Богородица

Страница Николая Каверина

Авторитет Русской Церкви перед вызовом антицерковных настроений

 

Ещё несколько лет назад авторитет Русской Православной Церкви был настолько непререкаем, что проведение каких-либо антицерковных выставок или перформансов, появление антиклерикальных спектаклей или кинофильмов было редкостью. Церковь пользовалась, в целом, народным доверием, причем не только верующих людей. Так что же стало меняться за последние годы в отношении Церкви и общества? Что стало меняться в представлении простого обывателя в отношении Русской Православной Церкви?

Простой человек видит, как Церковь в лице ее некоторых представителей, как высших иерархов, так и священников-«мажоров» из монашеской среды, не чурается роскоши, становится объектом гомоскандалов, живет по законам мiра сего, все более срастается и дружит с этим мiром, несмотря на ясное предупреждение апостола: «Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Простой человек видит сращивание церковных структур с бизнесом и чиновниками, тем более, что часто приобретаемые Церковью средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определённых элитарных церковных структур. Он видит, как представители Церкви участвуют в светских мероприятиях, различных теле-шоу, ездят на шикарных иномарках с сопутствующими приключениями на больших дорогах и т.п. Поэтому в глазах людей создается искаженный образ Русской Церкви как некоей вполне светской бизнес-элитной политической структуры, в силу чего с такой светской структурой вполне допустимы отношения, царящие в светском обществе, лишенном понятия сакрального. Раз сама Церковь так неудержимо рвется в пучины мiра, чтобы там играть какую-то роль по правилам этого мiра, то и получает рикошетом симметричный ответ, иногда со стороны самых неожиданных и экстравагантных представителей мiра сего в разноцветных балаклавах, видящих в Церкви только лишь равного себе политического соперника или бизнес-партнера. Беда в том, что сакральность Церкви рушится порой самими ее представителями.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: а не виноваты ли в проявляющемся росте антиклерикальных настроений в нашем обществе, приводящих нередко к осквернениям святынь и православных храмов – и некоторые священнослужители – сами инициаторы новой церковной политики? Может стоит наконец найти причины своих ошибок и мужественно признать их?

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного понимания современной жизни. Это прискорбно, ибо в последнее время в современной церковной жизни мы наблюдаем недопустимый перекос в проповеди внешним: попытка говорить на их языке, на языке мiра сего, угождая его интересам, пользуясь не духовным оружием, к владению которым призвано православное духовенство, и от которого у оппонента не будет защиты и ответа, а мирским, интеллектуальным. Духовный путь практически мало кому знаком, в том числе и некоторым православным внутри Церкви. Однако играть на поле противника его же методами – это заранее обречь свою проповедь на поражение.

Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных спортивных мероприятиях и публичных телевизионных шоу, рассматриваемых самими православными участниками их как некое важное массовое миссионерское мероприятие.

Желание встроиться в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную – на земное сообщество – комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях православия и «влюбленности» в него зазывалы постмиссионерства, вроде протодиакона Кураева и иеромонаха Димитрия (Першина), не устают кричать на всех перекрестках) – пагубная тенденция современного миссионерства. Сейчас же неутомимые труженики миссии, ради успеха их сомнительных «миссионерских» проектов, готовы приспособить себя и всю Церковь к стихиям мiра сего, к любым человеческим слабостям, страстям и порокам. Миссия для этих людей становится самоцелью, и Православие воспринимается этими «миссионерами» ровно настолько, насколько оно способно встроиться в мiр и современность, в либеральную систему ценностей. Церковь по их концепции «агрессивного миссионерства» должна агрессивно вторгаться во все сферы светского общества и субкультуры, включая даже откровенно антихристианские структуры и сферы шоу-бизнеса.

Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию[1].

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви (по последним данным ВЦИОМ 25% россиян разочаровались в положительном влиянии Церкви на общество), но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка».

Напомним, что согласно недавнему опросу уровень доверия граждан Российской Федерации к политикам таков: на первом месте Путин (52%), на втором – глава Минобороны РФ Сергей Шойгу (24%), на третьем – министр иностранных дел Сергей Лавров (24%). Далее следуют лидер ЛДПР Владимир Жириновский (12%), Д.Медведев (11%), лидер КПРФ Геннадий Зюганов (7%), мэр Москвы Сергей Собянин (5%), глава Чечни Рамзан Кадыров, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, патриарх Кирилл и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко (по 3%).

Миссия Православия – это не вербовка новых адептов. Задача миссии – просвещать людей благой вестью о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, «Светом Тихим», а не подстраиваться под вкусы и нормы секулярного мiра. Ведь Церковь в силу этого начинает восприниматься этим мiром только в качестве светской организации, осуществляющей «эффективный менеджмент», не более того.

И если наши архипастыри, священники и иеромонахи идут на рок-концерты, спортплощадки или участвуют в светских теле-шоу, то не стоит особенно удивляться, если получаем в качестве «симметричного ответа» то, что получили в 2012 году на амвоне в Храме Христа Спасителя.

В результате от Церкви сегодня отворачиваются многие верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Авторитет священноначалия стремительно падает, многие разочаровываются в самой Церкви, и как результат – социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений...

Возьмем, например, откровенное и циничное оправдание роскоши и пренебрежение бедственным положением немалых слоев населения современной России со стороны высоких церковных чиновников. Несколько лет назад протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, заявил, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви.

Вот еще один пример. 9 января 2016 года в телепрограмме «Церковь и мир» (телеканал «Россия 24») митрополиту Волоколамскому Илариону был задан вопрос: «Есть ли совесть у нынешней власти? Ведь людям в современном обществе в больших городах просто негде жить: брать кредит по драконовской ипотеке невозможно. Мы все состаримся и умрем, так и не создав семьи».

Вместо того, чтобы духовно и морально поддержать человека и проявить к нему сострадание, как это и подобает пастырю доброму, владыка безучастно и цинично посоветовал брать пример... с жителей острова Титикака:

«Какая-то странная логика слышится в этом вопросе. То ли это призыв к революции, то ли это призыв к эмиграции… Мне приходилось много путешествовать, один раз я был на озере Титикака в Перу, где люди живут на плавучих островах. Они делают плоты, на таком плоту они ставят домик и живут там большими семьями. Я не помню, чтобы я когда-либо в жизни видел более жизнерадостных и веселых людей. У этих людей нет даже денег, они живут натуральным хозяйством. И когда им что-то нужно, они это обменивают. То есть один остров подплывает к другому, семьи встречаются и выменивают одни вещи на другие. Я не призываю вернуться к природе, я просто хочу сказать, что счастье не зависит от квадратных метров, на которых человек проживает. Счастье не зависит от рублевых и долларовых купюр у него в кошельке или на его банковском счете…».

Вот такая архипастырская проповедь владыки Илариона на тему бедности. Ни слова осуждения пагубного для страны и народа курса либерально-экономического блока Правительства Д.Медведева. Увы, из слов владыки для простого обывателя создается представление, что Русская Православная Церковь в лице митрополита Илариона, имеющего для своего счастья и необходимые квадратные метры, и необходимые купюры на банковском счете, отказывается сострадать нашим малоимущим гражданам перед лицом жесточайшего экономического кризиса. И стоит ли после таких словес владыки удивляться, что доверие наших граждан к Церкви в последнее время сильно падает?

Оторванность от нужд простых людей, непомерная роскошь, совершенно нескрываемая как рядовыми священнослужителями, так и иными высокопоставленными иерархами, представляет собой огромный соблазн для многих людей, тянущихся к церкви[2]. Церковь не возвышает свой голос против антинародной социально-экономической политики либералов в российской власти. Приведем историю из повседневной жизни.

На уроке в школе ученик старшего класса стал рассказывать, что у проживающего в его доме священника самая крутая во всем районе иномарка. Верующая учительница заметила, что священники – такие же люди, и поэтому имеют право ездить на дорогих автомобилях и вообще, иметь дорогие вещи.

На что этот ученик ответил:

– Да я очень даже рад, что у нашего священника такая классная иномарка. Разве я против? Пусть все так живут. Но только пусть он меня тогда не учит, как жить.

А вот другое свидетельство одной прихожанки.

«Из-за церковной политики и поведения некоторых церковных иерархов авторитет Церкви сейчас ниже плинтуса. Мне известно точно, что в Москве (знаю только про Москву) сейчас негативное отношение к православной Церкви. Любое слово о Церкви вызывает раздражение и воспринимается в штыки именно среди тех 80%, что называют себя в опросах православными. Именно этот огромный людской пласт смотрит на Церковь все более и более настороженно. Этого нельзя не учитывать, такова реальность. Поэтому лучше обходиться без упоминания РПЦ, если хочешь, чтоб тебя услышала широкая аудитория. Иначе слушатели обычно поворачивают разговор так: “Ну, вот вы нам красиво все рассказали про символику храма, а теперь расскажите про машины с мигалками, как из-за них трассы в час пик останавливают, про педерастов ваших, про патриаршие дворцы…”. Ну, что мне им отвечать – наветы-поклепы? Ничего не поделаешь – эти люди никогда не примут как должное роскошь быта церковного истеблишмента, как бы ни оправдывался официальный спикер. Нам крепко вдолбили: почитание епископского сана (это непреложно!) включает в себя и почитание епископской иномарки, и епископской дачки за миллион баксов.  Причем я ни разу не слышала, чтобы кому-нибудь не понравилось красивое и ценное, именно ценное убранство храма. Все рады, все любуются. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. А что касается предметов роскоши в личном пользовании, то увы – наши русские люди реагируют на это болезненно, это не изменить, такова наша культура. Православная, между прочим.

Вот поэтому я с большим сомнением читаю публикации, в которых говорится, что, мол, в разговорах с неверующими каждый верующий должен был делать упор на то, что страна наша создана Православием. Если такой человек хочет быть услышанным, а не отторгнутым сразу на 180 градусов, то массированно про Православие сейчас не надо. Не время. Ничего, прорвемся, Церковь переживала и не такие гонения, но сейчас – точно не время».

Вот, например, епископ Выборгский Игнатий (Пунин), викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по делам молодежи. Несколько лет будущий владыка был сотрудником ОВЦС, до своего избрания епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии, ни одного дня не нес монастырского послушания, т.е. не вкусил истинной монашеской жизни в монастыре. Глядя на «креативно-миссионерские» выходки владыки, у простого человека возникает вопрос о соответствии принятого им епископского сана званию апостольского преемника. Узнали ли бы святители Церкви Православной в этом человеке своего последователя по архипастырскому служению?


По сообщению информационного агентства «Регионы Онлайн» 2 декабря 2016 года в спортивном комплексе «Крылатское» в Москве под патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Всемирного Русского Народного Собора, состоялся Фестиваль национальных видов спорта. Фестиваль приурочен к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на протяжении многих лет неоднократно указывал на важность возрождения развития национальных традиций в спорте. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл является почетным попечителем хоккея с мячом…

Святейший Патриарх Кирилл осмотрел площадки спортивных состязаний праздника, где были представлены национальные игры и виды спорта – городки, лапта, самбо, силовые упражнения на турниках, гиревой спорт, русские шашки и другие. Обращаясь к участникам и гостям Фестиваля, Святейший Патриарх подчеркнул, что национальные виды спорта России нужно продвигать, с тем, чтобы о них узнавал мир, но главное – национальными видами спорта надо заниматься, «потому что в здоровом теле – здоровый дух. А без здорового духа не может быть здоровой личности, сильной, убедительной, конкурентоспособной, как сейчас говорят, способной прокладывать свой жизненный путь».

По окончании торжественной программы открытия все гости Фестиваля могли сами попробовать свои силы в национальных видах спорта, представленных на площадках Фестиваля – поиграть в городки, лапту, попробовать свои силы в гиревом спорте или сразиться в русские шашки.


Можно ли представить себе первосвятителей Церкви Русской, играющих в городки? Например, св. Патриарха Тихона? Или Патриарха Пимена? Да и слова Патриарха Кирилла «в здоровом теле – здоровый дух» повторяют основы безбожной идеологии: это краткое, но полное описание счастливого состояния человека в этой временной жизни, не знающей Бога.

На обратной стороне наперсного священнического креста, получаемого иереем при рукоположении, имеется надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12). Несоответствие этим апостольским словам, оторванность от реальных экономических проблем, с которыми постоянно сталкиваются граждане нашей Родины, – одна из причин отторжения немалой частью современного российского общества от высокопоставленных церковных представителей и недоверия самому институту Церкви.

 

 


[1] Например: продажа футболок «ХВ – солнце правды» и «Православие или смерть души», участие иеромонаха в телешоу «Голос» – ну, чего мы этим добиваемся? Думаем, что народ вначале зайдет в храм, как на концерт, а потом втянется? Никогда так не бывало, а бывало ровно наоборот, пример католиков перед глазами.

[2] 16-е правило VII Вселенского Собора гласит:
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть». Вальсамон в толковании этого правила отмечает: «...это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; а живущие вопреки ему справедливо должны быть подвергнуты епитимиям, если не исправятся».

 

2016 год




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс