Богородица

Актуальные статьи

Еще раз о сверхчастом причащении

24.12.2017

Господь Иисус Христос обещал Своей Церкви, что «врата адова не одолеют ея» (Мф. 16, 18), но что они прекратят свои попытки одолеть ее — не обещал. Кончилось время лютых гонений и последующего бесправного положения Церкви, но пришла новая беда, точнее не новая, но с новой силой, о чем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал так: «Сейчас новообращенные христиане хлынули в Церковь и затоптали бывших, истинных, ибо все христианские нормы растоптали по своему разумению, не церемонясь» (Из писем отца Иоанна Крестьянкина. Соловецкий календарь. 2007, с. 271). Это вытаптывание проводится и слева, и справа. Здесь трудятся и кочетковцы, и борцы с ИНН, и лжестарцы, но, как мне кажется, основную опасность представляют разорители традиционной практики причащения Святых Таин.

Это разорение традиций в начале претерпел католицизм. Сокращение мессы, народный язык богослужения, отделение исповеди от причащения и т.д. — сокрушили остатки церковности у католиков (см. Т. Горичева. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. СПб. 1997, с. 16–19). К нам эти идеи из-за «железного занавеса» принес выдающийся экуменист митрополит Никодим (Ротов). Вот что о нем говорит митрополит Питирим (Нечаев): «При этом он нанес серьезный удар нашему традиционному благочестию. В поездках, например, он требовал, чтобы вся делегация непременно причащалась за каждой службой. А ведь ездили мы работать, работали днями и ночами, и нам было не до подготовки к причастию. Бывало, что и кофе пили за полночь» (Русь уходящая. Рассказы владыки Питирима. СПб., 2007, с. 284). Этими вольностями и сейчас заражены некоторые экуменисты.

Следующий шаг — знакомство с творчеством о.о. Афанасьева и Шмемана. Их идеи — священническое достоинство мирян, противопоставление страху Божию любви Божией, отделение личного подвига спасения души от общей жизни Церкви — наиболее ярко воплотились в общинах священника Георгия Кочеткова. В них с презрением относятся к личному подвигу, заменяя его общим причащением. В них отбросили страх Божий, заменив его агрессивной любовью с назойливыми братскими поцелуями — пародией на совершенную любовь, которая изгоняет страх (см. 1 Ин. 4, 18), приглашают к священнодействию мирян, которые читают Евхаристический канон, да еще в русском переводе. Яркая картина такой «религиозности» описана в журнале «Благодатный Огонь» (2007, № 16, с. 63–65).

Беснования кочетковцев отпугивают людей хоть сколько-нибудь здравомыслящих. Этим людям приготовлено блюдо «справа». Им на вид ставят св. праведного Иоанна Кронштадтского, монахов Афона — и их практикой оправдывают насаждаемое бесчиние, разрушающее благоговение к Святым Тайнам, чего у вышеназванных отцов не было и в помине. Главным же оружием «вытаптывателей справа» служит «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» (Москва-Ахтырка, 2004). Книга изобилует — прямо-таки оглушает! — многочисленными цитатами, а вникнешь — они иногда не соответствуют делу. За примерами ходить недалеко. В первой же части для доказательства обязанности непрестанно причащаться приводится текст: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Думается, что этот текст пришел на ум автору (или авторам) только потому, что находится близко от слова «непрестанно». Я имею в виду текст: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5, 17). Непрестанно молиться очень трудно, но некоторые святые отцы достигали того, что молитва совершалась ими даже во сне. Но непрестанно причащаться физически невозможно. Так и в телесной жизни. Непрестанно дышать необходимо, иначе умрешь. Но непрестанно питаться невозможно. Поэтому странно читать заключение первой части обсуждаемой нами книги. «Нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно. Итак, каждый теперь видит, что не позволяется православному нарушать это повеление, какого чина бы он ни был, но ему вменяется в долг и обязанность хранить это непременно, принимать это как Владычние заповеди и установления» (с. 28). Как видим, новые «Владычние заповеди» изобрела именно эта книга, которую сейчас так усердно рекламируют. Нигде в Писании нет (да и не может быть) заповеди о непрестанном причащении. Сам Господь причастил Своих учеников лишь однажды, как Он Сам сказал об этом: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: примите сию и разделите между собою; Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15–18). Если бы мы не были так слабы и удобопреклонны ко греху, то по сути дела достаточно было бы причаститься раз в жизни. Преп. Мария Египтяныня за весь свой 47-летний подвиг причастилась всего два раза — в начале и в конце подвига.

Мощным аргументом «правых вытаптывателей» является практика частого причащения в древней Церкви. Действительно, в Первенствующей Церкви причащались, кажется, довольно часто, но это требует дополнительного рассмотрения, так как преломление хлеба (см. Деян. 2, 46) сопровождало и Еммаусскую трапезу (см. Лк. 24, 13–35) и уж, несомненно, неевхаристическое насыщение пятью хлебами пяти тысяч (см. Лк. 9, 16). Более подробно описано частое причащение в первом послании ап. Павла к Коринфянам. Но ап. Павел увидел опасность такой практики, опасность профанации Таинства и указал последствия ее: болезни, смерть и вечное осуждение (см.1 Кор. 11, 23–30), что и послужило основой работы Церкви по недопущению недостойных к принятию Св. Христовых Таин.

Следует заметить, что и в древности практика частого причащения была вовсе не всеобщей. Об этом свидетельствует 34-е правило 2-го канонического послания свт. Василия Великого. Вот его текст. «Жен прелюбодействовавших и исповедовавшихся в том по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явными творити, да не подадут причины к смерти обличенных, но повелели стояти им с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния». Это означает, что большинство, имевших право причаститься, не за каждой Литургией причащались, иначе бы запрет этой женщине причащаться стал бы всем известным. О том же говорит и Златоуст, указывая, что в его время был обычай причащаться в Богоявление и Четыредесятницу.

Используют «вытаптыватели» и канонические правила. Правда, выборочно. Ведь, ни о чем так часто не говорят канонические правила, как о причащении. Я взялся было их посчитать — и сбился со счета. Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора — и их перетолковывают, следуя в этом «Книге душеполезнейшей» (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…» и 80-е: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…». В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила «верный») отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца — и только!

Рассмотрим 2-е правило Антиохийского Собора. Им отлучаются от Церкви: во-вторых «отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии», а во-первых «не участвующие в молитве с народом». Так что здесь речь идет не о благоговении или смиренномудрии (как говорит Зонара), а о начале отъединения от общения церковного, «уклонения» от него. Подобное случилось в нашем приходе, когда его возглавлял о. Иоанн (Крестьянкин). Он заметил, что одна благочестивая девица — чтица левого клироса — пост за постом не причащается. Он спросил ее — почему? Она молчит. Тогда он сказал ей — или в ближайший пост причастись, или сойди с клироса. Оказалось, ее мама считает всех попов (в том числе и о. Иоанна) «красными». После, когда стала расти слава о. Иоанна как святого и прозорливца, она вернулась в Церковь, покаялась, причастилась, и до сих пор поет и читает на клиросе. Так что ссылка на эти правила с целью оправдать сверхчастое причащение неправомочна.

Но помимо их есть море правил, запрещающих причащаться. Представьте себе: приходит к священнику на исповедь женщина и кается в аборте. Он ее разрешает, но говорит, что она должна будет причаститься только в 2018 году, как повелевает 2-е правило 1-го канонического послания свт. Василия Великого. Но к этому причащению через 10 лет она должна все эти 10 лет готовиться. Порядок подготовки можно прочитать в 75-м правиле 3-го канонического послания свт. Василия Великого. Правда, там отлучение от причастия — на 11 лет, но нам важен самый характер подготовки. «Три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений да изгоняется из Церкви, и да не удостаивается общения в молитве. Потом аще со слезами будет просити оныя и припадать ко Господу с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание и, таким образом, когда покажет плоды достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь». Такая практика вышла из употребления еще до крещения Руси. А почему? Потому что правила, содержащиеся в Книге Правил, были приспособлены во всех частностях к своему времени, а нам дают только общие принципы: сравнительную тяжесть грехов и необходимость не всех сразу допускать к причастию и всем вообще внушать необходимость как можно тщательнее и усерднее готовиться к причащению Св. Таин. Нам необходимо руководствоваться практикой наших отцов и дедов, т. е. практикой Синодального периода (хотя она гораздо древнее, о чем свидетельствует ее существование у старообрядцев). Причащаться не реже раза в год и не чаще раза в месяц (чаще только при угрозе смерти). Усердно не менее недели говеть (правда, по снисхождению, современные монахи сокращают этот срок до трех дней). Вот именно с целью уничтожить практику подготовки к причащению и внедряется практика частого причащения, причем внедряется с агрессивной настойчивостью.

Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению. Говорят, как ни готовься, все равно готов не будешь. Поэтому поститься не надо, исповедоваться не надо. Это в корне неверно! Вполне понятно, что если Царь пожелает быть в доме у нищего, Он будет видеть все его убожество — и нищий это понимает. Но все же старается все что возможно сделать — и пол помыть, и пыль обтереть, и паутину смести, и скатерочку, хоть изношенную и в пятнах, но постиранную, постелить. Иначе он рискует навлечь на себя гнев Высокого Гостя.

Но говорят, как же священники? Они часто причащаются без исповеди и поста. Неужели они все гибнут? К сожалению, такой возможности исключить нельзя. Златоуст говорит: «Не мню многим иереем спасенным быти». Это опасная служба, так как «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Поэтому Церковь, поскольку без священников обойтись нельзя, подвергает их двойному фильтру: в диакона рукополагают «благоговейнейшаго иподиакона», а в пресвитера избирают из наличных — «благоговейнейшаго диакона». Так возглашает архиерей, начиная рукоположение (я имею в виду возглашение: «Божественная благодать…»). И даже этот двойной фильтр не спасает от неблагоговейных священников. А это — страшная язва на теле Церкви.

Страшная беда — привычка к святыне. Зная это, Церковь и свои молитвенные тексты старается сохранить от обыденности. Одна из любимых и повторяющихся ежедневно молитв! «Царю Небесный…» запрещается к употреблению от Пасхи до Троицы. И как же трепещет душа верующего человека, когда на стиховных стихирах всенощной дня Св. Троицы впервые запоют: «Царю Небесный…». То же относится и к пасхальным песнопениям, которые позволено петь только сорок дней в году. Правда, преп. Серафим Саровский круглый год встречал паломников словами: «Радость моя — Христос Воскресе». Правда и то, что братия Псково-Печерской обители удержали «Пасхального батюшку» о. Иоанна (Крестьянкина) от ухода в иной мир пением пасхального канона. Но что будет, если мы все будем действовать так же? Здесь уместно вспомнить слова из 17-го правила Двукратного Собора: «…редко бывающаго не поставляя в закон Церкви, определяем…»

Хуже всего, что под шумок, пока идут споры, кое-где в Русской Церкви совершаются кощунственные действия. Вот пример из конца двадцатого века, о котором говорит проф. М. Дунаев.

«Вспоминаю эпизод на Международной конференции по Достоевскому, проходившей несколько лет назад в Старой Руссе. После нее состоялся банкет с традиционными возлияниями за полночь. Наутро, после плотного завтрака, мы приехали в Юрьев монастырь, когда уже шел Евхаристический канон. С нами ехал батюшка из Старой Руссы, он спросил: кто хочет причаститься? Желающие нашлись, человек десять. Священник отвел их в сторону, каждого поочередно накрыл епитрахилью — ни на что иное времени не оставалось — и благословил на приобщение Святых Христовых Таин. Они, гордые собой, подошли к Чаше и ожидали если не восхищения своим поступком, то хотя бы умиления. Ни о каких, конечно, правилах подготовки ко Святому Причащению, ни о необходимости говения речь не шла. Я заметил тогда, что нельзя профанировать Таинство. Мне ответили, что я не люблю людей, ведь они хотят причащаться, а я закрываю им дорогу к Богу. Поэтому я — душитель свободы, мечтаю вернуть сталинские порядки» (Проф. М. Дунаев. «Интеллигенция. Православие без берегов» // Сборник «Искушения наших дней». М., 2003, с. 300–303).

А вот пример из наших дней, случай в Касимовском районе. На работе встретились два сослуживца, и между ними произошел такой диалог: «Поздравь меня, я сегодня причастился! — Где это ты сподобился? — В таком-то селе, на храмовом празднике. — Да ты же вчера мясо ел! — Батюшка сказал, что это не важно, что все, кто сегодня находится в церкви, должны причаститься. Я и причастился».

Теперь представим себе, что в церкви могли оказаться люди после брачной ночи, да еще и прелюбодейной — ситуация в современном мире не невозможная — и они со всеми вместе причастились. Кто ответит перед Богом за такое поругание святыни? А ведь они, как и в случае, рассказанном проф. Дунаевым, могут считать, что они совершили богоугодное дело. Подобные факты приводили в ужас о. Иоанна (Крестьянкина). Он говорит: «…Совмещение человеческого с Божественным ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и незаконное сожительство уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истину грязью своего понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире — это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая, и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!» (Альбом «Свет Невечерний». Встреча со Старцем. С. 66–67).

Вспомним, что в Синодальный период была четкая норма частоты причащения: оптимальная — каждый пост, минимальная — раз в год, максимальная — раз в месяц; и устойчивая практика подготовки к причащению (о ней очень хорошо рассказано в книге свт. Феофана Затворника: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (М., 1991, с. 119–156).

Тот, кто желает разрушить эти традиции, обязательно должен опорочить, насколько возможно, Синодальный период.

Это делает, например, автор статьи «Царская Трапеза» («Православная беседа», 2007, № 5, с. 6), особенно в предисловии, напечатанном красным шрифтом. Оно начинается словами: «Могущественная десница Божия навела на Русскую Церковь (не на Россию, не на русскую элиту — а на Церковь!) огненный бич гонений в отмщение за массовое богоотступничество». То есть автор называет Церковь Синодального периода богоотступницею! Следующее обвинение Синодальной Церкви несколько мягче: «Если в Синодальный период среди людей (каких людей?) царила теплохладность к делу спасения, жестко обличаемая великими святыми: Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником, Иоанном Кронштадтским — то…». Спросим себя, кто эти обличители? Они же воспитанники «богоотступнической» Синодальной Церкви! Думаю, что в наше время невозможно найти архиерея или священника, хоть сколько-нибудь приближающегося к ним по благочестию. А ведь кроме них есть Серафим Саровский, Оптинские, Глинские и Валаамские старцы, не говоря уж о более неприметных монахах, молитвами которых — по видению преп. Серафима — как благовонным кадильным дымом была покрыта вся земля Русская. А убогие попики и учителя церковно-приходских школ, беззаветно и часто безвозмездно трудившиеся над духовным просвещением и нравственным воспитанием нашего народа? Так что нам всем — и пастырям, и пастве — надо много молиться и трудиться, чтобы хотя бы отчасти достигнуть духовного уровня Синодальной Церкви. По попущению Божию, революционная буря «разрушила до основания» старую Россию, а Церковь Русскую, на которую она обрушилась с особой яростью, сокрушить не смогла. А «велий сонм» новомучеников и исповедников Российских — откуда он взялся? Его воспитала «теплохладная» Синодальная Церковь, которую в свое время не смогли переделать на протестантский лад (т.е. погубить) ни Петр I, ни Екатерина II.

Автор статьи в «Православной беседе» в двух местах — красном предисловии (с. 6) и наверху стр.7 (2-й столбец) — пишет, что «именно практика частого приобщения дала силы телу Церкви для перенесения богоборческих гонений» (с. 7). На самом же деле все было наоборот. Насильственно отторгаемая от своих пастырей многомиллионная православная паства всеми силами держалась за традицию (что, к сожалению, помогает «сверхблагочестивым» обманщикам обольщать людей недоверием к священноначалию и вообще, к современному состоянию Церкви, чему, кстати, содействуют и «вытаптыватели традиций»). Частое причащение никогда не было хоть сколько-нибудь заметной традицией Русской Православной Церкви. А в 50-е годы ХХ века огромные районы страны были лишены действующих церквей и священников — и в центральных областях в летнюю пору отпусков приходилось крестить младенцев из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, которых привозили родители в отпуск. Там годами не причащались, но очень многие считали себя православными людьми, что и обеспечило сегодняшнее «фантастическое возрождение». А наши «вытаптыватели» изобретают новые «сверхблагочестивые» практики и сбивают людей с толку.

Нашей главной заботой должно быть сохранение, а где-то — и восстановление норм церковной жизни, завещанных нам нашими святыми предками, чтобы современная Россия смогла восстановить свое право называться Святой Русью!



Благодатный Огонь № 18

См. также по теме:

Протоиерей Владимир Правдолюбов. Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

Священник Игорь Белов, Николай Каверин. Сверхчастое причащение и обновленчество

Алексей Горожанин. Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?


 




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Яблоков 10.01.2018 в 09:41:46

Александр:
@Практика редкого Причастия в синодальный период отражает упадок духовной жизни того времени@
Причем тут Синодальный период?! Он был всего каких-то 200 лет. Практика причащения 4 раза в год зафиксирована Номоканоном Мануила Малаксоса, которым руководствовалась вся Византийская Империя. Что, естественно, перешло на Русь по принятии Крещения. Так что ваши познания в этом вопросе оставляют желать лучшего.

Сельскiй бригадиръ 08.01.2018 в 23:53:51

Александру.
Из Ваших рассуждений получается, что "упадок духовной жизни", выражающийся в нечастом причащении, прекратился только с началом Перестройки в СССР.
Следует помнить, что со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне Русской Церкви причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.
На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).
Свт. Игнатий (Брянчанинов; †1867) писал о частоте причащения для мирян так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370). В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни... Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).
А вот очень значимое поучение знаменитого глинского старца ХХ века преподобного схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974), которое должны помнить все православные христиане: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).

Александр 08.01.2018 в 23:37:31

Покойный о. Кирилл Павлов на вопрос о Евхаристии говорил, что в наше время необходимо Причащаться 1 или 2 раза в месяц. о. Алексий Мечев также своих чад благословлял приобщаться часто. Свт. Игнатий, будучи учащимся военного училища, приобался каждое воскресенье, к чему призывал и своего друга - Михаила Чихачева. Практика редкого Причастия в синодальный период отражает упадок духовной жизни того времени (о упадке христианства 18-19 вв. пишет в своих трудах свт. Игнатий Брянчанинов)

Андрей 04.01.2018 в 00:41:27

http://pravoslavie.ru/59754.html - хорошее мнение о Клеопы (Илие) по этому вопросу.

Михаил Яблоков 24.12.2017 в 19:41:18

Лидии.
@Хотя официальная линия в Церкви сегодня именно на частое причащение@
Это не официальная линия Церкви. Официальная линия Церкви всегда святоотеческая! Церковь - это в первую очередь святые отцы. А это - линия модернистов и неообновленцев, дорвавшихся до власти.

Лидия 24.12.2017 в 17:57:43

Слишком часто причащаться обычному грешному человеку, на мой взгляд, нельзя: не будет благоговения. Для себя выработала "норму" - 1 раз в месяц или в два месяца. Знаю людей, которые часто причащаются, и чувствую, что у них "магический" подход к Величайшему Таинству - нет трепета и волнения. Хотя официальная линия в Церкви сегодня именно на частое причащение.

Михаил Яблоков 24.12.2017 в 16:59:04

А вот интересное утверждение одного из колливадов - сторонников сверхчастого причащения для монахов Афона:
"И не о том мы учим, чтобы приступать каждый день, как на нас клевещут. Но полагаем, что если и найдется кто-либо так поступающий с должным приготовлением, он не будет осужден за это постоянство, имея защитниками Святых и собственную совесть. Так мы рассуждаем о страшном Причащении. Тому же, кто говорит, что нет для этого необходимости в приготовлении посредством покаяния и исповеди и в возможном очищении, анафема да будет" (прп. Афанасий Паросский).
Так что не надо модернистам и профанаторам таинств ссылаться на колливадов.

Галина 24.12.2017 в 16:22:57

Статья прот. Андрея Правдолюбова мне очень понравилась - взвешенностью, в наше-то время так "спресовалось", и надо успеть сделать и то, и это, ... а ещё и желательно приобщиться Святых Таин. Надо быть честными, ведь благодати не чувствуем в таком жизненном круговороте ... И тогда не будем жаловаться на выгорание.

Евгения 22.04.2014 в 20:58:44

Спаси Господь! В соборе, куда я хожу, я тоже вижу некоторых прихожан, которые по меньшей мере за каждой воскресной Литургией причащаются и на все большие праздники (может, и чаще?), что меня приводит в смущение. Они так уверенны, а я каждый раз смущаюсь, когда стою в сторонке. Примелькалась таким образом одному священнику (их много в соборе служит) и попала как-то ему на исповедь впервые за трехлетнее посещение собора, так он счел, что я вообще не имею представления, что происходит в храме, цели богослужений и т.п., хотя это не так. От моего личного маленького опыта могу сказать, что я просто не выдерживаю такого частого духовного напряжения, как подготовка к Причастию. Для меня это очень тяжелый душевный труд (да и физический), который еженедельно просто не понести, тем более при прочих мирских обязанностях. Вот и получается примерно раз в два месяца. Пробовала чаще - реально тяжело, не понести. Это же теснейшее общение с Господом! Какими нужно нам самим быть чистыми, чтобы св. дары не ложились в тебя камнем. Простите!

Гость 10.01.2014 в 13:27:50

Кто дерзнет причащаться каждый день или ежелитургийно? Не знаете ни одного примера? Да сколько угодно примеров. Несу клиросное послушание, а по сему знаю в лицо прихожан. Литургия служится в приходских храмах по воскресным дням и большим праздникам, вот и причащается каждую литургию почти весь храм, если случается праздник в субботу или понедельник то причащаются два дня подряд одни и те же люди. Одна знакомая по клиросу мне лично говорила как хорошо ей, когда она каждый день причащается, другая заметила что с ней творится что-то неладное от еженедельного приобщения и оставила эту практику (из этических соображений не буду называть ни храм ни епархию, впрочем это и без надобности, т.к. почти постоянно в разных местах только и слышится: "причащайтесь чем чаще, тем лучше").

Михаил Ершов 09.11.2013 в 12:47:34

... Священномученик Арсений (Жадановский) очень верно описал такое состояние: "Прелесть — это извращенное, неправильное внутреннее наше настроение, якобы высокое, духовное, но на самом деле фальшивое, обманчивое, поддельное, показное, — это то внутреннее наше состояние сердца, о котором святой апостол Павел говорит, что можно иметь только образ благочестия и быть лишенным силы его... Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему вовлекать в духовную гордость сатана так стремится и всех рабов Божиих. Духовная гордость — его грех. Возгордившись, сатана удален был от Господа и низвержен в преисподнюю. То же падение ожидает и всех нас, если мы будем вовлечены, чего не дай Бог, в духовную прелесть. Жизненный опыт и писания духовных отцов указывают массу тому примеров; при этом тех, которые вовлекаются в прелесть видения духов, обыкновенно ожидает постыдное посрамление, а вторых, возмечтавших о себе, — нравственное падение и часто даже самоубийство." http://blagogon.ru/digest/276/

Владимир Юрганов 22.10.2013 в 22:21:22

ответ Любови 16/10/2013 в 10:18:40
Верные - это которые верны Православию, а не вывертам батюшки. Задача прихожан - пожаловаться на этого зарвавшегося попа в епархию.

Владимир Юрганов 22.10.2013 в 22:19:33

царебожие - такой же модернизм, и ему не должны быть места среди Православных. Одни требуют одного нововведения (заменить церковнославянское богослужение русском современным, на коленке сочиненным), другие требуют другого нововведения (всеобщего покаяния в чужих грехах, совершенных до крещения)... Ничем не отличаются - оба модернизма равно мерзкие.

андрей 21.10.2013 в 18:29:05

Слава Богу за всё! Искренне благодарю всех! Лично для меня наше обсуждение было очень познавательным, надеюсь, что и для других тоже. Много чего узнал нового. Как говорила игумения Арсения (Себрякова +1905): Я люблю поспорить, когда дело идет о различии мнений, но при различии духа спор невозможен и лучше молчать. Дай нам всем Господи спастись и в разум истины приидти!

Сельскiй бригадиръ 21.10.2013 в 17:57:14

Уважаемый Андрей.
Все приведенные наставления святых подвижников Церкви Русской, несмотря на некоторые их различия, являются подлинной и живой православной практикой причащения для мирян и в наше время; они полностью вписываются в традицию Русской Православной Церкви. Причащается ли христианин раз в две недели или четыре раза в год — это должен в каждом конкретном случае определять духовник, но при любом из этих временных промежутков между принятием Святых Даров не нарушается многовековая церковная традиция, сложившаяся в Русской Церкви: всегда остается время для говения, для поста перед причастием, для надлежащей молитвенной подготовки, включающей в себя традиционные молитвенные правила перед причащением, для посещения храма накануне причащения (суточный богослужебный круг) и, самое главное, — для исповеди в своих грехах перед причащением, дабы приступить к принятию Святых Таин с омытою от грехов душой.
При более же частом — ежелитургийном причащении, на котором настаивают иные либеральные священники и практикуемом ныне в обновленческих общинах, – ничего из вышеприведенной традиционной подготовки к причастию выполнить практически невозможно. Современные прихожане обновленческих общин из-за сверхчастого причащения не постятся перед принятием Св. Таин; подготовительные молитвы (не говоря уже о трех канонах) перед причастием или сокращены до неприличного минимума, или отсутствуют в обновленческой практике вообще. Они утверждают, что сама литургия с ее песнопениями и чтениями является наилучшей подготовкой к причастию; исповедь перед причастием или носит формальный характер (а по сути упраздняется — набрасывается епитрахиль без всякого исповедования грехов и выслушивания их священником), или отсутствует вообще. В своих «Дневниках» авторитетный для всех обновленцев американский протопресвитер Александр Шмеман так прямо и пишет: «Лично я вообще бы отменил частную исповедь» (с. 35).

Сельскiй бригадиръ 21.10.2013 в 17:39:17

Уважаемый Андрей.
Со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.
Ответ святителя Димитрия Ростовского (†1709).
«Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?
Ответ: Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным — поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).
На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия:
«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).
Свт. Игнатий (Брянчанинов; †1867) писал об этом так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370).
В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни... Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).
Покаяние является неотъемлемой частью в процессе духовного и нравственного возрождения каждого христианина. Особенно необходимо оно при подготовке к причащению Святых Даров. Более частое причащение может являться только лишь следствием (а не причиной) усиленного подвига покаяния, постоянного духовного совершенствования, а это невозможно без осознания своей греховности, которое и приводит кающегося к исповеди. Искусственное учащение мирянином причащения без подвига сугубого покаяния и без исповеди прегрешений как раз и может привести к тому, о чем предостерегает апостол Павел (1 Кор. 11, 27–30).
Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878), связанный духовной дружбой с Оптинским старцем Амвросием, учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).
Вот высказывание преп. Макария Оптинского (†1860): «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156–157).
Первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий (†1860), и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) причащались один раз в месяц.
О частоте причащения для мирян говорится также в трудах свт. Феофа­на Затворника (†1894): «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (т. I, п. 185, с. 206). «Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т. III, п. 500, с.177).
И еще свт. Феофан пишет следующее: «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» (т. IV, п. 757, с. 254, 255).
Эта последняя рекомендация свт. Феофана Затворника почти дословно согласуется с рекомендацией духоносного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина; †2006), который рекомендовал своим духовным чадам причащаться раз в две недели.
Примерно те же наставления содержатся в заповеди преп. Серафима Саровского (†1833) инокиням Дивеевского монастыря: «...5) Приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию и во все дванадесятые праздники» (из «Краткого жизнеописания старца Серафима Саровского», 3-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. Казань, 1900. С. 80–81). Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян.
Преподобный Варнава Гефсиманский (†1906) в своих письмах советовал сестрам Иверской Выксунской обители: «причащаться во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще». Как видим, учащение причащения старец Варнава связывал только лишь с болезнью.
Оптинский старец преп. Варсонофий (†1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание...
— Что это о. Иероним сегодня причащается?
— Ему разрешил старец.
— Но отчего?
— Ему явился диавол чувственным образом, и он совсем расслабел.
— А... Ну тогда понятно.
Впрочем, исповедоваться можно всегда, даже каждый день, и у нас исповедываются очень часто» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).
Сильное падение нравственности и духовности наблюдалось в России в предреволюционный период, что потребовало в свое время даже введения государственного контроля об обязательном причащении православных как минимум один раз в год. Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский (†1908) в это время призывал народ обратиться к истокам своей духовности, церковной жизни, соблюдению постов, отеческой вере, и, как следствие, к более частому причащению (чаще, чем один раз в год). Одновременно отец Иоанн Сергиев предостерегал: «После недостойного причащения Святых Таин, случается, входит в людей сатана». «Приступающим недостойно к Святым Таинам, Господь этого не простит, а взыщет, и строго взыщет».
Епископ Антоний (Флоренсов; †1918), пребывая с 1898 года на покое в Донском монастыре, считал себя недостойным причащаться чаще, чем один раз в каждый из постов.
Ещё раз очень значимое поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974), которое должны помнить все православные христиане: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).
Как видим, все эти высказывания святых и подвижников благочестия предостерегают от равнодушного, без страха Божия причащения Святых Христовых Таин.
Исповедник ХХ века преподобный Севастиан Карагандинский (†1966), который был келейником великих Оптинских старцев Иосифа и Нектария и проведший после закрытия Оптиной пустыни шесть лет в ссылках и лагерях, часто говорил: «Подойти к Чаше Святых Таин — это не все равно, что подойти к столу к чашке супа или к чашке чая».
Оптинский старец преп. Никон (†1931) пишет: «Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равнодостойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству» («Кладезь мудрости». М., 2005. С. 93).
И наконец отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».

андрей 21.10.2013 в 17:10:21

Уважаемый Сельский Бригадир…
Мне уже приходилось Вам упоминать, что про обновленцев мне известно не по наслышке. Я сам из бывших кочетковцев, и то, что Вы говорите о них, вычитав из их книг, мне известно из моего личного горького опыта. Я благодарен Богу за то, что у меня был такой опыт в моей жизни, потому что на сегодняшний день для меня ясно, что так, как живут кочетковцы, в Церкви жить просто нельзя, ещё потому, что это протестантизм в чистом виде, и много ещё чего там понамешано. И у меня благодаря такой вот прививке выработался иммунитет ко всякому обновленчеству и либерализму.
Я не собираюсь сейчас оправдывать Георгия Кочеткова, но то, о чём Вы смеете утверждать, как говорят, не имеет место быть. Насколько мне известно, то Георгий Кочетков никогда и никого не благословлял на причащение каждый день (кроме того случая, когда их т.н. «братства» едут в свои паломничества, тогда у них есть на это благословение, но это ещё не означает, что они и впрямь будут так поступать, потому что многое зависит от того батюшки к которому они идут на исповедь, бывает и такое, что их просто выгоняют из храма)! Причащаться на каждой Литургии, для кочетковцев означает следующее: в обязательном порядке быть на вечерней в субботу и на Воскресной Литургии, плюс особо значимые для них праздники (это праздник Сретения Господня и праздник Преображения) и на этих воскресных службах причащаться, но не каждый день! Прошу заметить, что это не одно и тоже!
Но разговор идёт в принципе не о практике обновленцев. Я уже несколько раз спрашивал и Вас и других, известны ли Вам те миряне, которые бы причащались за каждой Литургией? Мне нет. Такого никогда не было, и вряд ли будет. Да это и в принципе невозможно! Чтобы такое случилось, надо как минимум нигде не работать и при этом не вылезать из храма Божия! А такого ещё никогда не было. Может я и ошибаюсь, но тогда приведите хотя бы один такой пример, когда бы кто-нибудь из мирян когда-нибудь причащался каждый день. Если у Вас нет такого примера, то дальнейшее разглагольствование по этому поводу считаю просто не уместным. И по крайней мере, не стоит таким образом порочить память схиархимандрита Андроника (Лукаша), потому как буквально получается, что этот святой человек сам не понимал чего говорил. Вряд ли это так. Потому что таких мирян никогда не было, и вряд ли когда будут. Скорее всего святой старец имел что-то другое в виду, но нам об этом ничего не известно. И давайте оставим память святого человека в покое.
Вы знаете, я в духовных вопросах ничего не понимаю, и именно поэтому склонен слушать того, кто в них что-то понимает, лучших советчиков чем Святые Отцы, в духовных вопросах, мне кажется вряд ли можно найти. А они как раз почему-то очень часто говорят о том, что нужно чаще подходить ко Святой Чаше, при этом испытывая свою совесть, и с чувством покаяния и своего недостоинства. Примеры высказываний я уже приводил <...>
Воля Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей. <...> И как мы видим, Святые отцы наоборот осуждают тех, кто приступает к сему Таинству редко, и осуждают очень строго. И никакого разговора о «сверхчастом» причащении вообще не ведётся. Тогда скажите мне пожалуйста, почему мне не должно слушать их святых советов, а слушать советов противоречащих советам Отцов? Помоги нам всем Господи…

Михаил Ершов 21.10.2013 в 14:41:04

Дорогой Андрей, многих слов и терминов не найдешь в Евангелии и у святых отцов, но это не значит, что тогда обязательно ошибаются современные пастыри и благочестивые миряне. Ты сам прекрасно понимаешь, как и когда можно подходить к Причастию. А всё, что сверх, т.е. недостойно, по гордости, в прелести, по своеволию и/либо "благословению" неообновленцев и прочих либеральных религиозных деятелей, то и можно назвать "сверхчастым причащением". Если ты испытываешь нужду в более частом причащении Христовых Таин, ведя соответствующий образ жизни, то по благословению истинного пастыря можешь причащаться чаще других мирян. Но не забывай, пожалуйста, что и спрос с тебя будет другой. Никто не может отлучить тебя от Христа и Его Церкви, также и в дни, когда ты по разным причинам не причащаешься, но участвуешь в богослужении, молясь со всеми присутствующими и смиренно призывая на себя и ближних Божию благодать. Спасайся, брат!

Сельскiй бригадиръ 21.10.2013 в 10:14:35

Андрею
***объясните пожалуйста, а как вообще образовался этот термин - "сверхчастое причащение" и, что соответственно он означает***
Сверхчастое причащение означает причащаться, согласно обновленческой доктрине, за каждой литургией, на которой присутствует человек. Своеобразным "догматом" современных обновленцев является учение протопресвитера Николая Афанасьева, согласно которому все миряне не просто участвуют или молятся на литургии, а служат литургию вместе со священством, по-протестантски истолковывая слова апостола "Вы — царственное священство" (1 Пет. 2, 9).
Как пишет священник Георгий Кочетков в своем "Катехизисе для катехизаторов", "подлинными священниками в христианстве... являются все полные члены Церкви, т.е. все верные, которые и служат как цари и священники на литургии верных" (с. 360). Следствием такого еретического толкования послания ап. Петра является учение: без служения мирян — "полных членов Церкви" священника Кочеткова — литургия не может быть полноценной. Отсюда — ежелитургийное причащение мирян наравне с духовенством, чтение мирянами вслух тайных священнических, в том числе и евхаристических, молитв на русском языке, "целование мира" всеми мирянами вне алтаря, редкая исповедь и т.п.
Вы пишете:
***я слыхом не слыхивал о таких мирянах, которые дерзали бы причащаться каждый день! ***
Член "семьи-общины" о. Г.Кочеткова "может получить благословение на регулярное причащение без исповеди на каждой Литургии..." ("Православная община". 1992, № 3. С. 33). А литургия в некоторых храмах совершается каждый день.
Святитель Феофан Затворник пишет: "Бывай, сколько можешь чаще, на жертве сей [Святой Евхаристии] и общение с ней держи, если не вкушением ея, то сокрушением и плачем" (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 238). А также: "Причащаются на Литургии не все и не всегда, но жертва приносится от всех и за всех. Все потому и должны участвовать в ней... Одно живое созерцание сего таинства сильно оживляет и возбуждает дух" (Путь ко спасению. Ч. III. М., 1899. С. 263).

андрей 21.10.2013 в 06:54:12

Военному Наблюдателю
Вы конечно извините, но как говорится, я слыхом не слыхивал о таких мирянах, которые дерзали бы причащаться каждый день! Насколько мне известно, то проблема заключается совсем другом, мирян порой палкой не заставишь причащаться, и священнослужители вынуждены призывать приступать к Таинству Евхаристии чаще, о чём говорят многие Святые Отцы. Но приступать надо с соответствующей подготовкой, и с обязательной исповедью!
И у меня такой вопрос, вы мне объясните пожалуйста, а как вообще образовался этот термин - "сверхчастое причащение" и, что соответственно он означает и, что тогда означает не "сверхчастое" причащение, а допустим нормальное? Спрашиваю Вас об этом, потому что мне абсолютно не понятно, что под этим можно подразумевать, да ещё и потому, что Святые Отцы никогда не говорили не о каком "сверхчастом" причащении, а насколько мне известно, говорили всегда о достойном причащении.
И ещё один вопрос, а кто собственно будет определять эти нормы: "сверхчастого" или нормального причащения? Можно привести массу цитат из Творений Святых Отцов, которые говорят о необходимости достойного и в тоже время частого приобщения, подробнее об этом можно прочитать хотя бы здесь http://forum.optina.ru/blog/81/entry-3047-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%86%D1%8B-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8/#comment_4980 , но приведу только одно: Уклонение же от частого приобщения святых Таин есть, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, «делом диавола». Ещё же хочется добавить, что в Святом Евангелии, Сам Господь наш Иисус Христос говорит буквально следующее: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня".
Так скажите мне глупому, а кто возьмёт на себя такую ответственность чтобы не допускать людей приходящих ко Христу отлучать от Него?

Военный наблюдатель 20.10.2013 в 23:04:37

андрею.
Вы пишете:
@я имею в виду святого и праведного Иоанна Кронштадтского. По вашему получается, что и он был в прелести? ... эти слова точно не могли быть сказаны по отношению к мирянам, это точно@
Уважаемый Андрей! Святой архимандрит Андроник (Лукаш), говоря: "Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник..." как раз имел ввиду, в частности, и св. прав. о. Иоанна Кронштадтского, ибо он, св. Иоанн, как все стоящии у престола, причащался часто (ежедневно) именно как служащий седмичный священник. Но именно о мирянах говорит в этом поучении святой архимандрит Андроник.

андрей 20.10.2013 в 22:47:34

Военному наблюдателю
Большое Вам спасибо, что ещё раз напомнили мне о высказывании святого схиархимандрита Андроника (Лукаша), которое мне приходилось уже слышать и не раз. Действительно очень правильные слова, обращённые к тем, кто рискнёт причащаться каждый день! Вы хоть одного такого лично знаете? Мне известен один такой пример, я имею в виду святого и праведного Иоанна Кронштадтского. По вашему получается, что и он был в прелести? А может предположим о том, по какому поводу могли быть сказаны эти слова схиархимандрита Андроника и по отношению к кому? Вам должно быть известно, что в одно время с о. Андроником в Глинской Пустыни жил о. Таврион (Батозский), который действительно причащался каждый день, но вместе с этим и много другого делал чего такого, что совсем не одобряли знаменитые глинские старцы! http://www.blagogon.ru/articles/246/
Не берусь утверждать, что именно по отношению к приснопамятному о. Тавриону (Батозскому) были сказаны эти слова, потому что доподлинно об этом не известно, но то, что эти слова точно не могли быть сказаны по отношению к мирянам, это точно. Потому что в то самое советское время, миряне почти вообще не причащались, за редким исключением (на большие праздники и то не всегда), и порой уезжали для этого из родных городов и селений довольно-таки далеко, чтобы за это потом не схлопотать приличный срок!
И ещё уважаемый Военный Наблюдатель, Слава Богу, что мы люди православные! А у нас у православных, в отличии от всех других, кто смеет называть себя христианами, есть один огромный плюс, под сим разумею критерий определения истинности того или иного мнения, - это согласное учение Святых Отцов, по тому или иному вопросу, а не единичные мнения отцов, святых старцев или богословов или ещё кого-то из святых! И именно согласное, а не какое-либо другое! Буквально это означает, что если какое-либо наше мнение не согласно со Святыми Отцами, то мы, как верные чада Православной Церкви, должны забыть о нём, и смириться, а не пытаться доказать всем, что мы самые умные. И мы должны всегда проверять то, что говорят нам священники с амвона, и что согласно со Святыми Отцами, то принимать, а что нет, то отвергать! Это кстати из наставлений последнего Оптинского старца Никона (Беляева), который именно так и советовал своим духовным чадам! Насколько мне известно, то никто из Святых Отцов так не учит в принципе. За всё время существования Православной Церкви, никто из Отцов не говорил ни о каком «сверхчастом» Причащении! Отцы говорили о достойном причащении, это да. И как тут не вспомнить, уже цитированные Сельским Бригадиром слова Вселенского учителя Святого Иоанна Златоустого: «Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью» (Спб.Д.А., 1906, том XII, с.153).
Может я и ошибаюсь, потому как человек не очень умный, но мне таких поучений у Отцов действительно не попадалось, если Вы укажете мне на такие поучения Святых Отцов, то буду Вам безмерно благодарен. Да поможет нам всем Бог.

Военный наблюдатель 20.10.2013 в 19:41:50

андрею
Поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974), причисленного к лику святых, которое должны помнить все православные христиане:
«Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...»
(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).

андрей 20.10.2013 в 17:27:01

Николай С. 20/10/2013 в 12:31:48
Архимандрит Рафаил (Карелин), на мой взгляд, где-то очень правильно и точно говорит, что очень модно сейчас стало ссылаться на святых Отцов, и с большим удовольствием это делают и либералы, вырывая из контекста то, что подходит им лично, для их бредовых идей, но также это любят делать и "суперправославные" фундаменталисты, видя только то, что подтверждает их мысли. Если будет угодно, то могу найти в разных Патериках, которые я очень люблю, много того, что в корне противоречит господину Бригадиру и его позиции. Когда в жизнеописаниях отцов пустынников не однократно рассказывается о том, что эти отцы пустынники раз в неделю приходили в монастыри для принятия Святых Таин Христовых. Были и те, которых непосредственно ангелы причащали в пустыне также раз в неделю! И это не какая-то была единичная практика, а скорее обыденная. И это при всём, при том, что эти самые отцы аскеты, весь свой аскетический подвиг направляли в основном на стяжание умной молитвы, которая является вторым, если угодно так сказать таинством, для стяжания Божией Благодати! И эта практика, была распространенна не только во времена расцвета египетского монашества, точно такую же практику, мы видим и на горе Афон, во времена старца Хаджи Георгия (1809 – 1886) http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1326.
Для меня лично не совсем понятно, кого конкретно имеют в виду те, кто пытается говорить о «сверхчастом» причащении? Имеются в виду миряне? Но миряне, в лучшем случае причащаются раз в неделю, а то и намного реже. А может имеется в виду Василий Великий, который как он сам пишет, причащался 4 раза в неделю? И это между прочим вместе со своей паствой! Или имеется в виду святой праведный Иоанн Кронштадтский, который причащался каждый день? А может имеется в виду сегодняшние священники, который служат несколько раз на седмице, и многие причащаются каждый раз, и при этом не всегда соблюдая правила поста? Или Свт. Феофан (Говоров), который рекомендовал причащаться два раза в месяц? Но это был век XIX, и тогда ещё не было такого разгула бесовских сил какие мы видим сегодня. Тогда ещё не было такого повального разврата и содомского греха, и то, что сегодня стало нормой для нас, в то время, об этом даже представить не могли!
Как видите, уважаемый Николай, если постараться, то в Святоотеческой Традиции можно увидеть и совсем другую картину, в отличии от той, которую предлагает Сельский Бригадир.
И про случай с лошадью, это не шутка, а реальный факт, описанный в жизнеописании Макария Великого (дана ссылка). А если уж я и кого обидел, то просил прощения, потому как человек очень грубый, но я никого не упрекал в том, что у кого-то нет любви к ближнему, а в первую очередь имел в виду самого себя, так как у меня её и впрямь нет ни единой капли… И дай нам Господи всем спастись по милости твоей и человеколюбию…

Николай С. 20.10.2013 в 12:31:48

Уважаемый Андрей. С чего Вы взяли, что Сельскiй бригадиръ хочет уморить ригоризмом верующих диабетиков и язвенников? Если у Вас диабет, поститесь по своему усмотрению сообразно Вашему самочувствию. Это Вам любой священник скажет. А причащаться можно и за обычной литургией с утра, Таинство на ней ничуть не умаляется по сравнению с литургией Преждеосвященных Даров. Про отсутствие у бригадира любви к ближним Вы тоже зря. В его посте я ничего такого не обнаружил. Может быть, он именно любовью и руководствуется, когда не советует есть перед причастием.
По поводу лошади. На свете есть множество людей, которые причащаются не часто. Ни разу не видел, чтобы кто-нибудь превратился в лошадь.

андрей 19.10.2013 в 19:58:27

Многоуважаемый Сельскiй бригадиръ и другие иже с Вами. Не дай Вам Бог и иже с Вами, чтобы у Вас и иже с Вами была такая болезнь, как например, "сахарный диабет". Потому что, именно в этом бы случае я Вас и иже с Вами, таких вот прям умных спросил бы, а что делать нам диабетикам? Я бы тогда с большим удовольствием спросил Вас и иже с Вами, а как Вы соблюдаете правила египетских отцов, у которых здоровья было раз в 10, а то и в 20 раз поболее чем у нас сегодня!
И если уж быть честным, то давайте быть честным до конца, согласны? Тогда напомните мне и другим таким же неучам, как так у Вас получается, что Макарий Великий и другие отцы пустынники причащались крайне редко, и в то же время, тот же самый Макарий Великий, когда к нему привели женщину в образе лошади, подпадшую под колдовские чары, и когда он вылил на неё воду и она для всех приняла обычный вид, он буквально сказал ей:
- Это случилось с тобою, - сказал преподобный, - от того, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Таин. http://theme.orthodoxy.ru/saints/makariy_egipetskiy.html
Я знаю священников, которые в разрез с уставом, даже благословляют некоторых диабетиков, с утра перекусывать перед причастием. А Вы бы как поступили? Скажите честно. Вы не знаете, что такое быть диабетиком? И дай Бог, ни Вам, ни иже с Вами, такими вот умниками, никогда не узнать этого.
И кстати, если уж Вы решились приводить в пример египетских и других отцов пустынников, то к большому сожалению (это мой взгляд, человека не очень умного), начали не с того, а следовало бы начать приводить в пример их любовь не только к аскетике, но и к ближнему, собственно к чему и должна приводить правильная аскетика.
Кстати те же самые отцы пустынники научали нас, говоря, что именно в ближнем нашем есть и спасение и погибель. И те же самые отцы никогда не налагали бремена неудобоносимые на тех, кто не может их понести.
Вы меня простите пожалуйста, если я вдруг Вас обидел, потому что я человек грубый по своей природе. Про обновленчество знаю не понаслышке, и также как и Вы не являюсь их сторонником, но мне кажется, что не имея той любви к ближнему, которую имели приводимые Вами в пример, отцы пустынники, мы люди грешные, склонны из одной крайности впадать в другую. Именно поэтому, по моему разумению (человека не очень умного), надо молиться чтобы Господь наш Иисус Христос помог спастись всем нам и в разум Истины придти, тем более, что Господь Сам хочет нашего спасения.

Сельскiй бригадиръ 17.10.2013 в 13:22:02

Ирине.
@но для лиц, не имеющих физической крепости, пост сокращается до 6-ти часов, и дается ссылка на решение Синода от 1968 года@.
Сейчас в некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров стали совершаться вечером. Якобы «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы». Кроме того, духовенство разрешает тем, кто захочет причаститься вечером, вкушать пищу до полудня (12:00 дня). «В наши дни, – заявляет один митрополит, – для тех, чья профессиональная деятельность в дни Великого поста не прекращается, столь строгое воздержание невозможно и ненужно. Поэтому, согласно существующей практике, там, где литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, желающие причаститься воздерживаются от пищи в течение нескольких предшествующих часов. Этой практике нужно следовать и нам, желающим участвовать в этой прекрасной службе, которая помогает нести подвиг Великого поста и соединяет нас с Господом».
Рассмотрим, соответствует ли такая практика богослужебному уставу. Также проясним вопрос о воздержании от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов».
Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания во время Великого поста, что полностью соответствует смыслу прохождения великопостного поприща, немыслимого без усиления аскезы, как то пост и молитва. Причастник, согласно сложившейся евхаристической практике и каноническим нормам (29 прав. VI Вселенского Собора, 50 и 58 прав. Кафагенского Собора), воздерживается от принятия пищи и пития с полуночи. Когда же ему предлагается воздерживаться от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов», то естественное для великопостного времени усиление аскетического делания (евхаристический пост) обращается в свою противоположность: до полудня можно успеть не только позавтракать, но и пообедать. В итоге мы получаем пародию на подвиг Великого поста и профанацию аскетического воздержания.
Истинно великопостный, подвижнический и аскетический подход для желающих причаститься за вечерней Преждеосвященной литургией должен заключаться в следующем: от желающего причаститься вечером требуется воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья, как это и соответствует традиции Церкви и канонам для обычной литургии.
Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в 18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу – утром. И это будет самым мудрым пастырским решением. Такую практику можно, слава Богу, сейчас встретить в некоторых православных обителях и ее следует всячески поддерживать и распространять.
А вот церковные реформаторы, опять-таки под видом «модернизации через возвращение к традиции» (см. выше), как раз догматизируют время: совершать Преждеосвященную литургию можно и нужно только вечером и никак иначе!
Но ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.
Совершение литургии Преждеосвященных Даров было в свое время перенесено на более раннее время исключительно по причине церковной икономии, ибо трудно было причастникам не вкушать совершенно никакой пищи и не пить воды с полуночи до вечера следующего дня.
Если уж строго рассмотреть уставной тезис, согласно которому «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы», то мы придем к выводу, что строго говоря служение Преждеосвященной литургии в вечернее время противоречит указанию Типикона.
В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера, ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) уже должно начинаться Великое повечерие (см.: понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы. Великий канон начинается «О часе девятом»).
В 1968 году Священный Синод постановил:
«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;
2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».
Итак, ничего страшного в самой практике совершать Преждеосвященную литургию вечером нет. Об этом говорится и в «Известии учительном»: «Время служения литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются исключениями, специально оговоренными Уставом). Кто так начинает и совершает литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает совершать литургию после полудня, тем более, когда литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные литургии, литургия в Великую субботу, литургии в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы».
В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов? Например, в ночь на Пасху перед началом полунощницы (23:30) читаются Деяния апостолов: именно в это время в древности братия в трапезной храма под чтение Деяний вкушала последний раз постную пищу перед Пасхальным богослужением. Получается меньше шести часов!
Так что евхаристический пост в 6 часов воздержания от пищи со временем может превратиться в 3, и даже в 1 час, как это практикуется у католиков перед причащением на мессе.
Вывод отсюда только один: перефразируя решение Синода 1968 года, следует со всей ответственностью заявить, что воздержание перед причащением с полуночи не только весьма похвально но и канонически необходимо.

Ирина Фр. 17.10.2013 в 13:04:13

Обсуждая проект документа "О подготовке к святому причащению", многие встревожились, видя, что кое-когда мирянам позволительно причащаться без исповеди, несмотря на выражения "в виде исключения" и "по благословению духовника". Однако в этом же документе есть раздел "Евхаристический пост", в котором говорится о длине поста в те дни, когда Литургия Преждеосвященных даров совершается вечером. Норма - воздержание от пищи с полуночи, но для лиц, не имеющих физической крепости, пост сокращается до 6-ти часов, и дается ссылка на решение Синода от 1968 года. И никаких слов про исключение и благословение духовника - значит, каждый сам себя на это благословляет.
Про "немощных". Не знаю ни одного человека, который не считал бы себя самым что ни на есть немощным. Значит, что? Понятно, что. И потом - если это действительно забота о немощных, то зачем же совершать Преждеосвященную литургию вечером? Говорится, что поскольку она соединена с вечерней, то это вроде бы логично. На самом деле - это самое настоящее обновленчество, в чистом виде.

Сельскiй бригадиръ 17.10.2013 в 10:22:20

Слова свт. Иоанна Златоустого: «Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью» (Спб.Д.А., 1906, том XII, с.153).
Основатели монашества преподобные Павел Фивейский, Антоний и Макарий Великие не остались жить в Александрии, где можно было бы причащаться хоть каждый день, но ушли в Фиваидскую пустыню и пребывали в ней неотступно в посте и молитве десятки лет. Никаких храмов там не было, и причастие их было весьма редким. Следовательно, дело нашего спасения заключается не в «непрерывном причащении Св. Таин», а в христианском подвиге и аскетической жизни. Без такого подвига само по себе причащение не спасает, эта приверженность может стать равносильной протестантскому учению о спасении одной верой.
Напомним эпизод из жития прп. Марии Египетской.
«...Так прошло много времени, и приблизилась святая Четыредесятница. В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма "Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?" (Пс. 26, 1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню. Каждый из них брал с собой умеренное количество пищи, кто в чем нуждался, некоторые же и вовсе ничего не брали в пустыню и питались кореньями. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и подвизается.
Когда заканчивался Великий пост, иноки возвращались в монастырь на Вербное воскресенье...»
Если бы дело нашего спасения заключалось исключительно в частом причащении Святых Таин, то иноки не уходили бы из монастыря в пустыню, а пребывали в обители, причащаясь каждые субботу и воскресение за каждой литургией.
http://www.blagogon.ru/digest/145/

валерий 16.10.2013 в 12:52:03

Убеждён, что духовно необходимость причастия прямо следует за необходимостью исповеди. Если мы чувствует необходимость покаяться в каком-то грехе, который мешает нам молиться, мучит совесть, тогда исповедь, а затем и причащение как очистившемуся...

любовь 16.10.2013 в 10:18:40

У нас в храме тоже батюшка проповедует, если пришли на литургию - обязательно надо причаститься, а если не причащаешься, то на литургии делать нечего. Прихожане разделились на верных, которые слушают батюшку, и на паршивых овец соответственно. Кого слушать - не понятно? Неужели нельзя этот вопрос решить правящим архиереям. Чтоб в церкви не было раздвоения, как раньше правила были для всех одинаковые. И не проповедовали кому что вздумается. У нас еще и со службами батюшка экспериментирует. ПРОСТИТЕ.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 16.10.2013 в 10:03:22

Судьба России напрямую зависит от состояния нашей Русской Православной Церкви. Сохраним Церковь от "инноваций", "возрождений" и иных "совершенствований" - будет жить и Россия. Недаром Православие для врагов нашей Отчизны - как кость в горле. Например, Познер заявлял: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия... Я считаю, что православие явилось тяжелой ношей для России» (http://oko-planet.su/politik/politiklist/99675-otbornye-vyskazyvaniya-russkih-liberalov.html). В этой же компании и те церковные функционеры, которые возлюбили модернизм. Их имена всем известны.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс