Богородица

Актуальные статьи

Креативный Патерик

3.08.2016


Одного монаха спросили: Батюшка, читали ли Вы «Патерик» Кучерской?

– Да, отвечал он, – мне принес его кто-то из мирян. Я был обманут названием. Ведь Патерики, особенно древние, – великая школа аскетики. В них описано много случаев подлинных и не теряющих своей поучительности в течение веков. Эти книги будут жить, т.е. читаться, до тех пор, пока на свете будет хоть один православный монах. Патерик – это жанр духовный. А то, что настряпала Кучерская, – оскорбительная пародия, наглая и зловредная писанина, глубоко враждебная Церкви. То, что ее переиздают и много читают, неудивительно, – у Церкви, у монашества есть недоброжелатели, прямые и скрытые. У них-то и пользуется успехом жалкая книжонка Кучерской.

В интервью современной писательницы Майи Кучерской, данном ею порталу Thank You.ru, так же, как и в ее книге-«бестселлере» «Современный Патерик», перед нами – цельная система мировоззрения, вполне самодостаточная (т.е. последовательно либеральная во всех своих вкусах и предпочтениях), вполне на первый взгляд «приличная» (для единомышленников, конечно), но… совершенно чуждая русскому церковному сознанию и многовековой православной традиции, так сказать, – «вкусу» русского Православия. Вроде бы, говорится о радении о чистоте церковной, декларируется даже любовь к «истинному Православию», не замутненному пороками и недугами современного церковного бытия, но на поверку всё это оказывается чем-то поразительно схожим… с печально известным «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Там тоже провозглашались какие-то «высокие» идеи борьбы – то ли с «путинским режимом», то ли со Святейшим Патриархом. А получилось – оскорбление чувств верующих и прямое кощунство по отношению к Пресвятой Богородице, к Церкви Христовой и к храму Божию. Поразительно сходны «художественные» методы Кучерской и еще с одним современным «искусством», – речь идет о «творениях» Гельмана и Ко, гнусных поделках, также печально известных и также требующих к себе какого-то особого «гельменевтического» подхода, дабы тем самым возвести их в разряд якобы искусства и даже якобы церковного. У этих явлений имеются общие черты: первое – отсутствие веры и страшная гордыня их авторов, второе – отсутствие таланта, ибо истинный талант – всегда дар Божий и всегда является продолжением и воплощением духа, традиций, культуры, образа мыслей, наконец, – языка своего народа и своего Отечества, где он, этот талант, родился и возрос, и куда уходят его корни, питаемые прошлым. Особенно это необходимо в вопросах духовных, в предметах, так или иначе касающихся нашей Церкви. Тут важно быть плотью от плоти русского народа, нести в своей душе и в своем творчестве его благоговение к святыне, его смиренную и глубокую веру, его боязнь осквернить, оскорбить всё то, что этой святыни касается. Ну, представьте себе, мог бы сочинить такой «Патерик», как у Кучерской, Пушкин, Лермонтов, Лесков, Чехов, а тем паче – Гоголь или Достоевский? Что бы сказали эти писатели, если бы на их стол лег такой вот «опус», якобы радеющий о нашей Церкви? И что бы сказал об этом самый простой верующий русский крестьянин – века прошлого, позапрошлого, а, пожалуй, и настоящего? А то же, что сказали участнице «панк-молебна» Алехиной женщины, отбывающие вместе с ней наказание в колонии. Средства массовой информации не уточнили, чтó именно сказали сокамерницы этой представительнице «креативного» (как сейчас говорят) класса, чем пригрозили ей эти простые «некультурные» женщины, заключенные за какие-то, быть может, тяжкие преступления, но терпеть рядом с собой кощунницу над Православной верой не пожелавшие. Было упомянуто лишь то, что конфликт возник «на религиозной почве», но чтó именно произошло, догадаться нетрудно. Ибо в результате «интеллигентной» кощуннице пришлось просить, чтобы спрятали ее от праведного народного гнева в отдельную камеру. Так и пресловутый «Патерик» Кучерской у какой-нибудь скромной прихожанки нашей Церкви не вызвал бы ничего, кроме омерзения и желания скорее уклониться подальше от греха, а в веке XIX-м благочестивые крестьяне еще бы, чего доброго, и побили!

Есть такое понятие – хамов грех, – так вот, иначе это явление и не назовешь, ибо весь «Патерик» и есть хамов грех, и уж тем более – поставленный по этому «бестселлеру» спектакль, о котором ничтоже сумняшеся так весело рассказывает в своем интервью Майя Кучерская, красочно расписывая, как совершенно нецерковные люди до слез потешались, надо думать, над «глупыми и порочными попами».

Нетрудно представить себе, как автор кощунственного Патерика отзовется о книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», – книге, завоевавшей признание, а главное – сердечный отклик, – у многих и многих наших соотечественников. Снисходительная похвала не перевешивает здесь высокомерных слов: «Это сборник колыбельных, сказок на ночь, это душеполезная литература, призванная убаюкать и навеять читателю сладкий православный сон». Да, именно так, для представителей «креативного класса» вся духовная жизнь, всё, что дорого православному сердцу, – убаюкивающая и неправдоподобная сказка. Совсем ведь иное дело, – критика, бунт, белоленточная революция в конце концов!!! Как однотипны все эти методы, мысли, желания! Как духовно беден и никчемен этот наш богатый «креативный класс»! Ему нужны какие-то особенные острые и пикантные соусы и приправы, – то меневские, то кочетковские, а то и вовсе революционно-нигилистические, – чтобы хоть как-то приблизиться к тому, чтó им кажется Русской Православной Церковью. Как им понять то, чтó «сквозит и тайно светит» в таких книгах, как «Несвятые святые», где как живые встают перед читателем наши русские подвижники, известные и неизвестные, старцы и простые монахи, матушки-монахини и мiряне, души которых оживотворил Правый Святый Дух! Как почувствовать этим «мертвым» креативным душам, что, чтобы писать о Православной Церкви, надо быть в ней, быть внутри нее, быть частью ее! Как им понять, что Церковь – мистическое Тело Христово, и что Церковь – это наша Мать, и что если кто любит ее и ревнует о ее чистоте, тот пишет о ее недостатках и болезнях с такою болью и сокрушением, что эти слова прежде всего жгут его самого, его любящую и страдающую душу. Только тогда слово боли и горечи о том, что подчас происходит в нашем церковном Доме, будет принято Богом как радение о чистоте этого Отчего Дома.

Низкий поклон о. Тихону (Шевкунову), автору замечательной книги о подвижниках нашей Церкви в ХХ-м веке, о тех, кого он встречал, кого полюбил, о ком смог написать так тепло и сердечно, что их полюбили и его многочисленные читатели. Полюбили героев книги, а значит полюбили и то, чтó их питало, чтó давало им духовные силы, на чьей почве они – эти цветы Российского луга духовного – взошли и дивно расцвели, – веру Православную и Землю Русскую! Низкий поклон от нас и от тех, кто будет после нас, – они будут твердо знать и ясно видеть, – чтó именно им хранить, за чтó не щадя живота бороться и чтó передать своим потомкам!

 

См. также: Псевдокучерская

  Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р.б.Сергий 26.03.2013 в 14:08:39

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон и благодарение Наталии Афанасьевой, а также и редакции журнала "Благодатный огонь" за освящение важнейшей проблемы (болезни) современного христианского общества, не говоря уже о человечестве, в целом. Большинство из нас подобно человеку, по горло погруженному в в кипящие воды греховных страстей житейского моря, и знающему о зыбкости и временности опоры под ним, вместо непрестанного взывания о помощи: "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ", глотнув живительного воздуха Истины (Благодати Божией), вновь и вновь ныряет в пучину соблазнов и искушений тщеславием и самомнением, призрев протянутую Руку Великого Кормчего, плывущего рядом корабля Спасения!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Агапит 25.02.2013 в 18:45:10

"Для меня мое родное отечество (родина) останется всегда родным независимо от политического устройства."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот это верно. Мои критические высказывания относились лишь к конкретному политическому режиму.

Николай С. 25.02.2013 в 15:36:37

Уважаемый Агапит. Действительно, мы немножко отклонились от заданной темы не без Вашей и моей помощи. Позвольте последнее уточнение. Надуманные и глупые понятия «христианский социализм» и тем более «православный сталинизм» я сроду не употреблял. Если Вы – монархист, признайте, что некоторые императоры, например Пётр Великий, Анна Иоанновна и Екатерина Великая всячески утесняли Православную Церковь. Так давайте проклинать и ненавидеть по этому поводу Российскую империю с её «антицерковным режимом». Ату её, эту Россию.
Скажу по секрету, что я даже к Российской Федерации не испытываю никаких злобных чувств, несмотря на мерзость запустения и богоборчество, которые в ней неуклонно воцаряются. Кстати, во времена гонимой Церкви древние христиане против Римской империи ничего не имели. Отцы и учители Церкви не проклинали её и после победы христианства, говорили лишь о нечестивых императорах-гонителях. В СССР тоже были нечестивые правители-богоборцы, например Ленин и Хрущёв, да и генералиссимус на этом поприще весьма отличился. Причём здесь страна?
О протоиерее Льве Лебедеве я впервые от Вас услышал. Не думаю, что он написал что-то принципиально новое, способное перевернуть мои представления об отечественной истории.
Теперь по теме. Юмор я тоже уважаю, но не думаю, что он уместен в отношении веры и Церкви. По крайней мере, во всём корпусе священных библейских книг никакого юмора я вообще не обнаружил.

Наталия 25.02.2013 в 14:07:30

Сравнение «художественного метода» Кучерской с «Миссионерским патериком» (http://www.blagogon.ru/digest/192/) совсем не оправдано, ибо в последнем под «героем-миссионэром» подразумевается некое вполне определенное и известное лицо, на что указывает, кроме всего прочего, его «значащая фамилия» или имя. А вот у Кучерской совсем иное. Ее типичная начальная фраза «один батюшка» намеренно создает обобщенный образ всей Церкви, всех священников, ибо вызывает недобрый и подозрительный помысл к любому батюшке, - напр., «а этот, случаем, не людоед?» Понятно, что и «людоед» – это символ, и тем хуже, ибо его можно понимать очень широко, в каком угодно плане, вплоть до погубления души.
Недавно один батюшка, монах аскетического духа, высказал очень здравую и неожиданную мысль: «Кучерская делает преступление против Православной Церкви именно потому, что она намеренно портит в душе у верующего его помысл. Наши помыслы об окружающих должны быть чисты (как говорил старец Паисий Святогорец, да и не только он, ибо все старцы и Святые отцы говорили о том же). Тем более это относится к священству. А этот якобы "патерик" являет собою страшный духовный соблазн, ибо у людей внешних, неискушенных и нетвердых в вере портит их помысл о священстве. Подобно бесу, вбрасывает нам в ум всякую пакость. Более того, как и всякий бесовский прилог, этот помысл может возникнуть даже у людей, в вере вполне утвержденных. И это именно оттого, что тут как бы нарушена "презумпция невиновности" и подозреваются заведомо все».
Вот что означает это пресловутое «один батюшка». Не говоря уже о прочих «художествах» «патерика» Кучерской! И это, повторюсь, «метод», в корне противоположный тому, что мы видим в «Миссионерском патерике», где подразумеваются вполне конкретные личности, но никак не вся Церковь.

Михаил Ершов 25.02.2013 в 11:00:58

В таком случае и я пару слов ещё скажу. Для меня мое родное отечество (родина) останется всегда родным независимо от политического устройства. И никакие кучерские, гельманы и задорновы, а также белогвардейцы, сталинисты и современные монархисты меня от этого не отвратят. Слава Богу за всё!

Агапит 24.02.2013 в 22:23:24

Одно из важнейших правил каждого форума - не отклоняться от заданной темы дискуссии. Как-то незаметно мы перешли от обсуждения творчества М. Кучерской к попыткам историософского осмысления советского режима. Мне хотелось бы подвести итог.
"Благодатный Огонь" всегда защищал Традицию от модернистов, экуменистов, либералов и прочей нечисти. И в этом смысле Редакция проводит глубоко правую, консервативную информационную политику. Различные версии "христианского социализма" традиционно православными никак назвать нельзя. А уж тем паче такое явление, как "православный сталинизм" - русская версия христианского социализма и псевдомонархии. Я - человек монархических убеждений, поэтому моё отношение к советскому режиму, совершившему тягчайшие преступления против Православия, Русской культуры, природы, хозяйственного уклада, изменившего сам генофонд нации - однозначно отрицательное. Православный человек мог быть патриотом в СССР лишь в надежде сохранить Государство для грядущего национального правительства, прихода которого ждал, к примеру, Иван Ильин, великий русский философ, традиционалист и православный монархист. Но человек предполагает, а Бог располагает.
Я свою точку зрения высказал, надеюсь, ничьих чувств не задел и никого не обидел. Спаси Христос!

Михаил Ершов 24.02.2013 в 19:11:54

"... что я дам вам, чему могу научить, когда себя учить не умел, как отвечу пред Богом за вас? И теперь, у решающей черты, которая разделяет два мира, два образа бытия, я снова с тревогой спрашиваю себя: что я дал тем, кто в детской простоте вверяли мне свои души? Чему научил? Наверное, только Господь покажет мне в нелицеприятном свете всё, что было сделано мною как священником и хорошего и дурного", - написал в своем завещании покойный протоиерей Лев Лебедев. И далее:
"На все основные вопросы о сущности Святого Православия вы найдёте ответ в моих сочинениях. Предлагаю их вам не потому, что высоко ставлю себя, а потому лишь, что знаю, что Дух Божий просвещал меня к написанию того, что написано (теперь я могу об этом сказать прямо). И в написанном не только в строках, но и «между строк», во внутренних смыслах заложено очень многое! Во всяком случае — достаточное в современных условиях для того, чтобы верно сориентироваться относительно сущности и особенностей подлинного Православия." http://pravbrat.ru/archive/rocor-chapter-25
Вот этих слов самого покойного и некоторых сведений о его жизни (см. ссылку) для меня достаточно, чтобы никогда не открывать для себя "трудов" этого человека. Если его "духовные чада" до сих пор находятся в расколе, то они не смогут ему ничем помочь. Господи, прости его по великой Твоей милости и вразуми его последователей и читателей.

Агапит 23.02.2013 в 20:45:32

"Да, помнится, именно так и называли «эту страну» разные бесноватые диссиденты типа Якунина, Боннэр и Ковалёва." (Николай С.)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Демоническая сущность советского режима раскрыта в том числе в работе покойного протоиерея Льва Лебедева "Великороссия". Елена Боннер отдыхает.

Николай С. 23.02.2013 в 13:52:25

Кстати, раз уж речь здесь зашла о юморе, позвольте немножко развлечь посетителей сайта забавной историей о Верхней Вольте. Многие, наверное, слышали этот анекдот, но в 80-х годах в Москве один работник МИДа клятвенно уверял меня, что это отнюдь не вымысел, а самая истинная правда, по соображениям политкорректности не получившая огласки в мировой прессе. По его словам, сей дипломатический казус случился именно в Верхней Вольте. В начале 60-х годов, вскоре после «года освобождения Африки» в столице этой замечательной страны Уагадугу открылось посольство ФРГ. Один любознательный западногерманский дипломат поехал посмотреть сельскую местность и был съеден селянами-аборигенами. Германия не гласно, но крайне жёстко выразило своё решительное недовольство прискорбным инцидентом. Правительство Вольты не стало отпираться, полностью признало вину и официально ответило в духе давно забытого в Европе, но действующего в Африке юридического принципа талиона: простите, ешьте нашего на выбор. Немецкий МИД был в шоке от столь любезного предложения. Желающих съесть негритянского посла или атташе в Германии не нашлось.

Николай С. 23.02.2013 в 13:23:08

Агапиту.
//Так Советский Союз и называли "Верхняя Вольта с ракетами". :) //
Да, помнится, именно так и называли «эту страну» разные бесноватые диссиденты типа Якунина, Боннэр и Ковалёва.

М.Е. 22.02.2013 в 20:34:38

Агапиту
Поверь, брат, я нисколько не потерял от того, что не читаю этого нобелевского лауреата. С Божией помощью буду спасаться без таких почитаемых тобой литераторов. Всё это - суета сует.

Агапит 22.02.2013 в 20:09:20

Михаилу:
Помогай Вам Бог!

М.Е. 22.02.2013 в 19:55:21

Меня нисколько не занимают белоэмигрантские и псевдолитературные (простите за возможно неточную характеристику) писания. В свободное время я почитаю Святых отцов и что-то действительно духовное из последнего времени.

Агапит 22.02.2013 в 19:43:18

"Простите, но я не понимаю таких рассуждений о отечестве нашем. Я не читал и не собираюсь читать Кучерскую..." (М. Ершов)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Михаил, это просто мой шуточный ответ Николаю С. насчёт Верхней Вольты. Не желаете читать Кучерскую - и не надо, а в сэкономленное время прочтите "Окаянные дни" Бунина и особенно его "Миссию русской эмиграции." Это как раз о нашем Отечестве. Очень советую. Не пожалеете!

Михаил Ершов 22.02.2013 в 18:09:47

Простите, но я не понимаю таких рассуждений о отечестве нашем. Я не читал и не собираюсь читать Кучерскую, но мне такой "юмор" просто претит. Бог ей Судья!

Агапит 22.02.2013 в 17:13:17

"Отныне моей любимой страной будет Буркина Фасо (бывшая Верхняя Вольта)." (Николай С.)
-----------------------------------------------------------------
Так Советский Союз и называли "Верхняя Вольта с ракетами". :)

Николай С. 22.02.2013 в 16:24:15

Уважаемый Агапит. Поразмыслил над Вашим замечанием насчёт СССР, раскаялся и решил больше не повергать Вас в шок. Отныне моей любимой страной будет Буркина Фасо (бывшая Верхняя Вольта).

Агапит 22.02.2013 в 16:04:57

Николаю С.
У меня впечатление, что Вы не прочли "Патерик" Кучерской или сделали это поверхностно. Вот тут говорят о "зубоскальстве над святостью". Но, во-первых, юмор Кучерской не есть зубоскальство, а во-вторых, причём здесь святость? По-моему, герои "Патерика" весьма далеки от святости! Ну и коль скоро о. Димитрий Смирнов одобряет творчество М. Кучерской, то я скажу лишь, что согласен с мнением этого достойного пастыря.
Что касается СССР, то, согласен, юмор в адрес режима был недопустим, ну, так и Кучерская не касается церковной политики. Над кем шутили в СССР (Вы их обозначили), тех же вышучивает и Майя Кучерская.
То, что для Вас СССР - любимое государство, повергает меня в шок, но я не стану дискутировать на эту тему. С уважением.

Николай С. 22.02.2013 в 10:28:09

Агапиту.
Уважаемый Агапит. Вы действительно полагаете, что у Майи Кучерской мягкий и добрый юмор? Допустим, некто решил подшутить над какой-нибудь женщиной (назовём её, например Октябрина Извозчикова). Взял и ничтоже сумняшеся опубликовал информацию о том, что она имеет обыкновение резать на шашлык, жарить и вкушать с квашеной капустой собственных детей. Как Вы думаете, можно ли считать такую шутку мягкой и доброй? Не вознегодуют ли сама Октябрина Извозчикова, её родственники и друзья? Кстати в любимом мною СССР отнюдь не дозволялись сатира и юмор в адрес режима. Объектами сатиры были чаще всего абстрактные, а нередко и реальные бюрократы, рвачи, тунеядцы, мещане и, увы, «религиозники».

Николай С. 22.02.2013 в 10:06:12

Ирине Фр.
Словечко "обнагленцы" не я придумал. Так называли обновленцев-"живоцерковников" православные острословцы в 20-30 годах.

Ирина Фр. 21.02.2013 в 22:35:56

Николаю С.
"Обнагленчество" - это вы удачно выразились)))

Агапит 21.02.2013 в 21:19:45

"Зубоскальство над святостью всегда присутствовало как бы рядышком со святостью."
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зубоскальство над святостью, глумление, присуще, на мой взгляд, всяким Скорцезе, Гельманам, Пусси, Ярославским-Губельманам, Таксилю и прочим всесмехливым безбожникам всех времен и народов. Вряд ли М. Кучерская заслужила столь резких оценок. Ведь даже тоталитарный режим в СССР позволял в свой адрес сатиру и юмор. Майя Кучерская делает то же в отношении негатива земной церковной действительности. Да, Церковь свята. Но люди Церкви - всего лишь люди и ветхий Адам сидит во всех нас столь же прочно, что и по изгнании из рая...
Можно написать десятки критических статей о совершенно нетерпимых вещах, да их написаны уже не десятки-тысячи, и многое, если не большинство там - горькая правда. И вот М. Кучерская избрала другой путь - с помощью мягкого юмора она предупреждает о том, ЧТО бывает, с ЧЕМ и с КЕМ может столкнуться пришедший в Церковь человек.
Ну и ещё о юморе. "Миссионерский патерик" о наших горе-новомодернистах (http://www.blagogon.ru/digest/192/) я читал с большим удовольствием. Что же мешает М. Кучерской прибегнуть к подобному литературному приёму?

Николай С. 21.02.2013 в 11:57:12

Знакомство с богопротивным «творчеством» Кучерской в очередной раз вызвало грустные ассоциации с великой революционной апостасией. В конце XIX – начале XX всё было очень похоже. Чересчур вольнодумная разночинка Кучерская – это старательная ученица и последовательница Лескова. Голый бесноватый человек в алтаре на престоле храма в Оптиной пустыни (http://blagogon.ru/digest/298/) – это сегодняшние Pussy Riot и Femen. Своих бесноватых невзоровых тогда тоже хватало, разве что они не имели технической возможности вещать по телеку в прайм-тайм на всю страну и сопредельные государства. Внутри церкви, среди паствы и священнослужителей в то время скопился огромный либеральный реформаторско-ревизионистский потенциал, вылившийся впоследствии в «обнагленчество».
Но до революции внутрицерковная «пятая колонна» особенно не шумела – побаивалась всё-таки. Теперь ничего не боятся – просто оголтело орут и явочным порядком вводят реформы на приходах и в епархиях. Перед революцией большинство будущих воинствующих безбожников и антиклерикалов «из народа» тоже сидело тихо в ожидании своего часа. Сейчас достаточно заглянуть в интернете на какой-нибудь рамблер, чтобы увидеть злобные, почти инфернальные толпы готовых погромщиков. Выводы печальны. Кратковременный религиозный подъём, кажется, завершился. Кто хотел прийти к вере и в Церковь – тот пришёл. Новых адептов теперь зазывают из среды рокеров, байкеров и любителей «актуального искусства». Новая апостасия уже действует и даже не очень прикровенно. А явно, громко и официально она может начаться в любой день, хоть сегодня вечером или завтра утром. Время сейчас, конечно, другое – расстреливать верующих и взрывать храмы пока не будут. Но опасность от этого отнюдь не уменьшится, а, наоборот, увеличится.

Татьяна Д. 20.02.2013 в 16:26:54

Спасибо большое автору статьи. Мне эту книгу Кучерской дала подруга. У них в храме такая литература пользуется большим успехом. Даже страшно становится. Все настоящее уходит, вырождается. Утекает как вода между пальцев. Если возмущаться начинаешь, на тебя просто как на сумасшедшую смотрят. И объясняют, что любовь должна быть. И смирение. А я ее не люблю. Очень не люблю. А любит, кстати, о. Димитрий Смирнов. Ему вопрос задавали на Радонеже. Он ответил, что после передачи поспешит домой читать "Бога дождя". Тоже еще та книжонка...

Священник Андрей Хвыля-Олинтер 20.02.2013 в 16:10:21

Зубоскальство над святостью всегда присутствовало как бы рядышком со святостью. Это влечение опошлить все светлое сродни западноевропейским экскрементам (именно так, а не экспериментам) по поводу, к примеру, однополых семей. Что-же, одни с удовольствием хрюкают в грязи, другие жаждут чистоты и целомудрия. Каждый ищет и находит свое... Однако зубоскалят эти хрюкающие, по сути, сами над собой, ибо судьба их имеет печальный конец.

Евгений Савченко 20.02.2013 в 15:17:20

Книга о.Тихона зажила своей особой жизнью, на неё откликнулись миллионы православных сердец. Это действительно Патерик, причём практически о наших современниках. Не стал я читать М.Кучерскую, хотя друзья очень советовали - не прижилась она для меня, не то. А книга о.Тихона - самое то. Друзья только и спрашивают, где её достать, где приобрести (тиражи быстро раскупаются). Причём в некоторых местах её стали использовать для воцерковления молодёжи. Знаете: результат есть!

Ирина Фр. 20.02.2013 в 15:07:24

Слава Богу, что появился наконец здравый отклик на Кучерскую, ведь т. наз. "Патерик" родился у нее довольно давно. И живет себе, и живет. Что родился - тут ничего странного нет: в церковь пришло великое множество людей, которые выяснили, где что в храме лежит и как кого зовут, и вот она, ура, непаханая тема, точка приложения искрометного юмора!
Чужд ли юмор Церкви? Никак нет. Проповеди о. Артемия Владимирова, о. Валериана Кречетова, о. Николая Булгакова частенько исполнены добрых шуток. А если посмотреть на играющих котят или на разнообразие радужных рыбок, то не останется вопроса, есть ли чувство юмора у Господа Бога. Но есть большая разница между светлой улыбкой тихого праведника и ироничными приколами над священством, происходящими от чисто бесовского духа. Ад - он ведь всесмехливый. Различать дух - этому может научить только благодать Божия.
Будем надеяться, что со временем и Кучерская, и те, кто с удовольствием потешался над ее лит. поделкой, поймут и отшатнутся от такой возможности похохотать. Что вразумит их Господь. Всё бывало под луной - и не такие столпы писали что-то, а потом каялись и стыдились написанного.
А Наталье Афанасьевой -- низкий поклон.

Николай С. 20.02.2013 в 13:53:39

Открыл в интернете сей опус Кучерской, прочитал несколько перлов. Это откровенный антицерковный и богохульный бред. У авторши, по-моему, какие-то нарушения в психике: батюшки-людоеды ей мерещатся, которые деток кушают после крещения. В общем, больной человек. Позволю себе оспорить утверждение, что Лесков не мог сочинить ничего подобного. Именно это он всю жизнь и сочинял – то же самое, что Кучерская, только более хитро и квалифицированно с литературной точки зрения. Кучерская и Ардов – просто подражатели, вдохновляющиеся ядоточивым Лесковым.

Валерий 20.02.2013 в 11:19:35

Будет ли когда-нибудь отпор кощунникам со стороны архиереев, или это уже избранная тактика отмалчиваться, по сути соглашения? Что-то "новый Константин Великий" потакает не "просвещению Китая", а разным глобалистким мерзостям и уничтожению государствообразующей нации.

Россиянин 20.02.2013 в 10:10:17

Тот, кто нечист сердцем, не узрит Бога: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Не видя Бога, через свое богохульство нечестивцы обрекают сами себя на духовную гибель и смерть. Несчастные слепцы!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс