Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
Подновленное обновленчество



Священник Александр Борисов в предисловии к своей книге «Побелевшие нивы» (М. 1994) пишет:

«Предлагаемые читателю размышления будут, вероятно, интересны и для тех, кто, не будучи человеком церковным, тем не менее относится к Церкви всерьез, как к главному источнику религиозных и вообще духовных ценностей в обществе. В то же время придти к этому источнику мешают как всякого рода личные проблемы, так и целый ряд мнимых или действительных особенностей жизни нашей Церкви, которые затрудняют принятие ее современным человеком, не получившим религиозного воспитания» (С. 4).

Таким образом, книга предназначена для тех, кто со своими сомнениями пришел (или приходит) к Церкви, и такой читатель вправе искать в этом сочинении ответы на свои сомнения. Сама задача — весьма благородная. Таких книг у нас почти нет, тогда как любой батюшка в своей каждодневной практике на приходе сталкивается с живыми человеческими судьбами, человеческим горем, трагедиями, грехами, непониманием, претензиями. Наше общество, как справедливо пишет о. Александр, еще не излечилось от последствий тоталитарного режима. В том же предисловии автор заявляет, что и Русская Православная Церковь также пережила период «застоя» и «нуждается в пристальном внимании и скорейшем исцелении» (4).

Однако, сделав такую многообещающую заявку, автор не только не попытался преодолеть своим пастырским словом неофитские «помехи» и объяснить стремящимся к Церкви людям «мнимость» их претензий, но и стократ преумножил их.

Если бы автор имел в виду неофитов, то скорее всего пошел бы по пути своего учителя и духовника о. Александра Меня, написавшего для новоначальных христиан книгу «Православное богослужение», в которой он подробно объясняет, что такое Церковь, Предание, таинства Церкви, каково назначение служб, обрядов, церковного Устава, наставляет как вести себя в храме, растолковывает сокровенный смысл почитания святых и икон, священной иерархии, смысл одежд священнослужителей и многое другое, что поначалу смущает верующих. Всего этого нет и в помине у о. Александра Борисова. Нет, конечно, не на неофитов рассчитана его книга. Неофиты явно раздражают автора:

«Нередко бывает так, что интеллигентный молодой человек, придя к вере, очень скоро становится крайним ортодоксом и консерватором. Иконописи, песнопениям, аскетической литературе, акафистам и канонам уделяется куда больше внимания, чем Священному Писанию... Происходит как бы “застревание” в плотных слоях обширного христианского предания, окутывающих самый центр христианства — личности Иисуса Христа» (53).

Также раздражают его и христиане, имеющие большой опыт жизни в Церкви, поскольку слишком доверчиво относятся к Преданию, стараются выполнять богослужебный устав, признают иерархию в Церкви, слишком почтительно относятся к Божией Матери, святым, ангелам, целуют руку священнику и иконы, уважают монашество и «строгих» батюшек, участвуют в обрядах и серьезно относятся к ритуалам; среди них «с восторгом выслушиваются и передаются истории о том, как в древних монастырях монахи стяжали необычайное смирение и, впоследствии, святость через исполнение всевозможных нелепых и бессмысленных приказаний» (39).

Может быть, книга рассчитана на православное духовенство? Вряд ли. Большинство священников и епископов слишком хорошо знакомо с теми обвинениями, которые автор предъявляет Православию: все это было в истории Церкви, начиная с несториан, монофизитов и иконоборцев, кончая до- и послереволюционными обновленцами и самыми примитивными протестантами. На каждое антидогматическое и антиканоническое утверждение о. Александра написаны сотни томов, и их авторы — величайшие авторитеты, признанные всем миром: от святых Отцов Западной и Восточной Церкви до русских богословов ХХ века. Разговорами о реформах в отношении устава, языка богослужения, «тайных» молитв, устаревших канонов, хозяйственной деятельности приходов, возрождения общин и т.д. их тоже не удивишь — пожалуй, нет таких священнослужителей, которые бы не обсуждали между собой эти вопросы. Впрочем, то, что духовенство с тревогой и, может быть, с ужасом прочитает эту книгу, автор не сомневался. Не потому ли она изобилует всякого рода оговорками типа «пусть читатель не подумает...» или «автор ни в коем случае не хотел бы...»? И не боязнь ли того, что церковное начальство может сделать соответствующие оргвыводы, заставило его множество раз, к месту и не к месту, рассыпаться в человекоугоднических славословиях в адрес правящего ныне Патриарха Алексия, типа «трудно представить на этом ответственнейшем посту человека более глубокого и достойного» (178)?..

Так на чье же понимание рассчитывает автор? В узком смысле — на протестантов (причем тех, кто осознает христианство только как некий морально-этический кодекс поведения), в широком — на либерально-демократическое сознание, с его преклонением перед ценностями цивилизации и техническим прогрессом, с его пониманием свободы как соблюдения прав человека в обществе, с его прагматизмом, рационализмом и «здравым смыслом», пиететом перед наукой, с его устремлениями к равенству и братству, с его желанием «идти в ногу со временем», с его размыванием границ между религиями, с его почти магическими заклинаниями о «реформах» и «плюрализме», с его страхами и ненавистью к любым формам консерватизма, с его отрицанием всяческих проявлений мистицизма, с его пониманием Церкви только как некоего департамента и как общности людей, объединенных определенным набором идей, т.е. по сути дела — как партии. Можно еще долго перечислять признаки этого сознания — в книге «Побелевшие нивы» представлен весь его спектр.

Именно к этому сознанию апеллирует автор, предъявляя претензии Православию; именно такому сознанию он жалуется на православное духовенство, именно перед ним он испытывает неловкость и стыдливость за то, что вынужден следовать установленным правилам Православной Церкви, именно перед ним он оправдывается, называя все сакраментальное и сакральное в Православии христианским мифом, «наследием средневековья», «умозрительной системой координат». Подспудное чувство вины перед рациональным либерально-демократическим сознанием постоянно заставляет автора выхолащивать из христианских таинств мистическую основу, познаваемую только церковным опытом, опытом веры, а видимые, осязаемые проявления этих таинств переводить в область метафор и народно-поэтического творчества.

Рабская зависимость от диктатуры этого сознания в современном мире бросает автора в такие крайности, которые ставят под сомнение вообще принадлежность священника Александра Борисова к Православию, например, когда он рассуждает о «святая святых» Церкви, сердце всей христианской жизни — таинстве Евхаристии, пресуществлении во время Литургии хлеба и вина в Тело и Кровь Христову:

«Итак, Бог дает нам самую простую и в то же время самую возвышенную форму жертвоприношения Ему: вкушение хлеба и вина, освященных молитвой, в память об Иисусе, становится и праздничной трапезой с Богом, и воспоминанием об установлении кровного родства людей со своим Создателем и друг с другом» (119).

Автор несколько раз предостерегает своих читателей от буквального понимания слов Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).

Вопрос о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову всегда являлся и является камнем преткновения для протестантов всех деноминаций. Наиболее «честно» поступают те из них, кто вообще опускает «литургию верных», во время которой происходит это пресуществление. Но ведь именно буквальное понимание этих слов Христа, произнесенных в Капернауме: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (как свидетельствует апостол и евангелист Иоанн), смутило не только иудеев, но соблазнило и учеников Его, которые стали говорить: «Какие странные слова? кто может это слушать?» Господь же отвечал им: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь; но есть из вас некоторые неверующие». Что стоило Иисусу Христу сказать тогда ропщущим и неверующим, что это, дескать, метафора, аллегория, что не стоит буквально понимать эти слова! «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 51–66).

Если бы эта часть Литургии понималась как только «воспоминание» об Иисусе, не было бы многовековых гонений на христиан, главным обвинением которых был именно каннибализм.

Понимая, что это Таинство таинств не может вместиться в разум «современномыслящего» человека, автор пытается найти объяснения, не выдерживающие никакой богословской критики:

«Буквальное понимание, вероятно, пришло позже, когда христианство совершенно отдалилось от иудаизма. Очевидно, что ранняя Церковь понимали эти слова не так, как мы силимся их понимать, поскольку нигде в Новом Завете не обсуждается вопрос, как увязать эти слова с запретом вкушения какой-либо крови, поскольку в ней душа животного, принадлежащая Богу. Такая дискуссия была бы неизбежна в случае буквального понимания. Напротив, подчеркивается, чтобы христиане из язычников воздерживались от вкушения крови» (119).

Оставим без внимания слово «силимся» (т.е. насилуем себя, принуждаемся), даже не будем обращать внимания на кощунственное сравнение Крови Христа (пусть в аллергическом «борисовском» смысле) с кровью животного. Подивимся, однако, тому обстоятельству, что президенту Российского Библейского общества священнику Александру Борисову словно и неизвестны некоторые из новозаветных текстов: «Тогда Иудеи стали спорить между собой говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6, 52), или (это как раз из обращения Апостола Павла к новообращенным христианам «из язычников»): «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10, 16).

Останавливаемся подробно на этом «частном» для автора эпизоде его «размышлений» только потому, что здесь наиболее ярко отражена позиция автора, противопоставляющего себя всему двадцативековому опыту Церкви Христовой (как восточной, так и западной). Кроме того, обвинения со стороны о. Александра нашего российского духовенства в необразованности и невежестве, которые насыпаны по всей книге, после таких рассуждений повисают в воздухе и оборачиваются всей мощью против самого автора.

Впрочем, то сознание, к которому апеллирует автор, считает все эти «тонкости» совершенно не существенными; для него имеет большее значение соус из идеологии, которыми автор приправляет свою программу реформ Православной Церкви. Мы имеем в виду рассуждения о. Александра о перестройке, Горбачеве, гласности, ГКЧП, сталинизме, тоталитарном коммунистическом режиме, обществе «Память», антисемитизме, о консерваторах и ортодоксах, о национальной и религиозной гордости, о фильме «Покаяние» и еврейской эмиграции. Ни по одному из этих затронутых автором вопросов не прибавлено ничего нового и оригинального, наоборот — все излагается предельно поверхностно, штампованно, скорее всего, в качестве доказательства приобщенности автора к знаковой системе современного либерального мышления: «С приходом к власти М.С.Горбачева и наступлением “перестройки” в обществе, сначала медленно, а затем со все большим ускорением, начались грандиозные процессы переосмысления последних 70 лет нашей истории» (10).

И в таком же духе все остальное. Можно было бы вообще не обращать внимания на этот соус, если бы в нем не была отражена методология полемических приемов автора.

Так, например, автор дважды и довольно подробно останавливается на критике идеологии общества «Память», отношение к которому стало у нас «индикатором порядочности и здравого смысла» (65). Демонстрируя свою порядочность и здравый смысл, автор развенчивает антисемитские черты этого течения и справедливо указывает, что, вместо покаяния, «некоторая часть людей, вроде бы принадлежащих к Церкви» ведет «активный поиск врагов, виновных во всем том, что с нами произошло» (159). Но — поразительно — именно таким же самым поиском врагов проникнут весь пафос этой книги, разве что вместо евреев виновниками выступает у о. Александра большинство православных верующих и священнослужителей в частности, а в целом — Русская Церковь и даже, как пытается доказать автор, само Православие.

Из многочисленных средств т.н. полемики священник Александр Борисов в своей безапелляционности выбирает самые бесхитростные, но наиболее эффективные средства воздействия на неискушенных в церковной терминологии и далеких от церковной жизни людей.

Одним из самых безобидных приемов является сокрытие от читателей другой точки зрения на ту или иную проблему. Скажем, автора в Православной Церкви раздражает чрезмерное почитание Богородицы, которую он называет чаще всего просто Марией, а один раз, демонстрируя свою глухоту к слову, «промежуточной инстанцией» и даже «заместительницей привычных языческих божеств» (110). Нет, не услышим мы здесь ни о евангельском основании этого особого почитания: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48), ни о догматическом учении Православия о тайне Боговоплощения, полнота которого немыслима без Нее, ни о церковном поклонении Божией Матери как поклонении человеческой природе Христа, и конечно же ни о том, что отсутствие почитания Богоматери характеризует ереси, которые Церковь анафематствует в день Торжества Православия, не говоря уже о протестантах, которые почти дословно, как бы поглядев в книгу «Побелевшие нивы», повторяют те же претензии к практике почитания Богородицы, что и о. Александр. Автору глубоко безразлично, что для православных верующих Божия Матерь является Матерью всего человеческого рода, его Молитвенницей и Ходатаицей; ему важнее доказать, что поклонение и почитание Ее является признаком «духовного младенчества» нашей Церкви.

Такое сокрытие другой точки зрения и другого опыта присуще практически всем спорным утверждениям о. Александра.

Но это все полбеды. Хуже всего то, что автор порой приписывает своим оппонентам черты и действия, которые заведомо дискредитируют их.

Например, о. Александр явно не в очень хороших отношениях с богослужебным уставом, действительно сложным для неопытного священнослужителя, но в то же время отшлифованным многовековым опытом Восточной Церкви. Автор книги решает этот вопрос «по-своему»:

«Я немало знал священнослужителей — “знатоков” устава, любящих устав, и заметил, что это нередко уживается с самыми обычными человеческими слабостями — нетерпением, гневливостью и т.п.» (66). И далее: «Почему любители Устава нередко оказываются людьми, в сущности, как бы и не затронутыми христианством?» (67).

Такое «уставщичество» о. Александр называет «скрупулезно-болезненным отношением» (60). Больше всего его не удовлетворяет вечерняя служба, «в которой каждое слово, каждое движение известно и расписано, причем основное содержание ее астрономически далеко от нашей жизни со всеми ее проблемами и заботами» (23). Зато у баптистов, по его мнению, все отлично:

«Поскольку у них нет жесткого устава, то есть порядка богослужения, “сценария” общественной молитвы, то вновь пришедший не может нарушить своим появлением хода проповеди или их простой молитвы, которая, кстати, может быть тут же изменена включением прошения об этом вновь пришедшем, о его благословении, благодарения за его приход и т.д.» (69).

Или вот рассуждает автор о покаянии, о строгих священниках, принимающих исповедь. Отцу Александру не нравятся батюшки, которые напоминают о грехах, борются с ними, в частности, с абортами, «обличают» и «увещевают» исповедующихся женщин, «унижая» их этим.

«Такие батюшки именуются у народа “строгими”, — пишет автор. — На самом же деле здесь происходит явное злоупотребление властью и авторитетом священника и очевидное вымещение на несчастных женщинах собственных комплексов. Вместо утешения, наставления и поддержки, человек на такой исповеди подвергается просто унижению и приводится к ощущению своего полного ничтожества и банкротства» (38). «Приходят люди очень неблагополучные к священнослужителям — людям вполне благополучным... Но, к сожалению, нередко вновь пришедший наталкивается на такое законническое и прямо-таки жестокое отношение, что становится просто странно, как такое может случиться в Церкви» (35).

Но многим сведущим православным читателям может также показаться странным, что священник Александр Борисов путает служение иерея, обязанного напоминать о страхе Божием как о страхе перед грехом, с утешениями сердобольной подруги, которая по-человечески готова оправдать любой грех, в том числе и убийство ребенка во чреве. Однако никакая сердобольная подруга не приблизится к словам «утешения, наставления и поддержки», которые говорит каждый иерей: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя...» И каким бы ни был священник — «благополучным», «жестоким», «вымещающим на несчастных женщинах собственные комплексы» или злоупотребляющим своей властью — он всегда далее произносит: «...и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Можно только гадать о том, зачем автору преподносить это величайшее таинство в таком свете, а «недостойным иереям» приписывать черты завистливой коммунальной соседки.

Впрочем, «законнически жестоких» батюшек, по подсчетам автора «Побелевших нив», не так много, поскольку самый распространенный тип нашего духовенства — это батюшки «вполне здравой и, что называется, «простой» веры». Но и о них у о. Александра есть свое экспертное суждение:

«Такие батюшки могут быть грубоваты, иногда равнодушны или не очень внимательны... Евангелия практически все эти батюшки, кроме как за службой, не читают. Ветхий Завет и Послания Апостолов, как правило, почти не знают... Быть может, в результате поверхностного знакомства с некоторыми из таких батюшек и родился миф о том, что священники «сами в Бога не веруют» (58–59).

Но самой отличительной чертой этого «самого распространенного у нас типа священника» является антисемитизм, «но он чаще всего, — утешает автор, — не переходит за пределы простодушной иронии и никогда не носит характера непримиримой идеологии» (58), в отличие от другой группы — в количественном отношении она составляет одну пятую часть духовенства, и ее автор называет «крайне консервативной» и «ортодоксальной», — которая исповедует антисемитизм уже как идеологию. К последней группе автор причисляет и большинство монашествующих (60).

Такие обвинения, приписываемые практически всему русскому духовенству, в силу их политической и идеологической направленности, требуют всесторонних доказательств, но их у автора нет ни одного. Действительно, любой национализм не совместим с христианством, но подобного рода преувеличения и обобщения, относящиеся ко всему клиру Православной Церкви, превращаются в элементарную клевету и политический донос. Не так ли поступают сами антисемиты, огульно охаивая всю еврейскую нацию, деля ее на «торгашей» и активных «сионистов», приписывая ей человеконенавистнические черты и происки против русского народа? Не тем ли самым приемом пользовались обновленцы 20-х годов, дискредитируя перед обществом и властями «тихоновцев» тем, что обличали их на страницах прессы в «охотнорядческой» идеологии? И уж совсем недостойно своего сана и принадлежности к Православию поступает священник Александр Борисов, когда рассуждает о монахах и монашестве.

На примере довольно странного поведения одного иеромонаха во время исповеди автор делает «вселенский» вывод:

«Такая озабоченность именно сексуальными грехами имеет свои причины. Одна из них в том, что из-за своего низкого духовного и культурного уровня многие монашествующие проводят жизнь, в сущности бедную событиями, и разговорами о сексе они как бы компенсируют отсутствие собственной семейной жизни. К этому примешивается еще и бессознательная зависть» (37); «Сама по себе идеология монашества не является специфически христианской...» (72).

Эти высказывания и обобщения не являются ли аналогом почти биологической, «животной» нетерпимости самых оголтелых националистов? А использование насквозь фальшивых и глупейших рассуждений Г.Кюнга об иудейской секте ессеев, чтобы доказать, как далеки монахи от Иисуса Христа, не смахивает ли на попытки дискредитировать всех евреев посредством «Протоколов сионских мудрецов»?

Кроме всего этого, возможно, не осознавая того, что делает, автор «Побелевших нив» пользуется еще одним методом т.н. полемики, на этот раз повторяя «достижения» советской атеистической литературы. Она также исходила из какого-нибудь, иногда действительного факта — предположим, сельский священник-алкоголик, попавший с белой горячкой в психбольницу, — и отсюда делала заключение, что, мол, все русское духовенство пропило все деньги старушек.

С подобным способом отбора и подачи материала, с такой системой доказательств читатель «совкового периода» знаком прекрасно: так нам преподавалась история в учебных заведениях, в таком свете нам преподносились религиозные мыслители, диссидентство, характеристики чуждых коммунистической идеологии деятелей культуры.

Русское церковное общество предстает из книги священника Александра Борисова как скопище малограмотных, равнодушных, озлобленных, глупых и часто больных людей:

«К сожалению, среди таких («простых». — о.В.В.) батюшек много просто равнодушных... но лучше уж такое равнодушие, чем ревностная, не по разуму, жестокость» (39); «Становится понятным довольно распространенное в Православии (? — о.В.В.) явление — скандалы в алтаре или в семье накануне праздников или в конце Великого Поста, перед Пасхой» (68); «Я имею в виду тех либо слишком уж не по разуму ревностных, либо, по-видимому, просто не вполне психически здоровых священников...» (29); «Если молодой человек начинает ходить в храм, привлекаемый именно самим богослужением, а не хорошими, например, проповедями какого-либо священника... если есть какая-то особая любовь к торжественным службам и вообще к повседневному церковному быту, то печальный факт состоит в том, что в таком молодом человеке, как правило, заметны какие-то психические отклонения от нормы, иногда очень сильные, просто клинические» (49); «Все дело в том, что все происходящее в наших храмах психологически и интеллектуально устраивает только “бабушек”... Среди них немало даже просто малограмотных» (46) и т.д. и т.п.

Анализ претензий священника Александра Борисова к Церкви, Священному Преданию, Православию, церковному богослужению, православному духовенству и православным верующим говорит о трагическом несоответствии его личного понимания сущности веры и предназначения Церкви на земле тому, что есть собственно Православие. Такое впечатление, что о. Александр попал совсем не туда, по русской поговорке «в чужой монастырь со своим уставом». Практически во всех своих рассуждениях о Церкви автор не принимает (или не понимает?) того, что произошло в Пятидесятницу. Здесь нет возможности объяснять то, чему учит на этот счет Православие — отсылаем к богословским источникам и огромной святоотеческой литературе об этом. Но для о. Александра все равно всего этого не существует, он опирается в своей книге только лишь на один завет Христа апостолам — проповедовать Евангелие «по всей вселенной» (Мф. 24, 14). Именно в этом разрезе он и понимает Церковь, «самый смысл существования которой, — как он пишет, — проповедовать всем людям об Иисусе Христе» (86). То есть тут налицо искаженное представление о Церкви, как некоем лектории, учреждении, миссионерской организации. А пределом высшего достижения такой церкви он видит создание христианства с «человеческим лицом» (105). Здесь начисто выхолащивается мистическая основа Церкви как Тела Христова, как сокровищницы даров Святого Духа, как богочеловеческого единства, в котором осуществляется новая жизнь во Христе и со Христом. Здесь начисто отсутствует понимание Церкви как предмета веры («Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — говорится в Символе веры), и только этой верой Церковь и познается.

Кто спорит, проповедь Евангелия заповедана всем нам, христианам. Для этого не обязательно быть священником — вся жизнь христианина, не только его слова, но и дела должны быть живой проповедью спасения во Христе. Однако только Церковь дает нам всю полноту этой жизни, полноту и глубину Любви. Этим и отличается учение Православной Церкви от учения протестантов, не признающих ни Священного Предания как живой памяти Церкви и как мистического опыта Церкви, ни догматов церковного вероучения, ни канонов и правил ее, не признающих ни почитания Богородицы, ни ангелов, ни святых, ни икон, ни мощей, ни церковной иерархии, ни уставных богослужений, поскольку все это, по их представлению, является преградой на пути человека к Богу. Естественно, если мерить меркой протестантов, то все, происходящее в Православной Церкви, может показаться диким, безумным, оторванным от живой практики жизни, устаревшим, слишком уж несовременным.

Именно этот взгляд и демонстрирует нам священник Александр Борисов своей книгой. Именно этим и можно объяснить многие уничижительные высказывания его о Церкви и Православии:

«Церковь не раскрывает им (людям. — о.В.В.) своих объятий как посланница Христа на земле... а лишь равнодушно удовлетворяет смутно осознаваемые «религиозные потребности» (31); «Все эти средневековые конструкции (так оригинально обзывает автор ангельские чины и их служение. — о.В.В.) имеют весьма мало оснований в священном Писании (? — о.В.В.) и уж совсем не соотносятся с проблемами современной жизни» (69); «Вторая особенность («ортодоксального» православного духовенства. — о.В.В.)... — глубокая уверенность в том, что подлинная христианская жизнь — это жизнь по “Книге Правил”, включающей в себя Апостольские правила, постановления семи Вселенских Соборов... и девяти Поместных и правила Святых Отцов. Здесь приходится сталкиваться с удивительным непониманием, что христианство — это... не новая религия, соблюдение всех обрядов и таинств которой содержит в себе все необходимое и достаточное, а что христианство — это новая жизнь со Христом» (75); «Обилие архаичных элементов в нашем богослужении... по-прежнему остается лишь с трудом переносимым бременем» (84); «Принятие всего ритуала всегда сопровождается какой-то неестественной зажатостью и стилизацией себя под некий средневековый стандарт. Здесь не происходит интегрирования церковной культуры, ритуала и, наконец, самого христианства с современностью... При избрании первого пути (т.е. когда принимается весь ритуал. — о.В.В.), при всем его внешнем благополучии тем не менее остается... какое-то чувство обиды на Церковь» (85); «Наша служба — страшно сказать эту правду — порой превращается лишь в пышный, торжественный спектакль и для очень многих становится не поддержкой, облегчающей путь к Богу, а преградой на этом пути... внешняя, обрядовая сторона церковной жизни становится барьером, загораживающим Христа от многих ищущих Его. Парадоксальным образом Церковь наша долгие годы проповедовала не столько об Иисусе Христе, сколько о самой себе... Имеем ли мы в таком случае право утверждать, что с нашей Церковью все в порядке?.. Не даем ли мы в этом случае ожидающим “хлеба жизни”, наставления и духовной помощи “камень вместо хлеба”? Не становимся ли мы пастырями, которые пасут самих себя и десяток прибившихся (? — о.В.В.) к ним овец, в то время как миллионы их блуждают в горах?» (86); «Быть может, самой яркой иллюстрацией неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви является празднование Торжества Православия...» (106); «Просто удивительно, что за тысячу лет Православия на Руси не возникло никаких особых форм служения, рассчитанных на детей» (120); «...А не имеют ли своим источником то же Православие такие качества, как легкое впадение в жестокость, низкая инициативность, слабое чувство личной ответственности, стремление быть “как все” (конформизм)?» (150); «Православие меньше всего говорило о любви к равенству...» (151) и т.д. и т.п.

Когда читаешь все это, честно говоря, становится непонятным, что же удерживает священника Александра Борисова от перехода в протестантизм, где нет всех этих «безобразий» и на практику церковной жизни которого десятки раз ссылается автор как на образец для Православия? По-видимому, это те же самые причины, что удерживали от разрыва с Православием наших обновленцев, для которых главным в этом вопросе оставалась проблема количественная, а не качественная: большинство русских христиан исповедует именно Православие. Вот и о. Александр ссылается как раз на эту причину:

«Существует мнение, что в случае действительно полной свободы вероисповедания Православие едва ли останется преобладающей конфессией: интеллигенция в большинстве своем уйдет в католичество, а рабочие — к баптистам. Ни в коей мере не будучи врагом католичества или баптизма, вместе с тем оставаясь православным, я все-таки убежден, что преобладающим в нашей стране в обозримом будущем останется все-таки (! — о.В.В.) Православие» (17).

Любопытно, что именно этот количественный подход удерживал обновленцев от принятия радикальных реформ своей церкви — они страшно боялись дискредитации себя в глазах основной массы верующих. И когда, например, протестантская община «Свободной Евангельской Народной Церкви», видя родственную направленность церковных реформ «живоцерковников», послала им свое восторженное приветствие и программу дальнейших преобразований, обновленцы вынуждены были отвергнуть эту программу и всенародно отмежеваться от сектантов. В отличие от обновленцев, священник Александр Борисов, если судить по его книге, принял бы ее с удовольствием, да что говорить — он уже принял ее:

«...10. Необходимо отвергнуть все человеческие предания и постановления, образовавшиеся после Христа и Апостолов и остановиться исключительно на слове Божием, как едином руководстве в вере, жизни и домостроительстве, достаточном для того, чтобы не только спасти, но и сделать человека совершенным; 11. Необходимо отвергнуть все, что основывается не на слове Божием, а на преданиях: толковании таинств, при которых духовное поглощается материальным, крещение детское и заменить его крещением по сознательному уверованию, учение об евхаристии с пресуществлением и заменить его преломлением или «вечерней Господней» с воспоминанием смерти Спасителя, совершенной во искупление людских грехов; 12. Отменить сложную иерархию из священников, архиереев, митрополитов, патриархов и др. и принять только служителей церкви, указанных в новом завете: пресвитеров, учителей и диаконов... 15. Устранить всякое учение о посредничестве между Богом и человеком святых, Девы Марии и др. и провозгласить единое посредничество Иисуса Христа; 16. Устранить всякие посредствующие вещественные предметы, как-то: иконы, мощи, и т.п. и всякие обряды из области поклонения Богу... 17. Научить народ молиться не установленными формулами, а молитвами импровизированными... 24. Обильное наставление народа словом Божиим на общедоступном языке путем живой проповеди, библейских чтений с разбором писаний и т.д.» (Анатолий Левитин, Вадим Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. 1977. Т. 1. С. 234–236).

Как видим, автор «Побелевших нив» почти слово в слово воспроизводит эту программу, правда не ссылаясь ни на этот источник, ни на многие другие популярные протестантские брошюрки, и выдает свои модернистские взгляды как некое прозрение, наступившее среди общей слепоты и застоя.

Пафос ниспровергательства священника Александра Борисова, присущий в той или иной степени всему нашему неофитски-неокрепшему и беспочвенному либерализму, еще не оторвавшемуся от советского мышления, был бы просто пустой забавой, недостойной даже упоминания, если бы он не напоминал недавнюю нашу историю с ее трагическими страницами раскола Русской Церкви. Имеется в виду обновленчество, расцветшее в начале ХХ века и поначалу поддерживаемое частью русского духовенства. Сегодня любой человек, искренне обеспокоенный процессами, происходящими в нашей Церкви, говоря о любых, даже самых здравых нововведениях, не может не держать в памяти то, какой кровью обернулись реформаторские амбиции архиепископа Владимира Путяты, столь любимого о. Александром Борисовым епископа Антонина Грановского с его «Союзом церковного возрождения», «златоуста ХХ века» протоиерея Александра Введенского с его «Союзом общин древле-апостольской церкви», протоиерея Владимира Красницкого с его «Живой церковью».

И здесь дело не только в политической подоплеке борьбы обновленцев за власть в Церкви и прислуживания их коммунистическому режиму — это было лишь закономерным следствием других глубинных процессов пересмотра смысла и значения Церкви на земле.

Обновленческое движение зародилось задолго до избрания патриарха Тихона. Сторонники и активные идеологи обновленчества участвовали в Поместном соборе 1917 года. На протяжении более 10 предсоборных лет они открыто обсуждали идеи своих реформ в печати. Но невинные для интеллигентского слуха требования — перевода на русский язык богослужения, упрощения некоторых обрядов и пересмотра церковного устава, введения нового календарного стиля, обновления канонов и правил, антимонашеские реформы, протесты против «пышности и театральности» богослужений и многое другое — обернулись политическими доносами, участием в разграблении церковного имущества, попыткой объединить учение Церкви с коммунистической идеологией, а в конечном счете — вообще дискредитацией христианства в глазах народа.

Когда священник Александр Борисов пишет о вине Православия в целом и Русской Церкви в частности в создании «небывалого в истории по атеистической направленности и агрессивности государства» (186), с ним можно согласиться — с одной только «небольшой» поправкой: конечно, не Православие и, конечно, не Русская Церковь виноваты, но, возможно, духовенство, и то не все, а только часть его. Причем основная вина лежит на тех, кто оказался в XVIII-XIX веках проводником протестантских взглядов и нововведений в русской церковной жизни, тех, кто в начале ХХ века без оглядки воспринял дух революции и заразился либерально-демократическим угаром интеллигенции, кто «в ногу со временем» стал требовать в Церкви «свободы, равенства, братства», превращения церковных общин в коммуны, изъятия из богослужебных текстов слов «раб» и «страх», тех, кто живо откликался на все призывы общества к «перестройке», «ускорению», «обновлению», «реформам» и т.п.

В книге «Побелевшие нивы» об обновленчестве не написано ни слова (кроме восторгов по поводу литургических реформ епископа Антонина Грановского), зато практически все нововведения живоцерковников в ней воспроизведены как самые желанные для Церкви. Роднятся они и своей критикой Священного Предания. Один только пример. «Центральный Комитет Союза Древле-Апостольской Церкви», председателем которого был Александр Введенский, предложил обновленческому собору реформу — пересмотр догматики, в которой, по их представлениям, «царствует современный капитализм», перенесший «ненормальное отношение классов на самое Небо: Христос, Его небесно-византийский двор, святые в качестве министров и т.д.» (Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 2. С. 44). О. Александру Введенскому вторит о. Александр Борисов:

«Если внимательно присмотреться к тому месту, которое занимают в сознании большинства наших верующих Божья Матерь и наиболее почитаемые святые, то нельзя не увидеть некую средневековую аналогию византийского двора. На самом верху Отец и Сын — грозные, неприступные соправители. К Ним, однако, вхожа Царица Небесная — Богородица, которую можно обо всем умолить и упросить. В каких-то особых, конкретных случаях к Ним могут войти с нашими просьбами также те или иные святые...» (110).

Весь этот реформистский и критический пафос обновленцев был весьма любезен сердцу молодой советской власти, которая понимала, что только изнутри можно взорвать веру людей в Бога, что самые ощутимые удары по Церкви достигают цели не столько изъятием церковных ценностей и даже не расправой над духовенством, тут же превращаемых в мучеников, сколько размыванием границ Церкви, переосмыслением догматов, еретическим расколом, превращением священника в комиссара в кожаной куртке.

Уроки этой недавней истории еще не забыты, еще живы те, у кого на глазах происходил весь этот ужас, несравнимый даже с гонениями первохристиан. Неужели 42 тысячи священномучеников, растерзанных за Православную Церковь — это слишком малое количество для тех, кто сегодня равняется на обновленцев. Кстати, принятые на двух обновленческих лжесоборах церковные реформы так и не прижились в народе: органы пришлось выкинуть сразу же, новый календарный стиль и службы на русском языке также — народ саботировал эти храмы, крестить детей ездили к «тихоновцам»...

При всем при этом некоторые вопросы, связанные с жизнью Церкви, поставленные духовенством еще в начале ХХ века, были отчасти правомерны, но властолюбие, человекоугодие, предательство, клевета, политические игры вождей обновленчества не дали тогда спокойно разобраться в насущных для Церкви вопросах.

Есть опасность, что в нынешних условиях действительные проблемы приходской жизни могут остаться необсужденными и нетронутыми, поскольку их затмят навязываемые некоторыми священнослужителями требования уничтожить границы Церкви, отказаться от Священного и церковного Предания и реформировать Православие.





 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

 

НОВОСТИ

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

11.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

05.08.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией