Богородица

Актуальные статьи

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

10.09.2020


Из нашей почты

Решила написать в редакцию журнала «Благодатный Огонь» после того, как прочитала в одном из номеров вашего журнала статью, касающуюся духовных заблуждений протоиерея Александра Меня, встреча с которым в свое время сыграла роковую роль в моей жизни. Публикация «Благодатного Огня» по этому вопросу помогла мне переосмыслить последствия «духовного» водительства со стороны прот. Александра.

Пишу в надежде на то, что и моя скромная лепта в копилку предостережений от псевдодуховных увлечений убережет кого-то от необдуманного выбора. При этом я ни в коей мере не хочу умалить образ отца Александра как доброжелательного и добропорядочного человека, но именно как человека, и не более того. Речь о другом — о той миссии, которую принял на себя прот. Александр Мень как «популяризатор» православного учения, а также о печальных следствиях этой «популяризации», преобразившейся в подмену святоотеческого наследия «духовным» псевдоинтеллектуализмом.

Мне довелось познакомиться с о. Александром в конце 80-х годов. К тому времени я (как и многие из моего поколения и из моей среды), вкусив в поисках истины приторных, но отравленных плодов оккультизма, эзотерики и прочих яств, обратилась, наконец, к источнику воды живой. Христианство открылось совершенно неожиданно — благодатным призывом: стоило войти в православный храм, как все напряженные поиски истины внезапно прекращались. Сердце безошибочно свидетельствовало, что вожделенная истина здесь, что иной истины нет.

Но как перевести эту истину в сознание? А осознав ее умом, как жить по ней?.. Ответа не было. Ибо среди моего окружения не было исповедующих Православие. Не было в то время духовных книг. Не было духовного наставника. Шел 1984-й год... И (страшное кощунство!) крестившись, я продолжала пребывать практически в тех же оккультных заблуждениях. В те годы многие, осознав всю ложь безбожного материализма, с надеждой искали любых проявлений «высших» сил, мечтали о приобщении к любой духовности. И самиздатовские брошюры о «высших» силах и их «счастливых» обладателях (Порфирии Иванове, Рерихах и прочих лжеучителях человечества) буквально пленили умы и сердца жаждущих сбросить с себя оцепенение тупой животной жизни. И многим представлялось, что все те «высшие» силы суть действия единого благого божественного разума. Таковым было повальное заблуждение деградировавших масс, забывших за годы официального безбожия своего Спасителя.

И когда благодать православных храмов коснулась моего дотоле мертвого сердца, то развращенный мой ум, не просвещенный учением Христовым, стал пытаться, привычным для него образом, подогнать и Православие под свои ложные мировоззренческие категории. Ему (этому больному уму) представлялось, что христианство и экстрасенсорика — это если и не одно и то же, то уж, во всяком случае, экстрасенсорика вполне допустима в рамках христианской жизни. Более того, разгоряченная фантазия уговорила уснувшую совесть, что сия экстрасенсорика есть такой же дар от Бога, как и прочие творческие дары, как и все таланты пытливого человеческого ума.

Совесть подсказывала, что надо как-то изменить образ жизни. Но где пособие, которое укажет, как? И вот пособие найдено: это Евангелие. Казалось бы, читай и следуй! И грамотный человек читает: «Раздай все и следуй за мной». Но ленивое его сердце глухо к божественным глаголам, а потому пытливый ум лукаво причитает: «И рад бы раздать! Но куда следовать?» Избалованная совдеповским воспитанием душа привыкла к тому, что ее должны поставить в строй и в дружной шеренге повести к очередному «светлому будущему», но уже православному. Ну если не в строй, то уж непременно — за парту усадить и надиктовать свод законов, коим и должно следовать. А жить под сенью этого свода можно уже и самой: еще удобнее — никто не мешает. Одного по-прежнему недоставало в этой фантазии — духовного учителя.

И вдруг — фантастическое в те годы объявление: «В московском Доме техники на Волхонке — лекции прот. Александра Меня». Наконец-то началась новая жизнь — в истинном, как представлялось мне тогда, Православии: курс по истории религий, курс по катехизации. Надо отдать должное отцу Александру, выступал он, по тем временам, смело. На фоне тогдашних страхований и оглядок (а у власти еще были коммунисты) это впечатляло. Залы были переполнены интеллигенцией, оказавшейся в недавнем прошлом полностью оторванной от духовных корней Православия и вдруг возжаждавшей укорениться в истинной вере.

Надо признать, что кое-что в моей полностью затуманенной голове начало проясняться. Но это «кое-что» относилось скорее к обрядовой стороне Православия. Однако полное отсутствие у меня на тот момент духовного разумения не позволило запечатлеть в памяти все положения учения о. Александра. Одна лишь яркая мысль этого учения твердо усвоилась, ибо она повторялась неоднократно, — о том, что зерна божественной истины рассыпаны по всем религиям, что все мировые религии в чем-то подтверждают друг друга, а в чем-то друг друга дополняют. Отсюда следовал вывод, что только будучи разумным образом сочетанны между собой, они в состоянии явить миру истину в последней инстанции. И хотя православная вера признавалась приоритетной в этом сочетании, но лишь как одна из составляющих будущей «чистой» религии. В качестве доказательства того, что истинный Бог открывается в каждой из религий, о. Александр на одной из лекций организовал встречу с мусульманским религиозным деятелем. Диалог с ним касался общих якобы для Православия и магометанства мест в Библии и Коране.

Однако в те годы неофиту сверить учение о. Александра с истинно православным святоотеческим учением практически не представлялось возможным. Мало того, в этом у меня не возникало никакой необходимости — настолько велик был авторитет о. Александра, и настолько привычно было доверять ученым авторитетам. Так, составитель брошюры «Протоиерей Александр Мень. Быть христианином. Интервью и последняя лекция» (ANNO DOMINI, 1994) Марк Макаров (замечу, не принадлежащий к Православной Церкви) обращается к о. Александру в интервью с ним: «Многие люди приходят сюда, привлеченные и Вашим личным обаянием, и образованностью Вашей» (с. 11).

Так оно и было. При этом совершенно не важно, чья же заслуга была в том, что обаяние личности о. Александра завораживало умы аудитории,— его ли это заслуга или заслуга экзальтированной интеллигенции 80-х годов. Важно то, что на деле происходила подмена православного учения авторитетом обаятельной личности. Что же касается образованности отца Александра, то под ней следует понимать не что иное, как «широту» взгляда на «божественную» сущность не только всех христианских конфессий, но и всех религий и учений, ту широту, которую грамотнее будет (с точки зрения православной) определить термином «теоретический суперэкуменизм».

Я же, пытаясь глубже, как мне тогда казалось, понять православное учение, дабы применить его к своей жизни, а на самом деле подсознательно желая сочетать христианство с прежним образом жизни, стала периодически приезжать к о. Александру в его приход — за советом. Подкупали «широта» и «свобода» взглядов о. Александра, которые безоговорочно принимались мною за православное мировоззрение, так как иных православных проповедников мне тогда не приходилось слышать (хотя, как я узнала много позже, их тогда было предостаточно в Русской Православной Церкви). Особо утешало то, что у о. Александра можно было получить благословение на любую творческую деятельность.

Самым же поразительным оказалось то, что на мой вопрос: «Допустимо ли заниматься экстрасенсорикой?» — последовал, казалось бы, обнадеживающий ответ: «Вы же пользу людям приносите, исцеляя их; тем более что денег не берете! Конечно, благословляю, во славу Божию». Но надо признать, что после подобного благословения на душе стало неспокойно, — она подсознательно ожидала, что ее благословят изменить образ жизни, чем-то пожертвовать ради Господа, но об этом не было ни слова в беседах с о. Александром. Более того, не было в них ни слова и о необходимости покаяния и исповеди, как не было (ни в беседах, ни в лекциях) предостережений о кознях дьявольских. Враг рода человеческого как реальная личность, противодействующая истинному богопознанию и богообщению, вообще не упоминался в лекциях отца Александра, что было этому врагу, естественно, на руку.

Конечно, недопустимо сваливать на о. Александра то, что собственная греховная зашоренность столько лет не позволяла мне осознать, что основное христианское делание состоит в покаянии. Но несомненно, что насаждаемый о. Александром образ обмирщённого христианства (по сути, не Православия, а выхолощенного католицизма) отнюдь не способствовал покаянным прозрениям. В то переломное для страны время начала перестройки, когда рушились материалистические представления, стали проникать и в христианство идеи свободы, прав человека, гуманизма. Западные понятия об абсолютной важности общечеловеческих ценностей, якобы превышающих ценности христианские, начали просачиваться и в среду поверхностно мыслящих православных христиан (т.е. тех, которые не обладали опытом аскетического и мистического богопознания и не стремились к нему, ограничивая себя «широтами» «всестороннего» образования).

К сожалению, прот. Александр Мень относился (как я поняла много позже) к достаточно редкой категории именно такого «просвещенного» христианства. Свидетельством тому — его высказывания на лекциях об определенной зависимости христианства от достижений человеческого разума. Так, на с. 12 вышеупомянутой брошюры Марка Макарова о. Александр признается: «Для меня религиозное мировоззрение как-то иначе не мыслится, чем в плане эволюции». Подобные привнесения в христианство, основанные на «достижениях» падшего человеческого ума, являются рационализмом и гуманизмом и не имеют ничего общего с православным учением.

Но самым гибельным для меня оказалось то, что все представления о. Александра полностью и безоговорочно отождествлялись мною в то время с самой Русской Православной Церковью. И когда «широта» его мышления, которая некоторое время почиталась мною за глубокомыслие, перестала удовлетворять духовным потребностям, когда душа возжаждала глубины веры, то у меня возникло ложное мнение, что этой глубины не найти и в самой Русской Православной Церкви. И потому после трагической гибели о. Александра я некоторое время «самообразовывалась» чтением Евангелия, пока не попала в ужасную секту с заманчивым названием «Богородичный центр». Такой чудовищный выбор, несомненно, стал следствием «катехизации» у о. Александра. Это я попытаюсь обосновать ниже. А сейчас постараюсь подтвердить сказанное мной об о. Александре цитатами из вышеупомянутой брошюры Марка Макарова.

«Каждый из учителей, создавших мировые религии, я уверен, говорит нам истину... Магомет... говорил... что Бог ему взял и открылся... Можем мы верить? Да!.. я уже сказал: надо верить всем. Если мы верим, что Бог открывается, — он открывается всем по-разному... И я верю, что в каждом великом учителе Бог как-то действует» (с. 5, 6).

«Если в китайском миросозерцании небо — Цянь — является чем-то ориентирующим человека в жизненных вещах... то и это есть в христианстве... Брахманизм говорит нам о многообразных проявлениях Божественного... и это есть в христианстве» (с. 17).

«Повторяя различные молитвы, христианские подвижники могут быть уподоблены восточным, индийским, которые повторяют разные мантры. Здесь есть сходство и параллель» (с. 25).

«В каждой религии есть священные книги... высокого духовного полета... Скажем, Бхагавад-Гита» (с. 3).

Сравните это утверждение о. Александра Меня с мнением святителя Николая Сербского: «Бхагавад-Гита... — лишь прекрасное произведение человеческой мысли и ценность литературная, а никак не “хлеб жизни”, подобно Евангелию Христову» («Избранное», с. 516).

Приведенных отрывков вполне достаточно, дабы иметь основание утверждать, что в своих проповедях прот. Александр Мень навязывал слушателям антихристианские представления, называемые синкретизмом, согласно которому откровение истинного Бога проявляется в любой религии. Тем самым проповедник синкретизма, сколько бы он ни пел дифирамбов Иисусу Христу, лжеучением своим обесценивает искупительную жертву Христа Спасителя.

В подтверждение этой мысли приведу еще одну цитату из святителя Николая Сербского: «Другие веры исходят... от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов... Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнивании свидетельств Христовых с остальными вероучениями и верованиями, распространенными по белому свету... Православная Церковь — искони единственная истинная Христова Церковь в мире — от начала поддерживала веру в Евангелие, не оглядываясь ни влево, ни вправо и не опираясь ни на иные верования, ни на естественные науки. Ибо когда идешь за зрячим и прозорливым Путеводителем, не нужно и смешно даже спрашивать дорогу у одноглазых и слепых. Святые отцы... не допускали ни малейшего компромисса ни с кем и ни с чем... что возникло или устанавливалось вне Христа и Его Евангелия» («Двести слов о вере и любви», с. 11–14).

То же самое подтверждает и профессор МДА А.И. Осипов: «У него (прот. Александра Меня) встречается ряд вещей, которые являются совершенно неверными; причем, это вещи, которые имеют принципиальный характер, вещи очень серьезные... Он пишет, что индийские брахманы достигали того же самого, что достигали и переживали и аскеты “всех времен и всех народов” (а если перевести, то “всех религий”), только называли по-разному эту постигаемую ими реальность, именно: даосисты это называли дао, буддисты — нирвана, каббалисты — энсоф, а христиане — Богом. Это же теософия чистой воды! Христос, получается, и не нужен! Оказывается, все аскеты всего мира без всякого Христа постигают одну и ту же реальность?! Эта типичная теософская идея у него неоднократно проходит. Здесь просто ниспровержение христианства, как такового!.. Но есть у него и другие вещи... Так, в “Вестнике Р.Х.Д.” есть интервью, которое он давал своим соотечественникам, евреям. Они спрашивали его: “На что нам ориентироваться?” Ответ: “Я не советую ориентироваться ни на католическую, ни на православную Церковь, а на единую церковь будущего надо ориентироваться”. И это говорит православный священник! Это уже свидетельствует не только о его богословских воззрениях, а о чем-то более серьезном» (из лекции профессора А.И. Осипова).

Теперь, когда мне в какой-то степени удалось раскрыть пагубность влияния псевдоправославного учения о. Александра на мое духовное состояние, попытаюсь объяснить роль этого учения в моем последующем одиозном выборе. Ибо уже в 1990 году (вскоре после гибели о. Александра) я стремительно попадаю в страшную секту «Богородичный центр» (далее — Б.Ц.) и надолго в ней укореняюсь. Поразительно, но я прихожу к парадоксальному выводу, что там наконец-то обрела истину. Тут, несомненно, налицо моя полнейшая беспринципность. Однако, не снимая с себя ответственности за легкомысленное предательство Русской Православной Церкви, я осмелюсь утверждать, что выбор мой был целиком и полностью основан на «катехизации» прот. Александра Меня.

В журнале «Собеседник» за 1990 г. я прочитала статью «Плач Богородицы». В ней говорилось, что некоему «старцу» Иоанну «открылась» Богородица и просит его идти и призывать Россию к покаянию, так как последние якобы времена, гибнет Россия и весь мир. Не имея, «благодаря» учению о. Александра, ни малейшего представления о лукавых кознях дьявола, не имея в то время возможности слышать современных предостережений Церкви о псевдостарчестве, я безоговорочно поверила слову «богородицы». Не было у меня никаких оснований для сомнений, ведь о. Александр говорил: «Если мы верим, что Бог открывается, — он открывается всем по-разному».

Тем более что «Сама Царица Небесная», которая открылась «старцу» Иоанну, призывает не на пустые разговоры, а на подвижнический путь покаяния: «Господь распят вашими грехами... Бога надо не исследовать, а следовать Ему». Это было созвучно моему поиску мистической глубины веры, которой не было у о. Александра. Лишь много позже осознала я, что мистика та была не от вышних, но от нижних. Но в то время призыв к покаянию прозвучал, словно гром среди ясного неба. Ибо на ясном небе отца Александра соседствовали все религии, «ориентирующие, как и в китайском миросозерцании, в жизненных вещах». Тут же явно не до «китайского миросозерцания», так как «гибнет Россия», и не до «жизненных вещей», так как чтобы спасти себя и всю Россию, а заодно и весь мир, надо, оказывается, каяться.

И мысль о необходимости покаяния, которая у о. Александра была как-то затушевана его интеллектуальным мудрованием, всплывает в моем разуме на надлежащее ей главное место, достойное христианина. Тем более что сподвижники «старца» разъясняют: у них никакая не секта, но сам «отец Иоанн» рукоположен в так называемой «Истинно-Православной Церкви», которая в послереволюционные годы отделилась от Русской Православной Церкви. Последняя якобы пошла на сделку с властями и вместо покаяния проповедует мирские ценности. Последняя мысль не резала моего слуха, так как в проповеди мирских ценностей мне пришлось убедиться на лекциях о. Александра: «Религии в мире есть часть культуры» (брошюра Марка Макарова, с. 26). Я и не догадывалась, что совершенно недопустимо было отождествлять синкретические воззрения о. Александра со святоотеческим учением, которое сохраняется в Русской Православной Церкви.

Я, естественным для себя на тот момент образом, сделала выбор в пользу Б.Ц., посчитав его более православным, нежели Русская Православная Церковь, ибо там впервые услышала призыв к покаянию и к аскетическим подвигам, о которых и не мечталось у о. Александра. Потому я долго не усматривала в этом шаге никакого предательства православной веры. Кроме того, там мне неожиданно открыли глаза на духовную сущность экстрасенсорики, на которую охотно благословил меня о. Александр. «Духовник» Б.Ц. (который до этого некоторое время подвизался в Оптиной Пустыни) строго разъяснил мне, что экстрасенсорика— это оккультизм, а оккультизм — это тяжелейший грех, это богоборчество. С ужасом прозрев на содеянное мною и полностью отринув прежние заблуждения, в том числе и те из принятых от о. Александра, на которые смогла тогда прозреть, я безоговорочно стала доверять «наставникам» Б.Ц. как носителям христианской истины.

Мне и невдомек было, что «прозрение» о греховности оккультизма, равно как и наставление о необходимости покаяния, я могла бы получить еще тогда от рядового батюшки Русской Православной Церкви, не мудрствующего лукаво на темы мировых религий. Но в то время мне представлялось, что к батюшкам не подойти, так как они заняты только требами. «Священники» же Б.Ц. были доступны, а «божия матерь» призывала читать «Лествицу» и следовать ей.

Однако я никому не посоветую, в поисках истины и покаяния, ринуться в Б.Ц. Избави Бог! Так как центр этот вовсе не Богородичный, каковым он себя именует. Ибо те откровения, которые чуть ли не ежедневно поступают главе этой секты Вениамину Береславскому, объявившему себя пророком Иоанном, исходят на самом деле от беса, нагло величающего себя «Богородицей». Но чтобы это понять, мне пришлось «подвизаться» там много лет, так как бес коварен. Он и к покаянию призывает, и к несению креста, и проповедует любовь к Богу и к ближним. Но при этом он хитро смешивает Евангельскую правду с бесовской ложью.

Святитель Николай Сербский так называет эту адскую смесь: «Смешанные вместе добро и зло дают зло», — и добавляет: «Бог и дьявол не могут быть под одним кровом» («Миссионерские письма»).

А святой Игнатий Богоносец в своих «Посланиях» пишет: «К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие, но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть» (глава 6).

Этот псевдобогородичный бес начал с призыва своих легкомысленных последователей на высоты аскетических подвигов, упорно предлагал им следовать преподобному Симеону Новому Богослову, исихастам, рекомендовал им по 3 тысячи поклонов в день и по 2–4 часа сна в ночь, вопреки православному учению о трезвении и смиренномудрии, насмехался над своими учениками, ввергая их в состояние глубокой прелести, порой доводя до помрачения ума. Тех же учителей Православной Церкви, которые предостерегали от подобных обольщений (святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и др.) дерзкий бес оклеветал (устами главы секты Береславского). Пользуясь духовной безграмотностью членов секты (в том числе и Береславского), он ведет их к явной погибели. Спекулируя на Евангельских истинах, злой дух (под маской Богородицы) ловко подмешивает к ним небольшую, на первых порах, долю лжи, а по мере приема ее, когда души становятся все менее чувствительными к обману, потчует их сполна своей ядовитой ложью. И все это — под видом христианства и от святого имени Божией Матери.

Характерно, что глава секты, вначале на практике пытавшийся следовать монашески-аскетическим путем Православия, в дальнейшем, подобно прот. Александру Меню, стал синтезировать православно-католический вариант религии, а в итоге перешел к идее построения «Храма Мира» — мечте, созвучной чаяниям протоиерея Александра Меня об объединении всех религий. Покаяние, к которому слезно призывала на первых порах «богородица», она вскоре ловко превратила в карикатуру на покаяние. Затем эта лукавая дама предложила католический вариант «подвижничества» — так называемую «любовь» (взамен «тупиковому» покаянию) — идея, не чуждая и о. Александру.

Эта внешняя «любовь» воплотилась в Б.Ц. в виде хороводов, плясок, перемежающихся с евхаристическими молитвами. Появились объятия перед причастием и прочие супервосторженные экзальтированные действа. Подобные многотысячные собрания в громадных залах стали называться соборами. На них приглашались инославные, глава дзенбуддистов, буддисты и представители неопределенной религиозной ориентации. В качестве дорогих гостей там рады были принять и диссидентов, в том числе и церковных.

Из церковных диссидентов, выступавших на «соборах» Б.Ц., назову художника-авангардиста Стефана Линицкого (ныне — «митрополита» одной из «истинно-православных» лжецерквей), журналистку Зою Крахмальникову, а также бывшего священника Русской Православной Церкви (и друга о. Александра Меня) Глеба Якунина. Все они превозносили главу Б.Ц., удостаиваясь ответных превозношений от него, а Глеб Якунин, в частности, утверждал, что наконец-то он нашел, в лице Б.Ц., истинную церковь в России, ибо та, прежняя, т.е. Русская Православная, окончательно погибла. Правда, несмотря на столь восторженный отзыв, он не поспешил стать членом Б.Ц., а примкнул к одной из лжецерквей, в которой прот. Александра Меня «канонизировали» и почитают как святого.

Члены же Б.Ц. не подозревают, что слово их «богородицы» — ложь. Их призывают «каяться только в своих грехах и никого не осуждать». Ловко манипулируя известным православным аскетическим правилом, переиначивают его, подавляя всякое критическое осмысление происходящего и выдавая за норму попрание заповедей Божиих. Только усомнившись в истинности самого «слова богородицы», я стала искать в нем не просто подозрительные места, но несомненного доказательства ложности всей серии «богооткровений». И обнаружила среди слезно-сентиментальных потоков псевдодуховной «воды» одно из вопиющих «откровений» «богородицы». Это было ее обращение к своему «пророку»: «Апокалиптический Мессия придет и будет действовать в тебе». Комментарии излишни, ибо Мессия (Иисус Христос) придет на облаке, придет Он судить всех нас, в т.ч. и лжепророков. Тот лжепророк Береславский, которому дерзкий бес обещает столь славную миссию, погубил немало душ бесовскими бреднями (в том числе — и собственную душу, о которой не мешает ему позаботиться, если вдруг прозреет) и способен новые души губить, ибо по сей день заманивает к себе духовно неграмотных. Потому я, отвлекаясь от темы о. Александра Меня, взываю к обольщенным Береславским, да и к самому Береславскому: «Очнитесь! Так называемое “Слово Божией Матери” ведет вас к вечной гибели. Прозреть никогда и никому не поздно. И выход с Божией помощью можно найти».

Печально, что в связи с эсхатологическими настроениями в Русской Церкви среди ее прихожан гуляют так называемые «откровения Божией Матери». Так, один из православных монастырей распространяет листовки с «молитвами и пророчествами богородицы» из опусов Береславского. И еще одно ложное представление бытует среди ревностных не по разуму православных, которое повсеместно навязывается ими в качестве критерия святости, — о том, что мироточение иконы (в том числе самочинной) неоспоримо свидетельствует о святости изображенной на ней личности и об истинности тех ложных течений, в которые эти ревностные «учителя» вовлекают наивных. Предостережением от подобной ереси пусть будет нам пример многочисленных миро- и слезоточений в секте Б.Ц., в том числе во время бесчинных скомороших плясок перед «алтарем» и во время проклятий «всем миром» неугодных членов секты, а также тот факт, что в квартирах некоторых из сектантов мироточит всё — и портреты вождей секты, и богохульные антицерковные книги. В итоге хозяйки мироточивых квартир начинают «пророчествовать» по образу и подобию Береславского, вместо того чтобы каяться, к чему, видимо, призывает их Господь, попуская подобные мироточения. Как правило, доморощенные пророчества оказываются неугодными самому Береславскому, а «пророчицы» впадают в тяжелейшие состояния умопомрачения. Есть о чем задуматься православным охотникам за чудесами, самочинно канонизирующим угодных им личностей.

Возвращаясь же к о. Александру, хочу заключить, что путь, по которому он вел души и которым поныне идут его последователи, может увести весьма далеко от Православия тех, кто вовремя не опомнится. Почитателям же прот. Александра Меня я советую убрать с книжных полок его «творения», ибо много негодного могут они натворить в наших самоуверенных, слабых душах, и советую заменить эти сомнительные книги на неувядающие творения святых отцов, особенно святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Их сугубо боятся бесы Б.Ц., а также синкретизма, экуменизма, гуманизма и прочих «измов», от которых так страдал о. Александр. Он был добрым человеком, но учение его уводит в сторону от Православия.

Я же должна признаться, что путь моего возвращения в лоно Церкви оказался непрост, как и у всех предавших ее, тем более что в Б.Ц. мне пришлось столкнуться с откровенной ненавистью к Русской Православной Церкви. И только милостью Божией мне приоткрылся крест, который несут те, кто пытается сохранить единство Церкви и дух Православия в ней. Их много, несмотря на кликушество злопыхателей, это дало силы и вселило надежду. Вот уже пять лет как я распростилась с Б.Ц. и хожу в православные храмы, регулярно исповедуясь и причащаясь. Моему духовному становлению в Православии немало способствовало то, что по выходе из Б.Ц. я постаралась изменить круг чтения даже православных изданий. Основным ориентиром в этом вопросе стали рекомендации святителя Игнатия Брянчанинова относительно разумной последовательности в чтении Святых Отцов и другой духовной литературы.

Хочу поведать еще об одной странности, связанной с о. Александром. Недавно я оказалась в одном из храмов в центре Москвы. Там служит священник Владимир Лапшин, горячий последователь о. Александра Меня. Он знаменит своими экуменическими выступлениями на прокатоличе­ском радиоканале «София» с нападками на Русскую Православную Церковь, запрещающую ему реформировать богослужение.

Но главное, что привело меня в недоумение на его литургии, — это поминание им на отпусте «священномученика протоиерея Александра». Я поинтересовалась у батюшки, уж не отца ли Александра Меня он поминает? Оказалось, что его самого. «Как же так, батюшка? Ведь он не канонизирован!» — вопросила я. На это о. Владимир объяснил мне, что о. Александр— местночтимый святой их храма, их общины, что они начали, а к ним и другие присоединятся. Так и канонизируют. «А как же? Так всегда и происходит канонизация», — убедительно заверил он. Но у меня, во-первых, осталось недоумение: мог ли кто-либо из правящих архиеерев взять на себя ответственность и благословить на местное почитание «священномученика протоиерея Александра» в отдельно взятом храме Москвы? И во-вторых, я думаю, что выскажу не только свое личное мнение, если позволю себе утверждать, что вопрос о его канонизации в Русской Православной Церкви вообще не может быть поднят. На мой взгляд, личность о. Александра никак не подпадает под критерии святости, необходимые для канонизации, несмотря на его трагическую гибель, тем более что его богословское наследие, мягко говоря, весьма сомнительно. О подобных случаях сомнительного богословия писал святитель Николай Сербский: «Еретические богословы облекли Спасителя в дешевые одежды языческой философии и ложной науки... назвали Православную Церковь пре­небрежительно “окаменевшей церковью”... из-за того, что эта Церковь “не приспосабливается ко времени”. Есть и в Православной Церкви... богословы, идущие по пути богословов еретических, считая, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы самому себя поддерживать и защищать от бурь мира... Они всей душой с еретиками, но формально остаются в Православной Церкви. Православная Церковь как целостность отвергает таких богословов и не признает их своими, но терпит их по двум причинам: во-первых, ожидая, что они покаются и изменятся; во-вторых, чтобы... не толкнуть их под гору в объятия еретиков... а их души погубить. Эти богословы являются не носителями православного сознания и православной совести, а больными членами организма церковного» («Двести слов о вере и любви», с. 18–20).

Надо отметить, что есть одно общее свойство у почитателей прот. Александра Меня и у лжепророка Береславского — это отсутствие страха Божия. Это свойственно всем, ставящим свои личные ложные представления выше догматов и уставов церковных, которые они презирают. Отец Александр посеял богословские заблуждения, но этих ростков оказалось достаточно, чтобы из них произросли гнилые псевдодуховные плоды у его учеников.

Прихожане в храме о. Владимира Лапшина одеты супервольно: подавляющее большинство женщин в брюках и с непокрытой головой. Во время службы — постоянные хождения и приветствия. В определенный момент литургии происходит профанация: неожиданно начинается всеобщий обмен поцелуями, в том числе между лицами противоположного пола, что могло бы ввести в соблазн благочестивых прихожан, привыкших к целомудренному поведению в храме, если бы таковые оказались на обновленческой службе. За внешней формой этого ритуала сокрыт откровенно антицерковный смысл. Ведь «братские» целования приурочены к моменту «лобзания мира» между служителями алтаря, имеющими исключительное право на освящение Святых Даров. Прихожане же в столь важный момент литургии должны в страхе Божием осознавать высоту Жертвы, ради спасения их душ совершаемой. Однако вместо этого они пародируют внешнюю форму действий духовенства, совершающего таинство во оставление грехов прихожан, а отнюдь не ими, прихожанами, совершаемого. Это по абсурдности равнозначно тому, как если бы человек сам над собой стал совершать таинство Крещения. Но оказывается, что право священнодействовать даровано им настоятелем. Это — одна из «безобидных» реформ о. Владимира: в таинстве освящения Святых Даров должны участвовать миряне совместно с духовенством. Поэтому после дружного скандирования «Аминь», символизирующего сослужение мирян в таинстве Евхаристии, все мирянское «священство» храма, в том числе и женское, приступает к причастию по праву священства, не обязанного поститься перед принятием Святых Таин, но обязанного причащаться за каждой литургией. А после причастия — умилительно-прелестный ритуал — взаимообмен святым хлебом, который в православных храмах принято с трепетом вкусить вместе с запивкой после причастия. А чего только стоит зрелище на территории храма отца Владимира: только что причастившиеся три дамы оживленно беседуют над коляской с младенцем, и при этом все трое с упоением и беззастенчиво курят. Жизнь во грехе максимально облегчена, о страхе Божием упоминать не принято. Тем более, есть «замечательный» пример глубоко почитаемой в общине о. Владимира монахини Марии Скобцовой, в течение всей жизни не расстававшейся с папиросой. Читать и внимательно изучать труды этой одиозной монахини священник В.Лапшин нередко призывает с амвона.

Подобное отрицание страха Божия является следствием введенной в общине о. Владимира практики обязательного причащения за каждой литургией, даже несколько раз в неделю. Причем исповеди, как «искажения духа литургии», для причастников нет. Согласно учению о. В.Лапшина и прочих литургических модернистов, таинства исповеди человек должен сподобляться как можно реже (вплоть до одного-двух раз в течение жизни). Основное большинство прихожанок храма присутствует на богослужении и подходит к чаше со Святыми Дарами с непокрытой головой, вопреки предостережению апостола Павла: «Всякая жена, молящаяся... с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11, 5). В данном случае речь — о принципах, по которым строится вся жизнь общины: не быть похожими на прочих православных, цепляющихся за какие-то догматы, каноны и традиции.

В мировоззрение прихожан о. В.Лапшина изначально закладывается «утешительная» мысль об их «продвинутости», по сравнении с непросвещенной «массой» традиционно верующего православного большинства. Внушается мысль, что в силу этого они и есть то самое «малое стадо», открытое к иным духовным традициям. Все прихожане совершенно уверены, что эта их «открытость» к иным религиозным опытам и традициям — свидетельство их особой толерантности и незакомплексованности фарисейством. Однако, как только заходит речь о традиционном Русском Православии, вся толерантность о. Владимира мигом улетучивается, сменяясь неаргументированными нападками на оппонентов. Это можно услышать во время его проповедей по радио «София». Мысль духовных чад о. Владимира о собственной «продвинутости» как раз оказывается созвучной молитве евангельского фарисея: «Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмь яко прочии человецы» (Лк. 18, 11). При столь радужных представлениях о «свободе во Христе» и о «простоте» отношения к Евхаристии почему бы, для полноты счастья, не закурить после причастия?

Вот они — плоды сверхчастого обязательного причащения при отсутствии таинства исповеди, а точнее говоря, плоды профанации Евхаристии, проводимой в общине священника В.Лапшина. Плоды, что называется, налицо и говорят сами за себя. Ведь чтобы причащаться так же часто, как это было в древней Церкви в апостольские времена (а все обновленцы, впрочем как и протестанты, оправдывая свои литургические реформы, всегда ссылаются на практику древней Церкви), надо, чтобы и жизнь наша соответствовала житиям христиан апостольской эпохи. А пока мы сего не достигли, должно искренне исповедоваться перед каждым причастием в своих грехах и немощах. Плоды же искренней исповеди непременно являют себя в обретении причастниками страха Божия.

Однако у о. Владимира цель иная — искоренить страх Божий из сердец своей паствы и радиослушателей. Поэтому в своей литургической, пастырской и особенно проповеднической практике о. Владимир постоянно ссылается на труды протопресвитера Александра Шмемана, отличавшегося своими крайне модернистскими взглядами, в том числе в области литургики. Его наследие о. Владимир оценивает выше святоотеческого. В своей проповеди о. Владимир как-то раз сказал, что тот, кто не читал трудов прот. А.Шмемана, тот не является церковным человеком! «Шмеманизм» является одним из краеугольных камней в священнической деятельности о. В.Лапшина, наряду с учением о. Александра Меня и монахини Марии Скобцовой. Святитель Феофан Затворник весьма строго предостерегал от подобных модернистских «учителей»: «Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел... Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков» («Мысли на каждый день года», с. 138–139).

Призывал святитель Феофан и к тому, чтобы не переусердствовать частым причащением: «Надо причащаться все четыре поста... Можно... причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (I, с. 185). «...Не надо учащать, потому что частость эта отнимает немалую часть благоговения к сему величайшему делу» (III, с. 500). Обстановка же в общине отца Владимира как раз и свидетельствует о том, что «немалая часть благоговения» отнята у прихожан храма сверхчастым причащением при отсутствии Таинства исповеди[1].

И еще одна общая черта в храме священника Лапшина и в Б.Ц.: с их кафедр периодически раздаются призывы не бояться врагов, коими является для них священноначалие Русской Православной Церкви. «Да Бог с ними, с этими иерархами!» — регулярно восклицает отец Владимир во время проповеди в храме. То же, но в более грозной и грязной форме, вещает и лжепроророк Береславский. Смею утверждать, что эта лихость не имет никакого отношения к истинной смелости, которая тверда и смиренна, ибо отстаивает истину. В указанных же примерах — самонадеянное бахвальство, уверенное, по разного рода причинам, в собственном превосходстве и безнаказанности. Такое состояние может свидетельствовать о пре­лести, если не о чем-то более страшном.

Обладатели этого «бесстрашия» убеждают себя и своих последователей, что с ними Бог и что Бог покровительствует исключительно им, «открытым» и «просвещенным» христианам. На них якобы Самим Богом возложена историческая миссия построения «церкви будущего», в которой для традиционного святоотеческого Православия не должно оставаться никакого места.

В заключение признаюсь, что у меня нет личных счетов ни к о. Александру, ни, тем более, к о. Владимиру, и даже к лжепророку Береславскому, но есть серьезная обеспокоенность, что по их «милости» гибнут души, не просвещенные в Православии, но пытающиеся искать истину там, где ее невозможно обрести.

И наконец, приведу отрывок из открытого письма о. Александру Меню, написанного в 70-е годы ХХ века. Авторство приписывается церковным преданием митрополиту Ленинградскому Антонию (Мельникову). Автор пишет, что кто-то «особенно заинтересован иметь в Православной Церкви своих “постовых”, которые встречали бы людей, искренне идущих к Истине, и... провожали бы далеко в сторону от нее, стараясь, однако, уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких “постовых”— под видом правды проповедовать ложь». А далее автор недвусмысленно утверждает: «Таким “постовым”... в Православии и являетесь Вы, отец Александр. Это Ваша давняя, продуманная и добровольно на себя взятая миссия. Мне известно, что Вы сами это хорошо знаете... Одним из Ваших орудий... является подмешивание в Православие, основанное на святоотеческом Предании и святоотеческом духе, различных чужеродных примесей из области западного Богословия, философии, мирской и обмирщенной науки и т.п. Это — подмешивание в учение Духа Святого антидуховных плотских мудрований, что выдается и принимается за “широту взглядов”, модную в наше время в некоторых околоцерковных кругах».

Пример священника Владимира Лапшина пусть насторожит многих. Ласково обращаясь «родные мои», постоянно говоря о свободе во Христе вне догматов и вне послушания священноначалию, о. Владимир приведет вас ко Христу мифическому в протестантском его понимании, ибо учителями своими он имеет не святых Отцов Церкви, а сомнительных мудрователей в виде прот. Александра Меня, прот. Александра Шмемана, монахини Марии Скобцовой. Этот путь, возможно, опаснее сектантского, так как под видом Православия проповедуются антицерковные учения, цель которых — постепенно насаждая «протестантизм восточного обряда», низвести Православие до уровня ложного христианства.

Татьяна ПЕТРОВА


[1] О том же учили и Глинские старцы, известные своей высокой духовностью. «Те, кто причащаются каждый день, — это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Из поучений Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974). — Прим. ред.

 

2006 год.

Благодатный Огонь № 15


От редакции: См. также: Н.Каверин. Смердяков от православия.




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

София 18.09.2020 в 06:50:18

Дорогая Татьяна Петрова, изучила вашу СТАТЬЮ с великой к вам благодарностью и надеждой, что вы прочитаете мой отзыв. Ваша статья очень помогла осознать, наконец-то, недоумения. Мне не хватало опытного знания и пояснения. В прошлом обучаясь в адвентистской семинарии (духовной академии), книги пр. А. Меня, А. Шмемана были у нас в качестве учебников. Это было то "желанное" для протестантизма "Православие", и до сих пор представители школ А. Меня в тесной связи с ними в качестве "представителей "Православия". Протестанты используют выгодные по смыслу цитаты А. Меня в качестве аргументов против православных людей, которыми им "заграждают уста", когда те не понимают сути.
Татьяна Петрова! Благодарю вас за помощь, которой вы оплатили годами своей жизни! Низкий вам поклон. Читая вашу статью, душа содрогалась сколько вам пришлось все выстрадать на себе! Думаю, что вся та боль и манипуляции изменились сейчас в добро для других: вы можете этим опытно поделиться!

Роман 09.09.2019 в 21:25:57

«Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня».
Да никуда кроме как в католицизм...

р.Б.Ирина 11.09.2015 в 08:36:59

Мда... Очень поучительная история. Весьма типичная для нашей душевнобольной "интеллигенции". И комментарии хорошие. Спасибо.

Агапит 10.09.2015 в 19:14:27

М. Яблокову.
Ну, может, ты и прав, может, там ускоренный порядок и был из-за того, что их мать нуждалась в лечении. А веру они, я думаю, поменяли потому, что продали Христа за 30(?) шекелей, оправдывая себя тем, что всё равно Б-г один во всех религиях, чему учил не только покойный о. А. Мень, но и многие современные богословы и иерархи.

М.Яблоков 10.09.2015 в 16:30:04

Агапиту.
///эмигрировали в Израиль. А там заполняют анкету, согласно которой гражданство получают или иудеи, или атеисты (хотя отдельные исключения возможны).///
Это не так. В общем порядке получения гражданства в анкете такого нет. Только в ускоренном и без исключений.

Агапит 10.09.2015 в 13:46:58

Ирина Фр. 10/09/2015 в 13:18:38
***Да, увы, нигде не ориентируюсь.*** ***Спасибо, выучу это и буду знать***
Дык учите матчасть. Вон, с Яблокова примеры берите, с Бригадира. Очень подкованные товарищи. А то Вы всё больше анекдоты про Штирлица :)

Ирина Фр. 10.09.2015 в 13:18:38

Агапиту.
///видно, что вы не очень хорошо ориентируетесь в Новом Завете. Как и в истории.///
Да, увы, нигде не ориентируюсь. Ловко вы меня вывели на чистую воду. Штирлиц стоял на крыше кнессета и махал знаменем Хизбаллах. Никогда еще он не был так близок к провалу.
///Да будет вам известно, что черта оседлости предназначалась для расселения именно иудеев, а т. наз. "выкресты" получали вместе с крещением и всю полноту гражданских прав.///
Спасибо, выучу это и буду знать. Ой!!! А не об этом ли многострадальная русская пословица про еврея крещеного? Наверное, нет, опять я все перепутала.

Агапит 10.09.2015 в 11:37:39

"Пришел к своим, и свои Его не приняли." (Иоанн, гл. 1)
***Крещеный еврей - это что зашитый алкаш.*** (М. Яблоков) :)
За ссылку на царского священника - спасибо. А вот был ещё один, архимандрит Неофит, бывший раввин, свидетель обвинения по делу Бейлиса. Так что разные бывают люди. Но, безусловно, еврейство покойного прот. А. Меня сквозило через всё его творчество. Тут не прибавить, не отнять.

М.Яблоков 10.09.2015 в 10:38:54

Спрашивается: был ли Христос прирожденным иудеем? ... сам-то Давид был гораздо менее иудеем, нежели как это обыкновенно допускается. Несомненно, прабабка Давида, Руфь, — моавитянка. Не имеется такого же буквального свидетельства библии об иноземном происхождении и Давидовой матери, зато неоднократное указание на «меньшего сына» Иессеева, отрока «белокурого, с красивыми глазами и лицом», подкрепляемое таким важным обстоятельством, что Вифлеем располагался в стране, густо населенной аммореями, наводит на мысль об амморейской родословной жены Иессея. «Не был ли Давид наполовину или на три четверти аммореем?» родился не в какой-то досужей фантазии, а имеет глубокий raison d’etre. Haследник Давидов Соломон произошел от матери-хеттеянки, чем и объясняется его претившая подданным политика. Матерью Ровоама была едва ли израильтянка или иудеянка, а вернее иностранка. Пресвятая Дева, несомненно, происходила из «дома Давидова», но только не в приемлемом для иудеев смысле. В совершенном благоговении пред церковным преданием можно и должно признать происхождение Пресвятой Девы «из дома Давидова», но только без чисто иудейского самомнения, отметающего из царственного рода последнюю каплю чужеземной крови. по глубокому замечанию св. Философа Иустина, а так как невидимое есть прообраз видимого, то позволительно думать, что, по вопросу о происхождении Девы Марии из «дома Давидова» необходимо значительно расширить вместимость последнего, отнюдь не обезличивая самого «дома». Таково «иудейство» Богоматери; не иное оно также и у Самого Христа. Достаточно только одного взгляда на древнейшие Его изображения в христианских катакомбах, чтобы махнуть рукой на сделавшееся неотвязчивой idee fixe иудейское представление о Лице Спасителя. ("Иудейский вопрос". Евгений Аквилонов, протопресвитер Русской армии и флота, богослов).

Агапит 10.09.2015 в 08:44:40

Моим оппонентам!
Полагаю, что Владимир Юрганов 09/09/2015 в 18:20:49 достойно ответил всем вам вместо меня.
Ирина Фр.! Приведённая мной цитата принадлежит апостолу Павлу, это не из Евангелия. Разницы нет, но видно, что вы не очень хорошо ориентируетесь в Новом Завете. Как и в истории. Да будет вам известно, что черта оседлости предназначалась для расселения именно иудеев, а т. наз. "выкресты" получали вместе с крещением и всю полноту гражданских прав. В Царской России в документах не было графы "национальность", но указывалось вероисповедание.
Михаилу Яблокову отвечу, что приведённая им цитата относится опять-таки к жидам, но не к крещёным людям еврейской национальности. Сам великий Павел писал о себе, что он "Еврей от Евреев, по учению фарисей." Перечитайте Рим. 9-11 главы и не превозноситесь!

М.Яблоков 09.09.2015 в 13:24:47

Агапиту.
"Стих 25: И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. - И до настоящих дней продолжается это заклятие над иудеями, и кровь Господа не снимается с них. Поэтому и говорится через пророка Исайю: Если вымоете вы пред Мною руки, Я не послушаю вас, ибо руки ваши полны крови. Вот прекрасное наследие, которое иудеи оставили детям: Кровь Его на нас и на детях наших!" (блж. Иероним Стридонский).

Ирина Фр. 09.09.2015 в 13:07:17

Агапиту.
/// но вообще-то это грешная пословица. Вспомните, что «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.///
Всемирное воплощение великих нравственных максим Евангелия - удел не этой жизни. Евангелие ничего подобного не обещает. А обещает нечто противоположное вообще-то. Об этом и статья.
Пример. Сидит немаленькая кучка людей с крестами, хором называет себя православными и яростно охраняет квадрат земли 40 на 50 м. Говорят - собачкам нашим гадить некуда, и дети наши тут голыми загорают, а вы хотите тут строить храм! Не попирайте наши права! Ни пяди русской земли не отдадим, запевай "Катюшу"!

Ирина Фр. 09.09.2015 в 12:48:27

Агапиту
///И одна цитата апостола Павла для меня дороже всего коллективного народного мифотворчества.///
Екатерининская черта оседлости - тоже часть народного мифотворчества? Наверное, наши предки хуже нас знали Евангелие?

Агапит 08.09.2015 в 21:58:29

"Учи, Агапите, Нравственное богословие!" (С. Бригадир)
А ты, Бригадире, ознакомься с проповедью свт. Луки Крымского "О том, что Божия Матерь была еврейкой". А что до народного опыта... в коллективном бессознательном бывает немало тёмных инстинктов. Поэтому я не демократ. И не юдофил. И одна цитата апостола Павла для меня дороже всего коллективного народного мифотворчества. Бабьи басни и предания старцев. Пока!

Сельскiй бригадиръ 08.09.2015 в 20:56:08

Агапиту от сельского филолога
@но вообще-то это грешная пословица.@
Пословица - это короткое предложение, содержащее народную мудрость, появившуюся эмпирически, в результате многовекового наблюдения и жизненного опыта народа. Это также форма народного поэтического творчества, иносказание с дидактическим уклоном. Так что пословица быть "грешной" уж никак не может. Учи, Агапите, Нравственное богословие!

Агапит 08.09.2015 в 18:53:53

@Вдруг чета вспомнилась старая русская пословица "Вор прощеный - что конь леченый и что еврей крещеный" )))@ (Ирина Фр.)
В контексте статьи шутка уместна, но вообще-то это грешная пословица. Вспомните, что «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3, 27-28).

Ирина Фр. 08.09.2015 в 02:10:02

Владимиру Юрганову.
///Множество евреев, будучи православными верующими, несут веру Христову.///
Вдруг чета вспомнилась старая русская пословица "Вор прощеный - что конь леченый и что еврей крещеный" )))

Адриан 07.09.2015 в 23:57:52

По всем признакам время последнее. И оно должно, по слову Христа, наполниться лжепророками. Св. Отцы еще в давние века предупреждали, в последние времена не будет правильного учения. Кто хочет спастись, должен будет учиться по писаниям древних Отцов. Это должно быть нашим правилом. И просить для этого разумения у Господа. Или пользоваться книгами Свт. И.Брянчанинова, приведшего древних Отцов в одно — доступным языком.

Владимир Юрганов 07.09.2015 в 21:24:04

Благодарю Екатерину Домбровскую. Опередила мой ответ Юлии. Ответ замечательный, без моей горячности

Сергей Владиславович 07.09.2015 в 20:27:24

Спаси Господи и помилуй рабу Твою Татиану за столь назидательно-предупредительную исповедь.
Слава Тебе Сыне Божий, вразумляющий нас Словом!

Михаил 07.09.2015 в 19:47:41

А.Мень, А.Шмеман, И.Мейендорф и иже с ними - ВСЕ неправославные, модернисты-обновленцы, ставящие свои субъективные мысли выше Св.Писания, Предания и духовного разума св.отцов Христовой Церкви... Господи, вразуми!!! +++

М.Яблоков 07.09.2015 в 17:41:58

Все эти "священники" по большому счету являются язычниками-теософами. Закон диалектики о единстве противоположностей они применяют не только в отношении твари, но вводят в само естество Творца. Их "бог" проявляет себя иногда как добрый, а иногда... как злой. Бог и диавол у них в одном лице. Зло для них имеет точно такую онтологическую основу, как и добро. Таким образом, они прикровенно исповедуют сатанизм.

Пётр Цыганков 07.09.2015 в 17:19:33

Могу подтвердить правдивость этих слов... В своё время общался с последователем о. Александра Меня, он окормлялся (и его семья) у о. Владимира Лапшина. Со слов знакомого, каждый день молился о. Александру Меню, была дома икона Меня. Тогда я подумал, что это отдельно взятый случай, не очень здоровый. Оказывается, всё это делается по "благословению" о. Владимира Лапшина...

Ирина 07.09.2015 в 16:09:44

Тут православных обвиняют в нехристианском поведении. Якобы мы осуждаем Меня. Так вот, как раз очень православно говорить о ереси, что это ересь. "Люби грешника и ненавидь грех". А что же такое ересь как не самый страшный грех, который не смывается даже мученической кровью. Мы всего лишь называем вещи своими именами.

Николай Обухов 07.09.2015 в 15:25:18

А это что за уголовная морда? Третий сверху.

Антон Мацнев 07.09.2015 в 12:10:59

В 1988 г., в параллельном классе, школы где я учился, сформировалась прекрасная пара двух молодых людей, которые стремились как казалось бы к вере. Но что печально, наставником девушки был прот. Александр Мень. И вот когда, Меня убили, начались проблемы, тогда уже молодой семьи. Девушка впала в жуткую депрессию и ее состояние явно свидетельствовало, что верила она не в Христа, а в Меня. Так как я был в общении с этой семьей, я пытался объяснить ей, что Мень не был тем священником, которого стоило бы слушать и так привязываться к нему. Молодой человек, который имел более трезвый ум, так же пытался ей помочь, но все напрасно. За тем депрессия переросла в полное ослепление и все оказались врагами. В итоге развал семьи. Я думаю это не единственный случай трагичных последствий деятельности Александра Меня, наверняка есть еще более трагичные. Но и сегодня есть "Мени", как справедливо заметила автор, не менее опасные чем прототип. Сколько сейчас священников, зараженных производной ереси Оригена проповедуемой профессором Осиповым, последователей Меня, Флоренского и других ересеначальников. Некоторых из них, народные массы чтут как прозорливых старцев...
Если кому интересно, вот ссылка на заметку, про одного из модернистов: https://www.facebook.com/anton.aleksa/posts/834837013258123

Ксения 22.03.2015 в 22:36:54

Спаси Вас Господь, Татьяна! Многое встало на свои места. Знала лишь очень поверхностно об этих батюшках. Слава Богу, что никак не могла почитать шмемана, хотя один батюшка мне очень его хвалил, я себя ругала, что никак не могу собраться прочитать его размышления о литургии.
Слава Богу за всё! Помоги нам, Господи, устоять в истинной вере!!!!!

Екатерина Домбровская 03.09.2012 в 16:19:21

Юлии:
Уважаемая Юлия! Как же так вы нам запрещаете рассуждать и мыслить и анализировать деятельность тех или иных проповедников. когда мы предупреждены Самим Господом: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф., 7:15). Казалось бы, разве о. Александр похож на волка? Говорят, был обаятельный человек. Но вот беда - не обаятельностью пастыря мы спасаемся, а верностью пастыря Преданию Матери-Церкви - от догматов до аскетики и святоотческих заветов, которые во всем едины - consensus patrum. Тот, кто уже глубоко погружен в стихию Православия, умеет отличать подлинное вино от поддельного, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), а если новичок, новоначальный - ему как различать в такой тончайшей сфере, как духовная жизнь, которая диаметрально противоположна жизни мирской и "плотскому мудрованию", вино настоящее от поддельного? Вот и стараются люди, на собственном опыте и ошибках познавшие Истину, этим знанием и поделиться. Никто православного человека не заставит заткнуть уши и завязать глаза, иначе он не обретет спасительных знаний - природы христианского покаяния и смирения, христианского рассуждения и понимания духовной пользы.
Никто здесь не осуждает о. Александра - Бог Судия человеку. А вот дела и поступки, учение и качество духовного "вина" уж позвольте обличать в точности, дабы не потерпеть вреда. А вред тут такой, что на кону поставлена вечная жизнь человека и его спасение.
Другого пути, Юлия, нет, как молиться и думать, сравнивать с Писанием и Преданием. И помнить заповедь о не сотворении себе кумира. Бог вам в помощь.

Юлия 03.09.2012 в 13:19:06

К отцу Александру Меню отношусь с огромным уважением и любовью. А вы, дорогие друзья, не судите, и не судимы будете. Не обвиняйте других в своих заблуждения. Это как-то не по-христиански. Ю.

Наталья 15.08.2012 в 13:35:37

Статья написана в сентябре 2010 года. Обсуждение ее продолжается и в 2012 году. Спасибо Татьяне Петровой. Искренне и доступно. Актуально и по сей день.

Светлана 28.05.2012 в 16:58:57

Да уж... У меня есть такая знакомая... тоже всю жизнь то оккультизмом занималась, пока ребенок не стал колоться героином, потом "впала в православие" (по её словам), но как то её всё тянуло в храм, где проповедовал Г.Кочетков... Потом по каким то "старцам" ездила... На мой взгляд люди почему то хотят подправить православную веру под своё сложившееся мировоззрение и начинают искать, и им подсовывают то, что они искали. Помоги всем Господи!

М.Е. 29.03.2012 в 14:09:57

Бедный заблудший в индийские и лапшинские дебри Вася...

Василий 27.03.2012 в 16:25:47

Не понимаю, на каком основании о.Владимира Лапшина называют "горячим последователем о.Александра". На том, что он сам себя таковым считает? Этого недостаточно. Что касается "Бхагават-Гиты" - отец Александр ведь не называл ее богодухновенной, а только "книгой высокого духовного полета". Но разве это не так? Лично я полностью согласен с такой характеристикой.
Филиппу.
Пожалуй, отец Александр и в самом деле чересчур резко отзывался об о.Серафиме Роузе. Тем не менее, отчасти он прав. Это касается в первую очередь книги "Православие и религия будущего". Лично я не обнаружил в ней и тени сочувствия к индийскому народу, а только одно сплошное шельмование и выставление Индии чуть ли не как центра вселенского зла. Забывается при этом, что большая часть псевдоиндуистских учений, заполонивших Запад (а теперь и Россию), - по большей части, продукт собственно западного происхождения и с традиционным индуизмом имеет мало общего.

Филипп 09.03.2012 в 20:04:32

Cледует обратить внимание на один момент во взглядах о. Меня. При всей его терпимости к рерихам, блаватским и прочим сомнительным "махатмам", был человек о котором он высказывался неизменно жестко и категорично. Это о.Серафим Роуз, на первый взгляд это парадокс, что чужие ближе своих. Но это нормально для либерального христианства. Строго православный о.Серафим категорически неприемлем для Меня и его последователей по сию пору. Они даже фразу изобрели "духовный фашизм," про взгляды о. Серафима.

Михаил Ершов 08.03.2012 в 12:29:26

Был сегодня в городском храме. Слава Богу, многие женщины и мужчины (храм был полон) пришли в этот день помолиться Богу, Пресвятой Богородице, Великому Иоанну Предтече. Но дома многие без разбора смотрят, читают и слушают всех подряд. Про чисто светский разврат по телевизору я и не говорю. Здесь я имею в виду новых оригенов, ариев, несториев и их подпевал в красивой одежке. Лекции одного из них рекламируются, к сожалению, не только в МДА, а по всей России. Этот теолог занимается духовным развратом наших будущих пастырей, а заодно печется и о всеобщем спасении старшего поколения россиян. Более юные его коллеги тоже миссионерят, не жалея никого, даже не вспоминая о том, что ожидает их за соблазн малых сих. Наслушаются таких деятелей бедные люди и думают: как хорошо быть верующими - все спасемся. Поэтому уже и в глубинке либерально-фарисейская закваска квасит людей вовсю. См. http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/08/liberalizm_v_cerkvi/ Священноначалие за попущение таких "проповедей" и "миссионерства" ответит на Страшном Суде, а вот нам, рядовым священникам, диаконам, монахам и мирянам нужно уже сейчас задуматься о своём спасении и спасении душ пасомых. Этот гнилой либерализм, реформаторский и обновленческий зуд заразил уже многих, некоторых, по-видимому, безвозвратно. Поэтому и происходят в нашей жизни такие действа и выходки, которые даже в светском миропонимании нельзя отнести к норме. Берегитесь старых и новых лжеучителей и лжепророков! Держитесь веры Православной, учения Церкви Христовой и святых отцов! Ешё есть время к покаянию...

Людмила 29.01.2012 в 23:04:01

Наталье Ноздриной в ответ на принятие мер по борьбе с "богомерзской проказой".
Уважаемая Наталья! Я лично целиком и полностью в целом согласна с Вами. Действительно, давным давно уже пора принимать соответствующие действенные меры по недопущению распространения этой "проказы". Но, к пребольшому сожалению высшее наше Православное духовенство, начиная с Первого лица, по каким-то неведомым нам причинам молчит. Странно, но факт!
Но, с одним из предложенных Вами пунктов борьбы... я в корне не согласна. В частности, с п.3 "Перевести их в ЗАХОЛУСТНЫЕ ПРИХОДЫ (?) подальше от Москвы. Вопрос: а разве чада Божии разделяются на "столичные" и "захолустные"? Это первое. Хотя я очень понимаю Ваше истинное негодование, потому пишу Вам об этом не в упрек. Поскольку при повышенном эмоциональном внутреннем состоянии, как правило, "выскакивают" некоторые т.н. неосмысленные "издержки". Да, "захолустные" приходы нуждаются в истинной помощи в свете определенных духовных кадрах, в храмах, как таковых, и пр., но никак не в этой грязи. Причем эту "грязь" никаким домкратом не вывезти из град-столицы. Ибо они там, в "захолустье", просто не будут услышаны и видимы. Потому не так-то просто, как кажется на первый взгляд, от них избавиться. Кстати, в глубинках во все времена, как правило, верующие по своей внутренней чистоте, вере в целом как раз гораздо выше на голову верующих крупных регионов России, а тем паче столичных. Не в обиду Вам писано. Другое дело, не лишая этих "умников" определенного сана, во всем их внешнем обличии согласно уставного порядка отправить их на послушание в какой-либо самый глухой монастырь для прозрения. Ибо единение с Природой, т.е. ее Творцом, очень эффективно прочищает мозги. А если и это не поможет, то опять же в соответствии определенных правил придать их анафеме. Ибо эти личности есть самые злостные в истинном смысле этого слова РАСКОЛЬНИКИ и не просто раскольники, а еретики, живущие и работающие в самом лоне Православной Церкви, ублажая запад, которое уже давным давно пораженно этой "проказой". А мирян из этой же кагорты "умников" отсранить от занимаемых должностей как в соответствующих учебных заведениях (ужас, да и только!!! Будущее нашей Церкви !), так и в Православных СМИ всякого рода. Но, увы..., духовные "верха" молчат и бездействуют.
С большим уважением!

Михаил 17.01.2012 в 21:20:29

Хотелось бы, чтобы Татьяны и все православные христиане не читали такой бред, какой оставили по себе такие душевнобольные люди как А. Мень, Шмеман и ныне здравствующие неообновленцы. Прошу не купировать слово "душевнобольные", щадя некоторых почитателей этих одиозных псевдоправославных деятей (даже если эти почитатели носят митрополичьи рясы), потому что пора уже называть страшные недуги своими именами. Чему хорошему они и им подобные деятели могут научить? Ничему! Хотелось бы также, чтобы и к суемудренному творчеству таких профессоров как А.И. Осипов, Кураев и им подобным тоже подходили очень осторожно. А лучше всего, вообще их не слушать и не читать (...со строптивыми развратишися, - сказал пророк Давид)...

Николай 10.10.2011 в 13:42:58

На одном из своих "миссионерских" выступлений о.А.Мень на вопрос слушателей об оценке деятельности Блаватской и Е.Рерих обозначил их "достойными русскими женщинами"...

Юлия, Москва 20.09.2011 в 10:14:47

Антону.
>>Не верьте... >>
Теперь официально рекомендовано издательским советом:
Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета № 15 от 25 августа 2011 года
2.СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательским домом «Жизнь с Богом» книги протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий», предлагаемой к переизданию.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Предоставить издательскому дому «Жизнь с Богом» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий».
2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-115-1572.

Антон 19.09.2011 в 19:40:32

elene: Не верьте. То что - "Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал благословение на распространение во всех православных храмах трудов протоиерея Александра Меня" - это чистая фантазия Михаила Меня. Патриарх такого благословения не давал, и к трудам о.Александра относится весьма критически.

Наталья Ноздрина 12.09.2011 в 18:28:20

Дорогая Анна, некрасиво это, находясь в лоне Русской Православной Церкви, хулить Русскую Православную Церковь. А со сбитыми с толку "ищущими московскими интеллигентами" съехавшими от "проповедей" А.Меня и его последышей общалась я лично, и надо признаться не без горького сожаления и боли сердечной. Милостью Божией данного лжепастыря нет больше с нами! Горе нам, что яд его псевдохристианских воззрений все еще распространяется. Горе, что его апологеты массово продолжают уклоняться на путь погибели. Горе Вам, дорогая Анна, что не научились еще отделять пшеницу от плевел. Дай Вам Бог прозрения.

Наталья Ноздрина 12.09.2011 в 18:16:25

Читаешь, такая волна возмущения восстает! Еще одна история о едва не погибшей душе. Господь помиловал, Татьяна выкарабкалась. А сколь много таких же людей знаю я лично, души которых завели уже очень далеко по пути погибели ЛЖЕПОВОДЫРИ - александр МЕНЬ, георгий ЧИСТЯКОВ, георгий КОЧЕТКОВ, владимир ЛАПШИН - слепые, хромые, спесивые, но зато интеллигенты, блин. И сколь много каждый Божий день к ним присоединяется и еще присоединится и погибнет - вот что ужасно!! И что особенно возмутительно - то, что это происходит в самом центре Москвы - храме Успения Божией Матери в Успенском вражке в шаге от Кремля! Новодевичьем монастыре - жемчужине культурно-исторического наследия!!! В зданиях, являющихся памятниками архитектуры и зодчества и охраняемых государством! Массово посещаемых как туристами, так и "духовно ищущими интеллигентами"!! И какую духовную отраву обретают там эти люди?!! Это все равно что продавать наркоту в Третьяковской галерее. Почему их не выдворяют за МКАД, пусть лучше где-нибудь в Шатурском районе проводят свои псевдохристианские и антиправославные скопища, но не в ЦЕНТРЕ МОСКВЫ!!!
Была там и собственными глазами видела, что там творится. И это все под вывеской Московского Патриархата РПЦ! Я и сама вот также 5 лет назад туда зашла, не знала. Слава Богу, хоть уже являлась членом Церкви 12 лет, а то бы неизвестно чем это кончилось. Больно видеть и знать как расчленяется Церковь Христова. Неужели это происходит с молчаливого согласия священноначалия? Не возможно, невыносимо верить, что это так.
Призываю наших православных начальствующих отцов, наших дорогих пастырей РПЦ начать уже наконец борьбу единым фронтом с этой богомерзкой проказой:
1) обратится к ныне здравствующим из выше упомянутых "пастырей" открыто письменно в церковной печати за подписью всех наших архиереев, старейших иереев и авторитетных богословов с последним увещанием, с призывом к публичному покаянию;
2) если не подействует - запретить в служении, а еще лучше извергнуть их из священного сана;
3) перевести их в захолустные приходы подальше от Москвы;
4) развернуть широкую информационную войну бесовщине:
4.1) издавать и бесплатно распространять печатные материалы о душепагубности данных учений среди их прихожан, даже прямо на входе в эти храмы;
4.2) постоянно в проповедях на всех приходах пусть священники открыто их осуждают и всемерно предостерегают людей, а то все просто эту тему замалчивают, а люди думают, что все едино, и идут в погибель;
4.3) на радио "Радонеж" пусть будет хотя бы 15-минутная ежедневная передача с детальным рассмотрением всех постулатов их псевдохристианских доктрин с точки зрения святоотеческого учения и решительным их опровержением и анафематствованием! И предостережениям людям!
Ведь сколько людей этому верят! Знаю лично этих людей! Ездят в какие-то безумные ТЕЗЕ по 5 раз в год, наслушавшись всяких отцов георгиев чистяковых, а их собственные матери умирают на руках чужих людей голодные и брошенные!! Должна ежедневно набатно звучать эта тема, потому что сбитых с толку душ тысячи только в Москве, а не где-то по кухням, кулуарам, да слабеньким сайтам обсуждаться. Пора дать отпор уже всей этой либеральной вакханалии, дружно всем вместе.

Анна 12.09.2011 в 16:47:22

И не стыдно Вам. Зачем же сваливать на убиенного (чьей поклонницей, к слову, никогда не являлась, и тексты его никогда не были в моих руках) Ваши собственные заблуждения в плане Б.Ц.? Зачем в заголовке проводить незримый знак равенства между отцом А. и этой сектой, прочими несчастными тож? Это нечестно, я считаю. Или у Вас ума к тому времени своего совсем не осталось? Женской интуиции той же? Некрасиво как-то, уж извините. К тому же цитаты, вырванные из контекста, - опасная вещь. Видимо, Вы до сих пор этого не понимаете. Где, к примеру, о. Александр утверждал о богодухновенности Бхагавад-Гиты аналогично Евангелиям? Ну нельзя так, честное слово. Евангелия Вы читали в тот период? Что там сказано про "будьте мудры, как змии"? А что касается истерии, которой многие дамы подвержены, так это не к нему, а к Вам претензии. "Съехать" можно на чем угодно. В т.ч. читая самые православные книги, слушая самые православные лекции. Увы, это правда. И, знаете ли, в служении, насколько понимаю, его никто не запрещал. Да хотя бы викистатью почитайте о нем. С отзывами о нем Патриарха Алексия II. Или митр. Антония Сурожского и других достойных иерархов. Так что зря Вы так. С уважением, А.

elena 12.09.2011 в 16:35:36

prostite, menja gresnuju, NO JA NI4EGO NE PONIMAJA.......?????!!!!!!
Патриарх Кирилл: в каждом храме должны быть тексты отца Александра Меня
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал благословение на распространение во всех православных храмах трудов протоиерея Александра Меня, сообщил "Интерфаксу" в пятницу губернатор Ивановской области Михаил Мень. В эти дни глава региона участвует в мероприятиях памяти отца Александра и в научной конференции "Меневские чтения" в поселке Семхоз, в культурно-просветительском центре "Дубрава". В чтениях принимают участие более 200 человек – священнослужители из разных регионов страны, миряне Москвы, Московской и других епархий. Отец Александр Мень – проповедник, просветитель, религиозный философ, автор книг по богословию и истории религии. Он был первым советским священником, выступившим с проповедью на телевидении. Общий тираж книг отца Александра составляет около 7 млн. экземпляров, они переведены на 16 языков мира, а отдельные работы и статьи – на 40 языков. Источник: Интерфакс-Религия

иванов вано 12.09.2011 в 08:18:11

о. А. Мень проповедовал типичные масонские взгляды по вероучительным вопросам. И взгляды современных модернистских иудейских сект. Многие из них стоят на позициях религиозного синкретизма. Удивительно, но факт. И надо об этом ясно и четко сказать. Церковь будущего - это и есть церковь Антихриста, где под видом христианства и будут собраны "прогрессивные" христиане. Чудовищно! У меня нет информации, был ли отец Александр масоном. Но его деятельность очень похожа на деятельность масона. А вот Константинопольскому патриархату от братьев по ложам (начиная с Мелетия) "выпала честь" "реформировать" Православие. И это опора масонов в православном мире сейчас. Об этом надо говорить. Чтобы люди услышали это и знали об этом.

Анна 11.09.2011 в 14:45:40

Благодарю за статью

Юлия 22.08.2011 в 01:51:31

Спаси Вас Господи! Ваша исповедь многих может уберечь и направить на истинный путь. Я Вам очень благодарна!

Сергей Петров 09.05.2011 в 17:25:55

Мария Скобцева - бывшая революционерка, и ее представления о православии очень и очень своеобразные...Возможно, что ее мученическая гибель была искуплением ее грехов. Бог знает. Но мы должны знать и предупреждать других - что ее взгляды весьма и весьма специфические. И не святоотеческие. Ее взгляды - Бердяевско-оккультистские, а Бердяев - едва ли истинно православный философ. Благоволила она и Блаватской. Как монахиня она потерпела полное фиаско, ибо не понимала основ монашеской жизни СОВСЕМ.

иванов вано 09.05.2011 в 17:13:06

для Татьяны, комментарий от 07/09/2010:
нету такого учения у святых отцов. читайте святителя Иоанна Златоуста. мы ПРИЗВАНЫ к тому, чтобы мы могли причащаться ежедневно, но это не значит, что мы МОЖЕМ это делать. и готовы к этому. это десакрализация таинства. если вы реально считаете себя готовым к тому, чтобы причащаться 52 раза в год, то вы на опасном пути. гибельном. отцы высочайшей высокой жизни - наши современники - старцы не позволяли такого отношения. вы что считаете себя достойней и лучше святых отцов?

иванов вано 09.05.2011 в 17:05:12

Преподобный Кукша Одесский тоже самое говорил о причастии, что и отец Андроник (Лукаш). Серафим Саровский своим духовным чадам заповедовал причащаться в Великие и двунадесятые праздники и каждым постом. Всего не более 16-20 раз в год. И это заповедовал он МОНАХИНЯМ! Впрочем, любая модернистская община находится в состоянии прелести и, на самом деле, в руках бесовских сил.

Вадим 12.10.2010 в 23:51:14

«Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, - пишет Александр Мень, - а только мы одни истинная церковь - значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной!» Во как!
А вот святитель Игнатий Брянчанинов пишет: 
«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним». «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».

Алексей 09.09.2010 в 00:53:39

Полностью согласен с Галиной.
Из Катехизиса митрополита Филарета (Дроздова):
«340. Как часто следует причащаться Святых Тайн?
Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90)».

Галина 09.09.2010 в 00:16:07

Автор права относительни частого причащения. Это, кстати, можно прочитать и в Катехизисе свт. Филарета, как известно принятом РПЦ. Ну, а уж о причащении при этом без должного приготовления - а оно неизбежно при частом причащении - и говорить нечего: искушение да и только!

Татьяна 07.09.2010 в 10:17:23

В целом, полезный материал, предостерегающий от псевдоправославных учений и раскрывающий глаза на многие из заблуждений современного обновленчества. Хотелось бы только заметить, что я бы, например, не стала так легко клеймить мон. Марию (Скобцову), ее путь достаточно сложный и это, при всех ее заблуждениях, путь настоящего подвига. Так что только Господь ей судья. И второе. Учение о частом и даже ежедневном причащении - СВЯТООТЕЧЕСКОЕ. И если это частое причащение без должной м.б. подготовки, практикуют современные обновленцы, это не значит, что это учение ложное. Советую автору прочитать святоотеческие творения по данному вопросу и ознакомиться с суждением священноначалия РПЦ, мнением всеми уважаемых и строго православных пастырей по данному вопросу.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс