Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мария АЛФЕРЬЕВА
Метаморфозы отца Александра Меня

 

Из нашей почты

 

Я вошла в церковную жизнь благодаря книгам отца Александра Меня. Именно через эти ворота Господь уловил мою душу и привел к Своим Таинствам. Это случилось в 1994 году, уже после смерти батюшки. Зато наш приход был заполнен его духовными чадами, на территории храма находился Фонд, издававший его книги, а старостой с некоторого времени стала его вдова, Наталья Федоровна. Поэтому мое церковное воспитание проходило под ореолом личности отца Александра: прочитывались все появлявшиеся труды священника и книги о нем, посещались лекции и занятия в домашних группах его духовных детей. Молитвенная и христианская жизнь выстраивалась по его заветам.

Отец Александр обладал удивительно целостным мировоззрением. В его письменном и устном наследии содержатся исчерпывающие ответы на очень многие вопросы. Практически все, знавшие его и читавшие его книги, восхищаются добротой, эрудированностью, образованностью и высокой культурой человеческого общения. Широта интересов отца Александра привлекала к нему, как магнитом, нецерковную публику и неверующих – для всех находилось мудрое наставление и поддержка в духовных поисках. Личное обаяние батюшки сквозит в каждом его тексте, а радостная и светлая энергетика увлекала при жизни и увлекает до сих пор многих читателей. Каждый год собираются различные конференции и встречи, где изучается, анализируется и популяризируется его взгляд на Церковь и мир.

Примечательно, что любая прижизненная критика его деятельности убедительно и весьма в привлекательной форме оспаривается самим священником через написанные им и о нем книги – и обвинения в стремлении к унии, и обновленческий уклон, и частные мнения по разным церковным реалиям. Убежденность в правоте отца Александра и достаточности его аргументации позволяет печатать и перепечатывать спорные доводы, высказанные им об относительности церковных догматов, о замусоренности житий святых фольклорным вымыслом[1], о полезности хатха-йоги, о возможности совмещать веру и экстрасенсорику, о собственной вере в предсуществование душ[2] и так далее. А недавно изданная книга, которая по замыслу составителя, может помочь канонизации батюшки («Цветочки Александра Меня. Подлинные истории из жизни доброго пастыря»), лишь подтверждает тезис одного католического епископа: воистину пророк обновленного Православия… 

То, что отец Александр был представителем какого-то необычного, непохожего на другие приходы, Православия – замечали многие. Иных это привлекало к Церкви, других – отталкивало от самого отца Александра. Сама я поняла практически сразу, что лучше умалчивать среди некоторых знакомых о том, что я посещаю приход духовных чад Меня – слишком неоднозначное отношение к его наследию существовало в обществе. И лишь проведя около 20 лет в общине, где его авторитет ставится превыше всего, я стала замечать, что такое обновленное Православие становится мне чужим…

Первым «звоночком» стал вопрос деторождения, как ни странно. Отец Александр Мень, как убеждал мой духовник, был горячим сторонником контрацепции. «Нужно регулировать деторождение. Это – то же самое, как мы следим за ногтями: нет греха в том, что мы их стрижем. Нужно быть культурными и в отношении этой биологической функции. Многодетность приводит к бедности и заброшенности воспитательного процесса детей». Действительно, кроме Михаила Меня, сына отца Александра, я не знаю ни одной по настоящему многодетной семьи среди духовных чад батюшки. На робкие возражения о том, что у моего мужа другой взгляд на эти вещи, духовник отвечал бесспорным аргументом, который использовался и в сотнях других случаев: «Неужели эрудиция, образованность и степень воцерковленности вашего мужа больше, чем у отца Александра? Раз он так считал и убедительно аргументировал – значит, так и верно». Было неприятно слышать на крестинах нашего третьего ребенка слова духовника: «Надеюсь, это последний?». И неловко спрашивать благословения на рождение четвертого…

Посещение с маленькими детьми церкви возле места нашего проживания в Москве, а затем переезд в другой город и окончательная смена прихода позволили уже более отстраненно взглянуть на то, чем я, мой муж и наши близкие друзья по приходу жили годами. Для чтения начали попадаться книги, не продававшиеся в нашем приходе: например, старец Паисий Святогорец стал настоящим открытием и подлинной «дверью» в мир Православия. Сравнивая то, как и чем жили мы и наши друзья в бывшем приходе с жизнью тех православных, которые теперь оказались рядом с нами, созрели какие-то выводы об ошибочности предыдущего опыта. Без претензии на хоть сколько глубокий анализ наследия отца Александра, я хочу поделиться лишь тем, как оно «отозвалось» на практике в жизни нас, его духовных чад.

Повторюсь, я действительно не могу написать ничего критического в адрес отца Александра Меня. У меня, конечно же, не хватает для этого ни эрудиции, ни образованности, ни церковного стажа, сопоставимого с масштабом отца Александра. Глубокий богословский критический анализ его наследия, наверное, еще впереди. А может быть, никакого критического анализа и не будет – ведь даже Издательство Московской Патриархии заявило о предстоящем выпуске 15-томного собрания сочинений отца Александра Меня, что может говорить только о широком признании заслуг священника перед Церковью. И вообще, его веротерпимость, обращенность к миру, призыв к активному социальному христианскому служению, стремление упростить практику церковной жизни и готовность разделить со всеми, не принадлежащими к Церкви, лозунг «мы за все хорошее против всего плохого» тоже сейчас набирают популярность в православном сообществе и становятся неким общим трендом. На этом фоне мои размышления и наблюдения над тем, к чему на практике приводит следование духовности «обновленного Православия», в повседневной жизни могут показаться несущественными мелкими придирками, ложкой дегтя в бочке с мёдом или, быть может, даже предательством каких-то конкретных людей.

Когда в 1984 году отец Александр писал объяснительную записку, адресованную благочинному, в связи с получением тем негативной «характеристики» взглядов и церковнослужения батюшки, он «с полной ответственностью перед Богом и людьми» свидетельствовал, что среди его прихожан нет людей, исповедующих католицизм. Это не совсем правда. Католики были. И католики-иностранцы, и те православные, которые, как и сам отец Александр, считали обоснованным признания примата Римского папы и других католических догматов. Католики причащались и у отца Александра, и у священников из его духовных чад. Благодаря тому скепсису, который проповедовал отец Александр в отношении православных догматов, возникала конфессиональная размытость в сознании. Отец Александр, действительно, не проповедовал унию. Он свидетельствовал о существовании некой вселенской церкви, где нет уже границ и конфессиональных разделений. И исповедовал, что всё не обозначенное Вселенским Собором как ересь – ею и не является. А ведь, как известно, ни один Вселенский Собор не объявил католические догматы ересью. И вот, как следствие этих «научений», – один уже ныне покойный священник из его духовных чад служил мессу на квартирах прихожан, поминал папу Римского за литургией, да и вообще преклонялся перед Иоанном Павлом II, с которым дружил лично. Среди ныне здравствующих священников тоже есть такие…

В той же объяснительной записке отец Александр уверяет, что его прихожане, если бывают в городах, где «много инославных храмов, то они посещают их как туристы и как люди, знакомящиеся со службами других конфессий». Это тоже не совсем правда. В книге Александра Дворкина «Моя Америка» есть свидетельство о том, что отец Александр благословлял своих прихожан причащаться у католиков. Что они и делали, объясняя словами батюшки, что «перегородки между Церквами до Бога не доходят», а многие православные священники из СССР за рубежом являются агентами КГБ и поэтому к ним не надо ходить. Та же практика продолжалась и после гибели отца Александра. Благословлялось причащаться у католиков, ссылаясь на постановление Священного Синода времен советских гонений, где православным «в случае смертельной опасности» при отсутствии рядом православного священника дозволяется причаститься у католического. «А кто может сказать с уверенностью, что он доживет до конца сегодняшнего дня? Значит, имеем право и даже как бы благословение причащаться». В письме к Александре Орловой-Модель отец Александр защищает православный обычай причащаться натощак и советует ей тоже так делать, причащаясь у католиков, которые сократили продолжительность евхаристического поста до одного часа.

Тем девушкам, которые имели монашеское призвание, отец Александр благословлял поступать в католические монастыри, сетуя на то, что у нас монастыри – это «образцовые совхозы» с непосильной физической работой вместо монашества и, опять-таки, «агенты КГБ в рясах». Он близко сотрудничал с французской монашеской конгрегацией, которая соглашалась принимать православных девушек и женщин без формального перехода в католичество. При этом уверял их и вдохновлял тем, что они – «ласточки грядущей весны церкви», которая наступит, когда произойдет объединение церквей. В книге «Цветочки Александра Меня» есть целая глава, посвященная случаям прозорливости батюшки – так может быть, возникновение единой церкви действительно не за горами, ведь этим девушкам-«ласточкам» отец Александр предрекал дожить до этого момента?..

Примечательно, что сами католики не считают отца Александра Меня исключительным явлением современности. Для них он – один из многих богословски одаренных и похожих на собственных мыслителей и проповедников. Самое ценное, что им видится в его наследии, – это его исповедническое служение в атеистическом государстве и стремление перенимать католический опыт.

Не думаю, что об этих фактах «дикого экуменизма» ничего не знает священноначалие. Но и обычные православные, которые только начинают читать книги отца Александра, должны понимать, к каким практическим выводам может приводить широта его конфессиональных взглядов. 

Вообще эклектичность мировоззрения отца Александра, а в особенности отношения к догматическому богословию как к чему-то «глубоко проблематичному», где священник, по личному признанию, не знал, «на что опереться», когда попадал в эту область («О себе…», с.251), приводила к тому, что и духовные чада не очень интересовались догматикой, подлинными основами Православия и на многие вероучительные истины смотрели со скепсисом. Нам было достаточно богословских изложений самого отца Александра. Однако, «какова твоя вера, такова и твоя жизнь», как говорил старец Фаддей Витовницкий. Размытость церковного самосознания позволяла некоторым из нас совмещать многолетнее служение на клиросе в качестве певчего при регулярном причащении – с почитанием Рериха и практикой йоги. В книжном киоске предлагалась к продаже вероучительная протестантская литература и даже художественный опус про Богородицу, где биография Пречистой Девы предстает в еретическом виде: многодетная мама, трудные беременности, психологические переживания… Отец Александр, по собственному свидетельству, «всегда был принципиальным противником решения межконфессиональных проблем путем личных уний и прозелитизма» («О себе…», с.242). И мы вслед за ним убежденно доказывали протестантам, что им не нужно принимать Православие, что у нас Один Бог и что в существе своем Церковь уже едина, просто это единство еще не воплощено зримым образом. А когда одна католическая монахиня, регулярно посещавшая наш приход, решила принять Православие – ее дружно объявили сумасшедшей... Интересно, если бы апостолы тоже считали, что возможно спасение вне Церкви и достаточно лишь быть хорошим человеком, невзирая на веру, – пошли бы они на проповедь? Этот вопрос притормозил мой пыл в объявлении «равенства» между всеми христианскими деноминациями и заставил более серьезно задуматься, к какой же церкви принадлежу я сама…

Также прекрасно совмещались с «обновленным Православием» гомосексуализм, повторные венчания и гражданский «брак». Не знаю, как обстоит дело в других приходах, но многие наши друзья-прихожане не стеснялись приглашать через год-другой после своего венчания на новое и приходить на службы с новыми мужьями и женами. Например, наш бывший прихожанин из семьи духовных чад Меня, Александр Занемонец, будучи дьяконом и клириком Храма Гроба Господня в Иерусалиме, развелся и женился вторично – и при этом продолжает служить и именовать себя священнослужителем вопреки канонам Церкви. До этого он выпустил скандальную книгу с «разоблачением» чуда схождения Благодатного огня. Печально известный пропагандист содомского греха Михаил Черняк, ведущий активную общественную деятельность за признание Церковью однополых браков, происходит из семьи одних из самых близких духовных чад отца Александра, взгляды которого роковым образом повлияли на становление его мировоззрения: отношение о. Александра к содомитам было очень терпимое, научное, если можно так сказать. Он считал, что примерно у 10% особей в биологической популяции наличествует врожденное отклонение – отсутствие влечения к противоположному полу. И удел этих людей, по Божьему замыслу, – монашество. Оно как бы было установлено Богом именно для таких несчастных (отец Александр вообще не понимал и не любил монашества, считал его путем, далеким от Евангельского идеала). Михаил Черняк в своих публичных выступлениях и интервью на «радио Свобода» исповедует верность позиции духовника семьи, продолжая мысль отца Александра уже собственными «богословскими» выводами, ведущими к оправданию греха гомосексуализма (см.: https://www.svoboda.org/a/29291547.html)…

Стремление к обновлению церковной жизни привело и к тому, что отец Александр Мень благословил создание православной харизматической общины. То есть православные христиане на своих собраниях вне богослужения практиковали опыт сектантских общин: «говорение языками», получения пророчеств «от Бога», молитвы с возложением рук друг на друга с целью «призвать Святого Духа войти в жизнь брата или сестры» и прочие молитвенные практики, близкие к медиумическим. Печальные последствия часто были более чем очевидны: члены общины уходили из Церкви, впадали в клинические депрессии. Другие же прихожане получали благословение на иной путь – они становились членами католических общин, харизматических или иных. Известная переводчица К.Ст.Льюиса, и друг отца Александра Наталья Леонидовна Трауберг, например, тоже была членом доминиканского ордена – об этом она пишет в автобиографической книге «Сама жизнь». 

Удивительно, но о наших российских святых, новомучениках и старцах мы не знали почти ничего! Или ничего хорошего. Сколько нехорошего говорилось про Лавру, про любовь россиян к всенародным старцам, современникам отца Александра, про губительное консервативное течение в церковной среде… К православным святым у протоиерея Меня тоже было неоднозначное отношение, ему ближе представители католической духовности[3]. А книги отца Серафима Роуза, например, наш веротерпимый батюшка считал необходимым сжигать («Цветочки...», с.359). Отец Александр надеялся, что восторжествует в конце концов другое, либеральное течение, что не за горами службы на русском языке, пересмотр богослужения и канонического права («О себе...», с.215, 234).

Однако, я думаю, что больше всего на сердца и внутреннюю жизнь людей влиял взгляд отца Александра на молитву. Он был прекрасным учителем молитвы! Заразительным, вдохновляющим и убеждающим успешным примером собственной личности. Опираясь на его книги, мы практиковали «безмолвные молитвы», углубленные созерцания, медитации вокруг строк Священного Писания. Вообще батюшка достаточно часто употреблял слово «медитация» применительно к сосредоточенной молитве. Подробно объяснял, как войти в медитативное состояние, как его удерживать и каких результатов следует ожидать. Тем, кому было сложно молиться по православному молитвослову, батюшка предлагал молиться по католическому («Цветочки…», с.157). Также долгое время в нашем приходе продавалась распечатка под названием «Из молитвенного опыта отца Александра», в которой были опубликованы тексты католиков. Практика молитвы мечтательной и рассудочной неизбежно приводила к возникновению прелести мнения – хотелось кричать всему миру: «Мы на правильном пути! Присоединяйтесь!» Это называлось «ощутить призыв к миссионерскому служению».

Стержнем общинной жизни протоиерей Александр Мень считал участие в группах по «изучению Священного Писания» («малые группы», «библейские группы»). На еженедельных встречах нужно было делиться «откровениями от Бога», которые мы получали в течение недели во время домашней «медитации над заданным библейским отрывком». Это называлось «поделиться тем, что Бог мне открыл через Писание». Возникновение психологической взаимозависимости членов группы переживалось как братское христианское единение, и его степень определялась степенью откровенности друг перед другом при рассказах о жизненных или внутренних проблемах.

Уверенность отца Александра в правоте собственных взглядов поражала. Он легко и убедительно разбивал все доводы оппонентов. Целостность мировоззрения и щедро демонстрируемая эрудиция батюшки подавляли любые сомнения в его словах. Одних людей это его качество восхищало и вдохновляло на бездумное следование его заветам. Других такая слишком уж явная самоуверенность  настораживала. Однако все-таки определяющим фактором любви к нему и его книгам, мне кажется, является другое: личная энергетика, вовлекающая в орбиту приподнятого настроения. Об этом свидетельствуют практически все, общавшиеся с ним. «Образ любви животворящей» («Цветочки...», с.196), «какой красивый!» («Цветочки...», с.110) , «сила, исходящая от него, заполняла весь храм и перекатывалась волнами, расшевеливая и двигая камешки наших сердец» («Цветочки...», с.112), «ошеломляющая гармония его облика» («Цветочки...», с.67), «он вошел – большой, шумный, – как будто горячий ветер ворвался вместе с ним в наш тихий дом. Воздух вокруг него сразу стал горячий, пространство словно закипало вокруг него – такая колоссальная энергия была заключена в этом человеке» («Цветочки...», с. 472). Природа этой энергии чем-то сродни природе энергии, исходившей от столь любимого протоиереем Менем («О себе...», с.272) католического святого Франциска Ассизского – и по влиянию на окружающих, и по способности изменять церковную реальность.

Интересно свидетельство об отце Александре известного врача-психотерапевта Владимира Леви: «Сверхэнергетика. Сверхпроникающая лучеспособность. Влияние силы невероятной… Какая-то сверхфизическая реальность... дает о себе знать, это не устают подтверждать и те, кто общался с ним, и те, кому его увидеть не довелось». Далее В.Леви описывает свой диалог с одной болгарской астрологиней, которая на его просьбу дать характеристику о.Александру, о котором она, кроме даты рождения, ничего не знала, получил ответ: «Этот человек имеет огромное значение для России. И для всего мира очень большое значение. Духовная звезда. Гений. Совершенно чистый человек, нравственно безупречный...» И, комментируя столь явное проявление ее «ясновидения», В.Леви делает вывод: «Я уверен теперь, что причинный луч, произведший эту экстрасенсорную вспышку, пришел от самого Александра – от его горней сущности, надпространственной и надвременной».

...Так и не получилось написать ничего критического. Всего лишь несколько штрихов к письменному и устному наследию отца Александра. Ничего нового или неизвестного ранее. Только остается надеяться, что за невероятной привлекательностью его личности и текстов, наполненных порабощающей энергией, не просочится в души его читателей нечто ложное и недолжное…

 

Мария Алферьева

 


[1] «Легендарность Николая Угодника давно признана богословами. На Западе он даже переведен в разряд “местночтимых”. Но 1) легендарность еще не мифичность; 2) за его образом, как верно полагает о.Сергий (Булгаков), стоит некое духовное начало, может быть, ангел. Об этом хорошо писал Ремизов в своей книге о св. Николае. В общем, я думаю, что было некое лицо, которое произвело на современников большое впечатление, и его чтут под этим именем. Я сам молюсь св. Николаю, хотя знаю, что история его сомнительна» («Умное небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной Рейтлингер», с.49. Изд. Фонд имени Александра Меня. М., 2002 г.).

[2] «Вопрос: Дух и душа человека существуют до его зачатия и рождения?
Ответ о.Александра Меня: В Церкви нет единого мнения на этот счет, могу высказать только свое мнение. Я думаю, что душа человека находится в общей душе человечества, но не в индивидуальном виде, а как бы в слитном. Становится же она сама собой при зачатии, при рождении. Она не создается, а как бы отделяется от этого ствола». (Беседа Натальи Большаковой с о.А.Менем, состоявшаяся в Новой Деревне в марте 1989 года, опубликована отдельной главой под названием «О духовности» в книге «Протоиерей Александр Мень. Любить Бога и человека. Домашние беседы», с.256. Издательский дом «Жизнь с Богом» (выпускающий редактор издательства – Павел Мень, брат о.А.Меня) ) М., 2012 г.)

[3] «Не было человека в средневековых святцах более любящего каждую козявку, каждого человека, каждое животное, каждое явление природы, – он (Франциск Ассизский) относился к ним как к братьям и сестрам, вы знаете. Так вот это-то и есть подлинное евангельское отношение. Франциск Ассизский проповедовал заново Евангелие средневековому миру… Аскет, который любил мир. На Востоке жил один святой, не буду называть его имени, – очень прославленный. Он не мылся сорок лет, обвязал себя веревками, тело его гнило, к нему невозможно было подойти из-за дурного запаха. Но это был политический реакционер, поддерживающий исключительно репрессивные действия против язычников, иудеев … Не нам, конечно, судить о святых, но – Евангелию. Оно судит о святости. При свете Евангелия видно, что все это не нужно. Нам не проповеданы ни гнилые веревки, ни столпы… Человек не может стать святым, если он не ходил в баню сорок лет». (Александр Мень. Домашние беседы о Христе и Церкви, глава «Надлежит быть разномыслию», с.23–24. Издательство Агентства «Яхтсмен». М., 1995 г.).

 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

16.12.2018
Кирилл Александров

Итоги «Объединительного Собора»: Порошенко во главе, Филарет на коне, неудача митрополита Симеона

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

10.12.2018
Елизавета Пашкова

К 100-летию со дня рождения А. Солженицына.
А.Солженицын и ИМКА

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

13.12.2018
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

 

НОВОСТИ

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора