Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Валентин АСМУС
Нет истины, где нет любви


Когда несколько лет назад римский папа Иоанн Павел II запретил известному теологу Гансу Кюнгу преподавать на католическом богословском факультете, возник шумный скандал. Многие обвиняли папу в возрождении средневековой инквизиции. Как водится в таких случаях, больше всего негодовали те, кто стоит дальше всего от церковной жизни и от церковных интересов. Но действия папы были на самом деле всего лишь необходимой самообороной: он хотел защитить свою церковь от неправомыслия, от ереси. Ересь – это не ругательное слово, а термин, имеющий точное значение и не изобретенный в средние века, а взятый из Священного Писания. «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся», – читаем мы в Послании к Титу. Действительно, Церковь есть общество верующих, общество, объединенное общею верою, и посему она и может и должна ограждать себя от тех, кто эту веру не разделяет, особенно если эти еретики – мы договорились спокойно воспринимать это слово – выступают в роли церковных проповедников и учителей.

В последнее время предметом громкого скандала стала проповедь и деятельность священников Александра Борисова и Георгия Кочеткова. Их имена чаще всего склоняются в одних и тех же падежах. Я с этим не согласен, потому что здесь мы имеем дело с двумя разными явлениями. Отец Александр Борисов заявил о себе в 1994 году книгой «Побелевшие нивы». Одна из главных особенностей книги – настойчивый призыв всех христианских вероисповеданий к сближению. Автор полностью принимает протестантскую «теорию ветвей», согласно которой ни в одном из этих вероисповеданий нет полноты истины, и лишь всеобщее объединение даст возможность склеить осколки истины, хранимой в каждом из них, в единое целое. Описывая смысл вероисповедных различий, отец Александр Борисов сводит разницу между Православием и католичеством к совершенно несущественным особенностям обряда и церковного искусства. Протестанты же, по его определению, «полностью принимают лишь христианские ценности первых трех веков истории Церкви – Священное Писание в полном его объеме, не заменяя его богословием последующих столетий». Здесь отец Александр явно становится на протестантскую позицию. И православные, и католики убеждены в том, что учение их Церкви тождественно учению Церкви трех первых веков, что святые Игнатий Богоносец, Киприан Карфагенский и Ириней Лионский – отцы апостольской Церкви, а не отцы протестантизма. А самое главное, ни православный, ни католик не отдадут Библию в ведение протестантизма, видя в ней обоснование своего учения. Но отец Александр Борисов принимает не только некоторые притязания протестантизма на преимущество, он принимает также некоторые характерные положения протестантской доктрины. Так, почитание Богоматери и святых он высокомерно третирует как духовный инфантилизм. Цитирую: «Не будет большой натяжкой усмотреть параллель между инфантилизмом детей, выросших без отцов, с инфантилизмом тех христианских народов, где почитание Божией Матери вытеснило почитание Иисуса. В инстинктивном стремлении человеческой души вытеснить непосредственное почитание Отца, Сына и Святого Духа «промежуточной инстанцией» – особенно почитанием Богородицы (эта тенденция сильно проявляется не только в Православной, но и в Католической Церкви) – встречаемся с самым главным заблуждением человеческой души: попыткой самим создать образ Божий».

Не менее суров о. Александр в отношении иконопочитания: «Будучи в свое время удачным средством вытеснения языческих изображений, <иконы> во многих случаях стали доминировать в христианском сознании как некая самостоятельная сущность, отдельная от первообраза – Иисуса из Назарета». Чтобы указать путь духовного исцеления, о. Александр Борисов предлагает такую ветхозаветную аналогию: в свое время Моисей сделал медного змия, и это приносило определенную пользу, но впоследствии царь Езекия для уничтожения идолопоклонства истребил этого медного змия. Фактически о. Александр принимает идеологию умеренных византийских иконоборцев или императора Карла Великого, который пытался отменить иконопочитание, утвержденное VII Вселенским Собором.

То, что говорит о. Александр о Евхаристии, – также неправославно. Слова «Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя» он отказывается понимать буквально. Цитирую: «Очевидно, что ранняя Церковь понимала эти слова не так, как мы силимся их понимать». Евхаристия для о. Александра Борисова – духовное общение христиан со Христом и друг с другом, братская трапеза, где воспоминается Голгофская Жертва, но не вкушение Тела и Крови Христовых. Здесь наш богослов идет дальше даже лютеран, которые признают реальное присутствие Христа в Евхаристических Дарах.

Все это и многое другое дало полное основание Святейшему Патриарху Алексию сказать на собрании московского духовенства: «Непонятно, кто писал эту книгу: священник Александр Борисов или некий протестант».

Но это еще не все. Ведя напряженную полемику с теми, кто хочет соблюсти основы православной веры, отец Александр систематически употребляет недостойный прием морального опорочивания противника. Все, кто не приемлет идеологию экуменизма, постоянно обвиняются в «лютой ненависти ко всем, думающим иначе». Есть в книге весьма характерная классификация духовенства Русской Православной Церкви. Три выделяемые о. Александром группы получают у него политические именования центра, правых и левых. За вычетом небольшого слоя левых (они же – «жаждущие пробуждения»), основная масса – центр (представители «бытового христианства») и правые – консерваторы, ортодоксы, ретрограды. Среди того, что характеризует ту и другую группу, о. Александр особо выделяет антисемитизм. Если антисемитизм батюшек «бытового стиля» – тихий и беззлобный, то у консерваторов он имеет вид «непримиримой идеологии», и чем ортодоксальней человек, тем более он антисемит. Я должен от своего лица и от лица сотен тысяч моих собратьев священников свидетельствовать, что это обвинение ложно. Мы считаем себя ортодоксами и вовсе не считаем себя антисемитами. Зайдите в московские церкви, известные своей «ортодоксальностью». Вы там увидите много молодежи, много детей, и среди них немало лиц еврейского происхождения. Некоторые из молодых евреев-христиан принимают священный сан и, по моим наблюдениям, чаще всего примыкают к тем, на кого о. Александр налепил политический ярлык «правых». Если следовать его логике, то и их всех тоже надо зачислить в антисемиты. Так легкомысленно нечестные приемы о. Александра Борисова приводят его к абсурду.

 

Теперь об о. Г. Кочеткове. Если о. А. Борисов открыто ориентируется на протестантизм и претендует базироваться исключительно на Библии, то о. Георгий Кочетков взывает прежде всего к литургической традиции Церкви первых веков («высокое православие», по его терминологии) и опирается преимущественно на книгу прот. Александра Шмемана «Введение в литургическое богословие». Больше всего о. Георгий Кочетков прославился тем, что совершал богослужения на современном русском языке, а не на церковно-славянском. Здесь он идет вразрез со всей нашей традицией. Возникнув в Римской империи, Церковь приняла как свой язык не народно-разговорный, а книжно-литературный, который уже сильно отличается от языка повседневного общения. Выросшие в обстановке такого двуязычия, свв. Кирилл и Мефодий создали церковно-славянский язык как аналогию греческому книжному языку. Он уже тогда был весьма далек от наречий, на которых говорили предки нынешних славянских народов, и изобиловал греческими словами и оборотами. Уже тогда усвоение этого языка требовало больших усилий. Культура, к которой Кирилл и Мефодий приобщили славян, строилась на изучении грамматики и чтения книг. Современный человек пренебрегает и тем, и другим, и поэтому для него славянский язык представляется непреодолимым препятствием, в то время как в прошлом веке даже в начальных церковноприходских школах это препятствие преодолевалось довольно успешно. Кроме того, все наше богослужение составлено великими служителями слова, и переводчики поэтому должны быть конгениальны Златоусту, Василию Великому, Кириллу и Мефодию, Стефану Пермскому. Я не видел ни одного перевода на русский язык, достойного литургического употребления, не исключая и различных переводов Священного Писания. Но если бы такие переводы и появились – их богослужебное употребление должно быть санкционировано епископатом. Когда же переводы самовольно вводятся в жизнь одним священником – это скандал, в корне компрометирующий саму идею поновления литургического языка.

Я не хотел бы надолго останавливаться на проблеме языка. Это самый поверхностный вопрос, о которых говорят в связи с деятельностью о. Георгия. Указывают и на другие его литургические новации: на упразднение иконостаса, на умаление литургического почитания Богоматери и святых. Это все связано с ориентировкой на первые три века христианства, которая роднит о. Георгия с протестантами и о. Александром Борисовым. Но не это представляется мне в его деятельности самым важным и характерным.

Ключевое понятие всей деятельности о. Георгия – катехизация. Ей посвящена его кандидатская работа, она определяет сложную структуру общинной жизни в приходе о. Георгия. Спору нет, катехизация, оглашение, научение истинам веры тех, кто готовится к принятию крещения, или же тех, кто уже крещен, но не получил необходимого наставления, – большая и болезненная проблема и нашей Церкви, и всего христианского мира. У нас, может быть, эта болезненность ощущается с особенной силой, и правильная постановка катехизации – одна из важнейших наших задач.

Но у о. Георгия Кочеткова идея катехизации приобретает болезненно гипертрофированный вид, подчиняя себе все стороны церковной жизни. Абсолютизация катехизирования приводит к пониманию христианства как прежде всего учения, то есть к жесткой рационализации христианства. Как это часто бывает, рационализм компенсируется здесь сентиментальностью, душевной возбужденностью, которая поспешно принимается за благодатное действие Святого Духа. И то и другое приводит к существенным искажениям церковной практики.

Так, о. Георгий решительно выступает против крещения младенцев. Как и другие противники крещения детей, он ссылается на то, что Василий Великий и некоторые другие святые IV века были крещены во взрослом возрасте. О. Георгию прекрасно известно, что еще в III веке младенцев крестили и в Египте, и в Западной Европе. Однако эту столь распространенную практику он объявляет основанной всего лишь на «теологумене», частном богословском мнении одного или нескольких богословов, не получившем церковного признания. Таким образом, он вступает в противоречие и с древней Церковью, и с подавляющим большинством современных христиан, потому что не только православные, но и католики и самые многочисленные протестантские конфессии крестят младенцев.

Из отрицания младенческого крещения можно сделать два вывода, оба их и пытается совмещать о. Георгий. Первый, и самый простой, – что крещение в таком случае вообще не состоялось. Это можно сказать, по о. Георгию Кочеткову, не только о крещении младенцев, но и о крещении взрослых, не подготовленных катехизацией, о крещении, совершенном недостойным священником, и т. д. и т. п. – о. Георгий как бы даже с видимым удовольствием умножает случаи, подходящие под эту мерку. Критерием действительности крещения объявляется исключительно его видимая действенность. Действенность измеряется христианской жизнью. Но всякий, кто живет этой жизнью, знает, как она трудна, и даже великие святые говорят нам о раздвоении человеческой души, о том, что в своем земном странствии человек не может считать себя окончательно преодолевшим зло в себе. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», – восклицает ап. Павел. Поэтому у о. Георгия Кочеткова критерий «спасенности», то есть действенности таинства крещения, неизбежно перемещается в план субъективно-психологический. Признак «спасенного» – энтузиазм и искусственная экзальтация. Конечно, такой подход дает возможность самого широкого отрицания действительности крещений, совершенных в Православной Церкви. С другой стороны, здесь открывается путь для признаний «крещений», совершаемых даже в нехристианских обществах.

В одном месте своей диссертации о. Г. Кочетков выражает это в такой, прямо скажем, хулиганской форме: «иногда не грех крестить “вновь” иного “православного” (в кавычках), даже “батюшку” (в кавычках), и не перекрещивать иного пятидесятника-единственника (унитария) или иеговиста».

С отрицанием младенческого крещения логически связано решительное недопущение крещения тяжелых инвалидов – «потерявших человеческий облик» (выражение о. Г. Кочеткова) или лишенных его от рождения. Здесь рассудочное понимание крещения приводит к самому зловещему результату. В то время как гуманисты всего мира защищают права инвалидов, в том числе и самых тяжелых, православный священник о. Георгий Кочетков хочет лишить их самой главной, с точки зрения христианина, возможности.

Но все-таки невозможно отрицать то, что принято всеми, и объявлять некрещенными всех, кто крещен в детстве или же в несознательном, духовно незрелом состоянии. Поэтому, признавая во многих случаях крещение, совершенное в Православной Церкви, о. Георгий объявляет его неполноценным, неполным. Это говорится не о каких-то конкретных, особых случаях, а о всех вообще. Цитирую: «Ныне “восполнения” так или иначе требуют практически все Крещения, совершающиеся в нашей церкви даже через вполне порядочных священнослужителей и крестных, поскольку при этом никогда не обходится без существенных упущений и (или) нарушений». И здесь о. Георгий не удерживается от шокирующего выпада. На той же странице читаем: «Восполнять свое таинство Просвещения хорошо было бы даже и давно крещенным и вроде бы нормально церковно живущим людям, вплоть до самих “учащих” священнослужителей всех чинов и рангов, не исключая высших и, может быть, блаженнейших и святейших патриархов». С какой легкостью гордыня возводит человека на пьедестал судьи над целыми Церквами и их духовными отцами!

«Восполнение» неполного крещения – это все та же катехизация. Только прошедшие катехизацию могут считаться полными членами Церкви. Деление членов церкви на полных и неполных – один из руководящих принципов о. Георгия. Его практика дает полное основание его прихожанам шутить: «Полный член Православной Церкви – это тот, кто прошел оглашение у о. Георгия Кочеткова». На основании только что приведенных цитат можно утверждать, что для самого о. Георгия это не просто шутка.

Мы всегда радовались тому, что Церковь – это дивное, божественное единство, где каждый восполняет свои недостатки благодаря братьям, а все вместе исполняются благодатью Бога, «наполняющего все во всем». Отец же Георгий хочет рассечь это непостижимое, мистическое единство четко проведенной горизонтальной линией, разделяя членов Церкви на полных и неполных, совершенных и несовершенных. В настоящее время о. Георгий осуществляет те идеи, которые созрели у него более десяти лет назад. Еще в 1983 году он напечатал в журнале «Вестник русского христианского движения» статью под псевдонимом Богданов, где эти идеи высказывались в неприкрытом виде. Статья (которая, кстати говоря, до сих пор включается в списки рекомендуемой им литературы) вызвала тогда же резкий полемический отклик – и не какого-нибудь завзятого консерватора, а такого богослова, смотревшего на вещи широко и непредвзято, каким был покойный протоиерей о. Иоанн Мейендорф. Критикуя предлагаемое Кочетковым институционное закрепление двух выделенных им разрядов верующих в виде двух параллельных форм церковного устройства, о. Иоанн называет выделение особой группы «уже усовершившихся и освятившихся» – «своеобразным гностическим элитизмом. Формы такого элитизма, – продолжает о. Иоанн, – известны с древности и всегда отвергались «кафолическим» христианством». «...Говорить, что экклисическое устройство (этим, с точки зрения о. Иоанна чудовищным неологизмом Кочетков предложил называть устройство церкви низшего уровня), с его догматами, канонами, чинными уставами, апостольской преемственностью иерархии и “так далее” есть, как таковое, всего лишь “ветхозаветная реальность”, неверно и опасно, и даже, с православной точки зрения, чудовищно». Мне представляется, что о. Иоанн обнажил здесь самый корень той духовной опасности, какую несет теория и практика о. Георгия Кочеткова. К сожалению, главный тон его, с позволения сказать, учения о Церкви – самопревозношение, фарисейская гордыня. На весь мир заявляется: «Мы – единственный миссионерский приход в России». Опыт показывает, что во всякой местности, где появляется группа последователей о. Георгия, она агрессивно противопоставляет себя «прочим человекам», и возникает опасное для церковного мира противостояние.

О. Георгий Кочетков – человек с яркими психологическими особенностями. И как это, увы, иногда бывает, он обращает в свою веру, а не в веру Христову, не в веру Церкви. Я хочу этим сказать, что вместе с содержанием христианской веры о. Георгий прививает своей пастве не только все особенности своего индивидуального понимания истин веры, но и особенности своего душевного склада. Это крайне нежелательная пастырская ошибка, точнее, ошибочность самого направления пастырства. Приводит это к тому, что люди мучительно подгоняют свою душу под заданный шаблон, а многие и не выдерживают и спасаются бегством из прихода о. Георгия. Некоторые московские приходы имеют в составе своих прихожан таких беженцев.

В своем приходе о. Георгий действует авторитарно, как епископ. Он и теоретически приравнивает пресвитеров к епископам. Несогласных с его линией он беспощадно отлучает от Церкви. Поскольку приход его достаточно большой, он для удобства духовного руководства разделяется на «духовные семьи», во главе которых о. Георгий ставит так называемых нерукоположенных пресвитеров. Эти «пресвитеры» имеют даже внешний знак своих полномочий: крест, который носится поверх одежды. При жесткой подчиненности о. Георгию все эти семьи существуют совершенно параллельно всей прочей церкви. От рядовых прихожан даже скрываются распоряжения церковных властей. так, когда из Патриархии была получена бумага с просьбой воздержаться от совершения богослужений на русском языке, о ней узнали только ближайшие помощники о. Георгия, и богослужение продолжало совершаться с прежними новшествами.

 

В заключение приходится сказать, что если о. Александр Борисов предстает как еретик, то о. Георгий Кочетков выглядит как сектант, хотя выступает он под знаменами особо понимаемого ультраправославия. На обоих – на каждого по-своему – наложило глубокую печать многолетнее общение с радикальными протестантами. И обоих, говорю это с грустью, объединяет нелюбовь к той Церкви, которая их духовно породила и возвела на возвышеннейшую степень священства. И в этом их неправота, потому что, как сказал А.С. Пушкин, «нет истины, где нет любви».

 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

13.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

 

НОВОСТИ

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора