Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Владимир ПРАВДОЛЮБОВ
Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии


 

В пятом (майском) номере Журнала Московской Патриархии за 2013 год напечатан доклад протопресвитера Александра Шмемана Священному Синоду Американской Автокефальной Церкви. Его название — «О таинствах исповеди и причастия» (с.54-63). Я считаю эту публикацию ошибкой редакции Журнала Московской Патриархии, так как в докладе содержатся неправильные взгляды Шмемана на Православие вообще и на таинства исповеди и причащения в особенности. Его неправота и губительность для Церкви его взглядов особенно ярко высвечиваются в создаваемых по его рецептам общинах, руководимых священником Георгием Кочетковым, чья деятельность грозит Церкви расколом. Особенно опасно, что в своем докладе американскому священноначалию о. Шмеман высказывает свои неправильные взгляды несколько затушеванно, более скрыто, чем в других работах. Так, в книге о Евхаристии он утверждает, что Церковь «больна  подспудной шизофренией» (см. Благодатный огонь, №16, 2007, с. 4). А в статье: «Введение в литургическое богословие» — он утверждает, что в век Константина Великого и после него произошло «перерождение восприятия богослужения и отклонение от первохристианских духа и форм» (Протопресвитер Михаил Помазанский. «Экуменика на фоне православной литургики» // Благодатный огонь, №12, 2004, с.98).  Статья отца Михаила Помазанского очень интересна, советую ее внимательно прочитать желающим разобраться в заблуждениях Шмемана. Я уже говорил об ошибках Шмемана в этом докладе в журнале «Благодатный огонь», №18, 2008 на страницах 38-39. Но новая публикация доклада в Журнале Московской Патриархии требует более подробного рассмотрения содержащихся в нем неправильных воззрений. К этому и приступим.

Рассматриваемый нами доклад формально имеет 6 параграфов, а по сути — три части, по два параграфа в каждой. Первая часть, как бы предисловие, содержит такую основную мысль —  нигде в мире не сохранилась подлинная Христова Церковь: мысль, прямо противоречащая Священному Писанию, утверждающему, что  Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и что «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Эта мысль роднит Шмемана с Лютером и прочими протестантами. Подробнее об этом чуть дальше.

Вторая часть — главная, излагающая  заблуждения Шмемана и поэтому требующая особо внимательного рассмотрения.

Третья часть — практическая, указывающая способы постепенного вхождения в предлагаемые Шмеманом новации.

 
* * *

Рассмотрим подробнее первую часть. Она содержит три основных момента: первый — разбросанные по всему тексту намеки на содержание главной части (психологическая подготовка читателя). Второй — бедственное положение Православия во всем мире, не дающее возможности подражать ему «будь оно русское, польское, греческое или еще какое» (с.55), причем в лучшем положении находится православие  Американской Автокефальной  Церкви (весьма сомнительная мысль!). Третий момент — конкретное рассмотрение американского Православия и его бедственного состояния.

Начинается доклад (с.54) со всплеска радости. Начавшиеся в его Церкви «споры и вопрошания» о более частом причащении и о связи его с исповедью «есть не признак слабости и упадка, а жизни и жизненности». Значит, кто-то считал (и считал справедливо!) эти новации признаком слабости и упадка. Действительно, некоторые православные хватаются за способы, уже опробованные вне Православия — и не давшие добрых плодов.

Ведь во всем христианском мире — еще до отделения католиков — утвердилась «самая мерная мера» — причащаться не чаще раза в месяц, не реже раза в год. «Вопрошания» о более частом причащении начали реформаты (XVI век – см. Православная Энциклопедия – М. 2008, т. 17, с. 690) и методисты (XVIII век — см. Православная Энциклопедия — т. 17, с. 692). Их попытки скоро прекратились. Чуть позднее реформатов те же «вопрошания» начали католики. Папы встретили это новшество запретами. Но эти идеи в массе распространялись, и в ХХ веке уже сами папы (Лев XIII в 1902 году и Пий X — в 1905 г.) узаконили ежедневное причащение (Православная Энциклопедия — т. 17, с. 683). Шедший одновременно процесс упадка религиозной ревности католиков известен всему миру. На православных оказал особое влияние труд католического богослова — мистика Молиноса, изданный в 1665 году и кем-то переведенный на греческий язык в 1777 году. Макарий Коринфский дополнил этот перевод цитатами из Священного Писания и святых отцов, а преподобный Никодим Святогорец  отредактировал. Изданная в Венеции в 1783 году ими книга в 2004 году переведена на русский язык (см. Православная Энциклопедия — т. 17, с. 683). Теперь она используется неообновленцами как оружие против Филаретовского Катехизиса. Добрых плодов от этой книге не видно, а смуты — сколько угодно! Ее ревнители в нашей стране не понимают, что приемлемое  на Афоне недопустимо в суетной Москве.

Еще одно подготовительное высказывание дано Шмеманом в начале 2-го параграфа (с.55): «Я убежден, что вопрос об участии мирян в таинствах, в данном случае о более частом или, лучше сказать, о более регулярном  участии в таинстве евхаристии, является ключевым вопросом всей нашей церковной жизни». О каком участии здесь речь? Конечно, не о том, о котором говорится в Филаретовском Катехизисе: «Не причащающиеся  за Божественной Литургией могут и должны участвовать в ней молитвою, верою, и наипаче непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел “сие творити  в Его воспоминание” (Луки 22, 19)». (Это в конце раздела о причащении). У Шмемана же сказано об участии в самом таинстве евхаристии — даже не о причастии, а участии. Литургисты Парижской школы учат, что миряне вместе со священником участвуют в самом пресуществлении Хлеба и Вина в Тело и Кровь Христовы. А кочетковцы в наши дни это кощунственно осуществляют, не боясь участи Корея, Дафана и Авирона (см. Числа, всю 16-ю главу — особенно слова: «Полно вам; все общество, все святы и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» — и три казни Божии, последовавшие за этими словами,  а также см. Евр. 10, 28-31). Вот к чему готовит нас Шмеман.

Вторая мысль предисловия — Православие гибнет и его срочно надо спасать. Такое же ощущение было и у протестантов: католическая церковь — вавилонская блудница, Православная — скопище невежд. Остается одно — вернуться к нормам Древней Церкви. Следствием этого возвращения является феномен так называемого «постхристианского мира». Чтобы оправдать миф о гибели Православия, Шмеман критикует Русскую Церковь. Он говорит об «уничтожении и пленении православия в его древних центрах», так что надежда «наполнить духовным содержанием церковную жизнь» есть только у Американской Автокефальной Церкви. От опыта православных в советской и постсоветской России Шмеман отмахнулся легко — мол, что не уничтожено, то пленено. Но за их плечами стоит 2-х вековой опыт Синодальной Церкви, давшей Богу и миру многих святых: святителей, преподобных, новомучеников и исповедников — надо и его опорочить, обличить его  «мертвый формализм, казенщину и (главное!) сохранение некоего status quo раз и навсегда самоочевидной нормы церковной жизни» (с.55). Здесь он ссылается на дореволюционный епископат, в массе своей требовавший «спешных и глубоких реформ».

Да, был грех! Отсюда и выросла беда обновленчества. Но говоря о грехе, нужно вспомнить и о покаянии. Многих архиереев революционная метла вымела из России. И они — в подавляющем большинстве! — ухватились обеими руками за так порицаемый Шмеманом status quo. А оставшиеся в России за этот же самый status quo жизнь отдавали! Но Шмеману подвиг наших новомучеников и исповедников чужд — он считает, что, решая «жгучие вопросы, возникающие в церковной жизни», нельзя ссылаться «на прошлое, на то, что делалось и считалось нормальным в России, Польше, еще где-нибудь» (с.55). То есть, он считает нужным порвать связь с православной традицией, с живым церковным преданием. Это и есть обновленчество. Обновленчество по рецептам Шмемана и вообще Парижской богословской школы Святейший Патриарх Алексий II назвал «неообновленчеством».

Неообновленчество — что это такое и откуда появилось в нашей Церкви? Термин несколько странен, вроде «масла масляного», но точно отражает ситуацию. Старое обновленчество 20-х годов XX  века умерло в тридцатые и сороковые. Неообновленчество (появившееся в нашей стране после перестройки) по нескольким признакам отличается от старого. Мысль о старом обновленчестве зародилась в России в недрах наших духовных школ, занимавшихся «списыванием у немцев» и заразившихся от них мнением о Православии как о чем-то ущербном, косном, отсталом. Эту болезнь наших богословов знали и использовали атеисты-большевики, пришедшие к власти. Основным способом содействия властей обновленцам были репрессии по отношению к тем, кто не желал переходить в обновленчество. Причем, зачастую сами обновленцы наводили карателей на своих особенно активных противников, чем возбудили против себя верующий народ. Но особенно отвратили людей от себя обновленцы тем, что до предела ослабили церковную дисциплину. Народ привык к тому, что архиереи — монахи. Священники и диаконы — «единыя жены мужи». И когда на похоронах обновленческого митрополита Александра Введенского присутствовали три его жены, его пережившие, то стены храма, где совершалось это кощунство, покраснели от стыда. Наши современники — неообновленцы — до этого пока не дошли!

Чем же отличаются неообновленцы от старообновленцев? В основном, своим иноземным происхождением. Труды идеологов неообновленчества оо.Афанасьева и Шмемана — создавались за границей. Мощная  информационная, финансовая и политическая поддержка (а возможно, и само появление неообновленцев на нашей земле) — тоже из-за рубежа. А свои неслыханные до них новации в Церкви они именуют не новшеством (как это делали старообновленцы), а «возвратом к практике Древней Церкви». Лживость этого последнего утверждения мы увидим при дальнейшем  рассмотрении  доклада протопресвитера Александра Шмемана.

Третий вопрос предисловия – состояние Православия в Американской Автокефальной Церкви. С одной стороны Шмеман доволен ее состоянием, точнее говоря, ее возможностями: «Нам дана возможность в эпоху уничтожения и пленения православия в его древних центрах возрастать от силы в силу, быть свободными не только на словах но и на деле, наполнить духовным содержанием церковную жизнь» (с.55). Мы, православные люди, считали и считаем, что церковную жизнь наполняет духовным содержанием Дух Святый, а мы,  пользуясь этим духовным даром, можем постараться (только постараться, так как конечный результат — святость наша! — есть дело Божие) — постараться очистить себя от всякой скверны и спасти души наши (из молитвы: Царю Небесный). А Шмеман, не думая о своем опасном положении («ибо все мы много согрешаем» — Иак. 3, 2), хочет наполнить духовным содержанием церковную жизнь. Не дерзость ли? С другой стороны он в ужасе от состояния Православия в Америке и указывает такие стороны его жизни, что за Православие в Америке становится страшно. Его страшит «широко распространенная установка, ставившая  в центре всего идею защиты приходами каких-то своих интересов, прав и имущества от иерархии и духовенства, легкость, с которой большие и старые приходы во имя этих пресловутых прав попросту рвут с Церковью».

Это снизу. А сверху вот что: «Сосредоточенность органов церковного управления почти исключительно на внешнем, материальном и юридическом» (с.55).

Идеалы свободного мира — правовое государство и бизнес-успех. По Шмеману этими же идеалами живет и Церковь. То есть, она служит не Богу, а мамоне (Мф. 6, 24). Но мне кажется, что Шмеман несколько сгустил краски. И в России Церковь облепили как короста себялюбцы, которые заявляют громко о себе, и поэтому кажется, что они-то и есть Церковь. А внутри Церковь жива, полна «тайными среди мира рабами Божиими»; она их массами — поколение за поколением — вводит в Царство Небесное. Их не видно и не слышно. Только иногда обстоятельства высвечивают их, как высветили они воина-мученика Евгения Родионова. Но если Шмеман прав в своем описании американского православия — это действительно страшно, это губительно.

 
* * *

Во втором параграфе своего доклада Шмеман говорит: что у русских приходов в Америке «кроме религиозной, была еще и естественная база этническая, национальная, языковая… Но теперь этот иммигрантский период быстро приходит к концу» (с.56). Шмеман забывает, что русский народ несет в себе нравственные начала, которые даны в Священном Писании.

Во-первых, нестяжательность. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться, впадают…в бедствие и погибель. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 8-10). Госпожа Старовойтова когда-то говорила, что рыночные отношения в России не устанавливаются из-за Православия.

Во-вторых, нелюбовь в судам. «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 10). — «Как смеет кто у вас…судиться у нечестивых?» (1 Кор. 6, 1).

Затем терпение. «Для чего бы вам не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 7). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

Потом смирение. «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»  (Рим. 12, 16). — «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5, 5).

И, наконец, самопожертвование. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 4). — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Это последнее Евангельское требование великий полководец Суворов выразил своими словами: «Сам погибай, а товарища выручай». И до сих пор — и в Афганистане, и в Чечне — русские воины показали верность этому его завету.

И все это без ходуль, естественно, без напряга. Конечно с такими качествами в Америке было трудно. Гораздо легче со всем этим расстаться и вписаться в американское общество, где, сверкая белозубыми улыбками, сражаются за место под солнцем. Но это уже служение не Богу, а золотому тельцу. При этом можно  формально остаться православным (особенно если это сулит  какие-то льготы). Можно причащаться хоть каждый день, собирая себе суд на день суда.

Так что Шмеман, предлагая лечить эти духовные болезни частым причащением, похож на врача, который хочет лечить аппендицит трепанацией черепа. То есть предлагает к одной смертельной опасности прибавить другую. Лечить надо то, что болит. Язвы американского православия нужно лечить возвратом к нестяжательности, жертвенности, терпению, смирению. Думаю, что такие православные в Америке есть! Нам бы не растерять под натиском неообновленцев то, что мы унаследовали от наших предков. «Се,  гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3, 11).

 
* * *

После такого долгого приступа Шмеман решается изложить свои еретические учения.

Третий параграф говорит о причащении; четвертый — о исповеди. И хотя он утверждает, что «нет нужды вопрос о причащении мирян ставить во всем догматическом и историческом объеме», но поскольку он погрешает и в том (догматике), и в другом (истории), нам придется выходить за пределы того, что он счел нужным сказать в своем докладе.

Основные свои ереси он высказал сразу — на стр. 57. Он пишет: «…В ранней церкви причастие всех верных… за каждой литургией было самоочевидной нормой».

Скорее всего, так и было, но это далеко не «самоочевидно». Точных сведений на этот счет у нас нет. А догадываться можно. Стать христианином в эпоху гонений было не так просто. Каждого, решившегося на это, ждали, скорее всего, муки и смерть. А находящимся в смертельной опасности и сейчас Церковь не отказывает в причащении в любых условиях. Но далее он пишет: «…само причастие воспринималось не только как акт личного благочестия и освящения, а прежде всего именно как акт, вытекающий из самого членства в Церкви и это членство исполняющий и осуществляющий. Евхаристия, была таинством Церкви, таинством Собрания, таинством общения» (с.57). (Ниже мы увидим, какая ложь и лукавство заключены в словах,  «не только».  Для этого  придется привлечь другую работу Шмемана. А пока — примем фразу, как она есть). Шмеман утверждает, что главной целью причащения является общение членов церкви между  собою, а «личное благочестие и освящение» — на втором месте. На самом деле все наоборот! Главной целью попечения  Божия о людях — целью, определяющей все остальное,  является восстановление общения человека с Богом, именно человека, каждого отдельно взятого человека. А то, что общение людей с Богом естественно приводит их к общению друг с другом — это уже следствие.

Мы должны любить Бога всем существом, а ближнего только как самого себя (см. Мф. 22, 37-40). Насколько Бог выше человечества, настолько богообщение важнее общения с людьми.  Иногда требуется даже «возненавидеть» человека, если любовь к нему мешает любви к Богу (см. Лк. 14, 26-27). Но для того, чтобы богообщение стало возможным, надо иметь чистое сердце и стяжать дух мирен (см. Мф. 5, 8-9). Это требует от человека подвига личного благочестия и поиска помощи Божией. Бог дает эту помощь, во-первых, только тем, кто ее ищет и просит; во-вторых, теми способами, которые Он Сам установил. Это и есть освящение, «ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).

Итак, на первом месте подвиг личного благочестия и благодатное освящение отдельно взятого человека, а единство членов Церкви — это результат богообщения каждого ее члена.

Еще одна еретическая фраза Шмемана: «Член Церкви — это тот, кто причащается Церкви в таинстве Церкви». Странно читать такое в официальном церковном издании. Ведь каждый из нас причащается Святых Христовых Таин – Тела и Крови Христовых, «во оставление грехов своих, и в жизнь вечную» (из формулы причащения). То есть, я причащаюсь «во оставление грехов своих» — моих личных греховных недугов, ищу личного очищения и освящения.

И еще одна фраза: «Никаких других (кроме крещения) условий причастия в ранней Церкви не было». Как не было? Требовалась свобода от лжи и лицемерия (пример: Анания и Сапфира и их смерть — см. Деян. 5, 1-5 и 7-10); свобода от надежды на всесилие денег (пример Симона волхва — см. Деян. 8, 13-21), а главное — готовность за Христа в любой момент идти на мучения и смерть. Даже бытовая жадность была препятствием к достойному причащению Святых Христовых Таин. Так, в Коринфе  был непорядок на агапах: «всякий поспешает есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11, 2) — и это вызвало слова апостола Павла, являющиеся основой требований к причастникам: «Да испытывает…себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 28-31). Так что требования к причастникам были — и очень серьезные. Мы не знаем, как древние «судили сами себя». В наше время это делается при помощи исповеди. Думаю, что так же было и во времена апостолов.

Теперь о лжи и лицемерии Шмемана. Американскому Синоду (т.е. своим начальникам) он пишет, что в ранней Церкви причащение воспринималось не только как акт личного благочестия и освящения. А в книге «Введение в литургическое богословие» он же написал так: «Ранняя Церковь сознательно и открыто противопоставляет себя мистериальной религиозности» (Помазанский, с. 102).

Этими словами он утверждает, что идея освящения в таинстве Евхаристии в ранней Церкви отсутствовала совсем. А в эпоху Константина Великого появилась и идея освящения, и понимание причащения как акта личного подвига: «Ни в чем сильнее не вскрывается этот переход к “освятительному” пониманию Таинства и богослужения, как в изменении практики причащения — к скольжению ее от идеи  соборного литургического акта, “запечатывающего” Евхаристическое преложение хлеба, к идее акта индивидуального, освятительного,  имеющего отношение к личному благочестию, а не к экклезиологическому  статусу причащающегося. В отношении практики причащения можно действительно говорить о “революции”» (Помазанский, с. 102).

Вот так! Иерархам Шмеман говорит, что идея личного благочестия и освящения в ранней Церкви присутствует, хотя и на втором плане, а в статье, адресованной ученым-богословам пишет, что эти идеи в ранней Церкви отсутствовали и появились «революционным путем» только с эпохи Константина. Такая установка вполне соответствует поврежденному западному богословию, где забота о личном благочестии, т.е. вся аскетическая практика Православия именуется «эгоизмом», а идея благодатного освящения, т.е. важнейшей составляющей спасения — воздействия на человека Божией благодати – «магизмом».

Как же было на самом деле? Господь Иисус Христос, причастив своих учеников и апостолов на Тайной Вечери, тут же образно и доходчиво разъяснил смысл Причащения. Это в Евангелии от Иоанна в начале 15-й главы. Он сказал: «Я Лоза, Отец Мой — Садовник, а вы — ветви Лозы. Неплодную ветвь (а также засохшую) срезают и бросают в огонь, а плодоносящую Бог Отец обрезает, чтобы она стала еще более плодоносной». То есть, Причащение Святых Христовых Таин есть прививка отдельно взятой ветви (отдельно взятого человека) к Лозе — Христу. Заботиться ветвь должна не о единстве с другими ветвями, а о том, чтобы как можно надежнее привиться к Лозе, как можно более обильно питаться ее соками, как можно более приносить плода — и  с этой целью терпеливо переносить «обрезку» (приключающиеся скорби). То есть, в Причащении  — два главных момента — освящение со стороны Бога в Троице славимого: Отца (Садовника); Сына (Лозы) и Святого Духа (соков Лозы), а со стороны человека — подвиг личного благочестия. А как следствие — Лоза, цветущая многоплодными ветвями, то есть Церковь, Глава которой Христос. Так начиналось в Церкви причащение и так продолжается до сих пор, что бы ни говорили Шмеман и его последователи.

 
* * *

Еще одна ересь Шмемана — о православной иерархии. В докладе иерархам  Шмеман касается этой темы очень осторожно. Его огорчает то, что духовенство может и должно приобщаться за каждой литургией, а миряне нет» (с. 58).

По этому поводу он приводит цитату из Златоуста, которая не имеет к поднятому им вопросу отношения. Совершенно ясно всякому, что священники причащаются тех же Святых Даров, что и миряне. А обязанность причащаться (не право, а обязанность — см. Книгу правил, 8-е апостольское) возлагает на него особую ответственность и очень опасна для дела его личного спасения.

Более резок и прям Шмеман в статье «Введение в литургическое богословие»:

«Ранняя Церковь жила сознанием народа Божьего, царского священства, избрания, но не принимала принципа посвящения ни ко вступлению в Церковь, ни тем более к поступлению на разные иерархические степени» (Помазанский, с. 103). Может быть Шмеман не читал Священное Писание? Если он не признает освящения, то есть схождения благодати Святого Духа при крещении, то уж освятительного  характера следующего таинства — руковозложения  (соответствующего нашему таинству миропомазания) он отрицать никак не может.

В Самарии Филипп (видимо диакон) крестил многих, а властью руковозложения не обладал — пришлось прийти из Иерусалима Петру и Иоанну. При этом таинстве в апостольское время был какой-то видимый знак схождения Святаго Духа. Видевший его Симон волхв даже предлагал деньги апостолам, чтобы получить этот дар (см. Деян. 8, 5-25). Как же так? Грех покупки благодати освящения — симония — уже был, а освящения (посвящения ко вступлению в церковь) — не было? А посвящение в иерархические степени? Когда избрали 7 диаконов, апостолы помолившись возложили на них руки (то есть призвали благодать Святого  Духа на их диаконское служение) (см. Деян. 6, 6). Варнаву и Савла (будущего Павла) Дух Святый повелел определить на дело проповеди,  и был предпринят пост и молитва, а потом состоялось рукоположение (см. Деян. 13, 2-3). И апостол Павел предупреждает Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5, 22). А выше (глава 3) подробно говорит о том, какие качества нужны рукополагаемому в епископы; в частности: кандидат в епископы не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.(1 Тим. 3, 6).

И после всего этого Шмеман смеет говорить, что «идея освящения» т.е. посвящения в чины иерархии появилась в церкви только после IV века, да и то под влиянием языческих мистерий. «Мистерия предполагает теургов, посвященных совершителей; сакрализация клира повела в свою очередь к «обмирщению лаиков» (Помазанский, с. 103). Действия бесов, господствующих в мире языческом он сравнивает с действием благодати Святаго Духа. Это ли не кощунство? А к обмирщению «лаиков» (то есть мирян) — впрочем, как и священников — ведет не редкое причащение, а «печаль мира сего» (2 Кор. 7, 10) — то есть, забота об имуществе, правах, развлечениях и т.д.

Но вернемся к докладу. На 58-й странице Шмеман  укоряет непричащающихся за неуважение к святыне. Иначе бы они (говорит он) «ощущали бы за Литургией скорбь, печаль по Богу, желание приступить. А сейчас они убеждены что причастие просто не для них!» А почему не для них? Они знают, что придет время, когда они хорошо подготовятся и будут причащаться.

В этом рассуждении Шмемана видно протестантское пренебрежение к молитве, особенно общественной. «Если я за литургией не причастился, значит она для меня прошла впустую? А всенощная? А часы, а молебны, а панихиды?  Все впустую? Нам дан великий Божий  дар — молитва! И плюс к этому Бог дает ощутить потребность, насущную потребность в домашней и церковной молитве. А у кого этой потребности нет, он должен добиваться ее молитвенным трудом, покаянием, осознанием своей греховности, гибельности своего состояния. «Господи, спаси меня — погибаю!» должны мы восклицать вместе с тонущим Апостолом Петром (Мф. 14, 30). Если же потребности в молитве нет и человек не ищет ее, то ему и причащаться нельзя. Представьте себе — стоит человек Литургию, скрывая зевоту, и думает, когда же наконец причащать будут (см. Благодатный Огонь, №16, 2007, с. 65). А воцерковленный человек, если ему придется по нужде пропустить воскресную всенощную или литургию (или, например, всенощную или литургию праздника Преображения Господня), он чувствует себя окраденным: праздник ему уже не в праздник. Вот этой любви к богослужению и нужно добиваться. А кто любит молиться, тому и правило не в тягость, и весь богослужебный круг дней говения, когда душа, отрешившись от всех забот (выбрав время, когда это возможно) предвкушает радость причащения Святых Христовых Таин, к которому она готовится — и все возрастающее осознание своего недостоинства не гасит этой радости, ибо она верит милосердию Господа, пришедшего спасти не праведных, но грешных «от них же первый есмь аз».

На этой же странице говорится, что в Советском Союзе возрождение веры было там, где практиковалось ежелитургийное причащение. Неправда! В Советском Союзе были огромные территории, где не было ни одной церкви, ни одного священника. Многие взрослые уже люди были некрещеными, но считали себя — и справедливо считали! — православными христианами, так как добравшись наконец до места, где есть храм или священник — крестились всей семьей. Другое дело, что они были отучены от нормальной церковной жизни, так что теперь надо открывать храмы и приучать людей к элементарным правилам православного благочестия. Но тут помехой являются неообновленцы, требующие от новообращенных еженедельного, а то и ежедневного причащения. Чуткая душа русского православного человека не может допустить себе подходить к причащению без подготовки — просто так! Он пытается каждый раз готовиться и — или надрывается, или впадает в гордость (прелесть).

 
* * *

Четвертый  параграф доклада содержит еще одну бредовую теорию Шмемана о практике Древней Церкви, а именно о сущности таинства покаяния. Оно, по Шмеману, было «таинством воссоединения с Церковью отлученных» и «первоначальная, очень строгая дисциплина допускала только одно такое воссоединение» (с. 59-60). Опять-таки эти утверждения противоречат Священному Писанию. Господь сказал апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Что следует из этих слов Спасителя?

1. Вход в Царство Небесное невозможен без прощения грехов: «ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2), «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8).

2. Власть прощать грехи обещана (пока только обещана) не всем, а одному человеку. То есть, уже указано, что предстоит разделение на тех, кто имеет право прощать, и на тех, кто этого права не имеет, то есть на духовенство и мирян. После Своего воскресения Господь уже дал эту власть – и не одному Петру, а всем апостолам: «Примите Духа Святаго; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Неужели апостолы оставили эту власть без употребления? Неужели они закрыли на ключ двери Царства Небесного?  Закрыли и от самих себя, так как и себя считали грешниками? По Шмеману — да, закрыли! По православному понятию — нет, не закрыли. Принимали на исповедь всех желающих и судили — прощать или не прощать! Как правило — прощали.

И не унесли с собою этот дар, а по велению Святого Духа передали его православным архиереям и священникам. И этот поток благодати Святого Духа тёк непрерывно из поколения в поколение  и дошел до нас. И — верим! —  не прекратится до скончания века.

Шмеман говорит об отлучении от Церкви. Но Церковь сама от себя никого не отлучает. Отлучают себя от Церкви сами люди: «Они вышли от нас, но не были наши…они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19). Церковь только объявляет о том, что такой-то человек не наш — да и с этим не торопится, надеется на возвращение. Это показывает пример Льва Толстого и Ленина со товарищами. Их объявили вне Церкви тогда, когда это уже всем стало ясно. Сложная же и суровая практика отлучения, существовавшая в первые века христианства, была отлучением на много лет от причащения Святых Христовых Таин, а не от Церкви. Наоборот. Им предлагался такой трудный многолетний подвиг покаяния, который и могла выдержать только ревность первых христиан. Покаяние пред всею Церковью, то есть открытое, полагалось только для преодоления соблазна. Это (правда, крайне редко) осуществляется и в наши дни. От архиепископа Сергия (Страгородского) Святейший Тихон потребовал всенародного отречения от обновленческого раскола (см. Благодатный Огонь, №6, 2001, с. 79).  До слез трогает история епископа, которого все присутствующие пинали ногами (см. Архим. Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые», с. 433-435).

Но конечно с апостольских времен существовала и так же широко применялась и тайная исповедь. Прямо древность об этом не говорит (как не говорит и о многом другом), но косвенные свидетельства есть. Вот 34-е правило святого Василия Великого: «Жен прелюбодействовавших и исповедавшихся в том… отцы наши запретили явными творити, да не подадим причины к смерти изобличенных: но повелели стояти им с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния». Святой Василий Великий жил как раз во время предполагаемой Шмеманом «революции», но говорит не от себя, а утверждает, что так «отцы наши» повелели. От апостолов его отделяет не 20 веков как Шмемана, а 2,5 или 3 века. Так что «отцы» — это по крайней мере «мужи апостольские». И в их время была тайная исповедь. Эту женщину ведь никто не заставлял каяться в грехе — она сама осознала необходимость придти к имеющему власть на земле прощать грехи, то есть к епископу или священнику, и исповедать свой грех. Если бы это был мужчина, то ему пришлось бы (думаю, что без объявления другим, в чем он кается) несколько лет стоять у врат церковных и просить со слезами у входящих прощения и молитвы. Потом несколько лет он допускался только к слушанию Писаний (видимо, изгонялся с оглашенными). Потом — годы покаяния. Затем годы стояния «с верными», но без причащения Святых Христовых  Таин. А женщина все эти годы допускалась к стоянию с верными без причащения — чтобы муж не знал о ее грехе и не догадывался, так как в те времена это грозило ей смертью. Но как она могла укрыться среди верных, если они за каждой Литургией все причащались? Все причащаются — а она нет! Почему? Значит, многие молящиеся на Литургии не причащались на ней. Все это опровергает фантазии Шмемана о порядках «Ранней Церкви».  Индивидуальная исповедь была, и тайна исповеди существовала, и причащались только после подготовки — и все это задолго до времени Василия Великого.

 
* * *

Далее в 4-м параграфе (с.60) Шмеман утверждает, что поскольку причащение совершается «во оставление грехов», постольку оно заменяет исповедь и делает ее ненужной. Он не учитывает того, что грехи наши повреждают наше существо гораздо более многопланово, чем болезнь. Как в болезни нужны разные способы уврачевания (одной операцией дело не обходится — нужна лечебная подготовка к операции, послеоперационное восстановление, диета, лечебная  гимнастика и т.д.) так и освобождение от греха требует многих средств — мы каемся в тайне души пред Богом в домашней и церковной  молитве — во оставлении грехов; мы причащаемся — во оставление грехов; мы приступаем к таинству елеосвящения (соборование) — во оставление грехов — но все же главное в оставлении грехов — это исповедь. Без нее вход в Царство Небесное невозможен. Шмеман разделяет грехи отлучающие от Церкви и те грехи, которым подвержен каждый человек. Но это разделение не имеет четкой границы. Апостол Павел утверждает: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10, 26-27). Что значит «произвольно грешить»? Думаю так: человек знает, что это грех, может этот грех не делать — и  все-таки делает! Именно так согрешил Адам — и за его грех мучается грехами все человечество и «совокупно стенает» весь подчиненный человеку мир (Рим. 8, 22). Вот я, будучи в добром здравии, во время поста буду вместо картошки есть колбасу — не произвольный ли это грех? И еще! Надо различать факт греха — факты греха прощаются только исповедью — и причину греха — страсть, то есть болезнь духа, порождающую грехи. Это болезни лечатся соборованием и причащением. Причем, во всем этом должна быть человеческая составляющая — собственные усилия в борьбе с грехом.

Без этих усилий — пусть не имеющих видимого успеха, без исповеди, то есть прощения Богом фактов нашей греховной жизни — страшно приступать к великой святыне — Святому Телу и Крови Христовым. Священники причащаются без исповеди, но по нужде: не всегда удается поисповедоваться перед Литургией. Для этого нужно постоянное присутствие другого священника. А в монастырях (например в Печорах Псковских) все священнослужители, которые завтра будут служить и причащаться, сегодня за вечерним богослужением исповедуются. Монахи вообще исповедуются гораздо чаще, чем причащаются — в идеале: каждый вечер. Конечно, для духовного руководства  нужна опытность, которая сегодня сохранилась ли? Но для исповеди нужно исповедание грехов кающимся и совершение таинства имеющим благодать священства. Духовные катастрофы (с.61) происходит тогда, когда священник воображает себя опытным в духовной жизни и начинает «младостарчествовать». А если кто-то нуждается в твоем  наставлении — помолись в тайне души Богу, осознай перед Ним свою немощь и неопытность — и Бог через тебя (священника, конечно) наставит ищущего наставления на путь истины.

Заключает 4-й параграф рассуждение о власти священника прощать грехи. Эта власть — не католическое измышление, а прямое указание Спасителя. Другое дело, что католики, фактически потерявшие эту власть, оторвали ее от покаяния человека — прощались грехи (конечно без практического прощения на небе) при помощи индульгенций — за какой-то подвиг (прочитать столько-то молитв, или нанести себе столько-то ударов бичом), за участие в крестовом походе и — в конце концов! — просто за деньги. Но отрицать власть прощать грехи искренне кающимся, которой обладают православные архиереи и священники — значит, идти против Господа и Его Церкви.

 
* * *
Несколько слов о заключении.

Пятый параграф призывает сочетать изложенное в главной части с современной практикой. То есть, производится характерный для Шмемана откат, цель которого — постепенное, почти незаметное врастание в ту практику, которую Шмеман предложил в главной части. Современные неообновленцы, теряя терпение, этими хитрыми советами Шмемана пренебрегают. Очень часто заставляют причащаться неготовых почти насильственно.

В шестом параграфе говорится об общей исповеди. Что-то здесь можно почерпнуть и приемлемое для современного контингента исповедующихся.

По правде говоря, я не очень внимательно читал шестой параграф. В произведениях Шмемана много хороших и правильных слов — и выследить в них еретические мысли довольно трудно — я устал от этого занятия. Не всегда он употребляет слова в их привычном значении, что создает дополнительные трудности для читающего. Думаю, сказанного о первых четырех параграфах достаточно, чтобы понять вред для Православия, который несет в себе публикация этого доклада в Журнале Московской Патриархии.

К счастью (вот именно «Не было бы счастья да несчастье помогло») долгие годы бо́льшую часть объема Журнала Московской Патриархии занимали тошнотворные экуменические выступления и резолюции (они печатались по указанию безбожной власти — и только при этом условии она разрешала печатать в журнале и чисто церковные материалы). Поэтому церковные люди усвоили прочную привычку читать ЖМП выборочно, выуживая из него действительно интересное и полезное. Есть надежда, что и сейчас православные люди, пользуясь религиозным чутьем, не будут читать то, что вредно, как делали они это в советское время. Но эта надежда не снимает с пастырей Церкви обязанности указывать на то, что опасно для веры.

Не знаю, как отозвалось творчество о. Шмемана в Америке, но в России мы имеем яркий пример разрушительной силы его идей в общинах Кочеткова,  которые — находясь внутри Церкви! — имеют многие признаки тоталитарной секты.

Еще и еще раз призываю православных — не изобретайте нового Православия и всячески берегитесь следовать тем, кто его изобретает. Веруйте, молитесь и живите так, как до нас веровали, молились и жили многие поколения русских людей.

«Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

 
 
Протоиерей Владимир Правдолюбов,
сентябрь 2013 года.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

17.08.2016
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

3.08.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии


Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)


Песенные флеш-мобы в Запорожье и Донецке (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви