Богородица

Актуальные статьи

К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

6.12.2020

Для скорейшего продвижения униональных процессов между Римом и Константинополем 7 декабря 1965 года патриарх Константинопольский Афинагор и папа Римский Павел VI объявили о «снятии анафем» 1054 года (как известно, в 1054 году папа Лев IX провозгласил анафему православным; в свою очередь Константинопольский патриарх Михаил I (Керулларий) (1043–1059) и его Св. Синод предали анафеме папистов).

В Риме в последний день работы Второго Ватиканского Собора, в день памяти св. Амвросия Медиоланского, был обнародован текст совместной Декларации Римско-Католической и Константинопольской Православной Церквей по случаю взаимного снятия анафем 1054 г. Совместная работа комиссий Константинопольского Патриарха Афинагора и Папы Римского Павла VI, выработавших текст этой декларации, проходила в Стамбуле 22–24 ноября 1965 года. Экуменические деятели и филокатолики нередко ссылаются на факт снятия 7 декабря 1965 года взаимных анафем 1054 года папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором.

Приведем текст послания Патриарха Афинагора:

 Послание патриарха Афинагора I

Афинагор, милостью Божией Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх.

Во имя святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы! «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8); любовь является признаком, характеризующим учеников Христа, данным от Бога, силой, объединяющей Его Церковь; в любви – начало мира, согласия и порядка, как вечного и великолепного проявления Святого Духа.

Необходимо, следовательно, чтобы те, которым Бог доверил попечение о Своих Церквах, приняли заботу об «узах совершенства» (Кол. 3,14) и ими пользовались с большим вниманием, заботой и старанием.

И если мы уже поняли, что любовь охладевает, а единство в Господе разбивается, то необходимо избавиться от этого зла и найти от него лекарство.

В 1054 году, по таинственному попущению Божиему, на Церковь сошла буря: отношения между Церквами Рима и Константинополя подверглись испытанию, а любовь, которая удерживала их в единстве, оказалась так сильно раненной, что в лонах Церквей Божиих появилась анафема; легаты Рима – кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь, патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима, а также сотрудников. Необходимо было, следовательно, чтобы Церкви Рима и Константинополя, наследуя доброту и любовь Бога к людям, вновь рассмотрели вместе эти факты и установили мир.

Но так как сегодня проявилась доброжелательность Бога к нам, указывая путь примирения, особенно во взаимном усердии, благословенном и плодотворном, как со стороны Старого, так и нашего Нового Рима, в развитии братских отношений, решено приступить к исправлениям мнения о прошедших событиях и преодолеть в той степени, насколько это возможно для каждой из Церквей, накопленные препятствия, которые могут быть устранены; и это через развитие, возрастание, созидание и практику любви.

Таким образом, мы, вместе с уважаемыми и высокочтимыми митрополитами, возлюбленными братьями и сослужителями во Христе, воспользовавшись угодным Господу моментом, собрались на Синоде и после дискуссий на эту тему, осознавая, что подобного мнения придерживаются и в Риме, постановили предать забвению и упразднить вышеупомянутую анафему, которую объявил патриарх Константинопольский Михаил Керулларий со своим Синодом.

Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема, объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви, по милосердию Божиему, Который, молитвами Пресвятой нашей Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного Первоверховного Апостола Петра, святого славного Апостола Андрея Первозванного и всех святых, желает примирить Церковь, сохраняя мир во веки веков.

В знак вечной памяти и постоянного свидетельства настоящий Патриарший и Синодальный Акт издан, занесен и утвержден в Священном Кодексе нашей Святой Церкви, а соответствующая достоверная копия послана в Святую Церковь Старого Рима, чтобы там с ним ознакомились и поместили в свои архивы.

В году спасения 1965, 7 декабря IV индиции
Афинагор I, архиепископ Константинополя и Вселенский Патриарх
 
О случившемся патриарх Афинагор уведомил всех глав Православных Церквей.

Архиепископ Хризостом II послал из Афин в 7 часов вечера 6 декабря 1965 года телеграмму Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, запрашивая о «позиции честной Вашей Церкви» в связи со снятием анафем 1054 года.

Ответ из Москвы не заставил себя ждать. 28 декабря 1965 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) направил в Стамбул телеграмму следующего содержания:

«Телеграмма Вашего Святейшества, в которой Вы пишете о решении снять анафему 1054 г., нами получена. Ожидаем Ваших писем. Предварительно можем сообщить Вам, что рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви Рима. Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет. Братски обнимаю Ваше Святейшество и шлю мои сердечные Вам пожелания. С любовью о Господе патриарх Алексий» (ответ Патриарха Алексия напечатан в «ЖМП», 1966, № 2, с. 4.).

Если в этой телеграмме Патриарху Афинагору Предстоятель Русской Церкви лишь подчеркнул, что снятие анафемы не имеет богословского значения для вселенского Православия, то в телеграмме главе Элладской Церкви Архиепископу Хризостому, отправленной в тот же самый день, Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал: «...богословского значения не имеет, ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований» (там же).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Стефан 06.01.2021 в 14:33:39

Когда-то, видел, читал, как Московский Патриархат сближался к Ватикану ... Было так больно всё это видеть ... Вы не родились в Европе. Вам сложно понять, как они умно всё искажают: терпеливо, методично, массивно, незаметно. Если вы хотите, чтобы народ вам лучше доверял, то почему не сказать, что вы ошиблись? Потому что он не забыл. Как просить у мирян исповедь, если вы не аналогично поступаете? ПРИМЕР. Вот, что ожидает от вас миряне и тем более искатели веры. Иначе, что будет? Опущение храмов, ещё больше критик от противников Церкви и папизм будет дальше развиваться, потому что кто будет вставать против них?
С христианской любовью. Один грешник.

Владимир 06.12.2020 в 21:02:12

***Во имя святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы! «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8); любовь является признаком, характеризующим учеников Христа, данным от Бога, силой, объединяющей Его Церковь; в любви – начало мира, согласия и порядка, как вечного и великолепного проявления Святого Духа***
Да, Бог есть любовь, но это же не значит, что истина должна соединиться с неистиной, при этом, разве запрещается истине - православному духовенству, православным христианам по-христиански любить тех - образ Божий, кто неистину принимает за истину? Вообще, как люди, носящие священный сан, которые служат в истинной Церкви - Православной могут признать церковью некое католическое сооружение, которое не является истинной церковью? И если не признают, тогда что, можно сделать вывод, что у православного духовенства, православных христиан нет "любви, согласия и порядка, как вечного и великолепного проявления Святого Духа" (сказано для праведников, а нам иметь хотя бы каплю любви)? Однако, снятие анафемы в 1965г. православным духовенством Константинополя, тем самым они признали неистину за истину - католическое сооружение за истинную церковь.
Прошло 55 лет. Теперь понятно, по какой причине нынешнее духовенство КПЦ дошло до полнейшей духовной деградации, ибо дела их это доказывают? У них были такие духовные учителя! А РПЦ жива, но больна, но и нам обольщаться не стоит, ибо патриарх Русской Православной Церкви встречался с папой Римским, и высшее духовное лицо в РПЦ - носящее Священный сан назвало папу своим братом, то есть ДУХ самого главного человека в Русской Православной Церкви - СОЕДИНИЛСЯ с ДУХОМ самого главного еретика в мире (это в домашних условиях можно плоти употребить термин "брат", но не на весь белый свет озвучить высшему духовному лицу РПЦ, ибо встречались представители ДУХА!). Если назвал братом, ЗНАЧИТ, ТАК ЖЕ признал неистину за истину - католическое сооружение за истинную церковь. Не прошло и 5-ти лет со встречи, НО! мы не идём, а летим со скоростью света... а вот и пророчество святителя Игнатия Брянчанинова сбылось (не дай Бог!) о русском народе, которого учили духовные учителя - духовенство РПЦ, у которых были духовные учителя - патриарх Кирилл со своими сподвижниками. Духовенство РПЦ - стократ ответственнее пред Богом и людьми, я бы сказал, человечеством, чем духовенство КПЦ, ибо РПЦ самая большая поместная православная Церковь в мире, в которой самое большое количество православных христиан!

Григорий 20.01.2011 в 17:31:15

В церкви нет чина "снятия анафемы". Есть чин присоединения к церкви. Константинопольский патриарх в 1965 г. был вдохновлен Никодимом Ротовым, уверившим Афинагора в том, что Алексий I непременно соединится с Афинагогром во лжи. Однако Алексий I не пошел на это тягчайшее преступление.

Григорий 08.01.2011 в 17:46:49

Цитата прот. Михаила: "Было бы очень важно чётче выделить, явно сформулировать догматическую систему Православия, которая, безусловно, шире, чем Символ Веры!"
Догматъ = учение веры, член веры или предание церковное, на Священном Писании основанное. Иногда значит устав. - Словарная статья, Полный Церковно-Славянский Словарь, протоиерей Г. Дьяченко, издательский отдел Московского патриархата, Москва, 1993 г.
"Воп. Где можно найти краткое учение о вере?
Отв. В Символе веры
Воп. Где можно найти краткое руководство к надежде?
Отв. В Молитве Господней
Воп. Где можно найти краткое учение о любви?
Отв. В десяти Заповедях Закона Божия".
(Пространный Христианский Катехизис православныя кафолическия восточныя греко-российския Церкви. Москва, Синодал. Типограф., 1833 г.)
Проблема состоит не в том, чтобы "четче выделить и явно сформулировать", а в том, чтобы напитаться духом Церкви.

Григорий 08.01.2011 в 14:46:18

Основную путаницу в отношение к католикам внесли, к сожалению, иерархи русской поместной Церкви еще в период правления на Руси Дома Романовых. Именно из Святейшего Синода исходили предложения признать католическое крещение, которое Св. Феодосий Печерский прямо именовал католическим мытьем. Вот - если действует в соборище Благодать Божия - то, стало быть, это не соборище, а поместная церковь Римская. Церковь прославила Св. Александра Невского, житие которого направлено было на войну с нечестивыми и проклятыми латинянами, а в то же время - безумные глаголы о принятие в лоно Церкви католиков с признанием их крещения через "докрещевание" - с миропомазанием только. Следует раз и навсегда сказать, что КАТОЛИКИ могут быть приняты в лоно Церкви только через крещение по полному православному чину, особо следует отметить, что ни в коем случае их "духовенство" нельзя принимать в соответствующем чине - если они ищут спасения в Церкви, то нет необходимости принимать их минуя установленный Св. Апостолами порядок - восхождения на иерархические ступени снизу вверх последовательно.

Прот. Михаил 08.12.2010 в 20:06:13

Можно было бы, в какой журнал?

Д. Гизитдинов 08.12.2010 в 01:16:47

Отец Михаил, у Вас бы получилась хорошая статья. Думаю, редакция журнала не отказалась бы опубликовать прекрасную актуальную статью.

Прот. Михаил 07.12.2010 в 21:46:51

Основная проблема во Вселенском Православии, а не только в Русской Церкви - это отсутствие единомыслия в понимании того, что Католицизм - это ересь, а не Церковь Христова. С этим связано и бытующее мнение (даже среди православных!), что Католицизм сохранил Апостольскую преемственность. Преемственность чего, позвольте спросить? Митрополит Сергий (Страгородский) в своей работе "Значение апостольского преемства в инославии" (http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=270) пишет: "Церковь понимает под апостольским преемством, несомненно, не одну внешнюю, механическую передачу самого акта рукоположения, но и веру, соединяемую с этим актом, то есть сохранность в данном обществе апостольского учения о благодати священства."
На мой взгляд, чрезвычайно расплывчато и не чётко сказано, без глубокого понимания сути Таинства рукоположения. А ведь, в действительности, как мне представляется, всё просто: суть рукоположения - не столько "передача апостольского учения о благодати священства", а реальная передача власти совершать Таинства. Не одного, какого-то, а всех семи Таинств Православной Церкви. И не так трудно разобраться, происходит ли преемственная передача этой власти: именно для этого и даны нам свв.Каноны! Они совершенно точно указывают, при каких условиях осуществляется эта преемственность. Но Каноны так же чётко предупреждают нас, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ ЭТУ УДИВИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВА! Если эта власть потеряна, то о какой "преемственности" можно говорить! Если, по Канонам, моление в еретическом храме приводит к извержению, т.е. к потере священства, то впадение в ересь не больше ли, чем моление в еретическом храме! Таким образом, очевидно, что еретики, как полностью отпавшие, изверженные из Церкви, никакой "преемственности" власти сохранить не могут. Вне Церкви Христовой не может быть власти совершать Таинства, следовательно, не может быть и никакой "преемствености". Причиной такого разномыслия в Православии, в основном, является отсутствие чёткости в понимании того, что такое догмат. Именно из-за этого нет чёткого понимания, что такое ересь. А отсутствие чёткости в понимании, отсутствие определения ереси, чрезвычайно затрудняет борьбу Церкви с всевозможными ересями.
Вот что говорят нам Свв. Каноны:
Правила Святого Вселенского II Собора, Константинопольского:
6. …Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделилсь, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Здесь, еретиками именуются те, кто «притворяются, что веру нашу исповедуют здраво» - т.е. речь идёт о том, что еретики – это те, кто искажают саму веру, т.е. искажают истины веры.
Правила Святого Вселенского III Собора, Эфесского:
7. По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. - Совершенно определённо запрещаются любые искажения, изменения истин веры содержащихся в Никейском Символе Веры, т.е. в догматике.
Правила Святого Вселенского VI Собора, Константинопольского:
1. ...Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоем образом. - Опять, определённо запрещаются любые изменения «догматов благочестия» - т.е. основных истин веры.
Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому:
1. ...Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом.
… Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати;
… Ибо, хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Св.Василий Великий совершенно чётко определяет ересь, как «отчуждение в вере», «различие в самой вере в Бога». Но ведь наша вера в Бога выражается именно в догматах. Таким оберазом, на основании мнения Св.Василия можно определить ересь, как любое учение, искажающее догматический строй Православия, а догмат – как истину веры. В последней цитате Св.Василий определённо утверждает, что отпадение от Церкви (а отпадение от Церкви происходит не только от расколов) безусловно приводит к потере власти совершать Таинства, потере Апостольской преемственности, и, как следствие – к потери благодати Святаго Духа. Св.Василий не «измеряет» меру потери, а просто утверждает отсутствие благодати Святаго Духа вне Церкви.
Суммируя всё, предлагаю для нашего соборного обсуждения следующие определения: догмат – это важнейшая истина веры, знание которой, следование которой, необходимо для нашего спасения. Это такая истина веры, что искажение её лишает нас спасения. Ересь - это любое учение, искажающее догматическую систему Православия, и, таким образом, лишающее спасения своих последователей. Существенно то, что недопустимы изменения ни в одном догмате – любое изменение приводит к духовной гибели и автора, и последователей. Используя эти определения, очевидно, что Католицизм – безусловно ересь, т.к. начался он с искажения Символа Веры (filioque), а продолжился дополнительным искажением («беспорочное зачатие») и добавлением новых ложных догматов («непогрешимость папы», главенство папы и т.п.).
Было бы очень важно чётче выделить, явно сформулировать догматическую систему Православия, которая, безусловно, шире, чем Символ Веры! Догмат свободы воли и догмат иконопочитания, например, не отражены в Символе Веры! Догмат Церкви, так же, только упоминается в Символе Веры, раскрывается же он в Канонах. Именно Каноны чётко обозначают границы Церкви. Апостольские Правила 1-е и 2-е, безусловно имеют догматическое значение, чётко обозначая условия передачи Апостольской власти совершать Таинства Христовой Церкви, и власть передавать эту власть, т.е. условия преемственности. Именно св.Каноны так же, с абсолютной чёткостью, определяют те условия, при которых теряется эта преемственность! Это, например, следующие Апостольские Правила: 10, 11, 30, 45, 46, 65. Таким образом, упомянутые Канонические правила определённо имеют догматическое значение, т.к. определяют условия нашего спасения.
Прот. Михаил

Россиянин 07.12.2010 в 09:27:21

Сейчас усилились опаснейшие заигрывания с католиками и неопротестантами будто бы во имя интересов Церкви. На самом деле под прикрытием объективной потребности совершенствования миссионерства осуществляется диверсия против православия.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс