Богородица

Актуальные статьи

Искушение отца Дамиана

4.03.2013


Игумен Дамиан был полным пожилым мужчиной благообразного вида с окладистой седой бородой. Когда-то в прошлом он преподавал в институте научный атеизм, но потом на волне перестройки, пришел в Церковь, и даже стал священником и монахом, тем более, что женат никогда не был.

На кафедре философии он авторитетом не пользовался, а вот на новом месте себя нашел. По сравнению с другими священниками, рукоположенными в одно время с ним, большинство из которых не имели ни духовного, ни светского образования, отец Дамиан был настоящим оратором, чем и возгордился, спустя некоторое время, так как приглашали его в различные аудитории, хвалили, публиковали в главной областной газете.

Шло время. А потом нашлись спонсоры, которые помогли ему построить новый храм в областном центре, и игумен почувствовал себя вообще важным лицом. К тому же он подготовил материалы для прославления в лике Новомучеников и исповедников Российских одного иерея, пострадавшего в годы гонений на Церковь. И после того, как Архиерейский Собор святого прославил, подумал, что ведь фактически это все совершилось благодаря ему.

«Вот ведь как бывает, – думал отец Дамиан, поглаживая бороду. – Если бы не я, то никто и не знал бы об этом иерее, благодаря мне стал он святым».

И все больше величественных мыслей стало приходить к нему в голову: и как придет к нему всемирная известность, и будет он мелькать на всех телеканалах, и как станет он архиереем, а потом, возможно, и Патриархом, и как книги его будут считаться лучшими достижениями философской мысли человечества за все время его существования.

Порой игумену казалось, что он не только земными, но и небесными сферами может повелевать. Однажды прихожанка спросила его, как может он принимать записки на вечное поминовение. «Ангел храма будет поминать!» – важно заявил настоятель уверенный, что так и будет, раз он этот храм построил (а что не своими руками и не на свои деньги – так это мелочи), то и Ангел, приставленный к этому храму, будет его слушать.

А потом начал он сомневаться в том, что правильно сделали, что прославили в лике святых иерея из бедного села. Не было в нем величественности. Чтобы убедиться в правильности своих подозрений отец Дамиан съездил в это село, и нашел веское подтверждение своих догадок. Бабка Марфа, к которой все ездили заговаривать грыжи, сказала, что мать ее Софья была подругой жены этого иерея. Так вот Софья точно знала, что подруга ее имела со своим мужем близкие отношения до брака, а, следовательно, по святым канонам нельзя было его рукополагать.

«Вот оно что! – поглаживая бороду, удовлетворенно думал отец Дамиан. – Так я и думал! Его и священником-то нельзя было делать, не то что святым!»

И начал он думать о «деканонизации». При мыслях этих горькое, но, как ему казалось, «облагораживающее» чувство окутывало его сердце. Игумен думал, что это его долг так поступить, как бы неприятно это не было.

Неизвестно чем бы все это закончилось, но поехал однажды игумен в гости к другим городским священникам. А те были люди молодые, нрава веселого, напоили отца Дамиана так, что он уже стал плохо соображать, а потом решили над ним пошутить.

– А знаешь, отец, – заговорщицки нагнулся к нему один из них, – у нас ведь под рясами погоны!

– Как так! – испугался настоятель.
– А вот так. Я подполковник КГБ, а он майор.
– Так ведь нет КГБ!

– Ну, ФСБ, какая разница! В общем так: или ты начинаешь на нас работать, или тебя сейчас отведем в подвал на расстрел!

Игумен повел себя неожиданно. Он неестественно подпрыгнул и пронзительно закричал: «Стреляйте в меня, но я от Христа не отрекусь!»

– Да никто тебя не заставляет отрекаться, – начал было священник, но увидев остекленевшие глаза отца Дамиана, многозначительно сказал: – О! А батеньке пора спать!

… Когда под утро игумен проснулся весь мокрый и не только от холодного пота и понял, что произошло, он не стал обижаться на озорников, которые попросили у него прощения. Никому не известно, какие мысли посетили его. Но с тех пор он никогда больше не рассуждал о том, достоин какой-то святой быть святым, или что должны делать Ангелы.

 


См. также: К вопросу о возможности деканонизации. По поводу статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Надежда 09.03.2019 в 15:21:19

Ниже два моих комментария там был текст Зависть, злобу и искушения никто не отменял. И они тем сильнее, чем ближе человек к Богу. ОТ ТАКОВЫХ СПАСЕТ НАС ВСЕХ ГОСПОДЬ.

Надежда 09.03.2019 в 14:59:05

Так что кому, что привиделось при каких парах умолчу. А не наоборот ли было? Уже после отречения бывший батюшка снял мне тяжелейший приступ астмы, а пульмонолог засвидетельствовал улучшение. От таковых убережёт нас всех Господь.

Надежда 09.03.2019 в 14:55:53

Мой супруг работал водителем у о. Дамиана до отречения. И рассказывал лично, как Патриарх открывал дверь в келию ногой, с криком: "где здесь твои пидарасы!"
От таковых убережёт нас всех Господь.

Надежда 09.03.2019 в 14:40:51

Можно лишить сана, он даётся раз в жизни и раз в жизни отнимается. А монашество раз и навсегда. Поэтому величать бывшего священника мирским именем неправильно.

Конон 06.03.2013 в 15:33:06

Господа! Если быть такими строгими, то вся литература беллетристика. Всегда были те литературные приемы, благодаря которым автор озвучивал свои мысли, и мысли окружавших его людей. По-моему, рассказ очень актуален. Мысли автора и мысли многих верующих совпадают.

Михаил Ершов 05.03.2013 в 15:33:53

Света, эту информацию мы уже давно видели. Нет ли более конкретных данных от вашего епархиального руководства? Тебе проще, наверное, дозвониться до игумена Виталия (Уткина). Где теперь мощи?

Света из Иваново 05.03.2013 в 14:43:37

Игумен Виталий (Уткин), руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии о мощах святителя Василия Кинешемского:
Ко мне обращаются представители СМИ с просьбой разъяснить ситуацию с мощами святителя Василия, епископа Кинешемского, исповедника. Считаю необходимым в связи с этим пояснить следующее.
Вчера в Иваново прибыл церковный историк, секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). Он доставил в Иваново мощи священномученика Владимира Введенского, уроженца Шуи, священника Рождественской церкви села Лежнево, пострадавшего за веру Христову в концлагере, созданном безбожниками на территории Голгофско-Распятского скита острова Анзер (Соловецкие острова) http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=346 С собой игумен Дамаскин (Орловский) имел распоряжение за подписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что он, игумен Дамаскин должен принять из Введенского монастыря города Иваново мощи святителя Василия Кинешемского и передать монастырю мощи священномученика Владимира Введенского. По просьбе сестер монастыря данное распоряжение было продублировано указом епископа Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Игумен Дамаскин принял в Введенском монастыре мощи святителя Василия и передал этой обители мощи священномученика Владимира. При этом представители Ивановской митрополии не присутствовали. Затем игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Считаю необходимым добавить, что игумен Дамаскин (Орловский) является ведущим специалистом по истории подвига новомучеников и исповедников Российских XX века, в том числе и автором жития святителя Василия, епископа Кинешемского, исповедника. Мощи святых, безусловно, не могут являться собственностью какого-либо храма или монастыря, а принадлежат всей Церкви, вне зависимости от того, кто принимал участие в их обретении.
Игумен Виталий (Уткин), руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии
http://www.twitlonger.com/show/hqc0bq

Николай С. 04.03.2013 в 18:36:57

Что-то я не уразумел, к чему эта беллетристика. Это что, подражание Кучерской?

Л.С. 04.03.2013 в 17:44:10

"Словами нас не смирить. Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия" Иг. Никон (Воробьев).
Мне рассказ не понравился. Довольно грязи рядом и так... Тем более, не хотелось бы такое читать в серьёзном, консервативном /любимом/ журнале...

Василисса 04.03.2013 в 13:35:16

С тонким юмором о серьезных и грустных вещах - спасибо!

Валерий 04.03.2013 в 12:53:57

«Стреляйте в меня, но я от Христа не отрекусь!» - нетипичное поведение персонажа с описанным послужным списком. Такое поведение м.б. у искренне уверовавшего. Описанная метаморфоза более предполагает согласие на сотрудничество в обмен на помощь в карьере. В разгоряченном алкоголем мозгу и патриаршество может показаться реальным...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс