Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Валентин АСМУС
«Засекреченная» книга

 

О книге священника Георгия Кочеткова

«Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии»


Книга, о которой пойдет речь ниже, – это сочинение священника Георгия Кочеткова. Мне удалось достать эту книгу, а надо сказать, что это нелегко. Книга как бы засекречена, выдается в храме, где служит о. Георгий, только своим, чужим она не выдается, что уже говорит о том, что в книге этой нужно ждать очень много спорного и соблазнительного, скандального.

У меня не было никаких радостных предчувствий, когда я взял в руки эту книгу, но, конечно, чтение ее, изучение ее — это совсем не то, что какие-то ожидания и предчувствия. Я не могу прийти в себя от ужаса, который я испытывал, когда читал это сочинение. Чтобы описать мои чувства, я дерзнул бы воспользоваться таким сравнением. Вот что-то вам с детства хорошо знакомое, известное, например, сочинения нашего национального поэта А. С. Пушкина, — и вдруг объявляется, что отныне официальным текстом Пушкина будет не то, что мы знаем, а какой-нибудь перевод, скажем, перевод на польский язык! Ну конечно, из снисхождения ко всяким «сумасшедшим ретроградам», им будет позволено, пока они совсем не переведутся, пользоваться старыми книгами. Но вот отныне в общее пользование вводится нечто новое, более современное и более правильное.

Или, скажем, таким же образом можно было бы Гоголя перевести на современный украинский язык и тоже рекомендовать этот новый текст для всеобщего чтения. Или другое сравнение. Какая-то известнейшая картина, написанная великим художником, вдруг предстает перед нами, переписанная бездарным маляром, еще и со всякими сознательными искажениями.

Я думаю, что многие, кто знает и любит наше Богослужение, могут испытать сходные чувства — и горечи, и негодования. Однако начну обзор этой книги по порядку. На обложке книги помещена большая цитата из писем святителя Феофана Затворника. И вот уже здесь мы имеем дело с обманом, фальсификацией. Приводится цитата, где святитель Феофан говорит о необходимости нового перевода богослужебных книг (он имеет в виду Октоих, Триоди, Минеи) для того, чтобы текст был более понятен. По контексту кочетковского издания подразумевается, что речь идет о переводе на современный русский язык. На самом деле святитель Феофан говорит совсем другое. В том же самом письме (эти слова, естественно, остались за пределами цитаты, приведенной в книге «Православное богослужение. Русифицированные тексты») святитель Феофан поясняет свою мысль: «Перевесть не на русский, а на славянский язык, и благоговейно, и понятно». Святитель Феофан хотел, чтобы богослужебные тексты были не только понятны, но и благоговейны. То, чего как раз нет в кочетковском их варианте.

И надо сказать, что наше священноначалие очень быстро прислушалось и постаралось осуществить эту мысль святителя Феофана. Уже в начале XX века у нас появились вновь отредактированные, несколько русифицированные богослужебные книги. И вот тут надо отметить очень важный факт: эти новые богослужебные книги (хотя были изданы совершенно официально, по благословению Святейшего Синода), не были приняты церковным народом. Ввиду известных катастрофических событий, книгопечатание на некоторое время вообще прекратилось и в употреблении осталось все-таки больше книг старого издания. А потом, когда у нас, наконец, появилась возможность печатать богослужебные книги (то есть начиная с 70-х годов), наша Церковь уже перепечатывала те книги, тот вариант текста, который был всеми принят и всем желанен, а именно те книги, которые существовали до этой «справы» начала XX века.

Это говорит о настроениях нашего церковного народа. События послереволюционные тоже много нам говорят о них. В предисловии священник Георгий Кочетков ссылается на то, что «митрополит (как он его почтительно именует) Александр Введенский отвергал опыт богослужения на современном русском языке». На самом деле это было, мягко говоря, не совсем так. Когда обновленцы выступили с программой своих реформ, у них на одном из первых мест стояли планы реформы богослужебной. Предполагалось, в частности, все Богослужение перевести на русский язык. Но очень быстро обновленцы убедились, что такие опыты ведут к полному краху. Люди, независимо от того, как они относились к обновленцам или к православной, Патриаршей Церкви, — переставали ходить в те храмы, где Богослужение совершалось на современном языке, по каким-то скороспело составленным новым книгам. И именно поэтому, увидев крах своей языковой литургической реформы, Введенский отказался от ее широкого проведения. Осталось какое-то легкое ретуширование: скажем, слово «живот» обновленцами заменялось систематически на слово «жизнь»; поэтому люди, которые посещали храмы, говорили, что вот там-то и там-то служат «без живота», то есть не употребляют слово «живот». Это уже был признак модернизма.

Но в основном обновленцам вынужденно пришлось вернуться к церковнославянскому языку, потому что ни убежденные сторонники обновленчества в своем большинстве (такие ведь тоже были), ни, тем более, люди равнодушные, которым все равно было, в какую церковь идти (таких тоже было немало в то время), — никто из них не хотел никаких литургических новшеств. Буквально единицы стояли за эту реформу. Среди этих немногих были такие деятели обновленчества, как епископ Антонин (Грановский) и священник Василий Адаменко. Об обоих священник Кочетков говорит с великим благоговением, переводы обоих он широко использует в своей версии Богослужения.

Священник Василий Адаменко в конце жизни даже покаялся в обновленчестве. Когда он перешел в Патриаршую Церковь, заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский), понимая, что этот человек сосредоточен на одной идее, которой он отдал все свои силы, дозволил ему продолжать совершать Богослужение так, как он мечтал, так, как он это делал. Этот уникальный случай, конечно, вовсе не означает, что митрополит Сергий благословил для всей Церкви совершение Богослужений на современном языке. Этого не было и быть не могло, хотя священник Георгий Кочетков намекает, что именно таково было намерение блаженнейшего митрополита Сергия.

Что касается целей перевода, то в книге ставятся их две, совершенно противоположные, несовместимые. Во вступительном слове к этой публикации академик Аверинцев говорит, что «нужно дать текст, понятный для советского дичка», как он элегантно выражается. Священник же Георгий Кочетков ставит совсем другую цель. Он говорит о том, что «наша верность русской культуре должна вести к тому, что мы введем Богослужение на современном русском языке». На самом деле «введение Богослужения на современном языке» есть отрицание культуры, есть (не побоюсь этого сказать) предательство нашей культуры. Потому что наша культура во все века, во все эпохи основывалась на церковнославянском Богослужении. Церковнославянская книга, прежде всего, в ее богослужебном звучании, прочно вошла в нашу культуру, и сам наш язык запечатлел во множестве славянские выражения.

Величайшие русские художники слова воспринимали Богослужение именно по-славянски. И представляю себе, как бы они ужаснулись, если бы им показали эти «новые опыты». Священник Георгий Кочетков претендует одновременно и на духовное дело, и на научный труд. Конечно, чтобы сделать перевод Богослужения, нужно кое-что знать. Насколько соответствует этим требованиям священник Георгий Кочетков? Он любит демонстрировать свою ученость, у него множество всяких латинских слов. Даже в сам текст Литургии введены такие школьные термины, как «prаefatio», «intercessio». Но даже латинского языка священник Георгий Кочетков совершенно не знает. Когда я читал его диссертацию, там на каждом шагу попадается известный богословский термин «ex opere operato». И, по-моему, ни разу это выражение не было написано правильно.

Также и в книге, которую мы рассматриваем: в первых же строчках предисловия священника Георгия Кочеткова мы читаем латинское выражение «regula fide». На самом деле нужно было бы сказать «regula fidei», но, по-видимому, для о. Георгия законы латинской грамматики не писаны.

Греческих цитат он благоразумно избегает, наверное, там была бы еще большая путаница. Но все дело в том, что наше Богослужение — все-таки греческое Богослужение. Когда мы изучаем Ветхий Завет, мы можем отдавать предпочтение или греческому его тексту, или еврейскому. Но когда мы имеем дело с Богослужением, то у нас нет иного текста, кроме греческого. И перевод Богослужения может быть переводом только с греческого текста. Эта непреложная истина для о. Георгия Кочеткова тоже не писана, потому что он постоянно пользуется в своем издании русским переводом псалмов, который сделан в основном с еврейского текста. Мало того, если в молитвах встречаются выражения, заимствованные из псалмов (а для каждого, кто знает наше Богослужение, известно, что таких случаев великое множество: можно сказать, что все почти Богослужение строится на цитатах из Псалтири), очень часто греческая Библия подменяется еврейской. А все дело в том, что между еврейской и греческой Библией есть много несоответствий. Есть места, смысл которых совершенно различен в этих двух вариантах Священного Писания Ветхого Завета.

Но перейдем к самому тексту. Вот Великая ектения, которая, как мы знаем, произносится и в начале вечерни, и в начале утрени, и в начале Божественной Литургии. Сразу же здесь обращает на себя внимание множество того, что на театральном языке называется «отсебятиной». (Я этим словом не побоюсь пользоваться, хотя оно взято совсем из другой сферы. Но и в театре, хотя там произносятся всего лишь человеческие слова, любой актер и любой зритель хорошо понимает, что очень недостойно, когда великого Шекспира или великого Пушкина какой-нибудь режиссер или какой-нибудь артист начинает корежить по своему усмотрению.) В данном случае слово «отсебятина» вполне уместно. И это относится не только к русифицированному Богослужению о.Георгия Кочеткова, но и к тем, кого он берет себе за образцы, – в первую очередь к Грановскому и к Адаменко: у них сам пафос заключался не столько в переводе на современный язык, сколько в изменении Богослужения, в введении какого-то «нового Богослужения».

Мы видим, что очень важные слова в кочетковском Богослужении выбрасываются. Например, молитва о Патриархе произносится таким образом: «О святейшем патриархе Алексие II», или же со вставкой, которую делает здесь священник Кочетков: «О епископе нашем святейшем патриархе Алексие II».

Конечно, мы знаем, что в городе Москве Святейший Патриарх есть, кроме всего прочего (а может быть, и в первую очередь) епископ града Москвы. Но мы молимся о нем не только как о нашем московском епископе, но и как о Первоиерархе нашей Русской Православной Церкви, а поэтому, по древним образцам, Собор 1917–1918 гг. ввел именование Святейшего Патриарха «великим господином и отцом». И выбрасывать эти слова из Богослужения никто не имеет права.

Далее следует молитва о «достойном пресвитерстве» – вместо «честнем пресвитерстве». Если бы о. Георгий вдумывался в слова, его перевод от этого только выиграл бы. Я понимаю, что слово «честный» перевести на русский язык довольно трудно, но совершенно очевидно, что «честный» и «достойный» — это совершенно разные понятия. «Честный» — этот тот, кому воздается честь. Не считая себя достойными священниками, исповедуя свое недостоинство, мы молимся «о честнем пресвитерстве», народ Божий молится о нем, потому что народ, несмотря на все наше недостоинство, воздает честь своим пастырям, своим священникам. А в кочетковском варианте эта молитва «о достойном пресвитерстве» звучит каким-то таким «эксклюзивным» образом. Произносится молитва «о достойном пресвитерстве», подразумевая, что о недостойных и молиться нечего. То есть здесь очень грубое искажение смысла церковной молитвы.

В прошении «о стране» почему-то во всех местах отсутствует моление «о воинстве». Я думаю, что сегодня, когда наше воинство, неся свое героическое служение, проливает кровь, мы просто обязаны молиться о нем.

Вместо «о благорастворении воздухов» мы читаем такое замечательное выражение: «о благодатной погоде». Здесь уже грубая ошибка богословского характера, потому что любой семинарист знает, что благодатью называются сверхъестественные дары Божии. Мы молимся об этих дарах, но мы молимся также о естественных дарах Божиих, одним из которых является «благорастворение воздухов». И вот это славянское выражение, может быть, особо актуально звучащее в наше время, когда все так озабочены известными экологическими проблемами, — это замечательное выражение заменяется богословски-безграмотным и каким-то мещански-легкомысленным выражением «о благодатной погоде». Сразу вспоминаются какие-то книги XIX века, где люди (конечно, без всякой злой мысли, но не строго употребляя священные понятия) могли называть благодатью то, что мы в строгом смысле не называем этим, совершенно определенным, конкретным понятием.

И заключение мирной ектении: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную Богородицу Деву Марию». Так это звучит у священника Георгия Кочеткова. Такие слова, как «Славную Владычицу нашу» и другие — он опускает. Конечно, не нужно быть предвзято настроенным к отцу Георгию, чтобы увидеть здесь умаление Божией Матери и определенный протестантский нюанс. Те, кто сочувствует протестантам или ищет взаимопонимания с ними, стесняются почитания Божией Матери, почитания святых и стараются его как-то умалить, редуцировать.

И возглас после мирной ектении: «Ибо Тебе принадлежит вся слава, честь и поклонение». По-славянски: «Яко подобает Тебе». Опять-таки здесь подмена понятий. «Принадлежит» — то, что дано, «подобает» — это то, что должно быть. Все должны воздавать всякую славу, честь и поклонение Богу. К сожалению, не все это делают. И в славянском возгласе есть призыв, который совершенно отсутствует в кочетковском, так называемом русифицированном, а на самом деле – просто переводном варианте.

Греческий язык очень богат. В славянском языке иногда не хватает слов для того, чтобы каждому греческому слову дать соответствующий ему славянский эквивалент. Но все-таки славянский язык чрезвычайно богат различными выражениями, близкими по смыслу, перекликающимися друг с другом, но не полностью синонимическими. Священник Георгий Кочетков как бы тяготится этим богатством и убирает те слова, которые ему не нравятся. Например, возглас «яко Твоя держава» претерпел такое изменение: слово «держава» почему-то для о.Кочеткова совершенно неприемлемо и оно систематически заменяется на слово «власть», хотя «власть» — это другое понятие и имеет другой греческий эквивалент, так что в этой замене нет никакой нужды. Прежде всего потому, что и русский язык тоже имеет слово «держава» в своем словаре.

Русифицированный текст священника Кочеткова, как я сказал, на самом деле представляет собой перевод, из которого изгоняется все славянское, все мало-мальски напоминающее славянский язык. В русском языке обычно ударение не проставляется. Священник Кочетков в своей литургической книге ставит ударения там, где славянское ударение не совпадает с русским, как бы настаивая на том, чтобы ударение было обязательно как в современном русском языке и ни в коем случае не так, как мы это слышим по-славянски. Например, «придите, поклонимся», но ни в коем случае, не «поклонимся». Во всех случаях проставляется двоеточие над «е», даже в имени Фекла, хотя непонятно, почему такая непоследовательность. Если Фекла превращается в Фёклу, тогда надо Иоанна превратить в Ивана, и Сергия — в Сергея (и Георгия в Егора. – Сост.). Почему-то это не делается, но вот Фекла сподобилась русификации.

Систематически устраняются или заменяются на русские эквиваленты все славянские формы. Иногда это приводит к невразумительности, текст становится совсем непонятным. Там, где в одной из молитв вечерни говорится о «Едином Благом и Человеколюбивом Боге», кочетковский текст звучит таким образом: «воспеваю Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего». Какое значение имеет здесь слово «одного» — непонятно. Оно может быть понято как своего рода артикль.

Вход на вечерне. Здесь священник Кочетков вводит большое литургическое новшество. Вход предписывается обязательно: «с Писанием». Мы знаем, что по чину православного Богослужения бывает вход «с Евангелием». Именно Евангелие возлагается на Престол, и совершением знака креста Евангелием над антиминсом начинается Божественная Литургия. В храме священника Георгия Кочеткова Евангелие заменено Библией. Библия всегда лежит на Престоле, и вход на вечерне тоже совершается с Библией.

«Свете Тихий» — это песнопение начинается в переводе о.Кочеткова по-другому: «О, Свете Ясный». Всякий, даже школьник, знает, что когда ты открываешь словарь и видишь, что одно слово имеет несколько значений, ты не имеешь права выбрать то значение, которое тебе больше нравится. Ты должен уметь обосновать свой выбор того или иного значения слова. Греческое слово «иларос», которое в подлиннике этого песнопения, не означает «ясный». На это можно возразить, однако, что и традиционный славянский перевод не совсем точен. Я соглашусь с тем, что современное слово «тихий» не является точным переводом греческого «иларос». «Иларос» — это веселый, радостный. Но, в то же время, мы не знаем, каково было точное значение слова «тихий» при святых Кирилле и Мефодие и их преемниках. А кроме того, и это нужно сказать в первую очередь, в этих словах, относящихся ко Христу Спасителю (Свете Тихий), мы видим одно из великих откровений русской духовности. Именно так славяне видели Свет Христов. Именно таковы были те, кто шел за Христом, — наши святые, наши преподобные, те, кто подражал Христу (по известному слову Апостола Павла: «Подражайте мне, как я — Христу»). Вот эта тихость, эта кротость, смирение христианства, так хорошо увиденное и до такой глубины воспринятое нашим православным народом, прежде всего нашими святыми, — это то, что содержится уже в этом песнопении, в его древнем славянском переводе. И это то, что совершенно исчезает в этом скороспелом, современном переводе священника Кочеткова, который как бы нарочно старается дать «что-то новенькое», дать альтернативу как бы приевшемуся всем, надоевшему старому. Такой подход к священным текстам, конечно, совершенно недопустим.

Что еще можно сказать? Например, молитва главопреклонения на вечерне в кочетковском переводе: «Воззри на народ Твой». На самом деле по-славянски: «на рабы Твоя». Это очень характерная замена, потому что слово «раб» вызывает как бы чувство стыда, стеснения у современного модерниста, он старается его устранить. Я не могу сказать, что это слово удалено повсюду, но в некоторых местах, так же как в том, которое я процитировал, оно заменено чем-то другим.

Когда Бог в той же молитве называется «Страшным Судиею», то слово «страшный» священник Кочетков меняет на «великий» — тоже в духе такого современного, интеллигентского гуманизма.

Далее. Лития. «Укрепи христиан православных» вместо: «возвыси рог христиан православных». Образное, художественное ветхозаветное выражение заменяется безличным словом «укрепи».

«Святых славных и победоносных мучеников» вместо «добропобедных». Слово «добропобедный» означает «побеждающий добром». Это замечательное, очень выразительное слово, которое сразу нам раскрывает смысл мученического подвига. И вот это слово заменяется другим, менее емким.

Далее. Молитва «о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной». Вот здесь священник Кочетков, просто по неведению, отступил от своего принципа перевода. Он решил, что слово «озлобленный» в переводе не нуждается, а на самом деле это слово как раз в славянском языке имеет другое значение, нежели в современном русском. Славянское «озлобленный» означает «терпящий зло», претерпевающий какие-то несчастья. Так что опять получилась путаница и ошибка.

«О мире и благосостоянии всего мира». Вместо «благостояния», что означает устойчивость, стабильность, — мы видим какое-то мещанское, торгашеское «благосостояние». Молитва произносится вовсе не об этом.

Далее — прошение «об исцелении болящих». Выразительное славянское «в немощех лежащих» без всяких оснований заменяется на форму: «болящих». Между прочим, тоже славянскую, но почему-то она считается более простой, чем «лежащие в немощи».

Прошение «о сохранении... от голода, истребления, землетрясения» – то, что соответствует нашему: «от глада, губительства, труса и т. д.». Слово «губительство» священник Кочетков здесь опять не понял, потому что здесь имеется в виду эпидемия.

В конце вечерни мы видим такой молитвенный призыв к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»– вместо: «Спаси нас!» Здесь опять мы видим то, что священник Георгий Кочетков или протестантствует, или хочет угодить протестантам, не допуская мысли, что Пресвятая Богородица участвует в нашем спасении.

«Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе!» Значит, слово «упование» уже вычеркнуто из русского словаря, и мы можем забыть о том, что это слово существует.

Но вот, как это ни странно, пресвитер по кочетковскому служебнику благословляет народ таким образом: «Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно и во веки веков». Это трудно объяснить, потому что выражение «во веки веков» обычно у него заменяется более коротким: «во веки» и всячески изгоняется «присно». Но поскольку здесь есть уже слово «всегда», то нельзя два раза его употребить. По-видимому, именно этой нехваткой русских слов и объясняется, что славянское слово оставлено.

На отпусте упоминаются, как и по-церковнославянски, «Богоотцы Иоаким и Анна». В то время как в других местах перевода о.Кочеткова говорится о «родителях Богородицы Иоакиме и Анне».

Вообще говоря, в тексте много непоследовательности, концы не сходятся с концами, нет единого, последовательно проведенного принципа, и это, конечно, делает опыт перевода священника Кочеткова еще менее убедительным.

Мы рассмотрели только тексты вечерни. Объем статьи не позволяет подробно разобрать тексты утрени и Литургии в переводе о.Георгия Кочеткова, в которых содержится огромное число странных и безграмотных выражений, совершенно неприемлемых для слуха церковного человека и искажающих смысл православного Богослужения.

В заключение я хотел бы рассказать один анекдот (в старину так называли подлинные истории, которые не вошли в официальные исторические анналы). На флагманском корабле адмирала Бирюлева служил молодой иеромонах. Он был очень ревностный, с удовольствием устраивал продолжительные Богослужения и привлекал к участию в них большое число матросов. И вот, в конце концов, адмирал высказал ему свое недовольство. У матросов — своя служба, у них времени мало, а они должны, так же, как господа офицеры, много времени проводить за службой церковной. И еще готовиться к ней, разучивать песнопения... Вот, нельзя ли, батюшка, как-нибудь тут изменить, что-нибудь сократить?.. Иеромонах докладывает адмиралу, что он не изобретатель Богослужения, что он служит по служебнику. И тогда адмирал дерзновенно говорит ему: «А ну-ка дайте сюда ваш служебник! Давайте посмотрим, что тут у вас есть!» Берет карандашик и — прошелся по служебнику: «Миром Господу помолимся...» Очень хорошо, это, конечно, на месте. А что тут дальше у вас идет? «Паки и паки, паки и паки, паки и паки...» Зачем эти повторения? Давайте это выбросим!» И карандашиком вычеркивает. И так вот по всему чину прошелся и возвращает батюшке этот служебник с замечательными карандашными пометками. Иеромонах говорит: «Ваше высокопревосходительство! Я все-таки пока так служить не могу. Я поговорю со своим начальством...» И вот во время стоянки в Кронштадте батюшка едет в Петербург, идет в Святейший Синод и просится на прием к обер-прокурору Победоносцеву. А Победоносцев был человек очень православный и особенно любил Богослужение. Он хорошо принял батюшку, обещал, что все будет хорошо, и попросил у него служебник с пометками адмирала. После этого Победоносцев вызывает адмирала Бирюлева к себе. А Победоносцев в то время был человеком всесильным, чем-то вроде негласного премьер-министра, все перед ним трепетали. Бирюлева он заставил часика два подождать в приемной, потом наконец вызвал и ледяным тоном сказал ему: «Ваше высокопревосходительство! Церковь Христова знает Литургию святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова. Литургии адмирала Бирюлева Церковь Христова не знает!»

На этом адмирал был отпущен и после этого батюшка мог уже служить беспрепятственно.

Вот и мне хотелось сказать, что Церковь Христова знает нашу традиционную Литургию и не знает литургии модернистской, где не только все переводится кое-как на современный русский язык, но и очень часто производится замена правильного на неправильное, происходит духовное искажение смысла Богослужения.

Это сознает и сам автор этого опыта: он в предисловии требует «свободы», а фактически — требует анархии. Он требует, чтобы каждая община, каждый приход «сам определял, как ему служить», ни к селу ни к городу приводя известное выражение: «в каждом монастыре свой устав». Действительно, в каждом монастыре свой устав, но устав Богослужения положен для всех, это – образец, которому все должны посильно следовать. А что касается Таинств, что касается Божественной Литургии, то здесь следование Уставу, следование книгам, которые издаются по благословению Священноначалия — совершенно необходимо.

 
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В статье протоиерея Валентина Асмуса рассмотрена лишь часть переводов о. Кочеткова – перевод текстов вечерни. Впрочем, и уже проведенного анализа достаточно, чтобы не ожидать ничего хорошего от остальных «переводческих упражнений» о. Кочеткова. Строго говоря, это не только не «русифицированный текст», но даже и не перевод. Скорее, это уже попытка составления нового богослужебного последования – о. Кочетков не только безграмотно пересказывает богослужебные тексты, но и выбрасывает из них не понравившиеся ему части (например, тропарь 3-го часа и соответствующие слова Псалмопевца в последовании Литургии). Право на революцию в богослужении о. Кочетков усваивает себе, основываясь (об этом заявляется в предисловии к книге) на принципе «местной соборности», принципе, неведомом Церкви, но милом сердцу о. Кочеткова. Принцип этот, если «русифицировать» его по методу самого о. Георгия, формулируется просто: «моему ндраву не препятствуй!». Церковь же – богословские и богослужебные комиссии, священноначалие, Соборы, наконец, весь церковный народ, – должна лишь подтверждать своим «аксиос» выходки реформаторов, – заявляет в предисловии к книге «переводов» о. Кочетков. Таков итог «богословия» ректора псевдофиларетовской ВПШ (Свято-Филаретовской назвать ее язык не поворачивается, зная отношение святителя Филарета (Дроздова) к невежественным нововведениям и нововводителям).

Ожидая будущего Поместного Собора, остается надеяться, что «долгосмотрение» сквозь пальцы на отнюдь не невинные игры неообновленцев наконец сменится ревностью об ограждении Церкви от покушающихся ее разрушить.




 
 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Священнослужители из окружения Патриарха Кирилла практикуют обновленческие богослужения

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

16.05.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии

11.05.2019
Французские эсэсовцы – последние защитники Рейхстага

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.05.2019
Евгений Копарев

Битва цивилизаций: Евросоюз против СССР в 1941–1945 гг.

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

6.03.2019
Михаил Тюренков

Геополитика мирового Православия: Будут ли созданы церковные «НАТО» и «Организация Варшавского договора»?

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

25.02.2019
Сергей Смирнов

Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

31.01.2019
Диакон Илья Маслов

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

 

НОВОСТИ

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

15.04.2019
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)