Богородица

Библиотека

Протоиерей Борис МОЛЧАНОВ
О земных поклонах


Когда воинская часть проходит через мост, тогда она должна идти не в ногу, ибо при ритмичном шаге марша вся сила давления на мост во много раз увеличивается и может проломить его. Такова сила ритма.

Тот же естественный закон действует и в духовном мiре. Индивидуальная молитва одного человека, от какого бы горячего сердца не исходила, вес же не может иметь такого действия, какое свойственно только общественной молитве. Последняя, сливая в едином ритме души многих, приобретает такую силу; которая в состоянии пройти небеса. «Истинно говорю вам, что если двое (или многие) из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

К сожалению, наша нынешняя общественная молитва представляет собой печальное явление. Каждый человек в храме в лучшем случае молится своей особой индивидуальной молитвой, совершая земные поклоны, сообразуясь с Церковным Уставом, а в худшем случае, не внимая молитве, занимается наблюдениями над соседями или думает о своих житейских делах. Каждая духовная овца бредет в свою сторону, не слушая призыва своего пастыря – к полному духовному слиянию всех молящихся в едином духовном ритме соборной молитвы, чтобы «едиными устами и единым сердцем» обращаться к Богу.

Для достижения внутреннего единства в общественной молитве от каждого из нас требуется: 1) послушание внешней дисциплине во время Богослужения, т.е. точное исполнение Церковного Устава и 2) полное сосредоточение своего внимания на содержании богослужения, раскрывающегося в словах чтения, пения и священных возглашений.

Конечно, полная сосредоточенность на словах Богослужения – дело не легкое, требующее постоянных усилий и тренировки внимания, но необходимое. Надо всегда иметь в виду то, что если мы не слышим общественные молитвы, то и Бог нас не слышит. И такое наше участие в молитве остается безполезным и безсильным. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.  Но тщетно (напрасно) чтут Меня» (Мф. 15, 8–9).

Первой ступенью в развитии сосредоточенной молитвы и в достижении единого духовного ритма в ней является однообразная внешняя дисциплина и храме, одинаковое исполнение всех обрядов, предписываемых Церковным Уставом.

1. Мы должны знать, что Церковный Устав предписывает нам в определенные моменты Богослужения делать земные поклоны, сразу же вставая с колен. Стояние на коленях допускается в редких случаях. О нем верующие извещаются специальным возгласом священнослужителя: «преклонша колена... помолимся». Без этого же приглашения стоять на коленях не следует.

2. Правилами св. отцов и постановлениями Вселенских Соборов земные поклоны в дни воскресные (начиная с воскресной всенощной в субботу) и в дни великих праздников запрещаются:

а)  Во время воскресной Утрени подходящий к Евангелию «не до земли творит поклоны, но малые, преклоняя главу, дондеже, рукою достигнет до земли (поясные). В неделю бо (в воскресный день) и Владычний праздник и в Пятидесятницу (от Пасхи до Троицына дня) колена не преклонять» (Типикон, гл.2, Утреня).

б)  «В день Господень и во дни Пятидесятницы, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Св. Собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Правило 20-е 1-го Вселенского Собора).

в)  «От Богоносных Отец наших канонически предано нам не преклонять колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (Правило 90-е VI-го Вселенского Собора).

г)  «День сей (воскресный) есть как бы некоторый образ чаемого (будущего) века... Посему церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы <...> как бы переселяя нашу мысль от настоящего в будущее (где уже не будет коленопреклонений)». «Но, у меня, – скажет кто-либо, – есть усердие именно земной поклон сотворить»? – «Умерь твое усердие, так не кстати и не вовремя родившееся. Для земных поклонов есть дни будничные. А в праздники их от нас не только не требуют, но и запрещают правила Св. Церкви» (Св. Василий Великий).

В этих церковных постановлениях не трудно усмотреть – какое значение придавала Церковь земным поклонам в воспитании одинакового религиозного настроения у всех молящихся. И потому всякое излишнее усердие в коленопреклонениях, нарушающее правила Церкви, не только не приносит никакой пользы нарушителям, но и лишает их самого важного – возможности войти в полную гармонию, в единый ритм с Собором молящихся.

Значение земных поклонов в воспитании религиозного чувства прекрасно раскрывается в одном древнем отеческом повествовании. «Однажды пришел к авве Иоанну крестьянин и, рассказав ему про свою крайнюю нужду, просил у него в долг номисму (4 рубля). Старец пожалел его и занял для него эту сумму в обители. Прошло два года, но крестьянин к старцу не являлся. Между тем, блаженный авва узнал, что крестьянин стал вести безпечную жизнь, и вовсе перестал заботиться о своей семье. Долго думал старец – как помочь горю? И, наконец, призвав к себе крестьянина, сказал ему: “Верни же мне долг, брат!” – “Видит Бог, нечем мне заплатить тебе”, – отвечал крестьянин. “А я вот помогу тебе расплатиться, – сказал старец, – когда только ты будешь свободен, приходи ко мне и клади перед иконой по 30 поклонов, я буду давать тебе за это всякий раз по керате (18 копеек)”. И стал крестьянин очень часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны. “Зачем ты это делаешь? – спрашивала братия старца. – Полезны ли крестьянину одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его”... На это старец отвечал: “Духовная жизнь в крестьянине угасла, и она не может появиться в нем сразу. Плод растения никогда не созревает мгновенно. Каждому плоду предшествует цвет. Цвету предшествует лист, а листу – почка и оживление ветвей. Не знаете ли, что дар истинной молитвы и духовной жизни есть плод. Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет. Поклоны же – это как бы первая окопка дерева. Среди поклонов неизбежно проявятся и начатки молитвенного духа”. И старец оказался прав. Он продолжал упражнять крестьянина до тех пор, пока последний таким образом не уплатил ему всего своего долга. Но и после этого крестьянина часто видели у старца. Он уже добровольно приходил  молиться с ним  и класть земные поклоны. В деньгах крестьянин перестал нуждаться, потому что с той поры он начал трезвую трудолюбивую жизнь» (Луг духовный).

Оказалось, что земные поклоны – эти простые механические движения вскрыли заснувшее в душе крестьянина сокрушенное сознание своей греховной жизни.

Теперь нам станет понятно – почему земные поклоны уместны и полезны на будничных Богослужениях и в дни Великого Поста, когда от верующих требуется сокрушение о грехах своих, и почему они неуместны и не полезны в дни воскресные и в дни Великих Праздников и Пятидесятницы, когда от верующих требуется радостное переживание победы Христа над адом и смертью, и чаяние будущего торжества Церкви.

Во всякий обряд нужно не только всмотреться, но и глубоко практически войти в него, чтобы внутренняя его сила ожила для нашего сердца. Ведь всякий обряд в свое время создан великой мыслью, великим вдохновением веры и молитвы. И те святые моменты высокого подъема духовной жизни Церковь намеренно и закрепила в обряде, остановила их, так сказать, на веки – с целью духовного воспитания последующих поколений.  

Вот почему очень важно еще в раннем детстве не только учить детей Закону Божию и молитвам, а и практически вводить их в церковную обрядность. Пусть ребенок вначале исполняет обряды механически и не понимая их; они постепенно к более зрелому возрасту раскроют ему свою великую духовную силу.

Все наши церковные обряды – это те ступени, по которым миллионы верующих восходили к Богу. Мы должны не пренебрегать, а лобызать этот путь, эти следы святых миллионов... 

Вспоминается одна прекрасная глубокая легенда. Несли стеклянную Чашу с драгоценной Священной Влагой.  Все, сделав земной поклон, стали подходить и лобызать Чашу. Но, вот, некоторые лица стали кричать: «Слепцы, зачем вы целуете стекло, простое стекло. Нам драгоценна одна лишь содержащаяся в нем Влага. Идолопоклонники, бросьте сосуд, он нам не нужен». И вот бросили и разбили Сосуд... и, разлившись, исчезла в земле Священная Влага. Так и в отношении внешних форм и обрядов. Разбей же их и, вместе с ними, исчезнет и великая духовная сила веры и молитвы, которая в них заключается.

 

 

——————————————————————————

Об авторе: Протоиерей Борис Молчанов родился 24 июля 1896 г. в Санкт-Петербурге в семье протодиакона. Окончил Санкт-Петроградскую духовную семинарию (1916) и артиллерийское училище. По окончании училища служил в артиллерийских частях на Румынском фронте Первой мировой войны. Участник Белого движения в рядах Северо-Западной добровольческой армии ген. Н.Н. Юденича. С 1920 г. в эмиграции во Франции. В 1927 г. рукоположен в сан диакона и назначен на русский приход в Медоне. В 1928 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже и перешел в клир Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Священник. Настоятель православного прихода в Медоне (1927-1933). Настоятель церквей в Лондоне (1933-1938), Бейруте (1938), в Белой Церкви (1938-1941). Преподавал Закон Божий в I русском великого князя Константина Константиновича кадетском корпусе и в девичьем институте. Полковой священник 3-го полка Русского охранного корпуса (1941-1945 (по другим сведениям, с января 1942 г.). С 26 мая 1945 г. исполняющий обязанности священника 5-го полка Русского корпуса. После войны настоятель различных приходов в Германии и в Австрии (в лагерях для Ди-Пи) (1945-1950). В Австрии служил вторым священником, преподавал Закон Божий в лагере для русских беженцев в лагере в г. Парш. Во Франции с 1950 г., настоятель прихода в г. Нильванж (Франция) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1952 г. служил в кладбищенской церкви в Сент Женевьев-де-Буа близ Парижа. Затем заместитель настоятеля архиерейской Св.-Николаевской церкви при корпусе имени императора Николая II и архиерейского подворья при указанной церкви в г. Версаль близ Парижа (Франция) и законоучитель кадетского корпуса императора Николая II в Версале (1953-1956). Также исполнял дела настоятеля Знаменского прихода РПЦЗ в Париже. В 1956 г. переехал в США. Служил настоятелем приходов в гг. Миннеаполис и Джексон Хайт (шт. Нью-Йорк) в юрисдикции РПЦЗ. С 1959 г. второй священник кафедрального собора Знамения Божьей Матери в Нью-Йорке, сотрудник канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Митрофорный протоиерей (1962). В 1963 г. был послан в Сан-Франциско в качестве ревизора и поддержал противников архиепископа Иоанна (Максимовича), а позднее в здании Синода на коленях просил у него прощения. Состоял членом Нью-Иоркского отдела Союза чинов Русского корпуса. Скончался 22 августа 1963 г. в Нью-Йорке. Погребен на кладбище женского монастыря Ново-Дивеево близ г. Нанует (шт. Нью-Йорк).