Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Тимур ДАВЛЕТШИН
Лесоповал для коммунистов. О радикальных воззрениях священника Даниила Сысоева


В своих статьях, в которых я разбирал учение т.н. уранополитизма священника Даниила Сысоева, я занимался апологией патриотической идеи, утверждая, что, вопреки утверждениям уранополитов, любовь к своему земному Отечеству и служение ему вовсе не противоречит христианству. Здесь я хочу указать еще на один важный аспект этого учения. Уранополиты, выступая против патриотов, утверждают, что те делят людей на «своих» и «чужих». Это обвинение несправедливо. То, что мой народ мне ближе, еще не значит, что остальные – чужие. Ведь и моя родная сестра или жена мне ближе, чем соседка, и заботиться я должен в первую очередь о своей семье. Означает ли это, что я делю людей на «своих» и «чужих? А вот уранополиты, утверждающие вроде бы правильную мысль о том, что духовное родство важнее кровного, действительно грешат таким вот делением. Вот что писал основатель идеологии уранополитизма о. Даниил Сысоев: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие...»[1].

По-моему, Господь дал нам не совсем тот критерий, о котором говорит о. Даниил Сысоев. Всем известна притча о милосердном самарянине. Св. Иоанн Златоуст приводит её в своем «Слове о проклятии» и присовокупляет к ней: «Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым»[2].Т.е. самарянин, по справедливому замечанию св. Иоанна Златоуста, вовсе не был своим по вере. Но именно он, в отличие от «своих по вере» левита и священника, оказался ближним для пострадавшего от разбойников. Притча эта вовсе не обличает патриотов (если мы не имеем в виду крайние, уродливые формы патриотизма), а обличает как раз уранополитов, считающих чужими всех иноверцев.

На мой взгляд, такое вот деление на «своих» и «чужих» свойственно тоталитарным идеологиям. Я далек от того, чтобы причислять к ним сысоевский уранополитизм, но смею полагать, что если эту идеологию поднимут на знамя некие политические силы, она легко может стать обоснованием тоталитарного политического режима. Основанием для такого моего убеждения стали слова о. Даниила Сысоева из двух его статей. Обе эти статьи последователями о. Даниила Сысоева опубликованы в книге «Гражданин неба» (Изд-во: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, Москва, 2011) уже после его смерти на основе его статей в ЖЖ.

Вот что, к примеру, он написал в статье «Атака безбожников на Церковь»: «Ну а касательно практического воплощения материализма, то напомню о таких великих материалистах как Сталин, Ленин, Пол Пот, Мао, Гитлер. Они старались воплотить материализм в жизнь. Очень жалко, что после этого нормальный Нюрберг не осудил всех сторонников материализма на нормальные исправительные работы. Все таки 150 000 000 убитых многовато, чтобы давать атеистам право на их мнение. Да и с практической точки зрения, учитывая коммунизм Жореса Алферова, почему бы не отправить всех сторонников прекрасного нового мира в мир их мечты. Где каждый отдает по способностям, а каждому дается по потребностям. – В зону, в которую они уже однажды превратили треть планеты?»[3].

Может быть, о. Даниил случайно оговорился? Но то же самое он заявляет и в другой статье – «Беспокаянное житие»: «А ведь как просто было бы сказать, что в 20-м веке Россия была оккупирована сектой коммунистов и до 1991 года перестала существовать. Что коммунизм – не просто теория, а настоящая классическая ересь хилиастического толка. Что всякий, кто исповедует эту ересь, не должен после миллионов убитых быть впускаемым в приличное общество, а лучше должен отправляться в места полного осуществления коммунистического идеала (лесоповал)»[4]. Здесь уже не просто пожелание. Здесь четко говорится – «должен отправляться». На мой взгляд, это самое настоящее обоснование террора по отношению к тем, кто придерживается атеистических и коммунистических убеждений.

В той же статье он говорит: «самая крупная секта в России сейчас не Свидетели Иеговы и не виссарионовцы, а коммунисты (их 13 % электората)». Отдавал ли себе отчет о. Даниил, утверждая, что всякий, кто исповедует эту ересь, должен отправляться на лесоповал, что в случае исполнения его желания размеры нового Гулага могут оказаться значительно больше, чем во времена Сталина? Тем паче, что на практике все может выглядеть гораздо страшнее, чем представлялось о. Даниилу. Революционеры-романтики тоже не вполне отчетливо представляли, каков будет результат их «проповеди».

В комментарии к этой статье оппонент о. Даниила говорит: «...речь Вы эту читали на Соколе под свастикой, не заметили? Зря...»[5]. И в другом комментарии: «... свастика была на одной из трех хоругвей, которая в центре находилась»[6]. О. Даниил на это ответил, что не заметил. И действительно, зря не заметил. Он заявил, что не имеет никакого отношения к политике, и видимо, сказал правду. Только вот сами политики явно воспользовались им в своих целях, и боюсь, что пользуются до сих пор.

Вообще, в свете откровенной апологии нацистского прихвостня генерала-предателя Власова о. Даниилом Сысоевым, которую я разбирал в других своих статьях, и в частности в статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма», слова о. Даниила о лесоповале для коммунистов и атеистов звучат особенно зловеще. Здесь сысоевский уранополитизм оказывается родственным с другими антикоммунистическими идеологиями, еще более страшными, чем коммунизм.

Я понимаю, что эти высказывания нельзя считать некой политической программой или призывом к террору. Напротив, я полагаю, что если бы это стало осуществляться буквально, то сам о. Даниил как истинный христианин не только бы ужаснулся, но и противостал этому. Однако, учитывая то, каким авторитетом в глазах многих православных христиан обладает убиенный о. Даниил Сысоев, нетрудно предположить, что если число его последователей и почитателей достигнет критической массы, то самые оголтелые из них вполне это могут взять на вооружение как прямой призыв к действию. Впрочем, я надеюсь, что количество этих самых последователей не достигнет критической массы. Но я заметил то, что некоторые радикальные взгляды о. Даниила берут на вооружение даже те, кто не имеет никакого отношения к уранополитизму, кто просто пытается использовать имя о. Даниила в своих политических целях.

Логика о. Даниила такова: коммунисты и атеисты должны отправляться на лесоповал по той простой причине, что сами некогда отправляли туда христиан. Это явно противоречит не только идее христианского милосердия, но и элементарной справедливости.

Несправедливость, на мой взгляд, заключается уже в том, что тот же Жорес Алферов (как и большинство других современных атеистов и коммунистов) не имеет никакого отношения к преступлениям Гитлера, Пол Пота, Мао и даже Сталина. Приводить пример Гитлера особенно нелепо – коммунистам от него досталось гораздо больше, чем христианам. Вообще Гитлер, несмотря на свой оккультизм (который он не афишировал перед немецким народом) опирался главным образом на лютеран. Режим усташей в Хорватии, не уступавший нацистам в жестокости – на католиков. А вот прогитлеровский режим Антонеску в Румынии – на православных. Конечно, румыны гораздо менее «отличились», чем немцы или хорваты, но все же их тоже есть в чем упрекнуть. Вот что, к примеру, мы читаем о некоем архиепископе Ефреме, назначенным управлять Кишиневским округом. «Он жестоко преследовал сторонников старого церковного календаря и с этой целью учредил “Секретную службу миссионеров”, призванную наблюдать за населением. По требованию архиепископа уже к концу 1941 г. полиция выявила 2474 старостильника, а также около 8 тыс. сектантов: 5656 баптистов, 605 инокентьевцев, 535 адвентистов, 413 евангелистов, 257 молокан и т.д. Их заключали в тюрьмы и концлагеря, подвергали истязаниям и пыткам, разоряли принадлежавшие им крестьянские хозяйства. Утверждая, что “большинство сектантов – коммунисты, которые под религиозной маской пропагандируют коммунистические идеи”, архиеп. Ефрем требовал судебных расправ над ними и закрытия молитвенных домов. В 1942 г. были арестованы сотни противников перехода на новый стиль, в том числе многие старообрядцы. В январе 1943 г. 74 старостильника, по мнению губернатора Бессарабии, “главари духовного мятежа”, были заключены в концлагерь Новые Онешты»[7].

Как видим, даже православным есть чего устыдиться, если честно взглянуть на историю того времени. То, что православные румыны – новостильники, вряд ли имеет какое для нас принципиальное значение, ведь мы евхаристическое общение с Румынской Церковью не прервали.

Однако мало кому приходит в голову упрекать христианство в преступлениях фашистских режимов. Наверное, даже большинство атеистов (кроме, разумеется, воинствующих антирелигиозников, люто ненавидящих религию вообще) понимают, что в основе этих злодеяний лежат не религиозные убеждения, а низменные страсти. Но некоторые из наших единоверцев почему-то склонны приписывать особую кровожадность всем атеистам без исключения.

Другой великий злодей, упомянутый о. Даниилом, Пол Пот, действительно, был коммунистом. Однако следует ли ставить его преступления в упрек всем атеистам, включая того же Ж. Алферова? Разве почтенный физик был в рядах красных кхмеров? – Нет, его биография об этом умалчивает. Да ему было бы сложно попасть в их ряды уже по той простой причине, что СССР выступал с осуждением полпотовского режима. Те, кто застал советские времена, должны прекрасно помнить это по советским газетам. Кстати, и свергнут этот режим был просоветским Вьетнамом.

Может быть, Ж. Алферов как-то причастен к сталинскому террору? – Это тоже отсутствует в его биографии по понятным причинам: в те годы, когда Ж. Алферов вступил в сознательный возраст, сталинский террор попросту прекратил свое существование. Правда, давление на Церковь продолжалось и после Сталина. Уже не с помощью прямого террора, а с помощью атеистического «просвещения». Причастен ли академик к атеистическим «просветительским» организациям того периода? – Этих фактов также не было мною обнаружено в его биографии. Академик всю жизнь занимался исключительно наукой, в коей, как мы знаем, он весьма преуспел. Понимаю, что знаменитое «Письмо 10 академиков», в котором академики (в т.ч. и упомянутый Ж. Алферов) выступили против введения ОПК и теологии в вузах, возмутило православных христиан и о. Даниила в т.ч. Понятно, что это действительно в некотором смысле некий идеологический удар в нашу сторону. Но удар этот вовсе не такой силы, чтобы желать его авторам (и всем атеистам и коммунистам) отправиться в зону на лесоповал.

Обосновывать правомочность отправки атеистов и коммунистов на лесоповал тем, что некогда на лесоповал отправляли христиан – это значит уподобляться тем воинствующим антихристианам, которые доказывали антихристианский террор тем средневековым сожжением еретиков, которое было, увы, не только в истории католиков, но и в истории православных (хотя и гораздо меньше), или истреблением павликиан в православной Византии (об этом – ниже). Так что со стороны о. Даниила Сысоева и его наиболее оголтелых последователей было бы гораздо честнее сказать: «Преследование христиан нехристианами (еретиками или атеистами) – это плохо, а преследование еретиков и безбожников христианами – это хорошо, потому что они – плохие, а мы – хорошие».

Судя по всему, многие (хотя я думаю, что далеко не все) уранополиты считают вполне оправданным террор, осуществляемый «нашими». Я как-то в полемике с одним из ближайших учеников о. Даниила Сысоева попросил прокомментировать цитату из статьи «Атака безбожников на Церковь». На это мне было сказано, что о. Даниил в данном пункте совершенно прав, и указано на позицию преп. Иосифа Волоцкого, выступавшего в свое время за смертную казнь еретиков жидовствующих (напомню, что еретиков тогда сжигали на кострах). Как известно, в 13 главе «Просветителя» он утверждал необходимость смертной казни для еретиков жидовствующих и попытался подвести для этого религиозное обоснование.

Несколько ранее я полемизировал с неким воинствующим атеистом, утверждавшим, что сожжение еретиков на кострах, которое имело быть место в истории Русской Церкви – вполне в духе православного вероучения. Свое мнение он обосновывал как раз на 13 главе «Просветителя» преп. Иосифа Волоцкого.

Конечно, преп. Иосиф – великий святой, и я сам его весьма почитаю, как борца с ересью и подвижника милосердия. Однако в данном пункте я полагаю, что были правы его оппоненты – кирилловские старцы, последователи преп. Нила Сорского. «Ответ кирилловских старцев» на 13 главу «Просветителя» (книги в целом замечательной) – блестящее опровержение позиции преп. Иосифа Волоцкого в вопросе смертной казни еретикам.

Кроме того, можно указать на пример одного из Отцов Церкви – преп. Феодора Студита, выступавшего против казней еретиков павликиан (и других), которые имели быть в Византии в его время. Замечательно «Послание к Феофилу, епископу Ефесскому», в котором преподобный выступает против преследования еретиков (павликиан), в коем он, в частности, говорит:

«...Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (Лк.9:54-56). Ибо наш Божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать»[8].

Справедливости ради надо заметить, что противником воззрений преп. Феодора Студита был другой святой – преподобный Феофан Исповедник. Вот что читаем у него самого в его «Хронографии»:

«Подвигаемый великою ревностью к Богу благочестивейший царь, по внушению святейшего патриарха Никифора и прочих благочестивых мужей, объявил смертную казнь манихеям, павликианам, афинганам во Фригии и Ликаонии, но был удержан от этого другими советниками под предлогом покаяния, но погрязшие в этом заблуждении никогда не могут раскаяться. Они положили правилом, что иереям не позволительно произносить смертный приговор против нечестивых, и в этом они поступили совершенно противно Священному Писанию. Если Петр, глава апостолов за одну ложь умертвил Анания и Сапфиру, если Павел великий громко вопиет, что делающие сие достойны смерти, и это за один плотский грех, то не противятся ли им те, которые освобождают от меча людей и исполненных всякой нечистоты душевной и телесной, и служителей диавола? Но благочестивый царь Михаил не мало из них предал мечу»[9].

Как следует из «Хронографии», множество еретиков все же было убито. Как видим, в Византии были такие же разногласия по этому поводу, как и на Руси. Но я хочу привести еще одну цитату преп. Феодора Студита, из его послания, написанного уже после всех этих событий. Как я понимаю, в послании речь идет о гонениях на православных почитателей икон. Преп. Феодор видит в этом наказание за то, что ранее православные преследовали (и многих даже казнили) еретиков – павликиан и других:

«Ты видишь, друг, каково настоящее положение вещей, какой сильный огонь охватил Церковь Божию, – конечно, разгоревшись от прежней подтопки. Нас изъело пламя прелюбодеяния [Святой Отец говорит о прелюбодейном браке императора Константина VI], поразила нас стрела прелюбодейной связи, – я разумею совершившиеся из-за них преследования и заключения, наказания, изгнания и бедствия; не без основания я прибавил бы и бывшее до этого дело симониан и по поводу симониан. Ведь Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницею. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, – говорит Писание, – “все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф.26:52). Но поскольку все эти средства были применены, как будто из недр ада вспыхнул столп зла, – эта христоборная ересь, губящая всех»[10].

Конечно, каждый христианин может выбрать, кто ему ближе в этом вопросе – преп. Иосиф Волоцкий и преп. Феофан Исповедник, или преп. Феодор Студит и кирилло-белоезерские старцы. Однако утверждать то, что современные атеисты заслуживают «лесоповала», потому что когда-то некие атеисты отправляли туда христиан – по меньшей мере, нечестно, потому что и наша история также содержит неприятные для нас эпизоды.

Я вовсе не утверждаю, что атеизм и коммунизм сами по себе не имеют никакого отношения к террору, и что причина террора, как и в истории Церкви – исключительно в низменных человеческих страстях. Нет, я на самом деле согласен с Федором Достоевским, сказавшим устами одного из своих героев: «Если Бога нет, то все позволено». Если взглянуть на историю, то принятие христианства способствовало значительному смягчению нравов, хотя полного осуществления евангельского идеала не было даже в лучшие для христианской истории времена. Напротив, приход к власти безбожников был ознаменован страшным террором. Даже если оправдать этот террор низменными страстями, то тогда как можно оправдать узаконенное детоубийство (аборты), против которого, кстати, покойный о. Даниил Сысоев выступал очень жестко? И, однако, нам следует помнить евангельские слова: «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48).

Сказанное мною вовсе не означает того, что я стою на позициях некоего примиренчества со злом. Просто борьба должна быть адекватной угрозе. В любом случае нужно жестко бороться с экстремистами, в т.ч. теми, кто пытается прикрываться христианством. Тот же преп. Феодор Студит, выступая против казней еретиков, говорит: «и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам... Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии»[11].

Мое несогласие с теми из наших святых, кто требовал казней для еретиков, вовсе не означает того, что я ставлю под сомнение их святость. Просто эти люди, несмотря на свою личную святость, оказались людьми своего века. Если мы сегодня будем жаждать отправить в зону всех атеистов и коммунистов, то мы можем оказаться даже ниже своего века. Почитая святость преп. Иосифа или преп. Феофана, не следует слепо копировать их взгляды, памятуя о том, что были другие святые, которые учили иначе, и главное, памятуя о том, чему учил Христос. Нужно бороться с ересями, но так, как заповедовал св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[12].

Иначе чем же мы лучше наших гонителей?

Кроме того, я считаю, что большой ошибкой о. Даниила было то, что он не отличал искреннего заблуждения и неведения от сознательного служения злу. Например, о тех же коммунистах в статье «Ко дню революции» он писал: «православным важно беречься от общения с коммунистами, не есть с ними и тем более не дружить с ними. Они заражены проказой дьявола. И если они не раскаются в бесовской зависти, то и нас с вами они этим заразят»[13].Все же я не думаю, что современными коммунистами движет исключительно бесовская зависть. Может быть, тот же академик Ж. Алферов (один из ведущих ученых нашей страны, нобелевский лауреат) кому-то завидует? Совсем так не думаю. Думаю, что в большинстве они просто заблуждаются, поэтому все же нам не следует бросаться такими жестокими словами. К сожалению, о. Данилу было свойственно таковое отношение к своим идеологическим противникам любого лагеря. Это же касается и многих его последователей.

И напоследок хочу добавить следующее. Несмотря на резкое неприятие идей о. Даниила, я вовсе не хочу выставить его неким врагом Церкви. Я думаю, что радикализм о. Даниила во многом обусловлен влиянием некоего Алексея Шорникова. Об этом господине я писал в статье, опубликованной в РНЛ – «Уранополитика господина Плохиша». По моим сведениям, именно этот господин повлиял на «власовскую» позицию о. Даниила. У Шорникова эта позиция выражена гораздо ярче. Если о. Даниил просто приравнивал власовцев и советских солдат, не видя особой разницы между предателями и защитниками Родины, то Шорников высказывал нескрываемые симпатии к первым и антипатии ко вторым. Мало того, он открыто симпатизировал карателям из РОНА (Русской народной освободительной армии, возглавляемой Каминским), редким отморозкам даже на фоне эсэсовцев. Это было высказано им в Живом журнале о. Даниила, и, к сожалению, о. Даниил ни разу не осадил своего единомышленника. Впрочем, тогда Шорников высказывался еще достаточно осторожно. А вот уже после смерти о. Даниила  откровенно профашистские симпатии Шорникова выразились гораздо ярче. В своей статье в ЖЖ «Дьявольская сущность “парада победы”: мысли уранополита по воспоминаниям несовременников» он охарактеризовал нападение нацистской Германии и её сателлитов на СССР как «крестовый поход против большевизма», получивший благословение большинства Православных поместных Церквей (что, безусловно, неправда). Так что я уверен, что и в этих радикальных воззрениях о. Даниила, кои были разобраны мною в статье, – влияние все того же господина Плохиша. Такое бывает. Даже весьма достойные люди могут находиться под влиянием людей недостойных. Пример о. Даниила – лишний урок для всех нас. Нам всем следует беречься от того, чтобы попадать под влияние тех, кто, прикрываясь красивыми лозунгами,  использует Церковь для достижения своих гнусных политических целей.


 


—————————————————————————

[1] Свящ. Данил Сысоев. Жизнь в памяти смертной. http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html

[3] Свящ. Даниил Сысоев. Атака безбожников на Церковь. http://pr-daniil.livejournal.com/9324.html

[4] Свящ. Даниил Сысоев. Беспокаянное житие. http://pr-daniil.livejournal.com/8035.html

[7] М.В. Шкаровский. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Часть 3. http://www.bogoslov.ru/text/656557.html

[8] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[9] Летопись византийца Феофана (преп. Феофана Исповедника), л. м. 6304, р. х. 804. При Михаиле царе римском 1 год. http://palomnic.org/history/rx/vf/3/10/

[10] Преп. Феодор Студит. Послание 114 (302). Льву, торговцу ароматами. http://azbyka.ru/?otechnik/Feodor_Studit/poslania=302

[11] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[12] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html
[13] Свящ. Даниил Сысоев. К дню Революции. http://pr-daniil.livejournal.com/63616.htm
 
 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви