Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Может ли священник быть актером. Размышления по поводу актерской игры иерея Иоанна Охлобыстина

15.12.2009
Валерий Духанин


Было время, когда считалось неуместным рассуждать на тему, может ли актер быть священником – ответ казался ясным сам собой, а потому и темы такой не существовало вообще. Парадокс нашего времени заключается в том, что теперь мы вынуждены рассуждать, а может ли священник быть актером. Едва фильм Павла Лунгина «Царь» появился на наших экранах, а публика, как ей и полагается, разделилась на его отчаянных защитников и беспощадных критиков, как все мы оказались перед очевидным фактом: актерскую роль исполняет священнослужитель – отец Иоанн Охлобыстин.

Правда, до этого он уже сыграл, будучи в сане, роль Григория Распутина (а на самом деле, снято более десяти фильмов с актерским участием отца Иоанна, которые мало известны православной общественности в связи с их абсолютной бездуховностью). Но фильм про Распутина «Заговор» (2007 г.), знаменовавший возвращение отца Иоанна к актерству после почти семи лет священнослужения, больше представляет собой боевик, нежели историческую кинокартину, как-то прошел незаметно, не вызвал особой дискуссии и не придал ярких контуров возникшей проблеме. В фильме же «Царь» отец Иоанн играет не просто историческое лицо или благочестивого человека, а жалкого шута, кривляющегося перед публикой и заискивающего перед царем. Именно после этой роли и выхода фильма в свет отец Иоанн написал знаменитое прошение в Патриархию с просьбой разрешить его сомнения о совместимости для него священнослужения с актерским искусством (прошение предполагает возможность отстранения от церковной службы). Сам отец Иоанн в своем интернет-дневнике по этому поводу говорит: «Пришел к неутешительным результатам: несмотря на то, что большинство фильм хвалит, много критики в мой адрес от собратьев по служению и простых прихожан. Если отбросить хамов, дураков и желающих самоутвердится за чужой счет, все равно много. Суть основной претензии в том, что исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан» (http://www.snob.ru/profile/blog/5175/9359).

Иными словами, те, кто лично знали отца Иоанна как священнослужителя, удивлены, что он предстал в образе шута, действовавшего в кадре весьма вызывающе и участвовавшего в избиении святителя Филиппа. С их точки зрения, конечно, было бы приятней, если бы священник сыграл роль благочестивого, святого человека. На самом же деле, проблема вовсе не в том, что отец Иоанн сыграл роль клоуна. Актер в кино – только исполнитель, который обязан честно создать образ, возложенный на него режиссером, и потому сам актер безотносителен к нравственной характеристике героя. Злодея он играет или, напротив, благодетеля, все это нужно для создания полноценной кинокартины со всеми ее перипетиями сюжета, кстати, может быть, и очень полезного для зрителя. Поэтому когда сам иерей Охлобыстин говорит: «Моей задачей было лишь точное выполнение поставленной задачи», он абсолютно прав. Не тождествен актер плохому герою, и потому не несет личной ответственности за действия последнего. Другое дело, что зрители ясно почувствовали – образ киногероя никак не соответствует тому образу священнослужителя, каковым должен быть отец Иоанн по дару хиротонии. Но повторим, что на самом деле вопрос заключается в другом. Может ли человек, посвященный во священники, носящий на себе образ Христов, вообще принимать на себя актерские роли и имитировать чей-либо образ?

Вопрос этот в буквальном смысле никогда не рассматривался в церковных канонах, поскольку за всю историю Церкви нам не известен ни один случай актерской игры священнослужителя. В этом смысле отец Иоанн Охлобыстин, можно сказать, первопроходец, за которым, не исключено, что потянутся и иные духовные любители зрелищного искусства. Придет время, когда играть в фильмах, возможно, будут не только священники, а епископы и митрополиты, ведь если можно ему, то почему нельзя им? Вместе с тем, в самых церковных постановлениях по поводу зрелищного искусства и в богословских рассуждениях церковных авторов на эту тему можно нащупать ответ на интересующую нас тему.

Заранее просим прощение за строгость приводимых цитат – они все-таки придуманы не автором этих строк и потому не могут быть нами отредактированы. К сожалению, с древнейших времен Церковь достаточно сдержанно, даже критически относилась к актерскому искусству как таковому. С III по VII века святые отцы и соборы Церкви однозначно порицали пристрастие людей к театру, посещение развлекательных зрелищ. Позднейшие соборы не отменяли постановлений ранних. Иногда полагают, что строгость к театру основывалась только на том, что сценические представления были проникнуты безнравственностью и языческим содержанием. Мы не будем судить, насколько современное телевидение и кинофильмы свободны от безнравственности и от языческих идей. Скажем только, что Церковь осуждала не только языческое содержание театра, но и сам принцип лицедейства. Святой Киприан Карфагенский в трактате «О зрелищах» писал: «Что сказать о комических бесполезных усилиях, о великих неистовствах трагической речи, о напряжении нервов во время крика? Хотя бы все это и не было посвящено идолам, и тогда верные христиане не должны бы ни посещать этих зрелищ, ни смотреть на них; потому что хотя бы во всем этом и не было бы прямого преступления, однако все же здесь есть величайшая и вовсе неприличная верным пустота»[1].

Дело в том, что всякая актерская роль есть именно роль, то есть принятие на себя чужого облика, восприятие психологии, манеры поведения, личностных черт персонажа, героя, создание того образа, который не свойствен актеру самому по себе, и потому это есть выход из реальной жизни в область иллюзорную (если писатель романа действует только своим воображением и переносит это на страницы книги, то актер задействован всем своим существом вплоть до полного психологического вживания в роль). Актер не является героем, а только кажется им, и в этом перевоплощении есть определенная опасность для души, которая у каждого человека по природе жаждет простоты и подлинности. Человек призван к тому, чтобы выявлять в себе образ Божий чрез очищение души от всего греховного, а актер на время игры надевает на себя маску чужой души. К этому добавляется то, что любой спектакль или игровой фильм есть художественный вымысел и актер имитирует собой вымышленного персонажа, какого-нибудь героя или, напротив, злодея. Он вживается в эту роль, отходит от действительности и создается своего рода обман, точнее иллюзия, к которой приобщаются зрители. Если собственно для актера это еще как-то возможно, то самый сан священника предполагает подлинность, свободу от иллюзорности и игры. Священный сан знаменует собой святыню, реально присутствующую в нашем мiре, и до сих пор в народе сан священника вызывает благоговейное доверие, здесь исключается легкость, с которой актер в разных фильмах меняет роли будто новогодние маски.

Кстати, 62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает мужчинам надевать женскую одежду, а женщинам – мужскую (что нередко встречается в актерской игре), а также использовать маски: «Не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Известный толкователь канонических правил Матфей Властарь поясняет, что данное правило «запрещает надевать личины комические, употребляемые для осмеяния, или трагические, употребляемые для возбуждения сострадания и плача»[2]. Речь идет о принятии на себя определенного облика, вызывающего в зрителе соответствующие чувства. И если мы вдумаемся, то заметим, что для актера сам грим, сама мимика лица в соответствии с ролью являются своего рода маской – комической, сатирической или трагической.

51-е правило того же Шестого Вселенского Собора гласит: «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи». Авторитетный толкователь Иоанн Зонара пояснял: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущенно и рассеянно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев, которые, иногда подражая аравитянам, иногда армянам, иногда рабам, а иногда чему-либо другому, ударами по щекам и шумом возбуждают неприличный смех и доводят почти до неистовства людей более простых или невнимательных… Запрещает также и пляски на сцене». Дальше Зонара произносит в отношении актерства важные слова: «А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене»[3].

Матфей Властарь говорит почти то же самое: «Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих… А сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими»[4].

Итак, древние церковные правила порицают артистический способ возбуждения эмоций и чувств (сказано: собор запрещает личины «для возбуждения сострадания и плача»; осуждаются те, «которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих»), равно и сам принцип актерского представления то одних, то других ролей («то рабов, то господ…»), театральная сцена называется «притворством и лицемерием».

В этой связи, изображение в фильме отцом Иоанном царского шута весьма рельефно, контрастно оттеняет избранную Охлобыстиным мирскую профессию. Дело в том, что шут – это человек, который всегда играет какую-то роль, как правило сатирическую, шут не имеет своего лица, а только необходимую в конкретный момент личину. Поэтому сыграть шута, да простят нас за строгость суждения, есть лицедейство вдвойне. Отец Иоанн играет того, кто сам кривляется и играет, и оттого человек, наделенный бесценным даром священства, выглядит в такой роли наиболее униженно и жалко.

54-е правило Лаодикийского Собора повелевает священнослужителям, посещающим брачное торжество, удаляться оттуда в случае, если приходят актеры для представления. Если по строгому суждению Церкви священнику нельзя даже присутствовать на зрелище, что же сказать о его непосредственном актерском участии в зрелище?

Да, с веками выработался и путь икономии, снисхождения к немощи большинства. Мы не можем посвящать себя только духовному, нам хочется и чего-то просто душевного, иногда охота посмотреть кино. А раз так, то пусть и кино несет в себе положительные идеи. В этой связи не обойтись без актеров, которые могут предложить современному обществу и что-то полезное (об этом сказано в Основах социальной концепции, принятой нашей Церковью в 2000 году). Но для этого и должны быть особые люди, принимающие на себя эту, в чем-то опасную для души профессию, и переплавляющие театр, по выражению Гоголя, в школу добра. Неужели играть роли нужно непременно священнику, то есть Христову воину, который, по слову апостола, «не связывает себя делами житейскими» (1 Тим. 2: 4), и значит, не будет спешить по очень сомнительным причинам с поля брани на съемочную площадку?

6-е Апостольское правило под страхом извержения из сана запрещает священнослужителям принимать на себя мiрские попечения, чтобы, по толкованию Зонары, они свободно занимались Божественным служением и не вмешивались в мiрские дела и народные смятения[5]. Для священнослужителя прошлая жизнь уходит на второй план, весь ритм жизни подчиняется служению Церкви. Сам отец Иоанн Охлобыстин по поводу совместимости священства и актерства в одном из интервью отвечал: «В моей жизни эти составляющие отделены друг от друга. Когда я в храме, духовное состояние подминает меня и заставляет действовать в соответствии с канонами. Внутри церкви я себе не принадлежу, я просто соучастник одного общего действа. А на съёмочной площадке стараюсь мыслить, действовать, как выпускник ВГИКа» (Аргументы и Факты, № 47, 18.11.08). Но Спаситель сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Неизбежность выбора очевидна в связи с загруженностью рабочего дня как священника, так и актера. Изучение сценариев, репетиции, съемки, вхождение в роль, выступления в СМИ по поводу снятого фильма – все это наполнено совсем не тем духом, какой должен быть у священника. «Посмотри на самого себя, – говорил святитель Иоанн Златоуст, – каков бываешь ты по возвращении из церкви, и каков – по выходе из театра; сравни оба эти дня, и тебе не будет нужды в наших словах»[6]. Для подлинного священнослужителя в этом выборе уже не может быть никаких колебаний.

Вспомним, что священство – это прежде всего особое посвящение (одно из семи Таинств Церкви), приобщение к благодатному дару, который уже не может вторично быть дан человеку, и который качественно отличает его от того, чем он был раньше. По мысли блаженного Симеона Солунского, Господь наш Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы «возвести нас к блаженной жизни, и сию-то Силу Свою, возносясь от нас, даровал нам через установленное Им Священство. Через него-то теперь совершаются у нас все священнодействия, а без священника не может быть святыни»[7]. Священник всегда и везде по дару Церкви есть образ Христа и потому принятие священником на себя актерской роли есть искажение и преломление Христова образа сквозь призму актерской игры. В фильме «Царь» святитель Филипп произносит знаменательные слова: «Не вижу я государя ни в одеждах этих, ни в делах его». Слова эти могут быть с полным правом обращены и к священнику, наряжающемуся в одежды шута или уголовника, вживающемуся в их роль.

Человек, однажды принявший решение посвятить себя Церкви, осуществивший это решение в хиротонии, не имеет права сдаваться, с ним произойдет то же самое, что и с человеком, бросающим семью ради яркой влюбленности (или думающим совмещать то и другое). Он и нового не получит, и потеряет то, что имел. Нам кажется, хотя мы можем и ошибаться, что снятие сана обернется для отца Иоанна серьезным духовным сбоем, внутренним опустошением, но продолжение играть роли усугубит внутренние противоречия. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия», – предостерегает Спаситель (Лк. 9: 62).

Сам отец Иоанн в телепередачах и интервью ссылается на два основания своего возвращения к актерству: необходимость кормить семью и благословение священноначалия. У отца Иоанна действительно большая семья – шесть детей и жена, которых не прокормить за счет обычной профессии. Но если мы честно посмотрим на эту проблему, то разве когда-то было такое, чтобы Господь оставлял многодетного священника, всецело преданного Церкви? У священнослужителей традиционно бывает много детей, и если в наши дни батюшка появляется в храме не один день в неделю, а всецело предан служению Церкви, то семья его голодать не будет. Благословение же всегда предполагает путь, спасительный для души, полезный для Церкви, благотворный, а не соблазнительный. Как соотнести с таким благословением участие отца Иоанна в фильмах, в которых он по собственному признанию преследует исключительно коммерческие цели (фильм «Царь» он относит к другой категории, здесь он играл для души)? – «не можете служить Богу и маммоне», – говорил Христос (Мф. 6: 24). На наш взгляд, благословение нельзя рассматривать как всесокрушающий молот, которым расчищается дорога к своевольным и корыстолюбивым поступкам.

Судя по рассуждениям отца Иоанна Охлобыстина в его интернет-дневнике, видно, что он сам чувствует что-то не то. Вот его слова: «Поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определенный резон… Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него». Даже по словам режиссера П. Лунгина, «определенные противоречия, конечно, есть… Играть и воплощать талант, который в нем (отце Иоанне) есть (и, в том числе, кормить семью), и служить у алтаря – это тот вопрос, то противоречие, которое в нем живет». Очевидно, что голос совести все же указывает на несовместимость священного сана с актерством, ведь нашего внутреннего судью иной раз невозможно заставить молчать. А «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3: 20).

Интересно заметить и следующее: на самом деле, отца Иоанна лишать священного сана никто не собирается. Не то сейчас время, не те идеалы и нравы. Его заранее бы предупредили, что мол не следует так поступать, предложили бы подумать, поразмышлять, переосмыслить свое поведение. Ничего подобного нет, и вряд ли было бы. Но официально обращаясь в Патриархию, он создает провокационную ситуацию, в которой придется принимать публичное решение. Не афишировалось в Церкви возвращение отца Иоанна к актерской игре – оно состоялось как бы само по себе, как дело, не предаваемое церковной гласности, словно ничего особого не произошло, не надо бы и афишировать свои сомнения и колебания. А может быть, всё и будет замолчано, как бы никакого прошения вовсе и не было.

Если сам отец Иоанн или кто-то из его почитателей прочтут эту статью, то очень не хочется, чтобы они подумали, будто автор испытывает неприязнь к отцу Иоанну или что-то еще в этом роде. Нет, мы считаем, что отец Иоанн действительно талантливый человек, он прекрасно справляется с актерскими ролями (что очевидно по тому же фильму «Царь») и, вероятно, как священник способен к плодотворному пастырскому служению. Однако нам кажется, что пример отца Иоанна Охлобыстина, пока являющийся исключением, все же служит определенным знаком, знамением тех тенденций, которые намечаются в нашей Церкви и в нашем обществе. Верно то, что всякий исключительный случай в либеральное время легко становится поводом к повторению «подвига», и значит, задуматься уже следует. Неужели нельзя, если ты священник и тебе очень хочется заниматься кино, исполнять в крайнем случае функции режиссера, сценариста, консультанта и т.п., без принятия актерской роли, или, напротив, если ты актер, то зачем принимать священный сан как будто это легкое и интересное хобби? Повторим, что в хиротонии всякий ставленник наделяется образом Христова служителя и этот образ уже не должен затмеваться никакой земной, тем более преступной и циничной ролью.

И все-таки не нужно забывать, что мы имеем дело прежде всего с человеческой судьбой, с неповторимой жизнью, с человеком, которого тоже любит Бог, и потому нужно не осуждать его, а молиться о нем. Отец Иоанн Охлобыстин, будучи талантливым, творческим человеком, имеет и свой уникальный жизненный путь. А творческие, талантливые люди всегда подвергаются наиболее тонким, ухищренным, глубоким искушениям. Да избавит Господь его от этих соблазнов и да устроит его жизнь на пользу ему самому и на благо всей Церкви.



[1] Киприан Карфагенский, св. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 383.

[2] Властарь Матфей. Алфавитная синтагма. М., 1996. С. 208.

[3] Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 452.

[4] Властарь Матфей. Алфавитная синтагма. С. 266–267.

[5] Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 22.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 4. Кн. 2. М.: «Златоуст», 1995. С. 857.

[7] Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. СПб., 1856. С. 13–14.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
42
 /  - 
4
Комментарии:
Владимир 02/08/2011 в 04:36:12
Почему так возмущённо обвиняют именно о.Иоанна Охлобыстина? Он в сложившейся ситуации скорее не преступник, а жертва. Чья? Того, кто его соблазнил священством и рукоположил, а это митрополит В.Иким, который не дал ему сначала дорасти до высоты священнического призвания, а сорвал, как недозревший плод. Вот о.Иоанн сейчас и "дозревает", чтобы на этот раз сделать обдуманный и полностью осознанный выбор. Матушку его жалко -- она-то уж не мыслит себя никак иначе, как православной матушкой, женой священника. Помоги им Господь!
Читатель 14/02/2011 в 19:48:19
"Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным, и не опьянять себя гневом: а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились в судех и сварех, а теперь (постятся) в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие! Послушай как пророк повелевает поститься: освятите, говорит, пост; не сказал: шумно празднуйте пост; проповеди цельбу, соберите старейшины (Иоил. I, 14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия".
Иоанн Златоуст. Восемь слов против иудеев.
Григорий 02/02/2011 в 17:32:35
Не понимаю, что за вопрос? - "может ли быть священник актером". Откройте древний "ЗОНАРЪ" и прочтите и об Охлобыстине и о Рыбко и проч. Какие могут быть для верующего человека, ищущего спасения своей души вопросы??
Георгий 01/12/2010 в 15:52:35
Священник-актер!!!!! Святители, преподобные в гробу переворачиваются! Я видел серию, где он изображает из себя "вроде-бы" содомита, а если по Писанию - то собаку. Ужас. Дар священства - это дар Господа. Какими руками он может прикоснуться потом к Чаше? Какой совет духовный даст? Не запрещать, а лишать сана надо.
Анастасия 21/01/2010 в 18:02:33
Спаси, Господи, Валерий Николаевич, как всегда все доступно и вежливо изъяснили!:)
Волков 17/01/2010 в 14:08:58
На http://www.taday.ru/text/255231.html имеется комментарий по "прецеденту" Охлобыстина... С уважением. Волков.
Анна Райт 23/12/2009 в 23:08:46
Согласна во многом с Павлом К. Но "большой ребенок" - не самая лучшая характеристика священника, призванного вести человеческие души. Ну, а насчет того, что он не такой, как Кураев, так даже и лично встречаться не надо. Просто потому, что таких циников, как о. Андрей вообще поискать.
Анна Райт 23/12/2009 в 23:03:42
Я, дорогая ученица, постоянно читаю и Ваш ЖЖ, и сomandante1. Но что-то удерживает меня от ведения собственного. Да и мало могу добавить к вашим комментариям, так что нет особой нужды. Вот и сейчас Вы очень верно заметили, я тоже часто задумывалась - если бы все те рассуждения и действия, которыми так часто характеризуются многие наши нынешние батюшки, принадлежали "простолюдям", заметил бы их вообще кто-нибудь? Например, дилетантские суждения Протодьякона, будь они постами в жж какого-нибудь пользователя или статьями даже и в центральных изданиях? Ну, поверхностный публицист средней руки. А вот со всеми титулами, в облачении , не слезающий с экрана - другой эффект. Даже критики все как один сначала оговариваются "при всем том, что о.Андрей яркий, талантливый" и т.д, и только потом "как же он мог такую чушь написать?!"...LOL... Ну, а с о. Иоанном ..просто нет слов. Сначала эпатаж и непристойности, потом искренняя обида - "ненавидят его в интернете". За что - непонятно нашему батюшке... Можно было бы здесь много написать, да только и так все ясно. Согласна с Вами относительно сайта БО. Спасибо, что пока есть такая возможность - читать серьезные православные статьи и даже обмениваться мнениями по их поводу.
Павел К. 23/12/2009 в 22:58:46
Охлобыстин, по моему впечатлению при встрече с ним, показался мне человеком очень добрым, но также и очень наивным. У него нет той глубины и серьезности, которая должна быть свойственна людям, становящимся на путь священства и служения перед престолом. У него раздвоение творческой натуры, которая в нем преобладает, и наивного, романтического желания стать священником. Поверьте, Охлобыстин не такой как Кураев. И не надо их записывать в одну компанию миссионэров. Он просто увлекающийся человек, не желающий никакого зла Церкви. Иван Охлобыстин - это большой ребенок.
ученица 23/12/2009 в 21:58:01
Вот все кажется и прояснилось. Кому нужен эпатаж простоиванаохлобыстина, а вот священник Иоанн - это уже совсем другое дело: " Известный актер и священник Иоанн Охлобыстин признан лучшим автором журнальной колонки журнала "Русский пионер" в 2009 году за эссе про собственный визит в секс-шоп, сообщает "Интерфакс-Религия". Священник, ставший победителем по итогам голосования читателей журнала, на церемонии награждения в одном из книжных магазинов Москвы получил от редакции издания новый "BMW" с тюнингом. "Один "BMW" у меня уже есть, но без тюнинга. А это отдам детям, пусть на нем рисуют, расписывают его, а через год кому-нибудь передарю..." Последняя статья священника Иоанна Охлобыстина, опубликованная на сайте Сноб.ru, называется "Если бы я был диаволом"...
ученица 23/12/2009 в 21:50:34
Анне Райт низкий поклон, очень рада встрече на серьезном православном сайте.
Анна Райт 22/12/2009 в 01:30:12
Очень спокойная, взвешенная и не оставляющая места для каких-то толкований статья. Но только если 51-е правило того же Шестого Вселенского Собора запрещает надевать маски, а профессия актера и есть надевание масок (чужих личин, вживание в "образ", см. Статью о.Г.Селина здесь же), то, по моему это и есть прямой запрет на актерскую профессию. Как сказал о.Павел Флоренский (сам во многом уклонившийся, впрочем), маска даже в самой легкомысленной обстановке несет привкус какого-то ужаса. Именно отсюда идет отчетливый дискомфорт на первых минутах интервью с актером, которого видел в какой-то роли. Это - обман, это - то, чего нет, а лишенность реальности всегда была атрибутом зла. Впрочем, автор прав и в том, что если священнику надо удаляться, когда приходят актеры(54-е правило Лаодикийского Собора), то что уж говорить от том, можно ли ему самому быть актером. Пользуясь случаем, хочу поздравить и поблагодарить всех, причастных к открытию сайта замечательного миссионерского журнала "Благодатный Огонь". Очень рада видеть здесь всех дорогих братьев и сестер с прежнего форума РЛ:-)
Екатерина Домбровская 18/12/2009 в 23:36:18
Бог сотворил мир земной и мир Небесный иерархичным, и заложил этот принцип во все сферы человеческого бытия. Так, мы знаем, что монах - выше мирянина по своему духовному статусу, а потому по замыслу Божиему он должен светить миру, являть ему духовную высоту и пример. Ангелы - свет монахам, и так - все выше... Священническое служение - недосягаемая для мирян высота сана. Как же может бесследно для священника проходить его периодическое "спускание" вниз - и не просто забвение своего сана, а в лицедейство? Разве это не падение?! А потом вновь - возвышение? На мой взгляд, это крайняя дискредитация высоты сана.
ученица 16/12/2009 в 20:33:00
"Священнику лицедействовать не подобает - это для него грех тяжкий. У меня на памяти живой пример: здесь в монастыре был наместник (имени не назову) и был иеродьякон (о имени тоже умолчу), они только облачились в благословенные одежды и прошли перед кинокамерой. В наших очах все это кажется безобидным, а гнев Божий преследовал обоих всю оставшуюся жизнь до трагической кончины. Так что нет и не может быть благословения на роль священника в кино тому, кто служит в сане у престола".
Архим. Иоанн (Крестьянкин). "Письма", стр. 255-256, изд. Св.-Успенский Псково-Печерский м-рь, 2006 г.
comandante 16/12/2009 в 11:50:18
Поздравляем редакционный коллектив журнала "Благодатный огонь" с рождением собсвенного сайта! Желаем помощи Божией и попутного ветра в бурном море сегодняшней церковной жизни. Надеемся, что, как и журнал, так и сайт, будет всецело посвящен защите и прославлению исторической и вечной красоты Церкви, ее незыблемых живоносных традиций. А теперь вопрос к автору этой статьи... Вы пишете: "Было время, когда считалось неуместным рассуждать на тему, может ли актер быть священником – ответ казался ясным сам собой, а потому и темы такой не существовало вообще. Парадокс нашего времени заключается в том, что теперь мы вынуждены рассуждать, а может ли священник быть актером." Уважаемый автор! Что же такое произошло со временем, что изменилось во времени или в нас, что мы сегодня действительно должны в поте лица доказывать истины, которые еще вчера для нас были незыблимыми? Как смогло произойти это привыкание к неправде? Как мог появиться сам прецедент почти мгновенных метаморфоз - превращений рок-музыкантов , актеров - в священников? Не говорю в монахов - нет: подобных запретов для пострижений не существует (хотя всегда имел место очень долгий искус даже перед рясофором). Но священство... Ведь с чьей-то легкой руки нынешний отец Иоанн не просто пришел к Богу, воцерковился (неужели это мало?!), но и вошел во святилище Божие? Как потом, удостоившись манны Небесной, он мог одновременно потреблять земные рожцы для свиней?! И разве мало таковых сегодня, ставших священниками Божиими от сцены, от саксофона ( еще вчера)? Это ведь нельзя сравнить с подвижническими трудами военного хирурга, а потом и заключенного Войно-Ясенецкого, с воинским послужным списком архимандрита Алипия (Воронова)! Тут ведь совсем иное... Можно ли говорить о тенденции сознательного снижения духовного статуса и авторитета священства сегодня? Не приведет ли это довольно быстрое сползание к появлению и у нас священства женского? http://comandante1.livejournal.com/

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Может ли священник быть актером. Размышления по поводу актерской игры иерея Иоанна Охлобыстина Православный журнал «Благодатный Огонь»

Может ли священник быть актером. Размышления по поводу актерской игры иерея Иоанна Охлобыстина

15.12.2009
Валерий Духанин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви