Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Николай БАРИНОВ
Как часто причащаться?

 

В настоящее время можно встретить полемику на тему частого или редкого причащения. На эту тему написано много статей. Основные аргументы за и против частого причащения можно увидеть в следующих статьях. За – труды священников Даниила Сысоева и Георгия Максимова[1]. Против – в статьях «Сверхчастое причащение и обновленчество»[2], «Истинный смысл проповеди сверхчастого причащения»[3], «О причащении на Светлой седмице» и комментариях к ней с цитатами святых отцов[4]. И та и другая сторона приводит в подтверждение своей позиции цитаты из трудов святых отцов. Бывает, противные стороны приводят в подтверждение своих взглядов цитаты из творений даже одних и тех же святых отцов. Но кто же прав? И можно ли совместить, казалось бы, совершенно противоположные точки зрения?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно глубже вникнуть в смысл поучений святых отцов. Для этого лучше всего будет начать с цитаты святителя Иоанна Златоуста, которой священник Даниил Сысоев заканчивает свою статью: «Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз... Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые – часто, или тех, которые – редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие – ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… . Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам»[5]. Святитель Иоанн Златоуст призывает к частому причащению, но требует при этом условия чистоты христианской жизни. Без этого нельзя причащаться «ни однажды». Так он обращается к священникам: «…ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, – чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся… Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного, скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен»[6].

Преподобный Варсонофий Оптинский (†1913) пишет об этом: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…»[7]. Здесь преподобный Варсонофий, помимо условия к причащению свт. Иоанна Златоуста в виде святости жизни, выставляет еще одно условие частого причащения – постоянная опасность смерти. Как разновидность этой причины можно добавить и болезнь. Об этом пишет прп. Амвросий Оптинский: «Ты в болезни приобщалась Святых Таин Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Таин и чаще. Нисколько не сомневайся в этом»[8].

Но во времена первых христиан не всё было так просто. Вот что говорит Писание: «…кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). То есть даже в то время очень частого причащения многие болели и умирали из-за того, что причащались недостойно.

Как в наше время выполняется условие чистоты жизни? Священник Даниил Сысоев считает, что ничего не изменилось за два тысячелетия:

«Не имея возможности отрицать факт “сверхчастого”, по их словам, Причастия в библейские времена (засвидетельствованного в книге Деяний), они (оппоненты. – Авт.) утверждают, что тогда люди все были поголовно святыми, а сейчас такая святость уже крайне редка (если и вообще возможна). Так что практика того времени не применима к нашему времени. Во времена апостолов было все прекрасно, потом стало хуже, в XIX веке вообще святитель Игнатий писал, что все ужасно, а уж про нынешнее время и говорить не приходиться. На самом деле, это та же мифологема, что и у обновленцев, только в несколько более пессимистической форме. И те, и другие думают, что Христос не выполнил Своего обещания и забыл Церковь, и Дух Святой куда-то ушел».

С этим утверждением о. Даниила нужно категорически не согласиться, здесь он явно противоречит Священному Писанию и самой окружающей действительности. Христос, конечно, не оставил Церковь, как не оставлял ее и в XVIII–XIX вв, когда люди причащались редко и Дух Святой не ушел и никогда не уходил из нее, но люди все более и более развращаются. Сам Христос сказал, что чем ближе ко Второму Пришествию, тем больше будет иссякать вера у людей: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Ему вторит апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-4). Из реальности окружающей жизни не ясно ли видно, что исполняется написанное, что люди, даже называющие себя православными, имеющие вид благочестия, живут в страшных смертных грехах?

Священник Даниил Сысоев приводит в пример «Известие учительное», как он пишет, «одобренное целым рядом Московских Соборов конца XVII века». И это «Известие» подробно указывает, кого нельзя допускать до причастия: «…блудники и блудницы, наложниц имущие (в наше время живущие в так называемом «гражданском браке» – блудном сожительстве. – Авт.) и сами тыя наложницы, прелюбодеи, лихоимцы (дающие деньги под проценты. – Авт.), чародеи, ворожбиты всякия, святотатцы, картовники (играющие в карты. – Авт.), зернщики (игроки в азартные игры, зернь – кости. – Авт.), хульники, срамословцы (в наше время ругающиеся матом. – Авт.)… донележе истинно не покаются, и плоды покаяния не сотворят, и соблазны, ихже яве соделаша и соделывают, явленно не потребят, причастия святых Таин никакоже да сподобятся»[9]. Но в наше время подавляющее большинство людей, даже называющих себя православными, грешат этими и даже еще бóльшими грехами. Согласно с «Известием», чтобы быть допущенными до причастия им нужно не только формально покаяться на исповеди, но и прекратить делать эти грехи, а также и принести плоды покаяния, исправив содеянное, в том числе добрыми делами, как, например, это сделал Закхей (Лк. 19, 1-9). Иначе их причащать нельзя.

Еще священник Даниил Сысоев, ссылаясь на то же «Известие учительное», одобренное Соборами, говорит, что и пост не необходим перед причастием. Но, вероятно, о. Даниил не очень внимательно читал это «Известие». Действительно, приведенные им сведения относятся и к священнослужителям, и к мирянам. Но еще исключительно на мирян «Известие» накладывает дополнительные требования. Последние должны «…аще возможно в праздники, аще же ни, всячески бы в четыре посты… приступати к сицевым Тайнам божественным. Аще убо кроме четырех постов обычных приступити ко святому причащению восхотят, седьмь дний прежде да постятсяв нужде же три дни или един день да постятся точию, и прготовляюще себе к чинному исповеданию грехов своихВо врeмя же причащeния да пристyпят чиннно, в глубоком смирeнии, и Христу истинно в тaйнах сyщему под видом хлеба и вина до земли кийждо да поклонится (в праздники. – Авт.) единощи»[10].

Приведенная цитата также опровергает теорию о. Даниила о том, что подготовка к причастию одинакова как для священников, так и для мирян. Эта разница объясняется иерархией. Мирянам не всё можно, что можно священникам, священникам не всё можно, что можно архиереям и т.д. Иерархия есть везде – на земле и на Небесах. Первый, кто из-за своей гордыни не удовлетворился своим местом и восстал против иерархии, был сатана, который «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14, 13-15). Поэтому не стоит уподобляться ему.

Слова святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все» говорят не о причастии, а о духовном торжестве на Пасху – духовной трапезе – пире веры: «веселитесь ныне», «все насладитесь пира веры». О посте для мирян пишут многие святые отцы, например, преподобный Иосиф Оптинский: «Церковь заповедует держать пост готовящимся к приобщению»[11]. И еще: «Причащаться… даже и без поста, то за это болеть будешь»[12]. Прп. Макарий Оптинский пишет, что в Великий пост, несущим большие труды для подкрепления тела можно послабление: «…надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее», – но: «когда говеете, т. е. приготовляетесь к приобщению Святых Христовых Таин, тут нужно и елей оставлять»[13].

Об исповеди святитель Григорий Палама пишет: «Если же с дурною совестью, и, не поучив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение»[14]. Преподобный Никодим Святогорец: «Прежде причащения надлежит через таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов»[15].

Стоит задуматься священникам, допускающим до причастия живущих в вышеперечисленных грехах, да еще без поста и исповеди, вечную жизнь они подают причащающимся, или вечную смерть, божественную пишу или, как пишет Златоуст, суд, осуждение, наказание и мучение? В этом случае совершенно неуместно ссылаться на греков. Они, имея великую православную Восточную Римскую империю, утеряли ее за свои грехи и надолго попадали под власть турок. Мы также можем утерять то, что еще осталось от Третьего Рима – нашей православной державы, если пойдем по их пути. Можем потерять и не только это, но, самое главное – вечную жизнь.

Но все же о. Даниил Сысоев прав в главном, множество святых отцов призывало чаще причащаться святых Христовых Таин. Однако как часто? Обычный работающий человек физически не сможет каждый день поститься, бывать на вечерней службе, исполнять правило к причастию, чтобы каждый день причащаться (разве только в посты, да и то совсем немногие). Это сможет сделать только неработающий или больной человек, которому, и так по болезни может быть послабление в посте или чередной священник, которому, согласно вышеупомянутому «Известию учительному», не обязательно поститься, но только удаляться от совокупления с женой в день перед причастием (хотя есть добрая традиция и ему в этот день не есть мяса). Вероятно поэтому глинский старец преподобный схиархимандрит Андроник (Лукаш) говорил: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести». Однако он же пишет, о том, что можно и причащаться и каждый день. Но кому? «Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник»[16].

Таким образом, мы вернулись к началу нашей статьи. Названы те же самые условия частого или, даже сверхчастого причастия – чистота жизни, болезнь и опасность смерти. И если мирянину нужно стремиться причащаться чаще, соблюдая, конечно, вышеуказанные правила, то священник обязан причащаться на каждой Литургии, которую служит. А для мирянина пост, молитва, исповедь – это опять же выполнение первого условия чистоты жизни, когда можно часто приступать к причастию. Поэтому в посты нужно стараться причащаться чаще, да и в остальные дни, но при соблюдении вышеприведенных условий. Однако нельзя забывать и предостережений некоторых святых отцов. Так сщмч. Арсений (Жадановский) (†1937) приводит пример, когда одна ежедневно причащавшаяся особа оказалась в доме умалишенных[17]. Так же и прп. Амвросий Оптинский описывает случай, когда афонский монах, не исправив свою греховную жизнь, ежедневно причащался и после смерти попал в ад[18].

Итак, из всего вышесказанного видно, что мирянам нужно выполнять написанное в «Известии учительном» – причастие в праздники двунадесятые и великие – это примерно 1 раз в три недели. Это не выходит и за рамки канонов, приведенных о. Даниилом Сысоевым. Так же и считали и многие святые отцы, например, прп. Серфим Саровский. И святитель Феофан Затворник, призывавший чаще причащаться и писавший: «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная»[19]. Но, конечно, у нас должно быть стремление ко Христу, стремление причащаться чаще. Поэтому желающим это делать необходимо исправлять свою жизнь, очищать себя постом, молитвой (хотя бы исполнять правило к причастию) и исповедью. В наше время уже почти никто не соблюдает положенный по Типикону и «Известию учительному» семидневный пост. Но нужно соблюдать при обычных обстоятельствах, хотя бы, три дня поста. Правда, до сих пор находятся благочестивые люди, которые говорят: «Моя мама всегда постилась перед причастием семь дней, и я не могу иначе». Вот что значит добрый пример родителей в воспитании детей!

Однако, нужно сказать, и практика редкого причащения так же имеет под собой основание. Если человек редко причащается из ленности и нерадения, конечно, это порочная практика. Но если человек длительно постится, усердно очищает свою жизнь, тщательно готовится к Причастию как к величайшему празднику встречи со Христом, а после причащения старается всеми силами избегать греха и жить христианской жизнью, сохраняя как можно дольше полученную благодать, то такую практику можно приветствовать. Однако за этим нужно зорко следить, чтобы не перепутать свою лень, теплохладность и нерадение с ревностной подготовкой к причастию.

То же можно сказать и о причащении в светлую седмицу. Если человек благочестиво провел весь пост, часто причащался, но желает еще причащаться и в светлую седмицу, то это можно приветствовать. Хотя после Великого поста с частым посещением храма найдутся ли для этого еще силы, да еще у работающего человека? Но если нерадивый, не собирающийся исправлять свою жизнь, соблюдать постов (конечно, не по болезни или другим уважительным причинам) и желающий в таком состоянии причащаться, специально ждет светлой седмицы, когда его «все равно причастят», то, конечно такого нельзя допускать. Иначе он получит, по словам свт. Иоанна Златоуста, меч вместо пищи, дающей бессмертие. (Вообще, причащение в светлую седмицу требует отдельного рассмотрения.) Об этом пишет прп. Никон Оптинский:

«На вопрос, что лучше – часто ли приобщаться или реже – Батюшка сказал:

– Что лучше – сказать нельзя. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа и хорошо поступил. А сотник по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположны, но побуждения одинаковы, и явились они перед Господом одинаково достойны. Дело в том, чтобы достойно приготовляться великому Таинству»[20]. Именно подготовка к причастию должна быть в центре внимания. Прп. Лев и Макарий оптинские, призывавшие почаще причащаться, предупреждали, что за нерадивую подготовку к причастию посылаются болезни и утешали попавшую в такую ситуацию: «Смиритесь и не скорбите, – Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати»[21]. (Здесь нужно сделать замечание, что, конечно, по святости жизни и глубине покаяния таких как Мария Египетская за все историю человечества были единицы.)

При рассмотрении вопроса о частоте причащения нужно заметить еще следующее. Бывает, сторонники и противники частого причащения выхватывают понравившиеся цитаты святых отцов без комплексного рассмотрения их взглядов, что ведет к однобокому пониманию их учения. В пример можно привести святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он, как известно, призывал чаще причащаться и даже мог причастить человека без подготовки, поскольку был прозорливым и видел душу человека. Но… Вот другой пример. Человек был при смерти.

«Послали за отцом Иоанном. Батюшка с молитвою трижды дунул ему в горло и сказал:

– Через три дня приезжай ко мне в Кронштадт: поговеешь (попостишься. – Авт.) и причастишься».

После исполнения этого больной выздоровел и прожил еще 25 лет[22]. Казалось бы в болезни, да еще очень тяжелой, можно было бы причастить и без поста и подготовки, но о. Иоанн поступил по-другому. Вот еще одно интересное наставление о. Иоанна Кронштадтского: «…кто часто причащается Св. Таин Тела и Крови Христовой, – тому не надо есть мяса животных»[23]. Совсем! Можно привести один показательный случай, произошедший с самим батюшкой. Он по болезни съел молочное в пост и с ним произошло искушение. После этого он пишет: «Это – за невоздержание мое и за нарушение Св. Поста… Дай Бог никогда больше не нарушать поста, особенно при моем ежедневном совершении Литургии и причащении Св. Таин!»[24]. О подготовке к причастию он пишет: «Братия и сестры говеющие (постящиеся. – Авт.)!.. одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога… Когда без искреннего раскаяния во грехах и с сомнением приступаешь к св. Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу…»[25]. То есть к посту необходима и исповедь. Хотя при множестве народа святой праведный Иоанн Кронштадтский просто выходил и говорил: «Кайтесь!» Люди выкрикивали свои грехи, а после этого причащались. Но в обычных условиях было по-другому: «Часто слышался его голос: “Ты вчера причащалась, сегодня не допущу, так как ленишься, мало работаешь” – или: “Ты исповедовалась? Нужно перед Таинством всегда очищать свою совесть”»[26].

Как пишет св. праведный Иоанн Кронштадсткий: «…если будем каяться лицемерно и причащаться божественных Таин недостойно… тогда никто во веки веков не избавит нас от геенских мук»[27].

Но никто не достоин Тела и Крови Христа, поэтому к причащению нужно очень серьезно готовиться – нужны пост, исповедь, молитва, особенно при разлитом ныне вокруг море греха. Тогда, как советует большинство святых отцов, можно чаще причащаться. Иначе, так называемое «евхаристическое возрождение», может действительно стать неообновленчеством. Поэтому можно подвести итог всему сказанному словами прп. Анатолия Оптинского: «Пишете вы о желании вашем часто приобщаться Святых Таин Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, только нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному»[28].

О причащении на Светлой Седмице

66-е правило VI Константинопольского Собора (Трулльского) гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего – до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся».

Прот. Владимир Правдолюбов пишет, что в последнее время некоторые священники, ссылаясь на это правило причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди: «Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила… неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» – и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило – и речи нет! <…> Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день»[29]. Кто же из них прав?

Для начала нужно разобраться что такое Таинство, о которых говорится в упомянутом 66 правиле. В переводе с греческого слово Тайна или таинство, употребляемое в этом правиле τὸ μυστήριον означает следующее. 1) тайное священнодействие, таинство, мистерии. 2) тайна, секрет. В Священном Писании есть еще такое применение слова таинство: «таинство веры» (1 Тим. 3,9). Святитель Феофан Затворник толкует эти слова как «правые догматы»[30]. Т.е. слово таинство – это довольно широкое понятие, в том числе, как частный случай, означающее Таинство Причащения.

Чтобы правильно понять значение этого слова в 66 правиле VI Константинопольского (Трулльского) Собора, нужно посмотреть толкование его известными канонистами. Зонара пишет о духовном торжестве и «наслаждении божественных тайн» на Светлую Седмицу[31]. Имеется ли здесь ввиду вообще участие в таинствах Церкви или именно Причащение, не ясно. Именно о причащении пишет только Вальсамон, что «верные должны быть готовы приобщаться святых Таин ежедневно, если возможно»[32]. Неизвестно точно, какова была подготовка к причастию в то время, но из приведенной цитаты, по крайней мере, ясно, что не всем это было возможно. Аристин пишет о ежедневном посещении Церкви в это время и при этом об упражнении в «псалмех и пениях» в церквах[33]. О причастии он не упоминает. Славянская Кормчая так же не говорит о причастии, а только о ежедневном посещении церкви и упражнении «во псалмех и пениях»[34].

Какие выводы можно сделать при таких разных и неясных комментариях по этому вопросу? Все-таки при всеобщей порочности окружающей жизни стоит в этом вопросе согласиться с прот. Владимиром Правдолюбовым. Причащать в Светлую Седмицу нужно больных душевно и телесно или в крайних обстоятельствах, а так же людей заведомо благочестивых.

Как известно, пост соблюдать в Светлую Седмицу канонически запрещено. Правда, никто не оспаривает, тем не менее, необходимость евхаристического поста – после 12 ч. ночи не есть и не пить перед причастием. Прот. Владимир Парвдолюбов считает, что причащающимся в это время вместо обычного поста нужно перед причастием хотя бы воздержание от мяса, а так же, конечно, исполнять правило к причастию и исповедь. Этим не нарушаются и каноны. Насколько мне известно, такое правило в свое время было и в Дивеево, не знаю, как сейчас. Думаю это разумные требования, тем более они подтверждаются св. прав. Иоанном Кронштадтским (о мясе и исповеди – см. выше.)

01.08.2018 г.

 

Примечания

 

[1] https://mission-center.com/bookdaniilsisoevm/12059-dan-book-kak-chasto-nado-prichachatsy

[2] http://www.blagogon.ru/digest/145/

[3] http://www.blagogon.ru/digest/141/

[4] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[5] https://mission-center.com/bookdaniilsisoevm/12059-dan-book-kak-chasto-nado-prichachatsy

[6] Иоанн Златоуст, свт. 82-я беседа на Евангелие от Матфея.

[7] Варсонофий Оптинский, прп. Из беседы 12 апреля 1911 г.

[8] Амвросий Оптинский, прп. Письмо 393.

[9] Служебник. М., 1995. с.441.

[10] Служебник. М., 1995. с.434-436.

[11] Иосиф Оптинский (Литовкин), прп. Письмо 87.

[12] Иосиф Оптинский (Литовкин), прп. Письмо 337.

 [13] Макарий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. Оптина пустынь, 1997. С. 459.

[14] Сергий (Троицкий), иеромонах. Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин. https://rusk.ru/st.php?idar=111926

[15] Там же.

[16] Иоанн (Маслов), схиархим. «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467.

[17] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[18] Амвросий Оптинский, прп. Письмо 407.

[19] Феофан Затворник, свт. Собрание сочинений. т. IV, п. 757, с. 255.

[20] Никон Оптинский, прп. Дневники. Ч.5. 17 сентября.

[21] Лев и Макарий Оптинские, прп. Письмо 184.

[22] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1224

[23] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Запись 1483.

[24] Иоанн Кронштадтский, прав. Предсмертный дневник. 15 августа – 2 октября 1908 г. Часть II.

[25] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли христианина о покаянии и Святом Причащении. О Святом Причащении. Приготовление к Св. Причащению.

[26] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1224

[27] Иоанн Кронштадтский, прав. Великий пост. Поучение перед Святою Плащаницею в Великий Пяток.

[28] Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т.2. М., 2009 – с.167.

[29] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[30] Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею. М., 2005. С.389.

[31] Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. с.498.

[32] Там же. с.499.

[33] Там же. с.499.

[34] Там же. с.500.

 

Сайт протоиерея Николая Баринова



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

16.12.2018
Кирилл Александров

Итоги «Объединительного Собора»: Порошенко во главе, Филарет на коне, неудача митрополита Симеона

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

10.12.2018
Елизавета Пашкова

К 100-летию со дня рождения А. Солженицына.
А.Солженицын и ИМКА

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

13.12.2018
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

 

НОВОСТИ

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора