Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О раннехристианских истоках Петрова поста

3.06.2018
Диакон Владимир Василик


Как известно, Петров Пост неразрывно связан с Пятидесятницей, поскольку начинается через неделю после нее. Если говорить об истоках поста, связанного с Пятидесятницей, то они находятся в самом Священном Писании. Вспомним, как готовились св. Апостолы к сошествию Святого Духа — постом и молитвой.

Оὑ̃τοι πάντες ἠ̃σαν προσκαρτερου̃ντες ὁμοθυμαδòν τη̨̃ προσευχη̨̃ σὺν γυναιξὶν καὶ Μαριὰμ τη̨̃ μητρὶ του̃ ’Ιησου̃ καὶ τοι̃ς ἀδελφοι̃ς αὐτου̃ [1]

Все они единодушно пребывали в молитве с женами и Марией, Матерью Иисуса (Деян. 1, 14).

Глагол προσκαρτερεο означает не только пребывать, но претерпевать, выдерживать, в т.ч. пост, нести подвиг. Могут спросить: тогда почему в современной практики, да и в древности, мы не постимся перед Пятидесятницей? Ответ понятен: период между Пасхой и Пятидесятницей осмысляется как некая целостность, отмеченная радостью о Воскресшем Господе, а затем — о пришествии Святаго Духа. Пост в этот период был бы неуместен. Хотя вопрос об отмене поста в среду и пятницу в период Пятидесятницы дискуссионен, тем не менее, трудно представить продолжительный пост внутри Пятидесятницы. Однако, и память об апостольском посте перед Пятидесятницей не могла исчезнуть и, следовательно, она могла переместиться на период после Пятидесятницы. Позднее, в V в. св. папа Лев Великий именно так и мотивирует пост после Пятидесятницы: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провожали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Созвучны с ним и мысли св. Иоанна Златоуста в толковании на Деяния: «Пост — великое оружие в искушениях и им (т.е.постом) они прекрасно воспитывались. Смотри же, когда ты молишься, когда претерпеваешь в молитве, когда имеешь любовь, тогда нисходит к тебе Святой Дух»[2].

Теперь рассмотрим свидетельство Ипполита Римского. Большинство исследователей в настоящее время склонны считать, что на самом деле автором являлся Ипполит Фивейский, но это уже детали[3]. При ознакомлением с его текстами приходится сделать иные выводы, чем те, к которым приходит ученый дьякон и его поклонники — любители баранины и шашлычков (см. форум).

«Вдовы и девственницы пусть постятся часто и молятся в церкви. Также священники и миряне пусть постятся, когда желают. Епископ же может поститься только [в тот день], когда будет поститься весь народ, потому что может случиться, что кто-нибудь пожелает сделать приношение в церковь, и он [епископ] не может в этом отказывать. Если же он преломляет хлеб, то должен непременно вкушать от него». Иными словами, правила ориентируют не на минимализм в посте, но на максимализм. Примером в этом должны быть девы и вдовы (протомонашество). За ними следуют пресвитеры и миряне. И только епископ скован в своей свободе поститься часто, потому что он — единственный правомочный совершитель евхаристии, не заменимый никем, должен быть каждый день готов совершить евхаристию и, следовательно, нарушить пост, состоявший в невкушении пищи до 9 часа.

Далее, ознакомившись с литургической жизнью согласно Египетским канонам и Апостольской Дидаскалии, мы увидим, что она характеризуется достаточной свободой: дается текст анафоры — евхаристической молитвы, но специально указывается на то, что он не считается обязательным и на то, что не следует осуждать тех, кто молится по-другому, лишь бы их молитва была правильна. Исходя из этих предпосылок (частотность поста и литургическая свобода) следует со всей серьезностью отнестись к указанию на пост после Пятидесятницы:

33. О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды. Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы. Ибо Пасха, которую мы празднуем не является [символом]. Образ [typus] уже прошел, поэтому пост переносится на второй месяц, и кто должен поститься, пусть сделает это в действительности[4].

Какие следует из этого сделать выводы? Существовал фиксированный пост Пятидесятницы, возможно — для ревнителей, к которому присоединялись и те, кто по различным причинам не могли поститься перед Пасхой. Компенсаторность этого поста сомнительна. Да, с одной стороны говорится о том, что наша Пасха — не образ и к ней надо относиться всерьез. С другой стороны — почему именно сразу после Пятидесятницы? Не связано ли это с известной традицией поста добровольного после некоей духовной радости, типа нашего понедельниченья?

Теперь, что касается двухдневного предпасхального поста в III в. Следует отметить разноголосицу источников в этом вопросе. Более всего сведений нам представляет свят. Дионисий Александрийский, который говорит о различных практиках поста: недельной, двухнедельной и даже сорокадневной.

Что же касается свидетельства «Апостольского предания» «Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой», то его можно интерпретировать как указание не на все время предпасхального поста, а на его ужесточение — два дня Великой Пятницы и Великой Субботы. Ведь и современный типикон по сути дела подразумевает невкушение чего-либо вплоть до отпуста литургии Великой Субботы, которая по уставу должна совершаться вечером и добавляет: «Аще кто немощен, да дастся ему хлеб и вода по заходу солнца».

То, что идея многодневных постов была христианам доникейской эпохи не чуждой, показывает такой апокрифический памятник III в., как Псевдо-Клементины — рассказ о проповеди св. апостола Петра. В них св. апостол Петр говорит уверовавшему Клименту: «Благодарю Бога и о твоем спасении и о моей радости. Однако, постись в течении трех месяцев и примешь святое Крещение[5].

Очевидно, что в начале четвертого века cорокодневный пасхальный пост уже вступил в свои права. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евсевий Кесарийский в своем трактате «О пасхальном торжестве»: «Удостоенным воскресения в Боге уже невозможно пасть на землю. И нельзя освободившимся от страстей претерпевать равное с порабощенными. Посему после Пасхи мы празднуем Пятидесятницу целых семь недель. А прежний век знаменуется тем, что мы мужественно подвизаемся в сорокодневнеой аскезе пред Пасхой в течение шести недель. Ведь это деятельная и практическая шестерица. Ибо в шесть дней Бог создал все. А ее труды переймет второй праздник, поскольку он умножает среди нас отдохновение, символы которого стремится обозначить седмица»[6]. По крайней мере, к 325 г. сорокадневный пост уже был. И, отметим, идея сорокадневного поста возникла в IV в. не на пустом месте.

От середины четвертого века у нас уже имеются свидетельства о посте после Пятидесятницы.

Надо отметить свидетельство святого Афанасия Александрийского — сочинение «Апология своего бегства». «Ведь народ, попостившись в неделю после святой Пятидесятницы, вышел помолиться на кладбище. Ведь многие отвергли общение с Георгием (т.е. арианским епископом Александрии). Но всескверный, узнав об этом, раздражает военачальника Савватия, манихея. И тот, со множеством воинов в доспехах и с мечами наголо, несущих луки и стрелы, устремляется против народа в воскресенье. И найдя немногих (ибо большая часть их по причине времени удалилась) совершил то, что должны были сделать они над военачальником, услышавшим сие»[7]. Эти события относятся к 356 г.

Итак, мы имеем свидетельство о том, что народ постился целую неделю и лишь после этого вышел на кладбище, очевидно для того, чтобы совершить евхаристию. Важный признак поста в древности — отсутствие литургии в будние дни и даже в субботу. При этом александрийцы постились как минимум неделю, а может быть и больше, поскольку свят. Афанасий не говорит о том, что они окончательно разрешили свой пост, но лишь «отпостившись неделю»[8]. В любом случае, у нас нет свидетельств ни за, ни против того, что этот пост был только недельным.

Отец Андрей Кураев упустил целый ряд важных документов и ряд важных подробностей. На самом деле всё гораздо интереснее и серьезнее, чем он преподносит. Во-первых, то, что о.Кураев говорит по поводу текста блаженной Эгерии, относительно возвращения к обычному времени после Пятидесятницы. Вот латинский оригинал: «XLIV. 1. Iam autem de alia die quinquagesimarum omnes ieiunant iuxta consuetudinem sicut toto anno, qui prout potest, excepta die sabbati et dominica, qua nunquam ieiunatur in hisdem locis. Etiam postmodum ceteris diebus ita singula aguntur ut toto anno, id est semper de pullo primo ad Anastase uigiletur».

Итак, на другой день после пятидесятницы все постятся согласно обыкновению, как и во весь год, как кто может, кроме дня субботы и воскресенья, в который никогда не постятся в тех местах. Итак, через несколько дней так каждый день свершается, как во весь год, то есть в Анастасисе (базилике Воскресения) бодрствуют от первых петухов (Itinerarium Egeriae. XLIV).

Он считает, что речь идет о непостном периоде, но, простите, тогда получается, что древние христиане были большими постниками, чем мы? Получается, что они постились в течение всего года, даже в течение субботы и воскресения? Отец Андрей Кураев разделяет точку зрения Фернана Каброля на данный текст[9], которая не выдерживает никакой критики. Гораздо более глубокий взгляд на паломничество блаженной Эгерии относительно поста после Пятидесятницы имеет отец Хуан Матеос. Он изучал халдейский несторианский обряд, в том числе и пост после Пятидесятницы, который у современных несториан продолжается, как и у нас, с недели после Пятидесятницы до дня Петра и Павла. Он пришел к следующим выводам: в IV веке в Иерусалиме, в Александрии и в некоторых других местах христианского Востока пост после Пятидесятницы был. В V–VI веке он удлиняется и достигает в локальной сирийской традиции современной длины[10]. Позднее эта традиция распространяется по всему христианскому Востоку. В конце 1 тысячелетия приводит к тому, что пост длится от Воскресения Недели всех святых до Дня святых Петра и Павла. То есть это установление древнее, тянущееся, в конечном счете, в золотой век патристики, т.е. в IV век.

Другие свидетельства предоставляют «Апостольские постановления». С ними всё также гораздо интереснее, чем думает отец Андрей. Действительно, их редактором около 380 года мог быть некий арианин Юлиан Экланский. Но сам материал «Апостольских постановлений» написан гораздо раньше. Юлиан не высосал всё это из пальца. Материал гораздо более древний. Это доказывает, в частности, такой весьма интересный текст, как Правила святых апостолов. Для нас это текст нормативный, который прямо ссылается на Апостольские Постановления, правда, относится к ним с некоторым недоверием, но говорит об их таинственности. Между тем, Правила святых апостолов упоминаются уже в 394 году. Как-то странно, что всего за 14 лет такой текст мог так быстро мигрировать. Кроме того, существуют две точки зрения на 85 правил святых апостолов. Согласно первой, они были созданы в конце IV века, согласно другой, — в начале IV века. В науке до сих пор идет спор по этому поводу. Это я веду к тому, что «Апостольские постановления», где в 5 книге в 19 главе содержится указание на пост после Пятидесятницы. В любом случае, это древний текст IV века, который может содержать в себе и более древние реалии. Вот сам текст:

«После того как вы отпразднуете Пятидесятницу, празднуйте одну неделю, а после нее — поститесь одну седмицу. Ведь справедливо и радоваться о Божием даровании и поститься после отдохновения. Ведь и Моисей и Илия постились сорок дней и Даниил три недели, желая хлеба, не вкушал его, и мясо и вино не входили в уста его. И блаженная Анна, испрашивая Самуила, говорит: “Вина и сикеры не пила я, но изливаю душу мою пред Господом”. И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали наказания от гнева (Божия). И Эсфирь, и Мардохей, и Юдифь, постясь во время восстания нечестивых, избежали Олоферна и Амана. И Давид говорит: “колени мои изнемогли от поста и плоть моя изменилась из-за елея”. И вы постясь просите у Бога прошения ваши. После Недели поста повелеваем вам поститься каждую среду и каждую пятницу, а избыток, образовавшийся от поста, раздавать нищим».

Мы видим, что здесь ничего не говорится об апостольском характере поста, однако в части приведенных ветхозаветных примеров видны связи с Синаем.

Пост Моисея состоял в том, что он пробыл на горе Синай, беседуя с Богом, сорок дней и сорок ночей, ничего не вкушая. С другой стороны, пророк Илия шел к Синаю сорок дней и сорок ночей без пищи и питья, после того, как он вкусил хлеба, принесенного Ангелом. Как известно из Писания, и тот и другой в результате своего поста сподобились Откровения. Далее, праздник Пятидесятницы связан с дарованием Закона Моисею. Соответственно, этот пост можно назвать постом Пятидесятницы, невозможным перед ней из-за праздничного характера периода, но весьма необходимым после праздника.

Отметим, что в понимании авторов «Апостольских постановлений» этот пост неразрывно связан с Божиим дарованием, а в контексте Пятидесятницы оно означает дарование Святаго Духа. Далее, пост Моисея и Илии и откровение им связано с некоей миссией и путем: Моисею повелено вести народ в землю обетованную, а Илии помазать Ииуя царем Самарии, Азаила царем Сирии и Елисея пророком. Исходя из этого, можно предположить, что идея апостольского поста не была столь чуждой для авторов «Апостольских постановлений», как это может показаться вначале.

Отметим и благотворительный характер поста, помимо аскетического: избыток повелено отдавать нищим. Разумеется, нынешняя практика приобретения дорогих постных кушаний, к сожалению, весьма распространенная, встретила бы непонимание среди верующих III–IV в.

Подводя итоги, следует заметить, что ни Эгерия, ни св. Афанасий, ни «Апостольские постановления», ни Лев Великий не говорят о компенсаторном характере этого поста.

Даже пассаж из Ипполита можно понять так: кто не мог поститься в предпасхальный пост, хотя бы нормально попоститесь в следующий.

Изрядное недоумение вызвал следующий пассаж о. Андрея Кураев: «Ну, и насчет квадризимитов. “Мы, согласно преданию апостолов, соблюдаем один 40-дневный пост, они устраивают три 40-дневных поста в год, как если бы три Спасителя пострадали”» (Иероним. Маркеллу. Послание 39 // Творения ч.1. с. 215).

Во-первых, термин «квадризимит» церковной науке неизвестен. Во-вторых, как известно, Рождественский пост у нас длится сорок дней и седмица пред Рождеством Христовым весьма напоминает Страстную седмицу по характеру своих служб, но никто из здравомыслящих православных людей не делает вывод о том, что три Спасителя пострадали. Негоже специфическую ситуацию четвертого века переносить на наше время и проводить соблазнительные аналогии, не имеющие отношения к делу и способные лишь смутить верующих людей. Тем более, что свидетельство блаж. Иеронима — уникально: основной криминал этой секты состоял отнюдь не в длинных постах.

Речь идет о секте тетрадитов или квадрадециманов, или четыренадесятников. Эта секта образовалась после 325 года. Основным ее заблуждением с точки зрения Православной Церкви, было празднование Пасхи вместе с Иудеями — 14 Нисана по иудейскому лунному календарю, в день первого весеннего полнолуния, откуда и образовалось их наименование «четыренадесятников»[11]. Хотя эта традиция и соответствовала практике Малоазийских Церквей со времен апостола Иоанна Богослова, она оспаривалась еще в конце второго века[12] и стала недопустимой после Первого Вселенского собора. Хотя в дошедших до нас канонах Первого Вселенского Собора и не говорится о дате празднования Пасхи, согласно общепринятому мнению, именно он утвердил ее, поскольку согласно посланию императора Константина «угодно было всеобщему суждению совершать праздник святой Пасхи в один и тот же день, ни в коем случае — прежде весеннего равноденствия, но в воскресенье, следующее после иудейской пасхи и после полнолуния, а не (только) равноденствия, или в день равноденствия»[13]. Тем не менее, ряд малоазийских общин не подчинился решениям Первого Вселенского Собора и продолжал праздновать Пасху 14 Нисана. Уже седьмое правило Лаодикийского собора (Малая Азия, 343 год) упоминает четыренадесятников в качестве еретиков, которых надлежит присоединять через миропомазание, что указывает на известную близость данной секты к церковному учению и строю[14]. Решение Лаодкиийского собора подтверждается седьмым каноном Второго Вселенского, или Константинопольского собора 380–381 гг.[15]

В конце двадцатых — начале тридцатых годов против четыренадесятников действовал Несторий, еще будучи патриархом Константинопольским, что вызвало разбирательство на III Вселенском (Эфесском) Соборе 431 г.[16]. По свидетельству блаженного Феодорита, четыренадесятники придерживались столь же строгих правил относительно падших, что и новациане, и т.о. относились к разряду ригористических сект, что, отчасти и обусловило и одинаковый способ приема с новацианами[17]. Эта секта была особенно распространена в западной Малой Азии, прежде всего — во Фригии, однако, согласно не вполне внятному сообщению жития св. Саввы Освященного, в первой половине шестого века некие непонятные «тетрадиты» существовали в Палестине[18]. Следующее упоминание о них находится в 95 каноне Трулльского собора 691 г.[19]. Четыренадесятники практически не преследовались властями в отличие от других некоторых раннехристианских ересей, как, например, монанистов[20]. Судя по сообщению Феофана Исповедника, в начале IX в. произошел рост числа членов этой секты[21].

Как говорит сам св.Фотий, эта секта пользовалась апокрифами и ее литургическая жизнь резко отличалась от Вселенской Церкви[22]. Однако, сам он свидетельствует вслед за Епифанием Кипрским,[23] что четыренадесятники не столь далеко отстоят от Православия по своей вере. Благодаря миссионерским трудам патриарха Фотия, (которые он скромно приписывает императору), значительная часть их присоединилась к Православию. Чин присоединения через миропомазание произошел в Великую Субботу 29 марта 867 года[24].

 


[1] Текст дается по изданию Нестле-Аланда.

[2] In Acta Apostolorum. PG 60 33.

[3] Geerard. Clavis partum Graecorum. T. 1. P. 211. Turnhout, 1971.

[4] Отцы и учители Церкви III в. Т.2. М., 1996. С. 145.

[5] PG 3. Col. 225

[6] Eusebius Caesar. De sollemnitate Paschae. PG 24. Col. 700.

[7] PG 25 652/

[8] Собственно говоря, подобной логике подчинен и наш Великий пост, который прерывается на субботу и воскресенье.

[9] Cabrol F. Etudes sur le Peregrinatio  Silviae. Les eglises de Jerusalem. La discipline et la liturgie au IV siecle

[10] Mateos J. Lelya-Sapra. Essai d'interpretation des matines chaldeenes // Orientalia Christiana Analecta. T.156. Roma, 1959.  P. 247–251.

[11] По мнению известного канониста архиепископа Петра Люилье другое их наименование – тетрадиты (tetradivtai) связано с днем недели – средой (tetavrth). См. Петр Люилье, архиепископ. Правила первых четырех вселенских соборов. М, 2002. С. 228.

[12] Еще в 190 г. папа Виктор хотел разорвать общение с малоазийскими церквями за празднование ими Пасхи вместе с иудеями 14 нисана и только энергичное вмешательство ряда епископов, в том числе св. Иринея Лионского предотвратило тогда календарный раскол. О спорах по поводу празднования 14 нисана см. Histoire de l’Eglise. Vol.2. De la fin du 2me siècle a la paix constantinienne. Paris, 1935. P. 87-93; Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 431; Сидоров А. Патрология. М., 1996. С. 234. 

[13] Socratus Scholasticus. Historia Ecclesiastica. Lib.1.Cap. IX. Cм. издание: Socrates' ecclesiastical History / ed. W. Bright. Oxford. 1893. P. 33. Русский перевод см. Сократ Схоластик. Церковная история М., 1996. С. 28–29.

[14] «Обращающихся  от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, принимать не прежде, как проклянут всякую ересь…, и тогда уже так называемые у них верные, по изучению символа веры да будут помазаны святым миром и тако причащаются Святых Таин. Правила Православной Церкви». // Правила Православной Церкви c толкованиям Никодима Милаша епископа Далматинского. Т. 2. СПб. 1912. С. 85. (Далее – Правила Православной Церкви…)

[15] «Ариан, македониан, савватиан, именующих себя чистыми или лучшими, четыренадесятников и тетрадитов и аполлинаристов принимаем, когда они дают рукописания и проклинают  всякую ересь.., запечатлевая их, то есть помазуя святым миром». Русский текст: Правила Православной Церкви. Т. 1. СПб. 1911.C. 271.

[16] См. Acta Сonciliorum. Oecumenicorum.  I.I.7 T. I. / ed. E. Schwartz.  Berlin, 1927. P. 95-106.

[17] Theodoretus. Haereticarum fabularum compendium. III. 1. PG  T.83  Col. 406B.

[18] Cyrillus. Vita Sabae. Cм. Kyrillos von Skythopolis. Werke  / ed. E. Schwartz // Texte und Untersuchungen Bd. 49.2. Leipzig, 1939. P. 197.

[19] Пятый канон Трулльского собора. Греческий текст см. 430. Русский перевод: Правила Православной Церкви …Т. 1. СПб. 1911. С. 587. Данное правило отчасти является цитатой из постановлений  II Вселенского собора. Тем не менее, оно вряд ли является условностью, и  скорее всего отражает реальность конца VII в.

[20] «Манихеи и монтанисты караются мечом». Эклога. Титул 17. О наказаниях. Параграф 52. См. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / ред. Н.А. Крашенинникова. Т.1. Древний мир и средние века. М., 2004. С. 371.

[21] «И при нем умножились богоборные ереси павликиан и афинган, иконоборцев и тетрадитов». Theophanes Confessor. Chronographia / ed. C. de Boor. Leipzig, 1883. P. 496.

[22] Семнадцатая гомилия. См. с. настоящего издания.

[23] Еpiphanius. Contra quartadecimanos. PG T. 41 Col.885.

[24] Эта дата вполне естественна, поскольку, начиная со второго века, Пасха, а затем – Великая Суббота становится нарочитым временем для крещения оглашенных, а также для присоединения к Церкви еретиков и раскольников. См. Скабалланович М. Толковый типикон. М., 1995. С. 286–291.

 



Голосование за статью
 - 
45
 /  - 
3
Комментарии:
Михаил Яблоков 04/06/2018 в 11:14:38
Сейчас можно услышать из уст некоторых священников очень тонкое лукавство в отношении поста. Что якобы пост-то постом, но главное - это духовный пост! Таким образом, как бы благословляется телесный пост не соблюдать, как не очень важный, а только духовный. Ешь мясо, но не делай никому зла. Однако в духовной жизни не бывает никаких перескоков, но все постепенно и последовательно. Духовный пост - это высшая ступень поста, на которую невозможно вступить, не пройдя низшие ступени телесного поста. Если человек не научился поститься телесно, то он никогда не сможет поститься духовно! Обратное утверждение лукавство и самообман. В итоге, после таких проповедей человек не будет поститься ни телесно, ни духовно на радость диаволу.
Михаил Яблоков 04/06/2018 в 09:10:51
Как я понял, Кураев решил отменить Петров пост? ) Не проще ли отменить Кураева?
Николай 12/06/2012 в 12:09:12
Общеобязательную силу, для каждого члена Церкви, имеют все без исключения правила, входящие в общий канонический кодекс, в том числе Правила Святых Апостолов. А о так называемых "апостольских постановлениях" (чрез Климента преданных) сказано во 2-м Правиле Шестого (Пято-Шестого) Трулльского Вселенского Собора http://holytrinitymission.org/books/russian/canons_vselen_soborov_nikodim_milosh.htm#_Toc68915133

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О раннехристианских истоках Петрова поста Православный журнал «Благодатный Огонь»

О раннехристианских истоках Петрова поста

3.06.2018
Диакон Владимир Василик

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

14.09.2018
Николай Каверин

Настало время пересмотреть диптих Православных Церквей и предоставить в нем Русской Церкви первое место

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

2.09.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Пенсионная реформа – это политическое покушение на Президента

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

22.08.2018
Александр Буздалов

Богословский лубок «цареискупительства»

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

6.09.2018
Игумен Никон (Воробьев; †1963)

Письма к духовным чадам

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

29.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

16.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него