Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Литургия Преждеосвященных Даров: история, время совершения и евхаристический пост


По поводу некоторых неприемлемых для православной традиции указаний о сроке поста перед причащением в принятом документе «Об участии верных в Евхаристии»


Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Таин Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи. Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни»[1].


 О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного – времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии»[2], подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.

В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, “при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость”» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.


а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими…», То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими ἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, … не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».


б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни».[3] Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».[4]

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).[5]

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др.[6] Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.[7]

В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология – «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение, синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.

Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня[8], то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов»?

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего. Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния» (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям» (ποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам. На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос – зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов – страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души…» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста, предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии, которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство» требует такого длительного невкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ. Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

 

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год. 5-я Неделя Великого Поста.




[1]ωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ

[3]ωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ

[4]ωάννης Μ. Φουωτούλης, Ευχαριστιακή νηστία προ της Προηγιασμένης // Απαντήσεις εια λειτουργικάς απορίας. Εκδ. Αποστολικής διακονίας. Αθήναι. 1994

[5] Толкования на 52 правило Трулльского собора. См. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. Паломник. 2000., с. 455

[6] Ἀρχιμανδρίτης Φώτιος Ἰωακεὶμ. (Προευχαριστιακὴ καὶ εὐχαριστιακὴ νηστεία). Δεύτερη Συνάντηση Επιμορφωτικού Σεμιναρίου Κλήρου: Ἡ νηστεία πρὸ τῆς Θείας Κοινωνίας... Ὁμιλία στὸ ἐπιμορφωτικὸ Σεμινάριο τῆς Ἱερᾶς Μητροπόλεως Μόρφου (10.12.2012)

[7] Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης ΤεσσαρακοστήςΤου Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου - στο Amen.gr

[8] Время предписывается и в нынешних изданиях последований литургии Преждеосвященных Даров: «Ἐπιστάντος τοῦ καιροῦ τῆς ἱερουργίας,ἀρχομένης τῆς Θ Ὥρας κλείεται τό καταπέτασμα τῆς Ὡραίας Πύλης...» Ἱερατικόν.Ἐκδοσις τῆς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλάδος. 2004, σελ. 216



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви