Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Иеромонах Арсений (ЕЗЕРОВ)
Трагедия древнерусской святости


Разумеется, как и любая научно-популярная книга, «Святые Древней Руси» (М., 1990. 269 с. Тир. 150 000 экз.) покойного Георгия Федотова не застрахована от ошибок, неточностей и всевозможных погрешностей. В ней есть случайные ошибки и описки – например, странное утверждение на стр. 233, что за весь Синодальный период, исключая царствование последнего благочестивого Государя, при котором было много канонизаций святых, «канонизировали всего четырех святых, и эти четыре все епископы: Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофаний Воронежский и Тихон Задонский», хотя хорошо известно, что при Павле I был вполне официально прославлен как общерусский святой прп. Феодосий Тотемский. Однако нередко встречаются в этой книге погрешности против церковно-исторической науки и просто здравого смысла, опредяемые авторской концепцией.

Так как книга о русской святости Г. Федотова является едва ли не самой известной из научно-популярных трудов, писанных на эту тему, то она и стала объектом нашей критики. К сожалению, объем статьи никак не позволяет дать более общую и обширную, а вместе с тем и аргументированную критику и невольно сужает оную. Поэтому мы решили остановиться на самых существенных, грубых ошибках и искажениях истории русской святости, Русской Церкви в целом, замеченные нами в данном труде.

Не останавливаясь подробно на очень странном и нелепом (вызывавшем и вызывающем недоумение у многих и церковных, и даже нецерковных людей) противопоставлении прп. Антония и прп. Феодосия Печерских и выискивании мнимого антагонизма их духовных путей (на самом деле только взаимно дополнявших друг друга), которое само по себе очень неубедительно и не нуждается в критике, обратим внимание на другие две ошибки автора, тоже очевидные, но все-таки нуждающиеся в пояснении и составляющие «стороны одной медали».

Заметим, что мы далеки от «срывания всяческих масок», «развенчивания» авторитетов и вообще «забойной» критики, а цель сего скромного труда – обнаружение грубых ошибок в несомненно серьезном историческом сочинении.

1. В главе 7-й («Святитель Стефан Пермский») автор почему-то утверждает, что «Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых», даже «означая (!) новые, не вполне раскрытые возможности в русском православии» (С. 131). Чем же определяет автор это «место» св. Стефана, по его мнению, если не уникальное, то уж явно самобытное? Ответ дается здесь же: «Святитель Стефан – миссионер, отдавший жизнь свою на обращение языческого народа», то есть коми-зырян. Но разве ранее не тот же подвиг (миссии, апостольства среди язычников) совершили святыми житиями своими прп. Ефрем Новоторжский, свв. Леонтий, Исаия и Игнатий Ростовские, прп. мч. Кукша, просветитель вятичей, прп. Авраамий Ростовский, просветитель ростовской чуди, св. Иоанн Суздальский и Нижегородский, крестивший мордву-терюхан, св. Дионисий Суздальский и Нижегородский, удачливый обличитель псковской «стригольной» ереси, обративший многих из еретиков к покаянию, современник св. Стефана прп. Кирилл Челмский, просветитель каргопольской чуди, многочисленные северо-западные преподобные отцы – просветители карел? Или бывшие уже по нем многочисленные русские апостолы (например, прп. мч. Корнилий Псково-Печерский, просветитель псковской чуди – эстляндского народа сету)? Или самим же автором упомянутые в 6-й и 7-й главах великие русские миссионеры Гурий, Варсонофий и Герман Казанские, Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Герасим, Питирим и Иона Пермские, Трифон Печенгский, Феодорит – вплоть до епископа Николая, основателя Японской православной Церкви в конце XIX века..? (См. страницы 115–117 и 138 книги Г.Федотова, чтобы убедиться в этом). Таким образом, почтенный автор сам себе противоречит. Можно было бы только добавить от себя еще несколько славных имен: прп. Германа Аляскинского, просветителя алеутов, архиепископа Филарета Черниговского (в бытность свою в Риге много содействовавшего обращению видземских латышей, почему по интригам баронов и был переведен на другую кафедру), св. Иннокентия (Вениаминова), блаженного митрополита Макария Алтайского, при котором упрочилась миссия среди алтайцев, а отчасти и других сибирских народов, и т. д. и т. п. Добавим, что и сами новообращенные не раз свидетельствовали о Христе мученической своею кровию: мч. Авраамий Болгарский (из волжско-камских болгар, тюркского народа, предков нынешних чувашей) в XIII веке, мч. Петр Алеут в XIX веке и другие. Впрочем, Георгий Федотов опровергает себя сам: «Напрасно говорят, что Русская церковь не дорожит миссионерским служением» (С. 139). Добавить к сему нечего.

2. Глава 12-я – «Трагедия Русской святости» – занимает почти центральное место в книге. Именно в ней содержатся наиболее «концептуальные» выводы автора; именно эта глава да «Заключение» имеют ярко выраженный историософский характер. Может быть, поэтому в упомянутой главе немало заметных ошибок, иногда курьезных и нередко трудно объяснимых с точки зрения элементарной церковной грамотности. Для начала автор вдруг сообщает, отвлекаясь в нравственное богословие, что, де, «одни исходят из любви, другие – из страха – страха Божия, конечно, одни являют кротость и всепрощение, другие – строгость к грешнику» (С. 186). Противопоставлять страх Божий и любовь свойственно, как известно, только членам некоторых (и причем отнюдь не всех) радикальных протестантских и харизматических сект, так как любой христианин понимает, что «начало Премудрости страх Господень» и что, как учили святые отцы, без такового просто невозможна настоящая любовь к Богу и к людям. Таким образом, автор, к сожалению, расписывается своими этими словами в своем, в самом лучшем случае, полном религиозном невежестве. Впрочем, здесь нет нужды обращаться к прописным истинам нравственного богословия. Надеемся, что необходимость для спасения страха Божия и благоговения не вызывает сомнений ни у одного верующего человека. Неверующих же интеллигентов отсылаем хотя бы к писаниям протестанта С. Керкегора, ибо полагаем, что писания аскетические всех без исключения отцов наших не являются для них достаточным авторитетом. Более того, страх Божий подразумевает прежде всего именно снисхождение к грешнику, так как человек, сам боящийся воздаяния Божия за свои грехи, не может не относиться сочувственно к другим грешникам и не будет их судить, хотя бы из страха нарушить заповедь Божию «не судите..», а вот отсутствие страха Божия есть верный признак неверия, безбожия. Трудно согласиться с тем, что заволжские старцы будто могли бы быть безбожниками. Очевидно, автор считает христианской любовью любовь к сему привременному тленному и суетному миру, ибо такой «любви» действительно чужд страх Божий.

«Начала духовной свободы, – по мнению автора, – и мистической жизни (если, конечно, эту жизнь понимать так, как понимают маги и оккультисты) противостоят социальной организации и уставному благочестию» (С. 186). В этой фразе – явное сектанство, в «духе» нынешнего «Богородичного центра»... Комментарии излишни.

«Преподобный Иосиф был канонизирован в конце XVI века три раза (очевидная описка, каких у автора довольно много, так как в этом же предложении автор справедливо указывает далее на два, местное и всеобщее, прославления. – Авт.), к местному и общему почитанию. Авторитет его стоял непререкаемо высоко уже в середине века. Он чтился москвичами выше всех других "новых" чудотворцев и в XVII веке в московской небесной иерархии занял место непосредственно за преподобным Сергием и Кириллом» (С. 188). Невозможно понять, зачем автору, тем более в таком, на наш взгляд, несущественном вопросе, как определение высокочтимости преподобного Иосифа, понадобилось прибегать к явной и осознанной лжи. Определить «высокочтимость» святого очень легко: берутся канонники («Избранные каноны») того, XVII века разных изданий, просматриваются содержщиеся в них каноны русским преподобным, и выясняется, что в них, в том числе и «иосифовском» (при патриархе Иосифе в 40-е годы XVII века печатанном) каноннике, помимо канонов преподобным Сергию Радонежскому и Кириллу Белоозерскому, есть каноны Евфимию Суздальскому, Димитрию «иже на Прилуце», Зосиме и Савватию, но... нет канона прп. Иосифу. В некоторых канонниках есть канон прп. Пафнутию Боровскому, а вот прп. Иосифу – нет. Да что там канонники, изданные при патриархе Иосифе и других «благочестивех патриарсех», если даже в огромном беспоповском каноннике (Преображенского издания) вдобавок к означенным канонам есть еще канон и прп. Макарию Желтоводскому, а вот прп. Иосифу все равно нет. Есть, говорят, беспоповские рукописные канонники, где помимо сих русских преподобных почтен отдельным каноном и прп. Александр Свирский; но канона прп. Иосифу нет и здесь. Из досергеевского периода во многих рукописных и печатных канонниках почтен отдельным каноном из русских преподобных только один прп. Варлаам Хутынский. Наконец, доводилось встречать удивительно полный (и потому очень больших размеров) рукописный канонник, содержавший и довольно редкий канон Антонию Сийскому (из чего можно заключить, что написана была книга сия на Русском Севере), но и в нем не было искомого канона. Очевидно, таковой содержится только в канонниках, переписываемых в Иосифо-Волоцкой обители (и, естественно, в соответственном томе «Служебной Минеи»). Это и не удивительно, если учесть, что обычно в канонники не включался даже канон прп. Дионисию Глушицкому, а ведь его монастырь именовали «Лаврой»; Иосифов же монастырь «Лаврой» не величали. Иконописные материалы тоже никак не позволяют считать, что прп. Иосиф чтился наряду с преподобными Варлаамом, Сергием, Кириллом, Зосимой и Савватием или, возможно, Александром Свирским и даже, кажется, прп. Саввой Сторожевским, Звенигородским. Поскольку невозможно предположить, что исследователь, ученый совсем не интересовался литургическим материалом и не соотносил его с агиографией, то, выходит, что вышеприведенная цитата – либо элементарное передергивание фактов, либо, в лучшем случае, курьезная фантазия автора.

Далее автор допускает неточность, когда пишет, что «к святым иосифлянского направления можно причислить с уверенностью лишь Даниила Переяславского и Герасима Болдинского» (С. 189). Нужно еще и Левкия Волоколамского, бывшего, кстати, наставником прп. Даниила. Надеемся, что прп. Левкия Г. Федотов пропустил случайно, а не умышленно, желая приуменьшить число «иосифлянских» святых. «Иосифлянским» (хотя и отчасти) можно считать и св. Макария, митрополита Московского.

В книге мы встречаемся с курьезными и заведомо неправильными подсчетами «убыли» русской святости в XVI и XVII веках (С. 196). Утверждение, что на третью четверть и всю вторую половину XVII века приходится двое святых, неверно: ведь были прп. Иов Почаевский (†1651), прп. Леонид Усть-Недумский (†1656), прп. Лукиан Александровский († конец XVII века), прп. Филипп Янковский († 1656) и прп. Елеазар Анзерский, Соловецкий († 1656)... В последней четверти XVII столетия ученый историк не нашел ни одного святого; но они были – прп. Корнилий и прп. Иов Льговский, почитавшийся не только местно, на Дону, но и многими старообрядцами. Налицо определенная тенденция к умалению русских святых XVII века. Неправда, что «имена последних подвижников древней Руси уже немы для нас»: известны достаточно подробные жизнеописания преподобных Иова Почаевского, Лукиана Александровского и Иова Льговского, не говоря уже об Елеазаре Анзерском. Конечно, XVII век – это действительно уже упадок, убыль Святой Руси, но Г. Федотов если и не сознательно сгущает мрачные краски, не намеренно «неточен», то все-таки вгоняет цифры и факты в прокрустово ложе своей концепции. В конце XVII века был умучен каббалистом Шутко св. мученик младенец Гавриил Белостокский, но, очевидно, Бердяев, Федотов, о. А. Мень и Ко просто не считают его святым (как же, еще каббалисты и прочие обидятся). Имена последних подвижников немы не для всех православных, а для самого Г. Федотова.

Из книги не ясно, считать ли сугубо местных святых того века (например, преподобного Зосиму Арсакского; † конец XVII века)?

Надо признать, что агиография святых XVII века изучена весьма слабо. Вклад книги Г. Федотова в это дело ценным назвать нельзя.

Утверждение, что «Стоглав недаром дорог расколу, и Иосиф Волоцкий стал его главным святым», откровенно лживо, так как для старообрядцев главные святые – Богородица и св. Никола, а прп. Иосиф – третьестепенный святой, что, возможно, и плохо... Стоглав действительно чтится, но какое место занимает прп. Иосиф в «московской небесной иерархии» мы уже выяснили.

Какова цель всех этих подтасовок?

«Иосифлянство торжествует полную победу в Русской Церкви. Но оно явно оказывается неблагоприятным для развития духовной жизни. Среди учеников преподобного Иосифа мы видим много иерархов, но ни одного святого». И тут же Г. Федотова опровергает опять-таки сам же Г. Федотов. Середина и вторая половина XVI века – как бы продолжение трудов св. Стефана Пермского в благовестнической деятельности Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, Корнилия Псковского, Трифона Печенгского и Феодорита, затем и митрополита Ермогена (впоследствии патриарха-священномученика). Неужели Г. Федотов, написав о них, напрочь «абстрагировался» от времени их житий? «Иосифлянство оказало большие национальные услуги русской государственности (вот и обнаружился вменяемый «иосифлянству» криминал. – Авт.). Деятельность митрополита Макария об этом свидетельствует» (С. 196–197).

Чувствуется ненависть автора к царской власти... Потому-то он так пристрастен.

Любопытно, что автор не пишет (и не упоминает) об официально прославленном Церковью священномученике Иосифе Астраханском, зверски умерщвленном разинскими разбойниками. Пострадал св. Иосиф Астраханский от «трудящихся» – и уже не интересен автору...

Царь Феодор Иоаннович был очень благочестивой, святой жизни Государь. Ему автор тоже не уделил своего внимания. Цари в его концепцию явно не вписываются.

Итак, главные черты исторической концепции уважаемого автора: «иосифлянство» – опасная заморочка, заблуждение русской церковности; литургическая жизнь почему-то озлобленно противопоставлена мистике (то есть частному, келейному богообщению), особенно это заметно в 12-й главе и в «Заключении»; XVI и XVII века якобы почти не дали Церкви положительного опыта. Заметна и обыкновенная нелюбовь к православному царству. Утверждение Федотова, что Русская Церковь не вполне апостольская, затем перерастает в утверждение, что по сути это – не Церковь, раз, де, она изменила своему назначению и стала, по убеждению автора, «придатком» государства, и государства едва ли христианского.

Оставим на совести автора оценки русской государственности, но очевидно, что они весьма пристрастны.

Книга предваряется кратким вступительным словом академика Д.С. Лихачева и довольно пространной биографией автора, написанной о. Александром Менем. В статье этой немало бредового, что не делает чести ни покойному протоиерею, автору биографии, ни покойному автору книги, а отдельные места вызывают сомнение в православности Г. Федотова. Особенно поражает и удивляет попытка оправдать публичное выступление Федотова в поддержку испанской коммунистки Ибаррури, и это в 1936 году, в разгар борьбы испанского народа с анархо-коммунистическими силами, с помощью Советского Союза и Франции удерживающими северную часть страны, где ими проводился беспощадный антирелигиозный террор. Это позорное выступление представлено как образец мудрости и мужества историка.

«Москва стала преемницей одновременно и Византии и Золотой Орды, и самодержавие царей – не только политическим фактом, но и религиозной доктриной, для многих почти догматом. Но когда история покончила с этим фактом, пора вспомнить о существовании иного крупного факта и иной доктрины в том же самом русском православии. В этой традиции могут почерпать свое вдохновение православные сторонники демократической России», – цитирует Г. Федотова о. Александр Мень. Любому сколько-нибудь церковному человеку ясно, что православные не могут быть сторонниками демократической России, так как демократия противоречит Церкви Христовой. И здесь Г. Федотов содержанием своей книги вновь противоречит собственной концепции: мы не видим ни одного святого посадника, атамана разбойников или президента, но видим великое множество прославленных Богом Благоверных царей и цариц, великих князей и княгинь русских, византийских, сербских, иверских, британских (например, мч. Освей князь), болгарских и др.; и мы не знаем учения Церкви о демократии, но знаем учение о царе святых ап. Павла, прп. Исидора Пелусиота, правоверного царя Иустиниана, прп. Феодора Студита, св. Саввы Сербского, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Филарета Московского, св. прав. о. Иоанна Кроштадтского, сщмч. Ермогена, Макария (Невского) митрополита Алтайского... И не случайно, вразумляемый Богом, св. митрополит Петр поддержал с самого начала великое княжество Московское. Это и Федотов должен был знать.

Любопытны примечания к книге, составленные С. Бычковым. Так, из примечания о страхе Божием (С. 186–264) мы узнаем, «что наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит Рудольфу Отто (1869–1937), протестанту, профессору богословия Марбургского университета». До публикации этого примечания около полутора тысячи лет считалось, «что наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит» авве Дорофею и содержится в одноименном его поучении.

Книга Г. Федотова «Святые Древней Руси» достаточно интересна, но может нанести повреждения доверчивой душе неискушенного читателя и соблазнить некоторых из малых сих...

 


Печатается по изд.: «Сеятель». Нижний Новгород. 1994. №3.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.06.2017
Алексей Смирнов

Осторожно: кочетковские «паломники»!

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

 

НОВОСТИ

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе