Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Библия

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ
    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

– А дьявола тоже нет? – вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.

– И дьявола…

– Не противоречь! – одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь за спину профессора и гримасничая.

– Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, – вот наказание! Перестаньте вы психовать.

Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

(М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита)


В «Журнале Московской Патриархии» № 1 за 2012 год опубликована статья доктора филологических наук А.С. Десницкого «Праведный Иов и современный катехизис (личный опыт перевода библейской книги)».

В современной жизни Православной Церкви у некоторых священнослужителей наблюдается заметная обновленческая тенденция отказа от традиционного чтения Слова Божия на церковнославянском языке и перевода богослужения на новые языки – русский, украинский и др. В этой связи опыт Андрея Десницкого, который «с 1994 г. работает в Институте востоковедения РАН, параллельно сотрудничая с Российским библейским обществом и Институтом перевода Библии» [с. 79], представляется особенно показательным.

Автор нового перевода Книги Иова также «занимался преподаванием в ряде богословских учебных заведений» [с. 79], в частности, в Свято-Филаретовском институте, возглавляемом священником Георгием Кочетковым.

Каково же качество и духовное содержание новой версии перевода древней библейской книги? Для того чтобы судить об этом, достаточно ознакомиться со следующим признанием доктора Десницкого:

«Еще одно знаковое слово – еврейское “сатан”, которое означает “враг, неприятель”. От него происходит и сатана, именно его использует и синодальный перевод во 2-й главе Иова. Но дух, которого мы видим там, не вполне похож на наши вполне устоявшиеся представления о враге рода человеческого. Этот дух вместе с “сынами Божьими” является пред Богом, беседует с Ним и спрашивает Его позволения прежде, чем что-либо с Иовом сделать. Действительно ли в книге упомянут диавол, враг рода человеческого, или это некий другой дух? Точно неизвестно. Это, в конце концов, поэтический текст, а не догматический трактат, от него трудно ожидать отточенности богословских формулировок. Поэтому С.С. Аверинцев выбрал для перевода слово “Противоречащий”, а я – слово “Враг”, то и другое пишется с большой буквы как имя собственное. Таким образом, читатель может сам решить, видеть ли в этом духе диавола или нет» [с. 77].

Более помрачительных слов от переводчика Священного Писания трудно вообразить. Древнееврейское слово «сатан» (справа налево: самех, тет, нун) – может быть, единственное из всех понятий, которое не требует перевода и трактовки. Оно абсолютно ясно. Согласно синодальному переводу оно означает «сатана», в церковнославянском – «диавол».

В Великую Среду, когда Церковь воспоминает предательство Иуды, на вечерне звучит следующая паремия из Книги Иова: Бысть яко день сей, и приидоша Ангели Божии предстати пред Господем, и диавол прииде посреде их предстати пред Господем. И рече Господь диаволу: Откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем…(Иов. 2,1–2).

В дальнейшем тексте паремии слово «диавол» встречается неоднократно. Случайно ли этот текст включен в богослужение Великого Четвертка? Очевидно, что нет. В этот день воспоминается следующий евангельский эпизод: Вниде же сатана во Иуду нарицаемаго Искариот, суща от числа обоюнадесяте. И шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им (Лк. 22,3–4). В синодальном переводе: И вошел сатана в Иуду…

Книга Иова является одной из немногих в Библии, в которой подробно повествуется о сатане. Андрей Десницкий своим переводом вычеркнул из Библии одно из главных упоминаний о диаволе, «изгнал» его со страниц Священного Писания. По его невразумительным словам, библейский сатана «не вполне похож на наши вполне устоявшиеся представления о враге рода человеческого». Чьи «наши»? И неужели, если чьи-то «вполне устоявшиеся представления» не соответствуют Священному Писанию, то этот кто-то вправе перекраивать Слово Божие по своему вкусу и по своему извращенному уму?

Десницкого смущает, что в Книге Иова диавол «является пред Богом». Но и в Евангелии повествуется, что когда Господь был в пустыне, диавол приступал к Нему: И приступль к Нему искуситель рече: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4,3).

Десницкому кажется странным, что в Книге Иова диавол у Бога «спрашивает Его позволения». Но подобный эпизод описан в Евангелии, когда Христос исцелил Гадаринского бесноватого: И молиша Его вси беси, глаголюще: посли ны во свиния, да в ня внидем. И повеле им абие Иисус (Мк. 5,12–13).

Таким образом, все смущения автора совершенно беспочвенны.

Фраза Десницкого «Действительно ли в книге упомянут диавол, враг рода человеческого, или это некий другой дух?» – весьма созвучна похожему вопросу: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю? (Быт. 3,1).

На свой лукавый вопрос автор столь же лукаво отвечает: «Точно неизвестно»...

Может быть вовсе не сатана вошел в Иуду Искариотского, а «некий другой дух»?.. Человеку, взявшемуся за перевод Библии, именно на этот вопрос следует иметь вполне определенный догматически правильный и канонически выверенный ответ. Иначе сам перевод Библии неизбежно окажется не богодухновенным, а вдохновленным тем самым духом, которого горе-переводчик пожелал не называть, но представил читателю как «некий другой дух».

Андрей Десницкий удивительно созвучен персонажу булгаковского романа Ивану Бездомному, слова которого (обращенные к самому диаволу!) приведены в эпиграфе: «Нету никакого дьявола!» Переводчик, несомненно, выполняет волю диавола, вычеркивая имя лукавого из библейского текста.

Прелесть и хула содержится в следующем пассаже Десницкого: «Это, в конце концов, поэтический текст, а не догматический трактат, от него трудно ожидать отточенности богословских формулировок». И это автор пишет про библейскую Книгу Иова!!!

Можно подумать, что, упраздняя из библейского текста слово «сатана», Десницкий предлагает более «отточенную богословскую формулировку». К сожалению, это вовсе не так.

Вероятно, не случайно д-р Десницкий (вопреки православной традиции и нормам современного русского языка) пишет слово «враг», обозначающее диавола, «с большой буквы как имя собственное». Получается так, что никакого сатаны нет, но его присутствие в тексте есть, причем величается он с заглавной буквы.

Заключение, которое делает новый переводчик библейского текста, вызывает у здравомыслящего читателя недоумение: «Таким образом, читатель может сам решить, видеть ли в этом духе диавола или нет».

Каким же образом непосвященный читатель сможет увидеть диавола там, где хитрый переводчик его предусмотрительно спрятал?

Нужен ли Церкви такой перевод Библии, который предоставляет читателю самому решать, – о диаволе или о ком-то другом повествует Священный текст? Может ли быть благословлен такой текст? Можно ли рекомендовать его для чтения благочестивым людям? Не должен ли он быть запрещен для использования в церковном богослужении?

И, наконец, почему реклама этого богомерзкого и хульного перевода без приличествующих комментариев помещена в «Журнале Московской Патриархии»?

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью
 - 
164
 /  - 
14
Комментарии:
Виктор 23/01/2014 в 17:47:10
Взглянем чуть шире. "Изгнание дьявола" из Св. Писания (то есть удаление или замалчивание слов "сатана" и "бесы" в ВЗ) - общая тенденция Западных "церквей". Образец же им дан знаменитым "вторым Моисеем": Рамбамом - Маймонидом, учившим, что бесов не существует (хотя и "сатан"- сатана, и "шедим" - бесы присутствуют и в их Танахе, и в их Талмуде). После Рамбама "ортодоксальные" раввины говорят: да, раньше бесы существовали, но пришёл Рамбам и постановил "бесов нет"; и их Б-г исполнил волю Рамбама.
Владимир 07/09/2012 в 07:46:16
Сергию.
>>Очень жаль доктора А.С. Десницкого. Ибо когда-то и мне казалось, что знание древних языков само по себе является ключом к пониманию многих тайн.>>
Нет, надо ещё иметь Веру во Христа. Вообще запретить бы все эти переводы под страхом отлучения. Разве св. Кирилл и Мефодий сами надумали: А переведем ка мы брат Библию? Нет, на этот подвиг они были Господом призваны, и потому перевод гениален в гармонии между смыслом и зозвучием. А самостийные толмачи искры Божией не имеют, следовательно переводы их гармонии лишены и только вредоносны.
Иван 31/05/2012 в 15:33:53
Для атеиста вполне нормальная работа. При советской власти коммунисты таких работ не выполняли только по той причине, что религиозная тематика была вовсе под запретом.
Марина 22/04/2012 в 14:36:50
Теперь понимаю фразу "дорога в ад вымощена черепами священников" !
АЛЕКСЕЙ 02/02/2012 в 21:12:35
Дорогие братья и сестры. Как тяжко и больно за нашу веру православную. Одно только не могу понять: зачем нам, имея такое великое наследие наших святых подвижников, изобретать что-то новое, непонятное и противоречащее установленным канонам, если хотите - колесо. Есть Синодальный перевод и зачем нужен новый? Что нового хотят в нем найти? Только противоречия, подталкивающие нас к расколу. Выражусь может грубо, но каков приход таков и поп. Наше священноначалие, помоги им Господи в трудах их, забывает порой о том, что сейчас не 11-й и 15-й века, а 21-й век и наш народ читает и многое понимает и надо прислушиваться к мнению паствы и не забывать про нас. Нам, грешным, надо просто жить по заповедям Христовым и поддерживать друг-друга в немощах наших. А обновленчество и им подобные ереси предать всегласно анафеме. Вот тогда мы будем едины. Дай Боже нам сил и ума грешным рабам Твоим. Простите Христа ради.
Вячеслав 31/01/2012 в 20:00:12
свящ. Димитрию.
Именно с первого номера сего досточтимого журнала мне довелось узнать о "лирических" отношениях Московской Патриархии с нашей, простите за откровенность, безбожной правящей верхушкой (слово "власть" из уважения к словам Апостола о власти (Послание св.ап. Павла к Рим., гл.13) употреблять здесь считаю неуместным). Именно т. н. светскость этой власти способствовала и способствует созданию "ореола святости", своего рода кумирни над словами "доктор" или "профессор"... Дело дошло до такого, простите, абсурда, что образованные богОсловы, давая НРАВСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ некоторым явлениям в жизни современного общества, не то чтобы ставят в один ряд Вселенских учителей Церкви с современными светскими профессорами, НО, делая выводы, отдают предпочтение последним! Почему? Почему наша Матерь Церковь находится в таком унижении? ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЕНИЕ, О КОТОРОМ ИДЁТ РЕЧЬ, цитата: "...не только разрешенное, но и одобренное «кесарем» — государством." http://www.bogoslov.ru/text/466194.html
свящ. Димитрий 31/01/2012 в 15:05:42
Татьяне.
Этот вопрос верующие люди в нашей стране задают себе (ибо больше некому) с выхода первого номера.
Людмила 29/01/2012 в 17:51:17
"Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия (о сеятеле)? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а ПРОЧИМ в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют" (Лк. гл.8).
Блж. Феофилакт объясняет г-ну Десницкому, д-ру филологических наук, знающему и "понимающему" (???!) Священное Писание, что ... прочим, недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но не видят, и слышащими, но не РАЗУМЕЮТ, и это для их же блага... Потому, видимо, г-ну Десницкому, мирянину слышащему, но не ... , и не дано знать о Таинственном. Потому и возникают у подобных ему "умников" всякого рода НЕИЗВЕСТНОСТИ.
Вопрос: так зачем же браться за Священное Писание, если неизвестна, т.е. непонятна, сама ИСТИНА богословия - основы Православия??? Вывод очевиден: г-н Десницкий по своей человеческой немощи бессилен перед ИСКУШЕНИЕМ!!! Каким? "Семя, упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, БОГАТСТВОМ и НАСЛАЖДЕНИЯМИ житейскими подавляются... " (Лк. гл.8). И как следствие и появляются "богомерзские и хульные переводы" и не только переводы...
Очень и очень удивительна и непонятна позиция и взгляд официального печатного органа РПЦ "Журнала Московской Патриархии". Печатая такие "труды", можно сказать, что этот официальный журнал есть рассадник зла и своего рода раскола внутри Православия.
Опять же, возникает вопрос, куда же смотрит наш Святейший Патриарх Кирилл?
Евгений 28/01/2012 в 00:11:45
О переводе книги Иова А. Десницкого (как впрочем и о самом Десницком) уже давно сказал Евгений Авдеенко в своих интереснейших лекциях по книге Иова (их легко можно найти в интернете). По Десницкому, например, левиафан, как одно из имён сатаны (в книге Иова) - не кто иной, как крокодил! Действительно, самое лучшее для сатаны - чтобы все люди думали, что его не существует.
Татьяна 27/01/2012 в 23:06:27
Вообще, ЧТО творится с Патриархийным журналом???
Сергій 27/01/2012 в 14:10:27
Очень жаль доктора А.С. Десницкого. Ибо когда-то и мне казалось, что знание древних языков само по себе является ключом к пониманию многих тайн. Но, увы, есть вещи, о которых нельзя судить объективно. И приобретенное знание может стать ключом ко многим и весьма опасным порой заблуждениям. Кто тот читатель, которому предоставляется самостоятельно судить о духе, представшем пред Господом? Кто – автор, предлагающий читателю такую возможность? И допустимо ли вообще выносить Книгу Иова из церковной ограды? ...Что же касается филологических изысканий доктора А.С. Десницкого, то в неправославной литературе можно найти и еще более головокружительные толкования имени שטן (син-тэт-нун): “находящийся с краю”, “межевой камень”, “хранитель предела”, “пограничник”. Дух захватывает... Символично, что обитающий на границе дух воодушевляет непременно перейти эту границу.
Юрий Макогоненко 27/01/2012 в 13:34:43
«Это, в конце концов, поэтический текст, а не догматический трактат, от него трудно ожидать отточенности богословских формулировок» - очень похоже на фразу Миши Берлиоза...
Михаил Ершов 27/01/2012 в 12:12:11
Достаточно посмотреть на физиономию доктора Д., и всё будет понятно: кому и зачем нужны такие переводы. Нашему священноначалию я задал бы ещё несколько вопросов:
1) Для чего вообще нужны новые кочетковские и десницкие переводы библейских и богослужебных текстов на русский язык?
2) Семинарского и академического образования разве недостаточно, чтобы понимать имеющиеся церковнославянские и русские тексты? (Мне, лично, достаточно и светского образования, чтобы читать и понимать их.)
3) Когда уж, наконец, обновленческий зуд некоторых архиеерев и клириков будет соборно осужден и изгнан из церковной среды???
Если кто-то слеп и не видит, ему можно еще что-то растолковать. А вот тем, которые видят и намеренно работают диаволу, нужно постоянно держать в уме, что они будут посланы туда же, куда брошен будет сатана и ангелы его.
avdy_san 27/01/2012 в 01:41:30
К сожалению, судя по выступлению в Бозе на экуменическом собрании, м.Иларион Алфеев поддерживает труды, так называемых переводчиков.
Владимирова Елена 27/01/2012 в 00:47:45
На все перечисленные вопросы, исключая последний, можно соответственно ответить просто: нет, Церкви такой перевод не нужен; нет, такой текст благословлен быть не может; нет, нельзя рекомендовать его для чтения благочестивым людям; да, несомненно, для богослужения этот текст должен быть запрещен.
Последний же вопрос вызывает из глубины ассоциацию: где-то, кто-то где-то уже взывал подобным образом... И также безответно. Вспомнила! "Теперь мне хочется задать вопрос г-ну Погосову. Через какие редакционные и цензурные системы проходили лекции г-на Осипова прежде, чем распространяться через интернет и аудиокассеты? Согласен ли г-н Погосов с учением г-на Осипова о "церкви" в аду, где совершается крещение Христом и Его апостолами? Придерживается ли он взглядов этого богослова о том, что во время евхаристии Святые Дары не превращаются, то есть не прелагаются существенно в Тело и Кровь Христа Спасителя, а оставаясь хлебом и вином, ... почему опытные редакторы не исправили г-на Осипова, ведь его ошибки получают широкий резонанс?"
Вот и я, вслед за цитируемым автором, всем хорошо известным, пожимаю плечами и говорю: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.."

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания Православный журнал Благодатный огонь
Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания
27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

27.06.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

2.06.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

09.06.2016
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

27.05.2016
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

7.06.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

Когда и кем был крещен святой равноапостольный Константин Великий

12.07.2010
Мария Никифорова

Париж таки стоит мессы

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

5.04.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

29.09.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

18.03.2016
Резолюция Совещания предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей в Москве 1948 года по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

10.03.2016
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
К канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

26.02.2016
Священник Валерий Духанин

Долгожданная канонизация

31.12.2015
Участие иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос» – свидетельство о секуляризации Церкви

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

11.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.01.2016
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

31.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

29.07.2015
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

26.01.2015
Диакон Владимир Василик

Мысли о миссионерской литургии

17.08.2015
Владимир Семенко

Ожидает ли Русскую Церковь очередная смута?

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

14.10.2013
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

25.05.2015
Диакон Илья Маслов

«Православное диссидентство»: кризис правды.
О не новом в «Новой газете»...

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

20.12.2010
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

25.11.2013
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

15.03.2015
Николай Каверин

Церковный скандализм – путь к национал-предательству

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

15.09.2010
Протоиерей Вадим Леонов

Исповедь и Причастие – вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

4.11.2013
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

5.11.2014
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

1.04.2013
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. Письмо третье. О практике «общей исповеди»

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.02.2010
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

18.12.2014
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

 

НОВОСТИ

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора

30.12.2015
Рейтинг самых читаемых публикаций сайта «Благодатный Огонь» в 2015 году

28.12.2015
Проповедь или соблазн? Об участии иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос»

24.12.2015
Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом

18.12.2015
Увольнение Сергея Чапнина – начало зачистки пятой колонны в Церкви?

15.12.2015
Диакон Павел Шульженок: Обгаженный финал «кураевщины»

06.12.2015
К 50-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

27.11.2015
Канонизация монахини Марии Скобцовой – канонизация «бердяевско-эсеровской» идеологии, ведущей к разрушению Церкви

25.11.2015
Какой должна быть позиция Русской Православной Церкви в связи с ударом Турции по самолету Российской Федерации

20.11.2015
Общецерковная аспирантура инициирует внедрение протестантизма в сферу образования православных студентов?

04.11.2015
Патриарх Кирилл призывает помнить о положительных достижениях советского периода

26.10.2015
Отошла ко Господу православная писательница Нина Павлова

22.10.2015
Архимандрит Тихон (Шевкунов) избран викарным епископом Московской епархии. Аксиос!

19.10.2015
В домовом храме Минской Духовной академии впервые была совершена Литургия на белорусском языке

14.10.2015
На сайте «Благодатный Огонь» выставлено пособие по апологии христианского патриотизма в полемике с представителями уранополитизма

01.10.2015
Молитва по соглашению за Отечество наше, Верховного Главнокомандующего и воинство российское

30.09.2015
Иерей Алексий Мороз: Выступление иеромонаха на светском теле-шоу – это страшная секуляризация Церкви (+ВИДЕО)

21.09.2015
Митрополит Пирейский Серафим: «Всеправославный собор 2016 года может привести к расколу»

09.09.2015
Митрополит Иларион (Алфеев) принял участие в открытии международной конференции «Протоиерей Александр Мень: послание XXI веку»

06.09.2015
Литургические эксперименты на московском подворье Оптиной пустыни

26.08.2015
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

25.08.2015
Правящий архиерей Донецкой епархии УПЦ МП отказывается от духовного окормления своей паствы, проживающей на территории Донецка и других городов ДНР

12.08.2015
Диакон Владимир Василик о трагедии подводной лодки «Курск» в Баренцевом море

27.07.2015
Диакон Владимир Василик: «Этот Собор может стать апостасийным»

25.07.2015
Интервью архимандрита Тихона (Шевкунова) телеканалу «Россия 1» по поводу тождества императора Александра I и старца Феодора Томского

15.06.2015
Владимир Семенко: «Патриарх Кирилл и люди из его окружения – слишком трезвомыслящие церковные политики, чтобы всерьез ставить вопрос о канонизации митрополита Никодима»

03.06.2015
Откровение афонского схимника о Владимире Путине