Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Иеромонах Арсений (ЕЗЕРОВ)
Трагедия древнерусской святости


Разумеется, как и любая научно-популярная книга, «Святые Древней Руси» (М., 1990. 269 с. Тир. 150 000 экз.) покойного Георгия Федотова не застрахована от ошибок, неточностей и всевозможных погрешностей. В ней есть случайные ошибки и описки – например, странное утверждение на стр. 233, что за весь Синодальный период, исключая царствование последнего благочестивого Государя, при котором было много канонизаций святых, «канонизировали всего четырех святых, и эти четыре все епископы: Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофаний Воронежский и Тихон Задонский», хотя хорошо известно, что при Павле I был вполне официально прославлен как общерусский святой прп. Феодосий Тотемский. Однако нередко встречаются в этой книге погрешности против церковно-исторической науки и просто здравого смысла, опредяемые авторской концепцией.

Так как книга о русской святости Г. Федотова является едва ли не самой известной из научно-популярных трудов, писанных на эту тему, то она и стала объектом нашей критики. К сожалению, объем статьи никак не позволяет дать более общую и обширную, а вместе с тем и аргументированную критику и невольно сужает оную. Поэтому мы решили остановиться на самых существенных, грубых ошибках и искажениях истории русской святости, Русской Церкви в целом, замеченные нами в данном труде.

Не останавливаясь подробно на очень странном и нелепом (вызывавшем и вызывающем недоумение у многих и церковных, и даже нецерковных людей) противопоставлении прп. Антония и прп. Феодосия Печерских и выискивании мнимого антагонизма их духовных путей (на самом деле только взаимно дополнявших друг друга), которое само по себе очень неубедительно и не нуждается в критике, обратим внимание на другие две ошибки автора, тоже очевидные, но все-таки нуждающиеся в пояснении и составляющие «стороны одной медали».

Заметим, что мы далеки от «срывания всяческих масок», «развенчивания» авторитетов и вообще «забойной» критики, а цель сего скромного труда – обнаружение грубых ошибок в несомненно серьезном историческом сочинении.

1. В главе 7-й («Святитель Стефан Пермский») автор почему-то утверждает, что «Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых», даже «означая (!) новые, не вполне раскрытые возможности в русском православии» (С. 131). Чем же определяет автор это «место» св. Стефана, по его мнению, если не уникальное, то уж явно самобытное? Ответ дается здесь же: «Святитель Стефан – миссионер, отдавший жизнь свою на обращение языческого народа», то есть коми-зырян. Но разве ранее не тот же подвиг (миссии, апостольства среди язычников) совершили святыми житиями своими прп. Ефрем Новоторжский, свв. Леонтий, Исаия и Игнатий Ростовские, прп. мч. Кукша, просветитель вятичей, прп. Авраамий Ростовский, просветитель ростовской чуди, св. Иоанн Суздальский и Нижегородский, крестивший мордву-терюхан, св. Дионисий Суздальский и Нижегородский, удачливый обличитель псковской «стригольной» ереси, обративший многих из еретиков к покаянию, современник св. Стефана прп. Кирилл Челмский, просветитель каргопольской чуди, многочисленные северо-западные преподобные отцы – просветители карел? Или бывшие уже по нем многочисленные русские апостолы (например, прп. мч. Корнилий Псково-Печерский, просветитель псковской чуди – эстляндского народа сету)? Или самим же автором упомянутые в 6-й и 7-й главах великие русские миссионеры Гурий, Варсонофий и Герман Казанские, Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Герасим, Питирим и Иона Пермские, Трифон Печенгский, Феодорит – вплоть до епископа Николая, основателя Японской православной Церкви в конце XIX века..? (См. страницы 115–117 и 138 книги Г.Федотова, чтобы убедиться в этом). Таким образом, почтенный автор сам себе противоречит. Можно было бы только добавить от себя еще несколько славных имен: прп. Германа Аляскинского, просветителя алеутов, архиепископа Филарета Черниговского (в бытность свою в Риге много содействовавшего обращению видземских латышей, почему по интригам баронов и был переведен на другую кафедру), св. Иннокентия (Вениаминова), блаженного митрополита Макария Алтайского, при котором упрочилась миссия среди алтайцев, а отчасти и других сибирских народов, и т. д. и т. п. Добавим, что и сами новообращенные не раз свидетельствовали о Христе мученической своею кровию: мч. Авраамий Болгарский (из волжско-камских болгар, тюркского народа, предков нынешних чувашей) в XIII веке, мч. Петр Алеут в XIX веке и другие. Впрочем, Георгий Федотов опровергает себя сам: «Напрасно говорят, что Русская церковь не дорожит миссионерским служением» (С. 139). Добавить к сему нечего.

2. Глава 12-я – «Трагедия Русской святости» – занимает почти центральное место в книге. Именно в ней содержатся наиболее «концептуальные» выводы автора; именно эта глава да «Заключение» имеют ярко выраженный историософский характер. Может быть, поэтому в упомянутой главе немало заметных ошибок, иногда курьезных и нередко трудно объяснимых с точки зрения элементарной церковной грамотности. Для начала автор вдруг сообщает, отвлекаясь в нравственное богословие, что, де, «одни исходят из любви, другие – из страха – страха Божия, конечно, одни являют кротость и всепрощение, другие – строгость к грешнику» (С. 186). Противопоставлять страх Божий и любовь свойственно, как известно, только членам некоторых (и причем отнюдь не всех) радикальных протестантских и харизматических сект, так как любой христианин понимает, что «начало Премудрости страх Господень» и что, как учили святые отцы, без такового просто невозможна настоящая любовь к Богу и к людям. Таким образом, автор, к сожалению, расписывается своими этими словами в своем, в самом лучшем случае, полном религиозном невежестве. Впрочем, здесь нет нужды обращаться к прописным истинам нравственного богословия. Надеемся, что необходимость для спасения страха Божия и благоговения не вызывает сомнений ни у одного верующего человека. Неверующих же интеллигентов отсылаем хотя бы к писаниям протестанта С. Керкегора, ибо полагаем, что писания аскетические всех без исключения отцов наших не являются для них достаточным авторитетом. Более того, страх Божий подразумевает прежде всего именно снисхождение к грешнику, так как человек, сам боящийся воздаяния Божия за свои грехи, не может не относиться сочувственно к другим грешникам и не будет их судить, хотя бы из страха нарушить заповедь Божию «не судите..», а вот отсутствие страха Божия есть верный признак неверия, безбожия. Трудно согласиться с тем, что заволжские старцы будто могли бы быть безбожниками. Очевидно, автор считает христианской любовью любовь к сему привременному тленному и суетному миру, ибо такой «любви» действительно чужд страх Божий.

«Начала духовной свободы, – по мнению автора, – и мистической жизни (если, конечно, эту жизнь понимать так, как понимают маги и оккультисты) противостоят социальной организации и уставному благочестию» (С. 186). В этой фразе – явное сектанство, в «духе» нынешнего «Богородичного центра»... Комментарии излишни.

«Преподобный Иосиф был канонизирован в конце XVI века три раза (очевидная описка, каких у автора довольно много, так как в этом же предложении автор справедливо указывает далее на два, местное и всеобщее, прославления. – Авт.), к местному и общему почитанию. Авторитет его стоял непререкаемо высоко уже в середине века. Он чтился москвичами выше всех других "новых" чудотворцев и в XVII веке в московской небесной иерархии занял место непосредственно за преподобным Сергием и Кириллом» (С. 188). Невозможно понять, зачем автору, тем более в таком, на наш взгляд, несущественном вопросе, как определение высокочтимости преподобного Иосифа, понадобилось прибегать к явной и осознанной лжи. Определить «высокочтимость» святого очень легко: берутся канонники («Избранные каноны») того, XVII века разных изданий, просматриваются содержщиеся в них каноны русским преподобным, и выясняется, что в них, в том числе и «иосифовском» (при патриархе Иосифе в 40-е годы XVII века печатанном) каноннике, помимо канонов преподобным Сергию Радонежскому и Кириллу Белоозерскому, есть каноны Евфимию Суздальскому, Димитрию «иже на Прилуце», Зосиме и Савватию, но... нет канона прп. Иосифу. В некоторых канонниках есть канон прп. Пафнутию Боровскому, а вот прп. Иосифу – нет. Да что там канонники, изданные при патриархе Иосифе и других «благочестивех патриарсех», если даже в огромном беспоповском каноннике (Преображенского издания) вдобавок к означенным канонам есть еще канон и прп. Макарию Желтоводскому, а вот прп. Иосифу все равно нет. Есть, говорят, беспоповские рукописные канонники, где помимо сих русских преподобных почтен отдельным каноном и прп. Александр Свирский; но канона прп. Иосифу нет и здесь. Из досергеевского периода во многих рукописных и печатных канонниках почтен отдельным каноном из русских преподобных только один прп. Варлаам Хутынский. Наконец, доводилось встречать удивительно полный (и потому очень больших размеров) рукописный канонник, содержавший и довольно редкий канон Антонию Сийскому (из чего можно заключить, что написана была книга сия на Русском Севере), но и в нем не было искомого канона. Очевидно, таковой содержится только в канонниках, переписываемых в Иосифо-Волоцкой обители (и, естественно, в соответственном томе «Служебной Минеи»). Это и не удивительно, если учесть, что обычно в канонники не включался даже канон прп. Дионисию Глушицкому, а ведь его монастырь именовали «Лаврой»; Иосифов же монастырь «Лаврой» не величали. Иконописные материалы тоже никак не позволяют считать, что прп. Иосиф чтился наряду с преподобными Варлаамом, Сергием, Кириллом, Зосимой и Савватием или, возможно, Александром Свирским и даже, кажется, прп. Саввой Сторожевским, Звенигородским. Поскольку невозможно предположить, что исследователь, ученый совсем не интересовался литургическим материалом и не соотносил его с агиографией, то, выходит, что вышеприведенная цитата – либо элементарное передергивание фактов, либо, в лучшем случае, курьезная фантазия автора.

Далее автор допускает неточность, когда пишет, что «к святым иосифлянского направления можно причислить с уверенностью лишь Даниила Переяславского и Герасима Болдинского» (С. 189). Нужно еще и Левкия Волоколамского, бывшего, кстати, наставником прп. Даниила. Надеемся, что прп. Левкия Г. Федотов пропустил случайно, а не умышленно, желая приуменьшить число «иосифлянских» святых. «Иосифлянским» (хотя и отчасти) можно считать и св. Макария, митрополита Московского.

В книге мы встречаемся с курьезными и заведомо неправильными подсчетами «убыли» русской святости в XVI и XVII веках (С. 196). Утверждение, что на третью четверть и всю вторую половину XVII века приходится двое святых, неверно: ведь были прп. Иов Почаевский (†1651), прп. Леонид Усть-Недумский (†1656), прп. Лукиан Александровский († конец XVII века), прп. Филипп Янковский († 1656) и прп. Елеазар Анзерский, Соловецкий († 1656)... В последней четверти XVII столетия ученый историк не нашел ни одного святого; но они были – прп. Корнилий и прп. Иов Льговский, почитавшийся не только местно, на Дону, но и многими старообрядцами. Налицо определенная тенденция к умалению русских святых XVII века. Неправда, что «имена последних подвижников древней Руси уже немы для нас»: известны достаточно подробные жизнеописания преподобных Иова Почаевского, Лукиана Александровского и Иова Льговского, не говоря уже об Елеазаре Анзерском. Конечно, XVII век – это действительно уже упадок, убыль Святой Руси, но Г. Федотов если и не сознательно сгущает мрачные краски, не намеренно «неточен», то все-таки вгоняет цифры и факты в прокрустово ложе своей концепции. В конце XVII века был умучен каббалистом Шутко св. мученик младенец Гавриил Белостокский, но, очевидно, Бердяев, Федотов, о. А. Мень и Ко просто не считают его святым (как же, еще каббалисты и прочие обидятся). Имена последних подвижников немы не для всех православных, а для самого Г. Федотова.

Из книги не ясно, считать ли сугубо местных святых того века (например, преподобного Зосиму Арсакского; † конец XVII века)?

Надо признать, что агиография святых XVII века изучена весьма слабо. Вклад книги Г. Федотова в это дело ценным назвать нельзя.

Утверждение, что «Стоглав недаром дорог расколу, и Иосиф Волоцкий стал его главным святым», откровенно лживо, так как для старообрядцев главные святые – Богородица и св. Никола, а прп. Иосиф – третьестепенный святой, что, возможно, и плохо... Стоглав действительно чтится, но какое место занимает прп. Иосиф в «московской небесной иерархии» мы уже выяснили.

Какова цель всех этих подтасовок?

«Иосифлянство торжествует полную победу в Русской Церкви. Но оно явно оказывается неблагоприятным для развития духовной жизни. Среди учеников преподобного Иосифа мы видим много иерархов, но ни одного святого». И тут же Г. Федотова опровергает опять-таки сам же Г. Федотов. Середина и вторая половина XVI века – как бы продолжение трудов св. Стефана Пермского в благовестнической деятельности Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, Корнилия Псковского, Трифона Печенгского и Феодорита, затем и митрополита Ермогена (впоследствии патриарха-священномученика). Неужели Г. Федотов, написав о них, напрочь «абстрагировался» от времени их житий? «Иосифлянство оказало большие национальные услуги русской государственности (вот и обнаружился вменяемый «иосифлянству» криминал. – Авт.). Деятельность митрополита Макария об этом свидетельствует» (С. 196–197).

Чувствуется ненависть автора к царской власти... Потому-то он так пристрастен.

Любопытно, что автор не пишет (и не упоминает) об официально прославленном Церковью священномученике Иосифе Астраханском, зверски умерщвленном разинскими разбойниками. Пострадал св. Иосиф Астраханский от «трудящихся» – и уже не интересен автору...

Царь Феодор Иоаннович был очень благочестивой, святой жизни Государь. Ему автор тоже не уделил своего внимания. Цари в его концепцию явно не вписываются.

Итак, главные черты исторической концепции уважаемого автора: «иосифлянство» – опасная заморочка, заблуждение русской церковности; литургическая жизнь почему-то озлобленно противопоставлена мистике (то есть частному, келейному богообщению), особенно это заметно в 12-й главе и в «Заключении»; XVI и XVII века якобы почти не дали Церкви положительного опыта. Заметна и обыкновенная нелюбовь к православному царству. Утверждение Федотова, что Русская Церковь не вполне апостольская, затем перерастает в утверждение, что по сути это – не Церковь, раз, де, она изменила своему назначению и стала, по убеждению автора, «придатком» государства, и государства едва ли христианского.

Оставим на совести автора оценки русской государственности, но очевидно, что они весьма пристрастны.

Книга предваряется кратким вступительным словом академика Д.С. Лихачева и довольно пространной биографией автора, написанной о. Александром Менем. В статье этой немало бредового, что не делает чести ни покойному протоиерею, автору биографии, ни покойному автору книги, а отдельные места вызывают сомнение в православности Г. Федотова. Особенно поражает и удивляет попытка оправдать публичное выступление Федотова в поддержку испанской коммунистки Ибаррури, и это в 1936 году, в разгар борьбы испанского народа с анархо-коммунистическими силами, с помощью Советского Союза и Франции удерживающими северную часть страны, где ими проводился беспощадный антирелигиозный террор. Это позорное выступление представлено как образец мудрости и мужества историка.

«Москва стала преемницей одновременно и Византии и Золотой Орды, и самодержавие царей – не только политическим фактом, но и религиозной доктриной, для многих почти догматом. Но когда история покончила с этим фактом, пора вспомнить о существовании иного крупного факта и иной доктрины в том же самом русском православии. В этой традиции могут почерпать свое вдохновение православные сторонники демократической России», – цитирует Г. Федотова о. Александр Мень. Любому сколько-нибудь церковному человеку ясно, что православные не могут быть сторонниками демократической России, так как демократия противоречит Церкви Христовой. И здесь Г. Федотов содержанием своей книги вновь противоречит собственной концепции: мы не видим ни одного святого посадника, атамана разбойников или президента, но видим великое множество прославленных Богом Благоверных царей и цариц, великих князей и княгинь русских, византийских, сербских, иверских, британских (например, мч. Освей князь), болгарских и др.; и мы не знаем учения Церкви о демократии, но знаем учение о царе святых ап. Павла, прп. Исидора Пелусиота, правоверного царя Иустиниана, прп. Феодора Студита, св. Саввы Сербского, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Филарета Московского, св. прав. о. Иоанна Кроштадтского, сщмч. Ермогена, Макария (Невского) митрополита Алтайского... И не случайно, вразумляемый Богом, св. митрополит Петр поддержал с самого начала великое княжество Московское. Это и Федотов должен был знать.

Любопытны примечания к книге, составленные С. Бычковым. Так, из примечания о страхе Божием (С. 186–264) мы узнаем, «что наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит Рудольфу Отто (1869–1937), протестанту, профессору богословия Марбургского университета». До публикации этого примечания около полутора тысячи лет считалось, «что наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит» авве Дорофею и содержится в одноименном его поучении.

Книга Г. Федотова «Святые Древней Руси» достаточно интересна, но может нанести повреждения доверчивой душе неискушенного читателя и соблазнить некоторых из малых сих...

 


Печатается по изд.: «Сеятель». Нижний Новгород. 1994. №3.






АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

 

НОВОСТИ

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

11.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

05.08.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией