Богородица

Актуальные статьи

О подготовке ко Святому Причащению

8.04.2019

Об исповеди перед Причастием

Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам и к мирянам.

Известно святоотеческое изречение: “Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песок морской”. Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал. И так по духовной лестнице восходит от силы в силу.

Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя) значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: “По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11,27–30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: “Да не в суд или в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи”. Например, апостол Иуда причастился и тут же вошел в него сатана.

Вообще на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима. Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись, исключительно потому, что это праздник: “Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами” (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401–413).

Святитель Григорий Палама в проповеди “О Святых и Страшных Христовых Таинах” пишет: “Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, … мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам”.

Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: “Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием. Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме (Лествица, слово 4-ое, гл. 53)” (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60–61).

Нынешним же сторонникам причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: “Cохранивший себя от грехов смертных, не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. «Ин суд человеческий и ин суд Божий», сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности” (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55).

И еще: “Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния” (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).

Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться и, в особенности, кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения. Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом.

Святитель Феофан Затворник, также как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: “Кто проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила. Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: «прощаю и разрешаю», вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству” (Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал “Домашняя беседа”. Спб., 1868, № 9–15, с. 22–50).

И еще: “Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться” (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).

О частоте причащения

Вообще современная тенденция частого причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.
Поэтому, ни частое причащение ни спасет, ни редкое ни погубит. Исповедоваться и причащаться можно и часто и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их “не был достоин весь мир” (Евр. 11,38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась “на воздусе”.

Поэтому можно и должно поощрять к частому причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.

Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.

О посте перед Причастием

На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию соблюдшему только евхаристический пост. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.

Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила о запрете поста в субботу, разрешается 55-м и 56-м правилами Трулльского Собора. 55-е пр. подтверждает 64 ап. пр. о запрете поста в субботу, а 56-е запрещает во время поста вкушать закалаемое и произведенное от него: сыр и яйца. О рыбе здесь не говорится, так как правило обращено к армянам, которые рыбу постом и так не вкушали, считая ее более скоромной, чем сыр и яйца (Зонара, Аристен, Вальсамон). Какое же тогда содержание имеет понятие поста в 64-м ап. пр. и 55-м пр. Трулльского Собора? Епископ Никодим (Милаш) в толковании на 64-е ап. пр. пишет: “Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель”. При этом, и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания.

В связи с этим документ, предложенный на обсуждение, очень своевременен и хорош. Я бы только убрал фразу: “В отдельных случаях, с благословения духовника, мирян, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением”. Как уже отмечалось, сказать на исповеди всегда что-нибудь найдется. Причем много времени это не займет, так как речь идет о постоянно исповедающихся.


Протоиерей Михаил Редкин
, настоятель Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

От редакции: Почему современные обновленцы считают невозможным говение перед причащением: тем самым якобы нарушаются 64-е Апостольское правило и 18-е правило Гангрского Собора, запрещающие поститься в субботние и воскресные дни. В отношении толкований канонических правил современные обновленцы поступают так же, как протестанты в толковании Священного Писания. Совершенно не интересуясь, как эти правила истолковывали авторитетные канонисты (напр.: Феодор Вальсамон, Никодим (Милаш) и др.), они сами начинают толковать их, вырывая отдельные фразы, не соотносясь с общим контекстом, историзмом и основным назначением того или иного канонического правила. С таким подходом к толкованию канонов можно доказать либо опровергнуть любую бредовую идею, выгодную для реформаторских целей. Действительно, 64-е Апостольское правило и 18-е правило Гангрского Собора отменяют пост в субботние и воскресные дни (кроме Великой Субботы). Но понятие «пост» в древности имело несколько иное значение, нежели сегодня. В первые века христианства под словом «пост» подразумевалось вообще невкушение какой-либо пищи. Древние монахи-отшельники для того, чтобы не нарушить постановление Церкви в этом вопросе, употребляли по субботам и воскресеньям немного фиников, дабы эти дни не стали постными. Так же Типикон в 48-й главе (под 25 декабря, 2-е «зри») указывает на отмену поста в Рождественский сочельник, если он приходится на субботу или воскресенье. Но разрешает только немного хлеба и вина, чтобы опять-таки эти дни (суббота и воскресенье) не были постными. Но это отнюдь не означает разрешение на мясо и молоко, как некоторые неверно толкуют эти правила. В современном же понимании слово «пост» означает воздержание от скоромной пищи (мясо, молоко, иногда и рыба), но не полное воздержание от пищи, как это было в древности. На этом сравнении видно, насколько в аскетическом отношении современные христиане отличаются от древних.

Итак, пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово «разрешение» выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четыредесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей – отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).

Таким образом говение перед причащением в воскресный день должно включать отказ от скоромной пищи и в субботу, ибо никакого нарушения 64-го апостольского правила тем самым не будет. Если же понимать 64 апостольское правило как запрет на воздержание от скоромной пищи, то разговение происходило бы каждую субботу Великого поста.



См. также по теме:

Николай Каверин. Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

Протоиерей Вадим Леонов: «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»

Михаил Новоселов. О практике «общей исповеди»

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Роман 10.04.2019 в 22:21:50

Хорошая статья практически и добавить нечего. Покаяние, что это, это плач души, в это время душа как бы отделяется от тела и смотрит со стороны на то, что она сотворила в миру, а раз так, как же тогда она отделится духовно, когда пресыщено всякими делающее дебелым тело яствами, цепко удерживает душу в страстных помыслах желаний, покаяние не сможет быть чистым, правильным, не примется Богом, и как после этого можно приступить к причастию? Пост и покаяние неотъемлемы от причастия, лукавый это знает, поэтому забивает клинья с помощью прельщенных им модернистов, и если народ исповедуется прямо во время литургии, разве может он помешать духу покаяния всем остальным и даже наоборот помогает всем остальным не забывать о покаянии до самого последнего святого момента, когда человек обновляется.

Сергей 09.04.2019 в 11:23:40

"В отношении толкований канонических правил современные обновленцы поступают так же, как протестанты".
Так они и есть протестанты "восточного обряда". Как и их западные "учителя" они имеют глубокую, искреннюю, непоколебимую веру в свои собственные "тараканы". Самопоклонничество - их единственный догмат. Боюсь, это неизлечимо.

Лидия 08.04.2019 в 17:11:07

Спасибо за очень полезную и содержательную статью. Исповедь, действительно, словно генеральная уборка для души. Если все прошло по-настоящему, искренне и честно, с покаянием, сразу возникает чувство легкости и чистоты. И ждешь Причастия как самого главного чуда - дерзновенного и трепетного соединения с Богом.

Марина 15.11.2013 в 11:40:52

Понятно, зачем неообновленцам так восставать против исповеди. Как говорят опытные священники, это делается затем, чтобы духовно обезглавить приходы. Прав отец Михаил, всегда на исповеди есть что сказать. Уже в день Причастия я начинаю записывать свои отступления от заповедей. А в последующие дни после Причастия эти отступления как снежный ком растут. Фактически исповедоваться можно каждый день. Причастие дает силы на борьбу с грехами, которые ты исповедовал. Много раз я убеждалась в великой силе исповеди и Причастия. Каялся, каялся, смотришь, а страсть то ослабла, уже и забыл какие страдания претерпел. 6 лет как произошло моё воцерковление, и только недавно я заметила изменения в духовной жизни.

прот. Алексий Касатиков 11.11.2013 в 19:58:53

Благодарю автора и редакцию за публикацию этого и подобных материалов! Остаётся только сожалеть об удивительной настойчивости, даже навязчивости тех, кто вопреки всякой очевидности продолжает уверять, что предлагаемые ими нелепости якобы соответствуют учению Православной Церкви. Они, я думаю, прекрасно знакомы с аргументами, приведёнными в этой и других статьях на эту тему. Остаётся предполагать в них или высочайшую степень безумия, либо, что ещё хуже - крайнюю злонамеренность, направленную на то, чтобы разрушить спасение многих, совершающееся через послушание Церкви, через выполнение всех её установлений. Да не достигнут безумцы сии своих губительных целей, да сохранит Господь Церковь Свою, как Он и обещал даже до скончания века.

Вера Н. 11.11.2013 в 19:02:24

Спасибо редакции и за публикацию данной статьи, и за комментарий. Обратите внимание еще и на следующее. Сейчас с невиданным размахом в центральных СМИ (в т.ч. на 1 канале ТВ) рекламируются всякие колдуны - "экстрасенсы", "ясновидящие", "целители" и т.п. Многие из них выдают себя за "православных", и не только используют на своих "сеансах" церковную атрибутику (иконы, лампады, свечи), но и посылают своих клиентов (в т.ч. некрещеных) в многолюдные храмы причащаться - без исповеди, тихонько пристроившись в большую очередь. Не исключено, что среди наиболее активных противников исповеди перед Причащением не только обновленцы, но и адепты таких колдунов.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс