Богородица

Страница Николая Каверина

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

 

В сети появилось обращение иеромонаха Богородице-Рождественского подворья с. Федосьино Арсения (Железнова). Отец Арсений читает Евангелие в праздник Святой Троицы 4 июня вопреки традиции Русской Церкви лицом к народу и произносит после этого пламенную антиэкуменическую проповедь...

Никто не отрицает пагубности экуменизма, и об этом «Благодатный Огонь» постоянно публикует соответствующие статьи. Однако непонятно, как у наших ревнителей и пламенных борцов с «ересью ересей» экуменизмом (между прочим, святые Отцы ересью ересей именовали иконоборчество) может уживаться критика того же экуменизма и богослужебные обновленческие реформы.

Да, молчанием предается Бог. Именно поэтому будет уместным напомнить досточтимому о. Арсению о недопустимости богослужебных обновленческих реформ и экспериментов у себя в храме.

Прежде всего возникает вопрос: а какой миссионерский смысл в чтении Евангелия лицом к народу? Разве и так не слышно? Да, на вечерне 1-го дня Пасхи по традиции Евангелие читается священником или архиереем в царских вратах лицом к народу. Но этот случай специально оговорен Типиконом и тут заложен глубокий смысл этого пасхального чтения: в воспоминание вечернего явления Господа ученикам.

Елена Тростникова как-то писала о чтении Евангелия за богослужением:

«Я хочу видеть не лицо священника или диакона, а затылок! И повернутое ко мне текстом Евангелие. Вот сейчас, когда вижу затылок, когда, если близко стою, вижу развернутые страницы – вот он, церковный корабль! Он весь динамически устремлен туда, вперед – в Царские врата, в Царство Божие, в вечность. Он просто-таки взрезает волны!

Это – боевой клин! И стадо, идущее за пастырем – как на Востоке.

Евангелие – вершина Литургии оглашенных – и есть это боевое оружие, прежде всего. И чем больше оно отзовется (и плод даст) в душах слушающих, тем оно более – боевое оружие. И мы здесь и сейчас, под его предводительством – вместе с предстоятелем.

А теперь развернем на 180 градусов – “к народу”. Происходят – для меня – две печально-очевидные вещи.

1) Пространство замыкается, из клина в круг, пропадает перспектива бесконечности впереди, и алтарь – никак не в фокусе происходящего, вне линии действия.

2) Из единого народа Божия (с предстоятелем) распадаемся на “клир и мир”: на того, у кого Евангелие в руках и кому оно принадлежит, на чтущего и разумеющего (с одной стороны) – и просвещаемых, обучаемых, – с другой стороны, по другую сторону...

Разверни священника к народу – и пропадет единственность Евангелия Пасхальной вечерни, при котором священник овеществляет, являет собою читаемое – как “ста Христос посреде их” после Своего Воскресения. Отец Сергий Правдолюбов из года в год говорит нам про этот вечер, что нельзя не прийти ради этого “лицом к народу”, единственного в году».

А вот мнение епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне митрополита):

«Чтение Священного Писания в алтаре – очень древний обычай, дошедший до нас с тех времен, когда только еще определялся устав богослужения. Действительно, священник, не только при чтении Евангелия, но и при совершении священнодействий, стоит спиной к молящимся. Это свидетельство того, что он предстоит пред Богом: народ находится за ним. Это образ библейский – образ пастыря, пастуха, который, как известно, идет впереди своих овец, своего стада, и ведет его за собой. На практике это проявляется так: священник возглавляет богослужение, от лица людей возносит молитвы к Богу, и, конечно же, он обращен туда, куда обращен народ <…>.

При чтении Евангелия в алтаре в больших храмах иногда не все слышат слово Божие. Вот почему при службах архиерейских (а архиерейская служба с древнейших времен совершается в крупных храмах, соборах) Евангелие износится из алтаря на середину церкви. И если Вы бывали на такой службе, Вы, наверное, заметили, что протодиакон читает Евангелие на той же самой кафедре, на которой стоит Архиерей – в центре, среди народа, но, опять же, обратившись к Святому Престолу. Лишь однажды в году Евангелие читается лицом к народу: на Пасхальной литургии, когда как бы из дверей Гроба благовествуется о том, что Христос воскрес.

Если проблема в том, что молящимся плохо слышно и не все могут следить за чтением, можно найти простой выход: при современных технических средствах в храмах устанавливается акустическая аппаратура, и, когда Евангелие читается в алтаре, тем не менее, слышно всем.

Кстати, католики после второго Ватиканского собора, который принял массу решений о литургических реформах, “повернули” священника лицом к народу. До сих пор в старинных католических храмах Европы можно увидеть такую картину: древний Престол, который стоит на своем месте – в алтарной апсиде, забыт и заброшен. И есть небольшой столик, как правило, он стоит посреди людей, иногда даже в проходе между скамьями. На нем священник совершает все службы, обряды, повернувшись лицом к народу. Хотя в свое время было очень много сторонников этого нововведения, оно не улучшило восприятие богослужения молящимися, более того, в очень многих католических приходах Европы люди призывают духовенство вернуться к старой практике, которая сохранилась сегодня в Православной Церкви. Так что не случайно наша Церковь сохраняет эту древнюю традицию: она осмысленна и соответствует содержанию евангельской проповеди».

И самое главное. Следует напомнить досточтимому о. Арсению, что в распоряжении патриаршего Местоблюстителя новомученика митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года чтение Евангелия лицом к народу упомянуто в ряду неразрешенных нововведений. Этот канонический документ в нашей Церкви никто не отменял!

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского):

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

2) Опущение молений об оглашенных на литургии.

3) Чтение Евангелия лицом к народу.

...

13) Введение в богослужебную практику русского языка.

14) Употребление произвольных возгласов и молитв.

15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается Царство Божие, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбей, — в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т. п.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.
 

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов


14 сентября 1925 г.

Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.

Может быть лучше иным нашим ревнителям и обличителям экуменизма начать с себя и со своих приходов, чтобы требования Типикона, разработанные и утвержденные для нашего спасения, не нарушались, ибо Бог повелел: «не передвигать пределов вечных, которые положили отцы твои» (Прит. 22:28).


P.S. Появилось сообщение, что в сентябре 2017 года иеромонах Арсений (Железнов) ушел в раскол, заявив о том, что он прекращает поминать своего правящего архиерея архиепископа Александровского и Юрьев-Подольского Евстафия и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поводом для непоминовения, по словам о. Арсения, стала поддержка Священноначалием экуменизма, участие Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, совместные богослужения представителей епископата и клира Русской Православной Церкви с инославными, иноверцами и еретиками, именование представителями Московского Патриархата еретиков «в сущем сане», встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в Гаване и т.д. и т.п. Очевидно, что священнослужитель, отказавшийся поминать за Богослужением правящего архиерея и Предстоятеля Русской Православной Церкви, автоматически перестает быть клириком Русской Православной Церкви и считается находящимся в расколе с ней, ибо иерархичность является основным свойством Церкви.

 

 2017 год




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс