Богородица

Актуальные статьи

Берегите основные начала церковной жизни

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)


Много говорят ныне об “оживлении, обновлении” церковной жизни. Говорят все, кому вздумалось, хотя бы говорящий вовсе не жил сам церковной жизнью и не принадлежал не только к православному, но даже и вообще к христианскому исповеданию. И все эти разговоры сводятся к каким-то реформам в Церкви, к “выборному началу”, к “большинству голосов”, к перестройке всего строя церковной жизни. Но никто не ставит вопроса о том: имеют ли нравственное право говорить о жизни Церкви те, кто сам не живет в Церкви, не хочет знать ее уставов и канонов, всего ее уклада и основного начала ее жизни?

В последнее время, заразившись модою на всякие преобразования, мы слишком замудрствовались и в самой Церкви стали прилагать мерку своих мудровании, забывая, что она — царство не от мира сего, как сказал Господь Пилату, что основные начала ее жизни непреложны, что касаться их преступно, что они вечны, как сама Церковь, и тот, кто отречется их, уже вышел из Церкви, перестал быть христианином. Господь основал Свою Церковь на твердом камени веры в Свое Божество, обещал, что врата адовы не одолеют ее, и заповедал повиноваться ей, как матери под угрозою: аще и Церковь преслушает брат твой, буди тебе яко язычник и мытарь. И для православно верующего нет нужды вопрошать: что же есть Церковь? Он знает, что глава ее — Сам Господь наш Иисус Христос, члены ее — святые апостолы и все в вере и благочестии совершившие свой земной путь и к Богу отшедшие отцы и братия наши, все святые Божии, — это Церковь небесная, на небесах уже торжествующая победу над адом и его слугами, а на земле — все православно верующие, объединяемые верою, руководимые благодатию таинства, чрез богоучрежденную иерархию или священноначалие и смиренно внимающие голосу Церкви веков минувших в священном предании, изъясняемом пастырями Церкви по духу Церкви. Основная стихия церковной жизни есть христоподражательное смирение, отсечение своего мудрования пред авторитетом слова Божия и предания церковного. Слова “сын Церкви”, “чада Церкви” — не пустой звук, а самое дело: дети Церкви и должны быть детьми, по слову Христову: аще не будете яко дети, не внидете в Царство небесное, а предверие сего царства и есть Церковь Христова. Научая Своих учеников основному свойству церковной жизни, Господь показал наглядно, чем должен быть верный Его последователь, сын Церкви: Он призвал дитя, поставил его посреди учеников и сказал вышеприведенные слова. Дитя прежде всего не доверяется своему смышлению, а всецело отдает себя воле родителей. Он всегда взором своей души обращен к тому, кто стоит выше его: для него родители и наставники суть верные, несомненные руководители. Таков должен быть и сын Церкви. Он верит, что Господь знает его лучше, чем сам он знает себя; если он дозреет в меру руководителя других к Царству Божию, то и позовет его Сам Господь ими же ведает путями, а отнюдь не путем самозванства. Он помнит слово апостола: никто сам собою не приемлет этой чести (священства), не призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5,4). Что сказал апостол о священстве, то должно разуметь и о церковном учительстве, о церковном управлении. У Бога много путей к тому, чтобы призвать благопотребных по Его усмотрению к делу учительства, как и к подвигу священства, но все эти пути лежат вне собственного произволения избираемых, по крайней мере, не от них зависит окончательное решение вопроса: пригодны они или нет к такому важному и ответственному пред Богом служению? А восприяв от власти церковной полномочие на это служение, они уже тем самым свидетельствуют, что не свое учение, не от своего смышления будут они преподавать, а только восприятое от Церкви же, в полном с нею единомыслии, и не только с Церковию, зде пребывающею, но и с Церковию, на небесах сущею. Вот почему другой апостол и предупреждает с отеческой любовию: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3,1-2). Велика ответственность учителя, и горе тому, кто самочинно берет на себя это великое дело. Богом избранному — Бог и помогает, а признак Божия избрания в том и состоит, что человек в глубоком смирении уклоняется от чести учительства и нелицемерно просит освободить его, указывая на все свои немощи. Он хочет быть и оставаться в положении “дитяти” в недрах Церкви и только за святое послушание власти, Богом в Церкви поставленной, решается принять на себя звание и подвиг учителя, часто соединенное со званием Божия иерея и пастыря Церкви. И это потому, что он верует в силу благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей в великом Таинстве Священства. Благоговейные иереи свидетельствуют, что благодать сия особенно помогает им в деле проповедания слова Божия после совершения ими святейшего Таинства Евхаристии, когда они ощущают в себе благодатный прилив силы Божией после общения с Господом в Божественном причащении. В Церкви постоянно действует Дух Божий чрез ее святые таинства, совершаемые священнослужителями и приемлемые верующими во смирении и детской простоте сердца. Но Дух Божий действует в земной Церкви только тогда и дотоле, пока она находится в непрерывном общении с Церковию небесной, общении молитвы, учения, Божественной Евхаристии.

Вот почему, кто хочет говорить об оживлении (как будто Церковь может умереть, имея вечною своею главою Самого Господа Иисуса Христа!) или об обновлении церковной жизни, тот непременно должен вопросить самую Церковь: как она думала и учила от веков Апостольских и даже до нашего времени о том, что благопотребно для ее процветания и в настоящее время? Иначе он вступит на путь Лютера и его единомышленников, которые, как теперь стало несомненно известно, были под сильным влиянием врагов Церкви — масонов — и потому порвали с древней Церковию все, что еще служило хотя бы только видимым образом в латинской Церкви связью с небесной Церковию. Вот чего должны бояться все наши “обновители”, “оживители”, “преобразователи” церковной жизни, если хотят оставаться верными сынами Православной Церкви. Если они — сыны ее, то от них прежде всего и требуется сыновнее ей послушание. Иначе они окажутся самозванцами, которые способны будут вызвать раскол в недрах церковных. Непокорный сын уже перестает быть сыном; он даже и не наемник, а, по слову Христову, человек, совсем чуждый Церкви: аще Церковь преслушает брат твой, буди тебе яко язычник и мытарь...


1917 год



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Александр из Од. 28.07.2014 в 20:04:25

Статья очень актуальна. Зуд реформаторства опасен для Православной Церкви и приступы этого зуда периодически охватывают часть нашего народа. Опасность современного периода в том, что "тяга к перемене догм" охватила не людей далеких от Церкви, а некоторых представителей духовенства, в том числе и высокопоставленных иерархов (митрополит Иларион). Куда бедному мирянину податься? Здесь надо вспомнить святого Иосифа Волоцкого, великого борца с ересью жидовствующих. На вопрос о возможном проклятии митрополитом московским Зосимой (еретик и содомит), он дал такой ответ - "проклятие еретика на него и обрушится!"

р.Б.Сергий 28.07.2014 в 19:17:52

Евлампия (28/07/20)
//...стояние в истине превыше послушания... //
--------------------
Стояние в Истине и есть послушание воле Господа!!!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Евлампия 28.07.2014 в 09:03:18

Сергий, стояние в истине превыше послушания... собственно как и добродетель рассуждения, которая позволяет отличить добро от зла... потому как очень легко видимая добродетель может по сути являться злом. Кстати, о послушании писал и священномученик Иларион (Троицкий), о худом послушании, разумеется, по которому многие и антихриста примут. Господи сохрани и помилуй.

Марина 26.07.2014 в 14:29:01

Статья как будто написана вчера, настолько актуальна! "Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки". А силы зла, со времен ХРИСТА ничего другого не придумали! Волки в овечьей шкуре, расхищающие стадо Христово, и в наши дни не только не изменились, но и действуют, и говорят то же самое, что и почти 100 лет назад!

Наталия Кузина 25.07.2014 в 23:08:12

Некоторые церковные учители, задумавшие сегодня преобразования в Церкви Христовой, забыли, что "основные начала ее жизни непреложны, что касаться их преступно, что они вечны, как сама Церковь, и тот, кто отречется их, уже вышел из Церкви...". Ни о каком сыновнем послушании эти преобразователи знать не хотят, их цель - вызвать раскол в недрах Церкви. Статья написана архиепископом Никоном в 1917 году, однако актуальна в наши дни.

Людмила 08.02.2012 в 20:54:38

Написаны эти замечательные мысли аж в далеком для нас в 1917 году. А как живы и злободневны они и сейчас! Просто удивительно! Как просто и ясно изложена основная мысль. Во всей нашей временной и короткой земной жизни только твердое ПОСЛУШАНИЕ будь-то для церковных чад, будь-то для мирянина есть ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ для спасения как каждого из нас, так и в целом нашего Отечества. Помилуй и вразуми нас, Господи!

Сергій 08.02.2012 в 12:03:25

Подобно тому, как гражданская зрелость проверяется в защите земного отечества, верность отечеству Небесному всецело проявляется в монашеском подвиге. И то, и другое – война – дело, о котором страшно даже помыслить, и всякое стороннее рассуждение – легковесно, если не ложно. Никакое отношение к битве не заменит участия в ней, разве только собственная готовность по первому зову встать в строй и оказаться один на один со смертью. Но осознанная готовность к подвигу, равно как сам подвиг, превыше человеческого естества. Что же естественно? Что не заслуживает награды, но позволяет избежать осуждения? Что делает воина воином, а церковное чадо – церковным чадом? – Послушание.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс