Богородица

Страница Николая Каверина

Эволюция церковных взглядов епископа Пантелеимона (Шатова)


23 августа 2015 года «Преображенское братство» священника Георгия Кочеткова отметило свое 25-летие воскресной литургией в Храме Христа Спасителя, на которой собралось около 2000 братьев и сестер. Праздничное богослужение по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Владыке сослужили священник Георгий Кочетков и «другие братски настроенные священнослужители». За богослужением с амвона главного храма Русской Православной Церкви священник Кочетков произнес проповедь на евангельское чтение о благочестивом юноше…

Случай, конечно, беспрецедентный, вызвавший немалое смущение у православных верующих и многих священнослужителей стольного града Москвы: обновленческий священник, вера которого не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры (см.: Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова), проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора!

По сообщению сайта «Благовест-инфо», после «праздничной литургии» в Храме Христа Спасителя кочетковские братчики провели в одном из павильонов конгрессно-выставочного центра «Сокольники» трапезу любви – агапу, в которой приняли участие 2000 человек. После пения тропаря празднику Преображения на русском языке и приветствия многочисленных гостей епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон обратился к собранию «Преображенского братства». По благословению Патриарха Кирилла он передал членам братства поздравление предстоятеля Русской Церкви и высказал «несколько слов назидания». Владыка, в частности, сказал, что «нельзя подменять живое предание рациональными реконструкциями жизни первохристианских общин. Искусственно создать некую новую Церковь невозможно, – убежден епископ Пантелеимон, – это ведет к сектантству».

Также, напомнив слова апостола Павла «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор., 8, 13), архиерей предостерег кочетковских братчиков и их предводителя от реформирования литургических форм: «изменения в богослужениях незаконны, когда они совершаются в отрыве от иерархии и народного благочестия», – подчеркнул епископ Пантелеимон и высказал надежду на «соработничество с членами “Преображенского братства”».

Еще в 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялась богословская конференция «Единство Церкви», организованная Московской Духовной академией и Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом. Большая часть докладов на конференции касалась реформаторской деятельности двух московских приходов, присвоивших себе наименование «миссионерских» и возглавляемых священниками Георгием Кочетковым и Александром Борисовым. Одним из докладчиков на этой конференции был протоиерей Аркадий Шатов, будущий епископ Пантелеимон. Отец Аркадий выступил тогда с докладом «Эволюция понятия общины в современном модернизме», в котором он со строго православных позиций критически разобрал одну из статей о.Георгия Кочеткова (http://www.blagogon.ru/biblio/31/).

С тех пор, к сожалению, немалой эволюции подверглась и сама церковная позиция владыки Пантелеимона (Шатова), возглавлявшего в Храме Христа Спасителя богослужение с кочетковскими братчиками. Приведем несколько его сомнительных предложений по организации церковной жизни.

Несколько лет назад в редакцию «Благодатного Огня» прислали распространяемое среди благочинных и настоятелей ряда московских храмов «Предложение по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы» от 10.02.2011 г., составленное епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым) для обсуждения на заседании Епархиального совета с участием всех благочинных гор. Москвы 25 марта в Храме Христа Спасителя.

Так, например, среди «проблем в приходской жизни находящихся на территории благочиния» владыку Пантелеимона волновало, что «в храмах мало молодежи». В связи с чем он предлагает «предложить в храмах в обязательном порядке распечатывать на принтере и раздавать всем желающим листки с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке».

Сейчас мы видим нездоровые проявления «массовой миссии»: попытка привести молодежь в храмы не традиционными и проверенными веками способами (прежде всего своей христианской жизнью, которая только и способна привлечь молодых людей, ищущих подлинной духовности и не принимающих никакой «геномодифицированной» фальши), не церковными проповедями, не красотой нашего древнего православного церковнославянского богослужения, а «миссионерскими литургиями», проповедями на стадионах и листовками!

Листовка – это не Евангелие. Место листовки – в урне, а место Евангелия – на престоле храма и на полке в святом углу. Привлекать людей в храмы посредством листовок – это чисто сектантский прием.

И не стоит особо горевать, что в храмах мало молодежи. Во-первых, Церковь – это не молодежная организация. А во-вторых, молодежь повзрослеет и потянется к вечному, не суетному, не подверженному моде и конъюнктуре. Теперешние молодые люди рано или поздно все равно окажутся в церкви, но только не посредством сомнительных листков, а когда их посетит Сам Господь скорбями, болезнями, невзгодами, смертью близких… Господь Иисус Христос не сказал: придите ко мне все добры мóлодцы и красны девицы, рокеры и байкеры, хипстеры и креаклы,… но «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Как пишет известный современный пастырь архимандрит Рафаил (Карелин), «православие настолько глубоко и мистично, что не может быть передано проповедниками, которые “рыщут везде”, что особенно характерно для сектантов. Такое христианство легко воспринимается, уже потому, что оно поверхностно; ему можно научиться, прослушав несколько проповедей или прочитав несколько брошюр. Православие неразрывно от богослужения, оно требует от человека неизмеримо большего, – возвращения того, что потерянно современным человеком – способности к созерцанию. Протестантские и католические миссионеры обходят весь мир, но вопрос: что они дают людям? Неужели то, что давно потеряли сами? Православие распространялось преимущественно через общение с подвижниками, которые показывали Православие своей жизнью, и пленяли людей благодатью Духа Святого, а не через школьные программы, которые могут остаться безжизненными без внутреннего духовного опыта. Православие имеет свое миссионерство, – это монастыри и правильная монашеская жизнь, храмовое богослужение, а в частной жизни – аскеза и внутренняя молитва».

Господь сказал, что «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13), а не избой-читальней листовок, «распечатанных на принтере с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке», как предлагает владыка Пантелеимон. Кого мы хотим вырастить в наших храмах: настоящих богомольцев, любящих нашу Русскую Церковь, или церковных хунвэйбинов, начитавшихся листовок с сомнительными переводами, готовых беспощадно крушить все церковные традиции?

Научатся ли наши молодые люди по настоящему молиться в православном храме и дорожить нашими церковными традициями, если им будут навязывать листовки с непонятно кем переведенными на русский язык стихирами и тропарями?

А вот еще один пример эволюции церковной позиции епископа Пантелеимона.
Несколько лет назад в газете «Крестовский мост» №2 (2011) от 3.03.2011 в рубрике «Слово архиерея» было опубликовано интервью с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым), в котором Его Преосвященство дает советы читателям «Как начать Великий пост»:

«Пост надо начать с исповеди. Прийти в храм, когда будет исповедь, узнать об этом заранее. Подойти к священнику и сказать: батюшка, я бы хотел с вами поговорить, я ни разу не исповедовался (или это было давно), вот теперь хотел бы постом поисповедоваться. Но прежде чем подходить, надо осмотреться. Есть ведь, к сожалению, и такие священники, к которым лучше не обращаться. А как это понять? Постоять, посмотреть. Видишь, например: батюшка добрый, внимательный, много народа к нему обращается, вот к нему и иди. А не то, что где очередь меньше – туда и пойду».

Таким образом, архипастырь призывает мирян, в том числе людей невоцерковленных, исповедоваться не у всех священников, но делить их на «добрых» и тех, «к которым лучше не обращаться».

У читателей газеты возникает ряд недоуменных вопросов. Действительно ли в наших храмах служат батюшки, «к которым лучше не обращаться»? Почему они не под запретом? В какой семинарии они учились, кто их рекомендовал для рукоположения и кто их, наконец, рукополагал?

В связи с этим странным советом епископа Пантелеимона возникает и другой спектр вопросов. Вправе ли мирянин осуждать священников, тем более, если видит их впервые? По каким критериям отличать «добрых» батюшек от «недобрых»? Можно ли идти (можно ли не идти) на исповедь к священнику, если он не похож на доброго доктора Айболита, а другого батюшки нет?

Наконец невольно возникают вопросы: А являются ли «добрыми» все наши епископы?.. А «добрый» ли пастырь дает такие искусительные «советы» своей пастве?..

Накануне Великого поста 2011 года по всем благочиниям Москвы был распространен текст «Предложения по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы», поданный епископом Пантелеимоном (Шатовым) на имя Святейшего Патриарха Кирилла. Среди прочих «предложений» о нововведениях в церковной жизни владыка Пантелеимон называет: «Выбрать из числа опытных священников благочиния духовников, к которым можно было бы направлять прихожан для решения сложных вопросов и первой исповеди».

Здесь Его Преосвященство предлагает судить о том, кто есть «добрый» пастырь уже не мирянам, но самим священникам. Если предложение владыки Пантелеимона будет принято, у большинства батюшек возникнут неразрешимые вопросы:

Направлять ли на первую исповедь к «опытному духовнику» всех детей, достигших семилетнего возраста? Должны ли они направлять к «опытному духовнику» всех пришедших в храм людей, требующих срочной исповеди (в том числе новобранцев, смертельно раненых, тяжело больных и т.п.)? Вправе ли любой священник отказать просящему в исповеди, ссылаясь на то, что он не достаточно «опытный духовник»?

Ответ на все эти вопросы содержится в 52-м правиле Святых Апостолов: «Аще кто епископ или пресвитер обращающагося от греха не приемлет, но отвергает – да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшего: Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся».

Остались безответными еще два вопроса.
1. Знаком ли был с этим каноническим правилом епископ Пантелеимон (Шатов)?

2. Почему за соблазн, посеянный владыкой среди тысяч читателей московской газеты, и за созвучное «предложение» в официальном рапорте на имя Святейшего Патриарха, к нему не была применена мера церковного наказания, предусмотренная 52-м Апостольским Правилом?

Ну и, наконец, напомним ещё одно сравнительно недавнее заявление епископа Пантелеимона, которым он противопоставил себя российским законодателям и всему православному народу России.

20 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин на пресс-конференцию с участием представителей российских и зарубежных СМИ заявил, что поддерживает запрет на усыновление детей американцами, входящий в «закон Димы Яковлева», ребенка, жестоко замученного приемными родителями в США. В.Путин подчеркнул, что принятие «Акта Магнитского» отравляет российско-американские отношения, тянет в прошлое. «Это, безусловно, не дружественный в отношении Российской Федерации акт», – сказал он. Дело не в чиновниках, которые имеют недвижимость и счета в зарубежных банках, уверил Президент. Просто один антисоветский закон (Джексона-Вэника. – Ред.) заменили другим антироссийским («Закон Магнитского»), добавил В.Путин.

Путин назвал неэффективным российско-американское соглашение об усыновлении. «Зачем такое соглашение? Дурочку включили просто – и все», – заявил Владимир Путин. – «О чем пекутся наши партнеры в штатах: о правах человека в наших тюрьмах, в местах лишения свободы. Хорошее дело, но у них самих там полно проблем», – добавил он и привел в качестве примера лагерь подозреваемых в терроризме в Гуантанамо и других нарушениях прав человека в США. При этом Владимир Путин повторил, что речь идет не о конкретных людях, усыновляющих российских детей, а об отношении властей США к нарушениям прав детей. «Реакция американских властей хорошо известна», – отметил президент РФ, напомнив, частности, о том, что российские представители не допускаются в семьи, где воспитываются дети из России.

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин также высказался по этому вопросу: «Мне известно, что особенно под 90-е годы было немало организаций, которые десятками, если не сотнями, вывозили из страны детей, получая за это от зарубежных семей неплохие деньги», – отметил о.Всеволод, по мнению которого, коммерциализация усыновления сопряжена с нравственным аспектом и неминуемо находит отражение в аморальном поведении по отношению к детям. «Идея вывозить детей за пределы страны кажется мне нравственно сомнительной», – подчеркнул прот. Всеволод Чаплин.

Также и глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов поддержал инициативу по принятию «антимагнитского закона»:

«Такой закон необходим, причем давно. Нечего было ждать, пока убьют десятки российских детей. Такое отношение американцев к русским воспитано пропагандой, это их ментальность, ничего с этим не сделаешь. Это будет продолжаться», – заявил священник информационному агентству «Интерфакс-Религия» 19 декабря. По его мнению, те люди, которые отстаивают возможность для американцев усыновлять российских детей, «заинтересованы лишь в дивидендах от этого бизнеса». «Начинают вести речь о каких-то детях-инвалидах. Это все чушь. Усыновляют в основном здоровеньких русских детей. Есть товар, есть посредники, есть цена, – отметил о.Димитрий. – У нас говорят, что в России детей убивают. Но в Америке сами американцы детей убивают больше, там насилие в семьях – постоянная вещь. А сами дети в США тоже убивают по тридцать человек из винтовок», – добавил он.

Резким диссонансом к принятию антимагнитского «закона Димы Яковлева» стало тогда заявление епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова), сделанное оппозиционному телеканалу «Дождь» и опубликованному на сайте «Православие и мир». В этом заявлении владыка Пантелеимон подверг резкой критике запрет усыновления российских детей гражданами США.

Редакция сайта «Благодатный Огонь» попросила прокомментировать антироссийскую позицию епископа Пантелеимона председателя Межрегионального Общественного Движения в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «Пчелки», заместителя главного редактора журнала «Человек и Закон» Николая Бондаренко:

«Достаточно резкое выступление председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Владыки Пантелеимона против принятия поправки, запрещающей усыновление российских детей гражданами США, является очередным свидетельством высокой степени влияния либерального лобби как на самого Владыку, так и на отдел, которым он руководит.

Хотелось бы заметить, что председатель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов выступили в поддержку инициатив России. Поэтому диссонирующее высказывание Владыки Пантелеимона против инициатив России вносит раздрай в благоустроение церковное.

Принятие данной поправки долгожданно, учитывая тот факт, что она будет распространяться не только на граждан США, но и на граждан многих других стран, которые решатся поддержать закон Магницкого. По сути, эти изменения «заклинят» работу всего ювенального механизма, который с таким упорством пытаются уже много лет создать в России наши геополитические противники и их агенты, действующие в различных государственных структурах России, т.к. отпадет необходимость изъятия детей из российских семей, ибо их уже некуда будет продавать.

Таким образом, с введением в действие данной поправки, на наш взгляд, начнется процесс декриминализации органов опеки, которые являются важным звеном в системе продажи российских детей за рубеж.

Позиция Владыки Пантелеимона по данному вопросу не только противоречит позиции российского руководства, мнению патриотической, родительской общественности, церковного народа, в целом, но, и не согласуется с учением Церкви о спасении.

Посудите сами: у детей-сирот, оставшихся в России, существуют возможности воспитания в православной традиции, в благочестии и чистоте, что будет способствовать спасению их душ. Спасение же душ детей, переданных зарубежным усыновителям, как мы понимаем, остается под большим вопросом. Выбор же Владыки в отношении судьбы российских детей-сирот, к сожалению, склоняется в пользу сытой и обеспеченной жизни здесь на земле, каковой будет являться жизнь на чужбине, но, не в пользу их пребывания на родине в России и воспитания в православной традиции. Такая позиция не может не выглядеть странной, учитывая тот факт, что ее отстаивает епископ Русской Православной Церкви».

Приведенные выше спорные предложения епископа Пантелеимона по церковным и общественным вопросам были предложены несколько лет назад. Будем надеяться, что в настоящее время владыка изменил свои либеральные взгляды (об этом косвенно говорят его весьма здравые слова назидания представителям кочетковского движения 23 августа). Уповаем, что все-таки церковная позиция епископа Пантелеимона (Шатова) не станет и дальше эволюционировать в безбрежные просторы обновленчества и церковного либерализма.


2015 год



Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс