Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

 

«Благими намерениями выстлана дорога в ад»

«Дно ада вымощено благими намерениями»

 

Вынесенные в эпиграф высказывания приходят на ум при знакомстве с пространным творением почтенного московского протоиерея Александра Салтыкова «О третьем томе триптиха прот. Константина Буфеева (на примере некоторых статей)».[1] Опубликовал опус о. Александра официальный сайт российского православного богословия Богослов.ру, чем навредил и сединам о. Александра и своей репутации. Если бы текст о. Александра не был опубликован, то не стоило бы и возражать ему, расстраивая пожилого, заслуженного человека. Но молодые его коллеги, оставаясь в тени, выставили перед собой старца. Пусть ответственность за неприятные переживания о. Александра ляжет на тех, кто принял решение неудачной публикацией обнажить его немощь.

«Благим намерением», приведшим к столь плачевному результату, стало мнимое желание «защитить науку», за которую выдаётся эволюционизм, от мнимых нападок «православного фундаментализма», «представителем» которого «назначили» протоиерея Константина Буфеева за то, что он в своей трёхтомной монографии «Православное учение о Сотворении»[2] подверг тщательному богословскому анализу как сам эволюционизм, так и многочисленные попытки «совместить» его с христианством.

Мы живём в страшное время ожесточённых нападок на всякое проявление благоразумия и благочестия. Единственными крепостями этих жизненно необходимых мiру качеств являются в духовном смысле – чистая Православная вера, а в геополитическом – наша Родина, Россия. И на Православие, и на Россию с давних пор совершаются нападки, которые в последние годы приобрели не только ожесточённый, но и в прямом смысле безумный характер. Обычным приёмом стало обвинение невинных ровно в том, что постоянно делают сами обвиняющие. Ведь враждующие с Православием и Россией неизбежно враждуют с Богом, а это – прямой путь к лукавой и безумной озлобленности, о которой народ говорит: «Если Бог захочет наказать, то лишит разума». Конец этого пути – погибель, а начало – желание «примирить» Христа с велиаром, между которыми нет и не может быть ничего общего (2 Кор. 6, 15). Само по себе безумное желание такого «примирения» есть противление Богу, поэтому упорство в его исполнении неизбежно приводит «примирителей» к исполнению бесовской воли, при полной уверенности в том, что они «приносят службу Богу» (Ин. 16, 2).

Именно такую «службу приносит» статья прот. Александра Салтыкова. Этот длинный и неизящный текст был полностью зачитан автором 23 декабря 2020 года на семинаре, который организовали вольно себя ощущающие в ведущих учебных заведениях РПЦ эволюционисты, носящие священный сан Русской Православной Церкви. Удивляет их верность антихристианскому, атеистическому и по сути псевдорелигиозному учению об эволюции. Можно подумать, что и Христос для них ничего не значит, если Он не является потомком дарвиновской обезьяны, которую настойчиво «сватают в прародительницу» Адаму, в потомстве которого «ради нас и нашего ради спасения» «воплотился и вочеловечился» «от Духа Свята и Марии Девы» Сын Божий Иисус Христос. «Православные эволюционисты» часто повторяют, что «они не дарвинисты». Но другого эволюционизма в современном естествознании нет.

Семинар, на котором был зачитан доклад протоиерея Александра Салтыкова, был задуман как судилище эволюционистов над протоиереем Константином Буфеевым, руководителем апологетического центра «Шестоднев».

Эволюционизм был рождён протестантской средой. Автором первой эволюционной теории, принятой в естествознании, стал недоучившийся англиканский семинарист Дарвин, который под конец жизни назвал Евангелие Иисуса Христа «отвратительным учением». Общий упадок религиозности в Западной Европе XIX века привёл к тому, что не основанное ни на каких научных данных учение Дарвина стало считаться верным. Оно нужно было не учёным, но революционерам, о чём писали классики марксизма-ленинизма.[3]

Приученное к «дружбе с мiром» (Иак. 4, 4) западное богословие, видя, что мiр идёт за Дарвином, начало искать способы «примирить» новомодную атеистическую философию эволюции с христианством. У протестантов появилось еретическое учение о том, что шесть дней Божественного Творения мiра – это миллионолетние «эпохи». У католиков появилось безумное учение иезуита Тейяра де Шардена, в котором уже и историческому Христу не было места. Римские папы поначалу сопротивлялись этому вторжению, но после Второго Ватиканского собора, взявшего курс на «обновление», для принятия эволюционизма в римо-католической церкви были открыты двери. А после, вслед за любимыми ими католиками, и модернисты в Русской Православной Церкви начали уверять всех в необходимости принятия эволюционизма, поскольку он, якобы, «доказан наукой». Наука сделалась непререкаемым идолом для человека ХХ века. Кто-то из православных наукопоклонников искренне заблуждается. Но для вкусившего яд нет разницы, сознательно или искренне заблуждаясь он принял его. Яд ереси, в том числе и эволюционной, губительно действует на ум и душу, заставляя совершать принявшего его нравственно ущербные поступки.

Творения «богословов», служащих дарвиновской обезьяне, собрал и проанализировал в своём труде о. Константин Буфеев, показав, что примирение эволюционизма с Евангелием возможно в той же степени, что и примирение велиара со Христом. Показано это ясно, обоснованно, поэтому возразить обличённым по существу нечего. Среди тех, чьи эволюционные измышления исследовал о. Константин, оказался и о. Александр Салтыков, который манерно причисляет себя к людям «испорченным наукой». Следует возразить о. Александру и напомнить ему о его девственной чистоте с точки зрения «испорченности» естествознанием. Странно, что он, не имея возможности даже понять смысл естественнонаучных учений, берётся судить о. Константина, кандидата геолого-минералогических наук, за то, что тот анализирует хорошо ему знакомый эволюционизм. Тогда как о. Александр по образованию и роду светской деятельности – искусствовед, не обременённый научными степенями и званиями. На сайте Факультета церковных художеств ПСТГУ, который основал и возглавляет почтенный о. Александр, указано, что он, декан этого факультета, является лишь «магистром теологии», что в переводе с языка болонской системы означает «имеет высшее образование».[4] Это, конечно, не является личным недостатком о. Александра, но всего лишь характеризует его официальную научную квалификацию.

Читая опус о. Александра, задаёшься вопросом: «Чего здесь больше – лукавства или недоразумения?». Человек исписал почти тридцать (!) страниц, на которых обвиняет о. Константина в том, чего он никогда не делал! Весь пафос этого потока сознания выражается в ложном утверждении, что, якобы о. Константин Буфеев – «враг науки», а о. Александр Салтыков «живот свой полагает» на защиту науки от мнимого варварства. На самом деле, разбираемые о. Александром книги о. Константина направлены вовсе не против науки, но против идеологии эволюционизма, которая не является научной теорией. Эволюционизм – это атеистическая философия, которая и была придумана для того, чтобы изгнать из науки Бога. Но о. Александр не хочет этого понимать. Он откровенно слаб в области естествознания, поэтому о. Константина он обвиняет, как ему кажется, в «нравственных проступках». Но и здесь он безоснователен, придираясь к о. Константину за то, что тот «недостаточно изящен» в отношении еретических учений. Кажется, что для о. Александра «куртуазная ересь» гораздо любезнее «грубой правды».

Будучи человеком образованным, в своей области, о. Александр слаб в естествознании, и «защищает» его от несуществующей угрозы, уподобляясь Рыцарю Печального образа из Ламанчи. Правда, доблестный идальго, находясь в мiре своих возвышенных фантазий, никогда не опускался до методов, присутствующих в пространных словоизлияниях о. Александра. На тридцати страницах он, как уверяет, подвергает разбору труд о. Константина. При этом цитат из критикуемого им труда едва можно набрать на страницу-полторы. На остальных страницах – самолюбование автора своими «неотразимыми аргументами», которые чаще всего, имеют вид пустых придирок к отдельным словам.

Особую обиду у о. Александра вызывает то, что о. Константин справедливо именует эволюционизм ересью и, якобы, самовольно анафематствует его приверженцев. Это, конечно, ложь. Да, о. Константин указывает на опасность, в которой находятся православные, обольстившиеся эволюционизмом. Но это – братский сигнал об опасности, в которой они оказались, а не требование изгнать их из Церкви.

При этом сам о. Александр Салтыков уже брал на себя смелость самовольного анафематствования, неправильно придавая церковной анафеме смысл «проклятия»:

«В интервью для интернет-портала “Православие и мiр”, опубликованном 1 декабря 2011 года, протоиерей Александр Салтыков, помимо прочего, высказал мнение, что любой человек, разделяющий коммунистические взгляды либо сочувствующий им, автоматически попадает под действие анафемы патриарха Тихона» (Википедия).

Сам о. Александр говорит:

«Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа. На тех, чьё учение и практика призывают к этим преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку. Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия (Выделено в оригинале)».[5]

Особенно странно, что о. Александр, призывая анафему на тех, «кто сочувствует и содействует коммунистам», при этом защищает эволюционизм, без которого коммунизм просто не мыслим! Эволюционизм и есть то учение, что «призывает к преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку». Получается, что о. Александр подпадает под действие этой анафемы, поскольку, по словам Маркса:

«Очень большое значение имеет работа Дарвина, она годится мне как естественно-научная основа исторической борьбы классов».

Вновь спросим: «Что это – лукавство или недоразумение?».

Возражать нелепой «аргументации» о. Александра против о. Константина, также трудно, как прекратить то, чего ты никогда не делал. Ведь о. Константин никогда не «нападал на науку». Можно и самого о. Александра призвать, например, «прекратить воровать велосипеды» и на этом основании «защищать от него велосипедистов Москвы». Но о. Константин «угрожает науке» не более, чем о. Александр «угрожает московским велосипедистам». О. Константин находится в связи с этим в том же положении, что и руководство России, от которой требуют, чтобы она «вывела свои войска с Украины и прекратила агрессию», которую никогда не начинала.

Можно написать много едких комментариев к опусу о. Александра. Чего, например, стоит его сентенция, переполненная богословским бессилием:

«В многочисленных трудах высказано много мыслей по всем вопросам Шестоднева, хотя к окончательным выводам церковная наука ещё не пришла. Эти окончательные выводы будут когда-то сформулированы с учётом размышлений вдумчивых и благочестивых учёных мыслителей всех направлений».

Во-первых, что такое в данном случае «церковная наука»? Если это богословская церковная наука, то мнение, к которому она пришла по вопросу Шестоднева, уже давно известно и прекрасно изложено в первом томе труда о. Константина. Если под «церковной наукой» о. Александр подразумевает особое «православное естествознание», то это полная несуразность, которую он сам безуспешно пытается вменить о. Константину!

Во-вторых, где и когда будет заседать великий собор «вдумчивых и благочестивых мыслителей», на который возлагает надежду прекраснодушный о. Александр? Может быть в летающем острове Лапута, который некогда посетил судовой врач, а потом капитан нескольких судов Лемюэль Гулливер и ярко описал его учёное сообщество?[6]

Надеясь на будущий вердикт неведомых «лапутян», о. Александр сегодня высокомерно затыкает рот своему вполне вдумчивому и благочестивому современнику, который осмелился указать на его заблуждения:

«Я уверен, что о. Константин просто не понимает, что так разговаривать нельзя вообще, а тем более лицу, имеющему священный сан».

Пытаясь придать своим оскорбительным выпадам эстетский лоск, о. Александр многократно пытается унизить оппонента:

«Не вступая в полемику с красноречивым о. Константином (потому что это, по очевидности, бессмысленно)…»;

«Впечатлительный о. Константин приписывает нам…»;

«Весь этот бессмысленный сумбур как и весьма многое другое в работах увлекающегося о. Константина, не заслуживает никакого ответа»;

«Прот. К. Буфеев имеет дерзость утверждать, что мы проповедуем учение, противоположное евангельскому учению Господа Иисуса Христа. Но мы – православные священнослужители и учим своих прихожан исключительно чтить Святую Троицу и следовать учению Спасителя»;

«Несмотря на попытки крайних креационистов пересмотреть научную картину мiра, сделать этого не удаётся. Яркий пример сему – агрессивные, но совершенно не научные и неблагочестивые нападения о. Константина на работы протоиерея Глеба Каледы и других исследователей»;

«Напрасно прот. К. Буфеев льстит себя надеждой, будто он является преемником иеромонаха Серафима (Роуза)».

Таких «перлов братской любви» рассыпано по тексту о. Александра множество. И после этого он обвиняет о. Константина в «агрессии», «неблагочестии», в «дерзости» и т.п.? Даже если предположить, что о. Александр увидел всё это в трудах о. Константина, почему бы ему, как «православному священнослужителю, который учит своих прихожан исключительно чтить Святую Троицу и следовать учению Спасителя», не вспомнить слова Апостолов: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 1-2). «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3, 15) Найдём ли что-нибудь подобное в велеречивых словоизлияниях о. Александра?

Удивляют и такие словеса обиженного отца-искусствоведа:

«Если столько православных специалистов, и среди них заметные деятели утверждают ересь, то что же сказать о духовном состоянии нашей Церкви? Насколько православна наша русская православная Церковь?».

Что ответить на это? «Что реку человеку чудаку?», «Что возглаголю, творящему свою волю?» – недоумевал в таких случаях преподобный Амвросий Оптинский.

Во-первых, этот вопрос следует адресовать к тем, кто, по признанию о. Александра «утверждает ересь».

Во-вторых, если достаточно много человек начнут разделять еретическое учение, то разве станет ересь после этого православной? Истина никогда не выясняется простым большинством голосов. Еретики приводили преподобному Максиму Исповеднику те же доводы:

«“Значит ты один спасёшься, – возразили монофелиты преп. Максиму, отказывавшемуся от общения с ними, – а все прочие погибнут”. Святый ответил на это: “Когда все люди поклонялись в Вавилоне золотому истукану, три святые отрока никого не осуждали на погибель, Они не о том заботились, что делали другие, а только о самих себе, чтобы не отпасть от истинного благочестия. (Дан. Гл.3) Точно так же и Даниил, брошенный в ров, не осуждал никого из тех, которые, исполняя закон Дария, не хотели молиться Богу, а имел в виду свой долг, и желал лучше умереть, чем согрешить и казниться пред своею совестью за преступление Закона Божия (Дан. 14, 1). И мне не дай Бог осуждать кого-либо или говорить, что я один спасусь, однако же я согласен скорее умереть, чем, отступив в чём-нибудь от правой веры, терпеть муки совести”.

– “Но что ты будешь делать, – сказали ему посланные, когда римляне соединятся с византийцами. Вчера ведь пришли из Рима два апокрисиария, и завтра в день воскресный, будут причащаться с патриархом Пречистых Тайн”.

Преподобный ответил:

– “Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний св. Апостола Павла, что Дух Святый предаёт анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое” (Гал. 1,8)».[7]

Как показал в своём труде о. Константин, в благовествовании, принятом Церковью,  никто и никогда ничего об эволюции не говорил. Значит, «православные эволюционисты» «благовествуют иначе».

О. Александр проявляет совсем не христианскую обидчивость, пропуская мимо своего внимания горькую правду о своих ошибках. Очень жаль, что стараниями таких же обидчивых, более молодых его единомышленников, его неудачное творение выставлено на обозрение всех на главном богословском сайте нашей Церкви.

Обидчивость – качество глубоко не христианское. Обидчивость порождается гордостью, а это – главное качество «обезьяны Бога». Не зря в безбожном учении Дарвина вместо богоподобного Адама человеку предложен «обезьяноподобный предок». Если ветхий Адам – это потомок обезьяны, то, по необходимости, и Нового Адама – Христа нужно признать таковым. А это – дьявольское богохульство. Именно до него доводит упорное служение дарвиновской обезьяне, от которого никак не хотят отказаться те, кто собрал свой совет в виде «научного» семинара против книги о. Константина, в которой он ясно и неопровержимо показал, что православный христианин не может быть эволюционистом, а эволюционист может стать православным христианином только отвергнув безбожное эволюционистское учение и покаявшись в своём заблуждении.

Чего и пожелаем тем, кто за это лжеучение до сих пор держится. Отринув обезьяну Дарвина, пусть перестанут служить «обезьяне Бога».

 

Протоиерей Алексий Касатиков, кандидат педагогических наук, преподаватель Екатеринодарской Духовной семинарии, доцент Кафедры информационных образовательных технологий Кубанского госуниверситета.

 

Примечания

[1] Текст этого доклада был опубликован 29 января 2021 на сайте Богослов.ру: Салтыков Александр, прот. О третьем томе триптиха прот. Константина Буфеева (на примере некоторых статей), https://bogoslov.ru/article/6169695.

[2] 1) Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014, 438 с.; 2) Буфеев К.,прот. Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2018, 336 с.; 3) Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и модернистское богословие. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2019, 656 с.

[3] Вот отношение Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина к Дарвину и эволюционизму: «Не прошло и трёх недель со дня выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина, как Фр. Энгельс писал своему другу Марксу: «Вообще же Дарвин, которого я как раз теперь читаю, превосходен. В этой области телеология не была ещё разрушена, а теперь это сделано. Кроме того, до сих пор ещё не было такой грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да ещё с таким успехом» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 468). Год спустя К. Маркс писал Ф. Лассалю: «Очень большое значение имеет работа Дарвина, она годится мне как естественно-научная основа исторической борьбы классов» (там же, т. XXV, стр. 377). В своей речи на могиле Маркса Энгельс заявил: «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мiра, так Маркс открыл закон развития человеческой истории» (К. Маркс, Избранные произведения, т. I, стр. 11, 1940 г.). В «Антидюринге» Энгельс отметил, что Дарвин «нанёс сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный органический мiр, растения и животные, а, следовательно, также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 23)».

«В. И. Ленин следующими словами характеризует значение Дарвина, как великого революционера в науке: «…Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богом созданные“ и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними…» (В.И. Ленин, Соч., т. I, стр. 62). Как уже указано, И.В. Сталин высоко оценил Дарвина как революционера, как представителя передовой науки, не побоявшегося сломать установившиеся до него догматы в биологии.» (Цит. по: ШмидтГ. А., профессор. Учение Чарлза Дарвина о развитии живой природы. Научно-популярная библиотека солдата и матроса. Воен. издат. Министерства вооружённых сил Союза ССР, М. 1948 https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shmidt-g-a/uchenie-charlza-darvina-o-razvitii-zhivoj-prirodi)

[4] https://pstgu.ru/direction/saltykov-aleksandr-aleksandrovich/

[5] Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или Верить ли обещаниям коммунистов?. Православие и мир (1 декабря 2011). Дата обращения: 1 декабря 2011 Архивировано 21 июня 2012 года.

[6] Свифт Дж. Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей. Часть 3 Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию. Глава 2 http://www.infoliolib.info/flit/svift/gulliver32.html: «Все рассматривали меня с знаками величайшего удивления; но и сам я не был в долгу в этом отношении, потому что мне никогда ещё не приходилось видеть смертных, которые бы так поражали своей фигурой, одеждой и выражением лиц. У всех головы были скошены направо или налево; один глаз смотрел внутрь, а другой прямо вверх к зениту. Их верхняя одежда была украшена изображениями солнца, луны, звёзд вперемежку с изображениями скрипки, флейты, арфы, трубы, гитары, клавикордов и многих других музыкальных инструментов, неизвестных в Европе».

[7] Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димтирия Ростовского. Книга пятая, часть вторая, Январь 21 число, с. 229-230.

Благодатный Огонь

 




Голосование за статью
 - 
34
 /  - 
2
Комментарии:
монах Савва 25/02/2021 в 13:44:17
Есть в сети инфа о священнике Евгении Леонове, прервавший общение с РПЦ МП, запрещенном в служении и присоединившегося к "хризостомовскому" Синоду ИПЦ Греции. Если он и есть тот комментатор на Богослове, то тогда понятно его поклеп на Писание, мол написано людьми. Ибо Оно свидетельствует - они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2:19). Вот как тот пел на прощание: "К сожалению, я пришел к выводу, что вероучение РПЦ и ее отношение к каноническому праву не соответствует святоотеческому Православию. Также ее пастырская практика вышла уже далеко за рамки традиционного христианского благочестия". Многие начинали "за здравие", а закончили, к несчастью своему хулой на Бога и Церковь Его.
монах Савва 25/02/2021 в 13:16:37
Спаси Господи, отче Алексие. Текст этого комментария первоначально я оставил на Богослов.ру под Вами указанной статьей, как реакцию на комментарий некоего священника Евгения из Ногинска. Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию (1 Пет. 4:17). Горе нам, слепым вождям. Ибо если и Писание написано людьми, Бог же изменял лишь, то что могло бы поколебать основы веры, а Святые Отцы были людьми своего времени, то праведны суды Твои, Боже. Лучше нам обесить жернов оселский на выи наша, и потонем в пучине морстей. Если человек думающий что немного знаком с какой-то наукой, и уверен, что альтернативы эволюционизму нет, это вовсе не значит что альтернативы нет на самом деле, просто он произвольно отказался признать Бога Творцом. Причина тому невежество, неведение Бога. Истреблен будет народ Мой за недостаток веде­ния: так как ты отверг веде­ние, то и Я отвергну тебя от священ­нодействия пре­до­ Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей тво­их (Ос.4:6.).
Владимир 22/02/2021 в 21:28:07
Дмитрию
По многим вопросам и раньше был согласен с Вами.
Дмитрий 22/02/2021 в 20:02:54
Владимиру.
"Анафема" патриарха Тихона "наложена" на советскую власть из-за Брестского мира, где большевики клеймятся как люди разбазаривающие не ими собранное. В Ленина эсеры стреляли по той же самой причине и как в предателя мiровой ревоюции. Сталина обвинили в том что продал Россию "международной жiдомасонской плутократии", это уже Геббельс, вслед за Троцким, несколько изменив риторику.
Коммунизм означает способ развития производительных сил и не более того. В политэкономическом смысле требует новых отношений между людьми и здесь нет места семейственности местничеству и бюрократизму просто потому что нет разделения труда. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Oн же дает научный прогноз, отвечая на вопрос - существующие на момент прогноза (середина 19 века) религии при коммунизме сохранятся? Да. Ответ "заинтересованные лица" поняли правильно - речь идет о СУЩИХ. Вот и зашевелились забегали, папежники с протестантами, синагога вообще советскую власть прокляла в 1918 году. Однако к чему эта суета вельми кровавая если вера ваша сущая, не так ли? К началу 50-х годов мы вплотную подошли к НАЧАЛУ ликвидации СУЩЕСТВЕННЫХ различий между умственным трудом и физическим, между городом и деревней, между начальствущими и подначальными ...ну а Кравчуку куда, - опять упырям харчи в лес таскать? Что делать? Сохранить товарное производство и развивать денежно-товарные отношения, не ради развития, что УЖЕ на их основе было невозможно, но ради разделения труда и такого любезного мещанскому сердцу гражданского общества с дифференциацией цвета штанов, а что за товары будет это общество производить - не важно.
Владимир 22/02/2021 в 13:25:06
***Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа... на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия***
А почему такое пристрастие, лицеприятие? Дух творит внешние формы, или внешние формы творят дух? Если бы люди, носящие Священный сан разбирали истинную причинно-следственную связь, учили христиан, не было бы тех бед, которые были и есть в России, РПЦ. Почему п. Тихон не наложил анафему на ПРИЧИНУ - на тех, кто духовно довёл Русскую Церковь до того, чтобы, наконец, появилось такое следствие - разрушение, уничтожение, смерть, которую каждому посылает САМ Бог?! Не духовные ли учителя являлись этой причиной?! Какова причина, таково и следствие!!! Но ВНЕШНЕЕ следствие предают анафеме, а ПРИЧИНУ, которая кроется в духовном состоянии тех, от которых было порождено такое следствие, освящают? Коммунист коммунисту рознь, или бессовестного христианина, священника можно назвать христианином, священником? Не православных христиан, священников ненавидел фашист А. Гитлер, а коммунистов, не у крещёных людей на груди выжигали крест, а у носящих партбилет на груди выжигали звезду. Поэтому настоящие коммунисты, которые не разрушали церкви, не были откровенными ненавистниками Церкви, без которых невозможно было состояться Великой Победе - не имели ничего общего с дьяволом, чтобы их предавать анафеме. Сатана не полный дурак, потому не борется сам с собою (Мф. 12:26). Не нужно все яйца складывать в одну корзину. Если Бог позволил быть коммунистам в такие времена, ЗНАЧИТ, Бог знал, что ИМЕННО коммунисты смогут принести пользу России, да и РПЦ, не ведая того. Польза, это СПАСЕИНЕ, ибо Бог Спаситель! И кому предназначается анафема, всем подряд?! Это абсурд! Если бы анафема имела истинное духовное значение, тогда бы давно не было ни России, ни РПЦ в истинном её значении - духовном, да и мир каким бы был, если бы ещё был?! Слово не воробей, воробей улетит, а слово будет жить и многих учить.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога» Православный журнал «Благодатный Огонь»

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

25.02.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Начало Русской весны

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

14.02.2021
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

5.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Протоиерей Михаил Правдолюбов

Об архимандрите Иоанне Крестьянкине

25.01.2021
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

К годовщине смерти протоиерея Всеволода Чаплина.
Протоиерей Всеволод Чаплин о смертной казни, о неправде «христианского» пацифизма, о священном долге защиты Родины и о спорах вокруг личности И.В. Сталина

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

31.12.2020
Протоиерей Александр Шаргунов

К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова.
«Красота греха» и современная культура

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

 

НОВОСТИ

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

18.01.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»