Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь

8.11.2010
Екатерина Домбровская-Кожухова



«Ходить царским путем, измерять поприща и не быть беспечными», – так учил, по свидетельству Древнего Патерика, авва Вениамин, которого называли еще и новым Иовом, поскольку он, будучи мучительно и неисцельно болен, сохранял необыкновенное благодушие, и еще умудрялся врачевать и других. Как и многие святые обоедеснорукие отцы, авва Вениамин опытно знал, что для душ, имеющих доброе произволение, из всего горького и мнимоскорбного можно и нужно извлекать благую и спасительную пользу, поскольку это есть непременное условие непреткновенного следования по спасительному пути, названному Царским и заповеданному нам Самим Господом Иисусом Христом.


1.


После выхода целой серии информационных сюжетов и репортажей на телевидении и, в особенности, после эфира двух больших и популярных передач первого канала «Пусть говорят» и «Человек и закон», вышедших в эфир в один и тот же вечер 28 октября 2010 года, противоборство обвинителей и защитников Свято-Боголюбовского монастыря Владимирской области не только выплеснулось из местных епархиальных рамок, но захватило уже, благодаря масштабам телевидения, миллионы телезрителей, включая, разумеется, и тех из них, кто никогда даже и свечки в храме не ставил.

Мiр, как известно, падок на скандалы, ему только дай подглядеть сквозь замочную скважину в чужую жизнь, – так извращает он, как, впрочем, и все остальное, изначально доброе стремление человечества к единству, что и используют на полную катушку, уже не заботясь ни о каких-таких единствах разнообразные мастера PR и прочие современные властители дум. А тут еще городу и мiру внезапно приоткрылась не просто изнанка такой же, как у всех, обычной жизни, а бытие запретное, сакральное, таинственно-монастырское и потому сугубо привлекательное для любопытствующих глаз обывателя.

Нужно ли говорить о том, каким раскатистым эхом отозвались в общественном сознании события, которые вот уже больше года сотрясают жизнь тихой обители, сколько вреда принес этот «испорченный телефон» (испорченный еще и потому, что изначально ход событий провоцировался отнюдь не добрыми и миротворческими намерениями, но крайне агрессивно, со злобой и нечистыми методами…) множеству еще невоцерковленного народа, и в особенности тех, кто только начал делать первые шаги на пути к храму.

Какая же духовная польза может быть извлечена из этих печальных событий? О каком духовном выигрыше можно говорить, когда противостояние противоборствующих сторон – обвинителей и защитников обители, достигло уже такого накала, что бурлящий котел взаимных обвинений стал выбрасывать свою огненную лаву теперь уже и в широкий внешний мiр, ставший, наверное, впервые свидетелем подобного извержения, когда на их глазах столь скандально и жестоко подвергалась бы поруганию честь Русской Церкви.

Есть такое понятие как навигационное предупреждение, которое используют в мореплавании и воздухоплавании ради того, чтобы странствующие в водах и в облаках заблаговременно готовились к штормам и бурям и прочим капризам стихий. Выскажем предположение, что и Боголюбовский узел проблем завязался тоже не случайно, и, несмотря на все горькие сопутствующие моменты, опять же, как и все, что попускается нам Богом, – завязался несомненно ради извлечения нами пользы – ради услышания вот этого самого навигационного предупреждения.

Какие же уроки, предостережения и предупреждения должны мы были бы извлечь из столь негативных событий?


2.
 

После выхода в эфир 28 октября упомянутых передач 1-го канала телевидения у многих зрителей отношение к Боголюбовским «страданиям» резко изменилось. Приоткрылась во всей своей неприглядности изнанка скандала, несомненно испирированного со стороны, и имеющего далеко не одну только духовную подоплеку, хотя для нас сейчас именно духовная подоплека важнее всего. Миллионам зрителей был явлен подлинный облик одного из самых активных зачинщиков нынешнего второго витка скандала – суздальского священника-растлителя несовершеннолетних девочек Виталия Рысева, который так же, как и в первой серии боголюбовских событий, когда в авангарде скандала выступал о. Максим Хижий, вовсе не случайно принял на себя роль «застрельщика». За тем и другим прорисовалась и неоднозначная фигура игумена Сергия (Рыбко), являющегося духовником священника Виталия Рысева и главным обвинителем монастыря и его духовного наставника – архимандирита Петра (Кучера), ветерана войны, фронтовика, беззаветного патриота и духовного руководителя многих душ не только в монастыре, но и в мiру. Впечатление на церковный народ, на людей близ Церкви стоящих, все это произвело ошеломляющее. Вспомнилось, как несколько лет назад в День Победы 9 мая (!) в прямом эфире радио «Радонеж» тот же игумен Сергий (Рыбко) в течение целого часа буквально истязал сердца потрясенных радиослушателей, вознося дифирамбы движению генерала Власова.

Согласитесь, что и самые закаленные сердца телезрителей не могли не дрогнуть, когда на их глазах затянулся этот крепкий узел. После телепередач, подталкиваемый естественным ходом вещей, не мог не зародиться вопрос о том, кто же так злостно и коварно хотел навредить – и преуспел в том! – достоинству и репутации Русской Православной Церкви, при этом, несомненно, действуя из каких-то своих своекорыстных побуждений. Многие стали понимать, что желаемая определенными кругами – в том числе и церковными, расправа с монастырем – есть лишь вершина айсберга. А под ним – уже такая чернуха, что и говорить о ней – не всякое перо выдержит и не всякая бумага стерпит.

Тем временем заложником этого противостояния стали не только запутавшиеся в конец в своих противоречивых показаниях девочки-подростки, на которых без боли смотреть было невозможно, но и весь церковный народ, поскольку за столкновением «обвинителей» и «защитников» монастыря с самого начала стали четко просматриваться очертания гораздо более серьезного, глубокого и системного кризиса, достигшего уже чуть ли не предельных степеней – внутрицерковного противостояния «левых» и «правых».

С одной стороны – «неообновленцев», возымевших страстное желание «переформатировать» тысячелетний строй жизни Русской Православной Церкви в сторону «лайт»-православия, обмiрщения Церкви, более активной адаптации ее к светской и политической жизни (почему они сами себя и стали именовать «политправославными»), причем далеко не всегда сугубо духовными и церковно принятыми способами. Эти активные модернизаторы, реформаторы или перестройщики церковного бытия и затеяли всю эту «разборку» с Боголюбовым, воспользовавшись подвернувшимся им в прошлом году под руку семейным конфликтом Теленковых, дочь которых ушла в монастырь против воли родителей. Тут подоспело и обсуждение проблемы ювенальной юстиции, и целый ряд других грядущих событий, к которым прорабам перестройки в Церкви очень хотелось подверстать и Боголюбовский конфликт.

С другой стороны в отряд защитников монастыря вошли люди, близкие патриотическому лагерю, называемые их оппонентами «традиционалистами», «криптораскольниками», «опричниками», «миссиофобами» и «ревнителями», нередко «царебожниками», «инненистами», «диомидовцами», а в последнее время, с легкой руки миссионера в законе протодьякона Андрея Кураева, умеющего как никто ловко и бесстрашно клеить налево и направо ярлыки, – и сектантами.

Надо добавить, что ни о каких взаимных уступках, компромиссах и попытках поисков взаимопонимания тут и речи не могло быть по причине полной духовной несовместимости этих церковных группировок.

Однако следует признать, что и духовное самосознание некоторых защитников Боголюбова не избегло искажений и поражений, причем весьма серьезных, – напомним, что Царский путь исключает сползание как на левую, так и на правую радикальные обочины, расценивая их не как духовные уклонения, но как духовный блуд, или, выражаясь еще жестче, вслед за святыми отцами, как «волчий путь».


3.
 

Святоотеческое понятие Царского пути – великая и исключительно духовно постигаемая тайна и определяется это понятие не как банальная серединная линия, а как новая жизнь, в которой богословское сознание, аскетическая практика и стихия благочестия гармонично сочетаются в высоком духовном единстве, подобном единству Святой Троицы. Это единство не может произвольно трансформироваться в зависимости от превходящих человеческих воль и похотений, от их страстно окрашенных приятий-неприятий. А крайности к сожалению присущи и консервативному течению в Церкви, так называемым «правым» – это в первую очередь неправославное учение о «Царе-искупителе» – т.н. «царебожие». И это с горечью следует признать, если мы хотим оставаться верными чистоте православного вероучения. По своей сути – это тот же соблазн «политправославия» только с принципиально противоположным знаком: мифы и ожидания «царя-победителя» (эти еретические воззрения мы разберем ниже), всенародные чины покаяния, и проч. – могут быть описаны и поняты как естественная реакция народного благочестия на расцветающий пышным цветом в последнее время экуменизм и церковный модернизм (про другие, ничуть не меньшие искушения современного церковного бытия мы просто здесь не имеем места говорить), как естественная защита корневых понятий и святынь православной веры (к примеру, то же монархическое сознание, которое есть непременное следствие и компонент миросозерцания иерархического, церковного, но в уродливом варианте перевоплощающийся в «монархизм», феномен чисто политический, который на равных правах пытаются ввести в духовно-церковную жизнь православия иные ревнители не по разуму).

Славянам, и в особенности людям простым и глубоко верующим, всегда была свойственная некая мифологизации сознания, которую порождала и несомненная горячность веры, глубокая жизнь сердца, воспитывавшегося на образах и символическом языке Евангельских притч, на текстах достопамятных сказаний о святых отцах, на житиях, исполненных чудесами и высокой мистикой. Именно эти замечательные свойства православного миросозерцания, которые порождали и в России, и в Сербии, и в Румынии множество вышедших из среды простого народа подлинно великих подвижников благочестия, нынче являются объектом откровенного глумления со стороны левых церковных либералов и протестантствующих рационалистов. Тем более, что к концу XX века в силу его трагических событий это мифологическое сознание претерпело немалые трансформации в нашем народе. Люди, возвращавшиеся в конце прошлого века к Богу, начинали свой путь, не успевая и не имея реальных возможностей для обретения прочного фундамента настоящего духовного воспитания в святоотеческих традициях, того фундамента, который наши предки несомненно в массе своей имели – сам воздух, сама среда старинной русской жизни были пронизаны подлинным духом православия. Народ постигал дух православия и его основы с молоком матери, уча родной язык по Псалтири, пребывая в храме с раннего детства, принимая Заповеди Божии как единственно верные и святые образы поведения, мышления и чувствования. Даже те, кто сегодня «разносит» великую русскую классику за маловерие, должны сказать ей спасибо, что она оставила нам потрясающие документальные свидетельства о том, каким был в действительности наш народ, какова была его вера и духовные идеалы.

Пока вот этот природный и наследственный мистицизм и мифологичность народного сознания хранился на прочном фундаменте богословия, аскетической практики и благочестия, можно было надеяться на сохранение и Царского пути – да ведь и какие к тому же были тогда отцы – опытные пастыри, высокодуховные наставники, воспитатели у народа… Но когда все это изничтожилось, а души людей получили чудовищные повреждения, вся это мифологичность «детской веры» повисла в воздухе. Опору в подлинном духовном делании найти было трудно. И поучить-то как следует народ было некому, и главное – направить его шествовать Царским путем (а это путь послушания Кресту Господню), а народ стал самостийным, своенравным и непослушным в церковном понимании. А во внешних делах светской политики с ее вечными «сражениями за истину» адаптироваться было куда легче. Произошла духовная подмена, незаметное внутреннее духовное делание стало вытесняться внешними эффектными его суррогатами, а суррогаты в свою очередь вновь стали укреплять эту самость, своенравие и самочиние. Лечить же эти уклонения ничуть не легче, чем безлюбовный эгоистический скептицизм либерального церковного сознания, пропитанный к тому же книгами кумира нынешних реформаторов прот. Шмемана, у которого нарушения Царского пути просматривается и в сфере богословского, и в сфере литургического сознания, и в сфере аскетики и, разумеется, в его очень своеобразном «благочестии».

Глубокий крен правых в политику, историю, идеологию, усердные поиски идеала вождя и проч. затеи не проходят бесследно. И вот уже мы видим, как на наших глазах крайности сходятся: те, кто мыслит свою духовную церковную жизнь, свое участие в Таинствах, в древних чинах богослужения как жизнь в вечности, незаметно для них перемещается в сферу актуальной политической борьбы – иными словами в шмемановский поток истории. Тут уж конечно, от правых рукой подать до левых, только внешние приметы и детали не совпадают, и намерения, конечно, разные (что, разумеется, очень важно). Но соскальзывание с Царского пути на обочины не может обойтись без духовных травм, поражающих внутреннего человека и искажающих в конце концов и чистоту его намерений. В результате путь ко Христу искажается, кресты – самовольно заменяются. Происходит деформация богословского сознания, откуда и один шаг до появления ересей.

Но вернемся к конкретным фактам противостояния вокруг «Боголюбовского узла»…


4.
 

Действительно, немало горючих материалов подлил этот конфликт в костер внутрицерковного противостояния. Тематика эта заполнила печатные и электронные СМИ, прописалась в церковных притворах, произведя множества ссор и разделений внутри приходов, привела даже и к немалому числу пострадавших – не только душевно, но и физически. Ведь для большинства рядовых прихожан Церковь – это самое дорогое, что только есть в их жизни, и когда они становятся свидетелями столь нелицеприятного раздрания на глазах у разцерковленного обывателя церковных завес, разрывания живой ткани святой для них церковной жизни, оплевывания многовековых традиций и благочестия, – у искренних верующих не в переносном, а в самом прямом смысле начинают раздрываться сердца. Ведь не так просто дойти до глубин и подоплек нынешнего противостояния правых и левых, все осознать, во всем разобраться…

В результате Боголюбовского конфликта неожиданно предоставился так долго ожидаемый и наконец, подвернувшийся для левых либералов повод унизить и высмеять правых, людей сугубо преданных Церкви, чувствительных, по-детски верующих (пусть и ошибающихся), и их традиции – вплоть до того, что лихо и бесцеремонно поставить под сомнение то, что несомненно уже относится к сфере Священного Предания. Традиционалистов-консерваторов сейчас шельмуют как устаревших и выживших из ума, как людей неполноценных социально, не карьерных, не практичных, – своего рода лишних людей (о чем и Сам Господь предупреждал Своих учеников), в то время как «политправославные» агитаторы церковного обновления (они же, как правило, именуют себя «миссионерами») в восторге от своей «современности», встроенности в современный мiропорядок и элиту, от своей укорененности в истории и социуме, от своей практичности и мiрских успехов, от своего гордого «интеллектуализма» (к духовности и церковности никакого отношения не имеющего), в то время как их оппоненты, которые таковые ценности не разделяют и не желают их вообще иметь и потому абсолютно не дорожат ими, являются с их точки зрения маргиналами и лузерами.

Обновленцы не скрывают, что с нетерпением ждут скорейшего ухода с церковной сцены этого неугодного им церковного контингента, чтобы их «миссионерская церковь» как можно скорее очистилась от этого консервативного «гноя».

Все это есть ни что иное, как нарастающие центробежные тенденции, которые определяют во многом нашу сегодняшнюю церковную жизнь. Эта динамика противостояния уже вышибла очень многих людей на обочины церковного бытия: многие уходят из Церкви, все меньше оставляя надежд и для тех, кто хотел бы пересидеть лихие времена, удержавшись любой ценой в желанной серединке. Напомним еще раз, что великий Царский путь – не политика и не идеи, и не схемы и не системы, а святая жизнь по образу и в подобие Святой Троицы. Богословское сознание, аскетика и благочестие – и ни одно из этих трех не может быть опущено или урезано, преувеличено или преуменьшено.

Les extremites se touchent, – крайности сходятся, – говорят французы, свидетельствуя о парадоксальном сходстве радикальных позиций. Увы, и в духовной жизни эта максима Блеза Паскаля сохраняет свою силу. А вот и примеры с той и другой стороны…


5.
 

В день выхода в телеэфир упомянутых выше телепередач протодьякон Андрей Кураев так «озвучил» позицию левого фланга:

«Я бы не советовал направлять детей в Свято-Боголюбовский монастырь, даже если бы их там носили на руках. Этот монастырь – малоканоническое, нетрадиционное образование, поскольку церковный канон запрещает совместное проживание лиц мужского и женского пола в такого рода монастырях. А здесь игумен Петр (Кучер) игуменствует в женском монастыре» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37989).

Озвучить-то о. Андрей озвучил, но как-то странно: никто доселе не слышал об игуменстве в Боголюбовском монастыре архимандрита Петра (Кучера). В настоящее время в монастыре настоятельницей является монахиня Георгия (Курчевская), а архимандрит Петр (Кучер) является духовником обители и настоятелем монастырских храмов. Мог ли не знать этого протодиакон? Скажем так: вполне мог знать, но не знал, так как никогда в Боголюбове не бывал. Что не помешало ему преступить с той же хлестаковской легкостью и 9-ю Заповедь: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна», настолько хотелось нашей церковному топ-миссионеру ради этого противостояния опорочить в глазах священноначалия насельниц монастыря, их игумению вкупе с духовником. По словам о. Андрея собравшаяся вокруг отца Петра община (то бишь монастырь) «готова приветствовать любые сплетни, лишь бы в них негативным образом представал образ патриарха».

Ну не пакостный ли это донос, не сплетня ли?

Если бы отец Андрей в Боголюбово съездил, он бы убедился, что в Боголюбове всегда и за каждым богослужением благоговейно поминается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Верхоглядство и безответственность не помешали отцу Андрею не только возвести на обитель напраслину, но лихо и бездоказательно осудить опыт ее жизни как «маргинальный» и противопоставить практике Боголюбовского монастыря в качестве положительного примера – деятельность приюта для мальчиков в Раифском монастыре Татарстана:

«Меня поразило, что на песенном конкурсе в Казани его воспитанники пели под гитару обычные песни про девчонок и про любовь, и только одну – на церковную тему» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37989).

Воистину новую, поистине модернистскую ценностную иерархию презентовал тут отец протодиакон в качестве новых критериев оценки деятельности церковных приютов. Доказательство от противного – хочешь петь про любовь и девчонок под гитару – иди воспитываться в монастырь.

Мода, как и талант, и красота – «страшная сила». Явили мiру наши неообновленцы моду на церковное вынянчивание отнюдь не спешащих приступить к подвигу покаяния рок-музыкантов, и настолько захватили этим наши впечатлительные богословско-миссионерские умы, что наличие юных рок-исполнителей в церковных приютах теперь уже классифицируется как однозначно положительный и достойный подражания пример «здравой монастырской педагогики».

Все это смотрится очень дико. Ведь из детей православные педагоги должны воспитывать людей, которым привиты спасительные навыки жизни, а не рок-исполнителей! Не лишнее было бы сегодня вспомнить таковым обновителям церковной жизни, что практика монастырского или шире – церковного воспитания детей существовала в России уже более двух веков. Она пришла, между прочим, к нам из Европы, где всегда и в самых аристократических домах считалось хорошим тоном воспитывать детей в пансионах при монастырях, что вовсе не мешало, конечно, потом их воспитанникам мгновенно адаптироваться в бурных волнах житейского моря, хотя несомненно, что институтки не разучивали кафешантанные песенки в стенах институтов.

Как правило наши институты и училища благородных девиц, сиротские приюты создавались в России на базе опыта католических и протестантских учебных заведений. Вводили эту практику императрицы и великие княгини, в основном не русского происхождения. Разумеется, и педагоги преимущественно были иностранцами, которые представляли чуть ли не все католические ордена, а педагогический костяк составляли известные в то время воспитатели-протестанты.

Добрым словом надо было бы вспомнить на этом фоне наши замечательные епархиальные училища, в большинстве своем дававшие детям основательную как нравственную, так и житейскую подготовку.

Можно было бы, ратуя за чистоту православия, предъявить к тогдашней педагогической системе претензии духовного плана, но нельзя не сказать, что эти заведения монастырского типа выпускали людей очень крепко стоящих на ногах, воспитанных, хорошо образованных, получивших важнейшие трудовые и педагогические навыки и, как показала жизнь, доказавших это в самых тяжелых обстоятельствах гонений, лагерей и ссылок XX века, являя чудеса настоящей духовной выносливости.

Сегодня наша Мать-Церковь пытается возродить эту традицию: с большим трудом, с крайне ограниченными возможностями, преодолевая к тому же неистовое сопротивление многих мирских госструктур, о чем свидетельствует настойчивое сопротивление Минобразования и других крупных чиновников всем этим церковным начинаниям. И история с приютами в Боголюбовском монастыре тому подтверждение.

Не случайно в те же насыщенные «телесенсациями» о Боголюбове дни последовало заявление руководителя юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) о том, что «конфликт в Свято-Боголюбском монастыре используется Минобрнауки России в целях ограничения права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В своем комментарии мать Ксения, в отличие от отца Андрея Кураева, опиралась на фундаментальные ценности Православия:

«Деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся для попечения родителями, неотъемлемо связана с православным вероучением и потому не противоречит целям его совместного исповедания и распространения. Данная деятельность является традиционной для религиозных организаций Русской Православной Церкви (прежде всего для монастырей). Она осуществляется безвозмездно (на благотворительной основе)» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38006).

Целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь, – так можно подытожить характер действий левых политправославных застрельщиков, которым нужны были великие скандалы, безумного противостояния ради, а не, выражаясь по-столыпински, великое духовное возрождение России.


6.
 

В последние дни октября 2010 года в Москве состоялся митинг в защиту Боголюбова, на котором и в устных выступлениях и в надписях на плакатах прочитывалось главное – обращение к Патриарху за помощью и заступлением. Однако искушения поджидали теперь уже с правой стороны: комментируя это событие, известный своими праворадикальными позициями сайт «Москва – III Рим», который общественное мнение почему-то связывало непосредственно с Боголюбовским монастырем, охарактеризовал эти обращения как «сыновнюю резолюцию». Хотя трудно себе представить, что же это есть за фигура такая словесная – «сыновняя резолюция» и какие такие дети обращаются к отцам… с «резолюциями»?

Однако на сем сайте этим не ограничились, а предложили и нечто вроде своего собственного проекта резолюции, предъявив Патриарху Кириллу самосочиненный ультиматум:

«Верующие дали патриарху последний шанс показать, что он патриарх, а не наемник! Большинство из нас уверены, что он проигнорирует церковную паству. Но шанс есть шанс. Если он его упустит, то мы его окончательно опустим! СТАНЕТ КАК ЯЗЫЧНИК И МЫТАРЬ ! Все убедятся в том, что мы – его критикующие – ПРАВЫ» (http://www.3rm.info/...zashhitu-svyato.html).

И хотя ультиматум этот был вскоре, благодаря возмущенным репликам верующих, сокрыт или стерт, оставшись только тысячу раз перепетым, скопированным в «левых» жж-блогах, большего вреда Боголюбову, и далеко не только Боголюбову, нанести было, наверное, невозможно. Разве что, приняв за основу мысль о том, что сие обращение есть самая обыкновенная и неприкрытая провокация. К сожалению, к этой мысли подтолкнуло и изучение содержимого самого сайта «Москва – III Рим»…

Рядом с этой «сыновней резолюцией» мы обнаружили и доморощенный «акафист Царю-искупителю», свидетельствующий о процветающей в рядах создателей этого сайта ереси царебожия, в которой недоброжелатели обвиняли и Боголюбовский монастырь. Что же это за ересь?

Достопоминаемый мученик за Христа отец Даниил Сысоев точно определил ересь царебожия, согласно которой мученическая смерть императора Николая II будто бы искупила грехи России и всего русского народа. Отец Даниил справедливо писал, что называть царя-мученика Николая II «царем-искупителем» – есть богохульство и самое возмутительное заблуждение (см. подробнее: http://www.blagogon.ru/articles/72/). Он указывал, что корни этого лжеучения уходят в хлыстовство: оно переносит на людей смертных только Одному Христу Спасителю присущие Божественные свойства. «Можно даже генеалогически связать появление этой доктрины с послереволюционными сектами хлыстов-николаевцев, – подчеркивал отец Даниил, – считавших царя Николая воплощением Бога Отца… Человек, искренне считающий императора искупителем, не может быть христианином, ибо тем самым он считает, что дело Господа было неудачно и потому нуждается в дополнении. Голгофа не смогла спасти русский народ, и Богу потребовалась еще одна жертва, которую Он принял в лице царя».

Конечно, здесь не место вдаваться в доскональный анализ того, на какой почве человеческих заблуждений возникла в Русской Церкви царебожническая ересь, которая внушала и внушает своим адептам, что «Царь после победы над антихристом (!) будет вначале производить свой царский суд над врагами Православия и уж только после этого (!) будет Страшный Суд Христов», – писал протоиерей Петр Андриевский в журнале «Благодатный огонь» (http://www.blagogon.ru/articles/232/).

Там же о. Петр Андриевский разъяснял, что в отличие от многих православных, ожидающих возвращения на Российский Престол православного Самодержца, царебожники учат, что грядущий царь будет именоваться уже не удерживающим, а «царем-победителем» – победителем самого антихриста! Мол, вот придет царь, наведет наконец порядок в разворовываемой стране, а заодно и в Церкви, потом объединит всех славян, а так как это будет как раз во времена антихриста, то царь поведет свою могучую армию славянских племен на антихриста, одолеет его и победит, войдет победоносно в Иерусалим, расправится с антихристом, казнит всех изменников России и врагов Православия, и вот вам и Царство Божие уже здесь на земле. В этом у сторонников ереси царебожия открыто проявляется осужденное Церковью учение хилиазма, т.е. своеобразный «православный иудаизм».

Однако верные православные христиане научены веровать как учит Церковь. Христос не обещал нам победу здесь на этой грешной земле, а только скорби и страдания, которые, благодушно перенеся здесь, наследуем победу там, в Его Царстве, которое не от мiра сего.
Да и разве мы слышали из уст отца Петра (Кучера) что-либо подобное из набора вышеописанных царебожнических фантазий: про «царя-искупителя», искупившего вместо Христа Спасителя грехи русского народа, или же про «царя-победителя», победителя самого антихриста, опять же вместо Христа? И это при том, что без всяких на то оснований оппоненты «сливали» и ссыпали на Боголюбово (и продолжают это делать) все мыслимые и немыслимые обвинения: и царебожничество, и противостояние ювенальщикам, и критику блудника Виталия Рысева, чтобы тут же, все это выворотив наизнанку, выдать по примеру Андрея Кураева и политправославных агитаторов в качестве очередного «нападения на Патриарха».

Боголюбово в ответ на все эти «сливы» долго предпочитало не вступать в перебранку, продолжая жить в своем обычном размеренном монашеском ритме. Но, в конце концов, на своем сайте Свято-Боголюбский монастырь публично отмежевался от воздвизаемых на обитель ересей:

«Уважаемые посетители сайта! В ряде электронных СМИ периодически появляются сообщения о том, что официальную позицию Свято-Боголюбского монастыря отражает Интернет-сайт “3 Рим” и некоторые другие сайты. В ответ на это, Попечительский совет обители заявляет, что у Свято-Боголюбского монастыря нет СМИ, которое было бы официальным органом монастыря, отражающим его позицию по общественно значимым вопросам. Главное монашеское делание – молитва, а не журналистика» – говорится в заявлении сайта Боголюбовского монастыря (http://sv-bogolubov.ru/index.php).


7.
 

Итак, крайности сходятся… Заповеданный нам святыми отцами Царский путь, – это путь умеренного внутреннего делания, охраняющего верующего человека на его пути ко Христу от подобных соблазнов и подмен, путь, на котором он обретает наполнение своей духовной жизни настоящим духовным содержанием, которое поглощает его всецело. Таковому уже не нужно – разве только за послушание Богу – искать заполнения своих внутренних духовных пустот в мишуре внешней деятельности, псевдоборьбы и бесконечной политической суеты. Центр жизни у такого человека в сердце. Там он ведет самые главные сражения, там служит и миру и ближним, побеждая и преодолевая с Божией помощью собственную испорченность. В то время как рядом на обочинах православия бушуют страсти, ожесточающие людей, раскачивающие их душевность, но никак не созидающие духовность, пробуждающие поистине революционные инстинкты и возвращающие этих людей к революционным формам и методам борьбы со своими противниками (что мы вкратце и пытались показать на примерах нынешнего противостояния). Все это заменяет подлинную духовную жизнь людей во Христе, – жизнь трудную, крестоносную, не эффектную, но оживляющую и преображающую человека, – ее социально-политическими суррогатами. Откуда же могут взяться у сопротивников подлинно церковные навыки преодоления конфликтов? И тем и тем нужно действительно мудрое и подлинно духовное, церковное врачество, которое, разумеется, не может быть заменено одним голым мирским администрированием.

Но заботы и внимания требуют сегодня не только те, кто соскользнул на обочины. Может быть, еще больше требуют помощи и поддержи те, кто все-таки, несмотря на соблазны, старается удержаться на Царском пути – в русле святоотеческих традиций и Предания. Эта середина, это церковное несомненное ядро сегодня подвергается нападкам как и слева, так и справа. Его искушают со всех сторон, как бы подталкивая скатиться на ту или иную крайнюю позицию, чаще всего политическую. Уклоняющийся подвергается обструкции и двойному прессингу, особенно мощному со стороны левых церковных радикалов. Большой надо иметь духовный опыт и закалку, чтобы выстоять в этом сражении между левыми и правыми циклопами и сохранить свою духовную индентичность, не соскользнуть на стезю правых искушений и не соблазнится пресловутыми обновленческими новшествами. Ведь модернизм может проявляться как слева, так и справа. Суть его, в самом простом определении – отрыв формы от содержания, обновление форм и через это насильственное внесение изменений в содержание, в духовную составляющую. В духовной сфере поиски каких-то новых идей, конструкций, жизненных ниш, ориентаций всегда сигнализируют о несомненной бедности, неправильности и пустоте духовной жизни человека, которому почему-то начинает недоставать обыденной и внешне неприметной, но исполненной внутреннего огня церковной жизни. Они уже подустали учиться у святых Отцов, исполнять Заповеди Божии, работать над собой, постоянно держать себя в покаянном настрое, смиряться и уступать, прощать и миловать других, а себя судить строго и нелицеприятно, быть невидимым, сереньким, тише воды и ниже травы, в то время как рядом масса шумит и клокочет страстями, делает карьеры, наслаждается жизнью, совершает преступления и перевороты, тусуется, делает шумные заявления и выступает, выступает и выступает…

Сражения «на Боголюбовском плацдарме» наглядно выявили всю разрушительную и бездуховную природу модернизма о двух концах, губительность и опасность радикальных противостояний, забвения Царского пути, а так же растерянности и неумения синодальных структур находить подлинно церковные и своевременные средства врачевания духовных кризисов. Сам ход событий вокруг Боголюбовского скандала подтвердил основательность подобной критики. Ведь как ни крути, как не верти, а работа прошлогодней церковной комиссии по первому раунду скандала оказалась несостоятельной. После того, как комиссия в прошлом и нынешнем году работала в Боголюбове, разбиралась там, выносила решения и «принимала меры», она автоматически стала одним из главных ответственных за то, что будет делаться в Боголюбове дальше. Если бы оказались правы рысевы и иже с ними, – то какую оценку можно было бы дать работе этой комиссия? Почему не разобрались, почему бросили на произвол судьбы Боголюбово, почему не сумели помочь, предотвратить, уврачевать, став тем самым соучастниками и попустителями того, что произошло позднее?!

С другой стороны... Если нынешние обличения Боголюбова, как и прошлые окажутся клеветой, то опять же в ответе та комиссия: почему не предусмотрела никаких профилактических мер, «не заметила» или не захотела заметить скандальную интригу, которая наверняка просматривалась уже тогда? Ведь уже в прошлом году очевидно было, что налицо явно продуманное и спланированное нападение внешних нецерковных структур на монастырь (правда руками некоторых церковных людей) с явным расчетом на разжигание широкого публичного скандала. То, что он вылился в сегодняшнее публичное шоу, уже принесшее огромный вред Церкви (из которого мы, тем не менее, пытались извлечь духовную пользу, как и заповедано нам святыми Отцами) – в этом невозможно не обвинить первую церковную комиссию, закрывшую глаза на эту разборку «мiра» с ненавистными ему «монастырскими святошами».

Сейчас, похоже, время уже упущено, и узел этот скорее всего не развязать. Но на то и попущены были эти события вокруг Боголюбова, чтобы ответственные лица, священноначалие Церкви воинствующей, земной, увидело бы в них, наконец, нечто вроде того самого навигационного предупреждения и нашло бы силы для духовного врачевания духовного же противостояния таким образом, как это всегда умела делать только наша Мать-Церковь. Мудро, с пастырской любовью и с духовной пользой возвращая кого только можно на Царский путь спасения, и оказывая поддержку тем, кто в условиях шторма все-таки старался не бросить весла и не сбиться с пути.

И напоследок несколько слов – вместо эпилога…


8.
 

Разве все мы, именующиеся христианами, не чувствуем, не помним из опыта жизни, как нянчит нас, грешных, как долготерпит каждого из нас и всех вместе Милосердный Господь? Не так ли и нам должно мыслить и жить? Но увы: у многих нынешних обличителей – обличительство, скорее, палаческое. Наверное, все-таки нельзя допускать малоопытных духовно людей к обсуждению острых духовных проблем. Соответственно и о духовной и пастырской опытности нужно иметь правильные представления. Нельзя профанировать церковную жизнь. Ткань этой жизни – не нами соткана. Все должны знать свое место. Журналистика и ее публичные методы в сложных церковных ситуациях не уместны, там действовать должна только Божественная Благодать, «немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». Потому-то и не теряет еще пока надежды сердце на милосердное и мудрое уврачевание больных, утишение страстей, и ограждение внутренней жизни Церкви от вулканических толчков, как слева, так и справа.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью
 - 
48
 /  - 
9
Комментарии:
Александра 22/08/2012 в 03:02:58
Прости меня Господи, не дай осудить, но по-моему дьякон Андрей Кураев "ради красного словца не пожалеет и отца..." Кокетничает, позирует и ораторствует. Для светского лектора института - блестящий ход, карьера обеспечена. Но для православного дьякона - ужасно. Во всех речах видно любование собой и безразличие к окружающим. Про отношение к Церкви и не говорю. Не чувствуется любви, боли за свою святую Церковь, желания помогать ближним. Полно, да православный ли он? Может быть уже нет? Его язык чужд. Его шутки оскорбительны. Его ласковые высказывания вызывают тошноту и желание пойти и помыться. Что же такое творится ? А Боголюбовский монастырь защитит Божья Матерь. Бог поругаем не бывает!
Евгений Сергеевич 17/11/2010 в 21:15:46
Хорошая статья. Давно хотелось услышать подобное мнение. Владимиру Юрганову: букву "i" используют для того, что бы отличить мiр людского от мира душевного.
Владимир Юрганов 10/11/2010 в 10:16:29
очень хорошая статья. объясняющая многое. монастырь этот просто стал катализатором противостояния еретическим тенденциям, сам оставаясь твердыней Православия. только как всегда - каждый раз спотыкаюсь о букву i в слове мир. к чему это кокетство? ладно уж, придется простить
Галина Борсуковская 10/11/2010 в 02:38:42
Внимательный, доскональнейший анализ весьма неоднозначной ситуации провела Екатерина Домбровская. Как-будто на наших глазах терпеливо, ниточка за ниточкой, распутывался сложно-запутанный узел. Надеемся, что вот таким же образом - и внимательно, и взвешенно, а главное - с такой же любовью и пониманием разберутся в проблеме церковные власти.
А. И. Орехова из г. Владимира 09/11/2010 в 17:15:07
"По словам губернатора Виноградова проверка в Боголюбове не обнаружила подтверждения фактов жестокого обращения с детьми. Он призвал Церковь разработать единые правила пребывания детей и подростков в монастырях" – о чем сообщило во второй половине дня 9 ноября сего года агенство ИНТЕРФАКС- РЕЛИГИЯ: «Рабочая группа не выявила в действиях монахинь Свято-Боголюбского монастыря Владимирской области фактов жестокого обращения с детьми, которые содержались при обители», - заявил глава региона Николай Виноградов. Выступая во вторник на пресс-конференции во Владимире, он сообщил, что рабочая группа, созданная по его распоряжению, приступила к работе после публикации в СМИ заявлений нескольких воспитанниц бывшего приюта. Губернатор высказал мнение, что церковным властям необходимо разработать единые правила пребывания детей и подростков в монастырях. "Было бы правильно, чтобы дети, живущие в монастырских приютах, обучались в общеобразовательных светских школах", - такова точка зрения владимирского губернатора.
Автор публикации 09/11/2010 в 13:14:52
Виталию Смирнову: спасибо на добром слове, однако хочу подправить Вас, простите меня, немного - я против глобальных обобщений. И таких: "Боголюбово - это Церковь". Да еще с заглавной буквы. И таких: "тут вопль сердца, и плачь ...за многострадальную нашу Православную Церковь вкупе". Автор на такое не дерзал даже в помыслах. Если протодиакон А. Кураев придумал передачу "Со своей колокольни" и оттуда вещает... Ну что же... Ему повезло - у него есть целая своя колокольня. Автор данной статьи размещается много ниже - хорошо если у подножия колокольни и мыслит в гораздо более скромных масштабах, в качестве самого рядового прихожанина нашей Матери-Церкви.
Виталий Смирнов 09/11/2010 в 12:34:17
Ирина, мой Вам совет: статью-то все-таки ПРОЧТИТЕ. По Вашему получается можно назвать Валаам, Дивеево или какой-нибудь отдельно взятый храм - Церковью?! Если бы Вы читали статью ВНИМАТЕЛЬНО, Вы бы увидели и УСЛЫШАЛИ то, что хотел сказать автор, обращаясь к нам. Боголюбово - это лишь поле битвы, где есть и "правые", и "левые" и те, кто идет Царским путем. Церковь никак не может быть отдельным взятым сообществом, конкретно территориально располагающимся, имеющим, наконец, СВОЕГО Христа. Вы что не читали даже катехизис, милая моя? Не впадайте в ересь.. И тут не статья, тут вопль сердца, и плачь за не отдельно взятую историю (коих бесчисленное множество было есть и еще будет), а за многострадальную нашу Православную Церковь вкупе. ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ!..
Екатерина, а Вам низкий поклон и помощи Божией.
Ирина Иванова 09/11/2010 в 09:51:40
Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь. И это неизбежно, поскольку Боголюбово - и есть Церковь. Этим сказано все.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь Православный журнал «Благодатный Огонь»

Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь

8.11.2010
Екатерина Домбровская-Кожухова

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

17.11.2019
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

7.11.2019
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

11.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

 

НОВОСТИ

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах