К Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 1994 года
Ваше Святейшество,
досточтимые архипастыри!
Тревога за судьбу нашей Церкви понудила нас обратиться к освященному Собору.
В докладах большинства участников конференции "Единство Церкви" отмечалось, что в книге о. Александра Борисова "Побелевшие нивы" и в публикациях о. Георгия Кочеткова содержатся неправославные суждения о различных догматах веры. В сочинении о. Александра отвергнуты или искажены:
— догмат о Церкви,
— догматическое учение о Таинствах (отвергается действительность преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии, отвергается возможность и необходимость крещения младенцев),
— догмат о Священном Предании,
— догмат о почитании святых икон,
— догматическое учение о почитании Пресвятой Богородицы и святых.
В писаниях о. Георгия Кочеткова последовательно и настойчиво вводится ложное учение о Церкви.
Никаких опровержений или объяснений этому не было. Во всяком случае, нельзя рассматривать как объяснение издевательское заявление о. Александра Борисова о том, что публичное отрицание действительности Святой Евхаристии — это всего лишь "медитация".
Вспомним, что эта конференция, к сожалению, не первая попытка напомнить о пастырском долге забывающим о нем. Скорее уж, ее придется рассматривать как последнюю, по слову Спасителя: "...если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17).
На конференции прозвучала просьба к нарушающим церковное единство пожалеть Мать-Церковь, не раскалывать ее. Но неправославие — это уже не раскол. Один из докладчиков отметил, что раскольники всегда стремились апеллировать к государственной власти. Ересь этого не делала — ересь захватывала власть. Так было с арианством, так было с иконоборчеством, и не надо ходить за примерами в Византию — так было в России на рубеже XV–XVI веков: ересь, возникшая в Новгороде, переместившись в Москву, захватила первосвятительскую кафедру, великокняжеский двор, и готовилась захватить престол великого князя Московского. Еретичествующий митрополит Зосима, захватив церковную власть в России, расправлялся с теми, кто пытался ему противостоять, без церемоний — прещения и извержения из сана следовали одно за другим. А как именно "жалеют" Церковь Христову еретики, захватившие государственную власть, хорошо известно из истории (например, об этом говорится в "Истории ариан" святителя Афанасия Великого и в житиях святых мучеников периода иконоборчества).
Уже сейчас враги Церкви демонстрируют ту же бесцеремонность, захватив еще только "четвертую власть" — прессу. С подачи и при непосредственном их авторском участии на Церковь изливаются потоки клеветы, а действительно существующие церковные проблемы становятся предметом глумления антиправославных и вовсе антихристианских сил, стремящихся дискредитировать Церковь в общественном мнении.
Обращаться к таковым с просьбой пожалеть Мать-Церковь бессмысленно, ибо Церковь — не мать ереси.
Пожалеть Мать-Церковь мы просим и умоляем священноначалие — необходимо принять меры, предусмотренные канонами. Ересь не должна проповедываться в православных храмах, медитациям отступники пусть предаются в других помещениях: в спорткомплексах, ступах, ложах, но не в Православной Церкви и не от ее имени, и уж конечно не в сане иерея Божия, если презрели присягу.
Ввиду сказанного выше, мы не видим возможности продолжения служения в священном сане о.о. Александра Борисова и Георгия Кочеткова. Думаем также, что было бы разумно рассмотреть вопрос о возможности занятия ответственных церковных должностей священниками, открыто поддерживающими еретиков и раскольников.