Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О сектантско-обновленческой деятельности священника Иоанна Привалова



В начале декабря 2012 года в редакцию «Русской народной линии» по электронной почте поступило тревожное письмо от прихожан храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области, обеспокоенных антиканоническим поведением настоятеля иерея Иоанна Привалова. К письму была приложена копия Обращения мирян Архангельской епархии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В документе, под которым стоят подписи почти трехсот человек, в частности, говорится, что «под предлогом “подлинной” духовной жизни, миссионерской открытости (русский язык и др.) в Заостровском храме функционирует организация, полностью закрытая для посторонних, жестко контролируемая священником Георгием Кочетковым, негативно настроенная по отношению ко всем остальным чадам Русской Православной Церкви, пренебрегающая ее Преданием и фактически живущая по собственным, скрытым для внешних наблюдателей законам и правилам».

Настоятель храма Сретения Господня священник Иоанн Привалов, отмечается далее, «как и другие последователи священника Георгия Кочеткова», считает «крещеных, но не прошедших “оглашение” в общине ненастоящими, “неполными” христианами». Таких людей «буквально выгоняют из храма после Литургии оглашенных. В результате те, кто не разделяет учения отца Георгия, вынуждены ездить для посещения богослужений и участия в Таинствах в Архангельск (в Заостровье другого храма нет). Таким образом, местные жители не имеют возможности посещать церковь в своем родном селе, а пожилые люди и инвалиды, ограниченные в передвижениях, и вовсе лишены Божественной Литургии». «В результате его (священника Иоанна Привалова. – Ред.) многолетней деятельности в Заостровье сложилась крупная община, члены которой не отождествляют себя с другими верующими епархии», – говорится в Обращении.

«Все стороны жизни общины регламентируются уставом Преображенского содружества малых православных братств, – отмечается в документе. – Все богослужения совершаются на русском языке, хотя, насколько нам известно, подобная практика без благословения священноначалия недопустима. Отец Иоанн использует издание Свято-Филаретовского института (СФИ) “Православное богослужение в переводе о.Георгия Кочеткова”. Разумеется, в тех случаях, когда приезжает епархиальный архиерей, община переходит на церковнославянский, а из храма исчезает католическая, протестантская литература, а также книги, изданные в СФИ. Во время Божественной Литургии используется даже не Синодальный перевод Евангелия, а перевод Сергея Аверинцева, которого отец Иоанн называет святым (публично, во время богослужения)».

«В общине практикуется обязательное Причастие на каждой Литургии, однако не для всех. Члены братства делятся на две категории. Те, кто прошел “оглашение”, обязаны причащаться за каждой Литургией. Те, кто его еще только проходит, а также посторонние, пришедшие на службу, до Причастия не допускаются, более того, их вынуждают выйти из храма после Литургии верных. Таким образом, крещеные, ведущие церковную жизнь люди, если они не прошли “оглашения” в одной из общин отца Георгия, не считаются полноценными христианами и не могут участвовать в Таинствах. При этом “оглашение” может длиться годами, и все это время оглашаемый остается без Причастия. Более того, “посторонним” отказывают и в исповеди. Был случай, когда “оглашаемый” умер, не дождавшись Крещения. Но даже для тех, кто считается “полноценным” христианином, Таинство исповеди скорее профанируется: каждую субботу проводится общая “братская” исповедь. Участие в ней, однако, не влияет на обязанность причащаться. “Частная” исповедь если и проводится, то крайне редко (1 раз в два месяца). После Таинства Евхаристии мирянам (алтарникам) благословляется потреблять Святые Дары. Утреня и вечерня совершается ежедневно мирским “братским” чином, составленным священником Георгием Кочетковым. Любой из членов братства (мирян) может произнести проповедь, некоторые из них должны делать это в обязательном порядке. Членов общины обязывают читать труды священника Георгия Кочеткова, а также протестантскую и католическую литературу», – пишут прихожане храма Сретения Господня.

«В общине, – говорится далее, – регулярно пренебрегают многими традициями богослужебной жизни: на Рождество, Пасху, в Великий пост храм не переоблачают, Великий канон святого Андрея Критского читают сокращенно, за один день, и, разумеется, на русском языке, молебны совершаются только дважды в год (на Новый год и 1 сентября), акафистов не читают вообще, на Рождество нет ночной службы, практически не совершается Таинство Соборования и т.д. На Литургии после возгласа “Возлюбим друг друга…” все члены общины ходят по храму и трижды целуются. Символ Веры отходит на второе место, многим “не до него”. Были случаи, когда пение Символа Веры вообще опускалось. Были случаи, когда членов общины после паломничества в православный монастырь обвинили в прелюбодеянии, под которым понималась “измена” братству. Пребывание в братстве обставляется “семейной” лексикой, но нередко отрицательно сказывается на собственно семейной жизни членов братства. Замкнутость общины проявляется еще и в том, что детей жителей Заостровья, которые не состоят в братстве, не принимают в воскресную школу»…

«Каждый член братства обязан (что вовсе не является распространенной в Русской Православной Церкви практикой) ежемесячно жертвовать “десятину”. При этом все собранные средства идут на нужды общины или направляются в Москву отцу Георгию. Кроме того, членов братства вынуждают делать другие крупные пожертвования, предназначенные для СФИ, – сообщают прихожане. – Таким образом, напрашивается вывод, что в Архангельской митрополии под видом православного прихода и православной общины действуют организации сектантского характера, руководство которых исповедует откровенно еретические воззрения», – говорится в Обращении.

«Подобная община, – сообщается далее, – сформировалась в городе Вельске Котласской епархии. Ею руководит мать отца Иоанна Татьяна Алексеевна Привалова. (…) Деятельность группы носит закрытый, элитарный характер. С духовенством православного Свято-Успенского храма, действующего в городе, руководство и члены общины на открытую конфронтацию не идут, но держатся обособленно. Посещать воскресную школу (а в Вельске действует воскресная школа для взрослых), регулярно нести послушания при храме членам общины запрещается. Вместо этого проводится собственное оглашение, молитвенные собрания и т.д., причем проводятся без благословения епархиального архиерея».

В заключении своего письма прихожане храма Сретения Господня настоятельно попросили редакцию «Русской народной линии» прислать своего корреспондента в Архангельскую епархию с тем, чтобы на месте разобраться в сложившейся ситуации и при целесообразности обнародовать эти печальные факты. Учитывая серьезность обстановки главный редактор РНЛ Анатолий Степанов принял решение направить своего заместителя Александра Тимофеева в командировку в Архангельскую область.

 
* * *
 24 декабря А.Тимофеев совершил поездку в Архангельскую епархию и встретился с прихожанами храма Сретения Господня, в том числе c жителями села Заостровье, которые в результате прораскольнической, сектантской, антиканонической деятельности священника Иоанна Привалова были вынуждены длительное время посещать храмы Архангельска, находящиеся за много километров от их родного села.

Любовь Турлаева, которая посещала храм с 1996 по 2006 год, так говорит о причинах своего ухода с этого прихода: «Община храма постепенно превратилась в замкнутое сообщество. Я стала понимать, что братство, созданное отцом Иоанном Приваловым, имеет косвенное отношение к Русской Православной Церкви. Я пришла в этом храм, когда в моей семье возникли серьезные проблемы. Отец Иоанн предложил мне пройти оглашение. Я его прошла. Батюшка действительно мне помог, научил молиться, в результате в семье произошли перемены к лучшему. Поэтому я и осталась на приходе. Потом мне предложили потрудиться в храме. Сначала я трудилась на кухне, потом несла послушание сторожа. Но со временем замкнутая жизнь прихода стала меня настораживать. Настоятель запрещал членам прихода ездить на богомолье, посещать монастыри. Однажды из разговора прихожанки я услышала об Оптиной пустыни. Мне захотелось посетить эту обитель, и я тайком, без благословения, так сказать, “самочинно”, поехала в пустынь. Именно там я поняла, что община отца Иоанна Привалова имеет лишь косвенное отношение к Православию. После этого паломничества я стала посещать другие храмы. Когда об этом узнали на приходе, мне здорово досталось, меня ругали, обличали в измене».

По ее словам, в первое время богослужение в храме Сретения Господня проходило на церковнославянском языке. «В самом начале приходская жизнь была близка к Православию. Но со временем богослужения стали идти на русском языке, это сбивало меня с молитвенного настроя. Службы – Вечерня и Литургия – в основном совершаются братским чином. Всенощное бдение почти не совершается, не бывает освящения хлебов, давно не было помазания. Тогда я стала ходить в другие храмы. Но проблема в том, что уйти с прихода храма Сретения Господня очень сложно».

Людмила Котцова проживает в селе Заостровье с 1993 года. «В храм стала ходить сразу после переезда в село. Помогала в храме, мыла пол. В сентябре 1995 года мне предложили пройти оглашение. Полтора года я проходила это оглашение. В храме я работала за ящиком, была бухгалтером. Больше всего меня поразило, что батюшка нам говорит одно, а в жизни нередко поступает вразрез своим собственным словам. Я не находила правды, его слова расходились с его делами. Например, он говорил, что надо внимательно и почтительно относиться к своим родителям. Однажды в село приехали его родители, отец был после больницы, он сердечник, в этот приезд он крайне плохо себя чувствовал. Раньше, когда приезжали родители батюшки, он давал нам ключи от сторожки, где могли бы остановиться его родители. На этот раз, когда приехали его родители, я находилась на кухне, возвратившись, я обнаружила, что отец батюшки лежит на холоде на скамейке. Поскольку батюшка тогда не оставил нам ключей от сторожки, мы решили, что сторожка открыта. Мы до нее дошли, но она оказалась закрытой. Мы возвратились в храм, но там тоже было холодно. Тогда мы натаскали одежды, тюфяки, чтобы отец батюшки мог немного полежать и при этом не замерзнуть. После такого приема отец настоятеля перестал к нам приезжать. Эта история стала для меня последней каплей. Отец Иоанн без конца говорит о любви, но не смог найти приют для больного отца. На любви очень много говорится на приходе, но любви там никогда не было», – рассказывает Людмила Котцова.

«Поначалу в храм поступала святоотеческая литература, – продолжила она. – Потом появилась братская литература общины отца Георгия Кочеткова, продавались даже католические и протестантские книги. В лавке исчезли даже православные молитвословы. Были в основном молитвословы на русском языке, переведенные о.Георгием Кочетковым. На Литургии стали читать Евангелие, переведенное на русский язык Сергеем Аверинцевым. Батюшка говорил, что чтение синодального перевода Евангелия есть неправильная практика. Он утверждал, что у нас правильное богослужение, а в других храмах – искаженное. Поэтому мы и боялись посещать другие церкви. В 2005 года я уже не могла находиться на нашем приходе, я попросила отца Иоанна, чтобы он освободил от обязанностей стоять за лавкой, так как я не могла торговать католической и протестантской литературой. Я стала работать сторожем. Стала читать святооотеческую литературу. В 2006 года я впервые поехала в Оптину. Я ехала в обитель с надеждой и одновременно в отчаянии. Я думала, а что же мне делать, если я найду в обители всю ту ложь, которая есть у нас на приходе. Но в Оптиной я увидела правду и любовь».

«Наш храм посещали актер Сергей Юрский, Елена Чуковская, Надежда Левитская, Ольга Седакова, глава ИМКА-Пресс Никита Струве. Батюшка говорил, что он приглашает известных людей, чтобы никто не думал, что у нас секта. Но дело в том, что эти люди не видели внутренней жизни прихода. Они приезжали на мероприятия, принимали в них участие, потом уезжали, так и не узнав, что на самом деле творилось у нас. Правда, к нам приезжал известный церковный историк Дмитрий Поспеловский. Он прожил у нас два месяца. И когда он пожил и увидел нашу жизнь изнутри, тогда он сказал, что на нашем приходе нет любви. С тех пор больше он никогда к нам не приезжал, хотя до этого он хотел еще раз приехать к нам вместе с женой», – сообщила Людмила Котцова.

Валентин Баканов: «Я ходил в этот храм еще до назначения отца Иоанна настоятелем. Тогда все было прекрасно. Когда пришел отец Иоанн, нам предложили пройти оглашение. Меня поразило, что оглашаемым запрещалось молиться перед едой. Молились перед едой только верные, которые трапезничали в другой столовой. Вот так нас делили. Когда я проходил оглашение, я спросил отца Иоанна, как научиться молиться, какой молитвослов надо читать. Он мне сказать, что молитвослов не нужен, надо молиться своими словами. Я с давних пор приучился читать святоотеческую литературу. Я как-то спросил батюшку, надо ли читать Деяния Апостолов. Он мне сказал, что ни в коем случае читать их не надо. Целый год я проходил оглашение, затем батюшка сказал, что я еще не готов, и мне нужно продолжить проходить оглашение. Как-то вместе со мной на службу пошел мой сын Юрий. После службы он мне сказал, что делать нам в этом храме больше нечего, он сказал, что нас заведут в такую глушь, что нам будет оттуда не выпутаться. Если бы не Юра, я сам не смог бы уйти из этого храма. С конца 2005 года я начал ходить в Ильинский кафедральный собор в Архангельске».

Юрий Баканов: «Я крестился в 1989 году, а впервые причастился в 2001 году. Я сидел в тюрьме. Там я и уверовал. В зонах есть храмы. Я шесть лет сидел, пять из них ходил в храм. Мы сами делали молельные комнаты. У нас было общение со священниками, мы читали православную литературу. Там я и научился отличать православную литературу от католической и протестантской. Когда я вышел с зоны, я пошел в храм вместе с родителями, которые уже второй год проходили оглашение. Тогда я и посетил встречу прихожан с отцом Иоанном. Меня поразило, что люди рассказывали о своей личной жизни, открывали свою душу, плакали, а священник сидел с безразличным выражением на лице, глядя куда-то в сторону. Создавалось впечатление, что ему это совершенно не нужно. У меня сложилось мнение, что он знаком с методами психологического воздействия на людей. Он знает, как они действуют. Я у него спросил, могу ли я молиться дома вместе со своими родителями, ведь семья – это маленькая Церковь. Он сказал, что это недопустимо, так как родители уже давно оглашаются, а я еще новичок. Меня удивили его слова, как же так, я ведь крещен, ходил в свое время в воскресную школу, посещал другие храмы, почему я не могу дома молиться вместе с родителями? Он сказал, что воскресная школа – это одно, а оглашение в его храме – это совершенно другое. Меня смущало разделение прихода на верных и оглашаемых, которых выгоняли из храма, когда начиналась Литургия верных. Также поражало то, что на оглашении изучался в основном Ветхий Завет. Мой отец, проходив на оглашение почти два года, так и не добрался до Нового Завета. Эти моменты меня сильно смущали. Когда в процессе оглашения у меня возникали вопросы, то ни на один из них отец Иоанн толком не мог ответить. Первый год оглашения – это психологическое привыкание к приходу, формирование зависимости от него. На второй год идут в основном разговоры о десятине, говорится, что это такое и почему мы должны ее платить. К этому моменту почти 10% оглашаемых уже психологически готово платить десятину со всех своих доходов. Отец Иоанн ко второму году оглашения ставит перед всеми выбор – либо мы начинаем платить десятину, либо нам нечего делать на приходе. Этот выбор как бы подразумевается. Если же человек не платит десятину, но продолжает посещать приход, то на него оказывается мощное психологическое давление».

Зоя Магонова всю свою жизнь была прихожанкой храма Сретения Господня. В советское время, в годы гонения на Церковь, ее мать являлась старостой этого храма. Она принимала в своем доме священников, кормила их, вела с ними душеспасительные беседы. «Я выросла в православной атмосфере. Меня даже в садике в детстве как-то поставили на позорную линейку, когда выяснилось, что родители водят меня в храм. Вот такие были времена, меня обсмеяли за то, что я хожу в храм. Когда приехал отец Иоанн, я сразу почувствовала какое-то внутреннее несогласие с ним. Полгода я ходила на оглашение, потом я его забросила. Я ходила на богослужения, которые он совершал, и никак не могла понять, почему они так сильно отличаются от того, к чему я привыкла благодаря своему православному воспитанию. На его службах я просто не могла стоять, меня что-то гнало из храма. В 2006 году я пошла на Пасхальное богослужение в этот храм. Я не узнавала богослужение, которое с детства хорошо усвоила. Я все никак не могла подладиться под его службу. Я выбежала из храма, после чего выглядела больной», – призналась Зоя Магонова.

По словам прихожан, в советское время Сретенский храм ни разу не закрывался. Защищая храм от поругания, заостровские священники и миряне нередко расплачивались собственными судьбами и жизнями – их ссылали, сажали в лагеря, расстреливали. Фундамент Сретенской церкви пропитан кровью исповедников и мучеников за веру. И вот теперь внуки и дети тех, кто отстоял храм столь высокой ценой, лишены возможности соборной молитвы в нем. Священник Иоанн Привалов сумел за 20 лет разделить верующих на две группы: «правильно оглашенных» (тех, кто может причащаться в Сретенском храме) и «ненастоящих христиан» (недостойных даже присутствия на Литургии верных).

Прихожане также рассказали, что отец Иоанн создал еще одну общину в Вельске. В этом городе проживает его мать Татьяна Алексеевна, которая работает заведующей детским садом. Она предоставляет помещения для молитвенных собраний и прочих мероприятиях общины своего сына. Эти поездки проходят в тайне, при этом отец Иоанн просит прихожан храма Сретения Господня на звонки, в том числе и владыки, отвечать, что он вышел куда-то и скоро, вероятно, придет. Поездки отца Иоанна в Вельск, а также его деятельность в этом городе, не имеют благословения ни правящего архиерея, ни благочинного. Более того, в Архангельскую епархию по приглашению отца Иоанна и без благословения священноначалия несколько раз приезжал о.Георгий Кочетков, который не только выступал с лекциями и произносил проповеди, но даже совершал священнодействия, что является каноническим нарушением. Благочинный Вельского благочиния неоднократно выражал свое неудовольствие самочинной деятельностью отца Иоанна на подведомственной ему территории, однако отец Иоанн Привалов игнорировал его возражения.

По словам прихожан Сретенского храма, они неоднократно обращались с письмами по поводу сложившейся ситуации к блаженной памяти епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону († 2010). И владыка на собрании духовенства просил отца Иоанна служить в соответствии с канонами, чтобы не смущать верующих. Но годы проходили, и ничего не менялось. Настоятель попросту не обращал внимания на просьбы архипастыря.

Когда на Архангельскую кафедру был назначен новый епархиальный архиерей, Высокопреосвященнейший митрополит Даниил (Доровских), прихожане вновь собрали подписи и обратились с прошением к владыке. Поначалу никакой реакции не было, но в декабре 2011 года в другой храм был переведен второй священник заостровского прихода иерей Павел Бибин, воспитанник отца Иоанна и ярый последователь отца Георгия Кочеткова. В общине «оглашенных» это вызвало крайне резкую негативную реакцию, а у простых верующих затеплилась надежда. Однако с уходом священника ситуация не изменилась – иерей Иоанн Привалов продолжил ту же деятельность. Тогда прихожане, уповая на милосердие Божие, решили искать заступничества у Святейшего Патриарха Кирилла. Под письмом Предстоятелю Русской Православной Церкви подписалось около 300 человек, как жителей села Заостровье, так и мирян из разных архангельских приходов.

Как рассказывают прихожане, когда уже казалось, что никакой надежды нет, неожиданно пришло радостное известие: в середине декабря на собрании духовенства Архангельской епархии было принято решение о назначении в Сретенский храм второго священника иерея Петра Кузнецова, известного своей приверженностью Православному вероучению и уставному православному Богослужению. «Мы столько лет плакали, молились, и вот, наконец, Господь услышал наши молитвы. Боимся лишь, сможет ли отец Петр нести служение в таких условиях. Чада отца Иоанна были возмущены его назначением», – говорят заостровские верующие.

Собеседники заместителя главного редактора «Русской народной линии» Александра Тимофеева признались, что после этого назначения они вновь стали ходить в свой храм, поскольку Богослужения, совершаемые отцом Иоанном в сослужении с отцом Петром, проходят по церковному Уставу без сокращений, нововведений и сомнительных переводов на русский язык. Однако настоятель запрещает отцу Петру самостоятельно служить, исповедовать и произносить проповеди.

В заключение хотелось бы отметить, что митрополит Даниил был назначен на Архангельскую кафедру два года назад. Естественно все это время у него ушло на знакомство с местным клиром и мирянами, губернской и столичной властью. Разобравшись в ситуации, он, по нашему мнению, не мог не обратить внимания на состояние прихода храма Сретения Господня в селе Заостровье и на деструктивную, фактически раскольническую, сектантскую деятельность настоятеля храма священника Иоанна Привалова и второго священника иерея Павла Бибина. В этой связи его решение о переводе второго священника храма Сретения Господня иерея Павла Бибина на другой приход, и, затем, назначении по совету духовенства на освободившееся место иерея Петра Кузнецова, по сути, носит миротворческий характер. Уже сейчас оно позволило вернуть в храм его многолетних прихожан, ушедших оттуда в результате обновленческой реформы отца Иоанна Привалова. Решение владыки Даниила мягкое, предупреждающее. Очевидно, что если священник-модернист не прекратит своей раскольнической, антиканонической деятельности и самочиния, то правящий архиерей просто вынужден будет принять более жесткие, но единственно приемлемые решения. Ведь речь идет о попытке произвести раскол в Русской Православной Церкви, а этого ни в коем случае нельзя допустить, поскольку грех раскола, по слову святителя Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью.

Русская народная линия


* * *

Комментарий руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерея Евгения Соколова о сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова.

Впервые я познакомился с деятельностью общины прихода Сретения Господня в селе Заостровье более 10 лет назад. Однажды в храме ко мне подошла женщина, которую я ранее катехизировал и крестил, и со слезами сказала, что ее выгнали с Литургии верных из заостровского храма. Это сообщение вызвало у меня горечь и изумление. Женщина спросила меня: «Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать. Меня захлестнуло возмущение: ну как же так, на каком основании ее выгнали с Литургии верных?! Она рассказала, как остановили богослужение, и все прихожане на нее уставились, вынуждая уйти. Изгнанная из храма женщина призналась мне, что она так и не смогла понять, почему ее прогнали. Потом ей объяснили, что на Литургию верных допускается только тот, кто прошел какое-то специальное оглашение у отца Иоанна Привалова. Поступок священника меня покоробил, я никак не мог понять, как он может так поступать, ведь мы несем служение в одной епархии, сидим рядом на епархиальных собраниях, причащаемся из одной Чаши. И вдруг такой странный поступок.

Но дальше – больше. Я стал больше узнавать о заостровской общине, например о том, что богослужение в этом храме идет исключительно на русском языке. Тогда я попытался понять, почему они «паки и паки» заменяют на «снова и снова», а не, скажем, на «опять и опять» или «ещё и ещё раз». И кто постановил, что именно этот перевод должен использоваться на богослужении? Насколько я знаю, владыка Тихон не благословлял отца Иоанна служить по-русски, и все его начинания были самочинием. А ведь мы приносили священническую присягу, в которой клялись перед Господом «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя».

Затем я узнал, что в этом храме академик Сергей Аверинцев и священник Георгий Кочетков признаются едва ли не за учителей Церкви и творцов канонов. Это обстоятельно тоже меня покоробило. Безусловно, академик Аверинцев – умнейший человек, но он же – не Отец Церкви. И, несмотря на это, в Сретенском храме во время Литургии читается Евангелие, переведенное на русский язык Аверинцевым.

Потом мне пришлось напрямую столкнуться с общиной отца Георгия уже в Артемиево-Веркольском монастыре. В обители был престольный праздник, на который меня пригласил игумен монастыря. После Литургии я со своей общиной решил отслужить акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. И после акафиста ко мне подошла экскурсовод и попросила о помощи. Женщина сказала: «Батюшка, здесь община отца Георгия, они просто “съели” меня, для них все не так, все плохо, все неверно». Я подошел к группе кочетковцев (их было человек 40), я поздоровался, представился и предложил поговорить о том, что конкретно им не нравится. Когда мы начали разговаривать, я попросил их перевести строчки из 13-го псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог! Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша...» И в, частности, попросил дать точный перевод последних слов «вкупе неключими быша». Они попробовали несколько вариантов, потом один из них наконец-то признался, что этот отрывок без ущерба для смысла непереводим. Тогда я спросил их, как же они дерзают переводить текст Божественной Литургии, если не могут перевести даже простую фразу из Псалтири. Далее, я их спросил, в чем заключается смысл Нового Завета, и попросил раскрыть суть слова «Завет». Они долго гадали, пока ни пришел некто и ни позвал их. Вдогонку я лишь успел заметить, что, прежде, чем критиковать церковные правила, нужно хотя бы изучить догматику.

Позже у меня состоялась дискуссия с самим отцом Иоанном Приваловым. Он очень часто давал интервью одной из главных областных газет. Причем его беседы преподносились как мнение всей Православной Церкви. В одном из интервью был поднят вопрос, является ли душа смертной или бессмертной. Отец Иоанн так и заявил журналисту, что представление о бессмертии души – чисто языческое, и добавил, что все грешники после смерти полностью растворятся в небытии. Вот так, ни много, ни мало! И это говорил ни свидетель Иеговы, ни адвентист Седьмого дня, а священник Русской Православной Церкви!

Меня тогда мои прихожане спросили, если душа смертна, если нет рая, то зачем тогда мы постимся, молимся, причащаемся? Я не выдержал, пошел к руководителю пресс-службы епархии и взял разрешение позвонить при нем отцу Иоанну и задать один вопрос. Я позвонил и спросил, на каком основании он утверждает, что душа смертна. Он попросил меня немного подождать, затем принес книгу протоиерея Георгия Флоровского и минут 15 зачитывал текст на тему смертности души. Я возразил, сказав, что передо мной лежит самая читаемая газета региона, а в ней фраза отца Иоанна о том, что вера в бессмертие души – это язычество. И в интервью нет никаких ссылок о.Г.Флоровского. Тогда я сказал отцу Иоанну, что его заявления смущают простых, маловоцерковленных людей. Я его спросил, зачем он вносит смуту и распространяет учение, противное Православию. Писание рассказывает о геенне огненной, темноте и скрежете зубов, о сошествии Христа во ад, но ни в Священном Писании, ни в Священном Предании не говорится, что душа после смерти тела бесследно исчезает.

Я сказал, что подобные вопросы еще можно обсуждать на богословских конференциях, но нельзя высказывать их под видом православного вероучения на страницах светской печати.

Отец Иоанн пообещал, что постарается воздерживаться. Но вскоре после этого пригласил к себе в гости артиста Сергея Юрского, сподвижника отца Георгия Кочеткова. Юрский в интервью все тому же изданию заявил, что Христос, избрав апостолом Иуду, ошибся. На недоуменный вопрос журналиста, как мог допустить ошибку Сын Божий, актер ответил, что Иисус был Богочеловеком, а, значит, мог ошибаться. Дальше Юрский сказал дословно следующее: «Христос не знает заранее решение всех вопросов. Когда приводят к Нему грешницу Марию-Магдалину Он сидит и чертит на песке, Он же в это время думает, Он не знает ответа. Если Он Бог, Он все знает, все ответы, у Него полный покой. Но нет у Него покоя».

Я понимаю, конечно, что известный актер не знаком с догматическим учением Церкви, с положениями Халкидонского собора. Но каково же было мое удивление и возмущение, когда я обнаружил еретические высказывания актера Юрского в книжке, вышедшей в архангельском издательстве большим тиражом. Эта книга на две трети состоит из интервью священника Иоанна Привалова, на обложке стоит его фотография, он рецензировал книгу и благословлял автора на ее написание. И как можно благословлять богохульство?!

В заключение хотелось бы сказать, что деятельность этой общины – это крайняя степень ереси. Последователи о.Г.Кочеткова в Архангельске допускают даже хулу на Господа нашего Иисуса Христа, и не как оговорку, а как норму, достойную публикации. Община священника Иоанна Привалова, на мой взгляд, уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен. И единственный выход для них – принести покаяние в своей ереси и возвратиться в лоно Матери Церкви. Хотя надежды остается все меньше и меньше. Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры.

Русская народная линия


* * *

Обновленческие реформы священника Иоанна Привалова привели к расколу в среде верующих – из храма были фактически изгнаны все прихожане, которые не разделяют «кочетковского» учения. В результате местные жители не имеют возможности посещать церковь в своем родном селе, а пожилые люди и инвалиды, ограниченные в передвижениях, полностью лишены Божественной Литургии.

Публикация критических материалов о деятельности священника Иоанна Привалова вызвала настоящую истерику в стане последователей о.Г.Кочеткова. Призвав на помощь лояльные и прикормленные СМИ, «кочетковцы» развернули клеветническую кампанию против правящего архиерея Архангельской епархии митрополита Даниила (Доровских), священнослужителей и прихожан архангельских храмов. В ход идут все подручные средства: прямая клевета, личные оскорбления и угрозы. В своих блогах «кочетковцы» не скрывают, что намерены идти до конца и любыми методами добиваться смещения митрополита Даниила с Архангельской кафедры.

Сложившуюся ситуацию в интервью ИА «Православие на Северной земле» прокомментировал президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, профессор Александр Дворкин.

– Александр Леонидович, за последнее время в СМИ прошел ряд публикаций о деятельности последователей священника Георгия Кочеткова в Архангельской епархии. Вы и сами недавно были в Архангельске, общались с правящим архиереем, духовенством, мирянами. Как вы можете охарактеризовать эту ситуацию?

– Судя по всему, ситуация достаточно напряженная. У священника Георгия Кочеткова есть некоторые чисто теоретические построения, которые его последователи начинают фанатично внедрять везде, где могут. В частности, при всей спорности многих идей священника Георгия Кочеткова главное, что вызывает вопросы – его экклесиологическая ересь – учение о том, что Церковь имеет «синагогально-синаксарную структуру», т. е. состоит из двух неравных частей, из «полных» и «неполных» членов. «Полные» члены Церкви – просвещенные, подлинные христиане, а «неполные» – темная масса, на которую не стоит обращать внимания. Таким образом, себя «кочетковцы» представляют как своеобразную элиту Церкви, «суперцерковь», или, может быть, даже единственную правильную, единственную истинную Церковь, и прилагают все усилия, чтобы этот «светоч» освещал ту самую темную массу простых, «непродвинутых» людей, выбирая из нее достойных войти в их просвещенный круг.

Попытки реализовать подобные идеи на том или ином приходе неизбежно приносят разделение: есть «продвинутая», послушная паства, которая смотрит в рот священнику и «катехизаторам», которых он назначил, и выполняет все, что они говорят, а есть остальные прихожане, которые не желают «просвещаться», не слушают и почему-то даже возмущаются тем, что происходит. В результате исчезает мир, нарушается единство Церкви, в которой все объединяются вокруг Евхаристической Чаши, независимо от социального положения, политических убеждений, культурного, образовательного, имущественного уровня и так далее. Церковь едина, а у «кочетковцев» получается очень жесткая конфронтация, и чем дальше, тем больше. Собственного говоря, понятно, кому это выгодно, кто больше всего заинтересован в привнесении разделений в Церковь. И то, что вносит эти разделения – явно не от Бога.

– Получается, что ситуация в Архангельске – это только часть более серьезной проблемы, связанной с движением отца Георгия Кочеткова?

– Совершенно верно. Его последователями создаются некие параллельные структуры, и в них вовлекаются люди, которые, может быть, вовсе этого не хотят, но не имеют достаточных знаний, духовного опыта, чтобы отличить истину от лжи, доброкачественный духовный опыт от злокачественного. Из самых лучших побуждений они могут увлечься этим учением, стать такими же бездумными фанатиками и служить, увы, не единству, а разделению Церкви.

– Можете ли вы, как один из ведущих экспертов в России по деструктивным культам, выделить какие-то общие признаки между движением отца Георгия Кочеткова и этими культами?

– Одна из важных черт тоталитарных сект – духовный элитизм в сочетании с черно-белым восприятием реальности. По одну сторону – мы, наша община, наше движение, наша организация, по другую – темные, глупые, гибнущие и так далее людишки вокруг. Это очень характерная особенность для любой секты, есть она и в общине священника Георгия Кочеткова, об этом я уже говорил.

Другая яркая черта – гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова – истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений. Это опять же весьма характерно для движения священника Георгия Кочеткова.

Затем – «семейная» терминология. Секта становится конкурентом семьи, пытается заменить ее собой. Внутри общины священника Георгия Кочеткова существуют группы, которые так и называются – «семьи», причем с реальными семьями они нередко не совпадают, то есть муж оказывается в одной «семье», а жена – в другой. И так далее, в общине «кочетковцев» достаточно сектантских признаков…

– На наш взгляд, проблема движения о.Г.Кочеткова – это проблема всей Церкви, в Архангельске мы видим только метастазы, идущие из центра. Какой выход можно найти из сложившейся ситуации?

– Я не могу решать за священноначалие, но в любом случае в этом движении заметны весьма опасные тенденции, которым, как мне кажется, необходимо дать недвусмысленную церковную оценку.

Православие на Северной Земле





АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.06.2017
Алексей Смирнов

Осторожно: кочетковские «паломники»!

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

 

НОВОСТИ

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе