Богородица

Актуальные статьи

Пасха с кочетковцами

6.05.2013
Юрий Максимов


Великим Постом 2000 года, незадолго до недели Торжества Православия, стало известно о снятии прещения с иерея Георгия Кочеткова. По благословению священноначалия, временно о. Георгию было определено сослужить в храмах патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре и в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивенском переулке. Позднее в одной из своих проповедей о. Георгий, вспоминая о том, как настоятели данных приходов, мягко говоря, без энтузиазма отнеслись к выпавшему им послушанию, замечал на этот счет:

«По-человечески этих людей понять можно. Они испугались, что наша большая община “растворит” их приходы или общинки, то есть то, чем они так дорожат, то, что для них важнее всего, потому что это стадо — их стадо, а они — его пастыри. Только никто из них не подумал о том, что все стадо — Христово, и всегда должны быть Один Пастырь и одно стадо»[1].

Не дерзну судить, о чем думали о. Иоанн (Экономцев) и о. Иоанн Вавилов, когда к ним в храмы приходило стадо кочетковцев вместе со своим пастырем, но хочу все же на этих страницах, как член одной из упомянутых «общинок», поделиться своими личными впечатлениями от знакомства с «самой интеллигентной православной общиной Москвы», упоминание о сектантском духе которой успело попасть даже в энциклопедии [2]. Заранее прошу прощения у благосклонного читателя за некоторую фрагментарность воспоминаний — память моя сохранила далеко не все. Однако полагаю, что и изложенного здесь окажется достаточно для воссоздания живой картины минувшего...

* * *

Все эти недели Великого Поста богослужения проходили в крохотном храме Толгской иконы Божией Матери, где с трудом могли уместиться 120 человек. Кочетковцы приходили в составе не менее 500 человек. В результате на улице, конечно же, оказывались по большей части наши прихожане, вытесненные нежданными гостями. Что было, мягко говоря, не вполне удобно. Мы теряли прихожан, приход таял на глазах. То, сколь дружно все это время кочетковцы не подавали на храм и ничего, даже свечей не покупали за ящиком, наводило на мысль, что делали они это из принципиальных соображений. Держались они обособленно, молитвы повторяли вслух за священником на русском языке. Но главное — выражение лиц «православной элиты» (одно из самоназваний кочетковцев), скованных тяжелыми заскорузлыми экзальтированно-зомбированными масками. Их вид неизбежно вызывал неприятие и отторжение даже у тех из наших прихожан, кто до столь тесного знакомства относился к этой общине с некоторой долей жалости.

* * *

В Великий Четверг мы переехали в большой храм прп. Сергия Радонежского (в Высоко-Петровском монастыре). Как светло, радостно и благодатно прошла служба без «гостей»! Одно только омрачало — мысль о том, каково же сейчас было приходу Крапивенского храма прп. Сергия, расположенного по соседству? Ведь если не к нам, то тогда гости должны были пойти к ним! Однако чуть позже я узнал, что и их Господь миловал в этот великий для сердца каждого христианина день — день установления Таинства Евхаристии, величайшего из таинств. Только уже много месяцев спустя мне попал в руки кочетковский журнал «Православная община», где напечатана проповедь о. Георгия, произнесенная в тот Великий Четверг, в которой он своим чадам фактически запретил причащаться в этот день в московских храмах: «Сегодня нам с вами пришлось отказаться от Евхаристии как сакраментального таинства... Что это значит? Значит ли это, что мы останемся без полноты воспоминания Тайной вечери? Или что останемся без Чаши, без приобщения ко Христу в этот великий день? Нет, дорогие братья и сестры, это невозможно! Мы с вами сегодня должны и приобщаться и быть причастниками Тела и Крови Христа. Но, видимо, каким-то особым образом, ведомым лишь Ему Самому» [3]. Ради сектантской дисциплины и полного послушания своему «непогрешимому» вождю несчастные кочетковцы решили отказаться от причастия в Великий Четверток за главной литургией годового круга, когда Господь установил это великое Таинство. Другими словами, они променяли в этот день Христа Спасителя на священника Кочеткова.

Поневоле приходит простая мысль: вот бы они, подобно дореволюционной беспоповской секте «согласие разиней» (которые, собравшись на молитву в день установления Евхаристии, в Великий Четверг, стоят, разиня рот, в ожидании, что причащать их будут ангелы [4]), все время бы «духовно приобщались» и не докучали своим малоприятным обществом православным христианам! К сожалению, в жизни нашей всегда не все так хорошо, как хотелось бы...

 * * *

В Великую Субботу в нашем храме все падали от усталости с ног, готовя храм к предстоящему пасхальному богослужению. Ожидалось прибытие порядка двух тысяч «гостей». Позднее я специально интересовался у эконома — ни копейки община о. Георгия не дала на благоустройство храма к Пасхе и сам о. Георгий не выделил ни одного из своих чад для приведения храма в порядок. Для служащих храма это было верхом наглости.

Грядущая Пасха должна была стать апогеем нашего вынужденного гостеприимства. Так это и произошло. И по сию пору очевидцы той знаменательной ночи не могут спокойно вспоминать о ней...

 Чтение «Деяний». Исповедь. В храме пока в основном наши прихожане. «Гости» появились в полночь. С армейской быстротой под сводами храма, в котором в разное время молились свт. Митрофаний Воронежский и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), «православной элитой» был развернут «павелецкий вокзал». Тремя ровными рядами были выстланы матрасы и спальные мешки, стремительно заполнившиеся спящими. Ближе к алтарю были расставлены рядами также принесенные заранее раскладные стульчики, сидя на которых, слушала богослужение более стойкая часть «элиты».

Непосредственно же у солеи плотной стеной стали те, кого наши прихожане с первых же минут окрестили «белым братством» — новокрещеные Кочетковым лица обоих полов, облаченные поверх одежды в белые одеяния с крестами, сшитые по фасону стихарей. Экстравагантный вид «белого братства» производил весьма сильное впечатление даже на людей с очень крепкой психикой. Позднее я узнал, что люди это весьма не случайные. На них возлагалась серьезная миссия. Большая их часть приехала из регионов и в течение нескольких месяцев проходила «катехизацию» у о. Георгия. После крещения же они должны были разъехаться по домам, дабы нести свет кочетковской веры в массы.

Когда диакон вышел совершать большое каждение и прошел в трапезную часть, где расположился «павелецкий вокзал», он столкнулся с дружным сопротивлением «элиты» — возмущенные кочетковцы зашикали на него и попытались прогнать, указывая, что своими действиями он может разбудить детей.

Крестный ход. Наши прихожане вышли с пением «Христос воскресе из мертвых». Кочетковцы остались. Когда крестный ход возвратился, «гости» стали организованно препятствовать возвращению в храм наших прихожан. «Христос воскрес из мё-о-ортвых», — голосило стадо гостей.

Великий вход. Окончилась Херувимская. Я вышел из храма, чтобы проверить, поставили ли в трапезной большой самовар на запивку для причастников. Проходя по гульбищу, я заметил лежащие прямо на камнях какие-то кульки или свертки. «Как странно, — подумалось мне, — бросить без присмотра вещи на улице...» Однако, приглядевшись, я вдруг понял, что это не просто свертки — это маленькие дети, оставленные спать «на воздухе».

Я спустился по длинной храмовой лестнице, высокие ступени которой помнили поступь Петра I. На улице бегали дети «элиты» уже отроческого возраста, громко оглашая территорию древнего монастыря отборным матом.

Я отдышался. Подобного кошмара, подумалось мне, наш монастырь не помнил года с 1812-го, когда в нем размещалась тысяча голов наполеоновской конницы, а на Святых Вратах вешали поджигателей.

В трапезной я встретил брата Ярослава, вышедшего раньше меня за подносами для антидора. Мы вместе вернулись в храм и стали пробиваться в четверик. Приближался евхаристический канон. Уставшее «белое братство» сидело на солее, спиной к алтарю. Наши прихожане позднее рассказывали, как какая-то девушка из спящих каждые полчаса вскакивала и кричала: «Уже причащают?» Узнав, что нет, ложилась снова.

Причащали из пяти чаш. Я стоял с платом. Через нас прошло человек двести. Никогда мне не доводилось видеть такого количества людей, не умевших причащаться. Подходя, почти никто не складывал на груди рук, некоторые начинали заговаривать со священником, другие не открывали рот, многие пытались принять Святые Дары не касаясь лжицы (видимо, из брезгливости), кто-то подходил по второму разу. Должно быть, это было одним из следствий практики «духовных причащений».

Еще во время причастия, не дожидаясь окончания Божественной Литургии, из рюкзаков «элита» повытаскивала батоны колбасы, хлеба, сыр, фрукты, термосы с чаем и кофе, а также необозримое количество прочих продуктов и напитков, которые под бодрыми руками уже причастившихся кочетковцев стремительно превращались в бутерброды, расползались по пластмассовым тарелкам, наполняли стаканчики. Сказывалось, видимо, «агапическое сознание» членов братства «Сретение».

Причастие затянулось. Большая часть чад отца Георгия, несмотря на неоднократные убеждения-предупреждения и командные выкрики «старост», хотели причаститься непременно из рук их «харизматического» учителя.

Завершение Литургии в храме, некогда обустраивавшемся при непосредственном участии свт. Филарета Московского, прошло под дружное чавканье выпускников Высшей Свято-Филаретовской школы.

 Богослужение закончилось. Отцы отправились на праздничную трапезу. Отец диакон потребил Святые Дары и последовал за ними. Мы привели алтарь в порядок. Пора было уже и нам, закрыв храм, пойти разговеться, но любезные гости явно не собирались его покидать, хотя время открытия метро уже наступило. Мы ломали головы и не могли ничего придумать, пока наконец старейший из нас — Игорь — не вышел на солею и не воскликнул своим громоподобным голосом:

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе! — инстинктивно ответили кочетковцы.

— А теперь, братья и сестры, — продолжил Игорь, — с помощью Божией освобождаем храм.

Это возымело действие. Мы закрыли храм и отправились в трапезную. Так завершилась первая (и, надеюсь, последняя) для меня Пасха с кочетковцами.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Священник Георгий Кочетков. Будем принимать и чашу Его и крещение Его (О духовном приобщении ко Христу) // Православная община. 2000. № 56. С. 23.

2. Желтов М. С., Василик В. В. Агапа // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 217.

3. Священник Георгий Кочетков. Указ. соч. С. 24.

4. Епископ Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. С. 284

 


2001 год
Благодатный Огонь № 7



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Ершов 17.05.2013 в 17:04:10

Главной радостной новостью считаю послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона о соблазнительной деятельности кочетковских активистов: http://blagogon.ru/news/254/
//Ныне, по Евангелию, вас обличает Церковь. Пока обличает как согрешивших братьев. Но Спасителем сказано: «…а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Терпение Церкви не бесконечно.//
Это дело обличения и очищения Церкви необходимо довести до конца. Если уже и архиереи заговорили об этом, то, будем надеяться, и Свяще́нный Сино́д наконец займется этими сектантами, не боясь никаких олбрайтов и прочей жидовствующей лжебратии. Либеральничать и толерантничать с отступниками верным христианам не престало....

Михаил Ершов 12.05.2013 в 11:42:47

В Синоде мы этих обличений не слышим, но всех этих покровителей, экуменистов и модернистов - молодых, старых и еле двигающихся все знают благодаря обличениям неравнодушных мирян. И БО по мере возможностей показывает этих "героев" в рясах и пиджаках во всей их красе. Так что все тайное и скрываемое не укроется от Бога и верных Его рабов. Христос Воскресе!

Владимир 11.05.2013 в 23:07:40

>>Обличать надо не сектантов-кочетковцев, а тех, кто все это допустил, не следствие, а причину... >>
И тех и других. Всем известно, КТО КОНКРЕТНО покровительствует кочетковцам и прочим раскольникам-новожидовствующим. Вопросы вызывает почему нет обличений этого высокого чина?..

Бывший сектант 10.05.2013 в 21:58:30

на Вера 09/05/2013 в 23:03:46
Спаси Господи, так должен поступить с сектой каждый.

Вера 09.05.2013 в 23:03:46

В связи с навязыванием нашей семье Кочетковского вероучения, которое распространялось по нашему городу, мы сделали запрос в Московскую Патриархию. На наш запрос нам дали официальный ответ из канцелярии Московской Патриархии от 2007 года, где дословно написано:
"Священник Г. Кочетков не состоит в штате клира г.Москвы. Свято-Филаретовский институт не входит в систему духовного образования Русской Православной церкви".
После этого с этим ответом из канцелярии Московской Патриархии мы обратились в правоохранительные органы по месту жительства и г. Москвы с жалобами на противоправные, хамские действия членов данной общины, т.к. члены общины Г. Кочеткова названивали нам в ночное время на домашний телефон и склоняли нас ходить к ним в общину, уговаривая тем, что "у них в общине так хорошо, доказывая, что у Г. Кочеткова лучше, чем в городском православном Храме..."
После того как это не подействовало, они стали угрожать, требовать предоставить им место для проведения встреч членов одной из групп данной общины... Т.е. они хотели завладеть нашей квартирой!!! Эти люди в телефонных разговорах несли такую ересь, что словами просто не передать, насколько у них в головах все перепутано!!! Такое впечатление, что эти люди, попав в общину Г. Кочеткова, потеряли разум!!!! Что там с ними делают, что они, пройдя какие-то там этапы обучения, становятся неадекватными и агрессивными по отношению к тем людям, которые не ходят к ним в общину???
По жалобам в общине Г. Кочеткова проводились проверки из правоохранительных органов, после которых много людей поуходило из данной общины... Правоохранительные органы привели людей из данной общины и руководителей в нормы законодательства РФ. Участковый нашего города неоднократно звонил руководителям данной общины (в СФИ) с требованием оставить нашу семью в покое...
После всего этого круглосуточного кошмара "свита Кочеткова" убралась!!!!!!!!!!!!

Сорокина Инна 08.05.2013 в 07:27:00

Обличать надо не сектантов-кочетковцев, а тех, кто все это допустил, не следствие, а причину...

андрей 07.05.2013 в 05:57:19

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Я уже писал ранее в комментариях к другим публикациям о кочетковцах, и сегодня опять хочу повторить вкратце о том о чём уже говорил ранее, т.к. сам был членом ентого сообщества. Повторюсь, что енто явление ОЧЕНЬ ДУХОВНО!!! Да, именно ДУХОВНО!!! И эта "духовность" захватывает человека полностью! Захватывает настолько, что он сам не понимает этого. Кстати, некоторых очень казалось бы умных людей, находящихся там, и подкупает именно сама атмосфера духовности. Признаюсь, что меня тоже это смущало, но уже будучи вне стен ентой организации я нашёл всё-таки описание этой "духовности". Такая духовность очень хорошо описана в творениях Игнатия (Брянчанинова), в 1 томе его Аскетических опытов, и там она определятся как ПРЕЛЕСТЬ и, вид её у Святых Отцов называется "мнением". И действует она очень эффективно даже на людей казалось бы воцерковлённых, которые с детства были выращены и воспитаны в церковной ограде, в чём я буквально на днях убедился. Буквально исполнились слова псалмопевца: с неповинным неповинен будеши, и со строптивым развратишися... А енти "умные" люди искренне верят, что в их сообществе вся их духовность является благодатью Божией! Они искренне верят в о. Георгия и в его "харизму", а также в харизму своего сообщества, которая заключается в возрождении РПЦ, и ничуть не меньше!
Кстати, тот же Свт. Игнатий замечает, что бесполезно говорить человеку, попавшему в этот вид прелести, что он не прав или объяснять и доказывать ему что-либо. Мне если честно, по прошествии лет, порой даже жалко тех людей, коих я знал когда-то. Но, одновременно с этим, я и благодарен Богу за моё такое "воцерковление" у кочетковцев! Потому как считаю, что своевременно получил очень хорошую прививку от обновленчества и всякого рода модернизма и либерализма. И на сегодняшний день я точно знаю, как нельзя жить в Церкви...
Дай нам Бог всем, в эти Светлые дни празднования Твоего Воскресения, учиться на чужих ошибках, а не повторять их, видя грехи других, обнаруживать их в себе. Помоги нам всем Господи и спаси нас...

р.б.Сергий 07.05.2013 в 00:09:08

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон автору за ретроперспективу эмоционального состояния не зомбированного сознания при встрече с нашествием "духовной саранчи" кочетковщины! Нет ничего тайного, что не стало бы явным, как и нет ничего сокровенного, что в своё время будет открыто. Все, увлекающие народ в пагубу сектантства, знают что творят беззаконие, но "и бесы знают, и трепещут", ибо "смерть грешников люта!" Пути Господни неисповедимы, но возможно Им попускается эта скорбь духовной болезни для научения верных чад Своих всеоружию Его: для отражения ереси щитом Веры, для приучения к тяжести брони праведности, для врачевания ран шлемом смирения и сокрушения козней диавольских мечом Истины! Ибо нам, как духовным младенцам, требуется научиться усвоению молока духовного прежде чем начать потребление пищи твердой.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Ирина Фр. 06.05.2013 в 23:42:35

Недавно к нам в храм зашли двое, мужчина и женщина. И сразу повели себя не как все. А так, как даже впервые зашедшие себя не ведут. То есть очень громко и непримиримо: "Это что, очередь на исповедь? Внимание, дорогие исповедающиеся, слушайте сюда! Почему вы позволяете обращаться с собой, как с быдлом? Возвысьте голос, пусть придут свободные священники, ведь они, конечно же, есть в храме! Неужели приятно вот так стоять в очереди? Безсловесными столбами? Вы люди, человеки, это звучит гордо! Боритесь за свои права!"
Потом пошли по храму. Уж не знаю, что им буквально в каждом углу не нравилось, но переглядывались они постоянно, возмущались, призывали всех к активным действиям: "Взгляни, и это называется - вешалки для пальто! Все в куче! Да этих вешалок должно быть в три раза больше! Вот она - забота о человеке! Ну-ну..."
Я не сразу поняла, что это за люди. Изумилась, конечно, от всей души, но не поняла. На мой скромный взгляд - так себя не ведут никогда, ни при каких обстоятельствах, никто, нигде, уж не говоря о поведении в храме. Если, конечно, это не дурдом на выезде пришел на экскурсию. Но вскоре все разъяснилось. Началось причастие - и странные гости, огненно и высокомерно сверкая очами по сторонам, очень-очень громко заголосили: "...Источника безсмерТИЯ вкусите", с нажимом на "ТИЯ".
И тут-то я хлопнула себя по лбу - ах, да это же кочетковцы, как же я сразу не поняла!))) Ведь у них у всех буква "К" на лбу написана)))

Максим 06.05.2013 в 21:59:52

Господи помилуй! Они что не понимали, что Христос Воскресал? Кого приобщались в Святых Дарах!

Александр 06.05.2013 в 20:11:54

Когда же уже извергнут из сана этого <...> Кочеткова и объявят его братство сектой?!

Россиянин 06.05.2013 в 07:29:45

Любой миссионерский инновационный зуд заканчивается инновационными кошмарами, инновационными рвотой и поносом. А про уважение к Святому Преданию и говорить не приходится!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс