскаго единства, гибельнаго дѣла прозелитизма, систематически ими поддерживаемаго; если, далѣе, представители этихъ народовъ пожелаютъ упразднить и навсегда устранить соблазнъ (обращенія христіанъ одного исповѣданія въ другое), то мы полагаемъ, что Православная Церковь не совершитъ ничего несоотвѣтствующаго, если приметъ календарь, съ возможной правильностью разработанный наукой — для точности времясчисленія, для удобства въ жизненныхъ сношеніяхъ, но и къ славѣ Христа, когда будетъ наблюдаться единство вѣрующихъ въ Него и въ счисленіи времени, и въ одновременномъ совершеніи спасительныхъ праздниковъ. Правда, принятіе календаря въ научномъ отношеніи болѣе совершеннаго приведетъ къ упраздненію Апостольскаго правила «совершать Пасху послѣ весенняго равноденствія и послѣ іудеевъ» и къ отмѣнѣ господствующаго со времени Перваго Вселенскаго Собора обычая праздновать Пасху въ воскресеньѣ послѣ перваго полнолунія за весеннимъ равноденствіемъ. Но коль скоро отпадутъ моральныя причины, изъ которыхъ возникли апостольскій канонъ и соборный обычай, то, очевидно, не будетъ никакого съ догматической точки зрѣнія препятствія къ тому, чтобы Православная Церковь, по согласію всѣхъ ея членовъ, инымъ образомъ и соотвѣтственно съ истинными результатами науки установила свой календарь».

Церковь Королевства Греческаго въ отвѣтномъ посланіи патріарху Іоакиму III отъ 14 іюля 1903 года такъ оцѣниваетъ вопросъ о календарѣ: «Священный Сѵнодъ Церкви со вниманіемъ обсудилъ вопросъ о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви календаря, разрѣшеніе коего (вопроса) кажется очень легкимъ, въ дѣйствительности же зависитъ отъ обстоятельствъ и условій народныхъ и общественныхъ. Какой изъ двухъ существующихъ календарей болѣе точенъ: нашъ ли юліанскій, или западный григоріанскій, и насколько каждый изъ нихъ нуждается въ измѣненіи и болѣе точномъ приспособленіи, — это есть вопросъ преимущественно астрономическій; а что касается религіозной и богословской его важности, то эта важность обуславливается тѣмъ, что съ календаремъ связано празднованіе церковныхъ дней. Посему, если всѣ Помѣстныя Православныя Церкви на Востокѣ будутъ убѣждены, что условія жизни народовъ различныхъ Православныхъ Церквей окажутся удобными для преобразованія календаря безъ смущенія совѣсти и религіознаго сознанія [2] болѣе простыхъ людей, неспособныхъ отличить догматы и литургическіе предметы отъ вопросовъ астрономическихъ, тогда они могутъ по взаимному соглашенію и совмѣстно съ правительствомъ каждой изъ Церквей заняться реформой нынѣ дѣйствующаго у насъ календаря, примѣнительно къ успѣхамъ и результатамъ астрономической науки».

Церковь Румынская во главѣ съ митрополитомъ Іосифомъ сдѣлала такое опредѣленіе по вопросу о календарѣ: «Не входя въ разсмотрѣніе изысканій и выводовъ ученыхъ, занимавшихся вопросомъ о счисленіи времени, изъ коихъ одни благопріятствуютъ нашей календарной системѣ, а другіе — иной системѣ, Священный Сѵнодъ Святой Автокефальной Румынской Церкви и думаетъ и ходатайствуетъ, что слѣдуетъ остаться при существующемъ нынѣ календарѣ, такъ какъ невозможно будетъ не коснуться каноническихъ постановленій, если мы станемъ разсуждать о какой-либо перемѣнѣ или преобразованіи юліанскаго календаря, съ которымъ Православная Церковь жила столь продолжительное время и чувствовала стѣсненія. За всѣмъ тѣмъ, и пальцемъ намъ не позволяется коснуться издревле установленныхъ опредѣленій, которыя составляютъ нашу церковную славу. Богъ, Великій Господь вѣковъ, и въ этомъ дѣлѣ укажетъ Свою волю. И чтó Онъ опредѣлитъ, тó и будетъ существовать. Доселѣ Господу угодно было лишь однажды изречь Свою волю тѣмъ, кои и установили дѣйствующій отъ нашей церковной древности календарь. Если и опять будетъ Его святая воля, то Онъ просвѣтитъ насъ Духомъ Святымъ, дабы мы и въ этомъ случаѣ знали, чего намъ ждать и что дѣлать. Въ смиреніи молитвенно простирая руки къ Великому Царю, Всевышнему нашему Господу, признаемъ, что велика была и есть милость Его на насъ, поелику отъ времени Онъ сохранилъ насъ и благодатію Своею просвѣтилъ, дабы мы пребывали въ Святомъ Домѣ Его».

Сѵнодъ Сербской Церкви въ отвѣтномъ посланіи отъ 6 іюня 1903 года писалъ слѣдующее: «Ни григоріанскій, ни юліанскій календари не отличаются точностью въ счисленіи времени. Неудобства, вытекающія изъ этой неточности, очевидны, посему сама собою становится ясной потребность устранить неточность въ счисленіи времени, а съ другой стороны, желательно ввести счисленіе правильное, принявъ во вниманіе религіозную и каноническую часть каледндаря. [3] Мы спрашивали мнѣнія по этому вопросу у спеціалистовъ и пришли къ убѣжденію, что мнѣніе господина Максима Терпковича есть болѣе основательное какъ въ отношеніи счисленія времени, такъ и касательно религіозной и канонической части христіанскаго календаря. Признаемъ умѣстнымъ сообщить, что та часть календаря, которая относится къ уравненію года, подлежитъ всецѣло компетенціи спеціалистовъ этого вопроса. Нашему же изслѣдованію и оцѣнкѣ принадлежитъ только религіозная и каноническая часть календарнаго времени. Посему Священный Сѵнодъ призналъ возможнымъ приступить (по предложенію Константинопольскаго патріарха Іоакима III) къ изслѣдованію вопроса объ исправленіи христіанскаго календаря. Послѣ слушанія дѣла Священный Сѵнодъ архіереевъ опредѣляетъ: по вопросу объ исправленіи календаря хорошо было бы выслушать мнѣніе спеціалистовъ, поскольку дѣло идетъ о предписаніи каноновъ касательно счисленія времени, дабы и Пасха, и всѣ праздники, которые съ ней связаны, были распредѣлены въ порядкѣ, всецѣло отвѣчающемъ духу Православной Церкви».

Черногорскій митрополитъ въ посланіи отъ 23 апрѣля 1903 года писалъ: «Что касается измѣненія или частичнаго исправленія календаря, то объ этомъ во всѣхъ православныхъ странахъ уже давно ведется рѣчь. Между прочимъ, блаженно почившій митрополитъ Бѣлградскій Михаилъ (1898) имѣлъ однажды по этому вопросу переписку съ покойнымъ Вселенскимъ патріархомъ Іоакимомъ II (1884-1886). Затѣмъ, намъ извѣстно, что и въ Россіи недавно учреждена для этой цѣли спеціальная комиссія, которой дано порученіе освѣтить вопросъ съ научной точки зрѣнія. Но насколько мнѣ извѣстно, ни константинопольская, ни русская комиссіи не пришли по этому предмету къ какому-либо опредѣленному результату. Да это и понятно, потому что вовсе не легко прійти къ такому результату въ вопросѣ, имѣющемъ весьма важное значеніе. Представители Православныхъ Церквей должны быть весьма осторожны въ обсужденіи и рѣшеніи этого вопроса. Извѣстно, что измѣненіе календаря предполагаетъ измѣненіе и пасхаліи, то есть всей церковной системы счисленія годичнаго круга и подвижныхъ праздниковъ. А мы знаемъ изъ исторіи, что бывали и очень незначительныя перемѣны, которыя, когда приспособлялись къ жизни Церкви, вызывали бóльшія или меньшія нестроенія среди вѣрующихъ. Имѣя это въ виду, началовожди Православныхъ Церквей должны принять во вниманіе всѣ возможныя послѣдствія, которыя могутъ возникнуть вслѣдствіе измѣненія календаря. Посему, боясь, какъ бы намъ не подвергнуться какой-либо опасности, подобной тѣмъ, какія извѣстны изъ исторіи, я смиренно держусь того мнѣнія, что впредь слѣдуетъ примѣнять и пользоваться календаремъ юліанскимъ».

Наконецъ Святѣйшій Сѵнодъ Русской Церкви въ посланіи отъ 28 февраля 1903 года писалъ по вопросу о календарѣ слѣдующее: «Вопросъ о перемѣнѣ или только о нѣкоторомъ преобразованіи календаря немало и давно уже волнуетъ православныхъ и въ нашей странѣ. По повелѣнію благочестивѣйшаго Государя нашего нарочито для изслѣдованія этого вопроса была образована при Императорской Академіи наукъ особая Комиссія изъ ученыхъ — представителей различныхъ относящихся къ этому предмету отраслей знанія. Но работы этой Комиссіи, весьма многосложныя и разностороннія, до настоящаго времени еще не закончены, и послѣдняго вывода ихъ заранѣе сказать нельзя. Необходимо только, по нашему мнѣнію, имѣть въ виду, что вопросъ этотъ имѣетъ много сторонъ, допускающихъ неодинаковое освѣщеніе и рѣшеніе. Примѣненіе новаго стиля въ одномъ гражданскомъ лѣтосчисленіи, безъ измѣненія пасхаліи и безъ передвиженія церковныхъ праздниковъ и съ однимъ только переименованіемъ чиселъ примѣнительно къ новому стилю (то есть тотъ день, который теперь помѣчается, напримѣръ, 6-мъ числомъ января, будетъ тогда помѣчаться 19-мъ числомъ, но останется праздникомъ Богоявленія), конечно, особенно не затронетъ церковныхъ интересовъ, такъ какъ въ церковной практикѣ во всей своей силѣ останется юліанскій календарь (только праздникъ Новолѣтія тогда совпадетъ не съ праздникомъ Обрѣзанія Господня, но съ памятью святаго мученика Вонифатія 19 декабря стараго стиля, какъ это и практикуется, напримѣръ, въ Православной Японской Церкви, которой приходится помѣчать свои праздники новымъ стилемъ, дѣйствующимъ въ Японіи). Но если затронуть вопросъ о чисто научной состоятельности того и другого лѣтосчисленія, то болѣе авторитетные ученые у насъ склоняются скорѣе въ пользу юліанскаго календаря, допуская только нѣкоторыя поправки въ немъ, а отнюдь не замѣну его менѣе осмысленнымъ, по ихъ заключенію, календаремъ григоріанскимъ. Этотъ авторитетный голосъ ученыхъ заставляетъ и насъ, блюстителей Церкви, относиться съ большей осторожностью къ желанію нѣкоторыхъ перемѣнить календарь, если при этомъ разумѣть перемѣну и пасхаліи, и всего церковнаго лѣтосчисленія. Такая перемѣна, колеблющая исконный и многократно освященный Церковью порядокъ, несомнѣнно, сопровождалась бы нѣкоторыми потрясеніями въ церковной жизни, а между тѣмъ въ настоящемъ случаѣ такія потрясенія не находятъ для себя достаточнаго оправданія ни въ исключительной правотѣ предполагаемой реформы, ни въ назрѣвшей церковной потребности. Посему мы, со своей стороны, стояли бы за сохраненіе въ церковной практикѣ юліанскаго календаря, допуская въ крайнемъ случаѣ лишь формальныя, выше изъясненныя перемѣны касательно Новолѣтія и переименованія чиселъ».

Когда Священный Сѵнодъ Церкви Константинопольской получилъ отъ различныхъ Автокефальныхъ Восточныхъ Церквей посланія въ отвѣтъ на Патріаршую грамоту отъ 1902 года, то они были подвергнуты особому разсмотрѣнію сначала въ спеціально образованной изъ духовныхъ лицъ комиссіи, а затѣмъ въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ подъ предсѣдательствомъ патріарха Іоакама III. Въ результатѣ патріархъ и Сѵнодъ обратились къ Автокефальнымъ Церквамъ православнаго Востока съ новымъ окружнымъ посланіемъ (отъ 12 мая 1904 года) по поводу взаимообщенія Помѣстныхъ Церквей и «по вопросу объ измѣненіи юліанскаго календаря». И вотъ какое мнѣніе по послѣднему вопросу изложено въ недавнемъ посланіи великой Христовой Церкви: «Отъ вѣковъ установленная и утвержденная непрерывнымъ употребленіемъ въ Церкви пасхалія, по которой полагается праздновать Свѣтоносное Воскресеніе Господа въ первый воскресный день послѣ полнолунія, слѣдующаго за весеннимъ равноденствіемъ, должна быть свято почитаема и ненарушима, такъ что въ отношеніи ея непозволительно дѣлать нововведенія. Сохраняя же юліанскій календарь и наши святцы неизмѣнными, только выкинуть 13 дней, такъ чтобы совпадали мѣсяцесловы — нашъ и слѣдующій иному календарю, — безполезно и безцѣльно, такъ какъ съ одной стороны, пропускъ столькихъ дней не оправдается никакими основаніями — ни церковными, ни научными; а съ другой — совпаденіе мѣсяцеслововъ, которое отъ этого получилось бы, было бы временнымъ, то есть до 2100 года, когда опять возникла бы разница на одинъ день. Но и производить реформу юліанскаго календаря, какъ именно научно неточнаго, и привести такимъ образомъ средній гражданскій годъ въ большее согласіе съ тропическимъ мы считаемъ нынѣ преждевременнымъ и вообще лишнимъ. Ибо мы съ церковной точки зрѣнія не имѣемъ нужды въ перемѣнѣ календаря, и наука, какъ утверждаютъ свѣдующіе люди, еще не высказалась рѣшительно о той точности, съ которой исчисляется тропическій годъ».

Итакъ, господствующій голосъ православнаго Востока — греческаго и славянскаго — раздается не только противъ григоріанскаго календаря, какъ дѣтища враждебнаго ему католическаго Запада, но и противъ нейтральнаго или исправленнаго календаря, такъ какъ реформа крайне неблагопріятно отразится на церковной жизни православныхъ народовъ. Вѣдь всякое исправленіе юліанскаго календаря вызоветъ нужду въ весьма трудномъ и хлопотливомъ дѣлѣ исправленія пасхаліи. «Исправить пасхалію по принципамъ строго научнымъ едва ли окажется въ состояніи и вся совокупность наукъ нашего времени. А исправленіе полунаучное можетъ повести къ введенію пасхаліи или григоріанской и близкой къ ней, или совсѣмъ не похожей ни на григоріанскую, ни на православную». Но здѣсь весьма важный вопросъ заключается и въ томъ, кому будетъ принадлежать починъ въ исправленіи календаря. Римъ, конечно, никогда и никому не уступитъ этой иниціативы, которую онъ и проведетъ въ строго папистскомъ духѣ. Но въ такомъ случаѣ православный Востокъ никогда не пойдетъ подъ власть Рима, какъ и доселѣ онъ защищалъ свою независимость относительно календаря. Если же иниціатива будетъ принадлежать Востоку, то заранѣе и увѣренно можно сказать, что онъ не встрѣтитъ на католическомъ Западѣ сочувствія и содѣйствія въ осуществленіи своего почина. Симпатіи же одного протестантскаго міра не обезпечатъ того всемірнаго единства въ лѣтосчисленіи, которое является цѣлью календарной реформы. Къ тому же православный Востокъ — греческій и славянскій — не желаетъ, какъ показано, никакихъ календарныхъ реформъ. Значитъ, и въ этомъ случаѣ дѣло, при современныхъ взаимоотношеніяхъ между првославнымъ Востокомъ и инославнымъ Западомъ, нужно считать почти безнадежными.

Что касается Русской Церкви, то она какъ Помѣстная, безъ предварительнаго сношенія съ остальными Автокефальными Православными Церквами и безъ совмѣстнаго съ ними обсужденія, совершенно не въ правѣ, да и никогда не согласится, самостоятельно произвести то или другое измѣненіе въ календарѣ, составляющемъ общее достояніе всѣхъ Церквей и имѣющемъ значеніе для всего православнаго міра. Для окончательнаго рѣшенія вопроса о григоріанскомъ календарѣ безусловно необходимо сношеніе нашей Церкви съ Автокефальными Церквами православнаго Востока, и только по общему церковному суду возможна та или иная реформа».


Примѣчанія:


[1] Текстъ рукописи испорченъ.
[2] Въ источникѣ: познанія.
[3] Текстъ оригинала испорченъ. Исправлено по изданію: Проф. И. И. Соколовъ. «Вопросъ о реформѣ календаря предъ судомъ Православныхъ Церквей Востока». СПб., 1910, стр. 15. (Прим. — А. К.)

Источникъ: Календарный вопросъ: Сборникъ статей. / Редакторъ-составитель Александръ Чхартишвили. — М.: Издательство Срѣтенскаго монастыря, 2000. — С. 296-313. А также : «Прибавление к Церковным ведомостям» 1906, №№ 13-14, стр. 681-694


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

18.08.2017
Николай Стариков

Болеть за своих

16.08.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

14.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

8.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.08.2017
Рассказы матушки Силуаны

31.07.2017
Священномученик протоиерей Михаил Чельцов (†1931)

Протоиерей Михаил Чельцов: «Не переменять, а растолковывать...»

4.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Старая звезда

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

 

НОВОСТИ

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви