Богородица

Актуальные статьи

Великопостные богослужебные заметки

8.04.2021

 

1. Богослужебный евроремонт «под старину»

Ползучая обновленческая реформация в области богослужения в настоящее время хитро маскируется под благовидный предлог возвращения к древней традиции, т.е. когда в основу передела или реформы полагается древняя и уже отжившая форма или по каким то причинам утраченная традиция. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию». Ну, например, давайте снесем Московский Кремль в его нынешнем виде ради благого и святого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел иначе и совсем не так, как сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде!

А просто перестраивать сейчас уже не получится. У нас ведь уже даже каждый неофит знает про эти фокусы, под которыми протаскиваются обновленческие проекты. А потому обновленец сегодня – не окончательный дурачок, он понимает, что нужно мотивировать все-таки свою перестройку в Церкви не только «негативом», т.е. критикой существующих церковных традиций как, якобы, устаревших и не соответствующих поставленным «современным миссионерским задачам». Современный интеллигент, пожалуй, на это и не клюнет, а вот наживку «перестройка Церкви под видом возвращения к традиции» – то есть «позитивный» аргумент скушает, да еще и поблагодарит – почует, что участвует в «святом и благом» деле.

При этом активно применяется лукавый тезис о том, что, мол, исказили многое, да и мы, мол, просто о том запамятовали – тут и раскол старообрядчества припоминается к месту – очень выгодно это нынешним перестройщикам показать и доказать, что не все так спокойно в Багдаде и дурят нас, дурят вот уже не одно столетие. А значит, следует как можно скорее возвращаться к практике Древней Церкви. Однако возврат к «нормам Древней Церкви» и тем самым к отрицанию всей последующей богослужебной практики – это обновленчество и модернизм, и деяние это имеет антицерковный характер. Как верно подметил старейший пастырь Рязанской епархии протоиерей Владимир Правдолюбов «вернуться к первоапостольской практике церковной жизни так же невыполнимо, как невозможно сжать дерево в семя, из которого оно выросло» (http://blagogon.ru/articles/143/)…

И если приглядеться ко всей этой неусыпной обновленческой работе (а сюда приплетается и критика схоластики и «латинского пленения» в русском богословии), то можно чертить готовую карту зодческих действий по возвращению к «древним и утраченным традициям».

Итак, в центре – намоленная древняя обитель с устоявшимися молитвенным подвигом многих поколений наших предков и истинными многовековыми традициями, а вокруг – современные сантехники-обновленцы-перестройщики, горящие желанием Церковь русскую, т.е. Кремль Московский, «перестроить под старину». А для этого «под старину» срочно требуется капитальный евроремонт!

 

2. Следует ли совершать литургию Преждеосвященных Даров обязательно вечером, и можно ли в этом случае до полудня вкушать пищу?


Сейчас в некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров стали совершаться вечером. Якобы «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы». Кроме того, духовенство разрешает тем, кто захочет причаститься вечером, вкушать пищу до полудня (12:00 дня). «В наши дни, – заявляет  митрополит Иларион (Алфеев), – для тех, чья профессиональная деятельность в дни Великого поста не прекращается, столь строгое воздержание невозможно и ненужно. Поэтому, согласно существующей практике, там, где литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, желающие причаститься воздерживаются от пищи в течение нескольких предшествующих часов. Этой практике нужно следовать и нам, желающим участвовать в этой прекрасной службе, которая помогает нести подвиг Великого поста и соединяет нас с Господом».

Рассмотрим, соответствует ли такая практика богослужебному уставу. Также проясним вопрос о воздержании от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов».

Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания во время Великого поста, что полностью соответствует смыслу прохождения великопостного поприща, немыслимого без усиления аскезы, как то пост и молитва. Причастник, согласно сложившейся евхаристической практике и каноническим нормам (29 прав. VI Вселенского Собора, 50 и 58 прав. Кафагенского Собора), воздерживается от принятия пищи и пития с полуночи. Когда же ему предлагается воздерживаться от пищи перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих часов», то естественное для великопостного времени усиление аскетического делания (евхаристический пост) обращается в свою противоположность: до полудня можно успеть не только позавтракать, но и пообедать. В итоге мы получаем пародию на подвиг Великого поста и профанацию аскетического воздержания.

Истинно великопостный, подвижнический и аскетический подход для желающих причаститься за вечерней Преждеосвященной литургией должен заключаться в следующем: от желающего причаститься вечером требуется воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья, как это и соответствует традиции Церкви и канонам для обычной литургии.

Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в 18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу – утром. И это будет самым мудрым пастырским решением. Такую практику можно, слава Богу, сейчас встретить в некоторых православных обителях и ее следует всячески поддерживать и распространять.

А вот церковные реформаторы, опять-таки под видом «модернизации через возвращение к традиции» (см. выше), как раз догматизируют время: совершать Преждеосвященную литургию можно и нужно только вечером и никак иначе!

Но ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров было в свое время перенесено на более раннее время исключительно по причине церковной икономии, ибо трудно было причастникам не вкушать совершенно никакой пищи и не пить воды с полуночи до вечера следующего дня.

Если уж строго рассмотреть уставной тезис, согласно которому «по церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы», то мы придем к выводу, что строго говоря служение Преждеосвященной литургии в вечернее время противоречит указанию Типикона.

В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера, ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) уже должно начинаться Великое повечерие (см.: понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы. Великий канон начинается «О часе девятом»).

В 1968 году Священный Синод постановил:

«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

Скажем ещё раз: ничего страшного в самой практике совершать Преждеосвященную литургию вечером нет. Об этом говорится и в «Известии учительном»:

«Время служения литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются исключениями, специально оговоренными Уставом. – Н.К.). Кто так начинает и совершает литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает совершать литургию после полудня, тем более, когда литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные литургии, литургия в Великую субботу, литургии в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы».

В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов? Например, в ночь на Пасху перед началом полунощницы (23:30) читаются Деяния апостолов: именно в это время в древности братия в трапезной храма под чтение Деяний вкушала последний раз постную пищу перед Пасхальным богослужением. Получается меньше шести часов!

Так что евхаристический пост в 6 часов воздержания от пищи со временем может превратиться в 3, и даже в 1 час, как это практикуется у католиков перед причащением на мессе.

Вывод отсюда только один: перефразируя решение Синода 1968 года, следует со всей ответственностью заявить, что воздержание перед причащением с полуночи не только весьма похвально но и канонически необходимо.

 

3. Надо ли служить утреню непременно с утра?

Призывая служить утреню обязательно утром, ревнители т.н. «литургического возрождения» ссылаются, как правило, на мнимую утрату реального смысла времени, если утреня служится с вечера: на ектении произносится прошение «исполним утреннюю молитву нашу», тогда как за окном – вечер, а протодьякон Кураев голосит о чём-то утреннем.

Но, руководствуясь этой точкой зрения, служить утреню просто перед литургией будет также неправильно: возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» перед славословием должен, согласно Уставу, совпадать с восходом солнца. А это соблюдать практически невозможно.

В Греции утреня служится с утра, однако утреня эта изрядно искорёжена и скукожена: сразу после Великого славословия даётся возглас на начало литургии (у греков в отличие от нашей Церкви другой устав – Константинопольский).

То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.

Да и в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»).

Утреня вечером – это правильно и с пастырской точки зрения: утром в будний день, посетив литургию в храме, можно не опасаться опоздать на работу, в офис или в институт.

Для нас важнее содержание, а не время совершения богослужения. Иначе мы уподобимся фарисеям, взваливавшим на людей бремена неудобоносимые.

Всё в нашем богослужении, каким мы его имеем на сей день, прекрасно служит делу нашего спасения. А если кому-то мешает спасаться слово «живот» вместо «жизнь», или утреня, совершаемая с вечера, то тут требуется вмешательства более опытного духовника: для таких людей абсолютно закрыта духовная составляющая богослужения, которую они пытаются компенсировать буквой – «возвратом к древним формам и традициям», что само по себе абсурд. Невозможно взрослого человека заставить втиснуться в его детскую одежду.

Говорят об «утрате реального смысла времени», когда утреня служится вечером. Но ведь и часы соответствуют строго определённому времени! Тогда давайте будем и здесь последовательны, читать их в положенное время суток и посмотрим, к чему мы в результате приходим.

Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. Следовательно, в этом случае утреня должна начинаться самое позднее в 5 утра (и это при том, что в Москве метро открывается в 5:30!). А дальше, по окончании литургии, верующие, духовенство и весь причт храма сего должны дожидаться положенного времени прочтения 3-го и 6-го часов (соответственно, в 9:00 и в 12:00)? Или читать часы, как и полагается перед литургией, нарушая тем самым «соответствие реального и литургического времени»? Чтобы выйти из подобной трудноразрешимой дилеммы времени и пространства, наиболее ревностные реформаторы решают этот вопрос радикально: просто не читают в своих храмах часы.

Это в будние дни. А что мы будем наблюдать под воскресение? Если накануне – всенощная, то утром, в 7:00 – 1-й час, далее – литургия.

Как быть дальше? Или мы служим литургию сразу после прочтения 1-го часа, т.е. в 7:10, или ждем до 9:00, когда по смыслу полагается чтение 3-го часа, и только по его прочтении – служится литургия? Если служим литургию в 7:10, то она окончится около 9:00. Сразу после этого, т.е. в 9:00 будет прочитан 3-й час, а ещё через три часа, т.е. в 12:00 – 6-й час. Естественно, в пустом храме. Да и чтение 3-го и 6-го часа после литургии – это нарушение последования суточного круга богослужения и равнозначно тому, как если Херувимскую песнь и Великий вход совершать после запричастного стиха, или после отпуста.

Вывод: Итак, Типикон вполне предполагает возможность совершать утреню с вечера. Но случая совершения утрени после восхода солнца Типикон не знает ни одного! Утреня после восхода солнца – отступление от Типикона, а совершение утрени с вечера – нет. Вообще утреня совершается не утром, а перед утром; как и вечерня совершается не вечером, а перед вечером (на Афоне за два часа перед заходом солнца).

Так что давайте будем служить и впредь утреню, особенно в составе Всенощной, с вечера, не обращая внимания на возражения со стороны всевозможных «улучшателей» и реформаторов с миссионерской направленностью.

И давайте дорожить нашей русской богослужебной традицией. Не будем ломать то, что прекрасно служит делу нашего спасения. А наше традиционное богослужение с утреней вечером, с намоленным церковнославянским языком никаких препятствий в деле нашего спасения не представляет.


4. «Креативное либеральное пастырство»: современная практика частной Исповеди ущербна

Когда предлагаются какие-либо «усовершенствования» в церковном богослужении, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, ее намоленный веками церковнославянский язык, ее традиции. А если подстраивать наше богослужение ради недавно появившихся в храме неофитов, или ради случайно зашедших прохожих – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей.

Существуют опасения, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие новым евростандартам, потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих. А для этого ныне взращивается новое поколение как священнослужителей, так и прихожан, оторванных полностью от древних традиций Русской Православной Церкви. Они-то и будут пролагать нам светлый путь в европравославие, а именно – активно предлагать пересмотр сложившихся на протяжении столетий богослужебных традиций Русской Церкви как «устаревших» и не соответствующих нынешней либеральной доктрине «модернизации» всех общественно-политических и экономических структур. Мол, тысяча лет было плохо, так давайте в Церкви кое-что улучшим в либеральном духе и переделаем под образ жизни современного, модернизирующегося на глазах человека, жаждущего и в Церкви Христовой настоящего «драйва», чтобы всем в православных храмах от этого миссионерско-либерального «драйва» было очень и очень комфортно, либерально и «без напрягу». Да и посты, как атавизм средневековья, давайте пересмотрим в сторону облегчения. Отменим исповедание грехов перед причащением Святых Христовых Таин, ибо понятие греха вступает в резкое противоречие с базовой либеральной ценностью – идеей «прав человека»...

Либеральные «креативные» священнослужители активно пропагандируют пересмотр многовековых церковных традиций Русской Церкви под лозунгом так называемого «литургического возрождения», заключающегося в сверхчастом причащении Святых Христовых Таин без должного приготовления и в призывах к отказу от обязательного Таинства Покаяния перед Причащением – Исповеди. Исповедь существует для очищения души: ее можно сравнить с мытьем рук перед едой. Можно, конечно, есть и неумытыми руками (особенно если сумел их не запачкать), но, вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что мыть руки перед едой – плохая традиция! Если же скажут, что где-то есть страны, в которых руки перед едой не умывают, то мы уж, «по старинке», все равно умывать руки перед едой будем. Тем более, что погрешаем мы ежечасно: словом, делом, помышлением. Поэтому надо остерегаться приходить на брачный Пир не в брачной одежде…

Это обновленческое «творчество», разрушительное по своим последствиям, в действительности приводит к обмiрщению церковной жизни и, несомненно, является духовным преступлением перед русским православным народом. Призывы либерального российского духовенства к отмене Исповеди перед Причастием прекрасно встраиваются в западную либерально-гуманистическую доктрину «отмены греха и Бога». Отмена Исповеди неизбежно приведет к повреждению нравственного сознания христианина, сначала к искажениям в понимании человеческой греховности, а затем и к оправданию греха до полного уничтожения данного понятия или перевода его в пространство абстрактных категорий. А если человек сроднится с грехом, то он одновременно потеряет Бога.

Нам важно доверять нашим опытным духовным пастырям и древней практике Русской Православной Церкви, согласно которой готовящийся ко святому Причащению должен обязательно исповедоваться. И не будем соблазняться лукавым либеральным мудрованиям современных обновленцев. То, что практика обязательной Исповеди перед причащением Святых Таин в современных условиях для Русской Церкви верна и необходима, доказывает само нравственное состояние нашего общества, которое близко к полному разложению.

Либеральные «креативные пастыри» считают на полном серьезе, что как только богослужение будет проходить по-русски и никто не будет требовать поститься и исповедоваться перед причащением – так сразу народ в храмы и повалит! Но верят ли сами церковные либералы и апологеты «креативного православия» в эти прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет.

 5. Следует ли поститься накануне причащения в воскресный день

Современные обновленцы считают невозможным говение перед причащением: тем самым якобы нарушаются 64-е Апостольское правило и 18-е правило Гангрского Собора, запрещающие поститься в субботние и воскресные дни. В отношении толкований канонических правил современные обновленцы поступают так же, как протестанты в толковании Священного Писания. Совершенно не интересуясь, как эти правила истолковывали авторитетные канонисты (напр.: Феодор Вальсамон, Никодим (Милаш) и др.), они сами начинают толковать их, вырывая отдельные фразы, не соотносясь с общим контекстом, историзмом и основным назначением того или иного канонического правила. С таким подходом к толкованию канонов можно доказать либо опровергнуть любую бредовую идею, выгодную для реформаторских целей. Действительно, 64-е Апостольское правило и 18-е правило Гангрского Собора отменяют пост в субботние и воскресные дни (кроме Великой Субботы). Но понятие «пост» в древности имело несколько иное значение, нежели сегодня. В первые века христианства под словом «пост» подразумевалось вообще невкушение какой-либо пищи. Древние монахи-отшельники для того, чтобы не нарушить постановление Церкви в этом вопросе, употребляли по субботам и воскресеньям немного фиников, дабы эти дни не стали постными. Так же Типикон в 48-й главе (под 25 декабря, 2-е «зри») указывает на отмену поста в Рождественский сочельник, если он приходится на субботу или воскресенье. Но разрешает только немного хлеба и вина, чтобы опять-таки эти дни (суббота и воскресенье) не были постными. Но это отнюдь не означает разрешение на мясо и молоко, как некоторые неверно толкуют эти правила. В современном же понимании слово «пост» означает воздержание от скоромной пищи (мясо, молоко, иногда и рыба), но не полное воздержание от пищи, как это было в древности. На этом сравнении видно, насколько в аскетическом отношении современные христиане отличаются от древних.

Итак, пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово «разрешение» выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни входят в число дней святой четыредесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей – отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).

Таким образом говение перед причащением в воскресный день должно включать отказ от скоромной пищи и в субботу, ибо никакого нарушения 64-го апостольского правила тем самым не будет. Если же понимать 64 апостольское правило как запрет на воздержание от скоромной пищи, то разговение происходило бы каждую субботу Великого поста.

* * *

Призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних «креативных» церковных реформаторов (а возможно и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут».

Забывают почему-то, что служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу. По словам протоиерея Валентина Свенцицкого, «в вопросах веры не так важен рассудок, как вся совокупность душевных сил, уразумевающих эти истины, так и в молитве важен вовсе не дословный перевод и знание каждого слова, а полнота и совершенство формы языковой, вмещающей целокупное содержание».

В нашем намоленном веками церковнославянском богослужении, в русской литургической практике важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся.

Поэтому наш долг – бережно хранить эту драгоценную жемчужину Православной Церкви и церковного Предания: литургические традиции Русской Церкви и церковнославянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мiр и души верующих.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Александр Бутов 05.04.2017 в 15:32:04

автор:
"Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания во время Великого поста [...] от желающего причаститься вечером требуется воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья".
Автору:
Мне достоверно известно, что настоятель сравнительно недавно восстановленного московского храма Преображения Господня на Преображенской площади, в котором Великим постом служится вечерняя литургия Преждеосвященных Даров, благословляет своим прихожанам говеть перед подобной литургией именно так, как пишет автор.

Александр Бутов 03.04.2017 в 23:26:20

р.Б. Андрей:
"Неужели при чтении Канона и правил на вас не нападают посторонние мысли и не пристают ли к вам в это время ближние..."?
По всякому бывает. Бывает, наедаюсь, напиваюсь, судорожно накуриваюсь ближе к 24:00. Утром редко исповедываюсь, Обычно накануне вечером. Бывает, вся внешняя молитвенная подготовка (написание листка с исповедью, прочитывание одного или всех трех канонов или только Последования с вечерним правилом или без оного и, разумеется, присутствие в храме накануне вечером) идет прахом утром. Но чаще ночью, после 24:00 не могу уснуть, под ложечкой начинает сильно сосать. Встаю и ем... А почти 10 лет назад, когда тяга ко спиртному у меня еще сохранялась, утром для своих домочадцев шел в храм, а фактически - в ближайший магазин, за пойлом... Но Господь милостив: всегда так или иначе утешал и утешает Своего неверного раба. Слава Богу за всё!

р.б. Андрей 26.03.2017 в 15:39:26

Александру Бутову на ком. от 20.03 в 23:44:
Странное Вы воспроизвели вычитанное Вами в неизвестной книге объяснение времени и причин хранения строго поста перед Причастием - физиологическое: "чтобы принятые святые дары не смешивались (сразу)... с пищей ...принятой до начала евхаристического поста... для полной переработки пищи требуется 6-7 часов..."
Я-то всегда думал, что таинству Причащения всегда должно предшествовать таинство Исповеди. Готовясь к участию в этих таинствах, человек начинает бороться не на словах, а на деле с демонами, удерживающими душу его, узами страстей и путами совершенных и нераскаянных грехов. Пост это не только воздержание от пищи, но и обуздание страстей. Ограничивая потребление пищи мы обезоруживаем демона-искусителя и сопутствующих ему демонов наших привычных страстей - они отходят от нас, так как к нам приближается в это время наш Ангел-Хранитель. Если бы мы не стали поститься, бесы бы не отошли, а Ангелу не было бы позволено приблизиться и помогать нам. Наша битва с нашими духами злобы достигает самого накала, когда мы читаем Канон ко святому Причащению и продумываем-переживает грехи, которые решились исповедовать. Ведь мы покушаемся добиться, чтобы исчиркались записи грехов в нашей книге жизни - итог и цель работы демонов. Неужели при чтении Канона и правил на вас не нападают посторонние мысли и не пристают ли к вам в это время ближние со вдруг ставшими актуальными для них именно в этот час делами, требующих Вашего непременного участия - это наши личные бесы борются с нами. Как правило чтение Канонов и Правил, а также подготовку к исповеди (грехи записаны на листок) оканчиваем к полуночи. Если бы мы дерзнули поесть, то открыли бы дорогу к своему сердцу супостатам, которых мы с таким трудом отгоняли три дня подряд, а некоторые из нас и неделю! Мы же, по научению свыше, ложимся спать натощак и спокойно спим всю ночь, до времени пробуждения, а там снова читаем Правило и хотя бы малую часть молитв. Затем идем или едем в Храм, смиренно встаем в очередь исповедников и ждем свершения над нами таинственного чудесного очищения называемого исповедь. Очистившись, мы идем в другую очередь к принятию таин Причастия, боясь при этом испачкаться хотя бы мысленным осуждением стоящих рядом с нами, даже если они отдавили нам случайно ногу или по незнанию еще сотворили с нами что-нибудь непотребное! Приняв Причастие, мы снова спешим встать на молитвы благодарственные и не отходим до самого отпуста, боясь, что потеряем принятое нами, согрешив неуважением к Таинствам! Да и потом, когда поцеловав крест мы спешим домой, мы настороженны и боимся потерять вошедшего в нас с Причастием Бога - не хлеб и вино, а именно Бога!
Вот для чего мы соблюдаем пост перед Причастием, а не из-за боязни несвоевременного смешивания пищи. Причащаемся мы не пищей, а плотью и кровью Христовой. Сомневающиеся в этом не раз были посрамлены, по милости Божьей узрев в преподаваемых ими Дарах срез мяса и капли крови... Не забывайте этого!

Александр Бутов 20.03.2017 в 23:44:13

Автор пишет: "В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов?"
Лично мне непонятно, почему автору, прекрасно разбирающемуся во множестве тонкостей богослужебной практики РПЦ МП, это непонятно. Отвечаю на его недоумение кратко, по памяти, как это мне запомнилось из одной брошюры (с отталкивающей обложкой), изданной у нас в 90-е годы. Всю ее не читал, но вот этот момент о 6 часах мне почему-то запомнился. Подчеркну: мой ответ – это всего лишь предположение, не претендующее на полноценный ответ автору.
Благочестие требует от нас, чтобы, помимо нашей прочей подготовки, наши внутренности были максимально подготовлены к принятию Святых Даров: чем чище, тем лучше. По крайней мере, чтобы принятые нами Святые Дары не смешивались (сразу) с той пищей, которую мы вкушали до начала евхаристического поста. Так вот его длительность напрямую определяется тем, что ученым (каким, когда и где - мне неведомо: автор брошюры не уточнил) удалось выяснить об особенностях человеческого пищеварительного тракта. А именно: ими было установлено, что для полной переработки пищи нашему желудку требуется 6-7 часов.

Александр Бутов 20.03.2017 в 21:59:40

"Это в каких же храмах?"
Например, здесь: http://spring-life.ru/2016-03-02-15-24-45 Отстаете от... жизни... )))

Александр Бутов 20.03.2017 в 20:25:57

автору:
Уважаемый Николай! Вам на заметку: в некоторых храмах Москвы, с некоторых пор, литургия Преждеосвященных Даров служится в соответствующие будние дни не только утром или только вечером, а и утром, и вечером, т.е. ДВА раза в день.
От редакции: Это в каких же храмах?

Александр b. 19.03.2017 в 18:00:29

«Время служения литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются исключениями, специально оговоренными Уставом. – Н.К.). Кто так начинает и совершает литургию – согрешит».
Немножко непонятно: "только не прежде рассвета дня". На Афонском подворье в Москве Литургия каждое воскресенье совершается в 4.00 (да и на самом Афоне распространена подобная практика). Более полной уставной службы я ни в одном из храмов и монастырей не встречал (поэтому в обновленчестве их нельзя обвинять). Так в чем же дело? Я искренне хочу в этом разобраться.

Ирина Фр. 25.04.2013 в 01:37:13

Прошу прощения, но вернусь к заявленной теме. Потому что считаю, что про дилемму "богослужебная утреня - календарное утро" исчерпывающе сказано в статье Н. Каверина.
Итак, про ЛПД вечером и про пост с полудня рассказала своему духовнику, мнение которого не подвергаю ни малейшему сомнению никогда, ни в коем случае. Он сказал, что это есть истинное обновленчество, чистой воды. Что все эти измышления, про якобы удобство для прихожан - полная чушь, проверенная во все времена и во всех местах: кому надо - тот найдет возможность. А кому не надо - тому служи хоть когда, ему не надо все равно. Особенно непримиримо отозвался о посте с 12.00 дня. Хочешь служить Преждеосвященную вечером - служи, но пост установлен с полуночи, и послаблять это нет никаких резонов. А потом рассмеялся и посоветовал, куда обновленцам развиваться: надо служить ЛПД в воскресенье, после полной Литургии! Ведь как будет всем удобно! Воскресная литургия, потом по-быстрому девятый час, вечерня, и на вечерне ЛПД, чтоб люди не ходили в храм лишнего, а получили эстетическое наслаждение сразу, за один день. Вот где восторжествует настоящее человеколюбие!)))

Татьяна Д 24.04.2013 в 23:09:42

То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.
То ли дело в нашем храме Димитрия Солунского! Утреню служим с утра, после полунощницы. Читаем положенные кафизмы, канон (не хоть на 14, а именно на 14 (со стихами песен), назидательное чтение... Да все практически исполнимо, хотя и правда, утомительно. Ну так не на курорте же...

Aгапит 21.04.2013 в 20:47:26

Сельскому Бригадиру.
Спаси Христос, дорогой собрат! Я - человек консервативного лагеря и считаю, что у нас в России веками сложилась замечательная самобытная традиция церковной жизни во всех её аспектах. Что же касается различных модернистских вбросов, то, полагаю, мы должны давать чёткую, аргументированную отповедь, мы обязаны быть грамотными и убедительными в полемике, которая продлится, очевидно, до скончания века.
С уважением.

Сельскiй бригадиръ 21.04.2013 в 20:15:07

Дорогой брат Агапит, с Великим постом!
Рад встретить Вас на миссиофобском сайте Благогон.
Спешу напомнить, что портал "Киевкая Русь" - это модернистско-экуменический ресурс, один из рупоров обновленцев и других представителей "креативного православия". Так что не стоит придавать значения дешевому словоблудию, напечатанному в "Киевской Руси" вроде таких пассажей: @«бдение» не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе@.
В статье Каверина приведены указания Типикона, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»).
Так что "честному и добросовестному" обновленческому священнику всё же придется поблагодарить Бога за то, что он на этой утрени, а следовательно и на любой другой, совершаемой с вечера (прецедентное право - излюбленный прием всех либералов!), ещё не «восстал ото сна», когда он еще не поужинал и после этого ещё не поспал.

Агапит 21.04.2013 в 19:50:25

"Если Утреня совершается вечером, задолго до полуночи, а потом после этого некоторые еще и вкушают трапезу, то такое «бдение» не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе. Мы не можем говорить: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», когда на улице темно или солнце едва заходит. Честный и добросовестный священник не может благодарить Бога за то, что он «восстал ото сна» (см. текст двенадцати утренних молитв, совершаемых во время чтения Шестопсалмия.), когда он еще не ужинал и после этого пойдет спать."
PS: Я лично воздерживаюсь от каких либо комментариев статьи сайта "Киевская Русь." Но считаю, что проблема обозначена.

Николай (Москва) 21.04.2013 в 19:32:28

Ирине Фр.
По Уставу утреню полагается служить перед восходом солнца. После восхода солнца совершается уже литургия, а не утреня. Однако в Уставе есть некоторые случаи, которые предполагают служение утрени накануне вечером (они в статье оговорены). Служение же утрени после восхода солнца Уставом не предполагается никогда, это явное нарушение Устава. Поэтому если в подавляющем большинстве наших храмов утреня служится с вечера, то по немощи это вполне допустимо, так как такие уставные случаи все же бывают. Пример правильного совершения утрени (до восхода солнца) могу привести только одни - монастыри Святой Горы. Так же Синайский монастырь св.Екатерины.

Ирина Фр. 21.04.2013 в 18:15:37

Николаю (Москва)
/// А после восхода солнца утреню по Уставу служить нельзя.///
Николай! Я полагаю, что Вы целиком не согласны с третьей частью статьи Н. Каверина, которая называется "Надо ли служить утреню непременно с утра?" Приведите, пожалуйста, пример храма или обители, где, по-Вашему Устав в отношении утрени соблюдается, как надо. Только про скит Оптиной пустыни не будем говорить, ладно?)))

Николай (Москва) 20.04.2013 в 20:59:36

//так и священник по уставам не должен быть моложе 30 лет, и много чего ещё...//
Т.е. Вы хотите сказать, что если где-то нарушался один канон, то значит можно нарушать в все остальные? Потрясающе! Это прорыв в юриспруденции - новое "прецедентное право"! )))

Агапит 20.04.2013 в 09:52:46

>>//В будни в настоящее время почти повсеместно Утреня, даже и полиелейная, действительно совершается утром, перед Литургией.//
Перед восходом солнца?! Я такого нигде не видел. А после восхода солнца утреню по Уставу служить нельзя.>>
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да, в Балашихинском благочинии например. И батьки абсолютно никакие не модернисты, живут как все. В Воронеже тоже сплошь и рядом, потому что удобно. По Москве специально не смотрел.
Насчёт Устава и восхода солнца... так и священник по уставам не должен быть моложе 30 лет, и много чего ещё...

Николай (Москва) 20.04.2013 в 07:57:27

//В будни в настоящее время почти повсеместно Утреня, даже и полиелейная, действительно совершается утром, перед Литургией.//
Перед восходом солнца?! Я такого нигде не видел. А после восхода солнца утреню по Уставу служить нельзя.

Агапит 19.04.2013 в 21:02:14

Игорь 14/04/2013 в 18:31:06
>>До революции утреня служилась с утра.>>
----------------------------------------------------------------------------
Вспомнился чеховский "Архиерей". Там описывается Всенощная под Вербное Воскресенье, а на следующий день главный герой служил (только) Литургию в городском соборе. Так что всё было как и сейчас. В будни в настоящее время почти повсеместно Утреня, даже и полиелейная, действительно совершается утром, перед Литургией.

Николай (Москва) 18.04.2013 в 19:50:59

Весь вопрос: верите ли вы Преданию Церкви или считаете его лживым. Вот и все. А протестантские штучки не надо рекламировать ) , мы это уже проходили.

Николай С. 18.04.2013 в 15:45:05

Не хочется быть спорщиком о то, о чём лучше не нужно и нельзя спорить. Конечно же, я знаю, что святой евангелист Лука - это первый век. Но предание о том,что он был первым иконописцем - совсем не первый век, и даже не второй, не третий и не четвёртый...

Николай (Москва) 17.04.2013 в 10:53:39

Это первый век по Рождестве Христовом.

Николай С. 17.04.2013 в 10:48:56

Николаю из Москвы.
Напомните, пожалуйста, если Вы в теме. Николай, простите, - ничего личного.

Николай (Москва) 17.04.2013 в 10:23:41

"К концу третьего столетия стали появляться храмы и иконы."
Первые иконы были написаны ап.Лукой. А первые храмы - в римских катакомбах. Напомнить вам какой это век?

Николай С. 17.04.2013 в 09:59:42

Николай Каверин, конечно же, прав. Нельзя вернуться в детство, хотя очень хочется со взрослым-то умом. Не получится. Невозможно сейчас служить Литургию в еврейской синагоге («училище некоего Тиранна»).
Обновленцы хотят зафиксировать некий понравившийся им момент из богослужения и церковной жизни третьего века по Рождестве Христовом. Любой историк, обратившийся к скудным источникам по истории Церкви того периода (конкретно, к литургике), опустит руки перед практически полным отсутствием информации. Христиане гонимой Церкви хранили свои тайны. Литургию служили по ночам на христианских кладбищах-киметериях. К концу третьего столетия стали появляться храмы и иконы. Вот и всё, что мы знаем о богослужении той эпохи. Об открытом алтаре в середине арианского храма в Тире известно только из Евсевия Кесарийского. Может быть, у обновленческого епископа Антонина (Грановского), о. Шмемана и ныне здравствующего о. Кочеткова была более точная информация?
P.S. Николаю Каверину. Зачем лягнули старообрядчество? Вам оно надо?

Марина 16.04.2013 в 14:43:14

Реформирование традиционного православного богослужения нужно только нашим "богословам"-обновленцам. Упаси Господь кого-либо осудить, но мне кажется реформаторы страдают гордыней, их совсем не интересуют верующие и даже неофиты. Тут больше желания настоять на своем, показать свою значимость. А антихристианская направленность их деятельности понятно от кого. "Ты не такой как все, ты должен прославиться, ты спаситель православия...." - так примерно в левом ушке свербит! Вот они и стараются!

диакон Владимир 16.04.2013 в 11:43:11

Решил изучать букву Типикона о совершении Преждеосвещенной литургии. Докладываю обобщенные выводы:
1. Расход после 6 часа в среду бывает до часа девятого в тех обителях, где братия постится до среды. Затем вечерня, изобразительны, Литургия. После совершенного отпуста Великое Повечерье, совершаемое так, чтобы успеть до сумрака.
2. В пяток после шестого часа расхода не бывает, абие 9 час, вечерня, изобразительны, Литургия. По 9 часе Великое Повечерье.
3. В приходских храмах после 6 часа расхода не бывает.
Сведения сии разрознены, находятся в разных частях Типикона. Аще кто разобрался с Типиконом подробнее, чем это удалось мне, сообщите - очень интересно.

Николай (Москва) 16.04.2013 в 11:10:15

Ирине Фр.
//Устав - он для кого писан? Для сверхчеловеков, что ли?//
Вы знаете в каком веке было положено начало Иерусалимскому Типикону? Или вы может хотите себя сравнить с монахами VI века? Почитайте Лествицу прп.Иоанна Лествичника и попробуйте себя сравнить с теми подвижниками.

Николай (Москва) 16.04.2013 в 07:34:28

Ross Ioann
«Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник: то, сколько бы ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: аще кто Церковь преслушает, сказал Он, буди тебе якоже язычник и мытарь» (сщмч.Киприан Карфагенский).

Ross Ioann 16.04.2013 в 01:00:02

сельскому бригадиру.
...и это называлось стоянием Марии Египетской и до ночи стояли и был путь приблизится к её подвигу и благодати приобщится и стояли и сей час стоят
...вот у староверов чему поучится, таинств нет причастия нет а подвиг несут и терпят, может их поганычь не трогает...
...а устав как хранят за букву глаза выцарапают... видно для того хранит их Господь чтобы нам в укор как за Веру стоять надо..
Спаси вас ГОСПОДИ что вы есть православные.

Сельскiй бригадиръ 15.04.2013 в 23:39:04

На этой 5-й седмице Великого поста читается полностью Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Читается за этой службой и житие прп. Марии Египетской. Очень духовноназидающая покаянная служба, которая бывает только раз в год. По давней традиции утреня с этой уникальной службой "Стояния Марии Египетской" совершается в среду вечером. Храмы в этот вечер все переполнены молящимися.
Но "ревнители" обновленческого возрождения (например, в белгородской епархии и в иных местах) умудряются соблюсти и здесь букву Типикона и совершают эту удивительную покаянную службу (утреню) в четверг утром В АБСОЛЮТНО ПУСТЫХ ХРАМАХ!

Ирина Фр. 15.04.2013 в 23:37:16

Николаю (Москва).
Интересно также узнать, на каких таких древних отцов взирал с изумлением не кто нибудь, а сам... Иоанн Лествичник?

Ирина Фр. 15.04.2013 в 23:30:04

Николаю (Москва).
 ///Прп.Иоанн Лествичник писал, что пытаться повторить подвиг древних отцов - это безумие///
Эту фразу Вы высказали по поводу невкушения пищи до вечера. Однако ж именно так, до астрономического вечера, до первой звезды мы постимся во все сочельники - и в Рождественский, и в Крещенский. И ничего. Никакого безумия)))
Знаю даму 79-ти лет, которая в этот, нынешний Великий пост впервые поела в среду первой седмицы. Она прочитала, что так полагается по уставу, и сделала, как надо. Впервые в жизни. И ничего. Устав - он для кого писан? Для сверхчеловеков, что ли? Или, может Церковь нам вреда желает?

Ross Ioann 15.04.2013 в 23:05:34

В одном храме Ивановской губернии застал еще дореволюционную традицию вечером утреня служилась только в составе всенощного бдения, славословная утреня служилась утром, был перерыв после утреней и 1го часа прихожане читали правило к причастию исповедались, священник совершал проскомидию всё не спеша, после часы и литургия, долго, но для этого туда люди и шли день посвятить Богу. Сейчас такого нет, все бегут, торопятся куда только...

Николай (Москва) 15.04.2013 в 22:32:13

Ross Ioann
Прп.Иоанн Лествичник писал, что пытаться повторить подвиг древних отцов - это безумие. Для нас благом является только лишь подивиться этому.

Ross Ioann 15.04.2013 в 22:22:22

Литургия преждеосвященных Даров - обратите внимание на название ...прежде.., дары были освящены прежде, а это просто Чин причастия преждеосвященными дарами по старым обычаям в среду и пятницу. Православные не вкушали пищи до захода солнца или до первой звезды, прежде вкушения они причащались и только потом вкушали пищу. Дай Господи и нам такоже навыкнуть. Спаси вас Господи.

Николай (Москва) 15.04.2013 в 22:01:27

Ирине Фр.
""Только утром" - совершается Евхаристия."
- почему это? В Типиконе есть случаи, когда и литургии Василия Великого и Златоуста начинаются именно вечерней. И что? Может тоже в 6 часов вечера их послужить? Для разнообразия так сказать? Никогда на Руси вечером литургии не служились - это самый настоящий модернизм. Литургию нужно совершать только утром, причем до 12 часов дня. Но, в тех случаях, когда литургия начинается вечерней, то можно чуть после 12, но не позже 15 часов - 9-й час по времени Типикона. Так как вечерня служится сразу после службы 9 го часа. А в 18.00 уже по Уставу полагается повечерие, а никакая не вечерня и тем более литургия. В установившейся практике же все литургии служатся до 12.00.

Ирина Фр. 15.04.2013 в 21:24:23

Сергiю.
Зря вы так свысока про обеденный стол))) Есть люди, - их большинство, - у которых жизнь делится на религиозные какие-то действия и на всё остальное, на нормальную жизнь))). У таких "стол" и молитва никак не друг от друга не зависят (от нихже первый есмь аз). А раньше было не так. У монашествующих и сейчас не так. У них трапеза полностью зависима от суточного круга. Если предложить кому-нибудь из них чайку после полунощницы - ни за что компанию не составит. Раньше литургия обедней назвалась. Вначале обедня, и только потом обед. А на стол никогда ногами не вставали, и называли его "Божья ладонь".

Ирина Фр. 15.04.2013 в 20:42:47

Николаю (Москва).
///Вообще, литургию (не важно какую) служить вечером - это католическая традиция. В Православии по традиции литургия совершается только утром///
"Только утром" - совершается Евхаристия. На Преждеосвященной мы причащаемся вне Евхаристии. Вечером такую литургию служили во многие времена и во многих местах. И это логично, ведь ПЛ соединяется с вечерней. А корень слова "вечерня" - "вечер")))
Вечерня и ПЛ были перенесены на первую половину дня, чтобы людям не поститься до вечера. Или, по крайней мере, до 2-3-х часов дня, ведь именно в это время служить вечерню и ПЛ было бы наиболее логично. Обо всем этом написано в обсуждаемой статье.
Автор, к слову, ничего не имеет против ЛПД вечером. Мы обсуждаем здесь другое - удивительное послабление поста перед причастием на ЛПД, перенесенной на вечер. И перспективы этого "многополезного" гуманистического нововведения.

Светлана 15.04.2013 в 17:04:11

Николай, совершенно с Вами согласна. Такой традиции, служить вечером литургию, на Руси никогда не было, то что сейчас это вводится на ура даже в уважаемых монастырях - удивляет... Вот уж истинно всеми правдами или неправдами нас загоняют в религию будущего, по словам Серафима Роуза.

Николай (Москва) 15.04.2013 в 15:40:07

Вообще, литургию (не важно какую) служить вечером - это католическая традиция. В Православии по традиции литургия совершается только утром. А что было в древности - то было в древности. В Церкви такой традиции вечерних литургий нет и уже не много лет, а веков. А на Руси вообще такого никогда не было.

Сергій 15.04.2013 в 15:31:00

Однажды, когда я только готовился принять Святое Крещение, и мне довелось услышать восторженные слова о некоем батюшке, который стал служить “как положено”: утреню – утром, вечерню – вечером. Службы шли быстро, а потом все садились трапезничать... В ту пору мне казалось, что такое “гастрономическое” Православие и есть подлинное Православие. Однако Господь судил иначе. Я стал прихожанином другого храма. Странная зависимость, с которой потом не раз приходилось сталкиваться: чем сильнее желание вернуться к тому “как положено”, тем большую роль вдруг начинает играть обеденный стол.

Светлана 15.04.2013 в 12:29:33

Несколько слов из истории литургии преждеосвященных даров вечером можно найти на следующем сайте. http://www.e-vestnik.ru/history/liturgiya_prezhdeosvyashchennyh_darov_4558/
Часто цитируемое постановление синода 1969 года было сделано по представлению митрополита Сурожского Антония (Блюма). Еретическая направленность его богословия много раз рассматривалась на этом сайте. И как всегда по просьбе трудящихся.
Интересна оценка, кто принял бы эту литургию. В 1969 году на заседании Священного Синода обсуждался вопрос о совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером. Поводом стало обращение к Святейшему Патриарху митрополита Сурожского Антония, который, «прежде чем поставить … этот вопрос… совершил … несколько Преждеосвященных литургий по вечерам». «Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых», — писал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. Предлагаем вашему вниманию выдержку из протокола заседания, где на основании высказываний Преосвященных и исторической справки по вопросу причащения Святых Таин натощак, было принято постановление.
Но так как Антоний Блюм никогда ничего не делал просто так, то это был пробный шар в сторону разрушения литургической традиции и приведения ее к католическому образцу. Синод принял такую практику под давлением в западных странах, но на территории СССР такие вечерние литургии не совершались до 2000 года. Так что по-моему ясно для чего такое "возвращение к традициям": приучить верующих к другой литургической практике и попранию собственных традиций, то есть как раз это и есть строительство Кремля эпохи Ивана Калиты.

Василий Иванович 15.04.2013 в 11:29:36

Расписание Богослужений:
По благословению владыки Сергия Великим постом 2013 года по средам Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером. В 16-00 будет служиться повечерие и утреня, а в 18-30 - вечерня с Литургией Преждеосвященных даров.
Желающим причаститься будет необходимо выдержать шестичасовой евхаристический пост, т.е. ничего не есть и не пить, начиная с 12-30 часов этого дня.
Утренние богослужения в среду и пятницу, включающие вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров, состоятся в обычном порядке согласно расписанию.
Таким образом, по средам в нашем храме будут совершаться две Литургии Преждеосвященных Даров - утренняя и вечерняя.
http://www.trinitychurch.ru/

Сельскiй бригадиръ 15.04.2013 в 00:40:17

Светлане.
@литургия преждеосвященных даров после 18 часов уже не относится к среде, а к четвергу@
Так ведь и литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая УТРОМ в среду, относится уже к четвергу, ибо она начинается с вечерни следующего дня (на вечерни поются стихиры четверга, а не среды, независимо от того, когда ЛПД совершается: утром или вечером)..

Светлана 15.04.2013 в 00:36:04

Очень интересная статья. Но вопрос о том к какому дню относится литургия преждеосвященных даров, заданный Ириной, абсолютно правильный.
После 18 часов начинается по церковному исчислению суток следующий день, то есть четверг. И если мы служим литургию после 18 часов, то это уже не среда, а четверг. То ни о какой литургии преждеосвященных даров в среду говорить не приходится, идет литургия преждеосвященных даров в четверг, что ни какой традиции не соответствует. Как впрочем и ночная литургия с 31 Декабря на 1 Января, которая практикуется, непонятно почему в некоторых наших монастырях. Эта литургия подчеркивает важность этой ночи!!! Но с Церковной точки зрения эта ночь не является ничем примечательной и довод, что таким образом спасаются люди от пьянства не состоятелен. Просто вводится новая традиция, которая подготавливает людей к переходу на Григорианский календарь, под предлогом борьбы с пьянством. Люди празднуют специальной литургией новолетие по григорианскому календарю и за одно день рождения папы римского Сильвестра. Так и литургия преждеосвященных даров после 18 часов уже не относится к среде, а к четвергу, то есть ко дню когда такая литургия не должна совершатся (за некоторыми исключениями). То есть тоже идет попытка изменить традицию, вместо одного дня протаскивается другой день недели. Все это вызывает недоумение....

Ирина Фр. 15.04.2013 в 00:19:47

Ну, что ж, предлагаю городу и миру воспринять новый, совершенно новый богослужебный великопостный круг.
Внимание! Утреня, часы, изобразительны, вечерня с Преждеосвященной литургией, повечерие, утреня, вечерня с Преждеосвященной литургией.
Творчество, однако. Креатифф.
Господи, помилуй! Святителю Григорие Двоеслове, моли Бога о нас!

Сельскiй бригадиръ 14.04.2013 в 23:43:45

Ну это же элементарно, Ватсон! Ирина!
Вот суточный круг великопостного богослужения:
утреня,
часы (1-й,3-й,6-й,9-й),
изобразительны,
вечерня, переходящая в Преждеосвященную литургию (среда и пятница),
повечерие.

Ирина Фр. 14.04.2013 в 23:33:52

Благодарю Вас, многочтимый сельский бригадир! Не зря, значит, тревожилось мое малограмотное скудоумие...
А не могли бы Вы высказаться поподробнее насчет самого зубодробительного, на мой взгляд, нонсенса - вначале утреня, а потом вечерня?

Сельскiй бригадиръ 14.04.2013 в 23:02:14

Дорогая Ирина!
Конечно, служение в один день 2 Преждеосвященные литургии – это, мягко говоря, пастырская (или архипастырская) безграмотность. Или только утром, или только вечером.
Вечерня Преждеосвященной литургии относится уже к следующему календарному дню: если Литургия Преждеосвященных Даров служится в среду, то стихиры на «Господи, воззвах» на вечерне берутся уже из службы Минеи следующего дня, т.е. четверга.
И как верно отметил в своей статье известный миссиофоб Н.Каверин, совершенно непонятно, откуда берется промежуток времени в 6 часов для евхаристического поста.
С уважением, с.б.

Ирина Фр. 14.04.2013 в 22:23:42

Слава Богу, что БО заговорил о Преждеосвященной литургии в вечернее время! Очень надеюсь на квалифицированные комментарии к ситуации. Предлагаю вниманию читателей БО объявление о расписании богослужений.
Итак, объявление. Имена из него убираю:
"По благословению владыки... Великим постом 2013 года по средам Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером. В 16-00 будет служиться повечерие и утреня, а в 18-30 - вечерня с Литургией Преждеосвященных даров. Желающим причаститься будет необходимо выдержать шестичасовой евхаристический пост, т.е. ничего не есть и не пить, начиная с 12-30 часов этого дня. Утренние богослужения в среду..., включающие вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров, состоятся в обычном порядке согласно расписанию. Таким образом, по средам в нашем храме будут совершаться две Литургии Преждеосвященных Даров - утренняя и вечерняя."
Конечно же, я обращалась к священнику храма (владыка-настоятель для простых смертных недоступен) с вопросом: как это - вечерня после утрени? Да еще вторая за день? К какому дню относится эта вторая вечерня? Или это ничего, что она вторая, ведь читают же в храмах часы еще раз, если служатся две или три литургии? Меня мягко повернули за плечи и ответствовали - иди-иди, все хорошо, все правильно, не волнуйся.
Может ли кто-нибудь объяснить мои недоумения? Они, к сожалению, никуда не девались, несмотря на ласковый ответ.

поп Алексий 14.04.2013 в 22:23:14

До революции действительно утреня с утра служилась - но во сколько? Утро (летом особенно) в большинстве регионов России очень рано начиналось - в 3 - 4 часа. Сейчас в это время многие спать ложатся. А раньше - в 22.00 уже большинство народа помолившись отдыхали от дневных трудов. И телевизора у них не было - в отличие от наших современников

Ирина Фр. 14.04.2013 в 21:55:04

Игорю.
В статье Н. Каверина (спаси его Господь!) относительно утрени с утра говорится резонная вещь - про то, что утрени бывают разной длительности по времени. Канон святому или празднику может быть поем (в смысле петься) на 6, а может на 12-14 тропарей. Выходит, что придется начинать утреню в разное время. Или заканчивать в разное, и соответственно начинать в разное время литургию. Или сокращать уставное количество тропарей, чтобы уложиться в назначенное для утрени время. На практике преобладает последний вариант. Только чего ж в нем хорошего?

Сельскiй бригадиръ 14.04.2013 в 19:16:57

Игорю.
@До революции утреня служилась с утра@.
А до Синодального периода, начавшегося в 18-м веке, в России служили преимущественно по Иерусалимскому уставу, предполагающему Всенощные бдения, в состав которых входила и утреня вечером. Так как во Всенощном бдении вечерня закономерно (по времени суток) переходила в утреню, то, с сокращением этой службы, утреня плавно перешла на вечер. Так возник тот чин совершения утрени вечером, которым мы пользуемся ныне.

р.б.Сергий 14.04.2013 в 18:58:26

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон Николаю Каверину за анализ и мониторинг складывающейся богослужебной практики, а по поводу заявления одного митрополита - "По плодам их, узнаете их..." . Не родится от худого дерева плод добрый - (http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=36348) "Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой..." (Мк.,8,15)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Игорь 14.04.2013 в 18:31:06

До революции утреня служилась с утра.

Лариса В. 14.04.2013 в 09:15:20

Нельзя "подстраивать наше богослужение ради недавно появившихся в храме неофитов, или ради случайно зашедших прохожих – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей". Как "реформаторам" хочется свернуть православный люд с узкой тропинки на широкую дорогу. Да, идти по ней удобно. но куда??? :))

Николай Александрович 14.04.2013 в 09:08:30

Прекрасная статья! Спаси Бог автора! Очень точно выражено то, что давно уже чувствовалось и вызревало в сознании: - Квинтэссенция модернизма выражена не в бровь, а в глаз:
«Призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно и определенные антихристианские цели).»
И ещё точные слова:
«Служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу»; «В русской литургической практике важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся.»

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс