Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
«Изнаночный мир» российской прессы


Есть анекдот про двух приятелей, встретившихся случайно на вокзале. Один спрашивает: «Куда едешь? В Жмеринку?» А сам думает: «Если он едет в Жмеринку, то наверняка скажет, что — в Одессу, и наоборот». Другой думает: «Если я его обману и скажу, что еду в Одессу, он сразу поймет, что я еду в Жмеринку, поэтому скажу правду, чтобы он не догадался об истине».

В этом анекдоте заложен ключ к пониманию действия некоторых коммуникативных принципов современной прессы. Система кодов, шифров и в то же время расшифровки изначально, чаще всего подсознательно, подразумевается журналистом. Особенно четко это можно было видеть во времена господства коммунистической идеологии. В годы «оттепели», к примеру, в либеральном «Новом мире» борьба против идеологического диктата велась исключительно цитатами из Ленина, обосновавшего и утвердившего этот идеологический диктат. А публицист, увлеченный идеями мыслителя, запрещенного советской цензурой, информировал читателя о крамольных идеях разгромными статьями об этом мыслителе, снабженными цитатами из него. Старшее поколение помнит этот удивительный период, когда Эзопов язык был самым ценным художественным приемом в публицистике, когда «изнаночный», «подпольный» мир был естественной средой обитания для тех, кто не чувствовал себя уютно при коммунистическом режиме.

Казалось бы «гласность» и «свобода слова» должны были изменить ситуацию. Действительно, ныне те приемы демократической журналистики, которые были так милы либерально настроенной интеллигенции, кажутся в лучшем случае наивными и смешными. Однако нельзя думать, что система «кодирование — декодирование» каким-то образом улетучилась, нет — она изменилась, усложнилась, приспособилась к нынешним условиям, заменила одни «идеологемы» и «мифологемы» на другие, один «цензурный комитет» на другой. «Подполье» вылезло наружу и стало наводить порядок в России по своим законам. «Изнаночный» мир возомнил себя «лицом», «личиной» и, подобно герою рассказанного анекдота, иногда даже говорит правду, скрывая при этом Истину.

Либеральное обезбоженное сознание с его главным декларируемым принципом относительности Истины, понимая этот принцип относительности как синоним свободы, дает «изнаночному» миру не только полное равноправие, но и постепенно подчиняется его законам, судит обо всем с его колокольни, затем становится его преданнейшим слугой, а в конце концов — рабом. В этой ситуации христианское, церковное сознание с его главным принципом абсолютности Истины является существенной помехой господству «изнаночного» мира.

Неудивительно, что пресса, выражающая в основном интересы и принципы либерального сознания и находящаяся в зависимости в той или иной степени от «изнаночного» мира, ведет иногда настоящую войну с Православной Церковью, причем в некоторых случаях устами либерально настроенных церковных прихожан и даже представителей духовенства.

Посудите сами, вот что пишет на страницах парижского еженедельника «Русская мысль» (1996. № 4144) клирик Московской Патриархии священник Георгий Чистяков: «Когда мы заявляем, что православие — это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся узниками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна... Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободна».

Здесь все примечательно: и то, что автор смело ставит в один ряд идеологических систем и Православие, и марксизм, уподобляя себя атеистически настроенным публицистам, для которых христианство — это всего лишь одна из партий; и то, что автор подразумевает множественность интерпретаций Истины. В то время как для православного человека ортодоксия — это действительно «единственно верное» и «единственно правильное» прославление Бога в рамках догматов и установлений Церкви, выработанных и утвержденных на Вселенских Соборах, критерием которых служат Священное Писание и Священное Предание. В отличие, скажем, от гетеродоксии, то есть — разномыслия еретиков, не признающих ни Священного Предания, ни тем более Вселенских Соборов.

Как-то неловко напоминать иерею, что для христианского сознания истин много быть не может, она одна, и в Евангелии это понятие употребляется сотни раз, но всегда в единственном числе. Например, про Себя Иисус Христос говорит, утверждая исключительную «монополию на истину»: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Или вот, что отвечает Иисус Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Или вот что сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32). Или про Церковь апостол Павел говорит, что она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).

Следуя логике священника Георгия Чистякова, все эти высказывания давно уже «просто и сразу» убили бы истину, поскольку не дают возможности втиснуть в эти узкие врата понимания свободы многие милые его сердцу учения, в том числе и о безграничности Православия.

Статья, из которой я привел цитату о равенстве ждановско-сусловских методов насаждения марксистской идеологии и исповедания православной веры, написана о другом — по поводу тех, кто считает экуменизм «ересью ХХ века». Многие размышления автора — о нетерпимости, о поиске врагов, о язычестве под маской Православия и другие — иногда точны, правильны, бесспорны. Но — удивительное дело — проповедуя безграничную широту, открытость, терпимость в отношении других вероисповеданий и учений, автор напрочь теряет всякую меру терпения, когда речь заходит о тех, с кем он не согласен, и особенно о людях, действительно отстаивающих Истину — то есть о православных. Сюда в ход идет все — и подтасовки, и демагогия, и брань, и сомнительные аналогии. Приведенная цитата — тому доказательство.

Те, кто не принимает экуменизм, сравниваются здесь с узколобыми коммунистами и просто глупыми и злыми людьми. Статья так и называется: «Откуда эта злоба?» Пытаясь ответить на этот вопрос, автор неожиданно (для своего духовного звания) заявляет: «Думается, что беда заключается в том, что издавна на Руси религиозность выражалась прежде всего в диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от нее... В целом религия воспринимается как борьба со Злом, но совсем не как движение к Добру... Это — только постоянное противостояние диаволу, но совсем не встреча с Богом... Верить в нечистую силу люди, во всяком случае образованные, мало-помалу перестают, но ориентированность на поиски врага в человеческом сознании остается. Только образ его становится секулярным: теперь это уже не сатана и не нечистая сила, а живые люди, так называемые "враги внутренние, жиды и скубенты", с которыми боролся "Союз русского народа" и другие подобные ему организации».

Не могу отделаться от мысли, что где-то уже читал подобное: то ли у Емельяна Ярославского, известного «воинствующего безбожника», то ли в какой-то атеистической брошюрке периода хрущевских гонений на Церковь. Именно такой логикой руководствовались эти авторы: раз верит в дьявола, значит — черносотенец.

Эти новаторские рассуждения о.Георгия о зле (это слово, кстати, он пишет с большой буквы, в отличие, скажем, от Православия или Истины), нечистой силе, сатане, диаволе как рудиментах бескультурья, как пережитках исчезающих, вследствие развития образования, верований, бесполезно как комментировать и опровергать, так и сетовать на то, что автор игнорирует и само Священное Писание, и Священное Предание. Бесполезно — не потому, что автор не способен выслушать чужое мнение, а потому, что все эти «материи» слишком уж коробят слух обезбоженного либерального сознания, на которого и рассчитаны все эти писания.

«Изнаночный» мир не желает ничего слушать о диаволе, поскольку этот разговор неизбежно приводит к рассуждениям о грехе, а размышление о грехе неизбежно ведет к мыслям о покаянии, а говоря о покаянии, придется думать о спасении. А с такими мыслями жить неуютно, некомфортно. Представители этого мира не нуждаются в Господе как Спасителе: для них не существует ни дьявола, ни греха, а идея спасения упраздняется вообще. Он, этот мир, видит себя только в атмосфере «прекрасного», где властвует «доброта», «интеллигентность» и «свобода совести», где истина относительна, где все учения и религии друг друга уважают (кроме тех, конечно, кто их не уважает), где все друг друга любят (кроме тех, разумеется, кто их не любит).

А что касается экуменизма — что это такое, что он проповедует, каковы его истоки и к чему он может привести,– автор так и не говорит ни слова. Но подразумевается что-то очень хорошее, поскольку враги его уж совсем плохие люди — антисемиты, шовинисты, коммунисты...

В другой статье этого же номера «Русской мысли» под названием «Церковь и национализм» ее автор, Валентин Никитин, походя замечает: «Сегодня наш национализм, апеллирующий к РПЦ, проявляется, прежде всего, в этнокультурном изоляционализме, антисемитизме и антиэкуменизме». Опять говорится о каких-то врагах, а о самом экуменизме — ничегошеньки.

Но вот мне попадается одно издание, на обложке которого написано: «Религиозно-общественный экуменический журнал». Имя ему — «Логос», выпускается он брюссельским католическим издательством «Жизнь с Богом» уже двадцать пять лет. В редакционном предисловии к юбилейному его 50-му номеру (1995 г.) отмечается, что «Логос» стал «первым экуменическим журналом на русском языке, ставящим своей целью положить начало диалогу между христианами Востока и Запада» (С. 5). На обложке этого юбилейного выпуска так и обозначено: «Диалог Восток–Запад».

В упомянутом предисловии рассказывается, с какой самоотверженной решимостью сотни верующих, живущих на Западе, провозили свежие номера этого журнала в СССР: «Это был риск. Пограничники, таможенники, сотрудники КГБ — все были на страже» (С. 6). Наконец, наступили времена, когда журнал решил обратиться к «новому» читателю, живущему уже в «свободном обществе». Ранее, как утверждают авторы предисловия, экуменический диалог «дал сравнительно незначительные практические результаты, охватывая только богословов, иерархов и представителей Церквей, но совсем не касаясь простых христиан. «В первую очередь, — продолжают они, — это относится к тем верующим Русской Православной Церкви, которые в настоящий момент воспринимают экуменизм как нечто опасное, вредное, а потому нежелательное» (С. 6).

Как можно догадаться — главной задачей этого юбилейного выпуска ставится развенчание такого, по их мысли, предвзятого представления об экуменизме.

Действительно, в понятие «экуменизм» разные люди вкладывают совершенно различные, иногда — противоположные смыслы. Одни воспринимают его как синоним церковной дипломатии, другие используют его как способ разрушения церковных конфессиональных границ, третьи видят в нем инструмент миссионерской деятельности, четвертые называют себя экуменистами только для того, чтобы иметь возможность заграничных поездок, пятые, например, авторы современного вполне «светского» словаря «Христианство» видят в экуменическом движении «отражение кризиса отдельных христианских объединений и направлений» (М. Республика. 1994. С. 538).

Итак, какой же нам, российским читателям, предлагается экуменизм? Что вкладывают в это понятие члены редколлегии из Мюнхена? И, наконец, чем они руководствовались в выборе тем и авторов?

Как бы предваряя ответы на все эти вопросы, авторы предисловия пишут: «Несмотря на свободу политической и религиозной жизни в нынешней России и других странах СНГ, здесь так и не сложились условия для организованной демократической христианской общественности, имеющей свой голос и моральное суждение по всему спектру общественной и политической жизни. По-прежнему от имени верующих говорят иерархи Церквей и руководители религиозных объединений; они же решают, какую общественную и политическую позицию должны занять их пасомые» (С. 7).

В конце предисловия редколлегия обращается к читателю: «От вашего заинтересованного участия зависит, сможет ли состояться обмен мнениями между христианами Востока и Запада, принесет ли он практические результаты, приблизит ли нас к желаемому единству» (С. 8).

Структура этого весьма объемного выпуска такова: из двадцати материалов четыре принадлежат католикам, три — греко-католикам (униатам), два — протестантам, четыре — православным, остальные — светским российским историкам, социологам, религиоведам.

Итак, о каком единстве идет речь?

О понимании главных принципов «желаемого единства» и его «практических результатов» заявлено чуть ли не в первой статье католического автора: «По-прежнему остается в силе учение Первого Ватиканского Собора о том, что именно Папа в силу своей харизмы, как преемник Святого Петра и пастырь Вселенской Церкви обладает полной, верховной и универсальной властью над всеми Церквами и может свободно осуществлять ее в любое время» (С. 20). Поэтому какие-либо призывы к объединению, звучащие в этой и других статьях, до тех пор, пока не будет отменено это учение, повисают в воздухе, а разговоры о «полном равноправии», «единстве во Христе», «общности», «согласии», «равенстве», «солидарности» и «кафоличности» в этом контексте воспринимаются, в лучшем случае, в качестве тактики усыпления бдительности. Так или иначе, этот своеобразный «диалог» с первых же страниц журнала становится если не похожим на разговор приятелей из вышеприведенного анекдота, то по крайней мере на уравнение со многими неизвестными.

Впрочем, прочитав номер до конца, ничего «неизвестного» не находим. Выясняется, что западные друзья решили раскрыть глаза российскому читателю на Русскую Православную Церковь.

Вот что пишут сами католики: «Параноидальная реакция официального православия... объяснима... внутренним бессилием самого православия, оказавшегося неспособным...» (С. 44); «Отталкивает сильный авторитаризм многих пастырей (РПЦ.— о.В.В.) и сектантский душок их общин... Сильные подозрения в некомпетентности вызывает семинарская и академическая подготовка духовенства...» (С. 122); «Культурный кризис русского православия... заставляет задуматься об актуальности христианской схизмы» (С. 127);«Резкие диссонансы русской церковной жизни наводят на мысль о заболевании отечественного христианства... Необходимо подыскать новые мехи для того поколения, которое приходит сейчас в Церковь. В их числе может быть и русское католичество» (С. 129–130); «Мы должны принимать всех, какие они есть (имеются в виду российские граждане, приходящие в католические храмы. — о. В.В.). Даже если нам пришлось бы опуститься на их уровень» (С. 139).

Протестантский автор попал в сборник только потому, что написал историческое исследование об антисемитизме в Русской Церкви. В конце статьи он угрожает: «Еще предстоит провести детальное исследование роли Церкви, и в первую очередь ее иерархов, в распространении антисемитских идей в России...» (С. 264).

Представители «светских наук» в своих рассуждениях о РПЦ переходят всякие границы приличия и начинают оскорблять православное духовенство уже поименно. Досталось здесь и дьякону Андрею Кураеву, и сельскому батюшке Алексию Остаеву (С. 255), и священнику Артемию Владимирову (С. 107), и архиепископу Алексию (Кутепову) (С. 220), и покойному митрополиту Иоанну (С. 254). Один из обсуждаемых на страницах «Логоса» православных пастырей даже не был автором статьи удостоен священнического сана: о нем пишется как о мирском человеке (С. 107).

Один из представителей этой славной когорты «ученых» посвятил свое исследование «реваншистским» настроениям РПЦ. Озабоченность Московской Патриархии по поводу засилья сект он называет «невротическими и агрессивными попытками» и уличает Патриархию в нарушении законодательства «о запрете разжигания межрелигиозной ненависти» (С. 107). Того же самого автора беспокоит, что православные прихожане считают своим «главнейшим духовным и моральным долгом» поддерживать интересы Церкви. «Подобная позиция оказывает на сознание верующего гораздо более разрушительное воздействие, чем это может показаться на первый взгляд, и чем думают многие наши "ортодоксы"; причем разрушительное в самой сердцевине веры» (С. 108).

И, наконец, заканчивает свое экспертное исследование эффектным призывом: «Эксцентрическое высказывание Жака Маритэна: "Американская цивилизация есть фокус, к которому направлены все действительно прогрессивные силы истории после того упадка, который пришел на смену Средним векам", отражает важную духовную реальность, которую нам, русским православным, еще только предстоит в полной мере осознать» (С. 110).

Тот же автор, но уже в другой статье, сравнивает Католичество и Православие в вопросе таинства исповеди и приходит к выводу, что в католическом храме прихожане доверяют священнику свои «серьезные» грехи, тогда как в православном — конечно же, нет. Автор пытается убедить своего нецерковного читателя (церковный — тут же недоуменно пожал бы плечами), что он якобы расспрашивал об этом русских православных священников. «Ни одному из них ни разу никто не исповедовался в серьезных преступлениях... Почему так? — спрашивает автор своих собеседников. — Обычно объясняли идущей от Петра I традицией разглашения тайны исповеди. Может быть, они и правы. Но в душу закрадываются подозрения: не глубже ли причины?» (С. 60).

Другой автор из «ученых» рассматривает «специфические особенности православной идеологии»: «Одна из таких особенностей — это глубокое неуважение к человеку, человеческой личности» (С. 116). Или еще: «Не только в прошлом, но и сейчас можно услышать проповедь какого-нибудь вполне официального священника о том, что невежество и дикость — это благо для истинного христианина» (С. 117). Или: «До сих пор в РПЦ находится немало «ортодоксов», отвергающих культуру и науку как что-то бесовское» (С. 118)... Подобное можно цитировать до бесконечности.

Но особенно разгулялись на страницах экуменического журнала «православные», как их называют в предисловии, авторы. Один из них — З. Крахмальникова — пишет, что Московская Патриархия помогает становлению в России нацизма, «не отдавая себе отчета в том, что, благословляя "православных нацистов", они вдохновляют их на создание в России фашизма гитлеровского толка» (С. 86).

Другой автор — Я. Кротов — с высочайшим снобизмом и осознанием интеллектуального превосходства упрекает своих оппонентов-монархистов, в основном из духовного сословия, в «элементарном невежестве», в том, что они разучились «оперировать абстрактными понятиями», в «неспособности выстроить цепь рассуждения логически» и, наконец, в «бездумности» (С. 255–256).

Третьего автора — старосту московского храма святых Космы и Дамиана Т. С. Птушкину — спрашивает интервьюер о том, «какая вера истинна». Староста православного храма свой символ веры формулирует так: «Трудный вопрос. Но один критерий, несомненно, существует: доброта, терпимость, отсутствие какого-либо фанатизма» (С. 236). Интересно, что ни этих слов, ни этих критериев она не найдет в главной книге для православного человека — Евангелии. Поэтому не удивительно, что в своем выступлении Т. Птушкина сетует на то, что РПЦ живет по-прежнему «в темноте и дикости». «Причем эта темнота и обскурантизм клириков совсем не случайны, малограмотность испокон веков на Руси культивировалась... Да плюс еще главная идея средневекового христианства, с успехом бытующая до сих пор, — о беспросветной греховности и никчемности этого мира... Ходят за оградой мрачные люди в черном, с длинными бородами, а до мира и дела нет — разве что в связи с поступающими оттуда финансовыми средствами» (С. 228–229). В отличие от этих православных монстров, Т. Птушкина видит в приезжающих в их храм молодых католических монахах, «имеющих по два-три высших образования, говорящих на пяти языках, с книгами, с компьютерами», «умных, жизнерадостных, доброжелательных» людей. «В их лице христианство уже не кажется таким постным и беспросветно-мрачным, к которому мы все привыкли» (С. 229)...

На наш взгляд, цитат уже вполне достаточно. Честно говоря, куда направляет свои стопы экуменический журнал «Логос»— в Жмеринку или Одессу,— гадать не хочется, это становится вообще не интересно. Очень быстро и слишком ясно понимаешь, о каком единстве ведется здесь речь, какой диалог подразумевается и какую цель преследует такой экуменизм, для которого слова «ортодокс», «ортодоксальность», «ортодоксальный» — худшие из худших ругательств.

«Изнаночный» мир прессы диктует свои законы: когда он говорит о диалоге, речь идет о монологе; когда провозглашается единство, надо понимать это как «единственность» или как унию; когда он бичует гонителей, имеются в виду гонимые; когда пишет о кризисе, значит подразумевает возрождение; рассуждениями о либерализме он прикрывает самый жесткий диктат, связывающий руки чужому мнению; когда он призывает к свободе, значит замысливает разгул анархии и вседозволенности; когда упрекает в «религиозной нетерпимости», значит за этим последует его озлобленный окрик, клевета и улюлюканье...

 
 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

27.09.2018
Об антинародном характере пенсионной реформы

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

 

НОВОСТИ

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ