Богородица

Актуальные статьи

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

6.10.2014

 

Одной из опасностей, которая подстерегает православных христиан, в особенности «церковных интеллектуалов», является то, что, стремясь к чистоте догматического учения, многие у нас забывают о таком разделе богословия, как богословие нравственное. Приходится сталкиваться с тем, что некоторые не только вольнодумствующие церковные деятели, но иногда даже те, кто претендует на строгую ортодоксальность, проповедуют некий либерализм по отношению к традиционным нравственным ценностям, в частности, к патриотизму. Причем делают это они, нередко опираясь на вырванные из контекста цитаты Святых Отцов.

Имя убиенного священника Даниила Сысоева, яркого миссионера, известно многим. Немногим известно то, что он стал основателем нового учения, так называемого уранополитизма (небесного гражданства), приверженцы которого противопоставляют себя патриотам.

В статье «Патриотизм и христианство – внутреннее противоречие» о. Даниил писал: «...Не заповеданный Богом патриотизм как служение стране не требуется христианину, вовсе не помогает ему идти к Богу, не учит любви ко всем людям безразлично какого государства они подданные»[1]. Еще более немногие знают, что он в статье «Вторая Мировая война и честность»[2] выступил с апологией предателя генерала Власова, хоть и не одобрил его союз с Гитлером, заявив, что «согласно Библии государственная измена не включена в список грехов. Так что обвинять Власова в предательстве с точки зрения Библии не правомерно». В обоих заявлениях о. Даниил оказался в явном противоречии с позицией Русской Православной Церкви. Изменников Родины она анафемствовала на Архиерейском Соборе 1943 года[3], а на Архиерейском Соборе 2000 года были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в коих патриотизм рассматривается как один «из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему»[4].

О. Даниил не согласился с решениями обоих Соборов. Про его несогласие с Собором 1943 года я уже писал в статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма». С Собором 2000 года о. Даниил тоже не согласился: «Положительная оценка патриотизма в основах социальной концепции Русской Православной Церкви объясняется так: Когда документ составлялся – “нац. возрождение” еще врагом Православия не было, и опасным соответственно тоже. ОСК [Основы социальной концепции РПЦ] в этом пункте крайне нетрадиционный документ. Наряду с явным исповеданием уранополитизма там есть странные и не основанные на Откровении требования к христианам, которые, будучи применены буквально, должны привести к массовой деканонизации святых (уж трех святителей точно)»[5].Т.е., получается, что «Основы социальной концепции РПЦ», по о. Даниилу Сысоеву, противоречат святоотеческому учению. Во всяком случае, тому, чему учили три Святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И что произошло в России, в котором национальное возрождение в 2000-м году еще не было врагом Православия, а в 2009-м – стало, остается только догадываться.

На мой взгляд, о. Даниил Сысоев неправильно понимал Святых Отцов, выдавая их цитаты, вырванные из контекста, как антипатриотические. Так, например, против патриотов о. Даниил Сысоев приводит следующий отрывок из «Слова 33» св. Григория Богослова: «У всех одно отечество – горний Иерусалим, в котором скрыта жизнь наша. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее, – это прах, а если на высшее, – это дыхание, к которому мы стали сопричастны, которое заповедано нам хранить и с которым должно предстать на Суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Поэтому всякий благороден, кто сохранил это дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу, и всякий не благороден, кто осквернил его пороком и принял на себя чужой образ – образ Дракона. Земные же эти отечества и породы суть только забава нашей временной жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый украл или насилием, или собственным бедствием и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями»[6].

По мнению уранополитов, сия цитата прямо опровергает патриотизм, любовь к Отечеству земному, поскольку св. Григорий довольно четко говорит, что у всех только «одно отечество – горний Иерусалим» (недаром сама заметка, в которой о. Даниил приводит эту цитату, называется «Уранополитизм или патриотизм»). Однако в другом «Слове», обращаясь к правителю Геллению, св. Григорий говорит нечто иное: «Вифлеем стал между первыми городами; и моему малому граду дано быть новым Вифлеемом. Тот славен был рождением Христовым; а мой славен Христовыми друзьями. Такой в моей стране воссиявает пред тобою новый сонм, подобный тому, какой произвела Армения – ваше отечество, страна, украшающаяся добрыми сынами, как многим превосходящая другие страны, так особенно славная тем, что в ней много не познавших уз супружества!» («Слово 21. Увещательное послание к Геллению, о монахах»). Итак, мы видим, что св. Григорий на самом деле дорожит своим родным малым городом, прославляя его, сравнивая его с Вифлеемом, и также прославляет отечество своего адресата, славное многим, и особенно – благочестивыми монахами. А ведь следуя логике уранополитов, превратно понимающих цитату из «Слова 33», можно вполне заключить, что на самом деле у св. Григория с Геллением (и вообще со всеми людьми) только одно отечество – горний Иерусалим и потому нет повода прославлять оба земных отечества.

Также замечательно «Письмо к Софронию 26. К нему же (108)», в котором святитель просит покровительства Евдоскию, сыну ритора Евдоксия: «Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина. Ее почтил ты, правда, блистательностью своей жизни во всех отношениях; но почтишь и еще, если теперь уважишь меня, вняв моей просьбе. В чем же моя просьба? Без сомнения, ты знаешь красноречивейшего в нашем отечестве ритора Евдоксия. Его-то сын, скажу коротко, другой Евдоксий, и по жизни и по дару слова, предстает теперь перед тобой. Поэтому чтобы сделаться тебе еще более именитым, будь благосклонен к сему человеку в чем ни попросит он твоего покровительства. Ибо стыдно тебе, когда ты стал общим покровителем своего отечества и многим оказал уже благодеяния, присовокуплю, что и еще многим окажешь, не почтить преимущественно перед всеми того, кто превосходит всех даром слова, не почтить и самого красноречия, которое, если не по другому чему, то потому уже, что оно справедливо восхваляет твои добродетели». Это несколько расходится с его же словами о том, что земные отечества «суть только забава нашей временной жизни и лицедейства», и уж тем более противоречит словам о. Даниила о том, что «Писание и Предание (то, чему учили все, всегда и повсеместно) не признает в принципе двойной Родины у христиан. У нас есть одна Родина – небо, и есть гостиница, где мы сейчас странствуем», сказанных в его статье «О словах святителя Филарета» (другое название его статьи – «Святитель Филарет» в книге «Гражданин неба» – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011, см. стр.62), равно как и другим словам о. Даниила, сказанным в комментарии к собственной статье в ЖЖ «Патриотизм и заповеди – 1»: «Я люблю мать мою, Анну Мидхатовну, еще больше люблю Пречистую Богородицу, но из этого никак не вырастает любовь к абстракции “родине”». Как видим, для св. Григория понятие Родины не было абстрацией. Надеюсь, читатель понял, что под определение «общая матерь» никак не подходит Небесное Отечество?

Так в чем же причина противоречий у святителя Григория Богослова? Я прочитал «Слово 33» целиком[7] и понял, что процитированный о.Даниилом отрывок из него (вырванный из контекста) не имеет абсолютно никакого отношения к полемике с патриотизмом. Слово это направлено против ариан, которые, кстати, не отличались большим патриотизмом (судя по «Слову 33» св. Григория, ариане охотно использовали против своих православных соотечественников враждующих с Византией «варваров»).

В этом «Слове» св. Григорий говорит о себе: «... я – человек малый, имеющий незнатное отечество ...».

Так какое «незнатное отечество» было у гражданина великой Империи? Причем отечество отличное от отечества ариан (тоже граждан Византии), с которыми полемизирует св. Григорий? На самом деле под незнатным отечеством св. Григорий имел ввиду не Византию, а малую родину. И даже, судя по всему, не Каппадокию (область), а город, в котором он сам жил:

«Говорят, у тебя город мал, и не город, а пустое, скучное и малолюдное селение. Но если это худо, наилучший, то здесь я более пострадал, нежели сам действовал. И ежели терплю не по своей воле, то я несчастен (пусть это будет сказано), а ежели терплю добровольно, то я философ. Что ж это за обвинение, ежели никто не порицает дельфина за то, что живет не на суше, и вола за то, что водится не в море, и угря за то, что он животное земноводное? – А у нас, говоришь, есть стены, и зрелища, и конские ристалища и царские дворцы, красота и величие портиков..., многолюдное торжище, волнующийся народ, похваляемое собрание мужей благородных. Но почему не говоришь о выгодах местоположения, о том, что суша и море как бы спорят друг с другом, кому из них больше принадлежит город, и своими дарами обогащают этого царя городов?... А меня вводил в заблуждение Самуилов Армафем (1Цар. 1:1) – это малое отечество великого, вводил тем, что не обесчестил собой пророка и стал знаменитым не столько сам по себе, сколько через него, не послужил ему препятствием и быть посвященным Богу до рождения, и пророчествовать, провидя задолго перед тем (Ис. 41:26), даже не это одно, но помазывать царей и священников и судить, тех, которые происходили из знатных городов...»[8].

Но главное даже не этом. Главное в том, что под словом «отечество» св. Григорий подразумевает территорию, землю, а не народ, на ней проживающий. Даже в Священном Писании у слова «отечество» – два значения. Первое – это место, в котором ты родился или живешь – «земля отцов». Второе народ, племя: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:14–15). Если кто-то не понял, пусть посмотрит толкование бл. Феофилакта Болгарского. Между тем, для патриотов на первом месте стоит народ, а не территория.

Следует указать еще на очень важные слова в том же отрывке, что цитирует о. Даниил. Процитирую более полно: «Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями; и благородным родом называется или издавна богатый, или недавно разбогатевший, напротив, неблагородным – который ведет начало от родителей, или по несчастию, или по любви к справедливости, бедных. Ибо можно ли назвать издревле благородным, что частью начинается ныне, а частью разрушается, и одним не дается, а другим приписывается?»

Итак, о чем же речь в этом отрывке? Св. Григорий говорит о том, что на самом деле неважно, из какого отечества (знатного или незнатного), из какой малой родины происходит тот или иной человек. Судя по всему, оппоненты великого каппадокийца попрекали его тем, что он – провинциал (Каппадокия – все-таки провинция, т.е. «незнатное отечество» по сравнению с тем же Константинополем). И в наши дни в России некоторые столичные жители задирают нос перед провинциалами. Очевидно, что в этой цитате утверждается именно равенство перед Богом провинциалов и тех, кто родом из Нового Рима, т.к. Небесное Отечество у них одно. Для большей наглядности тут же св. Григорий говорит о том, что нет разницы между представителями знатных родов и бедняками. Впрочем, если бы даже речь шла об отечестве, как другой стране, а не области одной и той же Империи, то суть от этого бы не менялась: гордиться тем, что ты принадлежишь великому народу и задирать нос перед тем, кто принадлежит к народу «незнатному» – вовсе не патриотизм, а обычное чванство. Есть люди, которые даже свою принадлежность к Церкви используют как повод для чванства.

Аналогичным же образом о. Даниил цитирует и св. Василия Великого, точнее, его слова, переданные все тем же св. Григорием Богословом. Я имею в виду параграф «Патриотизм – понятие православное или языческое?»[9] из работы «Секты и ереси, паразитирующие на Православии». Как я понял, это – более ранняя работа о. Даниила, в которой он вроде бы не отрицал патриотизм вообще, а осудил только «горделиво-языческий псевдопатриотизм», хотя кое-какие уранополитические нотки звучат и здесь. О. Даниил пишет:

«Многие ли сейчас смогут вместе со св. Василием Великим повторить гонителям: “Как вы можете сослать меня в ссылку, когда у меня нет отечества, и везде я странник и пришелец, а всякое место находится под владычеством Божиим”»[10].

У cв. Григория звучит несколько иначе: «Изгнания не знаю, потому что не связан никаким местом, и то, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я пресельником и пришлецем (Пс. 38, 13)»[11].

У о. Даниила стоит «отечество», а у св. Григория «место». Согласен, что на самом деле это одно и то же, если под отечеством подразумевать исключительно территорию, место. Но патриотизм, как я уже сказал выше, имеет в виду как не столько территорию, сколько народ, ее населяющий. (Лично для меня патриотизм – это прежде всего любовь к народу моей страны – России). Для св. Василия отечество или «место» – это либо Каппадокия, входящая в состав Византии, либо конкретное селение, где он жил (Кесария Каппадокийская), а не народ Византии. Тут речь идет совсем о другом. Процитируем отрывок полнее: «Тогда правитель пришел в волнение, сильнее воскипел гневом, встал с своего места, и начал говорить с Василием суровее прежнего. – Что же, – сказал он, – разве не боишься ты власти? – Нет, что ни будет, и чего ни потерплю. – Даже хотя бы потерпел ты и одно из многого, что состоит в моей воле? – Что же такое? объясни мне это. – Отнятие имущества, изгнание, истязание, смерть. – Ежели можешь, угрожай иным, а это ни мало нас не трогает. – Как же это, и почему? – спросил правитель. – Потому, – отвечает Василий, что не подлежит описанию имуществ, кто ничего у себя не имеет, разве потребуешь от меня и этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоять все мои пожитки. Изгнания не знаю, потому что не связан никаким местом, и то, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я пресельником и пришлецем (Пс. 38, 13). А истязания что возьмут, когда нет у меня и тела, разве разумеешь первый удар, в котором одном ты и властен? Смерть же для меня благодетельна: она скорее препошлет к Богу, для Которого живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер, и к Которому давно поспешаю»[12].

Как видно из текста, речь идет о том, что за правду истинный подвижник готов претерпеть и лишение имущества, и изгнание и даже самую смерть. Среди подлинных патриотов мы можем назвать немало имен, к которым это тоже вполне подходит. К примеру, генерал Деникин умер отнюдь не в России, но между тем он оставался русским патриотом. И христианином.

Третий святитель, также причисленный уранополитами к своим единомышленникам, – св. Иоанн Златоуст. У него действительно много цитат о Небесном отечестве, и уранополиты цитируют его очень часто. Но на самом деле там та же ситуация, что и с прочими Святыми Отцами, у коих есть «уранополитические» мысли о Небесном Отечестве (вполне разделяемые христианами-патриотами). На мой взгляд, мировоззрение святителя на самом деле в корне противоречит уранополитизму.

Дело в том, уранополиты, выступая против патриотов, нередко утверждают, что те делят людей на «своих» и «чужих». Это обвинение несправедливо. То, что мой народ мне ближе, еще не значит, что остальные – чужие. Ведь и моя родная сестра или жена мне ближе, чем соседка, и заботиться я должен в первую очередь о своей семье. Означает ли это, что я делю людей на «своих» и «чужих? А вот уранополиты, утверждающие вроде бы правильную мысль о том, что духовное родство важнее кровного, действительно грешат таким вот делением. Вот что писал основатель идеологии уранополитизма о. Даниил Сысоев в статье «Жизнь в памяти смертной»: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие...»[13].

По-моему, Господь дал нам не совсем тот критерий, о котором говорит о. Даниил Сысоев, и Златоуст это вполне подтверждает. Всем известна притча о милосердном самарянине. Св. Иоанн Златоуст приводит её в своем «Слове о проклятии» и присовокупляет к ней: «Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым»[14]. Т.е., самарянин, по справедливому замечанию св. Иоанна Златоуста, вовсе не был своим по вере. Но именно он, в отличие от «своих по вере» левита и священника, оказался ближним для пострадавшего от разбойников. Притча эта вовсе не обличает патриотов (если мы не имеем в виду крайние, уродливые формы патриотизма), а обличает как раз уранополитов, считающих чужими всех иноверцев. Ближний – это не чужой, даже если он и чуждый по вере. В том же «Слове о проклятии» Златоуст говорит: «Если в притче о девах людей, имевших светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток милосердия (Матф. XXV, 11); то как мы, живущие в совершенной беспечности и немилосердно поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения?». Понятно, что Златоуст вовсе не считал, что милосердие должно распространяться только на единоплеменных, и все же из этих слов можно заключить, что принадлежность к «единому племени» (по нашему – народу, национальности) все же тоже для него кое-что значит, и что немилосердие к единоплеменному особенно отвратительно, даже если единоплеменник – еретик. Вообще в этом «Слове» св. Иоанн Златоуст предостерегает от враждебного отношения к еретикам, чем, на мой взгляд, часто грешат последователи о. Даниила [См. на эту тему мою статью «Лесоповал для коммунистов. О радикальных воззрениях священника Даниила Сысоева»].

В связи с этим я хочу привести слова из толкования преп. Ефрема Сирина на второе послание апостола Павла к фессалоникийцам: «Таким образом он [антихрист] явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно – в церкви Божией. Он не отклоняет (не отклонится) в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять Церковью под личиной истины»[15].

Как видим из сего послания, антихрист будет выдавать себя за борца с ересями. Не смею утверждать, что сие толкование безошибочно, но, во всяком случае, многие Отцы, в т.ч. св. Иоанн Златоуст, толковали это место из послания именно так, что антихрист воцарится именно в Церкви Христовой. Псевдохристианство гораздо страшнее прямого безбожия. Опасно искажение догматов. Но не менее (а может и более) опасна для Церкви подмена нравственных ценностей, когда черное называют белым, а белое – черным. И уранополитизм, выступающий вроде бы за чистоту Православия, на мой взгляд, этим грешит. Разумеется, я ни в коем случае не считаю последователей о. Даниила Сысоева, и уж тем более, его самого, антихристианами, однако налицо одна из подмен.

Идея о Небесном гражданстве у о. Даниила обернулась апологией предательства. Как я уже упомянул в начале этой статьи, в своей статье «Вторая Мировая война и честность» о. Даниил высказался весьма сочувственно о предателе генерале Власове, утверждая, что «согласно Библии государственная измена не включена в список грехов»[16]. Он не одобрил только союз с Гитлером, назвав это ошибкой, само же по предательство не посчитал грехом. По словам о. Даниила Сысоева, ген. Власов «покаялся в своих грехах, причащался и от Бога больше не отрекался» [там же]. Есть такое христианское понятие – «плоды покаяния». В чем плоды покаяния Власова? В предательстве Родины?

То же и о причащении генерала-предателя. Как известно, на Тайной Вечере причастился также и Иуда Искариот. И если Власов действительно причащался (о чем сейчас многие высказывают сомнения) то его причащение не того ли же порядка? Позже в комментариях к своей заметке в ЖЖ «Еще раз два вопроса патриотам» о. Даниил опять говорит о причащении: «Если мы сравним людей, то получить вечную жизнь было легче в РОА, чем в РККА, хотя бы потому, что члены РОА имели возможность причащаться». Здесь о. Даниил повторил мысль урано-политика Алексея Шорникова, высказанную им в комментариях к уже упомянутой статье о. Даниила «2 Мировая война и честность»: «В РОА была возможность жить литургической жизнью. Сам А.Власов участвовал в Богослужении; участвовали и его последователи. А вот в РККА с военными священниками было туго. Исходя из этого, можно сказать, что в РОА спастись было проще, нежели в РККА. И в сем заслуга и А.Власова, который создал для своих солдат условия литургического жития». [Этот Шорников, один из самых активных участников обсуждений статей о. Даниила, прямо высказывал почтительнейшее отношение к предателям. Причем он ни разу не встретил возражений со стороны о. Даниила. О господине Шорникове я подробнее написал в статье, опубликованной на РНЛ, – «Уранополитика господина Плохиша».] Власовскую РОА, действительно, окормляли  православные священники из РПЗЦ, и все же я смею поставить под сомнение то, что предателям было легче получить вечную жизнь.

В связи с этим хочу привести слова еще одного из Отцов Церкви – св. Григория Нисского. В беседе «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» он говорит: «Но иные худо проводят жизнь, они мучители, жестоки произволением, порабощены всякому непотребству, до неистовства раздражительны, готовы на всякое неисцельное зло, разбойники, человекоубийцы, предатели отечества; и что еще преступнее этого, отцеубийцы, матереубийцы, детоубийцы…»[17]. Т.е., как видим из сего текста, предателей отечества он ставит в один ряд с человекоубийцами и разбойниками.

Можно также напомнить 8-е правило св. Григория Чудотворца. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый»[18].

Это правило было создано в связи с событиями Скифской (или Готской) войны – войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мезию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. Как мы знаем, Римская империя в это время была ещё языческой, и речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных. Заметим, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению.

У Святых Отцов мы нигде не встретим оправдания предательству «высокими причинами». И идея Небесного гражданства у них противопоставляется не патриотизму как служению Отечеству, а главным образом привязанностям к личным земным благам, роскоши, богатству и земным утехам. Уранополиты часто цитируют слова апостола Павла: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20) [«Жительство» – здесь το πολιτευμα, отечество, гражданское состояние], противопоставляя их патриотизму. На самом деле это вырвано из контекста. Процитирую полнее: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец – погибель, их бог чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа...» (Флп. 3:18–20). Думаю, что и без толкований ясно, что небесное гражданство противопоставляется здесь отнюдь не патриотам, а неким «врагам креста Христова», чей бог – чрево. Но для пущей убедительности вновь обратимся к Златоусту: «люди чувственные, любящие жизнь и плоть, являются врагами креста; да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста, которым Павел хвалится, который объемлет и с которым он старается тесно соединиться, как это видно из слов его: “Для меня мир распят, и я для мира”“Их”, – говорит, – “бог – чрево”. Потому бог у них – “Станем есть и пить” (1 Кор. 15:32). Видишь ли, как худо удовольствию? У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, лаже не хуже ли их? “И слава их”, – говорит, – “в сраме”… Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: “Наше же жительство – на небесах”»[19].

В том, что Небесное Отечество выше земного, я думаю, нет сомнения у любого христианина. Но значит ли это, что нам следует пренебрегать земным Отечеством? Да, патриотическая идея часто принимает гипертрофированные, уродливые формы, если бы патриотизм подразумевал именно это, то можно было бы согласиться со словами о. Даниила Сысоева: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца»[20]. Только на самом деле истинный патриотизм вовсе не ставит Отечество на место Творца. С ура-патриотизмом следует бороться, но это не значит, что христианин должен отвергать патриотизм в принципе. Отвергая одно заблуждение, не следует впадать в другое, ему противоположное. Что же касается самого основоположника концепции уранополитизма, о. Даниила Сысоева, то неприятие этой концепции, конечно же, не должно нам мешать чтить его миссионерский подвиг и мученическую кончину. Идея же Небесного гражданства сейчас на самом деле очень актуальна, и то, что о. Даниил ее поднял, на самом деле очень хорошо. Только главного врага этой идеи он выбрал совсем не того. Не служение Родине противостоит этой идее сейчас, а служение собственному чреву, привязанность к роскоши и богатству, то, что обличали Святые Отцы, и то, что разъедает сейчас наше общество.



—————————————————————————————————

[1] Патриотизм и христианство – внутреннее противоречие. http://pr-daniil.livejournal.com/52325.html 

[2] 2 Мировая война и честность. http://pr-daniil.livejournal.com/48610.html

[3] Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства. http://www.blagogon.ru/biblio/502/
[4] Основы социальной концепции РПЦ. См. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

[5] Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html

[6] Уранополитизм или патриотизм. http://pr-daniil.livejournal.com/36110.html

[7] Св.Григорий Богослов. Слово 33. Против ариан и о самом себе. http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=33

[8] Св.Григорий Богослов. Слово 33. Против ариан и о самом себе http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=33

[9] Иерей Даниил Сысоев. Секты и ереси, паразитирующие на Православии. Глава «Патриотизм – понятие православное или языческое?» http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=104

[10] Иерей Даниил Сысоев. Секты и ереси, паразитирующие на Православии. Глава «Патриотизм – понятие православное или языческое?» http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=104

[13] Жизнь в памяти смертной. http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html

[14] Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html

[15] Прп. Ефрем Сирин. Толкование на второе послание апостола Павла к фессалоникийцам. Гл. 2, ст. 4. http://www.golden-ship.ru/knigi/7/

[16] 2 Мировая война и честность. http://pr-daniil.livejournal.com/48610.html

[17] Св. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/grig_niss5/

[18] Книга правил. Канонические послания святаго Григория, архиепископа Неокесарийскаго, чудотворца. Правило 8. http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/pravila

[19] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на послание к филиппийцам. Беседа 13. http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk

[20] Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
 
 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Псаломщик 16.12.2014 в 00:51:50

Там же (дабы уранополитики не решиили, что св. Амвросий Медиоланский говорит о небесном отечестве): "129. И такъ ясно, что какъ эти, такъ и другія добродѣтели являются между собой тѣсно связанными. Вѣдь и храбрость, которая или защищаетъ на войнѣ отечество отъ варваровъ, или въ обыденной жизни (domi) вступается за слабыхъ или за товарища (при нападеніяхъ) разбойниковъ, — исполнена справедливости;..."

Псаломщик 16.12.2014 в 00:34:16

CB. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ 127. Справедливость же требуетъ, чтобы мы прежде всего любили (pietas) Бога, затѣмъ отечество, далѣе родныхъ (parentes) и, наконецъ, всѣхъ (остальныхъ) людей. Учительницей въ этомъ случаѣ является сама природа (quae et ipsa secundum naturae est magisterium), такъ какъ съ самаго начала сознательной жизни (ab ineunte aetate), когда (въ еасъ) только что начинаютъ проявляться (infundi) чувства, мы уже любимъ жизнь, какъ даръ Божій, любимъ родственниковъ, а затѣмъ равныхъ намъ (по положенію), съ которыми мы желали бы составить сообщество. Отсюда рождается любовь, которая не ищетъ своего и себѣ предпочитаетъ других, въ которыхъ замѣтно начало справедливости.
ОБЪ ОБЯЗАННОСТЯХЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. ГЛАВА XXVΙΙ http://www.golden-ship.ru/load/tolkovanija_bogoslovie_dokumenty/1572/31-1-0-1943

Псаломщик 18.11.2014 в 20:22:32

Подозреваю, что забаненный вано уже это не прочитает, ну да ладно... Все же хотелось еще добавить штрих к портрету святителя Луки, дабы заградить уста его хулителей:
«Письмо Н.В. Соловьева Г.М. Маленкову
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) Крымский областной комитет 28 октября 1948 г.
Строго секретно
Секретарю Центрального Комитета ВКП(б) товарищу Маленкову Г.М.
В 1946 году в Крым на должность архиепископа Симферопольского и Крымского был прислан Лука. Он же доктор медицинских наук, профессор хирургии Войнов-Ясенецкий. Лука является лауреатом Сталинской премии. По приезде в Крым, Лука развивает энергичную религиозную деятельность, сплачивая вокруг себя все реакционные элементы Крыма. Вся "религиозная" деятельность Луки носит ярко выраженный антисоветский характер. По какой линии идут его проповеди? Лука выступает как открытый противник науки.
В проповеди от 26 февраля 1947 г. он говорил: "Люди науки, искусства — пустые люди, люди тщеславия, самомнения, эгоизма, величия внешнего. Они живут только ради себя".
В своих проповедях неоднократно Лука публично осмеивал материализм материалистов, старался изобразить дело таким образом как будто бы великие ученые Коперник, Пастер, Павлов - это люди не науки, а люди религии и т.д.
В своих проповедях Лука открыто и систематически проповедует сочувствие к царскому самодержавию и ненависть к советскому строю и его руководителям. Вот, например, в той же проповеди от 26 февраля 1947 г. Лука сказал: "Теперь у нас церковь отделена от государства. Это хорошо, что государство не вмешивается в дела церкви, но в прежнее время церковь была в руках правительства, царя, а царь бил глубоко религиозным, он строил церкви, а теперь такого правительства нет. Наше правительство атеистическое, неверующее. Осталась теперь горсточка русских верующих людей и терпят безза­кония других".
В своей проповеди от 7 августа 1948 года в кафедральном соборе города Симферополя Лука говорил: "Правительство теперь не то, что было раньше, его нельзя сравнивать с царем, который был глубоко религиозным и не пропускал ни одной службы, ходил в церковь. Ну, что же, мы находимся в подчинении правительства, мы должны подчиняться ему. Сейчас правительство антихристианское, и мы все должны терпеть"...»
Документы Крымского госархива к биографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (Л.П. КРАВЦОВА) http://www.daark.org.ua/2011-06-07-09-41-55/198-2011-11-03-15-08-25.html
Вот так Святитель "раболепствовал" перед Кесарем. И вместе с тем он оставался патриотом нашего Отечества.

Псаломщик 18.11.2014 в 18:31:16

Ах да, вано говорит о новом витке гонений в 1947-52 гг. А проповедь св. Луки - 1948 год. Что ж, вот исторические факты: "В результате работы органов МГБ по выявлению и аресту антисоветского элемента среди церковников и сектантов за время с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года по Советскому Союзу за активную подрывную деятельность арестовано 1968 человек, из них: православных церковников - 679 человек..."
Про то, сколько было расстреляно, не указано. Не факт, что вообще были расстрелы. А вот оттуда же данные за 1943 (переломный) год - "В 1943 году было арестовано более 1.000 православных священников, из них расстреляно 500 человек". http://www.polemics.ru/articles/?articleID=2411&hideText=0&itemPage=1
Про 1937-38 гг. я вообще молчу... Т.е. новый виток гонений ни шел ни в какое сравнение с тем, что было ранее.

Псаломщик 18.11.2014 в 17:38:15

иванову вано
В одном из комментов Вы заявили, что я уничижительно отношусь к вам, потому что у вас другие взгляды. Это не так. Я умею уважать оппонента. Но к Смердяковым, которые сами себе выставляют оценки "отлично" по знанию Евангелия, уважения у меня нет и не будет. А тем более к людям, которые хулят святых подвижников.
Врачебная практика св. Луки, возможно действительно, расходится с канонами. Но если разобрать действия многих святых людей, то можно уличить в том же. Между прочим, даже любимый Вами о. Даниил Сысоев нарушил каноны, согласно которым в священники положено рукополагать не ранее 30 лет (он был рукоположен в 27). Нисколько не осуждаю его за это. Просто указываю, что строгим любителям канонов следует быть более осторожными с обвинениями.
Если бы св Лука кого-то зарезал во время операции, то он должен быть лишен сана. Но этого не произошло. Значит, Господу был угодны и врачебная практика св. Луки, и его епископство. (Кстати, апостол и евангелист Лука тоже был врачом, и не исключено, что ему тоже приходилось делать какие-то операции с пролитием крови). За свою деятельность святитель Лука получил Сталинскую премию (большие деньги по тем временам) и почти всю ее пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям.
Теперь по поводу его "просоветской проповеди". Никаких дифирамбов Сталину в ней не прозвучало. Конечно, слова о том, что Советское правительство предоставило Церкви полную свободу - мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Но Вы забыли обратить внимание на год - 1948, а не 1937. После 1943 года отношения государства и Церкви поменялись кардинальным образом, и прежде всего благодаря патриотизму РПЦ. Многие епископы и священники были выпущены из лагерей. Государство предоставило пусть не полную свободу, но большие возможности для Церкви. И, кстати, даже в этой просоветской проповеди прозвучало все же: "Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма...". Т.е. все же в главном святитель показал верность Христу.
Сам святитель провел большую часть жизни в заключении. Перед палачами он вел себя мужественно, никогда не отрекался от Христа. Вот фрагмент допроса епископа Луки: «… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния» (из кн. Владимир Лисичкин. Лука, врач возлюбленный. — М.: Издательский совет Русской Православной церкви, 2009).
И не современным смердяковым из теплых кресел обвинять его в служении Кесарю.
От модератора. иванов вано, он же сергеев555, получает бан за хулу на святых Русской Церкви.

иванов вано 18.11.2014 в 13:11:18

прочитайте его книгу «Дух, душа и тело» местами язычество и оккультизм. человек, который написал эту книгу, не Христова Духа. думаю, что сыграла роль его католическое прошлое. http://www.duel.ru/publish/new/lit/klimov/mp07.htm
его канонизация в 2000 году вызывает большие сомнения. согласно канонам - архиепископ не может заниматься одновременно медициной и служением Богу. Духовным лицам запрещаются занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется также и охота, неизбежно связанная с пролитием крови.
во-вторых, некоторые его взгляды и высказывания были не совместимы с христианством. РПЦЗ имела сомнения в его канонизации и вполне объективные.
"...Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному стою? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством. У нас нет никаких поводов к вражде против правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в ее внутренние дела. Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма, но это не мешает нам видеть все то доброе, полное великой социальной правды, что дал нам наш новый государственный строй, и с чистым сердцем приветствовать его". [Архиепископ Лука. К миру призвал нас Господь // ЖМП, 1948, № 1]
И это в те годы, когда Сталин усилил гонения на церковь. Был новый виток гонений на священнослужителей в 1947-52 годах.

Псаломщик 18.11.2014 в 12:02:09

иванов вано 18/11/2014 в 11:09:46
***Псаломщик, вам ничего не надо на самом деле. Вы пребываете в сергианской ереси. Митрополит Сергий Старгородский канонически не легитимен, ибо Кесарь его сделал патриархом в угоду своей власти. Информации достаточно в сети. Хотите - ищите. Когда уничтожали его братьев по вере митрополит Лука писал, что в СССР нет никаких гонений на Церковь. ***
Я так понял, что Вы зашпрехались, и вместо "митрополит Сергий" написали "митрополит Лука" (который к тому же был архиепископом)? Вообще-то это отдельная тема. То, что митр. Сергий сделал такое заявление, имело свои причины. Но речь шла у нас не о митр. Сергии, а о св. Луке Войно-Ясенецком. Вы так и не привели никаких конкретных дифирамбов, которые он пел Сталину. Можно прогнать любую ложь (что Вы и делаете, по видимому), и сослаться на то, что информация есть в сети. Приведите хоть один дифирамб, иначе опять вынужден буду обвинить Вас в клевете.

иванов вано 18.11.2014 в 11:09:46

Псаломщик, вам ничего не надо на самом деле. Вы пребываете в сергианской ереси. Митрополит Сергий Старгородский канонически не легитимен, ибо Кесарь его сделал патриархом в угоду своей власти. Информации достаточно в сети. Хотите - ищите. Когда уничтожали его братьев по вере митрополит Лука писал, что в СССР нет никаких гонений на Церковь. После подписания бывшим митрополитом Российской Православной Церкви Сергием (Страгородским) так называемой Декларации, жиды умучили сотни тысяч человек, а может и миллионы. Как Иуда (Искариот) в момент предательства перестал быть в числе Апостолов, так и Сергий перестал быть Епископом - Апостолом.

иванов вано 18.11.2014 в 10:53:52

самое ужасное, что отсутствует во многих современных православных - это не способность понять одну простую истину. поездки на богомолье, щедрые пожертвования, соблюдение постов, молитвы, участие в Богослужениях, исповедь и причастие, знания богословских истин, Святых отцов, и вообще, богословский интеллект, отнюдь не отменяют христианского отношения к живым людям. что это? тотальное поражение душ? дефекты воспитания? или тот духовный плод, который РПЦ МП приносит сейчас?

Псаломщик 18.11.2014 в 01:29:29

на иванов вано 17/11/2014 в 23:32:57
Я так и понял, что о св. Луке, поскольку святые Иоанн Восторгов и Николай Японский никаких дифирамбов Сталину точно не пели и не могли петь, ибо даже не дожили до тех времен. Почему вы сделали вид, что я назвал только имя св. Луки? Как-то нечестно с Вашей стороны. Я назвал три имени святых, которые учили о патриотизме (кстати, могу еще назвать), а Вы, как говорят в народе, включаете дурочку, и делаете вид, что речь идет только о св. Луке. И то, что Вы столь неуважительно относитесь к великому святому, не делает Вам чести. (Я все более понимаю, что вы - враг Церкви. Вы вот заявили мне: "отец Даниил горел и погиб как мученик за веру. а вы горите? или коптите? еще и покойного осуждаете... неужели не стыдно?" Кстати, здесь Вы наговариваете на меня, ибо я вовсе не осуждал о. Даниила. Разве я назвал его негодяем? Разве высказал к нему неуважение? Нет. Я всего лишь сказал, что не согласен с тем, что нехристиане для нас - чужие, и Евангелие и Златоуст это подтверждают. Почему я должен стыдиться того, что я являюсь единомышленником Златоуста, а не о. Данила Сысоева? Зато сами высказали столь презрительное отношение к великому святому. Мне неизвестно, какие он там дифирамбы Сталину пел. Кстати, не могли бы просветить меня, какие дифирамбы Сталину пел св. Лука? Только, пожалуйста со ссылками на надежные источники, а не на клеветнические измышления всяких там "истинно-православных"). Мне известно, что он был великим подвижником, и мужественным исповедником Христа. Неужели Вам не стыдно?

иванов вано 17.11.2014 в 23:32:57

святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - вот о ком. я свое мнение высказал. можете наплевать на него. но Христос призывал нас любить ЛЮБОГО. даже иноверца. задача труднейшая. но главное - стремление. вектор. я не чужд привязанности к земному, в том числе и к русской литературе, русской культуре, русскому языку, но я понимаю, что это все земное, временное. не нужен христианину никакой патриотизм, если есть заповеди. зачем нам учение человеческое, если есть Божественное? если завтра я умру, Бог спросит меня о моих личных грехах, а не о любви или нелюбви к Китаю или к России...Бог творец великих миров, бесконечных, неведомых и великолепных, зачем низводить Бога до уровня какой-то земной страны, которая словно пыль для него? Которая сегодня есть, а завтра лишь история. Роса на траве, дым над водой...

Псаломщик 17.11.2014 в 22:50:16

на иванов вано 17/11/2014 в 22:01:28
Ааа, так Вы не уранополит?!! А я-то никак в толк не возьму, почему это Вы не цитируете Святых Отцов? Обычно уранополитики для оправдания своей антихристианской идеологии стараются цитировать Отцов, вырывая их цитаты из контекста, впрочем.
***у вас свое мнение ЕСТЬ? не чье-то, а ваше мнение у вас имеется? меня вообще не интересует мнение человека, который пел дифирамбы Кесарю - кровавому убийце Сталину.***
Ну, знаете, какой-нибудь безбожник может Вам сказать точно также: "У Вас свое мнение есть? Не то, что написано в Евангелии, не то, чему учил Христос, а свое?". Так вот, отвечаю Вам, что у меня есть свое мнение, и оно по большей части совпадает с мнениями известных мне святых. Но их мнение более интересно для окружающих, чем мое, ибо я человек незначительный, поэтому я стараюсь цитировать их. Но мне вот что интересно (хотя после "второго господина" у меня пропал интерес с Вами спорить, и Ваши потуги придать расширительное значение этому понятию весьма неубедительны, и весьма похожи на демагогию в том значении, в котором это слово понимают полуобразованные полуинтеллигенты): Вы дерзнули сказать, что Вам неинтересно мнение человека, который пел дифирамбы Сталину. Вы о ком сейчас это сказали?

иванов вано 17.11.2014 в 22:01:28

а я не сторонник уранополитизма, как и не сторонник "социальных концепций". мне все равно, что вы думаете на самом деле обо мне. я все-таки постараюсь вам разъяснить, хотя вы сопротивляетесь и превозноситесь. при этом, вы по существу вообще ничего не говорите.:) а все ссылки на кого-то. у вас свое мнение ЕСТЬ? не чье-то, а ваше мнение у вас имеется? меня вообще не интересует мнение человека, который пел дифирамбы Кесарю - кровавому убийце Сталину. в отличии от вас. вы правы. но я вам кое-что скажу напоследок. логические связи вы в состоянии узреть? насчет второго господина - вы слишком узко интерпретируете это понятие. а между тем, именно из мира лежащего во зле (мира нехристианского) исходит корень всех зол - сребролюбие. и именно у Кесаря два бога - Деньги и Власть. и одно невозможно без другого. и именно Кесарь возглавляет земное отечество, о котором вы радеете. и служа Кесарю, вы безусловно помогаете служить ему его богам. не надо придумывать то, чего нет.
нет такого понятия христианский патриотизм - это лишь попытка заигрывать с государственной властью. еще раз повторю - невозможно любить неконкретного человека, того, кого ты никогда не видел, и не знаешь. любой национальности. это возможно только Богу. некоторые святые сподобились стать преподобными. посему ЛЮБОВЬ К НАРОДУ - это мифология. да и не любите вы никого на самом деле, вот что самое ужасное. никаких абстрактных англичан или евреев. да и русских никаких вы не любите. ко мне уничижительно относитесь. разве нет? только потому, что я ваши взгляды не разделяю. именно так... а любите вы свои косные фарисейские взгляды и любите схемы и шаблоны, которые вам вышестоящие фарисеи выдают для жизни. но нету в вас жизни никакой вообще...
отец Даниил горел и погиб как мученик за веру. а вы горите? или коптите? еще и покойного осуждаете... неужели не стыдно?

Псаломщик 17.11.2014 в 20:47:33

Образованием я действительно похвастать не могу. Хотя и у Вас не увидел особой образованности. Я привел Вам определение слова "демагогия", а Вы мне даете определение, бытующее в разговорной речи полуобразованных полуинтеллигентов.
То, что для Вас "Основы социальной концепции РПЦ" - не авторитет, я знаю. Уранополитики не любят сей документ. Но я, указав на ОСК, всего лишь указал, что на самом деле означает христианский патриотизм. Определение из ОСК вполне соответствует тому, о чем говорили святые Николай Японский, Иоанн Восторгов или Лука (Войно-Ясенецкий). Но, видимо, святые, учившие о патриотизме, тоже неавторитетны для Вас.
Вы заявляете: "Евангелие я знаю отлично, потому как вы даже притчу о добром Самаряние не желаете понимать". Это очень самонадеянно с Вшей стороны, и очень нескромно, выдавать своим познаниям столь высокие оценки. Хорошо хоть не "превосходно". Насчет притчи о самарянине сказано в обсуждаемой статье Т. Давлетшина. Она как раз говорит против уранополитов.
Вот с чего Вы взяли, что мне наплевать на другие народы, и что я считаю людей других национальностей чужими? Я никогда не говорил, что евреи или англичане для меня чужие. А вот о. Даниил Сысоев говорил, что нехристиане для него чужие. Хотя милосердный самарянин был не только иноплеменником, но и иноверцем для иудея.
А Евангелие Вы точно не знаете, ибо не знаете, что в нем означает "второй господин". Даже как-то неинтересно с Вами спорить после этого. Не потому что не знаете, а потому что даже после того как Вам указали на ошибку, продолжаете превозноситься и заявлять себя знатоком Евангелия.

иванов вано 17.11.2014 в 20:40:07

вы‹ любит‚е википедии, словари и спр€авочники... от‚лично. патриотизм есть люŽбовьŒ и преданностьŒ к отечеству и готовностьŒ подчинить его интересам свои ч‡астные интересы, стремление служить его интересам. это ещ‰е главны‹й вр€аг Цер€кви писал - В’.Ș. Ленин. :) патр€иот‚изм лишьŒ уƒважит‚ельно относится к другим народам. всего навсего. а Христос говорит, что мы должны поступать как добрый Самарянин. вашˆи или мои интересы, как христианина, есть стремление служить и служение исключительно Богу, и исполнение Его заповедей, не различая времена и нравы‹, нации и власти. так вот‚ - отечество земное есть царство мира сего во главе Кесарем, а мир лежит во зле. мы призваны любить ЧЕЛОВЕКА, а не абстрактные понятия НАРОД и СТРАНА. наше отечество на небесах, и подчинятьŒ свои лич‡ные интересы миру сего есть предательство Христа. зач‡ем византизм с его цезарепапизмом на восточный лад выдавать за учение Христа?

иванов вано 17.11.2014 в 20:10:30

Основы социальной концепции РПЦ я читал и считаю, что этот документ уже говорит о какой-то другой религии. Наверное, иудео-христианством ее можно назвать.
Процитирую Ключевского. Василия Осиповича. Более 100 лет назад он это написал, а актуально до сих пор. "Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта. Их спокойствие и философское самообладание есть не что иное, как окаменевшее и заделавшееся в монументальные рамки самообожание. Пахнет не только изо рта, но и из сердца... Они эксплуатировали все свои права и атрофировали все свои обязанности. Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на художественные пустяки. Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу... Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела черной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает ее своей чернотой... Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней с благословляющим кукишем на улице, простоволосая с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя.."
Для меня сочетание "основы социальной концепции" - дикость. И то, что там написано к христианству имеет отдаленное отношение. Любить какой-либо народ скопом на уровне Бога - безумие. Любить или не любить конкретную страну - аналогично. Я люблю, например, всякую страну, ибо во всякой стране живут ЛЮДИ, созданные по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ БОЖИЮ. Человек не может любить абстрактные категории. Он может любить ближнего своего, а национальность ближнего не имеет значения. О чем и сказано в притче о добром Самарянине. У меня нет ближнего и дальнего, своего и чужого народа. А если у вас это есть, стало быть вы иного Духа. Евангелие я знаю отлично, потому как вы даже притчу о добром Самаряние не желаете понимать. И вы в первую очередь собираетесь любить свой народ, а о других народах вы и думать не хотите. Это не христианство. Это другая религия. Иудаизм говорит о том, что надо любить прежде всего ЕВРЕЕВ, а другие народы уже имеют иной статус. Читайте Евангелие и откроете там много нового. Может перестанете быть фарисеем.
Христианский патриотизм - это безумие. Потому что Христианство космополитично по своей сути. А вы хотите вогнать его в узкое ложе фарисейства.

иванов вано 17.11.2014 в 19:56:18

целую статью из википедии процитировали. ну, раз у вас с образованием проблемы, и вы не всегда можете понимать прочитанное, то я хочу вам разъяснить, что демагогия в простом ее понимании - это выдавать ложные представления о действительном положении дел. что вы и делаете. :)

Псаломщик 17.11.2014 в 19:03:22

иванов вано 17/11/2014 в 09:13:16
Во первых, уважаемый вано, я вынужден обвинить Вас в клевете. Или в невежестве. Вы обвинили меня в демагогии. Демагогия (др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде. Вы что, всерьез полагаете, что я, ткнув свой коммент, заискивал перед народом, для достижения своих политических целей? Вы всерьез полагаете, что я из псаломщиков мечу в депутаты? О какой демагогии может идти речь, если я сам засомневался, имеем ли мы право говорить о еврейском патриотизме Христа, ведь у Него была Миссия спасти человечество?
Во-вторых, Вы, конечно, можете превозноситься перед скромным псаломщиком в своих знаниях истории. Возможно, вы ее знаете лучше меня, а также святых Иоанна Восторгова (замечательного знатока истории, между прочим) и Николая Японского, поскольку являетесь доктором исторических наук. Но Евангелие Вы точно не знаете. Ибо служение двум господам - немного другое. Второй господин - это маммона, бог богатства, а никак не собственный народ.
В третьих, патриотизм - никакое не служение Кесарю. Это любовь к своему народу. Именно так понимали сие слово наши святые. А согласно Основам социальной концепции РПЦ христианский патриотизм есть одна из форм служения ближнему. Я не говорю, что единственная, есть другие формы. Но есть и эта, и мы не должны ее отвергать как нечто чуждое. А Христос учил любить ближнего и служить ему.

иванов вано 17.11.2014 в 09:13:16

Псаломщик - так вот я вам отвечу, что никаким патриотом Христос не был. А ваш ответ чистой воды демагогия. Если бы вы знали историю, то поняли бы, что древний иудаизм на момент прихода Христа, был очень похож на сегодняшнее русское православие. А именно - это было НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЕ учение. С упором на национальность. А религия должна была служить национальным идеям. А во Христе нет ни эллина, ни иудея. Христос не был никаким патриотом. Поскольку патриотизм - это служение КЕСАРЮ в чистом виде. И любые оправдания служения двум господам - это лицемерие и фарисейство. Читайте Евангелие - это наш ДОГОВОР с Богом. Это первоисточник. Когда он ещё говорил с народом, его мать и братья встали на улице, желая поговорить с ним. Один человек сказал ему: «Твоя мать и твои братья стоят на улице и хотят поговорить с тобой». Тогда он спросил говорившего: «Кто моя мать и кто мои братья?» — и, указав рукой на своих учеников, сказал: «Вот моя мать и мои братья! Кто исполняет волю моего Отца, который на небе, тот мне и брат, и сестра, и мать».
Что касается святителя Николая Японского, то он может иметь любое мнение. И его мнение может быть для вас авторитетным, а для другого - нет. Святость не отменяет возможности ошибаться или иметь грехи. К тому же он жил в эпоху Православного Царства. Какое бы оно ни было, но все-таки по внешности и иногда по сути таковым являлось. Не может быть у христианина особой любви к русским, и какой-то другой - иной к китайцу. Если у человека есть божественная любовь, то он не выделяет национальности. Для вас Господь расказал притчу о добром самарянине. Прочтите ее, и поймите, в чем ваше заблуждение.

Псаломщик 16.11.2014 в 20:53:19

иванов вано 16/11/2014 в 16:22:11
***вопрос - патриотом какой страны был Господь наш Иисус Христос? ответ: ?***
Вообще-то я не уверен, что вы Вы задали корректный вопрос. Все-таки Христос есть истинный Бог, и пришел спасти все человечество. Но с другой стороны Он был и человеком, и евреем по национальности. И точно также как Он любил особенной любовию Свою Мать (и так называемого отца - Иосифа, думаю, тоже), то вполне вероятно, что и еврейский народ он любил особенной любовию. Не берусь утверждать, что я прав, но вот святые Иоанн Восторгов и Николай Японский именно так считали.
Свмч. Иоанн Восторгов: "Почему же нужно запрещать патриотизм? Дают жалкий и лживый ответ: "Патриотизм есть человеконенавистничество". Но разве, в самом деле, патриотизм есть ненависть ко всем народам, кроме своего? Разве Спаситель, плакавший о родном Иерусалиме, не любил всех людей?" Слово в день преподобного Сергия 5 июля 1907 года. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/russiaprayer/1.html
Св. Николай Японский: "Любовь к Отечеству есть святое чувство. Спаситель освятил это чувство Своим примером: из любви к Своему земному Отечеству Он плакал о бедственной участи Иерусалима". Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 29 февраля /13 марта 1904. Воскресенье Крестопоклонное. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

иванов вано 16.11.2014 в 16:22:11

вопрос - патриотом какой страны был Господь наш Иисус Христос? ответ: ?

Псаломщик 13.11.2014 в 23:58:11

Кокорину.
Насчет мученичества не знаю. Еретики монтанисты так вообще к мученичеству стремились. И, кстати, их ересь не сразу осознали. И другие раскольники и еретики. И преуспевали в этом. А то, что учение о. Даниила прямо расходится с тем, что излагали наши святые - факт.

Кокорин 13.11.2014 в 23:28:18

Слова горящего в Духе одномоментно лечат наши какие-то мышлизмы, возвращая к Евангелию, и остужают как холодный душь нашу горячность, привязанную к политике, и затрагивают струны душевные и человек понимает откуда дерзость и сила говорящего. А ошибки бывают у всех. Опять же не увлекайтесь вырванными цитатами у о.Даниила, контекст очень важен. Отец Даниил не фанатик и не ненавистник. А некоторые моменты усиливал шокируя - так легче доходит. И думаю он патриот - не квасной или политический, а сначала уранополитический, а потом уже патриот мирской (хотя свой мирской патриотизм приравнивал к 0 отдавая своё время без остатка на служение). Отдавая свой патриотизм уранопалитству, у него не оставалось времени на мирской патриотизм. Он звал к Горнему и зовёт в своих книгах и проповедях. И смелость его кажется нам безрассудной. Он жил Христом и Господь его крестил мученичеством.

Псаломщик 13.11.2014 в 22:45:33

Кокорин 13/11/2014 в 21:37:35
**Где рамки, когда умеренный патриотизм переходит в неумеренный и далее в нацизм?**
Опять 25. Точно также можно сказать, что иногда православные неофиты (и не только) впадают в болезненную религиозность, ненавидя всех нехристей и даже единоверцев, но недостаточно ревностных. Где рамки, когда религиозная ревность переходит в религиозный фанатизм?

Кокорин 13.11.2014 в 21:37:35

Отец Даниил старался приводить ко Христу не только русских. Сам он татарин, покрестил много мусульман, поэтому теме, что Православие в России именно русское, старался нивелировать для других народностей, имевших препятствие войти в Церковь. Иногда патриотизм приводит к разжиганию кровей в человеке и Бог уходит на второй план. Поэтому иногда православные неофиты впадают в некую болезнь - болезненный патриотизм. Где рамки, когда умеренный патриотизм переходит в неумеренный и далее в нацизм? Где рамки полезности умеренного переходящего в усиливающийся патриотизм разрушает мир души. Всё в Евангелии: Прежде ищите Царствия Небесного.

Псаломщик 18.10.2014 в 22:03:50

Никто не спорит, что патриотизм не будет иметь значения в вечности, как в настоящей жизни. Там многое не будет иметь значения. Например, не нужно будет заниматься благотворительностью, так как не будет ни нищих, ни больных. О. Даниил, конечно, важную тему поднял. Только не следовало ему отвергать патриотизм, идя, по сути, против Церкви, прикрываясь тем, что он якобы идет за Святыми Отцами. В своей статье «Уранополитизм и патриотизм" он заявил: "...наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества – небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков, что противоречит принципу преп. Викентия, “Предание – то, чему верили все, всегда и повсеместно”» http://rusobschina.ru/2010-08-25-19-02-38/2623-2013-08-03-11-24-11.
На самом деле святые двух последних веков, говорившие о патриотизме в положительнейшем смысле не так уж редки (а в отрицательном – ни одного, и ни в одном веке). И, конечно же, для того, чтобы утверждать, что эти "редкие святые" противоречили Преданию, нужно иметь очень большое дерзновение.

Василий 12.10.2014 в 18:29:38

Патриотизм как одно из чувств и приложений мира сего наверное в вечности не будет иметь такого яркого значения как в настоящей жизни. Все должно в вечности заменить свет Христов. Кто к чему будет стремится, то и получит. Чем больше в душе Христа тем, лучше для спасения. Священник Даниил Сысоев поднял очень важную тему Небесного Отечества. Он поднял эту тему неспроста. Сейчас даже и церковь начала активно идти в ногу с миром, забывая о Христе. Знаем слова спасителя: Я не от мира сего. Мисионерство как один из способов проповеди Христовой отошло на второй план. Этим занимаются только сектанты. Одни богослужения и требы. Этого мало. Древняя церковь находясь в молитве постоянно занималась проповедью и благотворением. От дел твоих оправдаешься или накажешся. Христос ясно сказал: Кесарю кесарево, Богу Божье. Да, мы должны быть законопослушливыми гражданами Отечества, но прежде всего быть Христовыми и это наша цель жизни.

Псаломщик 08.10.2014 в 00:19:29

В статье приведены слова св. Григория Богослова: «Письмо к Софронию 26. К нему же (108)», в котором святитель просит покровительства Евдоскию, сыну ритора Евдоксия: «Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина...». И противоречащие этому слова о. Даниила Сысоева: «Я люблю мать мою, Анну Мидхатовну, еще больше люблю Пречистую Богородицу, но из этого никак не вырастает любовь к абстракции “родине”».
То же утверждают и другие уранополитики. О. Алексей Шляпин: "Например, с какой стати патриоты земную родину называют «матерью», тем самым искусственно пристраивая её под покровительство 5-й Заповеди? Слово Божие не даёт оснований для этого. Мать – конкретный человек. А «родина» – понятие абстрактное, неопределённое, многосоставное. Сравнение «родины» с матерью – некорректно и безосновательно. Моя земная мать – это никакая не «земля», не «страна», не «Россия». Это вполне конкретная женщина. Которую я люблю и чту и помню 5-ю Заповедь. С какой стати я должен землю, или страну, или Россию считать или называть своей «матерью»?! Это идеологическая фантазия". http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
И скандально известный Энтео (Дмитрий Цорионов): "Кому Родина - мать, тому Бог не отец". http://vk.com/public33491903?w=wall152509857_135477

Сельскiй бригадиръ 06.10.2014 в 00:56:11

Из Основ социальной концепции РПЦ:
«Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание... Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в "мире сем", который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13)».
Как сочетается учение священника-уранополита Даниила Сысоева с учением РПЦ о патриотизме, зафиксированном в Социальной концепции? Не является ли его учение некой зарождающейся ересью?
Уранополитизм – идеология о.Даниила Сысоева – не есть христианство, ибо в сем учении о.Сысоева отсутствует понятие Креста: "мы, уранополиты, уже граждане Неба, и потому можем обо всём судить с точки зрения Бога!" А на Небо без Креста пути нет!
Уранополитизм – своеобразное сотериологическое монофизитство с элементами адвентизма, гностицизма и смердяковщины. Ведь кроме приведенного сообщения у него есть много и других, мягко говоря, оригинальных высказываний, достаточно почитать его ЖЖ. Например:
«Патриотизм, как и любая ложная идеология не приносит пользу человеку ни в этой жизни, ни в будущей. Обычная игра дьявола» «уранополит всегда радуется, ибо его беззакония покрыты и грехи прощены» (с) свящ.Д.Сысоев.
«Наше поколение в массе своей лучше того, которое воевало во 2 Мировой войне» (с) свящ. Д.Сысоев
«Я не возмущаюсь глобализацией, потому что она открывает поле для всемирной проповеди» (с) свящ.Д.Сысоев
«Патриотизм, как и любая ложная идеология не приносит пользу человеку ни в этой жизни, ни в будущей. Обычная игра дьявола» (c) cвящ.Д.Сысоев
http://pr-daniil.liv...tml?replyto=1187324
Был задан такой вопрос о.Д.Сысоеву:
«Интересно, а Александр Сергеевич кем был патриотом или уранополитом?
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Отец-уранополит ответил:
«Конечно, Пушкин будучи масоном естественно был и патриотом. Все таки именно масоны изобрели эту идеологию. НЕ случайно, что главным лозунгом Фрацузской революции был "за отечество". А по сути стихотворения разница между патриотами и ураноплитами такова. Уранополиты любят Новый Иерусалим, а патриоты - родное пепелище. Уранополиты - любят бессмертных отцов, которые воскреснут во плоти и сейчас живы у Бога, а патриоты - отеческие гробы».
http://pr-daniil.liv...ad=1072997#t1072997
А вот ещё из учения уранополита о.Сысоева:
«Православным важно беречься от общения с коммунистами, НЕ ЕСТЬ С НИМИ и тем более не дружить с ними. Они заражены проказой дьявола. И если они не раскаются в бесовской зависти, то и нас с вами они этим заразят».
http://pr-daniil.liv...rnal.com/63616.html

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс