http://www.blagogon.ru/biblio/872/

Сколько в России воцерковленных православных христиан?


До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской Православной Церкви в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения.

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей.

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и т.п.), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать. После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления. Так, «Левада-центр» закончил публичное представление своих опросов на эту тему в конце 2012 года на цифре 70% (за год до этого зафиксировав 75%), а в 2016 году в общем отчете своего «омнибуса» без объяснений указал на графике цифру порядка 85%. Фонд общественного мнения (ФОМ), по имеющимся данным, остановился в 2014-м на цифре 68% (с пиком в 2012 году — 72%). Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывает  70,9% на 2016 год.

Объяснять эти цифры можно по-разному. Например, так,  что «православие» — способ этнической, а не религиозной идентификации. Или что большинство граждан скрывает свою позицию от социологов, а оставшиеся говорят в духе вчерашних телевизионных новостей, и опросы попросту некорректны. Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.  «Левада-центр», например, оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям», и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет».

Другим способом подсчета прихожан РПЦ является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве православных верующих. То есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь. В пересчете на число всех опрошенных лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще. А на более конкретный вопрос о причащении утвердительных ответов было еще меньше. Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год.

Получается, полноценное участие в церковной службе раз в месяц (даже не в неделю) в России принимает такое число россиян, которое находится в пределах статистической погрешности. Можно ли доверять подобным утверждениям? Возьмем для сравнения отчеты МВД о числе посетителей ночных пасхальных и рождественских служб — как «массовые мероприятия», главные православные праздники нуждаются в специальных мерах по обеспечению порядка.

Итак, по данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек — 1,4–2% населения, в Москве — 100–300 тысяч человек — 1,0–2,5%. С пасхальной службой разобраться труднее, потому что МВД все время дает данные в разном формате — включая тех, кто вообще заходил в храм на праздники, тех, кто забегал освятить «снедь», а главное — тех, кто посещал кладбища (с точки зрения МВД, это тоже массовое мероприятие, но с точки зрения церкви, оно скорее тяготеет к язычеству). Даже с учетом всех-всех в России число участников «пасхальных мероприятий» не превышает семи миллионов — 5% населения. Там, где в числе участников выделены прихожане, видно, что они составляют меньшинство: например, в 2005 году в Москве на ночную службу пришли 80 тысяч (менее 1%), всего храмы посетили 359 тысяч, а кладбища — еще 580 тысяч.

«Ядро» регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они регулярно участвуют в литургии, исповедуются и причащаются.

Другая группа — это так называемые «захожане» — нерегулярные посетители храмов, которые редко выстаивают значительный кусок церковной службы или бывают на проповеди. Они предпочитают заходить в храм на короткое время, чтобы прослушать небольшой фрагмент богослужения, а главное, выполнить свои практические церковные нужды — поставить свечку, подать в церковную лавку записки с просьбой помолиться за родственников, приложиться к иконе или святыне, кратко помолиться святому, который должен помочь в трудной ситуации, купить церковную книгу в церковной лавке, взять святую воду или освятить около храма куличи. Таких людей можно видеть в городском храме вечером в обычный будний день — они заходят туда на пятнадцать-двадцать минут по дороге с работы.

Вместе с прихожанами «захожане» составляют примерно 2–4% населения РФ, которые бывают в храме хотя бы раз в месяц и иногда причащаются. Именно об этих цифрах говорят данные социологических опросов. Сергей Кравец, руководитель центра «Православная энциклопедия» в интервью в мае 2014 года утверждал, что 4% населения «живут церковной жизнью». Похоже, это наименьший процент реальных православных в России, который готово признать церковное руководство.

Очередной социологический опрос 2014 года показал, что ситуация не меняется многие годы: большинство населения считает себя православными, но храмы большая часть их них не посещает. Так, например, 3 июля 2014 года Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса «Воцерковленность православных». По данным социологов, с 1997 года число тех, кто относит себя к православным, увеличилось с 52% до 68%.

При этом доля тех, кто посещает храм раз в месяц и чаще, почти не возросла: 11% (в 2000 году таких было 9%). Незначительно изменилась и доля посещающих храм один-два раза в год: 24% против 27% в 2000 году.

Большинство назвавших себя православными, 61% никогда не причащается (в 2000 – 64%), причащается раз в месяц и чаще 2% (в 2000 году – 1%).

Все основные посты, включая однодневные по средам и пятницам соблюдает менее 1% опрошенных. 79% практически не соблюдает посты (в 2000 году – 80%), Великий пост старается соблюдать 11% (в 2000 году – 9%).

А как же обстоят дела с воцерковленностью верующих в Европе?

Варшавский институт церковной статистики опубликовал результаты опроса по религиозной практике, осуществленного в октябре 2016 года на территории всей Польши. 36,7% респондентов сообщили, что они ходят на мессу каждое воскресенье, т.е каждый третий поляк ходит на мессы по воскресеньям.

По данным предыдущих опросов – 2011 и 2012 гг. – воскресные мессы посещали 40% поляков. Самые высокие показатели были отмечены в 1982 году – 57%. Начиная с1990 года, когда пал коммунистический режим, число молящихся за воскресными богослужениями не превышало 50%.

Как отмечают социологи, 36,7% – это очень высокий показатель на уровне остальной Европы. К польскому уровню приближаются только две традиционно католические страны – Мальта и Ирландия.

В Германии эта цифра составляет 10%, в Швейцарии и Бельгии – от 10 до 15% в зависимости от региона, во Франции – менее 5%.