Богородица

Библиотека Школа церковной смуты. Плоды обновленческой «катехизации»

Послесловие


Указ о запрещении в священнослужении священника Георгия Кочеткова до его полного раскаяния подписан Святейшим Патриархом Алексием 9 октября 1997 года в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, боровшегося в 20-е годы с обновленчеством. Совпадение это явно промыслительно.

Участники насилия в алтаре над православным священником подвергнуты справедливым каноническим прещениям. Обращает на себя внимание, что в Указе говорится не только об установлении факта «насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким», но и о причинах, приведших к этому позорному событию, которые выразились «в систематическом проявлении самочиния со стороны священника Георгия Кочеткова как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода».

Пресс-служба братства «Сретение» 13 октября 1997 года сразу после оглашения Указа Святейшего Патриарха распространила и опубликовала (см.: «Церковно-общественный вестник», № 25) заявление. В нем по-прежнему говорится о «клеветнической кампании, направленной на дискредитацию и уничтожение миссионерской, просветительской, благотворительной деятельности отца Георгия Кочеткова, его общины и братства “Сретение”», снова утверждается, что «в Указе отцу Георгию и его прихожанам было инкриминировано “насилие и глумление над священником”».

В то же время, несмотря на полное отрицание своей вины, о. Георгий и все названные в Указе участники инцидента «прошли,— как говорится в заявлении пресс-службы братства “Сретение”,— исповедь у епархиального духовника». Что такое исповедь без покаяния, православному человеку представить трудно. На память приходит в связи с этим лишь одна аналогия: карикатура на католическую церковь во время Реформации, которая изображала бандита, покупавшего у монаха индульгенцию с прощением грехов, и после этого грабившего того же монаха. Само название заявления кочетковской пресс-службы об Указе Патриарха: «Необоснованное наказание отца Георгия Кочеткова и его прихожан. Гонения на общину продолжаются» («Русская мысль», 1997, № 4193) явно ставит под сомнение полноту и искренность «исповеди у епархиального духовника».

Более того: один из кочетковских активистов-публицистов Б.Колымагин в той же «Русской мысли» (1997, № 4196) возмущается тем, что «церковное начальство не намерено пересматривать свои вопиюще несправедливые решения», а протоиерея Олега Клемышева — нового настоятеля Успенского храма в Печатниках, Б.Колымагин именует «насильником» и даже сравнивает с... «бесноватым» (!). Похоже, что жертвой издевательств и оскорблений со стороны кочетковской «открытой интеллигентной общины» станет не один о. Михаил Дубовицкий.

Заштатный игумен Иннокентий (Павлов) в своих выступлениях по радиостанции «София» 20 и 27 октября 1997 года пошел еще дальше. Он призвал «отлучить от Церкви» всех членов церковной комиссии во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым), расследовавших дело священника Георгия Кочеткова, а также всех священников и мирян, выступавших на радиостанции «Радонеж» и в печати на стороне претерпевшего насилие и надругательства отца Михаила Дубовицкого, поскольку все они якобы составили «заговор» против священника Кочеткова. Игумен Иннокентий постоянно называет себя «специалистом по церковному праву» и потому позволил себе подвергнуть сомнению правомочность Указа Патриарха. Доводы отца игумена таковы: все свидетельствуют, что отец Георгий даже не дотронулся пальцем до отца Михаила, поэтому правила Соборов, относительно рукоприкладства, к о. Георгию не имеют никакого отношения. Но «специалисту по церковному праву» не следовало бы так уж наглядно выставлять свою некомпетентность в этих вопросах: в упомянутом в Указе 9-м правиле Двукратного Собора как раз говорится о тех, кто виновен в рукоприкладстве «посредством повеления», то есть как раз о таком случае, который произошел в храме Успения Богородицы в Печатниках.

Можно считать, что в истории с «богословской» самодеятельностью и литургическими экспериментами кочетковской общины поставлена точка. Пока. Но будет ли остановлен натиск на Русскую Православную. Церковь с целью заставить ее пересмотреть некоторые свои вероучительные и канонические положения под разговоры о церковном обновлении, «доступности богослужебного языка», облегчения церковной дисциплины (упразднения постов, отмены индивидуальной частной исповеди), подчиниться духу века сего и стать на широкий путь, который, как известно, ведет к погибели.

В последнее время высказываются мнения о том, что «правильные в целом идеи церковного обновления» скомпрометированы отдельными личностями (вновь повторяется печально известный тезис о том, что позитивные идеи обновленчества начала XX века были скомпрометированы в 20-е годы одиозными деятелями, вроде Введенского, Антонина Грановского и Красницкого; в частности, эти идеи озвучиваются неким канадским религиоведом Д.Поспеловским). Совершенно очевидно, что обновленчество не собирается сдавать свои позиции: его представители срочно меняют тактику, в частности, по вопросу об экуменизме. Они призывают заменить уже скомпрометировавший себя экуменизм «модели ВСЦ» неким «подлинным христианским экуменизмом». Однако не следует забывать, что всякое древо познается по плодам.

Да, несомненно, хорошо, что антиправославная деятельность обновленческого экстремиста о. Кочеткова, будем надеяться, прекратится. Но это всего лишь верхушка айсберга. Главный вопрос — попытки размывания догмата о Церкви, отрицания незыблемости ее Священного Предания, ревизии догматического, канонического и литургического ее наследия, то есть идеи реформации Православия — остается открытым. Пока немногочисленная группа церковных реформаторов внутри Русской Православной Церкви вновь пытается навязать православным дискуссии об основах святоотеческого Православия (например, о границах Церкви), а православные вовлекаются в эти заведомо недопустимые собеседования с обновленцами, новые кочетковы будут появляться снова.