Богородица

Актуальные статьи

Познание воли Божией

3.10.2023
Священник Евгений Селенский


Я сделал выписку из книги Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия» (дед покойного о.Феодора Соколова, настоятеля храма Преображения Господня в Тушине г.Москва) с небольшими дополнениями по поводу того, как познать волю Божию в жизни. Понятно, что в большом, «интегрально» воля Божия состоит в том, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем. Но как узнать волю Божию о себе в конкретных обстоятельствах жизни? Например, менять или не менять место жительства, работу, как выбирать духовного руководителя, и пр.

Познание воли Божией

1. При принятии решений необходимо спокойствие духа. Нельзя принимать решения в немирном состоянии, в раздражении, в обиде и пр.

2. Необходимо сообразоваться с заповедями: если поступить определенным образом означает нарушить заповедь, то этот вариант нельзя рассматривать.

3. Знать примеры того, как поступали святые в подобных случаях, для чего необходимо знать Жития святых!

4. Судить по внешним признакам – складывающиеся обстоятельства, особенно если есть молитва, нет своеволия, спокойствие при неисполнении прошений – если предать себя в волю Божию, то и это ответ.

5. Если нет таких внешних указаний и нет возможности получить совет руководителя, то решаем по внутреннему чувству.

Прпп. Варсонофий и Иоанн:

«трижды помолиться, если есть возможность то трижды в течение трех дней (3 x 3). Образ такой молитвы – Гефсиманская молитва Спасителя, трижды “тожде слово рек”. Потом смотри, куда приклонилось сердце, “хотя на волос”, так и поступи. Если же извещения не получишь, то знай, что сам виноват, укори себя, и Бог помилует. При усиленной молитве Господь всегда дает сердцу ясность Своей воли для всякого дела. При борении помыслов о том, как поступить, если при молитве наступает ясность, узнаём, что дело это угодно Богу, хотя и остается при этом противоположный помысл, потому что всякое благое дело сопровождается завистью дьявола».

Итак, при неясности как поступить и невозможности ни получить ответ духовного руководителя, ни иметь перед собой пример того, как поступали святые в данном случае, нужно помолиться усердно, потом смотреть, как сложится дело вне зависимости от твоей воли (то есть по воле Божией). Тем, кто привык следить за своим внутренним состоянием, и узнавать, когда сопребывает с нами Бог, можно узнавать волю Бога по состоянию своего сердца. (Дополнение) Условие: чистота сердца.

Прп. Серафим Саровский:

«сердце, приняв от Бога что-либо, не требует убеждения, что это именно от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его – небесное, ибо ощущает в себе плоды Духа (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: Гал.5:22–6:2)».

Если мы делаем что-то противно воле Бога, то мы теряем покой и мир души, у нас появляется беспокойство, томление духа, теряется радость.

Проверять решения временем и молитвой.

Если решение важное и неясно, как поступить, надо подождать пока не будет ясности в том, что есть воля Божия в данном случае.

В житейских вещах лучше подчиняться более опытному человеку и руководствоваться его советами. По хозяйству – жена, в более важном – муж (но бывают исключения).

Приучить себя не доверять себе, предпочитать волю ближнего своей воле. Просят помощи – немедленно оставить свое дело и помочь. Благо ближнего предпочитать своему. Действуем по убеждению, что через ближних нами руководит Сам Бог. Почему мы своевольничаем? Мы не слушаем ближнего в большинстве случаев потому, что мы не хотим терпеть, жертвовать своими интересами, уступать, проявлять великодушие.

При искании воли Божией через ближних не надо проявлять маловерия.

Прп. Варсонофий Великий:

«надо вопрошать того, к кому имеешь веру, как Богу, что он может “понести помыслы”, а вопрошать об этом же ещё и кого-то другого – дело неверия и пытливости. Какая надобность искушать Бога о том же самом, если Его святой уже сказал тебе?!»

Дополнение: если, обретя истину, мы продолжаем доискиваться, то мы ищем лжи – о.Иоанн (Крестьянкин).

Ни один христианин не обманется в своем уповании в том, что ему будет открыта воля Божия, если только он решится ее искать и исполнять. У всемогущего Бога есть множество путей сообщить Свою волю нам, даже если мы недостойны непосредственного откровения, лишь бы мы ее искали, ненавидя свою волю.

Если мы действительно готовы узнать волю Божию в каком-либо вопросе, это значит, что мы готовы отказаться от своего взгляда на этот вопрос, от своего опыта, желаний, планов и пр. Свободный от всего «своего», человек молится о том, чтобы воля Божия была ему открыта. И первое, что «родится» в душе после этой молитвы, принимает как указание свыше.

Старец Парфений Киевский:

«никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он являлся и благ. Испытывать временем. Враг всевает своё в наши помыслы».

Прп. Анатолий Оптинский:

«если нет старца и не у кого спросить, то можно после усердной молитвы открыть Евангелие или Псалтирь и прочесть первое попавшееся на глаза место. Однако это применять нужно не часто, и только в исключительных случаях».

Свт. Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: не гадайте на Евангелии!

О жребии. Жребий применять со страхом Божиим, Только в крайних случаях при неясности в важнейших вопросах жизни, при невозможности получить совет духовника, и только после усердной молитвы. Пример: выбор апостола Матфия, кн. Деяний. Жребий бросают при обязательном дополнительном условии: учесть в жребии все возможные варианты, иначе возможно искажение. Например, кого выбрать в мужья: Петра, Ивана? Написать две записки – одну с именем Ивана, другую с именем Петра – недостаточно. Нужна третья записка: «Ни того, ни другого».

Дополнение: и даже сам этот вопрос о замужестве уже предполагает, что не рассматривается вариант: «остаться не замужем» (не рассматривается либо по ошибке, либо преднамеренно, либо уже прежде решен).

Жребий – это только крайний случай, когда нет духовника и нет чувства, в чем воля Божия (см. выше). И только с прилежной молитвой не менее трех раз через известные промежутки времени. И уж если жребий по молитве бросили, то если что-то выпало, обязательно исполнять. Шутить с этим нельзя, это как обет. Бог может наказать, невыполнение вменяется в грех.

Познавая волю Божию и творя только ее, христианин максимально преумножает данные ему Богом таланты, принося сторичный урожай семени слова Божия.

Схиигумен Савва (Остапенко):

«если помолились и сделали по молитве, нельзя терзаться: а как оно выйдет?»


Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Мирянин 04.10.2023 в 09:28:56

Духовные наставления преподобного СЕРАФИМА мирянам и инокам:
“Чем должно снабдевать душу?” “Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета м Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.” “Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою.” “Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.” “Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.” “Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы: от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.”
ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА МИРЯНАМ И ИНОКАМ. Фонд «Христианская жизнь». Клин. 2003г.

Мирянин 03.10.2023 в 20:48:02

Всё содержание статьи посвящено только вопросу познания воли Божией на выбор возможного варианта из нескольких вариантов. Однако, очень часто приходится находиться в условиях, когда вариант уже кем-то выбран и вопрос состоит в том – как понять выбран ли он по воле Божией, чтобы и тебе следовать по нему? Чтобы узнать – по воли ли Бога выбран кем-то какой-то вариант – надо, на мой взгляд, руководствоваться (оценивать выбранный вариант) только духовными указаниями - словами Иисуса Христа, Апостолов, Святых отцов православной Церкви, ибо старцев – духоносных отцов — мирянам фактически уже не найти. 
P.S. А если нет никаких духовных указаний, тогда надо пользоваться своим духовным опытом, для чего надо много и очень внимательно в течение всей своей жизни читать Новый Завет и Писания святых отцов, ибо каждый, в конце своего пути будет судим по его делам, даже если некоторые из них он совершил неправильно, например, по совету других.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс